Для чего люди постятся
Почему люди постятся?
Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.
Диакон Павел Сержантов
Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.
Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.
Спор об аскезе
На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.
На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.
Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.
Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.
В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».
Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.
Смысл поста на поверхности
Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.
Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:
– Мам, дай попробовать…
– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.
Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.
Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).
Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.
Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.
Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Пост — то есть полное или частичное воздержание от употребления определенных продуктов или пищи вообще известен издревле и существует во всех религиях без исключения. Зачем он нужен? Есть хорошая русская пословица: «сытое брюхо к учению глухо».
Еще давным-давно люди заметили, что обильная пища и гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной концентрации, расслабляют, делают человека невосприимчивым к тонким материям. Плоть начинает властвовать над духом, подавлять его, в людях берет верх животное начало. И тогда для пробуждения духа и обуздания плотских страстей был придуман пост — сознательное ограничение себя в еде, напитках и житейских удовольствиях.
Ряд отцов Церкви небезосновательно говорят даже о божественном происхождении поста, ссылаясь на то, что уже в раю Адам и Ева получили от Бога одну единственную ограничительную заповедь — не вкушать от древа познания добра и зла. «Пост узаконен в раю, — писал святитель Василий Великий. — Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания».
В Ветхом завете пост был очень строгим, подразумевал полный отказ от пищи и мог длиться от нескольких часов до нескольких дней. Посты предваряли национально-религиозные праздники и памятные даты, связанные с трагическими событиями в истории Израиля — например, разрушением Иерусалима вавилонянами. Пост мог вводиться и в некоторых особых случаях, для духовной мобилизации народа после наступления или, наоборот, для предотвращения бедствий и несчастий. Так, услышав проповедь пророка Ионы о грядущей гибели Ниневии, ее жители «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион. 3:5). Наконец, в Библии описываются индивидуальные посты — наиболее известен пост пророка Моисея, который он держал сорок дней перед тем, как принять от Бога десять заповедей.
Во всех этих историях гастрономические ограничения выступали не самоцелью, но средством для духовного очищения и преображения постящихся. О том, что физический пост должен находить свое выражение в духовно-нравственном улучшении человека, устами пророка Исаии говорит Сам Господь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6-8).
Из Ветхого завета пост перешел в новозаветную эпоху, где его духовная сторона стала еще более важной. Уже в начале Своего земного служения Иисус Христос в нагорной проповеди предостерегает слушателей от формального, внешнего воздержания, которое к тому времени было уже довольно распространено среди фарисеев, отличавшихся показным благочестием. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, — говорит Он, — ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Господь подчеркивает, что физические лишения и ограничения поста не имеют смысла без духовных усилий, молитвы и покаяния.
Отношение к посту как средству духовного очищения пронизывает всю христианскую аскетику, которая рассматривает пост как необходимое духовное упражнение для христианина. Не случайно в православии количество постных дней в году колеблется от 174 до 212, а помимо многодневных существуют однодневные посты в среду и пятницу. Их цель — сделать человека лучше, иначе они просто бессмысленны. Очень хорошо пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».
|Читайте также:
«Решил наконец поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника
Говоря о дисциплине поста в современном мире, следует учитывать изменившиеся условия жизни и гастрономические предпочтения людей, особенно в благополучных странах. Если еще в недавнем прошлом мясным блюдам неизменно отдавалось предпочтение, то сегодня все больше людей отказываются от употребления мяса, а веганство становится модным трендом. В этой ситуации человек, лучше всего вместе со священником, который его хорошо знает, должен сам решить, какие ограничения он возьмет на себя и от каких привычных удовольствий откажется. Это может быть все что угодно — от обязательной утренней чашки кофе до просмотра любимого сериала. Важно понимать при этом, что воздержание в еде, отказ от развлечений и увеселений нужны не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, но чтобы помочь ему сосредоточиться на главном: молитве, покаянии, посещении богослужений, чтении духовной литературы, добрых делах.
Пост нужен не Богу. Он нужен нам, чтобы правильно выстраивать приоритеты. Пост помогает научиться подчинять желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Пост для человека — не более чем инструмент. Ограничивая плотские страсти, мы высвобождаем энергию для духовной жизни. Ослабив тело воздержанием от пищи, делаем свою душу более восприимчивой к общению с Творцом.
Зачем постятся христиане?
Ни в одном из своих посланий апостол Павел не призывает христиан поститься. Апостолы Петр и Иоанн также ничего об этом не говорят. Об этом (посте именно христиан) не сказано ни в одной книге Нового Завета.
И, тем не менее, вот уже две тысячи лет христиане постятся. Одним из самовыражений здоровой христианской церкви был пост. Каким бы устаревшим занятием ни казался пост в наши дни, пост, как запрос на Христову благодать, практикуется уже два тысячелетия.
