Для чего люди поют танцуют
Как это работаетПочему люди танцуют под музыку
Научный взгляд на это странное увлечение
Что заставляет нас качать головой и непроизвольно притопывать в бит, и зачем мы толпимся на вечеринках, неловко переминаясь с ноги на ногу? Танцы являются неотъемлемой частью человеческой культуры, и в этом материале мы решили взглянуть на них с научной стороны.
Многие процессы стимулируют систему поощрения в нашем мозге, среди них — координированные движения. Из-за этого мы любим танцевать, по этой причине нас (если не всех, то хотя бы некоторых) завораживают хорошо поставленные бои в кино, марширующие люди или «машины Руба Голдберга». Учёные не могут найти однозначной причины этого феномена. Но движения под музыку (которая сама по себе вызывает выбросы гормона радости) — в сущности, танец — представляют для человека двойное удовольствие.
Желание двигаться в ритм издревле поселилось в нашей нервной системе. Существует определённая связь между слуховой зоной мозговой коры, которая обрабатывает звук, и областью мозга, которая участвует в планировании и производстве движений. Эта связь особенно хорошо налажена, если человек учится петь. Для того чтобы подражать преподавателю по вокалу, прилежный ученик должен научиться представлять, как связывать слышимый эталон с возможностью его воспроизведения.
Мы не единственные животные, которые могут двигаться в такт, но другие виды фауны, с которыми мы разделяем эти умения, немного удивляют. Например, наши ближайшие родственники — шимпанзе — не двигаются под музыку, но они и не умеют подражать звукам. Однако попугаи и какаду, которые отлично имитируют голоса, также хорошо двигаются в ритм. В доказательство этому можно найти множество роликов на YouTube. То есть, по сути, желание танцевать напрямую связано с возможностью подражать звукам. Из этого можно сделать вывод, что, когда мы слушаем музыку, мы подсознательно пытаемся её сымитировать, например, притопнуть в такт сильной доле или изобразить соло на гитаре в воздухе. Отсюда же возникает желание подпеть любимой песне.
Научное исследование, опубликованное в журнале Science в 2006 году, предположило, что в древности умение танцевать было связано с выживанием. Танцы для наших доисторических предков были одним из способов общения, особенно в трудные времена. Поэтому, как считают учёные, первые люди, которые имели лучшее чувство ритма, возможно, имели эволюционное преимущество.
Исследователи изучили ДНК групп танцоров и людей, никогда не проявлявших склонностей к танцам, и обнаружили, что танцоры имеют гены, связанные с предрасположенностью к лучшей коммуникации в социуме. Кроме того, было установлено, что танцоры имеют более высокий уровень серотонина, который, как известно, влияет на позитивный настрой. Эти два фактора говорят о том, что танцоры являются (потенциально) более социальными личностями.
Отнюдь не сенсация, что люди также танцуют ради привлечения противоположного пола. Британский археолог Стивен Дж. Митен, изучающий культуру неандертальцев, доказал, что наши предки занимались этим ещё 1,5 млн лет назад. То есть на доисторических танцполах происходило примерно то же самое, что и на современных. «Во многих обществах сегодня танцы используются в качестве презентации себя для привлечения партнёра, — указывает Митен. — Танцы являются средством, чтобы показать свои физические данные и координацию — качества, которые были важны для выживания в доисторическом обществе охотников-собирателей».
Система поощрения в мозге, заставившая нас полюбить танцы, напрямую связана с двигательными функциями. Историки считают, что сама музыка была создана благодаря ритмическим движениям, а первые «треки» представляли собой простой синхронный топот. Кроме того, мы очень чувствительны к движениям тел других людей.
Установлено, что у наблюдающих за танцами других, активизируются отдельные участки мозга, ответственные за движения. Связано это с наличием зеркальных нейронов, ответственных за подражание. Эти клетки в коре головного мозга возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были обнаружены у приматов, утверждается их наличие и у людей, и у некоторых птиц.
