Для чего могут быть использованы результаты впр
Для чего могут быть использованы результаты впр
Автор: Дубчак Людмила Александровна
Организация: МБОУ СОШ № 7
Населенный пункт: Ставропольский край, город Георгиевск
Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.
Система оценки качества образования является одной из главных преимуществ развития образования в Российской Федерации
Сегодня тема выступления МБОУ СОШ № 7 «ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования»
Предлагаю рассмотреть особенности опорных понятий ВСОКО и ВПР.
Содержание ВСОКО включает:
это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.
Своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов проводит измерение учебных достижений учащихся не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. В этом нам сопутствуют ВПР, РПР, НИКО и другие оценочные процедуры. Остановимся на ВПР.
Правильное использование и интерпретация проведения оценочных процедур административным аппаратом ОО усиливает внутреннюю работу всей школьной образовательной системы. Принятие управленческих решений базируется на реальных фактах, что позволяет гибко подходить к реализации ПЛАНА ВШК.
Стратегия ВСОКО заключается в том, что не только осуществляется контроль и анализ качества знаний по предмету, но и оказывается своевременная поддержка как учителю, так и ученику. Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений оказывают содействие в преодолении проблем через индивидуальное консультирование педагога, анализ результатов ВПР, выявление провальных моментов и причин несоответствия класса результатам, диагностирование процесса развития обучающихся через административные формы контроля (срезы, тесты, собеседования – с использованием практико-ориентированных заданий, включенных в ВПР).
Процедуры оценки качества, действительно, обеспечивают повышение качества образования, помогают учителям улучшить их педагогическую практику, глубже понять уровень современного образования, выявить механизмы его повышения. Вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети, способствуют объективному оцениванию предметных результатов своего ребенка.
Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :
1. Решения относительно ученика.
— Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
— Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
— Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно учителя.
— Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
— Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы.
Администрация образовательной организации:
— может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
— Использовать результаты в рамках ВШК по предмету и классу с низким % выполнения работы.
— проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
А чем полезны ВПР детям? Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории. К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.
Задания ВПР — какие они? Задача ВПР — проверить уровень знаний школьников на соответствие требованиям ФГОС, поэтому общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность. Раз задания такие необычные, это значит, что подготовка к ВПР дает какую-то новую, особую нагрузку? ВПР – это такая же проверочная работа, как все, которые пишут дети. Ложиться на плечи детей и родителей каким-то особым тяжким грузом она не должна. Задания ВПР могут показаться сложными для тех, кто учился без оглядки на ФГОС: чтобы выполнить задания, недостаточно воспроизвести заученные факты. Нужно рассуждать, анализировать, мыслить шире и свободно ориентироваться в проблематике. И для большинства детей это вполне подъемная задача. Что будет, если ребенок «провалится» на ВПР? В первую очередь неудачный результат ВПР является своевременным сигналом как для учащегося, так и для всей школы. ВПР может стать инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии методической работы.
Наша начальная школа обучается по УМК «Перспективная начальная школа». Методический аппарат комплекта позволяет даже самому ленивому учителю изменить подход к процессу обучения в соответствии с ФГОС, еженедельные вебинары, онлан-курсы для учителей – первый шаг к повышению методической грамотности, электронные формы учебников и пособия в виде тренажёров, тестов, огромный спектр программ курсов внеурочной деятельности помогают формировать целостную личность без стрессов и лишних нагрузок на ребенка в урочное и внеурочное время, проводить качественную подготовку к внешним оценочным процедурам.
Анализ проблемных зон помог скорректировать вопросы контроля ВШК и скоординировать работу учителей по повышению качества знаний, что подтверждает динамика роста качества выполнения ВПР (слайд).
Проанализировав задания ВПР по русскому языку и математике, выявлены проблемные зоны. С 2016-2017 уч.г. в ВШК внесен контроль про проверке сформированности умений выполнять грамматические виды разборов ( 2-4 классы), контроль умений решать практико-ориентированные задания по математике (2-4 классы).
