Для чего людям письмо
Почему полезно писать письма?
Письмо, говорит Википедия, это сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.
Сегодня Интернет дает людям возможность обмениваться информацией гораздо проще, дешевле и быстрее, нежели раньше. Коммуникации развились настолько, что вам практически не составит труда позвонить и поговорить с человеком на другом конце Земли.
Раньше такого не было. Письма, написанного любимой рукой, ждали с нетерпением неделями, а то и месяцами. И, пока оно доходило до адресата, многое в жизнях успевало измениться. Таким образом, люди читали уже историю. Что же сегодня? Написал, тут же отправил. И, где бы человек ни находился, получение весточки зависит в основном только от того, как скоро он включит компьютер.
Но часто ли вы сегодня пишете письма? Нет, я говорю не о рабочей или деловой переписке. Хотя она тоже полезное дело. Я говорю о той самой, светлой и приятной переписке между родственниками, раскиданными по миру. Между влюбленными, живущими в одной квартире. Между друзьями, работающими в пределах часа езды друг от друга.
Увлекательность переписки занимает и современных писателей. Например, Сесилия Ахерн в романе «Не верю. Не надеюсь. Люблю» великолепно описывает многолетнюю историю любви посредством писем. Никаких лишних подробностей, мы полностью вникаем в эмоции, переживания, чувства героев, не отвлекаясь на детали.
Между тем, написание письма — чрезвычайно полезная процедура. Да-да, я не ошиблась, воспользовавшись медицинским термином. Именно «процедура». Она сродни самостоятельной психотерапии, осуществляя которую, мы имеем возможность разобраться во многих вопросах нашей жизни.
Каким навыкам учит нас письменное повествование?
Во-первых, начиная рассказывать кому-либо о своих проблемах в письме, мы их систематизируем. Появляется необходимость четкого их распределения по значимости. Кое-что забывается. Кое-что стремительно вырывается вперед и занимает огромные абзацы. Таким образом, у нас появляется возможность, перечитав собственное письмо, проанализировать, какие моменты мозг считает наиболее важными, а на что даже и обращать внимания не стоит.
«У людей не будет проблем, если мы станем ими делиться. Ведь как решить чужую проблему, знает каждый». Не помню, кто это сказал. Но в этом есть смысл. Ситуация кажется неразрешимой? Садитесь и пишите письмо самому себе. Это самый простой и действенный способ взглянуть на все «со стороны». Решение окажется на поверхности, вы даже сами удивитесь, насколько быстро все встанет на свои места.
Во-вторых, вы тренируете логическое мышление. Даже в школах не обходится без заданий по составлению писем. Именно такой подход учит пониманию логики повествования, объясняет основы вежливости, дает возможность научиться делать свой рассказ плавным, без резкого перескакивания с одной темы на другую. Ведь часто устное общение наполнено лишними деталями, «паразитами», междометиями, которым в письменной речи нет места. Деловые письма оттачивают четкость повествования, личные — учат пользоваться эпитетами и аллегориями, многочисленными сравнениями и метафорами. Вы сами не заметите, насколько красивой и плавной впоследствии станет и ваша устная речь.
В-третьих, в письме мы можем сказать гораздо больше, нежели осмелимся с глазу на глаз. Да, можно поговорить. И можно не услышать друг друга, не понять, не оценить весь масштаб переживаний другого человека. Письмо — другое дело. Когда читаешь бережно подобранные слова, написанные чувствами, сердце начитает стучать громче, душа трепещет. Если накануне ты не понял, что произошло, письмо на многое откроет глаза. Зачастую высказанные таким образом мысли и эмоции по поводу какого-либо человека полностью меняют его поведение и восприятие.
Начиная писать письмо, необходимо помнить главное: что написано пером, того не вырубить топором. Искренне пишите о том, что чувствуете, как переживаете или радуетесь, и друзья с нетерпением будут ожидать нового письма.
А давай напишем настоящее письмо! Зачем детям писать бумажные письма
Как необычно поздравить друзей и родственников с наступающими праздниками? Наш блогер Катя Хасанова предлагает написать бумажное письмо. Да-да, у нас есть мессенджеры, конечно, но письма — это другое. И вот почему.
Почта и бумажные письма — это уже прошлое. Современные дети сразу вспоминают 19 век, пушкинскую Татьяну, которая писала Онегину. Многие даже не знают, что сегодня тоже можно отправлять бумажные письма! Они-то родились и выросли в совершенно другой, цифровой, реальности.