Почему христиане, хотя им, в отличие от мусульман, не заповедано, все еще постятся? Во-первых, учение Иисуса на протяжении всех евангелий, в частности от Матфея, достаточно четкое. Показав пример лично (Мф. 4:2), хотя и не призывая к посту напрямую, Иисус дает указания о самом посте: «Когда вы поститесь» (а не «если», Мф. 6:16-17). Более того, говоря о том времени, когда Его последователи будут Им оставлены, Он говорит: «Тогда они будут поститься (Мф. 9:15, Мк.2:20, Лк. 5:35). И эти слова – не просто правило, а заповедь из уст нашего Спасителя, игнорировать которую по меньшей мере неразумно.
Ранняя церковь постилась
Словам Иисуса следует алгоритм поста, который мы встречаем в первой церкви по мере того, как читаем о её росте в книге Деяний. Один из значимых моментов поста происходит в Антиохии, когда начальники церкви «молились Господу и постились», прося Божьего водительства (Деяния 13:2-3): когда они постились, Дух Святой проговорил к ним: «Отделите мне Варнаву и Савла для труда, на который я их призвал». И они, снова помолясь с постом, возложили на них руки и отпустили их.
После этого в 14-й главе Деяний мы читаем о посте и молитве в каждой церкви: посещая города, в которых они обратили к Господу людей еще в первых миссионерских путешествиях, Павел и Варнава рукополагали старейшин в каждой церкви и с молитвой и постом посвящали их Господу, в которого поверили.
Зачем постятся Божьи люди
В Новом Завете мало сказано про пост, и, тем не менее, он важен. Там, где про него мало сказано, указываются ссылки на Ветхий Завет. Еврейские писания – не главное слово о посте, но они готовят нас к слышанию этого слова от Христа. Я насчитал 25 упоминаний поста в Ветхом Завете, и самыми значимыми выделил следующие три.
Внутреннее: выражение покаяния.
Первое и самое простое, при этом достаточно важное, что выражает пост – это покаяние. Обозначим его «внутренним», направленным на себя. Верующие понимают, что согрешили – не сделав что-то незначительное, а именно надолго оставшись в состоянии бунта против Бога – и приходят к нему за прощением.
Например, в 1-й книге Царств седьмой главе, народ Божий осознает свое прошлое и настоящее идолопоклонство (и руку Божью в их воспитании). Они решают прийти к Богу и заново «обратить сердца к Господу и служить только Ему». Под предводительством Самуила они собираются вместе и, постясь в знак покаяния, признают, что «согрешили против Господа». Точно также в 21-й главе 3-й книги Царств Ахав, хотя и «продав себя творить злое пред очами Господа», смирил себя постом, когда Илия укорил его, и Господу было угодно отложить надвигающееся наказание даже для такого злого царя. В книге Неемии в главе 9 мы видим, что народ Божий собрался для поста в рубище, исповедуясь и прося Бога о прощении. В книге Даниила в главе 9 – пророк видит, что подошел к концу срок изгнания и говорит: «Я обратил лицо свое к Господу Богу, ища Его и моля о милости с постом в лохмотьях и пепле». Он помолился Богу и исповедал пред Ним грех народа в надежде восстановления. И точно также Иоиль (первая и вторая главы книги Иоиля) призывает поститься ради покаяния и обращения к Богу от грехов своих – как было в Ниневии, когда люди поверили Ионе, хотя тот и не хотел их спасения. Они созвали всех для поста и оделись в рваные одежды – от мала до велика (книга Ионы глава 3).
Ветхозаветные святые часто выражали внутреннее покаяние Богу не только словами, но свидетельством о нём постом. Такой пост не был попыткой заслужить прощение, а обозначал степень их сожаления.
Внешнее: сопереживание обстоятельствам.
Когда выходит новый указ Амана (книга Есфирь, глава 4), Иудеи скорбели, постились и плакали, и многие из них сидели в рубище и пепле. Когда Давид в молитве говорит про предательство своим другом, он говорит, что они радуются о горе его, хотя он и смирил себя постом и горевал, когда те были немощны (псалом 34). В 68-м Псалме сказано, что Давид плакал и смирял свою душу постом не в покаяние, а потому что с ним плохо обошлись. И Ездра тоже был огорчен и постился не по причине своего греха, а потому что узнал, что святой народ смешался с народами земли (книга Ездры глава 9).
Пост становится голосом боли и горя посреди внезапных и тяжелых внешних обстоятельств, представляют собой сердце, уповающее на Бога, несмотря на горе.
Грядущее: в поисках воли Бога.
И, наконец, мы переходим от внутреннего покаяния и внешнего сопереживания к инициативе и просим Бога о руководстве или благословениях. Первое упоминание поста в Библии (конец книги Судей) носит именно такой характер. Божий народ не просто горюет о надвигающейся войне, но и спрашивает Его, идти ли им войной против колена Вениаминова. Подобное вопрошание мы встречаем и во второй книге Паралипоменон (глава 20, стихи 3, 12): «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее и сказал: …Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!»
