Для чего маски в самолете
Зачем в самолете кислородные маски
«В случае потери давления в салоне, с верхней панели упадут кислородные маски. Закрепите свою собственную маску, и только потом помогите это сделать другим.»
Мы столько раз слышали эту фразу, что уже знаем наизусть. Однако, на самом деле эти загадочные устройства используются крайне редко. Так для чего нужны кислородные маски в самолете, при каких обстоятельствах они выпадают и сколько кислорода содержат?
Изменение уровня давления – это серьезная и потенциально опасная проблема. Если разгерметизация салона произойдет внезапно, скажем, в результате взрыва, это может уничтожить самолет. К счастью, подавляющее большинство случаев декомпрессии происходит в результате более легких повреждений, дающих экипажу время для маневра.
Как только давление в салоне падает ниже определенного порога, кислородные маски выпадают автоматически. Плохая новость в том, что кислорода в них хватает лишь на 12-15 минут. А хорошая – обычно этого времени пилоту достаточно, чтобы опуститься на безопасную высоту, примерно 1000 метров. Поэтому, если выпали кислородные маски и самолет начал резко терять высоту – это не потому, что он падает, а потому, что экипаж делает то, что должен.
Что будет, если не надевать кислородную маску?
В считанные секунды после разгерметизации салона у пассажиров начинается гипоксия (недостаток кислорода в организме). Ее симптомы – головокружение, легкая тошнота и … чувство эйфории. Конечно же, оно обманчиво, и в этом состоит главная опасность.
И, наконец, откуда берется кислород. Если быть точным, это не совсем кислород в обычном понимании, как, например, в баллонах для дайвинга. Кислородные резервуары слишком тяжелые и громоздкие, поэтому в самолете используется более сложная система.
Панель над каждым сиденьем содержит коктейль из химических веществ, которые при сгорании выделяют кислород. Как правило, это перекись бария, хлорат натрия, хлорат калия, а также некоторые составляющие пиротехнических изделий. Потянув маску на себя, вы активируете химический процесс, который невозможно прервать или остановить, пока все не сгорит (около 12-15 минут, как было сказано выше).
Если вдруг почувствуете запах гари – не пугайтесь, это не пожар, а последствия химической реакции. Безопасна ли вдыхаемая смесь? Относительно. Есть шансы вместе с кислородом вдохнуть небольшие частички химической пыли. Однако, в сравнении с гипоксией, это меньшая из бед…
Зачем нужны кислородные маски в самолете
Перед полетом пассажиры авиалайнера получают краткий инструктаж о правилах поведения и соблюдения безопасности. Один из пунктов посвящен правилам эксплуатации кислородных масок, находящихся над пассажирскими креслами и выпадающими в случае резкого снижения давления в салоне.
Кислородные маски – компактный аксессуар, обеспечивающий безопасность пассажиров в самолетах. Они используются в экстренных случаях, вызывающих резкое снижение давления, на фоне чего у человека может развиться гипоксия (кислородное голодание). В статье мы расскажем, зачем нужны кислородные маски в самолете, где они находятся, как ими пользоваться и когда они могут пригодиться.
При каких обстоятельствах нужна кислородная маска
Высота полета пассажирских самолетов составляет от 9 до 12 тыс. километров. Плотность воздуха на такой высоте очень низкая, поэтому в салоне принудительным способом поддерживается давление, отвечающее 2 тысячам метров над уровнем моря.
В зависимости от разных причин при изменении давления может случиться разгерметизация, и у путешественников начнутся проблемы с дыханием. В таком случае понадобится кислородная маска, находящаяся в верхних панелях или спинках кресел, расположенных спереди.
Необходимость в аксессуаре также может возникнуть при задымлении салона самолета при аварийной ситуации. Цель – обеспечение пассажиров воздухом.
Что входит в состав
Кислородная маска укомплектована тонкой трубочкой, соединяющей ее с кислородным генератором. Он расположен в панели над пассажирскими креслами и содержит сочетание разных химических элементов, выделяющих кислород при нагревании. Данная система очень сложная, но эффективная.