Когда люди видят, что кто-то танцует, зоны движения в их головном мозге также активируются
Наше сенсорное восприятие связано с моторно-двигательной активностью, а музыка и танец выступают в роли приятного катализатора взаимодействия сенсорных и моторных цепей. Это особенно заметно, когда в начале вечеринки вокруг пустого танцпола толпятся люди, но никто не решается начать танцевать первым. Как только самые осмелевшие выходят в центр зала, за ними подтягиваются и все остальные. Это происходит на бессознательном уровне: когда люди видят, что кто-то танцует, зоны движения в их головном мозге также активируются.
Удовольствие другого рода, которое получает наш мозг от наблюдения за танцами, связано с нашей любовью предугадывать события. Наблюдатель в момент, когда танцор ещё не довел па до конца, благодаря подсказкам музыки может прогнозировать его дальнейшие движения, и, когда он угадывает их, срабатывает поощрительная система в мозге. Получается, что люди получают удовольствие как от наблюдений за танцами, так и от участия в них. Отсюда произрастает любовь человека к коллективным танцам, которые, помимо прочего, дают ощущение единения.
Почему людей тянет танцевать под музыку?
Музыка и танец часто воодушевляют нас и приносят удовольствие. Но какова биологическая природа этого воодушевления? Нейробиолог из Колумбийского университета Джон Кракуэр попытался объяснить это.
Физиологически музыка стимулирует наслаждение, возбуждая участок, называемый «орбитофронтальный кортекс«, локализованный прямо напротив глаз. Измерив активность нервных клеток этого отдела мозга, можно судить, насколько человек доволен прослушиваемой музыкой. Но параллельно с этим музыка также активирует и мозжечок, участок мозга, ответственный за координацию движений.
Но почему же танец все-таки доставляет нам удовольствие? Во-первых, мы чувствительны и движению других тел, и обладаем способностью соотноситься с ним (это видимо было необходимо в охоте, защите, нападении и брачном поведении). Во-вторых, некоторые центры удовольствия вообще связаны с двигательными центрами. В-третьих, музыка создается в воображении через ритмический мыслительный образ и поэтому воспринимается как своеобразная форма движения. Вероятно, слушая музыку, мы кроме восприятия самостоятельной звуковой составляющей, представляем некое движение, и, подстраиваясь под его структуру, включаем заодно и двигательные центры удовольствия. В таком случае, акт танца это удовольствие удваивает.
С получением новых представлений в этом вопросе подтверждается, что чувствительный опыт – это также опыт двигательный. Если вы смотрите чей-либо танец, ваш двигательный центр активируется, неосознанно вы планируете и предсказываете, как танцор может двигаться, основываясь на том, как можете двигаться вы. Интересно, что двигательные центры профессиональных танцоров проявляют более высокую активность, когда они смотрят на других танцоров, в сравнении с людьми, которые не танцуют, но также наблюдают танец. Музыка и танцы могут как раз быть очень приятными активаторами этих чувствительных и моторных центров.
Музыка может совершенствовать наши двигательные навыки, улучшая нашу координацию, расчет времени и ритмику. Так, например, в бразильском боевом искусстве капоэйре многие боевые движения изучаются и отрабатываются как движения танцевальные, сопровождаемые музыкой. Музыка создает тут ту тонкую черту, переходя которую борьба превращается в искусство танца, а тело из машины убийства превращается в тело танцора.
Танцевальный портал DanceSense
Для тех, кто влюблен в танец
Люди танцуют социальные танцы, почему?
Живешь, пока танцуешь — Рудольф Нуреев
Эта вдохновляющая цитата Рудольфа Нуреева, считающегося величайшим танцором в мире, дает нам глубокое представление о том, что может случиться, если мы начнем танцевать. И мы даже не говорим о профессиональном танце. Танец в чистом виде, исполняемый с единственной целью — позволить излишней радости вылиться из наших сердец, оживляет. И выясним, почему люди танцуют.
