Для чего людям нужен алфавит
ЯЗЫК и ЖИЗНЬ
суббота, 1 декабря 2018 г.
Для чего нужен алфавит?
Итак, алфавит – это некоторое упорядоченное множество букв. То есть в русском языке после «А» идёт «Б», после «Б» идёт «В» и так далее и никак иначе. Поэтому логично употреблять алфавит для упорядочивания списков, каталогов, картотек, справочников, энциклопедий, словарей и вообще чего угодно, где основой служат слова или сами буквы.
Вторая функция представляется ещё более важной. Можно сколько угодно «передавать из уст в уста» знания и умения от предыдущих поколений к следующим, однако настоящий прогресс начался после передачи накопленного человечеством опыта в письменной форме. И буквы, которые сами по себе или в определённых сочетаниях передают те или иные звуки и позволяют записывать самые различные слова очень ограниченным набором символов в этом смысле просто идеальны.
Представьте, как тяжело в этом смысле приходится народам, имеющим язык с иероглифической письменностью, ведь иероглиф чаще всего передаёт не звуки, а слоги (причём у каждого слога своё значение), а порой целые слова и понятия…
А ещё название букв в алфавите служит для такой вещи как произнесения слов по буквам – при диктовке имён собственных, например. Помните, когда вы диктуете какому-нибудь работнику регистратуры свою фамилию, и он, не расслышав просит её повторить ещё раз, а потом, отчаявшись понять, переспрашивает «К-арнотольский? «К» как в слове «Керчь»?». И вы начинаете диктовать «Да, «К» как в слове «Керчь»-арно-польс-«п», как в слове «парк»-кий!»
Кстати, в английском языке для побуквенного произнесения слова есть отдельное понятие, выражающееся словом spelling – «спеллинг».
Уважаемые друзья! Если данная статья была вам полезна, поделитесь ею с вашими друзьями в соцсетях с помощью кнопок «опубликовать» прямо под этим постом. Вы можете также подписаться на мой блог и получать уведомления о новых статьях (подписка оформляется через форму вверху на панели справа), вы можете комментировать эту и любую другую статью. А пока всё, увидимся в других статьях моего блога.
В статье использовалась литература:
Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов – М,: издательство «Советская Энциклопедия», 1966.
Для чего людям нужен алфавит
ЗАЧЕМ УЧИТЬ БУКВЫ И АЛФАВИТ?
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
«Азбука – к мудрости ступенька». Русская пословица
Алфавит относится к величайшим творениям человечества. Без него невозможно было бы развитие науки, техники и культуры. Древние люди потратили много времени на создание алфавита. Торговцам необходимо было вести учет товарам, поэтам – писать стихи, ученым – записывать свои изобретения. Но при помощи изображений и даже иероглифов это делать довольно трудно и утомительно. Сейчас алфавит кажется простым и понятным лишь потому, что он нам хорошо знаком.
На английском языке говорят более 200 миллионов человек во всем мире. Это язык международного общения. Можно поехать в любую страну мира и встретить человека, говорящего на английском языке. И английский язык, также как и любой другой, начинается со слова, слово с буквы, а буква – это маленькая частица алфавита, с которого начинается язык.
К сожалению, я заметил, что некоторые мои одноклассники путают буквы при чтении. Почему это происходит?Зачем нам учить буквы и алфавит? На эти вопросы я постараюсь ответить в своей работе.
Гипотеза: знание названий букв алфавита поможет грамотно читать и писать по-английски.
Цель работы: узнать, нужно ли знание английского алфавита, чтобы грамотно писать английские слова и читать без ошибок.
Задачи:
Дать определение понятию алфавит.
Выяснить, как появился английский алфавит.
Ответить на вопрос: «Зачем нам учить буквы и алфавит?».
Изготовить книжку и презентацию «Английский алфавит» в помощь одноклассникам.
Методы, использованные при работе над проектом:
cбор информации – изучение литературы;
Практический результат этой работы – расширение своих знаний, помощь одноклассникам в запоминании английских букв и алфавита в целом.
Знакомство с определением «алфавит»
ABCDEFG
HIJKLMNOP
QRSTUVW
This is called the alphabet
Which we never must forget [2]
Для решения этой задачи я использовал информацию, найденную в Интернете, обратился к электронным словарям и словарям в школьной библиотеке.
