Для чего людям нужна информация
Чем важна информация?
Я могу назвать основной закон, управляющий поведением человека: чем больше человек знает, тем эффективнее он действует. Сейчас я объясню, почему это так.
Дело в том, что любые действия человек совершает не из ничего, а из имеющейся у него информации. Человек может действовать только в соответствии с тем, что он знает — иначе из чего он создаст свои действия?
Элементарный пример: чтобы ребенок научился говорить на русском языке, он должен вначале русский язык услышать от тех, кто уже на нем говорит. Иначе нет никаких шансов, что он изобретет весь русский язык сам, с нуля.
Другой пример. Чтобы вы пошли в магазин, вы должны вначале знать, где он находится. А если вы не знаете, где находится какой угодно магазин, вы вначале должны пройтись по улицам, внимательно оглядываясь, чтобы найти какой-нибудь магазин.
То есть, прежде чем что-то сделать, вы должны сначала что-то узнать. В реальной жизни не бывает такого: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Чтобы сделать что-то с чем-то, вы должны вначале узнать, что это что-то существует — иначе к чему вы будете прикладывать действие?
То есть, чтобы совершить действие, нужна информация. Но есть и еще один нюанс. Чем больше у вас информации — тем более эффективными становятся ваши действия.
Пример. Если вы хотите устроиться на работу и вы знаете только об одной вакансии — у вас нет выбора, вам придется устраиваться именно на эту работу. Но если вы знаете о 10 вакансиях, то вы сможете выбрать лучшую работу из этих 10. А если вы знаете о 100 вакансиях — то сможете выбрать еще более лучшую!
То есть эффективность действий является прямым следствием количества известной вам информации. Это просто однозначная закономерность — чем больше вы знаете, тем лучше действуете. У вас просто не получится действовать плохо, если вы знаете, как действовать хорошо!
(Разумеется, речь идет только о достоверных знаниях. Если вы воспринимаете чьи-то, в том числе свои, слова или мысли как окончательную истину, не требующую проверки — это знанием не будет. Это будет заблуждением).
Иными словами, мы не можем улучшать свои действия напрямую. За счет чего они улучшатся? Действия — следствия знаний.
Вообще, можно сказать, что человеческая психика работает по принципу: «факты — вывод». То есть чем больше фактов мы в нее заложим — тем более точные выводы она сделает. Главное, заложить достаточное количество фактов.
Многие ученые и творческие люди неоднократно замечали подобную закономерность — они вначале долго собирали информацию об интересующем их вопросе, потом какое-то время позволяли своему разуму думать обо всем, что узнали, — и получали ответ.
Вообще, есть такая поговорка: «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» По крайней мере, чем больше информации человек имеет о мире, тем лучше ему удается с этим миром управляться.
Поэтому в любой ситуации, когда у вас возникают проблемы с действиями или вообще любые проблемы — не пытайтесь заставить себя действовать, а просто соберите больше информации. И как только вы соберете достаточно информации, ваше действие просто произойдет. И оно будет ровно настолько эффективным, насколько много вы получили информации.
Зачем нужна информация
Зачем нужна информация?
Зачем нужна информация
В двадцать первом веке уже давно не стоит остро вопрос о том, Зачем нужна информация, Поскольку она стала неотъемлемой жизнью каждого. Информация не является в современном обществе экзотикой, напротив, каждый желающий может получить объективную и не очень, правдивую и не совсем, личного характера или же в глобальных масштабах информацию на просторах Интернета, в печатных и аудиовизуальных средствах массовой информации. Самое главное, что современность позволяет человеку не испытывать информационного голода, а уверенно чувствовать себя в информационном пространстве.
Еще одним достоинством информационной эпохи является то, что выбор в плане того. Какая информация для человека важнее и больше нужна в данный момент, осуществляется им самим, а не кто-то делает это за него. Смысловую нагрузку на вопрос о том, зачем нужна информация, можно также трактовать таким образом, что Некоторые люди, возможно, устали от бесконечных информационных потоков, которые сопровождают их дома, на улице, на работе. Конечно же, во всем должна быть мера, постепенно информационные магнаты поймут, что человека уже не удивишь информацией разного уровня и качества, что к ней также нужно подходить с умом и предлагать потребителям только самые качественные и достоверные образцы.