Социальный танец — важная категория танцевальных форм, в которых основное внимание уделяется общению и общению. Социальные танцы, где обычно есть партнер, для танцора — это неформальная, расслабленная и танцевальная игра для удовольствия партнеров, а не для соответствия критериям танцевальной школы или публики. Тест на успех социальных танцев — это то, насколько танцевальным партнерам понравился танец, а не то, как они танцевали в глазах других или следовали ли они предписанной технике.
Социальные танцы обычно можно увидеть на светских мероприятиях, таких как свадьбы в клубах, круизы и праздничные вечеринки. Социальные танцы не имеют стандартизированной программы преподавания или обучения. Учителя социальных танцев обучают шагам и техникам, которые они предпочитают или которые, по их мнению, предпочтут их ученики. Шаги и методы, которым обучает один инструктор, могут значительно отличаться от тех, которым обучает другой. Люди танцуют социальные танцы не ради спортивного интереса, а ради получения удовольствия.
Социальные танцы также динамичны, и типы социальных танцев и стили постоянно меняются. Большинство людей ассоциируют социальные танцы с бальными танцами, и действительно, эта форма танца доминирует над образами, которые люди создают в своей голове. Но круговые танцы, линейные танцы, танцы новизны или просто клубные танцы соло также считаются социальными танцами.
Ключевые элементы социального танца
Чтобы стать хорошим танцором в обществе, есть три основных элемента; экспертные инструкции, практика и частое использование того, что вы изучаете. Всегда оценивайте, включает ли ваш класс или учебную программу соответствующее количество всех трех, иначе вы потратите много времени и денег зря.
Практикуйтесь каждый день по 15 минут, обращая свои мысли к распорядку дня, который вы изучили в классе. Если вы потратите время на то, чтобы сфокусировать свой разум и тело, это укрепит обучение и улучшит мышечную память. Тогда у вас будет уверенность в том, что вы сможете применить эти навыки в танцевальной среде.
Наконец, очень важно, чтобы вы посещали светские танцы хотя бы раз в неделю и применяли полученные знания. Помнить! «Вы используете это или потеряете!»
Краткая история социальных танцев в Америке
В восемнадцатом и девятнадцатом веках танец как форум использовался как общественная деятельность с определенной целью; Балы и частные вечеринки считались подходящими социальными приемами для ухаживания за дамой или для ознакомления с новыми тенденциями в музыке и танцах. Социальные танцы в основном в сфере балов позволяли политикам демонстрировать свое богатство и общаться с влиятельными людьми. В то время как многие танцы имели определенные шаги и фигуры, другие были тематическими; военные танцы были оба.
Роль танца в общении
Танец играет ключевую роль в общении. Американцы в древние времена сталкивались с серьезными ограничениями в формах общения. Из-за этого общение стало очень ценным для американцев восемнадцатого и девятнадцатого веков. Поскольку технологические разработки были ограничены, люди не могли наслаждаться тем же комфортом и простотой общения, которые есть у нас сегодня.
Социальный институт танца давал людям возможность общаться с помощью движений и жестов, приемлемых в культурном отношении. Социальные ценности и положение при этом передавались через движение и телесное выражение, и, следовательно, овладение техникой танца стало очень важным для тех, кто хотел быть принятым элитным обществом. Даже в сегодняшнюю эпоху современного танца танец используется для общения, хотя и дополняется текстами песен.
Америка как культурный плавильный котел приветствовала разнообразные танцы. Менуэт, считающийся величественным и церемониальным, произошел из Франции, вольные деревенские танцы — из Англии, а живые роговые трубы и барабаны пришли наводнением из Шотландии и Ирландии. Несколько других танцев были побочными продуктами смешения культур. Некоторые танцы возникли в одной стране и со временем стали популярными в нескольких других, прежде чем достичь американской земли.
