Для чего людям нужно письмо
А давай напишем настоящее письмо! Зачем детям писать бумажные письма
Как необычно поздравить друзей и родственников с наступающими праздниками? Наш блогер Катя Хасанова предлагает написать бумажное письмо. Да-да, у нас есть мессенджеры, конечно, но письма — это другое. И вот почему.
Почта и бумажные письма — это уже прошлое. Современные дети сразу вспоминают 19 век, пушкинскую Татьяну, которая писала Онегину. Многие даже не знают, что сегодня тоже можно отправлять бумажные письма! Они-то родились и выросли в совершенно другой, цифровой, реальности.
Но ведь бумажные письма — это так здорово! Мы писали друг другу письма, когда были в летнем лагере, и с нетерпением ждали ответов. С некоторыми друзьями до сих пор иногда так общаемся. Когда я в школе занималась шефской (вожатской) деятельностью, на Новый год писала своим подшефным младшим школьникам маленькие письма. Ребятам это тоже очень нравилось!
На мой взгляд, такой способ общения совершенно не устарел, и его стоит вернуть в жизнь детей 21 века. Объясняю, зачем:
1. Чтобы оторваться от гаджетов
Сообщение в мессенджере — это быстро и удобно. Но ради удобства мы жертвуем красотой языка: сокращаем слова, переписываемся на ходу. Собеседник не видит наш почерк, не понимает слог и стиль изложения.
В бумажном письме все иначе: его мы ждем, его можно сохранить. Мы видим почерк и неповторимое оформление автора. Чтобы написать такое письмо, нужно время, а значит, человек вложит в него больше глубоких мыслей и чувств.
2. Чтобы научиться выражать мысли
Ребенок ненавидит писать сочинения? Бумажные письма вам помогут, ведь это не скучное письмо по четко заданной теме, писать можно о чем хочешь и как хочешь. А бонусом — приятное общение с другом. Чем больше пишет человек, тем богаче становится его речь. К тому же, регулярно пишущий человек, как правило, имеет более развитое «чувство грамотности», чем тот, кто не пишет вообще.
3. Чтобы креативить
Ну какая может быть креативность в мессенджерах? Разве что эмодзи да стикеры ставить, но ведь это не то. В бумажных письмах все иначе: берешь фломастеры, карандаши, наклейки и вперед! Настоящая свобода для творчества, развития навыков дизайна, креативности и формирования своего собственного стиля.
4. Это просто интересно
Мы очень любили писать письма из разных городов, например, путешествуешь по Санкт-Петербургу и пишешь письмо в Москву, а потом засекаешь время, за сколько оно дойдет, с любопытством рассматриваешь, какие печати на нем поставили, перечитываешь дома и вспоминаешь свою поездку.
Я уверена, бумажные письма могут заинтересовать современных детей! Особенно в началке. Ведь им интересно узнать, как же люди раньше общались без интернета? А как сотрудники почты не путаются в таком количеством писем и адресов? Я предлагаю два варианта, которые помогут познакомить ребенка с бумажными письмами:
Можно переписываться со знакомыми, родственниками, друзьями. Причем совершенно необязательно, чтобы они жили далеко, можно даже писать письма в соседний дом. В ближайшем почтовом отделении покупаете конверт и марку. Потом — фломастеры, карандаши, наклейки, и можно начинать.
А ещё в письмо можно вкладывать маленькие легкие сюрпризы! Например, тонкие календарики или светодиодные наклейки-фликеры (для безопасности в темное время суток). А дальше — через любой почтовый ящик или отделение почты отправляем письмо. Самое главное — не ошибиться в адресе и почтовом индексе.
В школе
Учителя могут сделать в классе «Добрую почту»! Что это такое, я рассказывала в одной из предыдущих статей, обязательно почитайте! Это не сложно и на самом деле работает.
Ну и, конечно, сейчас, в преддверии праздников можно организовать обмен писем-поздравлений между детьми: пускай они напишут или нарисуют пожелание одноклассникам и отправят через почту. Представляете, как приятно будет ребенку обнаружить в почтовом ящике такое послание от друга!
Пишите письма, радуйтесь и радуйте детей. С наступающим!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация на обложке: shutterstock / Yuliia Bahniuk
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Стена
—
—
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин
—Интересы
Зачем нужны письма
«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более – ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».