Зачем нужна информация человеку и может ли он без неё обойтись?
Об Информации, информационном пространстве, и не только. 😉
Комментировать
Все комментарии (42)
комментирует материал 17.12.2010 #
Ерунда. Информационное пространство уже сейчас загажено никому не нужным информационным мусором на 98%.
Алекс! Да, несомненно, проблема есть.
но ОНА легко решается, см. выше;)
комментирует материал 17.12.2010 #
Я, например, хочу найти пропавшего должника. В милиции мне отказали в возбуждении уголовного дела. Есть ли шанс сделать это с Вашей помощью?
Дорогая Ирина! Сожалею, но Вы обратились не по адресу(
Советую с данной просьбой обратиться в со-во «Разведшкола Романа Ромачева» и лично к господину Ромачеву! Он, думаю, должен Вам помочь в поисках, 1-й его пост это подтверждает!
Для него ЭТО пара пустяков, легко.
комментирует материал 17.12.2010 #
А мне представляется, что сейчас человечество (западного толка) живет, как мы к концу «застоя». Все считают, что еда, тепло, физическая безопасность были, есть и будут всегда. О них даже нечего думать. Так скучно, что не уйти ли в ВИРТУАЛ.
Но довольно быстро не информационные войны и количество каналов телевидения будут заботой большинства людей, а выживание в значительно более жестких условиях, чем сейчас. Не до виртуального мира нам будет.
Юрий! С тем, что вы написали во многом я согласен. Но, считаю, что у вас несколько пессимистический сценарий развития Человечества (Бориса С. наверное начитались;).
Я ж, в отличие от некоторых, большой оптимист в данном вопросе! Чего и вам желаю)))
комментирует материал 17.12.2010 #
Роль информации в современном обществе
Нестеров А.К. Роль информации в современном обществе // Энциклопедия Нестеровых
Значение информации для человечества
Для человека потребность в получении информации является постоянной. Например, в доисторическом периоде знания о ядовитых растениях, опасных зверях и т.п. являлись залогом выживания для отдельного человека. Информация о том, как добывать себе еду, воду, обустраивать свое жилище и т.д. – является жизненно важной. Без изобретения способов передачи и обмена информацией человечество было бы обречено на вымирание.
В современном мире человечество располагает богатыми возможностями для создания, хранения и передачи информации.
Объем информационных ресурсов в любой области деятельности человека растет огромными темпами. Массивы передаваемой информации увеличиваются непрерывно: начиная от бытовых разговоров, заканчивая инфопотоком в Интернете. Рост объема информации обусловлен усложнением всех сфер жизнедеятельности современного общества, определяющим фактором является развитие технологий и научный прогресс.
Роль информации в современном обществе возрастает ввиду нескольких процессов: сейчас человек живёт в эпоху информационного взрыва, быстрого развития процесса массовой коммуникации, повсеместного проникновения информационных технологий во все социальные сферы. Человечеству необходимо решить вопрос, как войти в фазу устойчивого развития на долгосрочный период. Поиск ответа на данный вопрос стал возможен благодаря развитию информационных технологий, современное общество очень близко к получению возможного решения.
Усложнение передаваемой информации, увеличение объемов ее передачи, рост информационной ценности, требований к содержанию сообщений, значимость информационных технологий для современного общества напрямую влияют на изменение образа жизни человека. Опережающий рост информационных технологий по сравнению с общественным и человеческим восприятием привет к развитию технологий обработки информации.
Современный человек должен как можно быстрее адаптироваться к новым условиям передачи информации.
С другой стороны, требуется создание такой формы массовой передачи информации, которую способна воспринимать большая часть общества.
Объем передаваемой информации непрерывно растет, современное общество натолкнулось на препятствие, которое сосредоточено в самом человеке – это наша возможность воспринимать поток информации. Существующие объемы передаваемых данных давно превысили наши способности к их восприятию и переработке. Массив накопленной информации и знаний один человек объять не может, невозможно обладать обширными знаниями в нескольких областях, одновременно быть и компетентным архитектором, бухгалтером, историком, столяром, экономистом, юристом, программистом, медиком.
Информационные технологии по накоплению, переработке, передаче данных существенно расширяют возможности человек по работе с информацией, человечество выходит на новый уровень своего развития за счет качественно иного уровня доступных операций с информацией. Невозможность получить, понять и воспринять нужную информацию – это самое серьезное ограничение, с которым может столкнуться современный человек.