Слово “алфавит” происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроено русское слово азбука – по названию двух первых букв, церковнославянского алфавита.
Аbecedary – расположенный в алфавитном порядке – Англо-русский синонимический словарь. [5 ]
Abecedary — а book arranged in alphabetical order; elementary text book. – Dictionary of difficult words. [ 5 ]
Аbecedary —primer, alphabet table, abecedarium an ABC book … –
Etymology dictionary. [ 5 ]
слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название; алфавит – греческое;
алфавит – это расположенные в определенном порядке буквы, соответствующие данному языку;
английский алфавит – abecedary – назван по первым четырем буквам алфавита – A, B, C, D;
в алфавите отдельным знакам – буквам – соответствуют определенные звуки.
2. История английского алфавита
Изучение истории английского алфавита я начал с чтения сказок
Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» и «Как был придуман алфавит». В них говорится о написании первого письма и создании первой азбуки. Именно в такой последовательности. Маленькая девочка вместе со своим папой пошла на рыбалку. Там, на природе, она стала придумывать буквы в виде писем-картинок для того, чтобы попросить у оставшейся дома мамы новый багор вместо сломанного. Для этого Таффи взяла большой кусок березовой коры и процарапала на бересте картинки, передающие её просьбу. Она расположила их в том порядке, как она про себя составляла рассказ. Но мама увидела в письме дочери рассказ о злодеях, которые убили мужа и напугали дочь так, что у неё встали волосы дыбом. [11]
Оказывается, мало написать текст, надо написать его так, чтобы читающие поняли его верно. Поэтому в следующей сказке Таффи стала придумывать знаки, передающие звуки и слова. [12]
Передача информации при помощи изображений – очень древний и очень неудобный способ, особенно в наше время, когда появляется все больше и больше новых слов. Конечно, можно придумать огромное количество картинок, которые передают их значения, но картинки ведь надо запомнить. Поэтому люди и придумывали разные способы передачи информации.
В Египте и Междуречье писать и читать умели немногие. Ведь и иероглифическое письмо, и клинопись содержат более 600 знаков, каждый из которых нужно было знать на память.
Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи, нужно было другое письмо — простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак — буква — обозначал лишь один определенный звук речи.
Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова «алеф» — бык. Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет» — дом. Само слово «алфавит» — по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет».
Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке.Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они — согласные – и это очень неудобно. Этот порядок был заимствован греками. Но в греческом языке, в отличие от финикийского, большую роль играют гласные звуки.
Финикийский алфавит был несравненно проще и удобнее клинописи или иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее: он состоит из 24 букв, обозначающих и гласные, и согласные звуки. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой английского. [6 ]
История создания любого алфавита связана с историей страны. Английский алфавит – не исключение. Историю его развития разделяют на три периода: древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский. До появления современного вида английский алфавит много раз изменялся. В начале для записи использовались особые англо-саксонские руны, непростые для написания – это было в 5 веке н.э.
Рис. 2 [8]
И только в 7 веке с распространением христианства руны были заменены на латинские буквы. Окончательно сформировался английский алфавит в 17 веке.В его состав вошла самая поздняя буква – буква “J”. [ 9]
В современном английском алфавите всего 26 букв. Из них 20 согласных: B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, Z и 6 гласных: A, E, I, O, U, Y. Некоторые особенности английского алфавита:
Буква Y может обозначать и согласный, и гласный звук.
Буквы W и R самостоятельно обозначают согласный звук. Но очень часто встречаются в паре с гласной буквой и обозначают гласные звуки.
Каждой согласной букве соответствует один звук. Исключением является буква X, ей соответствует сразу два звука – KS.
Самыми часто употребляемыми буквами являются E и T, а к редким буквам относятся Z и Q. При этом чаще всего английские слова начинаются с буквы S. [9]
Изобретение финикийцев – это великий шаг в развитии человеческого общества, которое сделало письменность доступной для всех.
Причины возникновения трудностей в запоминании английского алфавита и при чтении.
Однажды алфавит английский
Рассердился очень сильно.
Буквы спорили, ругались,
Потихоньку даже дрались.
Бормотали так сердито
О главе их алфавита!
