Для чего маршрутный лист в школе
«О маршрутном листе и его использовании на уроках»
«О маршрутном листе и его использовании на уроках»
Выступление на заседании ШМО учителя биологии и химии Андреевой ЕВ.
МБОУ «Школа № 155 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
Моя методическая тема «Приемы развития познавательной самостоятельности обучающихся».
Главная задача учителя: научить ученика, дать ему знания, помочь ему эти знания получить и научить его эти знания применять на практике. Эту задачу мы решаем на протяжении всей своей педагогической деятельности
“ Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”. В.А.Сухомлинский.
А как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получить эти знания?
Только учитель может решить, как, каким путём идти к данной цели вместе с учеником. Как активизировать ученика на работу на уроке и приём знаний, как пробудить его интерес к активной деятельности? У каждого учителя есть много интересных приёмов, которые позволяют ученику усваивать, воспринимать материал и развивать интерес к предмету. Ведь урок – это очень маленькая пьеса в большом театре педагогическом процессе. А сам учитель – режиссёр, актёр каждого урока. И разрабатывая урок, мы всегда ставим перед собой вопросы:
Кого учить? Как учить? Чему учить?
ФГОС обязывает школу строить образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей детей с ОВЗ.
Для развития таких детей основной формой организации учебной деятельности считаю должна быть самостоятельная работа. Одним из приемов мотивации к самостоятельной деятельности я выбрала маршрутные листы урока.
Что такое “Маршрутный лист”? Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока. В учебный лист включается алгоритмизированная система заданий – действий, направленных на усвоение учебной темы от репродукции к творческим действиям.
Объем и заданий учебного листа и их количество определяется:
— степенью сложности материала, темы;
— средним темпом работы класса;
— общим состоянием уровня обученности;
— степенью сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности.
Работая по “Маршрутному листу” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовить ответ.
Применение маршрутного листа на уроках в нашей школе при работе с учениками, даёт возможность активизировать их работу и учит получать знания самостоятельно, кроме этого, обеспечивает психологический комфорт на уроке.
5 кл. Маршрутный лист урока____________________
1.Заполни таблицу. Вспомни строение изученных растений, какие органы у них развиты.
Поставь «+» в соответствующую клеточку.
2. Сделай вывод. Какие растения наиболее развиты и почему.
3. Прочти параграф о роли растений. Выпиши, зачем нужны растения в природе и жизни человека.
Как научить ребенка безопасно добираться до школы
И выбрать оптимальный маршрут
Помимо школы дети ходят в гости к друзьям, родственникам или в магазин. И постоянно сопровождать ребенка иногда не получается.
Можно провожать ребенка в школу и встречать его каждый день. Но у многих родителей такой возможности нет. Лучший вариант, на мой взгляд, — подготовить ребенка к сложным ситуациям заранее. Я расскажу, что происходит чаще всего и на что обращать внимание.
Что такое безопасная дорога
Абсолютно безопасной дороги не существует. Даже если нарисовать для каждого школьника карту безопасной дороги в дневнике, проблему это не решит. На любой дороге есть опасные и безопасные участки.
Опасные — те, где мало людей или их вообще нет. Еще там мало света и много укрытий. Это может быть любое место, куда случайно свернувший с дороги человек не будет виден окружающим. К ним относятся:
Безопасные места — это те, где светло, негде спрятаться, не вызвав подозрений, и всегда есть взрослые, которые готовы помочь.
Как правильно выбрать маршрут до школы и обратно
Пока ребенок находится в школе, за его жизнь и здоровье отвечает школа. А пока он до школы не добрался, ответственность за него несут родители. Им и выбирать дорогу в школу.
Выбрать лучше так: пройти вместе с ребенком — желательно в то время, когда ребенок будет уходить в школу и возвращаться из нее. И оцените все варианты по следующим критериям:
Маршрутов должно быть несколько. Для светлого времени суток, для темного и еще один — запасной. Если на основном маршруте большое скопление людей с лозунгами и транспарантами, произошло крупное ДТП или ведутся земляные работы — лучше иметь в запасе еще один, по которому и пойдет ребенок. Так вам будет спокойнее.