Роль информации в жизни современного человека и общества проявляется и в значимости информационных ресурсов для производственных, экономических, социальных и бытовых сфер деятельности. Информация сегодня – это необходимое условие жизнедеятельности общества. При этом каждому человеку доступны источники информации в любой части мира.
Роль информации в жизни человека
Человек в современном мире активно взаимодействует с информацией в информационной среде, которая одновременно является источником новых сведений, средством преобразования различных данных и побуждает человека к каким-либо действиям. Из информационной среды человек постоянно получает новые знания, сам создаёт новые знания и помещает их в информационную среду. Это понятие охватывает все возможные способы хранения информации, средства коммуникации и обработки информации.
Каждому человеку свойственно взаимодействовать с определенной информационной средой, т.е. конкретным перечнем средств коммуникации, создания, хранения и обработки информации, при этом всегда можно составить список постоянных элементов информационной среды и тех, которые используются редко или вообще не используются конкретным человеком. Персональный набор средств работы с информацией и средств коммуникации отражает уровень развития конкретного человека, определяет принципы его поведения в социуме, при общении с другими людьми и т.д.
Развитие информационных технологий концептуально изменило значение информации в жизни современного человека:
Какую роль играет информация в жизни человека?
Человек целенаправленно использует информацию (собирает, преобразовывает, сохраняет, систематизирует, анализирует, передаёт и т.д.) – это необходимое условие нашей жизнедеятельности. Без этого было бы невозможно возникновение и развитие человеческого общества.
Чтобы совершить конкретное действие, человек должен обладать информацией о том, как именно это сделать. Частью такой информации человек владеет благодаря инстинктам, например, как дышать или ходить. Но основной массив знаний является приобретенным либо вследствие непосредственного получения информации (как пользоваться различными инструментами или орудиями труда), либо в результате анализа различных данных, мыслительных процессов, синтеза разрозненной информации (изобретения, научные исследования, прикладные разработки, изготовление различных приспособлений из подручных средств).
На разных этапах развития человеческое общество отличалось неоднородной структурой в плане доступа к информации: во-первых, грамотным было не всё население, во-вторых, возможности способов хранения и распространения информации были крайне скудные.
Ключевые факты, определившие роль информации в жизни человека:
Научно-технический прогресс напрямую влиял на создание человечеством новых средств и способов хранения, передачи и преобразования информации. Совершенствование информационных технологий и аппаратной базы техники привело к резкому росту объемов информации, с которой человек взаимодействует ежедневно.
Роль информации в жизни человека определяется её объемом – сегодня с помощью информационных технологий можно в течение 1 месяца получить такой объем полезной информации, на усвоение которого в XVII веке у человека ушла бы вся жизнь.
Поясню этот вывод на примере. Три века назад нужно было годами ходить в подмастерьях, чтобы овладеть основными знаниями в базовых профессиях, например, плотник, столяр, портной, кирпичник, кузнец. Сейчас теоретические знания по этим профессиям можно получить за месяц (те же видеоролики и статьи в сети Интернет), а потом оттачивать прикладные навыки работы, применяя эти знания на практике.
Роль информации в развитии общества
Роль информации в современном обществе проявляется в её влиянии на все виды общественных отношений, за счёт повсеместной информатизации она становится символом экономического и научно-технического прогресса, условием социального развития и фундаментом современного образования.
Адекватный ответ всем вызовам, с которыми столкнулось современное человечество, можно выработать, используя накопленный за всю историю человечества массив информации. Очевидно, что одному человеку невозможно охватить весь этот объем, нужны усилия всего общества. Изменения в социуме, окружающей среде, профессиональных сферах повышают значение информации.
Сегодня создаётся образовательная система, построенная с широким использованием возможностей информационной среды, которая позволит усовершенствовать процесс усвоения информации.
Принципиально новые форматы коммуникации для передачи и восприятия информации массово использовались во время мировой эпидемии COVID-19 в 2020-2021 годах:
Это было невозможным в 2015 году. Без современного уровня развития информационных технологий из-за эпидемии национальные экономики обрушились бы, общественные отношения деградировали бы, а человечество получило бы непоправимый урон.
