Для чего математика в жизни человека
Зачем нужна математика? 9 аргументов для родителей и детей
Математические способности пригодятся детям в учебе и взрослой жизни – это понимают большинство родителей. А сможете ли вы сходу ответить, какую пользу математика приносит лично вам?
На LogicLike.com дети развивают логическое мышление и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.
Сможете ли вы доступно объяснить ребёнку, для чего ему нужно заниматься математикой? Ведь изучение понятий, законов математики и логики, решение математических и логических задач требует умственных усилий. А зачем вообще это нужно?
Даже если вы убеждены, что жизнь вашего ребенка не будет связана с математикой, рекомендуем все равно прочитать нашу статью, чтобы как минимум с легкостью ответить на вопросы маленького «почемучки».
1. Математика развивает мышление
Изучая математику и решая задачи, ребёнок учится:
Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг – развивают интеллект и познавательные способности, расширяют кругозор.
Читайте также: В статье «5 причин научиться думать как математик» мы подробно разобрали в чем заключается сила математического мышления и зачем его развивать.
2. Занятия математикой тренируют память
Ученые из Стэнфордского университета в США изучили процесс решения человеком математических задач и выяснили, что взрослые люди используют для этих целей мышление и доведенный до автоматизма навык «доставать» из памяти уже имеющиеся там ответы.
Дети до 7 лет часто прибегают к помощи пальцев рук и ног, а также различных заменителей (реальных предметов, счетных палочек). В «переходный период», в возрасте от 7 до 9 лет, у школьников формируется «взрослый» навык «думания», осмысления и запоминания информации.
Интересное исследование было опубликованно в журнале «Nature Neuroscience» в 2014 году. В первую очередь, оно было посвящено изучению роли гиппокампа (области в головном мозге) в развитии познавательной активности детей. Но его косвенные выводы таковы:
3. Математика закаляет характер
Для правильного решения математических и логических задач нужны внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность.
Чем регулярнее ребенок тренирует эти «мышцы характера», тем сильнее они становятся, тем чаще помогают ребенку в решении не только учебных задач, но и жизненных проблем.
Мы создаём и простые, и олимпиадные задачи, которые хочется решать:
4. Музыка для математики, математика – для музыки
Комплексное исследование, проведенное Барбарой Хелмрич (Barbara H. Helmrich) из Колледжа Нотр-Дам в Балтиморе, выявило, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в средней школе, ощутимо лучше успевают по математике в старших классах.
Ученые обнаружили, что за решение алгебраических задач и обработку музыкальной информации отвечает один и тот же участок головного мозга.
Парадоксально, но ученые как будто не интересовались обратной связью.
Ведь если за развитие математических и музыкальных способностей отвечает один и тот же участок головного мозга, не исключено, что занятия математикой улучшают музыкальные способности.
Вспоминается Шерлок Холмс, который был одновременно превосходным сыщиком и талантливым скрипачом. Многие скажут, что знаменитый английский сыщик – просто выдумка, но у него был свой реальный прототип, наставник и друг Артура Конана Дойла. Страстным скрипачом был и величайший физик Альберт Эйнштейн.
5. Математика помогает преуспевать в гуманитарных науках
Именно ранние математические способности – верная предпосылка к тому, что в дальнейшем ребенок будет не только хорошо понимать математику, но и преуспевать в других школьных дисциплинах. Далее по значимости вклада в учебные успехи идут навыки чтения и способности управлять своим вниманием.
Математика – наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.
6. Развивает навыки решения бытовых задач
Барбара Оакли, доктор технических наук, исследователь стволовых клеток мозга и автор книги «Думай как математик» подчеркивает:
Чем сложнее становятся математические задачи, тем больше навыков требуется для их решения. Ребенок учится рассуждать, выстраивать последовательности, продумывать алгоритмы, жонглировать сразу несколькими понятиями, и эти навыки входят в привычку.
Благодаря математике мы избавляемся от вредных привычек:
7. Математика – основа успешной карьеры
Если 10-15 лет назад перспективным считалось изучение иностранных языков, то сейчас свободным владением несколькими языками никого не удивишь. Теперь профессиональная востребованность во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. Крайне сложно обойтись без знания математики тем, кто хочет работать в сфере IT.
Абстрактное, критическое и стратегическое мышление, аналитические способности, умение выстраивать алгоритмы – «мастхэв» для хорошего разработчика.