И кого из них на свете
Всех быстрей запомнят дети. [2]
Знание языка невозможно без знания его алфавита. Есть такая английская поговорка: “It’s as easy as ABC”. Но не все так просто. Начиная с первых уроков изучения английского языка, у некоторых ребят появляются трудности в запоминании букв и затем при чтении.
Я считаю, это происходит из-за того, что некоторые буквы английского алфавита схожи с русскими по написанию, но читаются по-другому. Если сравнить два этих алфавита, можно увидеть следующее:
Причем буквы L,N,R – являются зеркальным отражением русских букв Г И Я: L/Г, N/И, R/Я [10 ]
Знание этих особенностей может помочь запомнить английский алфавит. Главное – не забывать об этом.
В английском языке существует много буквосочетаний, которые создают трудности при чтении. В алфавите мы читаем одно, в словах эти же буквы произносятся по-другому. У англичан даже появилась поговорка: «Пишется Ливерпуль, а читается Манчестер».
Знание алфавита при чтении таких слов нам не поможет. Здесь нам помогают транскрипционные значки, которые передают звуки. Их 44. Зная эти знаки, можно прочитать любое незнакомое слово. А знание алфавита поможет продиктовать это слово по буквам. В английском языке даже существует специальный глагол spell, который означает: назвать по буквам. Из-за сложности орфографии у англичан имеется огромная практика и отличный навык быстро называть любое слово по буквам.
Анкетирование учащихся 2-4 классов
Так для чего же нам необходимо изучать английский алфавит? С этим вопросом я решил обратиться к ученикам 2, 3 и 4 классов. Мы с Эльмирой Маратовной подготовили анкеты и тесты. В анкетах, кроме главного, были следующие вопросы: Сколько букв в английском алфавите? Сколько гласных и сколько согласных букв? Приложение №1
В анкетировании принимали участие 25 учеников 2-4 классов. Представляю результаты:
Сколько букв в английском алфавите? – Правильных ответов – 16.
Сколько гласных и сколько согласных букв? – Правильных ответов – 14.
Для чего нужно изучать английский алфавит?
Затем я провел тест среди этих учеников, чтобы узнать, насколько хорошо ребята знают алфавит. Приложение № 2.
Проанализировав ответы, я сделала вывод, что не все дети хорошо знают английский алфавит, но считают очень важным его изучение, потому что без хорошего знания букв невозможно правильно написать и прочитать английские слова.
Еще я предложил ребятам продолжить предложение: «Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно…». Я получила следующие советы:
Учить / запоминать буквы;
Петь песенку про алфавит.
Мы так и поступили. На следующих уроках английского языка мы учили алфавит, писали буквенные диктанты, сами проверяли себя, исправляли ошибки и пели песенку про алфавит. А затем еще раз провели тест. Результаты оказались намного лучше.
Заключение
Для меня это исследование было очень трудным. Но я не сдавался и работал.
В итоге я сделал следующие выводы:
Слова «Алфавит» и «Азбука» означают одно и то же: азбука – славянское название; алфавит – греческое;
Алфавит – это расположенные в определенном порядке буквы, соответствующие данному языку.
Английский алфавит – abecedary – назван по первым четырем буквам алфавита – A, B, C, D.
В алфавите отдельным знакам – буквам – соответствуют определенные звуки.
История английского алфавита очень долгая и непростая. За основу греческого алфавита бы принят порядок букв финикийского алфавита. Греческий алфавит лег в основу латинского алфавита, а тот в свою очередь послужил основой английского.
Знание особенностей английского алфавита, регулярные занятия и повторение может помочь в его запоминании. Знание алфавита нам необходимо для того, чтобы писать английские слова без ошибок. И еще это знание поможет быстро находить слова в словарях, книги в библиотеке и каталогах. Но чтобы читать без ошибок, необходимо знать транскрипции английских звуков, т.к. много слов в английском языке имеют сложную орфографию. Если вы будете каждое новое слово заучивать с транскрипцией, то очень скоро начнете чувствовать, как читается большинство английских слов.
В результате работы над проектом я:
изучил тему «Английский алфавит»;
помог некоторым ребятам преодолеть трудности в запоминании букв алфавита;
научился:
увереннее искать информацию в Интернете;
пользоваться электронными словарями;
формулировать задачи и планировать свою работу;
делать опрос и анализировать его результаты;
развил умения:
пользоваться текстовым редактором и создавать слайдовую презентацию;
Литература:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 1964. – 736 с.