Какую роль играет информация в развитии общества?
Усложнение общественных отношений неизбежно приводит к росту требований к информационной компетентности людей, которым постоянно требуются новые знания, сформированные умения и навыки для эффективного взаимодействия с динамично меняющейся окружающей средой.
Роль информации в развитии общества в том, что именно она приводит к изменениям в обществе, появление новых знаний влечёт перемены в производственных отношениях, экономике, повседневной жизни.
В современном мире всё труднее становится ориентироваться в потоке ежедневной информации, человек старается оптимизировать её поиск, отбор и усвоение. Только высокий культурно-образовательный уровень позволяет получить доступ ко всем источникам информации.
Получается замкнутый цикл: новые знания приводят к повышению культурно-образовательного уровня, который позволяет усвоить всё новые знания, происходят изменения в обществе, появляются новые знания, которые в очередной раз повышают культурно-образовательный уровень. Этот цикл будет бесконечным, пока существует человеческое общество, для его повторения нужны только новые знания.
Высокий уровень информационной культуры является наиболее актуальной компетенцией современного человека. В плане исторического развития этот факт является условием доступа к информации и возможности её усвоения. Т.е. без достаточного уровня культурно-образовательного уровня человек не сможет получить новые знания или усвоить их.
На роль информации в развитии общества повлиял и феномен сети Интернет: информационные технологии позволили создать и применять новые форматы и способы представления информации, в том числе, электронные книги, видеолекции, базы данных, которые доступны любому человеку.
На фоне этого существует проблема информационной интоксикации современного общества, которую вызывает потребление инфомусора, низкокачественной информации, которую генерируют множество медиаисточников.
В современном мире за 1 месяц генерируются огромные массивы информации, которые отдельно взятый человек усвоить не в состоянии – это выше его физических возможностей. При этом большая часть этой ежемесячно производимой информации является информационным мусором без всякого смысла.
Обладая достаточным культурно-образовательным уровнем и информационной грамотностью, человек способен эффективно отсеивать и не воспринимать информационный мусор и просто некачественную информацию. В противном случае, человек сам лишает себя возможности получить действительно полезную и качественную информацию.
Компьютерная грамотность с Надеждой
Заполняем пробелы — расширяем горизонты!
Зачем нужна информация?
Вопрос «Зачем?» является одним из самых сложных, ставящих в трудное положение. Можно обсуждать все, что угодно, в общем виде или в деталях. А вопрос «А зачем это нужно вообще?» может поставить в тупик.
Мы много и часто говорим о том, что компьютер является важным помощником человека в получении необходимой информации. Действительно, компьютер используется чаще всего в этом качестве, в роли незаменимого помощника в поиске и обработке интересующей информации.
Вроде бы все просто и ясно. Пока не поставишь вопрос: «А зачем вообще нужна информация?». Та самая информация, ради поиска и обработки которой мы предпринимаем беспрецедентные усилия. Зачем она нужна?
И это не абстрактный вопрос научного характера.
Некоторые закономерности
Зачем знать цены на товары? – Чтобы делать правильный выбор товаров, оценить возможность их приобретения. Или чтобы получить представление о ситуации на товарных рынках.
Зачем знать текущую ситуацию в Гондурасе? – Чтобы сравнить с это с ситуацией у себя дома и оценить ее. Или чтобы знать, что происходит в этой далекой (но вместе с тем близкой!) стране.
Зачем знать повадки птиц? – Чтобы не ходить под навесами крыш, на которых птицы отдыхают. Или чтобы понимать, почему перелетные птицы улетают на зиму в теплые края.
Список подобных вопросов и ответов можно продолжать до бесконечности. Вместе с тем можно заметить определенные закономерности. Если задуматься над каждым вопросом, то довольно часто ответом на это будут 2 варианта.
Первый вариант. Информация нужна человеку для принятия решения. Ответы «Чтобы сделать правильный выбор» или «Чтобы не ходить под навесами крыш» – суть «принятие решения».
Второй вариант. Информация нужна человеку для накопления им знаний. Эти знания пригодятся ему не сейчас, а в будущем. Причем важно понимать, что многие из полученных знаний могут так никогда и не пригодиться. А могут и пригодиться, и заранее этого никто не знает. Ответы «Чтобы получить представление о ситуации на рынке» или «Чтобы знать, что происходит в другой стране» – суть новое знание, которое может пригодиться в будущем.