Люди танцуют социальные: приемущества
Танцы не всегда приветствовались или принимались открыто. Определенные слои общества, придерживавшиеся консервативных взглядов, считали его слишком прогрессивным и либеральным. Они критиковали и осуждали тех, кто занимался танцами, поскольку считали, что это способствует безрассудству и беспорядку. Однако по мере того, как менялись культурные обстоятельства и развивались люди, эти препятствия со временем уменьшались. Сегодня танец — это не только развлечение, но и мощный социальный инструмент.
Вот четыре основных преимущества танцев и, в частности, социальных танцев.
Типы социальных танцев — спотовые или игровые танцы и прогрессивные танцы
Социальные танцы — это танцы, где пара танцев в одном месте или слоте, которое они установили для себя. После того, как место установлено, пара танцует только на месте и не перемещается по танцполу. В социальных танцевальных танцах используются компактные шаги и компактный танцевальный захват, при котором руки или локти не выступают в стороны.
Люди танцуют в споте
Точечные или игровые танцы лучше всего подходят для танцполов ночного клуба. Танцевальные стили, такие как сальса, ча-ча, румба, самба, свинг западного и восточного побережья, джиттербаг, чарльстон, линди, блюз, уличная суета, ночной клуб Two Step, ночной клуб фристайл, танго нуэво, нео танго, хип-хоп, являются стилями танца. танец, который следует за этим
Прогрессивный танец — в прогрессивном танце люди танцуют против часовой стрелки. Несмотря на то, что требуется пол большего размера, чем тот, который подходит для спотовых танцев, для прогрессивного танца не требуется такой большой зал, как танцевальный зал или бальный зал.
Традиционное аргентинское танго, деревенский двухступенчатый танец, социальный вальс и социальный фокстрот — примеры прогрессивных социальных танцев. Тесное объятие, маленькие шаги и отсутствие украшений в стиле милонгеро аргентинского танго делают его хорошо подходящим для постепенного танца на небольших площадках.
люди танцуют
Бальные танцы — это то же самое, что и социальные танцы?
Социальные танцы обычно исполняются на небольшом переполненном танцполе, где танцы обычно второстепенны по сравнению с основной причиной собрания, а это социальные функции, такие как свадьба или праздник.
Для бальных танцев необходима площадка с огромным танцполом и здание, построенное исключительно для танцев. Такое пространство необходимо, потому что движения в бальных танцах носят разносторонний характер. Переход от социальных танцев к бальным танцам можно осуществить с помощью таких стилей бальных танцев, как ча-ча, свинг и румба.
Несмотря на споры, все перечисленные ниже танцевальные стили обычно считаются принадлежащими миру бальных танцев:
Многие из этих танцев имеют как американский, так и международный стиль
К кантри-танцам обычно относятся: кантри-ча-ча-ча, кантри-вальс, техасский двухступенчатый танец, двухступенчатый ночной клуб, кантри-свинг.
Другие популярные стили партнерского танца включают линди-хоп, аргентинское танго, свинг восточного побережья и польку.
Итак, мы видим, что социальные танцы могут быть веселыми и простыми, а также могут быть большими и обширными. Обстановка, доступное место, одежда и музыка сильно влияют на стиль социального танца. Выберите тот, который вам нравится, исследуйте и переходите к другому по своему желанию. Здесь нет никакого давления, только много веселья. Так что учитесь на этом пути и наслаждайтесь компанией других людей, которые разделяют ту же страсть!
Почему люди танцуют?