ТОП 5 гибких навыков. Источник: amazonaws.com
Результативные занятия математикой придают уверенность в себе, ведь успехи в ней требуют упорства в стремлении решить самые сложные, иногда, на первый взгляд, «неразрешимые» задачи и проблемы.
Проверьте свои силы: Математические головоломки вам в помощь: 9 отборных известных задач на сообразительность. Сколько сможете решить?
8. Решение задач вырабатывает психологическую стойкость
Решение математических задач помогает улучшить эмоциональный фон – это занятие способно избавить от тревоги, помогает контролировать эмоции и предупреждает стресс.
К таким выводам пришли ученые из Университета Дьюка в США, которые сумели доказать это в исследовании, опубликованном в журнале «Клиническая психология» в 2016 году.
9. Удовольствие от «икс»
Для человека, серьёзно занимающегося математикой, математические формулы, уравнения и другие логические и математические задачи воплощают собой красоту, гармонию и доставляют такое же эстетическое удовольствие, как музыка, искусство и хорошая шутка, утверждает группа исследователей из нескольких университетов Великобритании.
С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии была зафиксирована активность мозговой деятельности испытуемых во время демонстрации им математических уравнений, формул и задач. Результаты исследования опубликованы в журнале «Границы человеческой нейробиологии» (Frontiers in Human Neuroscience) в 2014 году.
Как научиться испытывать радость и наслаждение от занятий математикой рассказывает известный американский математик, выпускник Гарвардского университета, Стивен Строгац. Преподаватель прикладной математики, обладатель наград в области математики и преподавания на страницах своей книги «Удовольствие от X» с энтузиазмом, просто и понятно объясняет самые значительные математические идеи.
Попробуйте занятия логикой и математикой на LogicLike.com!
Мы убеждены, что детям, особенно в возрасте 5-9 лет, не обязательно рассказывать, как важно изучать математику. Гораздо важнее дать возможность ребёнку окунуться в мир занимательной интерактивной математики.
Обучаясь на платформе LogicLike, дети решают интересные логические задачи, зарабатывают за правильные ответы свои первые награды-«звезды», играют в современные логические игры – и получают не только пользу, но и настоящее удовольствие от такой математики.
Математика в жизни человека
Введение
Тема моего проекта « Математика в жизни человека».
Однажды у меня возник вопрос: «А для чего нужна математика? Зачем мы решаем уравнения, изучаем теоремы? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов? Почему математику мы изучаем с детского сада?» Я попытаюсь в своей работе раскрыть важность этого предмета в жизни каждого человека.
Цель моей работы: выяснить, где математика встречается в нашей жизни, и доказать её необходимость.
· Узнать, где в нашей жизни используется математика.
· Узнать, как математика применяется в различных профессиях, в спорте, в архитектуре, в искусстве и в моей семье.
· Создать буклет по теме проекта.
1. Математика в жизни человека
Математика в жизни каждого из нас занимает особое место и сталкиваемся мы с ней не только на уроках. Мы настолько срослись с математикой, что попросту не замечаем её. А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растёт, не может выговорить слово «математика», а уже занимается ею: считает игрушки, кубики. В школе математических задач приходится очень много и сложность их с каждым годом возрастает. Математические задачи развивают мышление, логику, умение принимать решение. Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом.
Математика нужна в повседневной жизни для того чтобы: сосчитать деньги, определить время на часах, набрать номер на телефоне, измерить площадь комнаты, и во многом другом.
Собираясь идти в магазин, мы заранее решаем, что мы будем покупать и какой будет стоимость всех покупок.
Собираясь на день рождения, мы сразу думаем, в какое время нам лучше выйти, чтобы не опоздать и в какое время вернут ься домой, пока не стемнело.
2. Математика в искусстве
Математика и искусство тесно связаны друг с другом множеством способов. Следы математического мышления проявляются в музыке, танце, живописи, архитектуре, скульптуре и др.
3. Математика в архитектуре
У архитекторов разных эпох были свои излюбленные детали, которые отражали определённые комбинации геометрических форм. Прочность сооружения напрямую связана с той геометрической формой, которая является для него базовой. Самым прочным сооружением древних времён являются египетские пирамиды. В названии усыпальниц египетских фараонов тоже используется название пространственной геометрической фигуры – пирамиды.
Часто в архитектурном сооружении сочетаются различные геометрические фигуры. Например, в Спасской башне Московского кремля в основании можно увидеть прямой параллелепипед, переходящий в средней части в многогранную призму, венчает которую пирамида.
С появлением арочно-сводчатой конструкции в архитектуру прямых линий и плоскостей вошли окружности, круги, сферы и круговые цилиндры.