Кислород в маске появляется вследствие химической реакции и подается потоком. Все это работает автоматически и пассажиру не стоит лишний раз проверять эффективность работы маски в случае экстремальной ситуации. Некоторые люди не замечают поступление кислорода в маску и считают, что данный аксессуар совсем не обязательно использовать. Но если снять маску в момент падения давления в салоне, произойдет гипоксия, что моментально приведет к кислородному голоданию, чреватому опасными последствиями.
Химические элементы, содержащиеся в кислородном генераторе:
Обязательно слушайте инструктаж бортпроводников о правилах эксплуатации кислородной маски в самолете на случай экстренной ситуации! Выполняйте все действия строго по предполетной инструкции! Рекомендуем также ознакомиться – правила безопасного поведения пассажира в самолете.
Другие полезные статьи по теме:
Как правильно пользоваться кислородной маской
При аварийной обстановке, создающей нехватку воздуха в салоне, кислородная маска на канатике выпадает из гнезда. Ею необходимо срочно воспользоваться – надеть на лицо и выполнять команды бортпроводника.
Не следует паниковать. Масок хватит всем, они комплектуются парами. Для пассажиров с детьми предусмотрены лишние экземпляры. Рекомендуется вначале надеть маску взрослому, чтобы контролировать ситуацию, а затем – ребенку.
Следует соблюдать спокойствие, если в салоне почувствуется запах гари и появится легкий дымок в результате срабатывания масок. Это связано с нагреванием генератора до 230 градусов. Также у пассажиров может возникать заложенность ушей – это нормальное явление при резком снижении высоты.
Последствия неиспользования маски
В результате разгерметизации салона в течение непродолжительного времени у пассажира развивается гипоксия.
Основные признаки:
Учитывая это, игнорировать надевание кислородной маски не следует.
Отправляясь в полет, необходимо рассчитывать на удачное и приятное путешествие, но также и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам в воздухе. При недостатке воздуха следует знать, как обращаться с кислородной маской, которая спасет жизнь пассажира.
Кислородные маски в самолетах: откуда там кислород, на сколько его хватает и что будет, если не надеть маску
Апрельский инцидент с самолетом Southwest Airlines, когда обломок взорвавшегося двигателя разбил иллюминатор, вызвав разгерметизацию и гибель одной из пассажирок, поднял важную тему: как на самом деле работают инструкции по безопасности. Трагедия продемонстрировала, что в экстремальной ситуации не все пассажиры следуют правилам, хотя уверены в том, что хорошо их знают. В Twitter было опубликовано фото из салона, где видно, что почти все надели свои кислородные маски неправильно. Издание The Telegraph разбирается в устройстве кислородных масок и в правилах поведения при разгерметизации.
По мнению пользователя, опубликовавшего фото, все пассажиры надели маски неправильно из-за того, что не слушали бортпроводника. «Прекратите делать селфи, положите телефон и слушайте!» — написал юзер. Тем не менее большинство авиапассажиров слышали эти инструкции так много раз, что могут рассказать их по памяти.
PEOPLE: Listen to your flight attendants! ALMOST EVERYONE in this photo from @SouthwestAir #SWA1380 today is wearing their mask WRONG. Put down the phone, stop with the selfies.. and LISTEN. **Cover your NOSE & MOUTH. #crewlife #psa #listen #travel #news #wn1380 pic.twitter.com/4b14lZulGm
— Bobby Laurie (@BobbyLaurie) April 17, 2018
Вероятно, что пассажиры Southwest просто запаниковали. Многие цепенеют перед лицом опасности и не могут следовать инструкциям. Те, кто пережил жесткую посадку на самолете, рассказывали, что многие пассажиры искали на своих ремнях безопасности кнопку, как в автомобиле. Однако ремни в самолетах работают не так. Некоторые просто неподвижно сидят на своих местах, шокированные происходящим, даже если бортпроводник кричит, чтобы они эвакуировались.
Как работают кислородные маски?
Так как же работают кислородные маски, при каких обстоятельствах их выбрасывают и сколько на самом деле кислорода в них? Действительно ли они обеспечивают безопасность или просто опьяняют пассажиров, пока падает самолет? Последний вопрос — цитата из «Бойцовского клуба», Тайлер Дёрден тоже задавался этим вопросом.
«Кислород опьяняет. В катастрофических ситуациях люди впадают в панику и бешено глотают воздух, и вдруг эйфория, покой, и ты смиряешься с судьбой. Вот рисунок. Аварийное приводнение — 600 миль в час. А на лицах спокойствие, как у коров в Индии».