А еще выбор маршрута может зависеть от времени суток — например, рано утром бывает темно и ребенка можно отправить в школу по более длинной, но хорошо освещенной дороге. А днем естественного освещения достаточно — и дорога может измениться.
Оставьте возможность выбора маршрута ребенку. Но вы должны всегда точно знать, как он будет перемещаться до школы и обратно. Но всегда спрашивайте, почему дорога будет именно такой. Так ребенок будет считать, что он сам выбрал дорогу до школы. И родителям будет спокойнее.
Рекомендую по всем этим маршрутам вместе пройти и рассказать, какие места опасные, и что нужно делать, если что-то случится. И куда нужно бежать в экстренной ситуации. Мало сказать ребенку: если что-то произошло — беги вот туда. Он должен четко знать: если есть опасность в этом конкретном месте — бежать нужно вон в тот супермаркет «Пятерочка». А если он закрыт — на обочину проезжей части, где кричать и махать руками проезжающим машинам.
А еще дорога в школу должна проходить в соответствии с дорожными знаками и разметкой.
Что делать, если обращается посторонний
В первую очередь ребенок должен четко знать — посторонние дядя или тетя хорошими быть не могут. Человек может хорошо выглядеть, держать в руках игрушки или тяжелую сумку либо гулять с домашними животными — но это не значит, что ему можно доверять.
Любой посторонний человек, независимо от того, как он выглядит и что делает — ребенку не друг.
Ребенок должен четко знать, что можно и что нельзя.
Ребенок должен знать: за то, что закричал, убежал, все рассказал, бросил или обратился за помощью, никто и никогда ругать и наказывать не будет. А если сообщить о таких ситуациях родителям как можно быстрее, за это даже похвалят.
Как ребенку все это запомнить
Просто рассказывать все это — бесполезно. Это нужно повторять в форме игры. Допустим, представлять сложные ситуации по дороге, а ребенок может рассказывать, что он будет делать.
Или один из родителей может изображать действия подозрительного незнакомца, а ребенок будет показывать, что он будет делать в той или иной ситуации. Мы уже рассказывали, как мама научила свою одиннадцатилетнюю дочь пользоваться газовым баллончиком, как проводились практические занятия и что для этого потребовалось в статье «Как пользоваться перцовым аэрозолем».
Что ребенку делать при нападении
Тут совет будет только один: при нападении всегда нужно кричать и убегать.
Но ребенок должен четко знать, куда бежать. Нормальная реакция — это спрятаться. Но прятаться нужно в безопасных местах. Например, густые заросли кустарника, с точки зрения ребенка, могут служить хорошим укрытием. Но на самом деле это не так. А вот открытое место, например автобусная остановка или обочина дороги, по которой движется поток автотранспорта, для преступника менее привлекательны.
Запомнить ребенку проще всего тоже в результате практической тренировки. Когда идете с ним по дороге в школу, можно спрашивать, куда он побежит, если что-то случится.
Как собрать ребенка в школу
В школьной сумке у многих детей лежит стандартный набор — учебники, тетради и карандаши с ручками.
Если есть возможность, лучше выбрать рюкзак, а не обычную сумку. В экстренной ситуации сумка будет мешать бежать, а бросить ее ребенку морально тяжело. А в ситуации, когда преступник хватает сзади за рюкзак, его легче сбросить.
Еще одно преимущество рюкзака — обе руки ребенка свободны. Можно спокойно достать из кармана телефон для звонка или ключи, чтобы открыть дверь.
У правильного рюкзака с точки зрения безопасности на лямках не должно быть грудных стяжек. Они хороши для туристов или для военных, но на школьном рюкзаке они будут мешать его быстрому сбросу.
А еще у рюкзака должна быть легкая матерчатая ручка для переноски. Сейчас есть модели, где ручку усиливают металлическим тросиком или прочной стропой. Но в экстренной ситуации злоумышленнику будет проще удержать ребенка именно за прочную ручку.