Итак, для чего же нужны письма? Конечно, для общения.
А как могли общаться люди в то время, когда не было не только Интернета, но и телефонов? Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.
А вот в письмах можно рассказать всё подробно.
Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.
Вот что пишет В.И.Даль, современник Пушкина: «Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому».
А вот какое определение письма дает современник А.С. Пушкина Н.И. Греч в «Учебной книге Российской словесности»: «Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно».
Автографы пушкинских писем, их многочисленные черновики показывают, с какой тщательностью Пушкин писал свои письма, как сознательно стремился к простоте.
Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи.
Все письма Пушкина, от официальных до интимных, стали достоянием истории. Так же как и произведения поэта, письма Пушкина всегда воспринимались и воспринимаются до сих пор с величайшим волнением и интересом.
Объем эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем. Не подлежит никакому сомнению, что из обширной переписки Пушкина дошла до нас лишь ничтожная часть. Тому причиной — разгром декабристов, после которого его корреспондентами были уничтожены пушкинские письма, так же как он сам уничтожил свои «Записки», а также небрежность родственников и друзей. Кстати, бывали случаи, когда Пушкин просил своих адресатов сжигать свои письма. Приведем примеры. «Лев! сожги мое письмо…» (4 декабря 1824 г.); «Прежде, чем сожжешь это письмо, покажи его Карамзину и посоветуйся с ним» (20-е числа января 1826 г.)
Н.Н. Пушкина, его жена, – самый частый корреспондент поэта. По количеству писем, ей написанных, соперничать с ней может только друг Пушкина Вяземский, первые письма к которому лежат у самых истоков пушкинской переписки. Больше чем за 20 лет их знакомства, Пушкин отослал Вяземскому 72 письма, жене – за 17 месяцев разлуки – 78 писем. Письма к ней писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сел Павловское и Языково. Первое письмо написано 20 июля 1830 г., последнее – 18 мая 1836 г.
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Иногда маленькое письмецо, «где все наруже, все на воле», дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Письмо – частичка человека, частичка истории.
Мы все хорошо знаем, что читать чужие письма без разрешения считается неприличным. Но письма великих людей хранятся в архивах, они стали документами, которыми имеет право пользоваться любой исследователь.
Из истории письма
Как выглядели письма эпохи Пушкина?
Это просто сложенные листочки бумаги, без марки, без номера дома. Дом указывался по фамилии владельца (живёт у Самсона). Нумерация домов, чётной и нечётной стороны, ввелась только с 1834 г.
Почтовые марки были придуманы в Англии. Они появились в 1840 году. В России первая почтовая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году. История марки – одна из самых больших и интересных страниц истории почты.
Такие привычные для нас конверты тоже были не всегда.
Широкое производство почтовых конвертов началось в 1820 году в Англии. Распространение конвертов в России относится к первой четверти XIX в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом. В повести А.С. Пушкина «Дубровский» читаем: «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником…»
В разные эпохи менялись не только содержание писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Настоящую революцию в почтовом деле произвел новый материал для печатей, получивший название «испанского воска». Изобретение этого материала принадлежит китайцам. Вначале клейкое вещество, которое известно сегодня как сургуч, было малодоступной роскошью. Сургучная печать на письме надежно охраняла его от любопытных взглядов. Она оказалась очень удобной, и в сегодняшней России ценные бандероли и письма по-прежнему запечатываются сургучными печатями.
Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом. Облатка – «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем». «Облатка» – лепешечка, которую делали из лучшей крупичатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча». Облатка – кружок для запечатывания писем. Письма запечатывали сургучом и «лепешечками» (облатками). Облатка облегчала процесс запечатывания писем.
С сургучом было сложнее. Сургуч разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба. Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (подарок Воронцовой).
Для официальных писем использовали сургуч, для личных писем – облатки. Существовала даже специальная коробочка для хранения облаток.
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
В пушкинское время письменные принадлежности не были столь разнообразны, как сейчас. Современники Пушкина пользовались только гусиными перьями и карандашами. Первые упоминания об употреблении гусиных перьев относятся уже к VII веку. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало при письме характерный скрип. Гусиные перья поступали в продажу обычно в пучках по 25 штук, обвязанных бечевкой, в поместьях обычно перья не покупали. Пушкин исписывал свои перья почти до основания. До нашего времени сохранились два гусиных пера поэта. Одно из этих перьев заняло свое прежнее место на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе – в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей, и словно совершаешь «путешествие во времени» – перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.