Конспирологи расстроятся: кислородные маски действительно нужны для безопасности в самолетах. Их нужно использовать, когда давление в самолете скачет — о чем и было сказано пассажирам рейса Southwest.
На больших высотах уровень кислорода в воздухе очень низкий; обычно в самолетах автоматически поддерживается давление уровня 1,5–2,5 километра над уровнем моря. То есть перелет — это как посетить Мехико или Денвер.
Падение давления — это серьезная и потенциально опасная проблема. Если оно происходит внезапно, например из-за разбитого иллюминатора, самолет может быть поврежден или полностью уничтожен. К счастью, чаще всего такие случаи не столь разрушительны, и экипаж может с ними справиться.
«Авиакатастрофы, связанные с падением давления, встречаются крайне редко. Даже если в корпусе самолета появляется пробоина, с этим можно справиться, — рассказывает Патрик Смит, пилот и автор книги «Говорит командир корабля» (Cockpit Confidential). — Если давление снизится ниже определенного уровня, с потолка упадут кислородные маски. Маску стоит надеть, а затем попытаться расслабиться. Скоро самолет вернется на прежнюю высоту, а запаса кислорода хватит на всех».
На сколько хватит кислорода?
Несколько минут? Гораздо меньше, чем кажется. Поэтому, вероятно, пилоты будут вынуждены сделать спуск на безопасную высоту достаточно быстро.
«Пилоты тоже наденут свои маски и снизятся до трех километров, — говорит Смит. — Аварийный спуск ощущается достаточно жестко не потому, что самолет падает, а потому, что экипаж действует по инструкции».
Смит говорит с позиции опыта. Он вспоминает перелет из Южной Америки в США: «Над Карибским морем в самолете неожиданно раздался громкий свист, который, казалось, исходил из ниоткуда и отовсюду. Приборы показывали, что мы стремительно теряем давление. Мы с капитаном начали резко снижаться до трех километров над уровнем морем. Уверен, что для пассажиров это было как американские горки, однако мы все контролировали. Все это время был включен автопилот».
Данные об авариях (к примеру, о крушении самолета Helios Airways в 2005 году) свидетельствуют, что кислорода хватит на 12–15 минут.
Что произойдет, если не надевать кислородную маску при резком снижении?
Если в салоне упало давление, гипоксия (нехватка кислорода в мозге) быстро напомнит о себе тошнотой и головными болями. В редких случаях гипоксия может вызвать эйфорию.
Пользователь сайта Quora Трейси Брайан описала свои ощущения при разгерметизации и резком снижении: «Я была необычайно спокойна. Помню даже свой смех, шутки над другими пассажирами, которые надевали кислородные маски, и разговоры о том, что надевать их необязательно. На самом деле я испытывала кислородное голодание. В конце концов мой друг заставил меня надеть маску, и к тому моменту, когда гипоксия начала проходить, я стала нервничать».
Кислородные маски работают благодаря нагреванию
В самолетах не хранятся баллоны с кислородом — они весят слишком много. Все немного сложнее. В панели над каждым сиденьем содержится сочетание химических элементов, которое выделяет кислород при нагревании. Там может быть пероксид бария, который используется в фейерверках, хлорат натрия, который применяют для борьбы с сорняками, а также хлорат калия, который часто встречается в школьных экспериментах (он бурно реагирует в контакте с сахаром).
Не стоит ждать, что кислородный баллон будет надуваться. Многие пассажиры снимали маски, поскольку считали, что они не работают из-за пустого баллона, и в результате страдали от гипоксии. При этом предупреждение о том, что баллон не будет надуваться, содержится в любой предполетной инструкции.
По словам представителя British Airways, кислород в маски подается постоянным потоком. Баллон для этого газа не надувается, как в больницах. Его объем зависит от дыхания пассажира. Если он будет дышать слишком часто, баллон будет оставаться почти пустым. Если же пассажир будет дышать медленно, емкость может успеть наполниться.
Генератор кислорода также может сильно нагреваться, поэтому в салоне самолета может возникать запах гари. Беспокоиться из-за него не стоит.