[mybigtext]Танец — одно из древнейших искусств. История, рассказанная языком тела. Еще это способ коммуникации и важнейший поведенческий паттерн, присущий каждой культуре. Танец кажется нам настолько естественным проявлением человеческого поведения, что мы даже не задумываемся, а почему мы вообще танцуем. Что происходит с мозгом и телом во время движений под музыку? Почему одни люди танцуют легко, а у других «обе ноги левые»? Какую информацию мы передаем в танце? Ответы на эти и другие вопросы есть у науки.[/mybigtext]
Откуда появился человек танцующий
Танец метафорично называют «поэзией тела» и «тайным языком души». Английский поэт и драматург Джон Драйден писал, что танец — самое прекрасное из искусств, потому что это не отражение жизни, это и есть сама жизнь. А с научной точки зрения, танец представляет собой формализованное человеческое движение, которое выполняется в определенном стиле под музыкальное сопровождение. Движение это нацелено на рассказ истории, установление коммуникации, передачу эмоций и идей. Эта сущность танца уходит корнями глубоко в его историю.
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/photo-1515646004980-ab2da7394a1c.jpg» subs=»]
Эволюция, нейробиология и гены — наши главные учителя танцев
Ответ на вопрос, почему мы танцуем — и даже почему некоторые люди делают это лучше других — можно найти в теории эволюции. Исследование, опубликованное в 2006 году, показало, что способность танцевать фактически связана с механизмом выживания. Для наших доисторических предков танцы были способом связываться и общаться, особенно в трудные времена. Более того, ученые считают, что те люди, которые обладали хорошей координацией и чувством ритма, могли иметь эволюционное преимущество. [myline]По словам Стивена Дж. Митена, археолога из британского университета Рединга, наши предки научились использовать танец, чтобы привлечь к себе союзника или помощника, аж полтора миллиона лет назад.[/myline]
Также, судя по недавним исследованиям, антропологи и эволюционные биологи сходятся во мнении, что природа танца кроется в механизме имитации. Подражая, маленькие дети, например, учатся говорить и выполнять те же действия, что и взрослые. В то же время опыт повторения укрепляет связь между восприятием себя и другими людьми, совершающими одно и то же. По аналогичной модели мы учимся танцевать, то есть не столько интуитивно сокращаем мышцы в такт музыки, сколько воспроизводим двигательные траектории, которые наблюдаем.
Некоторые исследователи полагают, что имитация поведения объясняется особыми нейронными структурами, в то время как другие эксперты утверждают, что разгадку стоит искать в когнитивных механизмах общего обучения и двигательного контроля организма. К слову, анализ мозговой активности, проведенный методом магнитно-эмиссионной томографии, выявил интересную связь. [mydoubleline]Во время танца и во время подражания чьим-то действиям работают одни и те же нейронные схемы, происходящие в одних и тех же областях мозга — в первичной моторной коре, затылочной и височной долях.[/mydoubleline]
Это наблюдение продолжает подкрепляться исследованиями особых клеток — зеркальных нейронов, расположенных в коре больших полушарий. Зеркальные нейроны были открыты лишь в 90-е годы, и многое о их функциональной роли еще предстоит выяснить. Но совершенно точно известно, что эти клетки активизируются при совершении конкретного действия и наблюдении за тем, как кто-то выполняет это же самое действие. Помимо этого, зеркальные нейроны особенно сильно возбуждаются, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. Поэтому обнаружение повышенной работы этих клеток у профессиональных танцоров удивления не вызывает.
Тут стоит добавить, что биология танца куда более сложна. В комплексном исследовании, опубликованном в Scientific American, отмечается, что скоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней. Взять, к примеру, бразильское традиционное искусство — капоэйру. Это и танец, и боевое искусство. Мастера капоэйры объясняют, что превращение боевых приемов в танцевальные движения под музыку неслучайно — именно удовольствие, получаемое от музыки и хореографии, позволяет искусно осуществлять боевые практики.
Кстати, помимо физиологии, в деле о танцевальной сущности замешаны и генетические закономерности. Любопытные данные получили израильские ученые, исследовавшие ДНК группы танцоров и людей, не знакомых с хореографией. В итоге генетики обнаружили интересный факт. У танцоров отчетливо выделяются два гена, связанные с предрасположенностью к тому, чтобы быть хорошими социальными коммуникаторами — во многом это связано с выработкой гормона вазопрессина. Кроме того, было обнаружено, что у танцовщиков более высокий уровень и другого гормона — серотонина, который, как известно, влияет на чувство радости и счастья.