Но ведь бумажные письма — это так здорово! Мы писали друг другу письма, когда были в летнем лагере, и с нетерпением ждали ответов. С некоторыми друзьями до сих пор иногда так общаемся. Когда я в школе занималась шефской (вожатской) деятельностью, на Новый год писала своим подшефным младшим школьникам маленькие письма. Ребятам это тоже очень нравилось!
На мой взгляд, такой способ общения совершенно не устарел, и его стоит вернуть в жизнь детей 21 века. Объясняю, зачем:
1. Чтобы оторваться от гаджетов
Сообщение в мессенджере — это быстро и удобно. Но ради удобства мы жертвуем красотой языка: сокращаем слова, переписываемся на ходу. Собеседник не видит наш почерк, не понимает слог и стиль изложения.
В бумажном письме все иначе: его мы ждем, его можно сохранить. Мы видим почерк и неповторимое оформление автора. Чтобы написать такое письмо, нужно время, а значит, человек вложит в него больше глубоких мыслей и чувств.
2. Чтобы научиться выражать мысли
Ребенок ненавидит писать сочинения? Бумажные письма вам помогут, ведь это не скучное письмо по четко заданной теме, писать можно о чем хочешь и как хочешь. А бонусом — приятное общение с другом. Чем больше пишет человек, тем богаче становится его речь. К тому же, регулярно пишущий человек, как правило, имеет более развитое «чувство грамотности», чем тот, кто не пишет вообще.
3. Чтобы креативить
Ну какая может быть креативность в мессенджерах? Разве что эмодзи да стикеры ставить, но ведь это не то. В бумажных письмах все иначе: берешь фломастеры, карандаши, наклейки и вперед! Настоящая свобода для творчества, развития навыков дизайна, креативности и формирования своего собственного стиля.
4. Это просто интересно
Мы очень любили писать письма из разных городов, например, путешествуешь по Санкт-Петербургу и пишешь письмо в Москву, а потом засекаешь время, за сколько оно дойдет, с любопытством рассматриваешь, какие печати на нем поставили, перечитываешь дома и вспоминаешь свою поездку.
Я уверена, бумажные письма могут заинтересовать современных детей! Особенно в началке. Ведь им интересно узнать, как же люди раньше общались без интернета? А как сотрудники почты не путаются в таком количеством писем и адресов? Я предлагаю два варианта, которые помогут познакомить ребенка с бумажными письмами:
Можно переписываться со знакомыми, родственниками, друзьями. Причем совершенно необязательно, чтобы они жили далеко, можно даже писать письма в соседний дом. В ближайшем почтовом отделении покупаете конверт и марку. Потом — фломастеры, карандаши, наклейки, и можно начинать.
А ещё в письмо можно вкладывать маленькие легкие сюрпризы! Например, тонкие календарики или светодиодные наклейки-фликеры (для безопасности в темное время суток). А дальше — через любой почтовый ящик или отделение почты отправляем письмо. Самое главное — не ошибиться в адресе и почтовом индексе.
В школе
Учителя могут сделать в классе «Добрую почту»! Что это такое, я рассказывала в одной из предыдущих статей, обязательно почитайте! Это не сложно и на самом деле работает.
Ну и, конечно, сейчас, в преддверии праздников можно организовать обмен писем-поздравлений между детьми: пускай они напишут или нарисуют пожелание одноклассникам и отправят через почту. Представляете, как приятно будет ребенку обнаружить в почтовом ящике такое послание от друга!
Пишите письма, радуйтесь и радуйте детей. С наступающим!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация на обложке: shutterstock / Yuliia Bahniuk
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Зачем людям письмо?»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: Зачем людям письмо?
Тип урока: Урок сообщения нового материала.
Актуализация знаний об алфавите, фонетике, проверяемых/непроверяемых гласных.
Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества.
Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека.
Познакомить с вкладом Якова Карловича Грота в развитие русской орфографии.
Повысить познавательную мотивацию школьников.
Расширить кругозор учащихся.
Учить пересказывать лингвистический текст (развивать связную речь учащихся).
Способствовать развитию мышления.
Увлечь школьников учебным предметом.
Формировать умение выслушивать мнение других.
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа со словарем.
Введение новой темы:
Работа с эпиграфом.
Слово учителя с элементами беседы.
Чтение и пересказ лингвистического текста.
Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему.