Опасны ли генераторы кислорода? Отчасти. В 1996 году катастрофа самолета ValuJet 592 унесла жизни 110 человек. Причиной несчастного случая стало возгорание в генераторе кислорода. Пожар, однако, начался с грузового отсека: загорелись приборы, у которых давно закончился срок годности, а упаковка не соответствовала стандартам безопасности. Из-за толчка загорелся один, а затем огонь перекинулся на остальные. Кислородные маски не выдают пассажирам, если на борту наблюдается возгорание. В этом случае они могут только усугубить положение — кислород усиливает огонь.
Насколько безопасно вдыхать воздух из кислородных масок? «Есть риск вдохнуть небольшие частицы химикатов», — говорил эксперт Арч Карсон в интервью The Huffington Post в прошлом году. Однако, по его словам, это лучше, чем потерять сознание от недостатка кислорода.
Советы для перелетов во время коронавируса: важная информация о масках
Обновлено 18 ноября 2020 года. Сейчас маски в самолетах обязательны как для членов экипажа, так и для пассажиров. Мы собрали самую полную и актуальную информацию о том, как выбрать хорошую защитную маску, где ее купить и когда менять.
У каких авиакомпаний обязательно носить маски в самолете?
Правила перевозчиков относительно масок на борту разнятся, поэтому обязательно уточните перед перелетом, какие требования на этот счет у вашей авиакомпании.
В целом большинство авиакомпаний просят пассажиров носить на лице маски или другие средства индивидуальной защиты в течение всего полета.
«Аэрофлот» не пускает на борт пассажиров без масок и перчаток. Австралийская Qantas рекомендует надевать маски в самолетах, но не настаивает (при этом на рейсах из Виктории и обратно, а также между Австралией и Новой Зеландией маски обязательны). На рейсах других крупных авиакомпаний — например, American Airlines, Air France, KLM или перевозчиков из группы Lufthansa —маски обязательны. British Airways просит пассажиров менять маски каждые 4 часа, а экипаж Qatar Airways носит защитные костюмы.
Большинство авиакомпаний высокого класса предоставляют маски перед посадкой в самолет. Некоторые, как Emirates и Etihad, допускают на борт только путешественников в масках, а внутри каждому выдают санитарные наборы. В такие наборы обычно входят маски, перчатки, антибактериальные салфетки и антисептик. Бюджетные авиакомпании и лоукостеры вроде easyJet и Ryanair требуют носить маски в течение всего полета, но не предоставляют их.
Маски в самолетах можно снимать, чтобы поесть и попить, но при этом обязательно дезинфицировать руки и соблюдать дистанцию с другими пассажирами и членами экипажа. Имейте в виду, что некоторые авиакомпании (к примеру, Emirates, United Airlines и British Airlines) вместо полноценного меню предлагают только предварительно упакованные закуски. Уточняйте заранее, не нужно ли захватить еду с собой.
Зачем носить маски в самолетах?
По данным ВОЗ, ношение масок на борту — один из способов воспрепятствовать распространению коронавируса (COVID-19). Доказано, что коронавирус — прежде всего респираторная инфекция, поэтому если защищать рот и нос маской, можно снизить риск его передачи от человека к человеку.
Во время перелета носить маску особенно важно, ведь в салоне самолета вы находитесь в непосредственной близости от других пассажиров, и маски создают барьер между вами и микробами другого человека. Маска в сочетании с другими мерами профилактики — соблюдением безопасной дистанции и тщательной гигиеной рук — помогает путешественникам защититься от коронавируса.
Когда надевать маску?
Нужна ли защитная маска по дороге в аэропорт и обратно
Где бы вы ни были, носить маски в самолетах придется наверняка — до самой посадки в пункте назначения. Но в некоторых местах маска на лице обязательна еще и пока добираетесь до аэропорта и из аэропорта в город.
Сейчас носить маску нужно во всех видах общественного транспорта в большинстве европейских стран, включая Великобританию, Испанию и Францию. За несоблюдение этого требования штрафуют. Также маски обязательны в такси и каршеринге — например, в Lyft, Ola и Uber. С 28 октября Роспотребнадзор утвердил обязательный масочный режим в местах массового пребывания, транспорте, на парковках и в лифтах по всей России. Перед любой поездкой сверяйтесь с последними рекомендациями местных официальных служб здравоохранения: проверенная информация о ношении масок в России — на сайте стопкоронавирус.рф, в США — Centers for Disease Control and Prevention (CDC), в Великобритании — Foreign & Commonwealth Office (FCO).