На основании этого я могу сделать вывод: архитектура неразрывно связана с математикой.
4. Математика в природе
5. Математика в профессиях
Математика применяется во всех профессиях. Нет такого вида деятельности, где можно обойтись без математики. Без расчётов нельзя построить ни одного здания, автомобиля, моста. Математика используется и в производстве, и в хозяйстве, и в науке, и в транспорте, и в домашних условиях… И так можно перечислять долго.
Что делает водитель перед поездкой? Считает, сколько ему понадобится бензина, и какова будет его стоимость на заправке. Что делает учитель перед уроком? Считает, сколько времени уйдёт на объяснение материала, а сколько на самостоятельную работу. Что делает продавец в своей работе? Считает стоимость покупок, и сдачу которую нужно отдать. Люди, работающие в поле, считают площадь, которую надо вспахать. Люди везде используют математику, хотя иногда сами не замечают этого.
Теперь, я приведу несколько примеров применения математики в некоторых профессиях.
Математика в профессии врача
Профессия врача – одна из наиболее древних профессий. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности, чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины.
Без знания математики врач не сможет правильно рассчитать дозировку лекарства, настроить медицинское оборудование. При некоторых специализациях врачи занимаются почти исключительно работой со сложной аппаратурой.
Математика в профессии повара
Знание математики повару очень необходимо. Нужно посчитать количество продуктов для определённого блюда. Готовя пирог или печенье, они считают, какое количество сахара, соли, дрожжей им нужно взять. Отправляя пирог в духовку, повар обязательно засекает время, чтобы пирог не подгорел.
Математика в профессии бухгалтера
6. Математика в моей семье
Теперь я хочу рассказать, как используется математика в моей семье.
Моя бабушка любит вязать и всегда считает петли на спицах. А ещё она любит готовить пироги и пирожки и, чтобы они получились вкусными, она всегда подсчитывает, сколько нужно соли, сахара, дрожжей и молока, а также через какое количество времени нужно вытащить пирог из духовки.
Моя мама любит шить, и ей приходится определять, сколько нужно ткани и какой должен быть размер изделия. А когда мама варит компот или варенье, то всегда считает, сколько нужно подготовить ягод и сахара.
Мой папа – водитель, и он всегда заранее узнаёт, сколько ему придётся проехать километров в пути, сколько понадобится литров бензина, и сколько времени займет его поездка.
Мои родители получают зарплату, а знания математики помогают распределить её так, чтобы хватило до следующей зарплаты. Математика нужна, чтобы определить затраты на свет, газ, телефон.
Каждый день я хожу за продуктами в магазин. Чтобы узнать стоимость покупки нужно уметь складывать цены всех продуктов. Когда мы делаем ремонт, мы измеряем площадь нашей комнаты, чтобы определить, например, количество краски или обоев для стен.
7. Математика в спорте
Можно ли в спорте обойтись без математики? Нельзя! Оказывается, спорт тоже тесно связан с математикой. Я постараюсь это доказать.
Математики говорят, что всё, что нас окружает можно отобразить на языке цифр. В спорте цифры играют огромную роль. Ведь именно благодаря им и существуют в спорте голы, очки, секунды. Из этого следует, что цифры в спорте очень часто говорят о многом.
Ну а теперь давайте посмотрим применение математики в каком-то конкретном виде спорта. Для примера я возьму свою любимую игру – футбол.
Математика в футболе
Самая популярная игра в мире – футбол. Но и как же тут обойтись без математики. Например: какое количество голов пропустила и забила команда из Сочи за весь сезон; какое количество времени добавил судья в конце матча; какая разница между пропущенными и забитыми мячами за весь сезон у ЦСКА. И ещё много примеров можно привести, показывающих, что в футболе без математики не обойтись. Все мировые рекорды устанавливаются с помощью математических величин: длина, высота, время. Определить площадь бассейна, футбольного поля или хоккейного корта без знания математики тоже невозможно.
8. Буклет «Математика в жизни человека»
Чтобы выяснить, что думают мои ровесники о том, нужна ли им математика в жизни, я провел небольшой социологический опрос. В опросе приняли участие несколько ребят из 6-х и 7-х классов нашей школы.
Цель опроса – изучить мнение окружающих по данной теме.
Я предложил ответить на следующие вопросы:
· Нужна ли вам в жизни математика?
· Перечислите, где в нашей жизни необходимы знания математики.