Письма из прошлого
В эпоху почтовых троек, когда письмо шло недели, а ответа приходилось ждать месяцы, писать надобно было тщательно, поскольку ошибку или недоразумение выяснять тоже приходилось месяцами. Поэтому важно было выразиться ясно и четко. Выпускались даже специальные пособия, так называемые «письмовники»:
«Научившись прiятно и правильно читать, должно обратить вниманiе къ искусству писать письма: ибо он есть способъ, которым почти всъ связи въ общежитiи содержатся.»
Из «Письмовника» мы узнаем, какого рода бывали письма, в какой форме и кому следует их адресовать:
«Письма уведомительные», «Письма, совет подающие», «Письма увещательные», «Письма повелительные», «Письма просительные», «Письма рекомендательные», «Письма, предлагающие услугу», «Письма, содержащие жалобу», «Письма, выговор или упрек содержащие», «Письма сатирические», «Письма извинительные», «Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни», «Письма, содержащие простую учтивость», «Письма поздравительные», «Письма утешительные», «Письма благодарительные», «Письма шутливые», «Письма похвальные», «Письма о делахъ», «Письма ходатайственные», «Письма любовные», «Письма остроумные», «Письма к незнакомым», «Когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз», «Письма смешанные», «Письма ответные».
Вот, например, «Письма любовные». «Сии письма совершенно отступают от слогу писем. Одна страсть должна везде управлять пером. В них не должно быть приметно ни малейшей натяжки; их пишут в самом движении страсти. Жар, с которым начато письмо, должен быть чувствителен до самого конца, не уменьшаясь ни мало; излишние замысловатые выражения были бы не кстати. Редко вырываются острые выражения, когда сердце истинно тронуто и наполнено нежностию; впрочем, надо истинно чувствовать страсть, чтоб уметь хорошо изобразить ее на бумаге».
Нельзя без улыбки читать старинный «Письмовник».
Но и сейчас существуют шаблоны для создания писем различного типа: деловых, сопроводительных, коммерческих, рекомендательных и т.д. Их можно легко найти в Интернете. Существуют также инструкции, как правильно написать электронное письмо. Электронное письмо по содержанию и структуре не имеет принципиальных отличий от обычного: не следует забывать о вежливости, о приветствии в начале письма и о прощании в конце, о проявлении интереса к делам того, кому вы пишете и т.п.
Мы видим, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них, в последних томах, занимает переписка. Письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром.
В переводе с греческого языка epistole – письмо, послание.
Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем.
Из истории развития эпистолярного жанра
Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.
В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.
Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IY с А.Курбским.
“Письма русского путешественника” Н.М.Карамзина, “Записки первого путешествия”, содержащие письма Д.М.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения традиций эпистолярного жанра в России.
К эпистолярному жанру следует отнести “Философские письма” П.Я.Чаадаева, “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя, “Письма из Франции и Италии” А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского “Бедные люди” и в других произведениях этого автора..
В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (“Письма А.А.Блока к жене”, “Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка” и т.д.)
В художественной литературе “корреспонденты” становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приёмом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике.
В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение.
Можно посоветовать прочитать переписку И.С.Тургенева и Полины Виардо, переписку Л.Н Толстого, А.П.Чехова, Г.Х.Андерсена, письма игумена Никона, Иоанна Крестьянкина к своим духовным чадам и др.
Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Почему полезно писать письма?
Письмо, говорит Википедия, это сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.
Сегодня Интернет дает людям возможность обмениваться информацией гораздо проще, дешевле и быстрее, нежели раньше. Коммуникации развились настолько, что вам практически не составит труда позвонить и поговорить с человеком на другом конце Земли.
Раньше такого не было. Письма, написанного любимой рукой, ждали с нетерпением неделями, а то и месяцами. И, пока оно доходило до адресата, многое в жизнях успевало измениться. Таким образом, люди читали уже историю. Что же сегодня? Написал, тут же отправил. И, где бы человек ни находился, получение весточки зависит в основном только от того, как скоро он включит компьютер.
Но часто ли вы сегодня пишете письма? Нет, я говорю не о рабочей или деловой переписке. Хотя она тоже полезное дело. Я говорю о той самой, светлой и приятной переписке между родственниками, раскиданными по миру. Между влюбленными, живущими в одной квартире. Между друзьями, работающими в пределах часа езды друг от друга.
Увлекательность переписки занимает и современных писателей. Например, Сесилия Ахерн в романе «Не верю. Не надеюсь. Люблю» великолепно описывает многолетнюю историю любви посредством писем. Никаких лишних подробностей, мы полностью вникаем в эмоции, переживания, чувства героев, не отвлекаясь на детали.
Между тем, написание письма — чрезвычайно полезная процедура. Да-да, я не ошиблась, воспользовавшись медицинским термином. Именно «процедура». Она сродни самостоятельной психотерапии, осуществляя которую, мы имеем возможность разобраться во многих вопросах нашей жизни.
Каким навыкам учит нас письменное повествование?
Во-первых, начиная рассказывать кому-либо о своих проблемах в письме, мы их систематизируем. Появляется необходимость четкого их распределения по значимости. Кое-что забывается. Кое-что стремительно вырывается вперед и занимает огромные абзацы. Таким образом, у нас появляется возможность, перечитав собственное письмо, проанализировать, какие моменты мозг считает наиболее важными, а на что даже и обращать внимания не стоит.
«У людей не будет проблем, если мы станем ими делиться. Ведь как решить чужую проблему, знает каждый». Не помню, кто это сказал. Но в этом есть смысл. Ситуация кажется неразрешимой? Садитесь и пишите письмо самому себе. Это самый простой и действенный способ взглянуть на все «со стороны». Решение окажется на поверхности, вы даже сами удивитесь, насколько быстро все встанет на свои места.
Во-вторых, вы тренируете логическое мышление. Даже в школах не обходится без заданий по составлению писем. Именно такой подход учит пониманию логики повествования, объясняет основы вежливости, дает возможность научиться делать свой рассказ плавным, без резкого перескакивания с одной темы на другую. Ведь часто устное общение наполнено лишними деталями, «паразитами», междометиями, которым в письменной речи нет места. Деловые письма оттачивают четкость повествования, личные — учат пользоваться эпитетами и аллегориями, многочисленными сравнениями и метафорами. Вы сами не заметите, насколько красивой и плавной впоследствии станет и ваша устная речь.
В-третьих, в письме мы можем сказать гораздо больше, нежели осмелимся с глазу на глаз. Да, можно поговорить. И можно не услышать друг друга, не понять, не оценить весь масштаб переживаний другого человека. Письмо — другое дело. Когда читаешь бережно подобранные слова, написанные чувствами, сердце начитает стучать громче, душа трепещет. Если накануне ты не понял, что произошло, письмо на многое откроет глаза. Зачастую высказанные таким образом мысли и эмоции по поводу какого-либо человека полностью меняют его поведение и восприятие.
Начиная писать письмо, необходимо помнить главное: что написано пером, того не вырубить топором. Искренне пишите о том, что чувствуете, как переживаете или радуетесь, и друзья с нетерпением будут ожидать нового письма.
Роль письма в жизни человека
Роль письма в жизни человека
Мясников Владислав Александрович
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
Введение
Друг ко мне пришел домой,
И сказал мне Леха:
“Вовке написать письмо хочу
Хорошо, не плохо.
Только как вот?
Помоги, выручай, дружище!”
Я сказал: “Садись, пиши,
Да пиши почище!”
Леха сел. Я диктовал:
“Здравствуй, друг мой, Вовка!”
А затем я замолчал, ну а Леха дописал:
“Вовка, ты – морковка!”
Что же делать нам, друзья?
Вопием: “Спасите!
Вовке написать письмо,
Просим, помогите!”
В качестве гипотезы логично предположить, что на сегодняшний день письмо постепенно утрачивает своё былое значение. На смену ему приходят SMS-сообщения и E-mail, большему влиянию которых подвержена именно молодежь.
В связи с этим, я решил провести некоторые исследования и выяснить роль письма прежде и теперь.
Цель работы: изучение роли письма вчера и сегодня в жизни человека.