Давид искал у Бога спасения со словами: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Псалом 108:24), просил о здоровье своего новорожденного, а позже сказал: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2-я Царств 12:22).
Практика молитвы о Божьей защите «перед грядущим» сыграла очень важную роль в сохранении Израиля и возвращении их из плена. Прежде чем просить о милости земного царя, Есфирь прежде обращалась к Богу (Есфирь 4:16):
«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну».
Бог ответил Есфири и сделал её инструментом спасения всего народа.
Даже Дарий, царь над пленным Израилем в последние годы изгнания, постился, когда искал возможности спасти Даниила от львов. Перед выходом из Вавилона Ездра объявил пост: «Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего. » (книга Ездры глава 8). Для Неемии пост был не только выражением боли и горя, но и поиском Божьего благословения: «Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего» (книга Неемии глава 1). Он молился и постился, а потом, по вере, пришел к царю.
Верующие часто постятся для того, чтобы усилить просьбу о Божьем руководстве, охране в пути и об особой милости.
Общий знаменатель: ради Бога
Вышеперечисленное – не исчерпывающий список поводов к посту Ветхого Завета (для большей информации почитайте книгу Исайи главу 58, книгу Иеремии главу 14, книгу Захарии главы 7-8), но чаще прослеживаются именно эти три причины: покаяние (внутреннее), горевание (внешнее), прошение о милости (грядущее). И общая причина, которая прослеживается во всех видах поста – «по Богу».
Честный пост, какая бы для него ни была причина, происходит из основной потребности человека – в Боге. Мы нуждаемся в Его помощи, милости, водительстве. Нам необходимы Его спасение и утешение в беде, прощение грехов и благодать. Нам нужен Бог. Именно Он, а не обстоятельства или действия – общий знаменатель поводов к посту. Пост говорит Богу о нашей нужде в Нём. У нас есть нужды повседневные и необычные. Мы просим о хлебе на каждый день, а в час чего-то экстренного привлекаем к молитве пост.
Верующие Нового Завета могут добавить ещё один не менее важный повод: глубина осознания и уверенности в том, что у нас есть Христос. Говоря Богу о своих потребностях – будь то покаяние, утешение в горе, милость в чём-то – мы стоим пред Ним на твердом основании. Когда мы понимаем, что нуждаемся в чем-то и фокусируемся на том, чего у нас нет, пост напоминает нам о том, что у нас есть. Бог уже пришел к нам. Христос умер и воскрес. Мы уже Его, если верим. Божий Дух уже действует в нас, через нас, и за нас. И наше будущее – предрешено. У нас уже есть истинный дом.
В посте мы признаем, что мы еще не дома, но помним, что мы – не бездомные. В посте мы обращаемся к нашему Жениху и помним о Его обещаниях. В посте мы признаемся в своей немощи и помним Того Единственного, Которому всё принадлежит и Который придёт на помощь в Своё время.
Христианский пост уникален
«Христианский пост отличается от всех остальных постов этого мира», – говорит Джон Пайпер. – «Он уникален тем, что выражает больше, чем нашу жажду по Христу. Этот пост – жажда, укорененная в уже испытанном присутствии Христа в истории и в наших сердцах».
Во Христе пост – это не просто прошение к Богу позаботиться о нас. Это не просто признание того, что нам недостаточно нас самих. Пост – это утверждение, что мы, хотя и нуждаемся, не оставлены сиротами.
Зачем мы постимся
Фото: Софья Сандурская / АГН Москва
Наверное, всем известна история спасения Лота, когда он по воле Божией убежал из Содома в Сигор — горную область. Преподобный Андрей Критский, автор Великого покаянного канона, призывает следовать этому ветхозаветному примеру: «На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай (убегай)». Что под этими словами подразумевал святой?
В христианской аскетике часто противопоставляется мир горний (Божественный, небесный) и дольний, то есть греховный, связанный с плотскими страстями. Материальный мир ограничен во всем, а за ним открывается «замирье» — беспредельное Царство Божие.
Один из святых отцов говорил, что те люди, которые имеют исключительно приземленные интересы и заботы, осуждены быть пищей дьяволу. Господь сказал искусителю, что он будет питаться «прахом земным» (Быт. 3:14). Те люди, которые не стремятся к духовному, а увлекаются чувственными, материальными вещами — «прахом», как раз и становятся достоянием дьявола. Избежать этого состояния можно, только пребывая с Богом. Для этого необходимо прилагать большие усилия (Мф.11:12), ведь даже на обычную гору подняться непросто, не говоря уже о горе духовной.