В опросе приняли участие 30 человек: 15 из шестых, 15 из седьмых классов. Вот его результаты:
Нужна ли в жизни математика?
· 89% опрошенных ответили «да»
· 11% опрошенных ответили «нет»
Где в нашей жизни необходимы знания математики?
· В строительстве – 2 чел.
· Не знаю где – 4 чел.
Несмотря на то, что необходимость математики ребята понимают, примеров ее использования они привели немного. Чтобы восполнить этот пробел, я решил сделать для ребят информационные буклеты.
Буклет – это лист бумаги, распределённый на колонки и сложенный по контурам для комфортного чтения информации. Как правило, на них располагается реклама, но мой буклет содержит материал по теме проекта.
Заключение
На сегодняшний день я не знаю сфер жизнедеятельности человека, где математика не нужна. Без неё нельзя построить новое здание, приготовить обед, сделать прогноз погоды. Человек начинает изучать математику с самого раннего возраста. Эти знания постепенно усложняются и совершенствуются. Накапливается опыт, который используется всю последующую жизнь.
Изучать математику нужно. Знания, полученные в школе, применяют не только в работе люди разных профессий, но и в личных целях (домашний ремонт, расстановка мебели, планирование грядок в огороде…).
Когда мы идем по улице мы не задумываемся, что нас окружает почти везде геометрические фигуры. Вот самый обыкновенный дом. Он состоит из: параллелепипеда с квадратными окнами, круглыми арками, прямоугольными дверями. Детская площадка: песочница квадратной формы, турник в виде трапеции, круглая карусель и т. д.
Работая над проектом, я убедился, что каждый человек должен знать и изучать эту величайшую науку, поскольку математика является своеобразным проездным билетом, без которого нельзя вести полноценную жизнь. Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать законы природы, и во все времена была могучим двигателем науки и техники. Работая над проектом, я узнал много интересного и полезного для себя. Я надеюсь, что все полученные знания, умения и навыки в работе над проектом пригодятся мне в будущем.
Список информационных источников
1. Аксенова М.Д. – Энциклопедия для детей.
3. Глейзер Г.И. «История математики в школе».
5. Сергеев И.С. «Примени математику».
6. Спивак А.В. Математический праздник.
7. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная книга для детей.
Зачем нужна математика
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Интересные факты про математику
Математика — это не только арифметические задачки. Это особый язык, который учит думать и рассуждать.
Математику называют междисциплинарной наукой, потому что она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, поэтому многие выводы из гуманитарных исследований опираются на математические понятия и логические законы.
Мир изменился и стал более технологичным, поэтому для любителей математики открыто множество вариантов профессионального развития.
Если 15 лет назад перспективными были сферы маркетинга и юриспруденции, то сегодня лидирует IT.
Профессиональная востребованность = понимание технологий + способность к решению нестандартных задач. И ключ к успеху — знание математики.
Что отличает математику от других школьных предметов:
Математика развивает мышление
Зачем заниматься физкультурой? Ответ простой — для здоровья и красоты тела.
Зачем учить математику? Ответ на этот вопрос кажется менее очевидным.
Математика — это гимнастика для ума. Хочешь не хочешь, но в процессе изучения будут крепчать качества, которые влияют на способ мышления. Для этого не обязательно учиться в профильном классе и участвовать в олимпиадах — решение даже самых простых задачек на пропорции или с процентами дает значительный эффект.
Обобщение, сокращение, анализ, систематизация, выделение важного, поиск закономерностей, формулирование гипотез и доказательство теорий — все это помогает развить мышление, сделать его более гибким. Точно также, как физические упражнения делают наше тело подвижнее, дают заряд сил и тренируют выносливость, математика тренирует ум.
Математика развивает интеллект. Набор правил и функций, которые мы изучаем в школе, делают наше мышление последовательным и логичным. Это отражается на умении рассуждать, формулировать мысли и замечать взаимосвязи. И самое увлекательное, что эти знания можно (и нужно!) применять не только в школе, но и в нестандартных ситуациях: чтобы выбрать самую выгодную банковскую карту, просчитать литры краски для ремонта или создать карту сокровищ, чтобы не забыть где они спрятаны.
Математика — универсальный международный язык, которым владеют почти все люди на земле. Эти знания пригодятся в любой стране и могут стать предметом интересной беседы.