Когда надевать маску в аэропорту?
При этом, например, в лондонском Хитроу «все пассажиры от 11 лет и старше должны носить маску все время, пока находятся на территории терминалов аэропорта». Кроме того, некоторые авиакомпании, включая Ryanair, требуют надевать маски в аэропорту перед посадкой на рейс. После регистрации пассажиров обычно просят не снимать маску до окончания поездки.
Вернее всего проверять информацию на сайтах аэропортов отправления и прилета, а также на официальной странице своей авиакомпании. Иметь при себе защитную маску независимо от правил перелета — в любом случае хорошая идея. Если считаете, что мер предосторожности много не бывает, надевайте маску всякий раз, когда выходите из дома.
На что обращать внимание при выборе защитной маски?
Какие маски лучше: одноразовые или многоразовые, бумажные или тканевые
Наиболее полную защиту от респираторных инфекций могут обеспечить только респираторы N95 и выше (российский аналог — класс FFP1 и выше). Поскольку маски с такой степенью защиты обычно используются медработниками и, по мнению экспертов, среднестатистическому человеку не требуются, большинство обычных людей выбирают между одноразовыми бумажными масками и многоразовыми масками из ткани, которые можно стирать.
И тканевые, и бумажные маски в самолетах защищают окружающих от вас, если вы — носитель вируса. Когда зараженный человек чихает в самолете, риск передачи коронавируса гораздо ниже, если он чихает в свою маску, а не в воздух. Исследования доказывают, что ношение маски сокращает риск заражения на 79 %. При этом некоторые материалы задерживают вирусные частицы лучше других — имейте в виду при выборе тканевой маски.
Если ищете тканевую маску для долгой носки, следите за тем, чтобы она была дышащей и удобно сидела. Простая маска из 100 % хлопка должна подойти, но убедитесь, что ее можно стирать в машинке.
Тканевая маска хороша и с точки зрения экологии. Исследование Университетского колледжа Лондона показало, что если бы каждый житель Великобритании использовал одноразовую маску каждый день в течение года, это создало бы дополнительные 66 тысяч тонн пластиковых отходов. Выбор в пользу многоразовых масок значительно сокращает объем пластиковых отходов и вредное воздействие на изменение климата.
Как понять, что маска эффективна?
Эффективность использования нехирургических масок все еще исследуется. Хотя немедицинская маска не полностью защищает от вдыхания вирусных частиц, Центры по контролю и профилактике заболеваний США утверждают, что любая защита на лице, даже шарф, лучше, чем ничего. По общему мнению экспертов, чем ближе маска прилегает к коже, тем она эффективнее.
Одноразовая медицинская маска блокирует капельки влаги, но так как по краям она негерметична, риск вдохнуть частицы вируса остается. То же самое относится и к тканевой маске, а если она сделана в домашних условиях, многое зависит еще и от конкретного материала: самодельные маски дают разные уровни защиты от вирусов и бактерий. В одном американском исследовании сравнили тканевые маски и выяснили, что наивысшую эффективность показывают многослойные изделия из тяжелого хлопка.
Если покупаете немедицинскую маску в магазине или аптеке, ее эффективность будет указана на упаковке: там должна быть информация о том, какой процент вирусных частиц эта маска способна блокировать, поэтому всегда внимательно читайте мелкие надписи.
Где купить маску от коронавируса?
Одноразовые маски продаются в аптеках и супермаркетах. Но поскольку ношение средств защиты от вируса может надолго стать новой нормой, многие покупатели выбирают многоразовые тканевые маски, которые могут пережить несколько стирок, в интернет-магазинах типа WildBerries.
Как правильно носить маску?
Важно не только выбрать маску с хорошим уровнем защиты, но и правильно ее надевать, носить и снимать. А в случае с многоразовыми — еще и понимать, как безопасно использовать ее повторно. ВОЗ подготовила подробные инструкции о ношении масок: сверьтесь с картинками, и не ошибетесь.
Рекомендации, как правильно надевать маску
Маска, медицинская или немедицинская, должна полностью прикрывать нос и рот так, чтобы при этом ничего не мешало свободно дышать.