Для чего маршрутный лист в школе
Автор: Породина Марина Викторовна
Организация: 1-Гавриловский филиал МБОУ 2-Гавриловской СОШ
Населенный пункт: Тамбовская область, Гавриловский р-н, с. Гавриловка 1-я
Пандемия новой коронавирусной инфекции стала вызовом для всего общества, в том числе и для системы образования. Все недочеты и проблемы дистанционных форм обучения отошли на второй план. Учреждения встали перед необходимостью сохранить учебный процесс в режиме самоизоляции, и удаленное обучение стало единственным возможным вариантом. В результате, каждое учреждение образования столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат.
Суть дистанционного метода заключается в осуществлении учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. Педагог и обучающийся общаются посредством интернет-связи, педагог передаёт, а обучающийся получает знания и задания, в различной форме представляет результат работы.
Для обучения детей применялись различные формы дистанционного обучения:
— использование образовательных интернет-ресурсов;
— общение с педагогом через электронную почту;
— дистанционные занятия и консультации с использованием программы skyре, zoom;
— мессенжеры Viber, WhatsApp (предоставление видео, фотоотчета о выполненной работе).
Актуальным в дистанционном обучении является использование индивидуального маршрутного листа.
Маршрутный лист во время дистанционного обучения:
— своего рода таблица достижений;
— средство повышения активности и мотивации обучающихся;
— средство формирования регулятивных навыков обучающихся;
— маршрутный лист является формой самоконтроля обучающихся и контроля педагога.
Маршрутный лист выдается учащимся в начале обучения и содержит:
— блоки или элементы курса, отдельные задания (обязательные и факультативные, разной сложности);
— возможные варианты получения оценок, «наград» за задания разного уровня;
— графы для записи результатов самими учащимися и отметок о выполнении заданий;
— графы для отметок и записей учителя;
Использование маршрутного листа вносит элемент игры-квеста в обучение. С использованием маршрутного листа наглядней становится накопительно-рейтинговая система оценивания. Грамотное использование системы оценивания и поощрения параллельно с маршрутным листом приносит хорошие результаты: повышение активности и мотивации учащихся, а также формирование регулятивных навыков обучаемых.
Индивидуальный маршрут лист – также актуальная, современная форма обучения в том случае, когда обучающийся не может посещать занятия по расписанию.
Задача педагога при разработке маршрутного листа:
— создавать простые задания;
— проверять успехи каждого обучающегося;
— выражать свое отношение к работе обучающегося,
— оказывать необходимую консультацию.
Маршрутный лист может быть заполнен в электронном формате и отправлен на проверку педагогу посредством доступного мессенджера. (WhatsApp считается самым популярным бесплатным мессенджером в мире.)
При отсутствии такой возможности задания выполняются в текстовом варианте, фотографируются и отправляются педагогу на проверку посредством доступного мессенджера.
Примерные варианты маршрутных листов по русскому языку
Маршрутный лист урока русского языка в 5 классе
Тема: «Описание животного».
Цели:
1. Актуализация знаний и целеполагание
1Оформить рабочую тетрадь.
2.Вспомнить типы речи.
2. Определите тип каждого из текстов. Докажите.
1.Запись даты и темы урока.
2. Ответить на вопросы
2. Открытие новых знаний
1. Изучение новой темы
2. Познакомиться с теоретическим материалом учебника
3.Закрепление изученного материала и подведение итогов.
1. На материале упражнения выяснить, как усвоен новый материал.
2 Здесь указаны параметры для описания кошки. Найдите слова и словосочетания, описывающие кошку по каждому пункту, и запишите их в правый столбик.
3. Физкультминутка.
На кого или что похожа (ассоциации)
Не отступая от темы, немного расслабимся.
1 упр.: Кошка заглядывается на какой-нибудь предмет, наклоняя голову то вправо, то влево.(Наклоны головы вправо и влево.)
2упр.: Кошка ловит лапами мух. (Повороты туловища с хлопками.)
3 упр.: Кошка потягивается.
Выполнить по заданию учебника
Запись на черновик
Это описание поможет вам при написании сочинения по плану.
Написать сочинение на тему (по выбору)
Запись в рабочие тетради
Выполненные задания в тетради сфотографировать и прикрепить в «Дневник.ру», либо присылать по электронной почте
Маршрутный лист урока русского языка в 6 классе
Тема «Повторение по теме «Местоимение».