Учитель создает рабочую обстановку, приветствует учеников.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очень интересный урок. Вслушайтесь, как звучит слово «здравствуйте». Мы его произносим, доля секунды – и его нет. Как вы считаете, ребята, есть ли какой-нибудь способ остановить звуки? (Записать). Да, вы правы. Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления письма, а также поговорим о том, какое значение имеет для человека это изобретение.
На доске записан эпиграф к уроку.
…Письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время.
Ребята, давайте для начала запишем эпиграф к нашему уроку. (Ученики записывают его в свои рабочие тетради). Прочитаем его. (Читает один ученик). Ребята, это слова Якова Карловича Грота, известного русского филолога, с заслугами которого мы познакомимся чуть позже в ходе нашего урока.
Вернемся к эпиграфу. Как вы думаете, ребята, почему Яков Карлович называет слово «летучим»? (Потому что устная речь ограничена во времени, произнесенное нами уже нельзя услышать даже через секунду). Что же имеет ввиду автор, когда говорит о «прочности» летучего слова, которое придает ему письмо? (Автор имеет ввиду то, что письмо дает нам возможность записать свою устную речь, передать написанное другим людям и потомкам). Хорошо, ребята, молодцы.
А как вы думаете, ребята, что возникло раньше: устная речь или письменность? (Устная речь, так как люди сначала научились говорить). Совершенно верно. Ведь вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.
Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как возникало и развивалось письмо.
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? Ребята, давайте немного отвлечемся и подумаем, можно ли представить жизнь без компьютера? (Нельзя; трудно, но можно). А можно ли представить себе жизнь без электричества? (Очень трудно). А теперь, ребята, попробуйте себе представить жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то из вас подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все газеты, книги, библиотеки и тому подобное. И как же лучше, ребята? С письменностью или без? Подумайте: чего бы мы лишились, не будь у нас письма? (Если бы у нас не было письма, мы не узнали бы много интересного из истории человеческого общества; мы лишились бы знаний; не смогли бы друг другу послать СМС-сообщение и т. д.). Верно, ребята, это действительно так. В наше время телефонов, электронных писем, эсэмэсок письмо кажется, отходит в прошлое. Очень жаль. Устная речь ограничена во времени (произнесенное нами нельзя услышать уже через секунду). А письмо называют «чудом, прошедшим через века».
Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, другого жилища еще не было. В пещерах жили и медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Возможно, так и возникла дорога к письменности.
Как вы думаете, ребята, все ли можно выразить с помощью рисунков? (Нет). Вы правы. И потому люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть. Да, сейчас китайцы и японцы гордятся своими иероглифами, но для других народов такая система письма оказалась неудобной и поэтому люди придумали буквы.
Существовала также узелковая письменность, придуманная славянами. Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков.
Как вы думаете, ребята, зачем людям потребовалось письмо? (Для того чтобы точнее передавать свои мысли другим людям). Да, ребята, вы правы.
3. Чтение и пересказ лингвистического текста (≈15 мин.)
Давайте сейчас выполним упражнение 52 на странице 21 и узнаем, зачем людям потребовалось письмо и что изменилось в жизни людей с его изобретением.
Давайте прочитаем текст сначала про себя (ученики читают текст про себя).
Когда-то люди не имели письменности и общались друг с другом только с помощью устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений была жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков (алфавит), с помощью которых свои мысли, свою речь закрепляли на определённом материале: коже, восковых дощечках, берёсте, бумаге.
Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, это было как волшебство. Возникло дополнительное к устной речи средство общения. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, делиться открытиями.
Возникла связь поколений: благодаря письменности мы можем познакомиться с трудами учёных и философов, с произведениями поэтов и писателей, которые жили ещё до нашей эры.
А теперь, ребята кто-нибудь один прочитает нам его вслух, соблюдая паузы и логические ударения. (Один ученик читает текст вслух, остальные следят).
Ребята, скажите, зачем людям потребовалось письмо? (Чтобы общаться на расстоянии, передавать свои достижения следующим поколениям). Совершенно верно, ребята.
Подтверждает ли этот текст эпиграф к нашему уроку? ( Да, так как письмо действительно «придает прочность» устному слову, сохраняет его для следующих поколений).
Что изменилось в жизни людей с изобретением письма? (Возникло дополнительное средство общения; люди, которые живут далеко друг от друга получили возможность общаться, стала возможной связь поколений; люди стали знакомиться с трудами ученых и философов, с произведениями писателей и поэтов, которые жили очень давно).