Что понять, зачем учить математику в школе, только представьте, как приятно, когда в голове нет «каши» и путаницы в рассуждениях. На этот счет еще в прошлом веке великий учёный Ломоносов сказал: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как тут можно спорить? 😇
Математика формирует характер
Чтобы правильно решать математические задачи, недостаточно одних лишь знаний. Нужны такие качества характера, как внимательность, настойчивость, последовательность, точность и аккуратность. Чем регулярнее мы практикуемся, тем сильнее укрепляются эти черты. И еще бонус: эти качества можно применять не только на уроках в школе, но и в других сферах жизни.
Чем сложнее математические задачи, тем больше усилий и навыков нужно приложить для их решения.
Благодаря математике можно избавиться от вредных привычек:
Домысливать и не уметь объяснять, почему думаешь именно так
Оперировать фактами и точными терминами и быть более убедительным
Запоминать информацию механически, «зазубривать»
Оценивать, анализировать, строить аналогии и подвергать критике
Математика тренирует память
Ученые из Стэнфордского университета в США изучили, как человек решает математические задачи и выяснили, что взрослые люди используют для этого навык «доставать» из памяти ответы на основе прошлого опыта.
Почему учителя настаивают на регулярном посещении уроков? Дело не в их вредности, а в том, что при решении математических задач, мы «достаем» из памяти ответы на основе прошлого опыта. А чтобы этот опыт закрепить, нужно повторять материал и тренироваться в решении примеров. Только так можно запомнить все правила и формулы. 🤓
В журнале Nature Neuroscience в 2014 году опубликовали исследование про роль определенных областей головного мозга в развитии познавательной активности детей. Оказалось, что на интерес к знаниям оказывает сильное влияние гиппокамп — часть мозга, которая отвечает за память.
Интересный факт! Определенные области головного мозга влияют на развитие познавательной активности детей. Например, на интерес к знаниям влияет часть мозга, которая отвечает за память — гиппокамп. Поэтому:
Математика — волшебница, не иначе! Систематизируем все волшебные свойства и повторим, какие навыки можно развить с помощью математики:
Исследовательская работа «Зачем нам нужна математика»
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА МАТЕМАТИКА
Авторы работы: ученицы 5 класса МБОУ «Гимназия» Болдырева Александра, Гришаева Елена
Научный руководитель: учитель математики МБОУ «Гимназия» Буданова Вера Витальевна
Математика нужна всем людям на земле. Без знания этой науки человек не сможет считать, измерять и решать какие-то задачи. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние до чего-либо.
Математика нужна в жизни, в истории, физике, химии и даже в русском языке. Эта наука помогает человеку логически мыслить и делать выводы. Она нужна и в работе, и в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при решении денежных вопросов.
Актуальность: почему мы заинтересовались этой темой? В мире существует множество различных профессий, и через несколько лет нам предстоит выбрать одну из них. Зачем нужна математика в работе и в жизни? Как она нам может пригодиться? Вот вопросы, ответы на которые помогут в этом непростом выборе.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Гимназия» и их родители.
Предмет исследования: использование математических знаний в различных сферах жизни человека и профессиях.
Гипотеза: знания по математике необходимы всем людям любой профессии.
Цель: выяснить, в каких случаях и как часто родители сталкиваются с решением математических задач в своей жизни и профессиональной деятельности.
Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
выяснить роль математики в профессиях родителей учеников нашей гимназии;
проанализировать полученные ответы и сделать выводы;
создать презентацию, отражающую работу над проектом.
подбор и изучение литературы и интернет-источников;
анализ, сравнение, выводы, умозаключения;
Практическая значимость: данный проект может быть использован, как информационно – справочный материал для учителей и учащихся, для профориентационной работы в школе и не только.
Глава 1. Теоретическая часть
Возникновение математических наук, несомненно, было связанно с потребностями экономики. Требовалось, например, узнать, сколько земли засеять зерном, чтобы прокормить семью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай. Математика представляет собой основу фундаментальных исследований в естественных и гуманитарных науках. В силу этого значение её в общей системе человеческих знаний постоянно возрастает.
Математика в древности
Древние Египтяне навеки вошли в историю, построив более 5 тысяч лет назад свои Великие пирамиды, используя простые законы математики. Египтянам удалось додуматься, как построить на местности прямую линию длиною в несколько километров, чтобы сделать сторону пирамиды. Древние египетские строители умели вычислять объём куба, параллелепипеда, призмы и цилиндра, и даже объёмы более сложных фигур, например, усечённой пирамиды. Для этого они применяли специальную формулу. Эта формула считается высшим достижением древнеегипетской математики. Математика в Древнем Египте использовалась для решения конкретных практических задач и представляла собой совокупность знаний, между которыми ещё не существовало чётких границ.