Интернет-источники:
http://ppt4web.ru/images/1402/39822/640/img4.jpg финикийский алфавит
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/007/088/88956.htm англо-саксонские руны
http://pandia.ru/text/78/526/17989.php сравнение букв ря и ая
Сколько букв в английском алфавите?
Сколько согласных букв в английском алфавите?
Сколько гласных букв в английском алфавите?
Для чего нужно изучать английский алфавит?
Закончи предложение: «Чтобы быстрее выучить алфавит, нужно…»
1) Запиши данные буквы в алфавитном порядке:
K, A, C, B, G, T, L, O, R, S, N, Z, P, E.
2) запиши данные слова в алфавитном порядке
gold, run, ghost, act, queen, autumn, glass, picnic, ant, jam
3) Напиши данные слова заглавными буквами.
Например: lamp – LAMP
4) Напиши данные слова строчными буквами.
Например: LAMP – lamp
READ AND LEARN!
Some letters in English rhyme with the word “me”:
Презентация «Зачем нам нужен алфавит?»
Зачем учить алфавит?
Кажется, что ответ на этот вопрос вполне очевиден – чтобы ребенок умел читать. Однако стоит копнуть немного глубже. Зачастую родители не до конца осознают, чем вызвано их желание, чтобы ребенок поскорее освоил буквы. Если малышу уже 5-6 лет, и не за горами первый класс, то стремление изучить азы, чтобы дальнейшая учеба давалась проще, понятно и логично. А, может, вашему ребенку всего три года, но вы хотите, чтобы он блеснул знаниями на семейном вечере? Или все знакомые наперебой рассказывают, что их дети уже не только выучили алфавит, но и свободно читают? Честно дайте сами себе ответ на эти вопросы, и подумайте, не надо ли повременить с обучением до более подходящего момента.
Самое главное – это готов ли именно ваш ребенок. Любознательность, интерес к новому, способность запоминать ранее неизвестную информацию – все это признаки того, что можно начать изучение алфавита. Но всегда следует помнить, что нет смысла в обучении против желания ребенка, все занятия должны проходить в ненавязчивой игровой форме. На вас сыплются вопросы «как читается?», «что за буква?», малыша интересуют в книжках не только картинки, но и подписи к ним, или вам скоро в школу? Что ж, тогда смело начинайте знакомство с алфавитом.
Видео
Методика изучения гласных звуков
Расскажите ребенку про букву «А», покажите, как она пишется. Затем назовите ряд слов, в которых встречается эта буква, покажите картинки с изображением предметов, людей или животных, в названии которых есть «А». Постарайтесь совместно с ребенком подобрать еще ряд слов с этой буквой. Во время прогулки или поездки старайтесь как можно чаще обращать внимание ребенка на различные вывески и надписи, где встречается «А».
Затем таким же способом можно изучить парный звук «Я». Но не начинайте его изучение, пока не будет полностью освоен и закреплен предыдущий звук. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, купите доску, на которой можно писать и рисовать мелом, а также приобретите различные кубики с буквами и яркие книжки.
Какие проблемы могут мешать ребенку читать
— Какие проблемы возникают, когда ребенок уже осваивает чтение, и что с ними делать? Я помню, например, что мой старший ребенок очень долго читал фактически по буквам, даже не по слогам. Вы сказали про проблему угадывания, и тоже не совсем понятно, что с ней делать. Какие еще?
— Наша задача — определить уровень развития ребенка, его возможности, и от этих стартовых возможностей идти дальше. Вы спрашивали, как понять, готов-не готов. Можно, конечно, сделать диагностику зрительных вызванных потенциалов и посмотреть сформировались ли зрительные дифференцировки или нет.
Но нужно помнить, что пока наука не дошла до того, чтобы все можно было померить, как температуру градусником. Стоит ли вести на длительную процедуру ребенка, когда психолог, логопед или нейропсихолог могут, задав несколько вопросов, протестировать ребенка, заодно и рассказать, как подтянуть то, что еще не сформировалось.
Итак, какие факторы могут повлиять на формирование чтения? Первое — это слабые языковые навыки и речевые проблемы : позднее (реже раннее) начало собственной речи, свойственны яркие обороты речи, недостатки в фонетике; трудности с тем, чтобы передать мысли словами; заикание.