Как понять, что маска подходит по размеру?
Ваша маска должна полностью прикрывать нос, рот и подбородок. Убедитесь, что она хорошо закреплена за ушами или на затылке. Зазоров по сторонам быть не должно: по мнению ВОЗ, маска, надетая с промежутками по бокам, не сможет эффективно защитить вас от чужого чихания и не заблокирует передачу вируса от вас к окружающим. Если маска сидит неплотно, не используйте ее — поищите другие маски подходящего размера.
Как безопасно снять маску?
Чтобы не заразиться, снимать маску нужно так же осторожно, как надевали.
Можно ли носить защитную маску больше одного раза?
Уже использованную маску нельзя носить снова. Чтобы повторно надеть многоразовую тканевую маску без риска для здоровья, обязательно постирайте ее с антибактериальным средством в горячей воде (от 60 °C). Это нужно делать после каждого ношения многоразовой маски.
Одноразовые маски нельзя использовать больше одного раза ни при каких условиях. Всегда выкидывайте их сразу после использования — в закрывающийся мусорный бак.
Как часто надо стирать маску?
Стирать многоразовую тканевую маску нужно после каждой носки. Например, если весь день провели в маске, постирайте ее, как только вернетесь домой вечером: без тщательной стирки и сушки надевать маску снова нельзя. ВОЗ рекомендует стирать тканевые маски в горячей воде (не менее 60 °C) и с моющим средством — только так можно их обеззаразить. Лучше всего иметь 2-3 тканевые маски, чтобы можно было носить чистую, пока другая стирается или сохнет.
Как безопасно выбросить маску?
Перед тем как выкинуть одноразовую маску, ВОЗ советует помыть руки или обработать их санитайзером. Затем оттяните заушные петли или развяжите завязки на затылке, не касаясь передней части маски. Держась за завязки, донесите ее до мусорной корзины (в идеале — с крышкой) и избавьтесь от маски.
Как еще защититься от коронавируса в аэропорту и в самолете?
Маски в самолете и аэропорту — не единственный способ снизить риск заражения коронавирусом. Регулярно мойте руки (мылом с водой или антисептиком на основе спирта), не трогайте глаза, нос и рот и держитесь на расстоянии хотя бы двух метров от тех, кто чихает или кашляет. А еще берите еду и напитки с собой, из дома, включая бутылку для воды.
У ВОЗ есть подробные инструкции, которые помогают максимально защититься от риска передачи вируса и заражения в общественных местах. Их стоит придерживаться в аэропорту, на борту самолета и в других местах массового скопления людей все время, пока бушует пандемия. Свое исследование о ношении масок в самолетах выпустила и Гарвардская школа общественного здравоохранения.
В целом ношение маски в самолетах не гарантирует, что вы защищены от заражения коронавирусом или другой респираторной инфекцией. Но исследования показывают, что маски могут значительно ограничить передачу вируса, особенно если они плотно прилегают к лицу, часто и тщательно стираются и используются в сочетании с регулярным мытьем рук и соблюдением социальной дистанции.
«Ношение маски — дополнительная мера предосторожности, которая может поспособствовать снижению вероятности того, что зараженный передаст вирус дальше, — говорит профессор Крис Уитти, начальник медицинской службы Англии. — Самые эффективные способы предотвращения распространения этого вируса — соблюдение правил социального дистанцирования и регулярное мытье рук. Это не отменяет необходимости самоизоляции, если у вас есть симптомы».
Многие страны по-прежнему рекомендуют своим гражданам отказаться от международных поездок, пока пандемия не закончилась. «Тревел-пузыри» продолжают появляться в разных уголках планеты, а границы большого количества стран все еще закрыты.
Путешествовать в этом году или нет — решать вам. Сверяйтесь с ресурсами стопкоронавирус.рф, сайтами ВОЗ, FCO и CDC, чтобы принять максимально безопасное и комфортное решение.
Какие страны сейчас открыты?
За последними новостями о снятии ограничений в мире удобно следить по нашей интерактивной карте: мы регулярно ее обновляем.
Подпишитесь на уведомления по интересующей стране, и сразу после открытия границ мы пришлем письмо с выгодными предложениями по авиабилетам.