Связь принятия решений и знаний
Для принятия решения (первый вариант ответа на вопрос «Зачем?») нужна информация. Чем сложнее принимаемое решение, тем больше нужно информации.
Но эта информация должна быть истинной, иначе решение может оказаться неверным. И тут важную роль начинает играть знание (второй вариант ответа на вопрос «Зачем?»). Чем больше мы знаем, тем меньше информации нам нужно для принятия решения.
И наоборот, чем меньше мы знаем, тем больше достоверной, истинной информации нам нужно для принятия решения.
Например, если говорить по теме «Компьютерная грамотность», предположим, что ПК стал работать со сбоями. Если у нас есть знания о причинах сбоев ПК, и эти знания помогают нам выяснить причины сбоев, то мы можем принять правильное решение о методах устранения проблемы.
И, наоборот, если мы встречаемся с таким вариантом сбоя ПК, когда наших знаний явно не хватает, то мы нуждаемся в большом количестве конкретной информации о том, как подобные сбои ПК можно устранить. Причем в этом случае мы становимся чрезвычайно зависимыми от того, насколько достоверна информация, получаемая нами в условиях отсутствия собственных знаний.
К чему приводит такая связь между информацией и знаниями? Если говорить в общем виде, то мы стремимся к тому, чтобы знать максимально больше и чтобы не зависеть в момент принятия решения от наличия или отсутствия необходимой информации.
Но так как знать все невозможно, то мы начинаем прибегать к посторонней помощи. В том числе к помощи компьютера.
А что нужно, чтобы больше знать? Надо иметь как можно больше достоверной информации, и ее систематизировать для преобразования простой несвязанной информации в структурированные знания.
А значит? Мы стремимся к тому, чтобы иметь как можно больше информации, в том числе «впрок». И стремимся к тому, чтобы эту запасенную впрок информацию предварительно структурировать. Стремимся связать между собой отдельные разрозненные кусочки информации и превратить в знания.
В ответственный момент принятия решения нам нужно знать ответ и решение здесь и сейчас, без промедления, без всяких сомнений. И в случае, если сомнения все-таки остаются, нам нужно как можно быстрее недостающую информацию найти, получить и обработать.
О накоплении информации
Мы не только стремимся к постоянному накоплению информации, но и делаем все от нас зависящее для превращения этой информации в знание. И это потому, что так устроен человек, вернее его мозг.
Все, что фиксирует наш мозг, откладывается в памяти. Ученые утверждают, что мозг способен помнить все, что человек видел или слышал, или чувствовал. Он запоминает всю информацию, которая поступает от органов чувств.
Это запоминание мозг делает постоянно, не пропуская ничего. Но при этом, чтобы избавить себя же от перегрузки, мозг помещает увиденную и услышанную информацию туда, откуда ее непросто достать. Это делается, чтобы не мешать работе мозга и не перегружать его во многом ненужной в данный момент информацией.
И только в нужный момент, когда эта информация действительно востребована, мозг сможет ее отыскать и обработать для принятия решений. Данный совершенный механизм запоминания и вспоминания есть следствие длительной эволюции живых существ на Земле. Итог развития и эволюции длиной несколько миллиардов лет.
Компьютер – незаменимый помощник человека. Он является своего рода продолжением самого человека в части хранения и обработки информации. Поэтому и здесь каждый отдельно взятый человек и человечество в целом придерживаются аналогичных подходов.
А именно. Мы получаем информацию, накапливаем и храним ее в компьютерах, не доверяя собственной памяти. Систематизируем накапливаемую информация и используем ее по назначению в моменты принятия решений. Это про отдельного человека – пользователя ПК.
Если же говорить про человечество в целом, то оно создало глобальные сети из тех же компьютеров. И это опять же для накопления информации, ее систематизации и использования для принятия решений.
Действовать по-другому мы не можем и не хотим, так как весь ход многовековой эволюции подсказывает нам наиболее приемлемый способ работы с информацией. Приемлемый потому, что при таком подходе требуемые нам для принятия решения информация и знания будут получены нами в необходимом количестве и в нужное время
Приятные и неприятные следствия накопления информации
Важнейшим следствием постоянного накопления информации и превращения ее в знания является тот факт, что любая накапливаемая нами информация является избыточной. Мы накапливаем эту информацию в избытке. Впрок, про запас. Также как это делает мозг.