Изучить историю и проследить динамику развития письма, инструментов для написания письма;
Изучить правила написания письма, составить рекомендации по написанию письма;
Провести анкетирование жителей города Нижневартовска разного возраста и выяснить роль письма в их жизни, обсудить полученные результаты и сделать соответствующие выводы;
При помощи литературных источников и исследований проследить роль письма в жизни человека в различные исторические периоды.
Объект исследования: письмо как средство общения
Предмет исследования: факторы, способствующие снижению роли письма в общении между людьми.
Материалы и методы исследования.
История письма началась с того момента, когда люди стали использовать графические знаки для передачи звукового языка.
Для письма употребляли разнообразные материалы: высекали надписи на скалах, на каменных плитах, вырезали на костях, чертили на глиняных дощечках. А позже на металлических, бронзовых, свинцовых. На юге писали на пальмовых листьях, в древнем Новгороде – на бересте. А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент (название дано по городу Пергама в Сирии).
Можно выделить следующие этапы формирования письменности:
— Предметное письмо. Изначально люди не обладали никакой письменностью и пытались передать информацию при помощи различных предметов. Предметное письмо не было удобным средством передачи информации.
— Пиктографическое письмо. Это письмо в основе, которого лежит рисунок. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека, понятие «зоркость» передавали, изображая глаз.
— Иероглифическое письмо. Это письмо состоит из элементов и не имеет никакой связи с произношением слова.
— Слоговое письмо. В этом письме каждый графический знак обозначает единицу языка, как слог. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и большинство современных письменностей.
— Алфавитное письмо. Эта письменность появилась вместе с символами для обозначения гласных и теперь, используя около 30 знаков, можно было передать любые слова устной речи.
После образования древнерусского государства письменность стала нужна для переписки с другими странами. Важным документом того времени является «Повесть временных лет».
1.2.История инструментов для письма.
Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале.
Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка. Около 3000 до н.э. египтяне изобрели форму письма в виде иероглифов. Для письма на папирусе писцы использовали тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. Росписи на гробницах донесли до нас изображения этих инструментов.
Около 1300 до н.э. римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время дано название пишущему инструменту – стилус (stylus). Стилус изготавливался из металла. Когда запись становилась ненужной, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами (palm-top), инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.
В это время в Китае использовали стилусы, изготовленные из бронзы.
Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков. С появлением пергамента, используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей. Для этих целей использовался все тот же металлический или костяной стилус с расплющенным концом.
В период 600. 1800 нашей эры распространение и удешевление пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Европейцы (в первую очередь испанцы) обнаружили, что при использовании определенным образом заточенного гусиного пера для письма по пергаменту, можно изменить и стиль письма – сделать его прописным и наклонным. Так 14 веков тому были придуманы прописные буквы. До этого при письме использовали только заглавные буквы.
Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель для карандаша.
В 1803 году было изобретено металлическое перо для ручки. Однако только через 27 лет стальные кончики для перьев получили признание на рынке. К концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья.
В 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению.
В 1940-е годы братья Джозеф (Ласло) и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые образцы. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.
В 60-е годы в Японии (Tokyo Stationery Company) были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» («flowmaster» от англ. flow – стекать). Большее распространение фетровые наконечники получили в известных всем «светящихся» маркерах.
1.3.Из истории конверта.
Что нужно сделать сегодня, чтобы отправить письмо? На этот вопрос ответит любой ребенок в детском саду. Нужно взять письмо, запечатать его в почтовый конверт, наклеить марку, отдать тете-почтальону, и послание через какой-то срок окажется в руках у адресата. Так просто! Но так было не всегда. Упаковывать письма в почтовый конверт, а точнее сам конверт придумал английский торговец бумаги Брюер в 1820 году.
До этого момента в древнем Новгороде, например, письма писали на берестяных свертках. Причем свертывали их текстом наружу, по-видимому, для того чтобы текст не стерся. А адрес писали на маленьком берестяном ярлычке, привязанном к свертку веревкой. Текст письма в таком случае был не защищен от любопытных глаз, что создавало явные неудобства. Позже письма стали складывать текстом внутрь, а адрес писать снаружи.
С появлением бумаги письма стали писать на бумаге и складывать ее текстом внутрь, а снаружи на чистой стороне писать адрес. Для того чтобы любопытный почтальон не мог прочитать послание, место сложения бумаги запечатывали специальным расплавом. Он называется «сургуч». Появился он давно, но даже сейчас, в эпоху компьютерных технологий, я видел почтовые коробочки, запечатанные сургучом.
В Англии в 1820 году книготорговец Брюер придумал конверт. Слово «конверт» произошло от английского convert – оборачивать, переворачивать. Конверт – это обертка для письма или, как описал его в своем словаре Владимир Даль, «сорочка для письма». Через 25 лет была изобретена первая машина для производства конвертов. В России почтовые конверты стали появляться спустя примерно 35 лет. Благодаря этому уникальному изобретению, можно отправлять письма совершенно безопасно.
2. Что поможет письму найти своего адресата.
2.1. Правила написания письма.
При написании писем люди придерживаются определенного порядка:
1. Вступительное обращение.
2. Изложение основного текста, информации.
3. Заключительная формулировка вежливости.
4. Прощание и подпись.
Раньше было принято письменное обращение «милостивый государь, милостивая государыня». А как сейчас люди обращаются друг к другу?: «дорогой друг, милая мама, уважаемый Иван Иванович, любимая сестренка и т.д.» Обращение используют в зависимости от того, кому адресовано письмо. Лист бумаги, на котором пишется письмо, должен быть аккуратным.
Писать надо разборчивым почерком и желательно без помарок.
— Составляя письмо, надо чётко и ясно выражать свои мысли.
— В письме необходимо соблюдать такт и вежливость.
— Невежливо, даже недопустимо, писать письма с грамматическими ошибками.
— Прежде, чем вложить письмо в конверт, его необходимо перечитать.
По форме и по стилю письма можно составить представление о его составителе. Ведь недаром в народе говориться: «Что написано пером, не вырубишь топором». Письма нужно писать с осторожностью, не допускать обидных фраз. Длинные послания можно писать только родным, друзьям и хорошим знакомым. Во всех других письмах информация должна быть краткой и понятной.
Существует ещё одно «золотое» правило: «Нельзя читать чужие письма». А вот автор рассказа «Ванька» А.П.Чехов нам дал такую возможность.
Письмо «на деревню дедушке».
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота. Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.
Ванька детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его. «А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».
Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а, глядя на них, и Ванька крякал». Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину. «Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки.
Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван
Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька положил письмо в конверт и написал адрес: «На деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…
После прочтения этого рассказа в классе состоялась беседа, в ходе которой мы обсудили следующие вопросы:
— Как Ванька относится к своему дедушке?
— В каком настроении мальчик писал письмо?
— Получит ли письмо дедушка Ваньки и можно ли, не открывая письма, узнать, от кого оно пришло?
3
.1.Треугольные письма военных лет.
Треугольники военных лет… В те грозные годы в тылу их ждали с трепетом, страхом, надеждой.
В нашей стране нет семьи, которой не коснулась война. Но спросим современных молодых людей: кто из близких или родственников погиб на фронтах Великой Отечественной? Пропал без вести? Попал в плен? Где находилось в те годы их родители, дедушки, бабушки? Чем жили, о чем мечтали, о ком тревожились? Чаще всего ответа нет. Но он должен быть! Фронтовые письма могут показаться кому-то необычными. Среди них мало писем привычной нам героической тематики – о подвигах, о трудных боях, о готовности умереть за Родину. Хотя есть и такие, написанные в моменты величайшего подъема духа. Но пишущие ставили перед собой другую задачу.
Через содержание, настроение фронтовых писем хотелось показать, каким несчастьем стала война для миллионов простых советских людей. Сколько разрушила семей, погубила жизней. Как рвались привычные родственные, дружеские связи. Рушились планы, мечты. И восемнадцатилетние мальчики возвращались домой инвалидами, а матери были счастливы – живой! Что ж, война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа…
Письма шли не только от фронтовиков, но и ответные письма к ним родных из глубокого тыла. В письмах можно обратить внимание на сходство судеб Георгия Матвеева, Александра Стряпунина, Геннадия Харлова.
Например, письма Г. Матвеева домой пронизаны беспокойством о семье. А семья состояла из отца, матери, пяти братьев и сестры. Четыре брата ушли воевать. Трое вернулись живыми. Георгий погиб в апреле 1942 года девятнадцатилетним. Место захоронения его родным найти не удалось. Ничего не осталось от него на память, кроме нескольких писем, которые сохранила мать как единственную нить, связывающую ее с погибшим сыном.