Второе — это проблемы усвоения навыков, связанных с письмом, чтением, музыкой, нотной грамотой (трудности в написании слов, разворот букв и цифр, большое количество ошибок при списывании и написании под диктовку, плохой почерк, в письменных работах много исправлений). Утяжеляют ситуацию слабые математические навыки : трудности в учебе, сложности с оценкой времени, может выполнить арифметические действия, но не умеет записать или прочитать их, проблемы с алгеброй, плохая память для последовательностей.
Огромный блок проблем — это моторные и психомоторные трудности : плохой почерк, расстройства пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, неуклюжесть, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия, нарушение координации движений, и связанное с этим усвоение знаний — нарушение усвоения схемы тела, путают «право»–«лево» и «над»–«под», отстает в командных видах спорта, имеет трудности с моторно-ориентированными задачами, учится лучше через практический опыт.
Нам нужно обязательно обращать внимание на моторную неловкость у ребенка, на формирование «лево-право». Ведь у нас обращают внимание только на руку, как формируется рука, правая или левая. А нога? А глаз, а ухо? Эти латеральные профили к школе должны быть уже сформированы.
Если ребенка отдают в лингвистический класс, а он к этому не готов или у него математические наклонности, то ему будет трудно. Или, наоборот, ребенку со способностями к рисованию предлагают математическую программу Петерсон, то и его могут ждать трудности. Поэтому в начальной школе лучше обучать базовым навыкам — чистописание, арифметика и чтение, и только потом уже идут русский язык, всякие другие предметы.
У малыша кора не сразу начинает функционировать так, как во взрослом возрасте. Нужно обязательно нарастить все нейронные связи и сформировать базовые функции, чтобы ребенок мог овладевать учебным процессом адекватно.
Вот до революции было много неграмотных людей, но это не означало, что они были интеллектуально снижены. Пришло время борьбы с неграмотностью и все эти люди благополучно научились читать.
Да, если человек плохо читает или у него дислексия, то ему будет сложнее в жизни. Ему «не помогает» этот процесс (чтение). И тем не менее эти люди приспосабливаются получать информацию через слух. Огромное количество людей совершенно скомпенсированы, не скоррегированы, а именно компенсированы. Я знаю человека, который возглавляет отдел в «РИА Новости». Об этом он рассказал сам на конференции по дислексии: «Я — тот человек, который всю жизнь испытывал дислексические проблемы, поэтому я все, что связано с чтением, поручаю секретарю». При этом он прекрасно владеет устной связной речью.
— Вы затронули тему моторной неловкости, мне кажется, что эта проблема очень сильно у нас недооценена, ее часто не видят даже хорошие неврологи. Но такими вещами ни в коем случае нельзя пренебрегать. Мне кажется, что у нас в отношении к этому еще много от традиций дедушек-бабушек, не придававшим таким вещам особого значения: «Просто ребенок неуклюжий, он, как слон в посудной лавке, он собирает все углы». Просто так все углы ребенок, конечно, собирает, только надо проверять на предмет моторной неловкости. Возможно, нужна и какая-то специальная реабилитация, и обучение.
— Нужно упомянуть еще два фактора, утяжеляющих ситуацию при дислексии, и окончательно пролить свет. Это неврологические проблемы, как раз там будут отмечаться и все моторные неловкости, и энурезы, и головные боли, и раздражительность, вечная несобранность или, наоборот, гипераккуратность, и все то, что беспокоит родителей. Невролог не должен отмахиваться от жалоб родителей.
Второй фактор — это проблемы со зрением, которые не выявляются в ходе стандартных осмотров. Может быть нарушение восприятия глубины, недостатки периферического зрения.
Вот все эти перечисленные факторы влияют на процессы формирования письмом и чтением. И моторная неловкость в их числе. Всегда нужно помнить, что развитие речи и движения идут параллельно, так заложила природа, мы не должны этим пренебрегать.
К перечисленным факторам можно добавить еще дефициты, которые могут быть сочетанными и изолированными, свойственными только дислексии. У детей может отмечаться дисбаланс в усвоении навыков и несоответствие их усвоения.
Иногда создается впечатление, что умения «зависят от настроения» и меняются изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра. Свойственна вариабельность ошибок: одно и тоже слово может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «кАпать – копАть – катать – гадать». Пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или сходство звучания, а не на контекст.