По окружающему миру недостаточно сформированы у учащихся следующие умения:
Учителя имеют возможность использовать в своей практике «Банк заданий», в котором собраны практикоориентированные задания по демоверсиям ВПР, вариантам ВПР и РПР прошлых лет, используются ресурсы сайтов РЕШУ ВПР, печатные продукции и электронные пособия.
Коллеги, напомню, что тема нашей встречи «Сопровождение учащихся при подготовке к независимой диагностике качества образования». Поэтому особая роль в решении данного вопроса возлагается на грамотную работу методического объединения. Учителя должны своевременно проводить анализ заданий ВПР по официальным демоверсиям, которые публикуются на сайта ВПР. СТАТГРАД и ФИПИ. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.
Результаты ВПР 4-х классов являются базовой основой для дальнейшего обучения, помогают учителям-предметникам и учителям начальных классов строить дальнейшую стратегию образования с учетом реального положения.
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования
Тема: «ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования»
учитель начальных классов.
«Необходимо, чтобы школьники получали прочные
знания и на их базе смогли овладеть будущей
профессией, добиться успеха, и в жизни быть
востребованными и полезными для своей страны…»
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования.
Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети.
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Как же необходимо использовать результаты оценочных процедур в управлении качеством образования?
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Сегодня в системе образования формируется комплексная система оценки качества образования, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.
В начальной школе оценочные процедуры проводятся в виде Всероссийских проверочных работ, позволяющих выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по отдельным предметам, в данном проекте по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе.
Результаты ВПР будут использованы для совершенствования методики преподавания в начальной школе, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ их развития.
Способы использования результатов многочисленны и разнообразны.
Они могут быть разделены на две категории – использование для принятий
решений о поддержке конкретных учащихся и педагогов, и использование
для принятий решений на разных уровнях систем образования.
Рассмотрим варианты возможных решений:
1. Решения относительно ученика.
— Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
— Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
— Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно учителя.
— Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.
В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
— Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы. Администрация образовательной организации:
— может учитывать результаты итоговой оценки в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательного учреждения.
— Использовать процедуры оценки в качестве одного из элементов системы внутришкольного мониторинга качества образования конкретного общеобразовательного учреждения.
— проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.
— совместно с педагогическим коллективом школы принимает решение относительно выбора учебно-методических комплектов, по которым проводится обучение.
Результаты Всероссийских проверочных работ также используются в контрольно-надзорной деятельности при:
• лицензировании образовательной деятельности;
• государственной аккредитации образовательной организации;
• разработке методических рекомендаций.
ВПР являются внешними оценочными процедурами.
Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.
Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.
Рекомендации для учителей при подготовке к Всероссийским проверочным работам
1. Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:
на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2016-2017 годов;
на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru
неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» https://testedu.ru
также различные видео уроки по всем предметам можно найти на Современном учительском портале http://easyen.ru/load/nachalnykh/vpr/260
Здесь представлены примеры заданий и разбор решений.
ежемесячно составленные тренировочные варианты для самопроверки по подготовке к ВПР можно найти на сайте «Решу ВПР» http://rus4-vpr.sdamgia.ru
Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога.
пройти тесты по ВПР в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad
хорошая помощь при подготовке к ВПР на сайте «4ВПР» https://4vpr.ru/4-klass/
работу над текстом можно начинать активно вводить со 2 класса по методическим разработкам Ольги Крыловой: «Чтение. Работа с текстом. ФГОС»
отработать решение задач повышенного уровня сложности, с геометрическими фигурами и задач на время, а также написать различной сложности диктанты можно на сайте 4ВПР https://4vpr.ru/4-klass/
2. ПОСОБИЯ (продемонстрировать).
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет администрации школы:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности педколлектива и разработать соответствующие рекомендации для каждого педагога;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержки неэффективно работающим учителям;
-иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами.
Педагоги же используют результаты оценочных процедур для корректировки своих рабочих программ, а также при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования в школе.
Как использовать результаты Всероссийских проверочных работ (ВПР)
Зачем нужны результаты ВПР?
ВПР проводят, чтобы оценить качество образования в школах по всей стране. Результаты ВПР используют на разных уровнях органы власти, школы, учащиеся и родители. Как применяют результаты ВПР, можно посмотреть в таблице.
Какой уровень | Как используют |
Общероссийский | Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы: · сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения; · промониторить введение федеральных государственных образовательных стандартов; · разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля; · сформировать единое образовательное пространство в стране |
Региональный | Регионам результаты ВПР нужны, чтобы: · провести диагностику качества образования на региональном уровне; · сформировать программы повышения квалификации педагогов; · совершенствовать региональную систему оценки качества образования |
Школьный | Образовательные организации используют результаты ВПР, чтобы: · определить, каких учителей направить на повышение квалификации и по какому профилю; · принять управленческие решения по корректировке образовательной деятельности |
Родители и учащиеся | С помощью результатов ВПР учащиеся и их родители: · оценивают, насколько школа дает хорошие знания, и решают, стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше перевести в другую; · выявляют склонности детей, проблемные зоны в их обучении – строят собственную траекторию образования |
Как учесть результаты ВПР на организационном уровне
(рекомендации)
По итогам ВПР необходимо провести педсовет, сформировать стратегию устранения пробелов в знаниях учащихся, чтобы повысить качество образования.
Хамаганова Л.Ф., заместитель директора МКУ «ЦМРО»
Выступление по теме :»Использование результатов всероссийских проверочных работ в образовательных организациях»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6.
Майкопский район, ст. Курджипская, ул. Ленина 145.
Выступление по теме:
«Использование результатов всероссийских проверочных работ
в образовательных организациях»
учитель начальных классов
ст. Курджипская, 2017
Использование результатов всероссийских проверочных работ в образовательных организациях:……………3-6
2.1 Использование результатов всероссийских проверочных работ на различных уровнях;
2.2 Подготовка к ВПР в образовательной организации.
2.3 Использование результатов всероссийских проверочных работ для внутренней самооценки ОО и организации дальнейшей работы.
Какой мы не возьмём язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
С тех пор, как существует мироздание,
Для каждого важна его оценка знаний!
Оценка качества обучения, уровня подготовки школьников по разным предметам является неотъемлемой частью учебного процесса. В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных результатов. (слайд №3)
С 2015-2016 учебного года началась апробация Всероссийских проверочных работ в 4 классах. В 2016-2017 учебном году введены ВПР в начальной школе и началась апробация в среднем звене. Ежегодные ВПР постепенно будут внедрены для учеников всех классов, начиная с 4-го.
ВПР необходимы для того, чтобы иметь чёткую информацию о системе школьного образования и использовать результаты на всех уровнях.
Основная часть. Использование результатов ВПР в образовательных организациях.
Федеральный уровень: (слайд №7)
мониторинг введения и реализации ФГОС;
формирование программ развития.
Региональный уровень: (Слайд №8)
своевременная корректировка отдельных аспектов в системе общего образования;
корректировка программ курсов повышения квалификации;
адресная помощь муниципалитетам.
основание для планирования контрольно-надзорной деятельности
Муниципальный уровень: (Слайд №9)
оказание методической помощи ОО, которые показали низкие результаты;
организация методических заседаний по выработке стратегии
исправления основных ошибок;
организация транслирования опыта учителей и др. 3
Уровень образовательной организации: (Слайд №10)
совершенствованию преподавания предметов
и корректировке образовательного процесса в ОО.
2.2 Чтобы добиться наилучших результатов в конкретном классе , нужно провести большую работу по подготовке в ВПР. (Слайд №11)
В нашей школе проводится следующая работа по подготовке к ВПР:
изучение нормативно-правовой документации;
изучение структуры и содержания ВПР;
внесение изменений в рабочие программы, с включением резервных часов для изучения и повторения наиболее сложных тем;
информирование и положительный психологический настрой родителей и детей на то, что ВПР – это обычная контрольная работа, которая требует систематизации знаний, и если добросовестно учиться в течение всего учебного года, то ВПР не вызовет затруднений. ВПР не влияет на итоговую оценку.
работа в течение года над ключевыми темами, понятиями; ( Слайд №12)
написание пробных работ с обучающимися;
знакомство обучающихся с критериями оценивания работы и применение для самооценки своего уровня;
Составляющие готовности к написанию ВПР: (Слайд №13)
Предметная готовность ( умение выполнять задания)
2.3. Когда получены результаты ВПР, в ОО проводится работа по следующим направлениям: анализ результатов, работа с родителями, коррекция рабочих программ, сопоставление результатов на различных уровнях, планирование и организация адресной помощи детям группы риска, работа по преемственности. (Слайд №14)
Методической службой проводится анализ результатов на уровне ОО, определяется типология наиболее существенных затруднений и выявляются задания, не вызвавшие затруднений. Разрабатываются методические рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях;
Проводится информирование родителей о результатах выполнения ВПР; (Слайд №16)
Результаты сопоставляются на муниципальном, республиканском, региональном и федеральном уровне;
проводится анализ учебных программ, программ внеурочной деятельности и учебников с целью включения дополнительного материала, необходимого для качественной подготовки учащихся;
используется адресная помощь детям, показавших низкий уровень подготовки. Адресная помощь заключается в использовании различных форм и методов дидактической помощи (карточки-памятки, опорные схемы, алгоритмы…)
Составляется план работы по подготовке к ВПР на новый учебный год, с учётом выявленных пробелов по подготовке к ВПР за прошедший год.
с целью обеспечения преемственности результаты ВПР рассматриваются на школьных методических объединениях начальных классов с приглашением педагогов основной школы, преподающих русский язык, математику и предметы естественного цикла в пятых классах; (Слайд №17)
Разрабатывается система мер, направленных на преодоление обнаруженных проблем и повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС на 2017-2018 учебный год (для пятиклассников):
Включать в содержание уроков задания на работу с информацией, представленной в различном виде(тексты, таблицы, диаграммы, графики);
Решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе;
При планировании уроков избегать однообразной формулировки заданий; (Слайд №18)
Учить ориентироваться в определённой жизненной ситуации, описанной в задании (задаче, опыте);
Больше внимания уделять обучению выразительному осмысленному чтению текста задания, так как причинами ошибок является невозможность самостоятельно правильно прочитать задание (задачу), расставить логическое ударение, выявить суть задания;
Приучать к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций при выполнении контрольной работы;
Особое внимание уделять тем отдельным умениям или группам умений, которые сформированы менее чем у половины обучающихся класса;
На основе результатов ВПР организовать индивидуальную работу с обучающимися по устранению выявленных затруднений.
Использование результатов ВПР в ОО обязательно шаг за шагом должно давать движение вперёд.
Нельзя не согласиться с призывом министра образования
«…я призываю все оценочные процедуры использовать в дальнейшей деятельности, а самое главное – давать позитивное движение вперед».
Образовательные организации, в которых с объективностью оценивания учебных достижений обучающихся и качеством преподавания предметов все в порядке, участие в независимой оценке качества образования – это дополнительное доказательство того, что они выбрали верный путь в обучении детей.
Не боятся выявить свои слабые позиции и своевременно принять меры к их устранению, направив все имеющиеся ресурсы на повышение качества образования.
От того, какие знания мы заложим детям и как научим преодолевать испытания в форме ВПР, зависит их успешное прохождение государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ и получение документа об образовании. (Слайд №21)
Желаю всем успешного учебного года и хороших результатов в обучении! Спасибо за внимание! (Слайд №22)