Для чего люди придумали деньги давным давно у людей не было
Как и почему люди стали использовать деньги, и что было до этого?
Современный мир мы не можем представить без денег. Они часть нашей повседневной жизни, и благодаря им мы можем получить многие товары и услуги. Это довольно непростое изобретение человечества, которое прошло множество этапов развития. Ниже мы расскажем краткую историю того как люди изобрели деньги, почему они были нужны, и какими они были в начале.
Что было до того как появились деньги?
Деньги это очень удобный способ приобрести желаемый товар или услугу. Но представьте себе мир, в котором нет общепринятых денег, за которые можно купить всё что угодно. Что ж, это трудно представить в сегодняшнем мире, но раньше люди справлялись и без них. Но как именно?
В давние времена человеку многого не надо было. Он беспокоился в основном о том, чтобы найти пещеру, в которой можно укрыться в безопасности, и находить пищу. Здесь деньги конечно же ничем не помогут, ведь от них на данном этапе нет никакого толку. Их даже съесть нельзя — так бы наверное сказал тогдашний человек про бумажные деньги.
Со временем человек всё больше и больше развивался, меняя свой стиль жизни. Поэтому постепенно появлялись и новые нужды. Например, для охоты он стал использовать не обычные камни или дубины, которые можно легко найти вокруг, а копьё, которое гораздо удобнее, но которое нужно смастерить самому. Для того чтобы создать копьё нужны были особые материалы, навыки их изготовления, ну и конечно же инструменты.
Люди научились делать разные орудия из камня, создавать посуду, из которой легче кушать, добывать разные полезные природные ресурсы из своей окружности, и делать красивые украшения. И если например чего-то нельзя было найти в своём племени, но есть в соседнем, можно было силой отобрать это у них. Но так как это не всегда получалось, и так как им не всегда это было выгодно, люди смекнули что можно заключать между собой разные сделки и обмениваться нужными вещами.
Одно племя, например, получала нужные им копья и стрелы, а другое шкуры животных или горшки. Или если у одних лучше получалось ловить рыбу, а другие лучше охотились на животных, то они так же могли меняться между собой:
Постепенно такие обмены развивались всё больше и больше, потому что это было очень удобно для всех. Стали появляться даже специальные места, где приходил каждый кто имел что-то, что хотел бы обменять на другую вещь. Что-то вроде нынешнего базара. И чем больше людей хотели заполучить твою вещь, тем ценнее она считалась. Таким образом появлялись и первые общепринятые правила для обмена товаров, а именно цены. Например, за шкуру зверя, которого очень непросто поймать, ясен пень что придётся отдать не просто один горшок из глины, а несколько горшков, или несколько куриц, или редкое украшение.
Такой тип торговли продолжался ещё долгое время. С первого взгляда такие обмены могут показаться довольно простыми. Но только представьте себе, насколько всё же такой метод торговли неудобен.
Во-первых, вы должны найти человека, который согласится обменять свой товар на ваш. Во-вторых, мешки, например с овощами, не так легко нести от человека к человеку, чтобы найти того, кто согласиться на обмен. В-третьих, ваш товар, например фрукты, может быстро испортиться. Поэтому вы не сможете, так сказать, сохранить его на потом. А в-четвёртых, вам нужно договориться какую ценность представляет каждый товар.
К тому же представьте, что для обмена у вас есть только одна большая корова, а вам нужно получить какую-нибудь недорогую вещь с базара, например горшок. Как вы совершите данный обмен, ведь у вас нет мелочи? Вы не можете просто отделить небольшой кусок от коровы и обменять его на этот горшок.
Из-за множества таких неудобств люди были вынуждены придумать что-то поудобнее. Что-то, что можно было бы обменять на любой товар, было бы легче нести, была бы ясная ценность, и не портилось так быстро.
Какими были первые деньги в мире и как их придумали?
Деньги ценны только потому что все знают, что они будут приняты в качестве оплаты за что-то. Поэтому всё что угодно можно использовать в качестве денег, если все соглашаются с ценностью данных вещей.
Люди ещё с давних времён очень полюбили носить на себе редкие, красивые, блестящие и необычные вещи, которые украшают и выделяют среди всех остальных. Поэтому разные типы украшений также стали со временем востребованной вещью. И если, например, кому-то предлагали украшение в обмен на его пшеницу, то он мог принять этот обмен, даже если ему это украшение не нужно. Всё потому что он знал, что это украшение многие потом согласятся обменять на что-то другое. И каждый знал, что за красивое украшение из ракушек или янтаря можно будет потом заполучить почти всё что он захочет. Так разные украшения стали чем-то вроде первых денег.
Но не только украшения служили как деньги, но и разные ракушки, хозяйственные вещи или животные, которые многие соглашались обменять на свой товар.
Со временем люди научились добывать и работать с металлами, такие как медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, так как из них мастерили многие вещи. Металлы позволяли людям делать то, что не позволял до этого обычный камень или палка. Ему можно было придать множество форм, можно делить на куски разных размеров, и к тому же эти материалы портились очень медленно. Эти удобства и сделали металлические вещи такими популярными среди людей. Можно сказать что они стали деньгами в уже более привычном для нас понятии.
Золото и серебро
Когда люди стали использовать золото и серебро в качестве денег? И почему именно эти металлы заменили деньги из меди и железа, ведь из них не получаются столь прочные инструменты? Как мы уже говорили, наши предки очень любили иметь или носить на себе красивые украшения. А блестящее золото и серебро идеально для этого подходили. Они легко плавились, им можно было придать множество форм, и к тому же они не ржавели, в отличие от других металлов.
К этому времени уже стало возможным сохранить свои богатства на потом. Раньше это было очень трудно сделать, потому что кукурузу, пшеницу или скот непросто сохранить. Продукты еды испортятся, а скота нужно кормить и ухаживать за ним. Ещё для них понадобится много места. А куски золота или серебра гораздо проще сохранить.
Но и такие деньги имели свои неудобства. Если кто-то, например, продал много скота и получил за это большой кусок золота, то с ним просто так на базар за многими мелкими вещами не пойдёшь. Нужно иметь специальные инструменты, чтобы отделить маленькие куски. Потом каждый кусок нужно было взвешивать на базаре, чтобы узнать сколько именно этот кусок весит и понять его ценность.
К тому же не исключен и тот факт, что в одном куске золота могло оказаться и другие, более дешёвые металлы. То есть кто-то мог быть мошенником и дать вам на базаре кусок нечистого золота. Поэтому много времени тратили на проверку. Ну и в конце концов, золото или серебро не такие легкие, поэтому нести их с собой также могло быть не очень удобно. В общем, на это нужно было потратить много времени и сил.
Как появились первые общепринятые монеты?
Чтобы не терять каждый раз при покупке чего-то столько времени на проверку и взвешивание, люди придумали заранее взвешивать кусочки золота или серебра. Например, они плавали кусок золота, придавали ему форму кружка, квадрата или треугольника и штамповали на этой монете её вес. Ещё на них наносили разные рисунки. Так люди и начали чеканить монеты.
Казалось бы что проблема решена. Отдели от своего куска золота маленькие части, придай им красивую форму, отметь на них их вес, и можно спокойно идти на базар, чтобы купить себе любые вещи. Но увы не каждый примет такие деньги. Почему продавец должен верить, что вес на монете действителен, или что в ней не перемешали медь? Поэтому опять придётся прибегнуть к весам и тщательно проверить монету на её подлинность.
Нужно было создать такие монеты, которые все бы узнавали и были бы уверенны в том, что они подлинные. Для изготовления таких монет нужен был кто-то, кому бы большинство доверяли. Этот человек для каждого народа был его правитель. Ему все подчинялись и исполняли его указы. Поэтому чеканка монет перешла к правителям. Так появились первые официальные монеты. Любой продавец, которому предлагали такие монеты, принимал их, потому что он знал, что в королевской монете скорее всего чистое золото, и что её заявленный вес правдивый.
Где появились первые официальные монеты?
Из-за того, что в древние времена не велись точные записи, или они были уничтожены временем, довольно сложно определить с точностью где и когда появились первые официальные деньги, и где люди впервые стали переходить от бартерной торговли(прямой обмен товарами без денег) к денежной.
Принято считать, что это произошло примерно в 6-ом веке до н. э., в Лидии. Это царство располагалось в Малой Азии, на территории современной Турции. После того как чеканка монет перешла к правителям народа, то никто уже не имел права делать монеты сам. За фальсификацию денег прилагалось серьёзные наказания, так что мало кто осмеливался на это.
Такой тип денег стал самым удобным на тот момент, потому что каждый узнавал эти монеты и не сомневался в их ценности. Поэтому данный метод денег стал распространяться по всему миру.
Как и почему люди стали использовать бумажные деньги?
С тех пор как появилась возможность сохранить на долгое время свои деньги, появились и богатые люди. Они очень боялись за свои мешки с золотом, ведь их не так легко спрятать от воров.
На этом этапе уже была возможность отдать свои деньги на сохранение в казначейство. Это был государственный орган, который занимался счетами государственных денег и их хранением. Это было очень охраняемым местом. Поэтому богачи, которые боялись за свои накопления, могли оставить свои деньги на хранение в казначейство, за определённую оплату.
Они получали взамен что-то вроде бумажной квитанции, с указанием того сколько было оставлено на сохранение. С этой бумажкой они могли потом вернутся и получить обратно свои золотые деньги. Но вместо этого люди начали использовать такие бумажки как прямую оплату за товар. Это ведь гораздо удобнее чем в очередной раз пойти в «банк», получить обратно золотые деньги и только потом нести их на базар за покупками.
Пользоваться такими бумажками стало гораздо удобнее, чем металлическими деньгами. Поэтому со временем они становились всё популярнее и популярнее среди людей, и их стали воспринимать как деньги.
НОД «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Комитет образования и науки Курской области
Областное государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Курский институт развития образования»
Методическая разработка занятия по формированию предпосылок
финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных учреждений
«Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.»
Разработчик: слушатель ДПП ПК
«Содержание парциальных образовательных программ по финансовой грамотности и особенности их реализации в дошкольных образовательных организациях»
Кононова Елена Михайловна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №107»
НОД «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.»
Цель: финансового воспитания детей старшего дошкольного – формирование первичных нравственно-экономических знаний, представлений и привычек поведения в обществе.
Формировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена;
способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом, дать представление о том, как деньги попадают в семью, как и где можно хранить деньги;
воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам.
Кошелёк с монетками, картинки (продукты, одежда, лекарства).
Монеты, рубль, копейка, банкнота.
Беседы «Профессии моих родителей», «Как появились деньги»,просмотр мультфильма Фиксики: «Деньги», д/игра «Для чего нам нужны деньги?»,сюжетно-ролевая игры: «Супермаркет», «Транспорт»;заучивание физминутки: «Полет на самолете», подвижная игра «Обмен», общая игра «Что нельзя купить за деньги».
В: Встали дети дружно в круг, ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ребята, я сегодня пришла в детский сад и у меня на столе лежало какое – то письмо, без обратного адреса, от кого не известно. Но зато на конверте есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.
В кошелёк мы их кладём, с ними в магазин идём. (Деньги)
«Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. (Монетка)
-что такое монетка? (Это деньги)
Дидактическая игра: «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.)
-Кто населяет этот мир? (деньги)
Просмотр мультфильма Фиксики: «Деньги»
-Что же такое деньги и зачем они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).
«Деньги на свет появились давно,
Но назначенье у них всех одно:
Их меняют на товар,
Идут с ними на базар,
Чтоб товары получить, за них надо заплатить!»
Ребята, послушайте пословицу про деньги:
Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд.
-Ребята, посмотрите на картинки. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей. А кем работают ваши родители. (ответы детей).
Физминутка. Игра «Полет на самолете»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают,говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо,говоря: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Рассказ воспитателя: Бартер
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот.И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).
Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.
Общая игра-упражнение «Обмен».
Беседа «Где хранятся деньги?
-Кто знает, где хранятся деньги? (банк, сейф, кошелек, шкатулка)
В: Ребята, к нам сегодня в гости пришла сотрудница Сбербанка, которая сейчас расскажет нам, о том, как живут деньги в банке.
-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.
А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители?
Появились электронные деньги (пластиковые карты).
Удобны ли они, как вы считаете?
Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все.
Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.
Общая игра «Что нельзя купить за деньги»
(книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, любовь, здоровье, дружба)
То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
-О чем сегодня говорили?
-Что узнали о деньгах.
1. О. А. Блохнина, О. В. Терещева Сборник методических разработок по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста – М, 2017
2. Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. В. Рыжановская Занимательные финансы. Методические рекомендации. – М, 2019
3. Экономическое воспитание дошкольников. Примерная парциальная образовательная программа для детей 5 – 7 лет. Банк России. – М, 2019
Прикреплённые файлы:
Конспект НОД «Откуда берутся нитки и ткани» Конспект НООД по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы по теме: «Откуда берутся нитки и ткани» Автор-составитель Дьяченко.
Консультация для родителей «Откуда берутся избалованные дети?» Часто в адрес молодых родителей можно услышать такие слова от окружающих людей, особенно пожилых людей, которые замечают, что их ребёнок.
Консультация для родителей «Зачем детям ДОУ нужны музыкальные занятия» «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста! Музыка ему нужна, как вода и воздух…» У каждого явления на Земле есть своя.
Консультация для родителей «Зачем и какие игрушки нужны детям» Плакал громко серый зайка: «Я хочу в страну «Играйку». Там играют все ребята И пушистые зверята. Вот у взрослых есть «Ворчалка», Есть.
НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.
Познавательно-исследовательский проект «Зачем нужны птицы?» Введение Я очень люблю птиц. Мы с мамой любим наблюдать за птицами, когда идем домой из детского сада. У меня дома и в детском саду очень.
Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.
Тематическая экскурсия «Зачем нужны дорожные знаки?» Программное содержание: закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходный переход;.
Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?» Конспект ОД по ПДД в старшей группе «Зачем нужны дорожные знаки?»Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: Формирование целостной картины.
Беседа по финансовой грамотности ««Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Содержимое публикации
МАДОУ «Бардымский детский сад» СП «Малышок»
Конспект ННОД по развитию речи
в подготовительной группе
«Что такое деньги, откуда они берутся
Чугалаева Ирина Наилевна
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «купюра», «расход», «доход», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
Формировать представления об основных потребностях семьи, её расходах.
Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности.
Учить быть бережливыми и экономными.
Предварительная работа: беседа о деньгах, покупках, копилках; рассматривание монет и копилок.
Материал: монетки, купюры, картинки с фишками, копилка
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что всё, что вас окружает, сделано руками человека? А где это взяли? А что значит купили? Значит, для покупки чего-либо нужны деньги? Что же такое деньги? А они всегда были в жизни человека?
Я хочу с вами поделиться историей. (Как появились деньги)
-Как вы думаете, всегда было удобно пользоваться бартером, платить так за товар? Почему?
-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна, чтобы на что-нибудь поменять? Это неудобно, потому что занимает много места. Поэтому, появились деньги. Сначала на Руси пользовались заграничными монетами, а потом стали чеканить свои – гривны. Гривну можно было разрубить на части. От слова «рубить» появилось настоящее название денег «рубли».
— Но долгое время основной единицей расчета была копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – копейка (иллюстрация).
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
— В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.
-Из чего сделаны монеты? (металлические)
-Какой они формы? (круглой)
-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)
-Какой они формы? (прямоугольной)
-Можем ли мы сами нарисовать деньги?
Предлагаю вам поиграть в игру
«Для чего нам нужны деньги?».
Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть, для чего нам нужны деньги.
— Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания;
-для покупки средств гигиены;
-для оплаты проезда на транспорте;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений
-для оплаты услуг (парикмахера,врача,таксиста и других );
-для покупки подарков;
-Да ребята, человеку для жизни необходимо множество разных вещей.
Давайте, представим, что мы пойдем сейчас в магазин и купим только самое необходимое.
Разминка «Поход в магазин»
Мы идем в магазин (маршируют на месте)
Покупаем там кефир, (левой рукой изображают корзину, правой складывают как бы в
Молоко, сметану, сыр, (неё покупки)
Чай, печенье, шоколад, (сжимают и разжимают кисти рук))
Апельсин и виноград.
Чтобы нам не забыть. (загибают по очереди пальцы обеих рук)
Только нужное купить,
Надо список прихватить, (хлопнуть ладонями по карманам 4 раза))
Экономным надо быть!
— А что значит быть экономным, бережливым?
Игра «Будь бережливым»
Давайте, с вами поучимся экономить. Я вам даю наборы парных картинок, но они немного отличаются друг от друга. Еще есть вот такие фишки: замочек и тапочки. Каждую картинку надо закрыть фишкой. Подумайте, какие фишки подойдут к картинкам (Обсуждают, почему те или иные фишки подошли к картинкам)?
— Теперь, вы знаете, что значит, беречь деньги, и сможете объяснить смысл пословиц.
Копейка рубль бережет.
Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто мало трат
Сегодня густо, а завтра – пусто.
Из копеек рубли вырастают.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Запасливый лучше богатого.
— Ребята, подберите слова-действия к слову «деньги».
(тратим, расходуем, считаем, бережем, зарабатываем, экономим). Всё правильно. Теперь я назову действия, связанные с деньгами, а вы подумайте, что это «Доход – или расход»?
Если доход, сложите ладони вместе, если расход, то ладони откройте, покажите их.
Купили куклу – расход.
Ребята, я услышала, такой доход, как зарплата папы. А за что платят зарплату родителям? А как думаете, это легко делать? Верно, зарабатывать деньги тяжело, это труд. Поэтому, вы должны относиться бережно к деньгам. Давайте, еще раз вспомним, как можно экономить?
— Выключать за собой воду, свет….
— Аккуратно относится к своей одежде, предметам быта…
— Не смотреть телевизор целый день…
-Делать подарки своими руками.
Еще можно деньги копить. Что это значит? А у кого есть копилка? У меня вот такая копилка. Я ее сделала своими руками. И вам предлагаю, сделать копилку дома с родителями. Придумать мечту, на которую вы будете собирать деньги всей семьей. Согласны?
-Ребята, вы сегодня молодцы. Вспомнили, что можно беречь. А любовь близких, дружбу, здоровье можно беречь? Конечно.
А что нового вы узнали? Что было самым трудным? А самым интересным?
Но самое главное еще берегите себя.
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – Волгоград: 2008г.
2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.
3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008