Ребенок, в принципе, может зависеть от настроения, но если это повторяющийся фактор, это настроением не объясняется. Я не люблю, когда родитель говорит о ребенке: «Он человек настроения». Я говорю: «Хорошо, но нельзя же все объяснять только этим, нельзя индульгенцию давать своим слабостям. Можно какие-то вещи исправить».
Дети садятся вместе читать, один быстро читает страницу, а другой медленнее, но это не значит, что он читает плохо. Фото: pixabay.com
— Говоря о ребенке «человек настроения», мы можем пропустить какую-то серьезную проблему. Правильно я вас понимаю?
— Я тоже хочу посоветовать родителям быть внимательными к каким-то нарушениям у детей. Очень важно формулировать врачу свои сомнения, знать, что такое моторная неловкость и обсуждать с неврологом по максимуму все, что вас смущает. Не искать оправданий ситуации: «Он так делает, потому что он не в настроении», а наоборот, сомневаться: «Вот так – это ничего, это нормально?» Я за то, что всегда лучше перебдеть.
— Такого рода трудности отслеживает мама. Если ребенок, устав, читает, например, одним глазом, часто потирает глаза, приближает книгу к глазам. Невролог не увидит то, что ребенок устал. Это фиксируется в жизни с ребенком. Или, например, если у ребенка проблемы со слухом.
Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5–7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети — выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют.
Чтобы получить рекомендации от невролога не только по лечению, но и по организации жизни ребенка, ему это нужно рассказать, сам врач на 15-минутном приеме это не сможет увидеть.
— Ольга Ивановна, вы сказали про головные боли. Я знаю, что часто ребенку, у которого дислексия, действительно больно читать, у него болит голова. И очень многие педагоги вокруг него, даже родители и родственники говорят: «Он просто ленится, поэтому симулирует. На улице у него голова не болит, а как книжки читать — болит». Здесь все же важно доверять своему ребенку и слышать его жалобы.
— Дислексия бывает разная. То, о чем вы говорите, это дополнительные факторы и дефициты, которые не всегда являются признаками заболевания, но, если отмечается несколько пунктов из списка, стоит обратиться к специалистам:
Вообще нужно доверять детям и слушать, что они говорят. Именно вы живете с этим ребенком, значит, вы все время с ним в ситуации правды и неправды. Вы лучше других знаете своего ребенка. Но и на консультации можно разобраться, просто на это нужно потратить дополнительное время: расположить к себе и эмоционально, и содержательно, поговорить не о проблеме, а о том, что заинтересует ребенка. Я очень много задаю вопросов: есть ли друзья, какие отношения у детей в классе, не придирается ли учитель, есть ли хобби, домашние животные? По ответам на эти вопросы складывается очень интересная картина о самом ребенке.
Как научить ребенка быстро читать
Бывает, что дети, знающие алфавит с ранних лет, даже к 5–6 годам не умеют читать. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют изучать буквы в процессе обучения чтению. Если делать это по методике Николая Зайцева, ребенок начинает читать через несколько занятий.
Обучение происходит с помощью специальных кубиков. Они отличаются по размеру, весу, цвету, вибрации и звучанию наполнителя. На кубиках, помимо отдельных букв, изображены склады – комбинации из пары согласный-гласный. Ваша задача – научить ребенка правильно выстраивать кубики, чтобы в итоге получались слова.
Важно! Методика Зайцева подходит для обучения малышей любого возраста, в том числе и грудничков, и рассчитана на чтение с 3–4-летнего возраста.
Известный педагог и логопед Надежда Жукова рекомендует приступать к обучению чтению лишь в том случае, когда у ребенка хорошо развита устная речь. В помощь деткам, изучающим буквы, она разработала специальный букварь и магнитную азбуку. В книге есть методические указания и советы для родителей. Предложенная дошкольникам программа усложняется по мере изучения букв. С «Букварем» Жуковой легко научиться плавному и быстрому чтению.
Итак, обучать буквам можно с рождения, но лучше в 4–5 лет. Изучение алфавита желательно совмещать с обучением чтению.
Слоговая таблица скоростного чтения
В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.
Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.
Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.
Хоровое произнесение текста
Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.
Комплексная программа для чтения
Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:
Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.
Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.
Материалы по теме Стихи про детство для детей на конкурс чтецов, 1-2-3-4 класс