Цель: Повторение и обобщение знаний о местоимении.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу.
2.Совершенствовать навыки правописания местоимений.
3.Развивать речевые навыки учащихся.
1. Актуализация знаний и целеполагание
1.Оформление рабочих тетрадей
2. Ответить на вопросы
2)Местоимения изменяются. (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)
3)В предложении местоимения обычно бывают. (подлежащим,дополнением)
4)Возвратное местоимение (себя) не имеет. (И.п., рода и числа)
5)Вопросительные местоимения служат. (для выражения?)
7)В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
(когда между местоимениями и не/ни есть предлог)
1.Запись даты и темы урока.
2. Открытие новых знаний
1. Найти и исправить речевую ошибку.
2.Записать предложения, найти местоимения.
Определить разряд Падеж
3. Морфологический разбор местоимения.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Работа в маршрутном листе
3.Закрепление изученного материала и подведение итогов.
Письменно в маршрутном листе
Выполнить задания, пройдя по ссылке ЯКласс
до одного, полностью
Повторение по теме «Местоимения» (8 вариантов)
Прислать скан-копию с результатом
Выполненные задания в тетради сфотографировать и прикрепить в «Дневник.ру», либо присылать по электронной почте
Маршрутный лист урока русского языка в 7 классе
Тема: «Подчинительные союзы»
Цели:
углубить знания учащихся о сочинительных союзах; знать, на какие группы по значению делятся сочинительные союзы; учить находить сочинительные союзы в предложениях и определять, какие части в предложении связывают данные союзы
1. Актуализация знаний и целеполагание
1. Оформление рабочих тетрадей
2. Найдите лишнее и объясните ваш выбор
3. Распутай «путаницу»,распределите в 2 столбика эти слова. Какие 2 группы?
А) «Третий лишний».
1. будто, потому что, но
2. вследствие, когда, что
3. если, оттого что, и
1.Запись даты, темы урока
Письменно в маршрутном листе
2. Открытие новых знаний
Учебник п. 63 стр. 155
Записать в тетрадь для правил таблицу (см. ниже)
3.Закрепление изученного материала и подведение итогов.
1. На материале упражнения выяснить, как усвоен новый материал.
Учебник упр.378, 379
Выполнить упр. в тетради (по заданию учебника).
2. Выполнить упражнение
3. Проверочная работа в Скайсмарт
Пройти по ссылке в «Дневник.ру»
Выполненные задания в тетради сфотографировать и прикрепить в «Дневник.ру», либо присылать по электронной почте
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
дистанционной подготовки по русскому языку – 9 класс
на период с 19.05.2020 по 21.05.2020
Дата
Тема урока
Задание с инструкцией
Домашнее задание
Форма сдачи домашнего задания
Дата сдачи
Морфология. Орфограммы в причастиях и деепричастиях
Выполнить упражнения (см. ниже)
Выполнить тест( см. ниже)
Выполненные задания в тетради сфотографировать и пересылать в «В контакте», либо по электронной почте [email protected]
Синтаксис и пунктуация
Выполнить 2 теста (см. ниже)
ОГЭ-2020 по русскому языку для 9 класса | Задание.
Прислать фото результатов
Повторение изученного в 9 классе
Задание по русскому языку для 9 класса – Знаки препинания в бессоюзных предложениях
Задание по русскому языку для 9 класса – Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
Задание по русскому языку для 9 класса – Подчинительные союзы и союзные слова
Итоговое задание по русскому языку 9 класс
Маршрутный лист урока ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе
Тема: В.П.Астафьев. «Васюткино озеро» (продолжение)
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Этап урока
Задача
Учебный контент
Планируемый
результат
Вопросы,
комментарии
1. Актуализация знаний и целеполагание
(задание на повторение, проверка домашнего задания)
Здравствуйте! Сегодня мы вновь обратимся к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?»
1.События происходили на реке Енисей.
2.Васютка снабжал рыбаков рыбой.
3.Затесь – это зарубка на крыше дома.
4.Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке, стала плохо ловиться рыба.
6.Первой птицей, которую увидел в тайге Васютка, был глухарь.