[mybigimg2 src=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2018/03/photo-1505527385992-63e06a393342.jpg» subs=»]
«Спасибо, я не танцую» — ученые объясняют, почему не всем нравится танцевать
Итак, мы понимаем, как ведет себя во время танца наш мозг и что на его работу влияет. Но тогда возникают закономерные вопросы: почему одни люди любят танцевать, а другие чувствуют себя некомфортно за этим занятием? У них что, каким-то особым образом работает центр удовольствия или зеркальные нейроны? Отнюдь нет. Известный исследователь, психолог и глава лаборатории психологии танца в университете Хартфордшира Петр Ловатт нашел ответ в половозрастных характеристиках.
В 2009 году он провел крупное исследование с участием 13 700 человек. В этой работе он анализировал составляющие фактора «танцевальной уверенности» (ТУ) — причины, по которым одни буквально выбивают искры на танцполе, а другие обходят стороной классы хореографии или попросту прирастают к стулу на любой вечеринке с музыкой.
[mydoubleline]В результате своей работы Ловатт выявил, что в среднем уровень танцевальной уверенности у людей выше, чем он ожидал. При этом проявляется этот фактор с существенной разницей у мужчин и женщин.[/mydoubleline]
Самый высокий уровень ТУ был отмечен у девочек младше 16 лет, поскольку на этом этапе они танцуют исключительно для собственного удовольствия. После этого возраста подростки начинают активно интересоваться противоположным полом и подсознательно расценивают свою способность танцевать как элемент, влияющий на выбор себя в пару. Добавим к этому стеснение, недовольство собой и прочие проявления пубертата и получим снижение фактора танцевальной уверенности практически до ноля. Затем колебания этого фактора происходят у женщин вплоть до 35 лет, когда достигают своего пика. А после 55 лет вновь сходят на нет в связи с менопаузой. У мужчин картина складывается иначе. С подросткового периода вплоть до среднего возраста уровень танцевальной уверенности практически не меняется, иногда возрастая год от года. А потом резко повышается к 65 годам.
Все эти выводы подтверждают теорию о том, что люди зачастую танцуют для налаживания социальных связей и выбора партнера. Кроме того, Ловатт обнаружил еще одну интересную корреляцию. Красивые женщины с хорошей генетикой в подавляющем большинстве отдают предпочтение мужчинам, которые танцуют, используя движения средней сложности. Но как говорит сам психолог: «Танцы — это прекрасно, но не спешите бежать на уроки танцев, чтобы наладить свою личную жизнь. Ведь это будет сродни пластической операции, которая замаскирует вашу естественную природу».
А если танцевать не получается не из-за недостатка уверенности, а по причине отсутствия чувства ритма? Этот вопрос ученые тоже уже брали на вооружение. [myline]Проблема здесь может заключаться в ритмической глухоте — те, кто обладает ею, физически не могут попадать в такт музыки.[/myline] Журнал Philosophical Transactions: Biological Sciences в 2014 году представил большое исследование на эту тему. Тогда канадские ученые пришли к выводу, что все дело заключается в нарушении синхронизации внутренних биоритмов с внешними звуками, а уши и слух тут ни при чем.
Но как бы там ни было, способность танцевать, без преувеличения, дана практически каждому. К слову, танцевать ребенок может уже с возраста 5 месяцев. В этом смысле танец — естественное проявление нашей природы. И, как мы видим, он помогает выстраивать коммуникацию, снимать стресс, развивать память, пространственное мышление и многое другое. Поэтому даже если у человека все в порядке с уверенностью в себе и социальными связями, танцы «для себя» — отличная привычка, завести которую советуют медики, психологи и биологи. В конце концов, как писал Фридрих Ницше: «День прошел зря, если вы хотя бы раз не потанцевали».