Ребята, давайте постараемся пересказать прочитанный нами лингвистический текст. На подготовку к пересказу дается не более 5 минут. Можно попросить одного ученика пересказать часть текста о том, зачем людям потребовалось письмо, а другого ученика о том, что изменилось в жизни людей с его изобретением. (Упражнение направлено на формирование речевых (коммуникативных) умений).
А сейчас, ребята, давайте вспомним, без чего не могло возникнуть современное письмо? (Без букв, алфавита). Верно, ребята. Давайте вспомним алфавит для того, чтобы правильно расположить слова в алфавитном порядке. Перепишите их в правильном порядке и подчеркните в них непроверяемые безударные гласные.
Яхонт, материал, огонек, шоколад, аршин, впечатление, моментально, большинство, объединение, конструкция.
Ребята, слова, значения которых вы не знаете, найдите в толковом словаре и выпишите их значение.
Два-три слова из этого списка (по вашему выбору) объедините в одном связном предложении.
Ответ: аршин, большинство, впечатление, конструкция, моментально, огонек, объединение, шоколад, яхонт.
Аршин (устар.) Мера длины, равная 71 см; линейка или палка такой длины для измерения.
Яхонт (устар.) Старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.
Найдите, пожалуйста, среди написанных слов 2 слова, в которых звуков больше, чем букв и 2 слова, в котором букв больше, чем звуков.
Яхонт (5б., 6 зв.), впечатление (11б., 12 зв.). Объясните, почему в этих словах звуков больше, чем букв? (буква «я» обозначает два звука; последняя буква «е» обозначает два звука).
Большинство (11б., 10 зв.), моментально (11б., 10 зв.). Объясните, почему в этих словах букв больше, чем звуков? (мягкий знак не обозначает никакого звука).
Данное задание (перегруппировка слов, расположение их в алфавитном порядке) направлено на формирование классификационных умений; конструирование предложений направлено на формирование правописных умений (орфографической зоркости).
Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему. (≈10 мин.)
Ребята, а сейчас давайте внимательно прочитаем текст о том человеке, который и сформулировал правила русского письма – о Якове Карловиче Гроте, с которым мы уже встречались сегодня, в начале нашего урока
Ученики читают «про себя» текст упражнения 53 на странице 22.
Упражнение 53, страница 22.
Яков Карлович Грот (1812-1893), русский филолог, академик, владел многими иностранными языками.
Он, как и А. С. Пушкин, окончил Царскосельский лицей. Занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей.
Но особенно много Я. К. Грот сделал для русской орфографии, обобщив и сформулировав правила письма. Его труд «Русское правописание» и сейчас не потерял своего научного значения.
Ребята, скажите, пожалуйста, какое учебное заведение окончил Яков Карлович? (Он окончил Царскосельский лицей).
Каковы заслуги Якова Карловича перед русской орфографией? ( Он сделал очень многое для русской орфографии: обобщил и сформулировал правила русского письма).
Занимался ли Яков Карлович только русской орфографией? (Нет, он также много занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей).
Назовите, пожалуйста, его книгу о правописании. («Русское правописание»).
Спасибо, ребята, очень хорошо.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали. (Мы говорили об истории создания письма, узнали какие были формы письменности в древности, познакомились с вкладом Я. К. Грота в русскую орфографию, поняли, зачем людям потребовалось создать письмо и что изменилось в жизни людей с изобретением письма, то есть раскрыли назначение письма в жизни человека).
Подготовить рассказ о возникновении письма, о его значении и о вкладе Я. К. Грота в русскую орфографию.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Стена
—
—
[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин
—Интересы
Зачем нужны письма
«Пиши ко мне как можно чаще и как можно более – ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне. Ожидание бала не может с ним равняться».
Итак, для чего же нужны письма? Конечно, для общения.
А как могли общаться люди в то время, когда не было не только Интернета, но и телефонов? Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.
А вот в письмах можно рассказать всё подробно.
Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.
Вот что пишет В.И.Даль, современник Пушкина: «Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому».
А вот какое определение письма дает современник А.С. Пушкина Н.И. Греч в «Учебной книге Российской словесности»: «Письма в точном значении слова, суть разговоры или беседы с отсутствующими. Они заступают место из устного разговора, но заключают в себе речи одного только лица При сочинении писем должно следовать правилу: пиши так, как стал бы говорить в сем случае, но говори правильно, связно и приятно».