7.Васютка понял, что заблудился, когда увидел рыбу, пойманную в сеть.
8.Васютка наблюдал за народными приметами.
9.Васютка в тайге проявил смелость, спокойствие, рассудительность.
— Скажите, ребята, каким может быть «характер»?
— Вы можете сказать, какой у вас характер?
— Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер.
Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.
А какие ассоциации возникают у вас при слове «тайга»? (напишите в тетради)
Выражают свое мнение, обосновывают его.
Спокойный, сильный, слабый, мягкий, твердый, волевой.
Запись в тетради дата, тема, кластер
Кормилица, лес, глушь, бурелом, труднопроходимость, таёжник.
2. Открытие новых знаний
1 Прочитать «Васюткино озеро»
Учебник стр. 136-152 до конца
3.Закрепление изученного материала и подведение итогов.
1. После прочтения ответить на вопросы
Чтобы выявить особенности характера Васютки, нужно вспомнить содержание рассказа. Один ученик написал план по рассказу, но допустил ошибки. Вам придётся найти и исправить их.
2.Васютка набирает полный мешок шишек.
3.Васютка собирается в тайгу за орехами.
5.Васютка находит в лесу маленькое озеро.
8.В озере много белой рыбы.
9.Васютка понимает, что озеро выходит к Енисею.
10.Рыбаки называют озеро в честь Васютки.
. А теперь подумаем и ответим, какие факты из рассказа наиболее ярко раскрывают характер Васютки?
Исправляют план, читают.
Высказывают своё мнение.
1.Читать и пересказывать
2.Ответить на вопросы после прочтения
3. Заполнить кластер
Учебник стр. 136-152
— Когда Васютка собирался в лес, что ему строго напоминала мама?
— Что мама заставила взять с собой в лес?
— Почему нужно брать с собой в лес еду, спички?
— Какая склонность у Васютки была?
— Какую первую птицу увидел Вася?
— Как вёл себя Васютка, когда его одолевал страх?
— Когда понял Васютка, что заблудился?
— Что припоминал Васютка, когда заблудился в лесу?
— Чем Васютка занимался в лесу?
— Как ведёт себя Васютка, когда выходит к озеру?
Давайте сейчас вернемся к кластеру, который составляли в начале урока.
Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека?
Выполненные задания в тетради сфотографировать и прикрепить в «Дневник.ру», либо присылать по электронной почте
Маршрутный лист урока ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе
Тема урока: С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали. «, «Пороша».
Чувство любви к родной природе и Родине.
Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя в лирике С.А.Есенина.
Цель урока: пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.
1. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний, установление осознанности усвоения учащимися материала).
2. Введение в тему урока
3. Познакомиться с биографией С.Есенина
Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.
— Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.
Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.
Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.
В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование, уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)
Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).
К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало. Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.
Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое. Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали. » и «Пороша».
1.Запись даты, темы урока
2.Актуализировать знания устно.
2. Открытие новых знаний
1.Познакомиться с стихотворениями С.Есенина
— Прочитайте стихотворения «Мелколесье. Степь и дили…», «Пороша»
Индивидуальный маршрутный лист для ребенка без ОВЗ
В последние годы в системе образования развивается личностно-ориентированный подход. Это касается деток и одаренных, и отстающих. В статье я постараюсь рассказать, как составить индивидуальный маршрутный лист для ребенка без ОВЗ. Такой маршрут помогает получать знания индивидуализировано, в зависимости от запросов (потребностей) ребенка. Он содержит программу, методы получения знаний, способы контроля и оценивания.
Что такое индивидуальный маршрутный лист, зачем он нужен
Один из принципов современной образовательной системы – индивидуализированный подход к ребенку. Он проявляется так: в любом учебном заведении учащийся может проходить не только общеобразовательную программу. Он может обучаться по индивидуально разработанному графику, если есть необходимость. Это касается детсада, школы, колледжа, вуза и предусмотрено ФГОС.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, маршрутный лист) – документ, созданный под конкретного учащегося. Это личная программа ученика, в которой прописаны цели, срок их реализации и принцип оценивания. Если говорить менее формальным языком, ИОМ – индивидуальный способ развития способностей ребенка, его личностного потенциала.