Математические знания, сделавшие египтян учителями великих математиков, широко применялись в различных жизненных областях: с их помощью строились военные укрепления, плотины, каналы, различные здания, размежевывались земли, было возможно развитие мореплавания и астрономии и т.д.
Даже сам термин «математика» возник от греческого слова «matein», что обозначало знание, науку.
В прежние времена, до ХІ V века математика применялась в связи с самыми простыми запросами хозяйственной жизни, сводившимися к счёту предметов, измерению количества продуктов, площадей земельных участков, определению размеров отдельных частей архитектурных сооружений, измерению времени, коммерческим расчётам, навигации и т. п.
Вплоть до конца XIX столетия, математикой занимались немногие, а сейчас людей, для которых знание математики является профессиональной потребностью, с каждым годом становится все больше. Ей посвящают жизнь десятки, а возможно, и сотни тысяч людей.
Математика крайне важна для человечества в целом, она является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации.
Роль математики в жизни и в работе
А зачем математика нужна конкретному человеку, лично нам? Что она может дать?
C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы; в автобусе нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты и т. д. Без математики нельзя было бы изучить ни физику, ни географию, ни черчение.
Летом мы все любим совершать различные походы по родному краю пешком или на плоту по реке. Разве не приходится и здесь делать расчеты? Если мы пошли в поход пешком, то нужно наметить маршрут по карте, измерить расстояние, нужно суметь вычислить длину маршрута, пользуясь масштабом. Но это еще не все. Необходимо произвести расчет продуктов, с тем, чтобы не брать лишнего, чтобы питание было вкусное и разнообразное.
Если решим плыть на плоту по реке, нужно определить длину маршрута, его продолжительность, скорость течения реки. Как это узнать? На помощь приходит математика.
Даже в игре без математики трудно. Чтобы организовать спортивные игры в на отдыхе, нужно суметь разметить спортивную площадку, для чего необходимо знание геометрии (построение прямых углов на местности, вешение прямых, измерение расстояний рулеткой и т.д.). Чтобы выиграть в военной игре, нужно хорошо ориентироваться по компасу, знать, как определить высоту дерева, расстояние до недоступного предмета, ширину реки и пр.
Мы живем в удивительное время: в нашей стране строятся гигантские заводы, запускаются спутники и ракеты. Наши ученые и инженеры создали такие вычислительные машины, которые за одну секунду могут выполнить десятки и сотни тысяч арифметических действий, что и позволило в кратчайшие сроки проделать сложнейшие технические расчеты, связанные со строительством различных сооружений, с полетами ракет, спутников, управляемых космических станций, космических кораблей.
Вычислительные машины не только освобождают человека от утомительных и однообразных операций (одна такая машина может заменить армию вычислителей в несколько десятков тысяч человек), не только ускоряют процесс вычислений, но и, это, пожалуй, самое главное, могут управлять различными процессами производства, транспортом. Вычислительные машины могут быть использованы для переводов с одного языка на другой, могут играть в шахматы, причем достаточно успешно.
Но и всем этим их возможности не исчерпаны. С полным основанием можно сказать, что практические приложения математики не ограничены. Значит, математика нам нужна всюду: в магазине, в школе, в походе и в игре, в жизни.
На вопрос: «Для чего изучают математику?» – замечательно ответил ещё в XIII веке английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Математика необходима для развития ребенка, ведь она не только улучшает интеллект, но и наводит порядок в голове, в мыслях, организует и упорядочивает мышление. Тут уместна цитата великого ученого, который достиг успеха как на почве естественных наук так и в области гуманитарных дисциплин, – Ломоносова, который говорил: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Математика пригодится в работе и в собственном бизнесе. Бизнес — это система, в которой требуются интеллектуальные навыки, структурированное мышление, умение обобщать и выводить взаимосвязи, – именно эти навыки развивает математика.
Опрос Фонда «Общественное мнение» о роли математики в жизни
Как выяснили социологи, большинству россиян в жизни очень пригодились школьные уроки математики. Более того: есть прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и высокими заработками, карьерными успехами – во взрослой жизни. Таковы данные опроса, проведенного социологами Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в 2013 году.
Что из того, что вы изучали на уроках математики, пригодилось вам в дальнейшей жизни и в работе?
Знание базовых математических операций: сложение, вычитание, умножение, деление
Умение работать с дробями и процентами
Решение уравнений и знания о функциях
Знание специальных математических операций, формул и теорем