Автографы пушкинских писем, их многочисленные черновики показывают, с какой тщательностью Пушкин писал свои письма, как сознательно стремился к простоте.
Именно Пушкин, сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе, осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Письма его создают впечатление живой устной речи.
Все письма Пушкина, от официальных до интимных, стали достоянием истории. Так же как и произведения поэта, письма Пушкина всегда воспринимались и воспринимаются до сих пор с величайшим волнением и интересом.
Объем эпистолярного наследия Пушкина, к нашему великому сожалению, составляет лишь 800 писем. Не подлежит никакому сомнению, что из обширной переписки Пушкина дошла до нас лишь ничтожная часть. Тому причиной — разгром декабристов, после которого его корреспондентами были уничтожены пушкинские письма, так же как он сам уничтожил свои «Записки», а также небрежность родственников и друзей. Кстати, бывали случаи, когда Пушкин просил своих адресатов сжигать свои письма. Приведем примеры. «Лев! сожги мое письмо…» (4 декабря 1824 г.); «Прежде, чем сожжешь это письмо, покажи его Карамзину и посоветуйся с ним» (20-е числа января 1826 г.)
Н.Н. Пушкина, его жена, – самый частый корреспондент поэта. По количеству писем, ей написанных, соперничать с ней может только друг Пушкина Вяземский, первые письма к которому лежат у самых истоков пушкинской переписки. Больше чем за 20 лет их знакомства, Пушкин отослал Вяземскому 72 письма, жене – за 17 месяцев разлуки – 78 писем. Письма к ней писались из Москвы, из Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска, из сел Павловское и Языково. Первое письмо написано 20 июля 1830 г., последнее – 18 мая 1836 г.
Письмо, где сердце говорит,
Где все наруже, все на воле.
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Иногда маленькое письмецо, «где все наруже, все на воле», дает больше пищи для размышлений, чем целые горы книг. От него идет тепло, душевность. Письмо говорит о человеческом присутствии. Письмо – частичка человека, частичка истории.
Мы все хорошо знаем, что читать чужие письма без разрешения считается неприличным. Но письма великих людей хранятся в архивах, они стали документами, которыми имеет право пользоваться любой исследователь.
Из истории письма
Как выглядели письма эпохи Пушкина?
Это просто сложенные листочки бумаги, без марки, без номера дома. Дом указывался по фамилии владельца (живёт у Самсона). Нумерация домов, чётной и нечётной стороны, ввелась только с 1834 г.
Почтовые марки были придуманы в Англии. Они появились в 1840 году. В России первая почтовая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году. История марки – одна из самых больших и интересных страниц истории почты.
Такие привычные для нас конверты тоже были не всегда.
Широкое производство почтовых конвертов началось в 1820 году в Англии. Распространение конвертов в России относится к первой четверти XIX в., но долгое время продолжали обходиться без них, складывая письма соответствующим образом. В повести А.С. Пушкина «Дубровский» читаем: «На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником…»
В разные эпохи менялись не только содержание писем, но и способы, которыми их оберегали от любопытных глаз. Настоящую революцию в почтовом деле произвел новый материал для печатей, получивший название «испанского воска». Изобретение этого материала принадлежит китайцам. Вначале клейкое вещество, которое известно сегодня как сургуч, было малодоступной роскошью. Сургучная печать на письме надежно охраняла его от любопытных взглядов. Она оказалась очень удобной, и в сегодняшней России ценные бандероли и письма по-прежнему запечатываются сургучными печатями.
Пушкин конвертами не пользовался, предпочитая складывать и запечатывать письма облаткой или сургучом. Облатка – «мучной, клеевой или бумажный кружок для печатки писем». «Облатка» – лепешечка, которую делали из лучшей крупичатой муки, замешанной на белке и употребляли для запечатывания писем вместо сургуча». Облатка – кружок для запечатывания писем. Письма запечатывали сургучом и «лепешечками» (облатками). Облатка облегчала процесс запечатывания писем.
С сургучом было сложнее. Сургуч разогревали на свече, капали на конверт или письмо и прикладывали печать. Пушкин пользовался печаткой с изображением фамильного герба. Некоторые свои письма он запечатывал перстнем-талисманом (подарок Воронцовой).
Для официальных писем использовали сургуч, для личных писем – облатки. Существовала даже специальная коробочка для хранения облаток.