Мы загружаем в свои ПК нужные и ненужные нам файлы. Зачем? Потому, что мы не знаем, когда и какая информация может пригодиться для принятия очередного решения. И поэтому собираем все больше и больше данных.
В попытках систематизировать накопленную информацию мы придумываем различные системы связей. От простейших папок, в которых размещаем файлы в том или ином порядке. До сложнейших специальным образом структурируемых баз данных и баз знаний, в которых информация хранится в систематизированном виде.
То же делаем мы (люди, человечество) в глобальных масштабах. Создали глобальную сеть Интернет. Соединили в сеть множество серверов. Разместили на них огромные массивы информации. Затем создали так называемые поисковые машины, которые день и ночь без перерыва систематизируют эти массивы информации с тем, чтобы по любому запросу любого пользователя этой сети выдать ему максимально большое количество доподлинной информации и знаний.
Все это ведет к неизбежной избыточности накапливаемой информации. И это плохое следствие накопления информации. Результатом плохого следствия является то, что в наших компьютерах хранится очень много ненужной или устаревшей информации, хранится про запас. И что бы мы ни делали для очистки компьютеров от лишней ставшей ненужной информации, мы никогда не добьемся, чтобы в ПК (или на сетевых серверах) были только нужные нам файлы данных. Это невозможно, так как избыточность информации есть первооснова современных информационных технологий.
Хорошее же следствие избыточности информации состоит в том, что мы научились использовать огромные массивы данных для своевременного и правильного принятия решений. И компьютеры, и сети стали нашими союзниками в данных вопросах, несмотря на то, что они перегружены избыточной информацией.
Писатели-фантасты середины XX века описывали так называемые «центральные информатории» в виде огромных вычислительных машин, где по замыслу должна была храниться вся доступная и достоверная информация и знания человечества. Это означало, что на любой вопрос в этой грандиозной системе можно найти один или несколько совершенно точных ответов. Избыточность информации, по замыслу фантастов, отсутствует.
Инженеры, создавшие ПК и глобальные сети, поступили иначе, и даже с точностью до наоборот. Они создали условия для хранения и обработки избыточной информации. Но это позволило смоделировать накопление и обработку информации так же, как это происходит в голове человека, в его мозгу. Поэтому компьютеры и сети стали незаменимыми помощниками человека.
Конечно, неплохо было бы иметь единый «центральный информаторий», где есть ответы на все вопросы и где хранятся все знания человечества. Правда, невозможно представить себе, кто и в какие сроки сможет наполнить такой «информаторий» знаниями. Да и располагаем ли мы сами ответами на все вопросы? Все ли мы знаем?
Правда и ложь в информатике и в жизни
Истинна или ложна информация, которую нам предоставляют компьютерные системы (ПК, сети, Интернет и т.п.)? Можно ли на нее положиться и использовать для принятия решений?
В компьютерных программах (в программах, тексты которых понимает и исполняет компьютер) понятия «истина» и «ложь» имеют свое однозначное представление. Любое выражение, понимаемое компьютером, может быть однозначно интерпретировано только как истинное или ложное. Ошибки исключены!
Для интерпретации этих понятий, как истина и ложь в языках программирования есть постоянные и переменные величины, имеющие значения «истина» (иногда это обозначают цифрой «1») или «ложь» (здесь может применяться цифра «0»).
Поэтому, например, в текстах компьютерных программ можно увидеть такие бессмысленные с человеческой точки зрения выражения: 5>2=1 или 4>9=0. Первое означает (в переводе на человеческий язык) «утверждение о том, что 5 больше 2 – истинно». Второе означает «утверждение о том, что 4 больше 9 – ложно».
С цифрами можно выполнять арифметические действия, их можно складывать, вычитать, умножать, делить и т.п. И с логикой («истина» и «ложь») можно тоже выполнять так называемые логические действия. Этих действий предусмотрено всего 3: «не» (или иными словами логическое отрицание), «и» (логическое умножение) и «или» (логическое сложение).
Логическое действие «не» означает отрицание. Все просто: программное утверждение «не ложь» означает «истина», а программное утверждение «не истина» означает «ложь».