Во время литургии священнослужитель произносит такие слова: «Горе́ имеем сердца!» Святитель Игнатий (Брянчанинов), разъясняя эти слова, говорит, что умом легче воспарить, обратиться к духовному, ведь среди составляющих человека ум более всего направлен к Богу. Намного сложнее управлять сердцем, которое является центром чувствительной жизни. Оно постоянно увлекается ей и тянет за собой ум. Потому нужно возвести горе́ именно сердце. Для этого, конечно, требуются аскетические меры и в первую очередь молитва.
Подвижники учатся умной молитве. Это не наша мера. Она далеко отстоит от людей новоначальных. Степень, достижимая для каждого христианина, — молитва покаяния: любое молитвословие, в том числе и молитва Иисусова, о прощении своих грехов.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что покаянное обращение к Богу должно быть присуще всем православным верующим без исключения, а молитва как священнодействие, когда уже ум действует в сердце и в него нисходит Иисус Христос, принадлежит только отшельникам и благочестивым христианам, достигшим высочайшей духовной меры.
Почему не все могут достичь высшей ступени молитвенного подвига? Святитель Игнатий объясняет, что многие люди занимаются Иисусовой молитвой, но в то же время не хотят отказываться от греховной жизни. Пока они не очистятся от страстей, не стоит стремиться к достижению особых благодатных молитвенных состояний. Как Господь может войти в оскверненное мерзостью греха сердце? Таким людям лучше практиковаться только в молитве покаяния, просить Бога о помиловании.
Великий пост — самое подходящее для этого время. Он и был установлен для того, чтобы человек хотя бы на некоторое время отвлекся от земных устремлений, больше внимания уделил духовной жизни и возвел «на гору» свою душу.
Молитва покаяния тоже может быть постоянной, но к ней человек должен себя понуждать. Вспомнил, что сделал что-то неправильно, осудил человека, в уме и сердце сказал: «Господи, помилуй». Это будет началом постоянного обращения к Богу.
В молитве особенно важно внимание. По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), с одной стороны, человек должен всеми силами сам сохранять его, а с другой — усиление внимания во время молитвы является даром Божиим. Когда внимание станет постоянным, тогда уже только сердце будет работать: отзываться на призыв ума возноситься к Богу.
Лот спасся от огня Содома. Он избежал страшной Божественной кары, потому что не был таким, как развращенные жители Содома. «А спасется ли моя душа от огня Страшного суда?» — вот что тревожит преподобного Андрея Критского и вместе с ним всех христиан. Поэтому святой вновь и вновь напоминает своей душе: «Бегай запаления, о душе, бегай Содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене».
Один и тот же огонь, Божественное пламя, будет для одних — огнем поедающим, а для других — очищающим и просвещающим. В Великом покаянном каноне говорится, что нужно избегать греховной жизни, чтобы Божественное пламя не попалило человека. Если час смерти застанет его погруженным в земные проблемы, то он не выдержит этого огня, уничтожающего все тленное.
Преподобный Андрей призывает каждого христианина подражать Лоту, никогда не ссылаться на окружение. Лот жил среди развращенных людей, но остался праведником. Весь Содом был достоин того, чтобы его сожгли, а Своего верного раба Бог вывел в Сигор.
Внешнее окружение не может заставить человека грешить. Каждый из нас делает добровольный выбор: идти за всеми и предаваться страстям или, несмотря ни на что, оставаться верными Господу. Лот и в Содоме не стал преступать заповеди, а Иуда Искариот, будучи одним из апостолов, совершил предательство.
Конечно, лучше иметь достойное окружение, но не оно определяет выбор человека. Каждому христианину нужно самостоятельно, не ссылаясь на близких и знакомых, заботиться о том, чтобы Божественный огонь не попалил его.
Зачем православные христиане постятся? Чтобы поставить себя в условия, когда можно потрудиться ради Христа и попытаться переориентировать свою жизнь на восхождение в мир горний. Это намного важнее, чем рассуждать о том, что можно есть, а чего нельзя. Ограничения в пище служат вспомогательным средством для этого и не являются самоцелью. Бывают ситуации, когда человек не может соблюдать пост по слабости здоровья или из-за пребывания на месте службы. Как быть? Но и в таких условиях можно найти способ поститься, например, ограничивать себя в развлечениях, любимых лакомствах, праздных разговорах, «не зависать» в интернете.
Не стоит думать, что если человек сорвался, съел скоромное, то воздерживаться больше незачем. Напротив, ему стоит с еще большим рвением продолжить подвиг.
Пост можно назвать опорой в духовной жизни. Превыше всего в нем не система питания, а возможность задуматься о своей жизни (устремлена ли она к Христу или же наполнена приземленными интересами?), вступить в борьбу со своими страстями и, насколько это возможно, приблизиться к Богу.