Не только родным и близким писали бойцы. Множество писем поступало в партию, на заводы, редакции местных газет и просто в учреждения и организации – в адрес родного коллектива, с которым так не хотелось терять связи.
Кроме писем домой, друзьям, семье, конечно же, есть и письма о любви. На протяжении всех военных лет летели на фронт письма без точного адреса, с пометками «лучшему бойцу» или просто «воину Красной Армии». Что связало немолодых уже, много переживших людей? От письма к письму растет стремление поддержать друг друга, помочь, робкая надежда на возможное счастье…
На пожелтевшей, потрепанной годами бумаге аккуратно выведены теплые слова: «Твое письмо я получил с рассветом, когда начался жаркий, страшный бой. И в первый раз я твой услышал голос нежный:
Иди вперед, мой друг,
Ведь я всегда с тобой!
Такие строки подталкивали бойцов к геройским поступкам, помогали выстоять и победить в те далекие военные годы.
3.2. Письмо Деду Морозу.
Если некому написать, значит, не от кого ждать ответа. Сейчас очень популярными стали письма Деду Морозу.
Может ли быть, что дети пишут письма Деду Морозу от того, что им просто не с кем поделиться сокровенными желаниями или они заранее уверены, что их не услышат? Увы, могут. Всё больше писем с просьбами о том, чтобы он сделал так, чтобы мама с папой были всегда рядом, чтобы родители больше проводили с ним времени и так далее.
Я тоже написал письмо Деду Морозу. В нём я рассказал немного о себе, о своей семье, о друзьях, попросил подарок. Ответа, к сожалению, не получал – родные говорили, что у него много работы и отвечать всем дедуле просто некогда.
1 признак – конверт меняется каждый год
2 признак – личная рельефная печать на каждом конверте.
3 признак – почтовый штемпель г.Великий Устюг с датой отправления.
Сейчас появилась возможность написать письмо Деду Морозу и получить от него поздравление. Ежегодно в адрес Деда Мороза приходит около 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Итак, в результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1.Письмо имеет длительную историю своего развития. На протяжении веков менялись не только типы письма, но и внешний облик графических знаков в зависимости от совершенствования орудий письма.
2.В совершенствовании письма отразился путь развития человеческого общества в целом. Большим достижением в истории письма явилось изобретение книгопечатания, которое положило начало массовому распространению письменных произведений и привело к созданию алфавитов для народов.
3.Данные, полученные в результате исследования, частично подтверждают выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что письмо утрачивает свое значение, на смену приходят SMS-сообщения и E-mail, большему влиянию которых подвержена именно молодежь.
Какие бы сообщения, письма в электронном, телефонном, письменном виде не поступали, все любят получать их. Пожилые люди с теплотой и нежностью вспоминают о фронтовых треугольниках, весточках с комсомольских строек из далекой тайги, молодое поколение ждет теплое письмо мамы и с недоверием смотрят на компьютерную почту.
Конечно, молодые люди общаются друг с другом с помощью электронной почты. Когда есть персональный компьютер, выход в Интернет, мобильная связь – зачем тратить время, бумагу, нервы на исправление стиля и ошибок? Электронная пересылка позволяет общаться друг с другом в режиме реального времени, быстро и четко реагировать на полученную информацию и применять ее по назначению. Удобно, что в считанные минуты адресат получит послание, но из-за упрощённых выражений и сокращений слов, использования смайликов подобную записку нельзя назвать письмом. Главной особенностью письма было и остается во все времена то, что оно не только рассказывает о чём-нибудь, но и передаёт мысли, чувства, говорит об интересах, увлечениях автора. К сожалению, мы разучились писать настоящие личные письма, глубокие, становящиеся приметами времени и частью биографии поколения, в письме живет душа человека, в нем проявляются человеческие способности самовыражаться. Вспомните, какое значение имели письма-треугольники, которыми обменивались фронтовики и их семьи во время Великой Отечественной войны. А сегодня живое человеческое общение вытесняется машинами, и дети это ощущают в первую очередь. И все-таки хоть раз в жизни каждый человек написал письмо, доверяя белому листу бумаги свои желания и надежды.
Делопроизводство/ под ред. Т.В. Кузнецевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
Фридрих И. История письма. Пер. с нем. Изд.2, 2001. 464 с.