Логическое действие «и» означает логическое умножение. Если представить «истину» как «1», а «ложь» как «0», то «и» (логическое умножение) можно заменить на знак умножения. Тогда любое умножение на «0» дает в ответе «0», и только перемножение двух единиц даст в ответе «1» (1×1=1). Таким образом, результатом логического умножения может быть «истина» только в том случае, если умножаются две «истины». В остальных случаях ответом будет «ложь».
Логическое действие «или» означает логическое сложение. В двоичной системе (в каковой существуют понятия «истина» — «1» и «ложь» — «0») нулевой результат сложения может быть только в том случае, если складывать два нуля. В остальных случаях результат будет «1». Таким образом, результатом логического сложения может быть «ложь» только в том случае, если складываются две «лжи». В остальных случаях результатом является «истина».
И вот с помощью этого простого и в чем-то даже примитивного набора логических операций строятся все компьютерные программы, которые призваны выяснять истинность или ложность тех или иных компьютерных высказываний. Подобная простота приводит к тому, что компьютер не может ошибиться, интерпретируя истинность или ложность выражений (конечно, если программа составлена правильно, но это уже совсем другая история!).
Однако такое безошибочное поведение компьютера возможно только в том случае, если изначально понятно, что есть «истина» и что есть «ложь». А если не понятно? А вот тут уж компьютер нам ничем помочь не может!
Если изначально в ПК ввести заведомо ложную информацию, но при этом подразумевать ее истинной, то все дальнейшие компьютерные безошибочные логические преобразования не будут иметь смысла. А так как информация в компьютеры попадает из внешнего мира в основном с помощью людей, которые сами порой не могут отличать истину от лжи, то безудержно полагаться на ПК в поиске истиной или ложной информации по меньшей мере безответственно.
Есть и другая причина, когда нельзя полагаться на ПК в этом вопросе. Этой причиной является время. Дело в том, что любая самая истинная информация с течением времени может стать ложной, может устареть, потерять актуальность и даже смысл. Все течет, все изменяется, и изменяются наши представления о мире, о вещах и событиях.
Значит, безответственно полагаться на компьютеры и сети нельзя. А как быть?
Как отличить правду от лжи?
Информацию можно условно поделить
Техническая информация – это информация, касающаяся каких-либо технических устройств и систем, информация о взаимодействии технических устройств между собой, о взаимодействии человека с машинами. Техническая информация формализуется и оцифровывается. Она более или менее точна, и часто ее можно измерить приборами.
Гуманитарная информация – это информация о взаимоотношениях между людьми, между сообществами людей, между целыми странами и народами. Гуманитарная информация – это слабо формализуемая информация, она наиболее спорна в отношении истинности или ложности тех или иных положений и высказываний. Ее труднее измерить, а иногда совершенно невозможно объективно оценивать.
Поэтому все, что касается технической информации, здесь легче отличить правдивую (точную, достоверную) информацию от ложной (неточной, недостоверной). Но и тут могут быть проблемы.
Представьте себе, например, гипотетический случай. Предположим, инопланетяне (если, конечно верить в их существование!) подключились к нашему Интернету и выложили туда чертеж своей летающей тарелки. Техническая информация? Да, техническая. Поверим? Допустим. А сможем сделать по ней аналог? Вряд ли… Почему?
Потому что чертеж ранее неизвестного устройства – это еще далеко неполная информация. А как изготовить все это? Из каких материалов? А как эти материалы создать? А на каком оборудовании можно это изготовить? А есть ли чертежи этого оборудования? А опять же где технологии производства оборудования для производства летающих тарелок? И так далее. Чем больше вопросов, тем меньше ответов.
Правда, в приведенном фантастическом примере чертеж летающей тарелки можно условно считать истинным, так как, предположим, он дан нам без каких-то искажений. Но так как мы с этим ничего не можем сделать, то вопросы истинности или ложности этой информации становятся неразрешимыми.
Также может происходить и с вполне земной технической информацией. Есть-то она есть, но истинная ли она? Попробуй, проверь…
А вот с гуманитарной информацией нам и без инопланетян невозможно разобраться с точки зрения ее истинности или ложности. Можно ли считать истинными те или иные взаимоотношения людей, философские категории, рассуждения о жизни? Для кого-то это действительно то, что он искал. Для другого – совсем не то.