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
В пушкинское время письменные принадлежности не были столь разнообразны, как сейчас. Современники Пушкина пользовались только гусиными перьями и карандашами. Первые упоминания об употреблении гусиных перьев относятся уже к VII веку. Гусиное перо позволяло писать со сравнительно небольшой скоростью и издавало при письме характерный скрип. Гусиные перья поступали в продажу обычно в пучках по 25 штук, обвязанных бечевкой, в поместьях обычно перья не покупали. Пушкин исписывал свои перья почти до основания. До нашего времени сохранились два гусиных пера поэта. Одно из этих перьев заняло свое прежнее место на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе – в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.
Трудно переоценить значение эпистолярного наследия для истории нашей культуры. Перечитываешь письма давно ушедших людей, и словно совершаешь «путешествие во времени» – перед глазами Россия и люди с их радостями и заботами, с их представлениями о ценностях жизни. Даже письма просто бытового содержания становятся важным источником для познания конкретной эпохи, так как они являются своеобразными документами из прошлого.
Письма из прошлого
В эпоху почтовых троек, когда письмо шло недели, а ответа приходилось ждать месяцы, писать надобно было тщательно, поскольку ошибку или недоразумение выяснять тоже приходилось месяцами. Поэтому важно было выразиться ясно и четко. Выпускались даже специальные пособия, так называемые «письмовники»:
«Научившись прiятно и правильно читать, должно обратить вниманiе къ искусству писать письма: ибо он есть способъ, которым почти всъ связи въ общежитiи содержатся.»
Из «Письмовника» мы узнаем, какого рода бывали письма, в какой форме и кому следует их адресовать:
«Письма уведомительные», «Письма, совет подающие», «Письма увещательные», «Письма повелительные», «Письма просительные», «Письма рекомендательные», «Письма, предлагающие услугу», «Письма, содержащие жалобу», «Письма, выговор или упрек содержащие», «Письма сатирические», «Письма извинительные», «Письма, в коих содержится искание дружбы или приязни», «Письма, содержащие простую учтивость», «Письма поздравительные», «Письма утешительные», «Письма благодарительные», «Письма шутливые», «Письма похвальные», «Письма о делахъ», «Письма ходатайственные», «Письма любовные», «Письма остроумные», «Письма к незнакомым», «Когда нужно писать к кому-нибудь в первый раз», «Письма смешанные», «Письма ответные».
Вот, например, «Письма любовные». «Сии письма совершенно отступают от слогу писем. Одна страсть должна везде управлять пером. В них не должно быть приметно ни малейшей натяжки; их пишут в самом движении страсти. Жар, с которым начато письмо, должен быть чувствителен до самого конца, не уменьшаясь ни мало; излишние замысловатые выражения были бы не кстати. Редко вырываются острые выражения, когда сердце истинно тронуто и наполнено нежностию; впрочем, надо истинно чувствовать страсть, чтоб уметь хорошо изобразить ее на бумаге».
Нельзя без улыбки читать старинный «Письмовник».
Но и сейчас существуют шаблоны для создания писем различного типа: деловых, сопроводительных, коммерческих, рекомендательных и т.д. Их можно легко найти в Интернете. Существуют также инструкции, как правильно написать электронное письмо. Электронное письмо по содержанию и структуре не имеет принципиальных отличий от обычного: не следует забывать о вежливости, о приветствии в начале письма и о прощании в конце, о проявлении интереса к делам того, кому вы пишете и т.п.
Мы видим, читая полные собрания сочинений классиков литературы, особенно XIX века, как много места в них, в последних томах, занимает переписка. Письмо – интереснейший жанр литературы, называется этот жанр эпистолярным жанром.
В переводе с греческого языка epistole – письмо, послание.
Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем.
Из истории развития эпистолярного жанра
Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.
В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.
Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IY с А.Курбским.
“Письма русского путешественника” Н.М.Карамзина, “Записки первого путешествия”, содержащие письма Д.М.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения традиций эпистолярного жанра в России.
К эпистолярному жанру следует отнести “Философские письма” П.Я.Чаадаева, “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя, “Письма из Франции и Италии” А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского “Бедные люди” и в других произведениях этого автора..
В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (“Письма А.А.Блока к жене”, “Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка” и т.д.)
В художественной литературе “корреспонденты” становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приёмом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике.
В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение.
Можно посоветовать прочитать переписку И.С.Тургенева и Полины Виардо, переписку Л.Н Толстого, А.П.Чехова, Г.Х.Андерсена, письма игумена Никона, Иоанна Крестьянкина к своим духовным чадам и др.
Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям