Для чего людям изучать историю
Кому и зачем нужна история?
История это наука о прошлом человечества, о накопленном человечеством опыте. А опыт, как известно, усиливает и расширяет человеческие возможности. При условии его правильного накопления, осмысления, передачи и использования.
Накоплением и осмыслением исторического опыта занимаются ученые-историки. Они изучают исторические события, их участников, мотивы, которыми те руководствовались, ищут взаимосвязи и закономерности. По большому счету, передача и использование исторического опыта ученых-историков не волнует, и они этим не занимаются.
К сожалению, ни в школах, ни в университетах не учат тому, как исторические знания можно применять. Более того, большинство ученых и преподавателей даже не задаются вопросом о том, почему история возникала, как наука и учебная дисциплина, и для чего она вообще нужна представителям различных профессий, а тем более простым смертным. Когда эти вопросы перед ними возникают, то они теряются и не могут дать на них вразумительных ответов. Наглядным примером этому служат попытки создания общего для российских школ учебник истории, когда ученые и преподаватели так и не смогли удовлетворительно сформулировать критерии, которым этот учебник должен отвечать. И это не их вина, потому что они решают другие задачи (см. выше), и существуют в своим относительно узком профессиональном академическом, школьном, или университетском мирке, плохо разбираясь в том, что происходит за его пределами. А учебник истории для того и нужен, чтобы давать знания, передавать исторический опыт, который необходим для решения вопросов, возникающих вне школ и университетов. Поэтому нужно чтобы то, чему долны учить преподаватели историки, определяли не они, а общественность, власть, родители, все мы вместе и каждый из нас в отдельности. При этом, естественно, возникают конфликты интересов. Но это уже отдельная большая тема.
Конечно, не все исторические книги и фильмы одинаково интересны, а тем более полезны. Их ценность зависит от степени их достоверно. И здесь надо отметить, что наряду с подлинными историческими знаниями, есть и ложные «знания-обманки», которые вместо помощи в решении проблем, порождают новые, способные привести к деградации и даже гибели, как отдельных людей, так целые народы и государства. О том, как различать первые от вторых, тоже отдельный разговор.
5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ
Изучение истории не для ЕГЭ. А для чего?
Когда ЕГЭ по истории станет обязательным (и станет ли) — пока неизвестно. Но в результате «волны», поднятой министром образования Васильевой по поводу ЕГЭ по истории и ОГЭ по географии, предметы, считавшиеся в последние годы неважными на фоне математики и физики, стали заметно популярнее. И, возможно, историю все же стоит учить — чтобы не пришлось в экстренном порядке «поднимать» все материалы начиная с 5-го класса?
В начале учебного года я всегда спрашиваю своих учеников: «Для чего мы изучаем историю?» и в ответ слышу знакомое всем: «Чтобы помнить прошлое и не совершать ошибок!». Хитро прищуриваюсь и задаю коварный вопрос: «А ещё?».
Ребята удивлённо смотрят на меня, затем начинают искать другие варианты:
Ребята замолкают и поглядывают с удивлением — варианты закончились, а преподаватель упорно настаивает на том, что осталось что-то не названное. И тогда я открываю им несколько секретов.
История учит тому, что все люди разные
И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.
Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
История учит критически мыслить
Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.
Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.
История учит сопереживать
Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом
Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.
Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.
И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!
Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов
Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе.
Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме «Легенда о Коловрате». Понимая, что такое «холодная война», не удивляешься спешке в ремонте станции в фильме «Салют-7», даже наоборот, переживаешь, что американцы успеют первыми к ней подлететь.
Такая же ситуация с книгами. Когда я читала «На Западном фронте без перемен», мне очень живо представлялись описываемые события, их масштаб. Я знала, что привело к войне, как сказалась позиционная война на армиях противников, что было после окончания боевых действий. Это была не просто история одного солдата, а отражение мыслей и чувств целого поколения людей, их трагедия и боль. Многие произведения представляются совершенно в другом свете, если «выйти за рамки» сюжета, понять, что это всего лишь отдельный эпизод в колесе истории.
Для чего нужна история?
День рождения: | 28 июня |
Регион: | Тульская область |
Город (населенный пункт): | Новомосковск |
Учебное заведение: | МБОУ Гимназия №1 |
Изучение истории подобно путешествию во времени. Человек как будто перемещается между важными и значимыми событиями нашего мира. Это не только интересно, но и бесконечно важно. Почему же? В этом блоге сейчас и узнаем.
Самое главное: это понимание этого мира. Как человек смог достичь той точки развития, в которой находимся мы сейчас. Какими способами он этого достиг?
Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.
На просторах Интернета ходит фраза:
„История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. Чтобы расширить свой личный опыт, обогатив его опытом предыдущих поколений. Знание истории даёт возможность выстроить стройную систему понятий, целостную картину мира, осознать взаимосвязь событий и явлений. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.”
История нужна для:
1. Учения на ошибках предков. Все плохие моменты истории мы воспринимаем и стараемся не допускать тех же ошибок, стараемся повернуть нынешнею жизнь в лучшую сторону. Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.
2. Перенимания опыта во всём. В науке, жизни, общении и многом другом. Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Нужно изучать историю, чтобы обдумывать события, анализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разбираться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.
3. Общего развития человечества. История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. Нужно изучать историю, чтобы развивать память, мышление, правильно обрабатывать и воспринимать информацию, развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.
Мы используем изобретения прошлого, говорим на языках, придуманных в прошлом, мы развиваемся дальше благодаря знанию прошлого. Изучение разницы между прошлым и настоящим помогает нам правильно понимать современный мир и продвигать его дальше.
Для чего людям изучать историю
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
История нужна нам не для того, чтобы разобраться, что и как происходило в прошлом, а для того, чтобы ожившее прошлое объяснило нам, кто мы есть, и открыло бы путь в будущее.
Каждого человека в любом возрасте интересуют вопросы: «Зачем нужно знать историю своей страны? Повлияет ли это каким-то образом на мою жизнь? Ведь все, что происходило в веках, уже давно в прошлом. Все эти битвы, исторические процессы стали неактуальны. Зачем нам знать о них? К чему учить даты, которые давно остались в прошлом?» Я тоже не раз задавал себе этот вопрос, мои размышления и поиски ответа по этому поводу постараюсь изложить ниже.
Знаменитый историк В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) сказал: «История-это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Многие люди ошибаются, думая, что история в нашей жизни не играет никакой роли и не влияет на будущее человечества. Детей сейчас в основном интересуют события происходящие в интернете, компьютерные игры, а историю воспринимают, как очередной урок за который нужно получать оценки. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний день, так как «Без знания прошлого – нет будущего».
Тема научно-исследовательской работы – «Для чего необходимо знать историю».
Объект исследования – прошлое человечества.
Предмет исследования – история.
Задачи исследования:
1.Изучение исторической и методической литературы по теме исследования.
2.Раскрытие понятия история.
3. Донести значимость этой науки до участников исследования (одноклассники и сверстники).
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 г.о. Балашиха Московской области.
Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка используемых источников и литературы, 3 приложения.
ГЛАВА 1. ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ
1.1 Понятие «история»
Можно ли заглянуть в те далекие времена, когда не было ни книжек, ни школы; побывать в музее, не выходя из дома; объехать весь мир за несколько месяцев? Можно, в этом нам поможет наука история.
Что же такое история? Это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку историю. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю человечества. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [2]
Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Исследователь, на основе изучения разных по происхождению источников, устанавливает правдивость информации.
Историки-археологи производят раскопки и находят в толще земли фундаменты старых домов, посуду, инструменты, игрушки. Эти предметы и вообще все, что сохранилось с древнейших времен и до наших дней называют историческими источниками. Их можно сравнить с лесными источниками-родниками, которые питают своими водами ручьи и реки. Точно так же исторические источники дают нам знания о том, как жили люди много веков назад. [1, с. 23]
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.);
этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов);
фольклорные материалы (памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.);
лингвистически памятники (географические названия, личные имена и т.д.);
Мобильные телефоны, автомашины, книги, мудрые изречения великих людей, моральные принципы, по которым мы живем – это все наше историческое наследство. Мы знаем, что есть прошлое, что у каждого из нас есть свои корни. Наука история сохраняет в памяти события давно минувших дней. История помогает нам узнать, что все это не появилось ниоткуда, в один миг. Мы можем узнать, как люди создавали свою культуру и зачем, как они жили без этого, какие трудности им пришлось преодолеть.
1.2 Значение истории в жизни человека
Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами.
История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
История – это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в седую древность. [5, с. 5]
Благодаря знаниям истории мы видим причины и следствия событий и задумываемся над ними. Например, то, что междоусобные войны приводят к разрухе в стране. Значит, лучше в них не ввязываться. Культ личности приводит к жестокой тирании. Значит, лучше такого не допускать. История дает нам уроки на будущее, чтобы мы учитывали их на практике. При прочтении истории мы должны помнить, что это не вымысел очередного автора, это наша жизнь, которую мы должны помнить, чтобы передавать из поколения в поколение.
Насколько же нужна человечеству историческая наука?
Множество случаев в жизни показывают, что знание истории помогает в творении будущего. Политики знают, куда может привести их деятельность; бизнесмены и экономисты изучают ведение дел компаниями в прошлом, изучают их нововведения, контролируют недопущение ошибок; люди искусства ищут вдохновения в рассказах о древних временах.
Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них. Это бы затормозило развитие цивилизаций, мы с вами сидели бы в каменном веке, живя в пещерах, выживая за счет охоты на мамонтов.
1.3 Исследования знаний моих сверстников и одноклассников.
Данная часть работы была проведена, для того чтобы понять на сколько актуальна выбранная тема в настоящее время. Исследование доказывает необходимость обсуждения этого вопроса с родителями, учителями, родственниками, между собой, чтобы доносить значимость изучения истории.
На первом этапе я попросил своих одноклассников составить генеалогическое древо их семей, было интересно узнать на сколько они знают историю своей семьи, есть ли дома семейные архивы, традиции, старинные фотографии, предметы оставшиеся от бабушек и дедушек. Узнать воевали ли предки моих одноклассников.
В результате первого этапа выяснилось, что небольшая часть второклассников знают своих предков до прабабушек и прадедушек, вспоминают их с помощью родителей. Путаются в отчествах, а иногда и вообще не знают. Можно сделать вывод, что у родителей не хватает времени для того, чтобы донести до ребенка историю семьи. Рассказать о подвигах предков. То, что у нас получилось, можно увидеть в приложении 1.
На втором этапе мной были заданы вопросы одноклассникам и сверстникам во дворе, друзьям по спортивным секциям по наиболее значимым и известным событиям, произошедшим в нашей стране.
Как раньше называли Российскую Федерацию?
На какой улице ты живешь?
Какие памятники есть в твоем городе?
Как зовут твоих прародителей?
Назовите даты Великой Отечественной Войны.
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Хотел бы ты жить за границей?
Результаты можно увидеть в приложении 2. Опрос показал, что некоторые ребята не знают: даты начала и окончания Великой Отечественной войны, что происходило в эти страшные и трудные для нашей Родины годы; для чего 9 мая проходят демонстрации, парады; почему улица на которой мы живем несет именно такое название; кому посвящены памятники, которые возведены в нашем городе.
К сожалению многим не только не прививаются знания истории страны, но и нет желания знать историю своей семьи, кто был их родственниками, благодаря кому они появились на свет. Все эти вопросы непосредственно связаны с историей. Они интересны. Их нужно знать любому человеку: и школьнику, и родителю.
На наш взгляд, одна из главных прелестей этой науки заключается в том, что придумать что-то новое в данной сфере знаний невозможно: можно только провести раскопки и найти что-то, доселе неизвестное. Все, что попадает в юрисдикцию истории, уже было, кто-то когда-то уже имел представление об этих событиях и, может, даже принимал в них непосредственное участие.
История также отличается от таких наук, как математика и физика, тем, что она становится шире с каждым днем: закон всемирного тяготения и теорема Пифагора существовали всегда, но люди знают об этом лишь с момента открытия данных фактов, а история никогда не скрывала от человека ничего — о чем-то, конечно, мы забываем, но это уже наша вина. Вообще, главная сила истории в том, что она дает возможность учиться на чужих ошибках. Многие достижения и открытия были сделаны, благодаря опыту предков. История помогает выстраивать взаимоотношения между разными странами, людьми. Ведь история никогда не повторяется: это историки повторяют друг друга, а оглянуться назад, на чужой опыт, и понять, как лучше поступить, может каждый из нас.
Из всего этого можно сделать вывод, что знание истории своей страны необходимо каждому для того, чтобы быть умным, мудрым и уважаемым человеком! А зная историю – уважать своих предков и страну, в которой ты живешь.
Список используемых источников и литературы
Генеалогическое древо
Вопросы анкетирования
Вопрос 1: Как раньше называли Российскую Федерацию?
Вопрос 2: На какой улице ты живёшь?
Вопрос 3: Какие памятники есть в твоем городе?
Вопрос 4: Как звали ваших прародителей?
Вопрос 5: Что такое история?
Вопрос 6: Назовите дату Великой Отечественной Войны.
Вопрос 7: Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Вопрос 8: Хотел бы ты жить за границей?
Статья: Зачем нам изучать историю? Ответ учителя.
Зачем нам изучать Историю?
А вот зачем изучать Историю?
Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.
Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.
Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов
Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому — Патрик Генри
История повторяется, это один из ее недостатков — К. Дарроу
История — неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан
Всеобщий закон — закон законов — это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? — У. Уитмен
Отними у народа историю — и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. — Йозеф Геббельс
История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики — Индира Ганди.
На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.
Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени — тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне.
Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.
Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.
Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика.
Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.
Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.
Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников.
Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий
Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: «Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!». Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор.
Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.
Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.
Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.
В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.
Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории «Супертехнологии против меди и камня «.
Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.
Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!