Вывод. Истина или ложна предоставленная ПК и Интернетом информация – это решение остается за пользователем, который эту информацию запросил. Как говорится, фирма не гарантирует! Полностью полагаться на ПК нельзя, особенно если от принятия решения на основании компьютерных данных зависит судьба человека или человечества.
И все-таки компьютер – незаменимый помощник человека
Почему же тогда люди постоянно применяют ПК, в том числе там, где нужно постоянно принимать решения? Почему люди доверяют компьютерной информации?
Почему компьютерам часто доверяют даже людские жизни? Это я про компьютеры, которые управляют самолетами, автомобилями, поездами.
На самом деле все просто. Мы говорили о том, что компьютер не ошибается, интерпретирую информацию, безошибочно отделяя истину от лжи в своих внутренних программах. И это его неоценимое свойство очень нам полезно.
Человеку свойственно делать ошибки даже при условии получения объективной и истинной информации. Почему? Из-за эмоций, из-за усталости, из-за перенапряжения и тому подобных факторов. Компьютер же не устает и не обладает эмоциями (пока не обладает!).
Но у ПК есть существенный недостаток. Он не может отличить правду от лжи в момент ввода в него информации. Если эту информацию вводит в него человек, особенно если вводимая информация является гуманитарной, не подлежащей строгому измерению и оцифровке.
А если этот недостаток преодолеть? А как? Да очень просто! Давайте, во-первых, попробуем вводить в ПК информацию, минуя участие человека. А там, где это невозможно, во-вторых, давайте сделаем так, чтобы эту информацию вводил наиболее осведомленный человек, самый умный и самый компетентный в этом вопросе.
Первый вариант (ввод информации без участия человека) используется при управлении техническими объектами. Например, компьютер самолета получает множество информации от датчиков, работающих автоматически без участия человека. Если датчики исправны (а для этого предусматриваются варианты их дублирования и резервирования), то поступающая информация (например, о скорости самолета, высоте полета и пр.) будет истинной. Соответственно, компьютеру можно доверить управление самолетом. Так как он, получив истинную информацию от всех датчиков и приборов, выберет наиболее оптимальные варианты пилотирования. Без эмоций, без ошибок.
Второй вариант (ввод информации наиболее осведомленными людьми) применяется в человеко-машинных системах. Например, кассир в супермаркете пробивает покупателю чек. Все, что он пробил в чеке покупателя (руками или с помощью сканера, что уменьшает вероятность ввода ошибочных данных о товаре) можно автоматически ввести в компьютер. А значит, введенная информация о произведенной покупке является истинной. Дальше компьютер может ее обрабатывать и выдавать истинные результаты (кто и сколько купил, какие продукты и товары покупают больше всего и т.п.).
Подводя итоги можно сказать, что
получение истинной информации с применением ПК и сетей гарантированно возможно в том случае, если введенная в ПК и в сети информация истинна. И если эта информация не устарела с течением времени.
Во всех остальных случаях, если пользователь компьютера не уверен в достоверности введенной информации (или не может проверить достоверность введенной информации), доверять на сто процентов полученной информации нельзя. Опасайтесь подделок.
И пока еще не ясно, когда будут найдены решения, позволяющие гарантировать пользователям достоверность получаемой посредством ПК и сетей информации. Да и возможны ли такие решения? Я считаю это маловероятным с учетом того, что движемся мы совершенно другим путем. Путем обеспечения максимальной избыточности информации вместо того, чтобы добиваться хранения только достоверной и единственной в своем роде информации.
Кто не верит всему вышесказанному, пусть попробует на своем ПК хотя бы раз расчистить диски так, чтобы на них осталась только нужная в данный момент информация. Предлагаю только перед проведением этого эксперимента сначала скопировать отдельно всю хранимую в ПК информацию, чтобы не потерять ее безвозвратно.
Уверен, что эксперимент не получится. Потому что мы не можем существовать без избыточной информации, так предопределено всем ходом развития жизни. Мы нуждаемся в избыточной информационной среде для получения и развития знаний, и в конечном итоге для принятия ответственных (и не очень) решений.
Информации много не бывает! Бывает ложная и недостоверная информация. А бывает достоверная и точная. Последняя всегда нужна нам, как воздух.
Дайте информацию, еще информацию, еще, еще.