Маршруты бывают по общей программе и конкретному предмету, для улучшения успеваемости и шлифовки уровня знаний. Я расскажу об их составлении только в двух словах. А в магазинах учебной литературы масса изданий по этой теме. Например, для детсада:
Есть много пособий и методичек для школы. Например:
Очень рекомендую: не ленитесь, а вбейте в поисковой строке магазина учебной литературы слова «индивидуальный маршрутный лист». Если не находит, то «индивидуальный маршрут». И подберите нужное издание по возрасту и предмету. Среди магазинов рекомендую Озон, Лабиринт, Учмаг. Больше скажу: есть ИОМ-ы не только для развития деток, а и для совершенствования педагогов в школах и ДОО.
Почему в последние годы индивидуальные маршруты так актуальны
Методику ИОМ применяют для разных целей. Ее прописывают отстающим и талантливым ученикам. А также тем, кто на время выпал из учебного процесса, желает вернуться в нормальное русло. Задача ИОМ – привести фактический уровень ученика к необходимому. Разрабатывают индивидуальный маршрутный лист, если:
Сейчас очень актуален социальный запрос общества на развитие одаренности. Но нет единого принципа работы с одаренными. Модели образования, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, только разрабатываются. Современные методы обучения требуют от ребенка, в основном, усидчивости. Но мало толкают к активности, развитию своих интересов и самореализации. Поэтому ИОМ-ы, индивидуализирующие образование, так востребованы.
В ДОУ ИОМ-ы часто разрабатываются для деток с ОВЗ, отставаниями, сложностями усвоения программы. В школе каждый маршрут должен включать 6 обязательных предметов (русская речь и литература, математика, иностранный, история, ОБЖ, физкультура). Их учат все школьники. Остальные можно выбрать в зависимости от предполагаемой профориентации. Последняя может быть:
Создавая индивидуальный маршрутный лист, разработчики (педагоги) учитывают базу – то, чем обладает ребенок до начала пути. А именно:
Как внедряется ИОМ: 5 этапов
Разработать и внедрить маршрут достаточно сложно и трудоемко. Универсального метода нет. Могу привести только общие советы, возможно, они помогут немного сориентироваться. Итак, есть следующие этапы разработки маршрута:
Индивидуальный маршрутный лист – документ, по которому педагог и ученик работают в течение установленного времени. На определенных этапах усвоения материала проводят диагностику: отслеживают уровень полученных знаний, проводят коррекцию. Каждый маршрут содержит лист контроля достижений, по нему и проводится диагностика. Ее результаты вносят в таблицу после домашней работы, тематической самостоятельной или контрольной работы.
Почему нельзя создать ученический маршрут раз и навсегда? ИОМ отображает динамику, изменения в развитии ребенка. В него можно вносить коррективы для улучшения педагогического процесса. Следующая часть разрабатывается на основании того, что было достигнуто в предыдущей. Ребенок может обучаться одновременно по нескольким ИОМ-ам.
Структура маршрута: что он в себя включает
Любой ИОМ будет включать такие компоненты:
Часто предполагается, что учащийся посещает общеобразовательные занятия, а по ИОМ работает дополнительно. Иногда проводится только дистанционное обучение по маршруту. При этом важно, чтобы соблюдались такие принципы:
Чтобы использовать современные информационно-коммуникативные технологии, преподаватель должен хорошо в них разбираться. То есть уметь пользоваться средствами связи типа Skype и Zoom, давать ссылки на электронные энциклопедии, учебники, обучающие ролики и порталы. Мне кажется, дистанционное обучение, связанное с карантином весной-2020, очень разовьет эти навыки у педагогов.
Если ученик посещает дополнительные занятия для реализации ИОМ, их распивание вносится в маршрут. При проектировании индивидуального маршрута надо учитывать:
Не получится дать однозначные советы, как составить индивидуальный маршрутный лист технически. Во-первых, потому, что он будет именно индивидуальным. Во-вторых, надо понять принцип, как это делается. Советую посмотреть готовые примеры в педагогической литературе и пособиях. Первый раз будет сложновато, но пугаться не нужно!