Для чего музыканты используют сурдину

Сурдина

Сурди́на (фр. sourdine, итал. sordina, от лат. surdus — глухой) — приспособление, применяемое на некоторых музыкальных инструментах для ослабления громкости и изменения тембра звучания.

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Сурдина на скрипке

Труба с обычной картонной сурдиной. Внизу металлическая «груша», джазовая сурдина для эффекта «уа-уа», сурдина «грибок»

На струнных

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

На струнных смычковых инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина представляет собой небольшой грузик, надеваемый на подставку. На контрабасе сурдина используется реже остальных инструментов, так как его звук сам по себе несколько глуховат.

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных смычковых в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.

На духовых

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др. Встречаются обозначения видов сурдин для тромбона или трубы: «mute», «straight».

Существуют также специальные «сурдины для занятий». Подразумевается — чтобы не мешать соседям.

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Следующий шаг в развитии сурдины как приспособления для изменения звука получили «электронные сурдины», которые могут до неузнаваемости изменить звучание инструмента. Однако, особой популярностью они не пользуются.

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Одно из «старых» названий сурдины для тромбона или трубы — «шляпа». Так как собственная ладонь или головной убор могут с успехом заменить иногда это приспособление.

На гармониках

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

На концертных баянах или аккордеонах сурдина представляет собою перфорированную пластину, которая с помощью специального рычажка передвигается, подставляя отверстия под отверстия левой сетки, или уходя из-под них, прикрывая их и глуша таким образом звуки левой клавиатуры.

В народе

Сурдинка в языке музыкантов — небольшое приспособление, при помощи которого можно ослабить, приглушить звук того или другого музыкального инструмента. Слово это происходит от латинского «сурдус» — «глухой». Играть «под сурдиной» в музыке и значит пользоваться таким приспособлением. В общей же речи словосочетание «под сурдинку» применяется в смысле: украдкой, втихомолку, стараясь не привлекать к себе внимания.

Хочется обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, перед нами типичный случай такого ходового выражения, которое родилось не в народной гуще, а, напротив того, среди образованных людей. Во-вторых, как это ни странно, слову «сурдинка» близко, родственно совсем на него не похожее слово «абсурд» (чушь, нелепость); «ab surdo» — по-латыни «от глухого», то есть «то, что можно услышать от глухого человека», чепуха.

Источник

СУРДИНА

Смотреть что такое «СУРДИНА» в других словарях:

СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля

сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов

сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

Сурдина — (итал. sordino от sordo «глухой») приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр. Содержание 1 Применение сурдины … Википедия

Источник

Сурдина

Сурди́на (итал. sordino от sordo — «глухой») — приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, когда требуется ослабить, приглушить их звучность, или же изменить тембр.

Содержание

Применение сурдины

Сурдина на струнных инструментах

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

На смычковых струнных инструментах (скрипке, альте, виолончели) сурдина — небольшой зажим в виде деревянного или металлического гребешка, который надевается на подставку и сковывает её вибрацию. Таким образом, звук инструмента становится мягче и глуше. На контрабасе сурдина, как правило, не используется, так как его звук сам по себе несколько глуховат и не нуждается в ослаблении.

Сурдина для скрипки впервые упоминается в работах Марена Мерсенна в 1636 году. Один из первых случаев применения сурдины для струнных в музыке — опера-балет Люлли «Армида». До XIX века сурдина использовалась достаточно редко, однако с наступлением эпохи романтизма, когда композиторы стали искать новые звучания и новые тембры в оркестре, она стала обычным явлением.

Сурдина на духовых инструментах

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину

У медных духовых инструментов (трубы, тромбона, валторны) сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для прохода воздуха. Звук инструмента с сурдиной становится чуть резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип сурдины указывается композитором.

Чаще всего сурдины используются на трубе и тромбоне, реже — на валторне, так как приглушить звук на этом инструменте можно, просто вводя в раструб кулак свободной правой руки.

В джазе на трубе и тромбоне применяются самые разнообразные типы сурдин, иногда до неузнаваемости меняющие тембр инструмента или используемые для специальных эффектов — кваканья («wah-wah»), рычания и др.

Идиоматическое использование

В русском языке идиома «под сурдинку» означает «втихомолку», «украдкой», что соответствует назначению сурдины как приспособления для приглушения звука.

Полезное

Смотреть что такое «Сурдина» в других словарях:

СУРДИНА — (фр. sourdine, ит. sordino, от лат. surdus глухой). Приспособление, служащее для ослабления звучности инструментов и для придания им более нежности и мягкости выражения. Играть под сурдинкою значить играть втихомолку. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

СУРДИНА — СУРДИНА, сурдинка, франц. трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при) глушить резкость звука, и подобное приспособленье у других инструментов; глушник. | В репетичн. часах, пружинка, не дающая молоточку бить по барабану … Толковый словарь Даля

сурдина — сурдинка, приглушка Словарь русских синонимов. сурдина сущ., кол во синонимов: 4 • глушник (4) • … Словарь синонимов

сурдина — ы, ж. sourdine f. 1. Трезубая вилочка, насаживаемая на скрипичную подставку, чтобы за(при)глушить резкость звука, и подобное приспособление у других инструментов; глушник. Даль. Приспособление в виде в виде гребешка, надеваемое на струны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СУРДИНА — (сурдинка) (франц. sourdine итал. sordina, от лат. surdus глухой, глухозвучащий), приспособление в музыкальных инструментах (главным образом в струнных и духовых медных) для уменьшения силы звука и изменения тембра … Большой Энциклопедический словарь

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — или (устар.) сордина, сурдины, и СУРДИНКА, сурдинки, жен. (франц. sourdine, итал. sordina от лат. surdus глухой) (муз.). Приспособление в виде гребешка, надеваемое на струны музыкальных инструментов для ослабления, приглушения звука. ❖ Под… … Толковый словарь Ушакова

СУРДИНА — СУРДИНА, ы, жен. и СУРДИНКА, и, жен. В музыкальных инструментах: приспособление для приглушения и уменьшения силы звуков и частичного изменения их тембра. • Под сурдинку (сделать, сказать) что (разг.) тайком, втихомолку, незаметно. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

СУРДИНА — Быть может, вам приходилось слышать выражение «под сурдинку»? Так говорят о чем то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментария.… … Музыкальный словарь

Источник

Сурдина

Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть фото Для чего музыканты используют сурдину. Смотреть картинку Для чего музыканты используют сурдину. Картинка про Для чего музыканты используют сурдину. Фото Для чего музыканты используют сурдину«Под сурдинку» – такое выражение употребляют, когда хотят сказать, что нечто было сказано или сделано незаметно, тихо. Оно пришло из мира музыки. Сурдиной называется особое приспособление, уменьшающее силу звука, делающее его более тихим (называние происходит от латинского слова surdus, означающего «глухой»). Самое первое упоминание о сурдине относится к XVII столетию. Французский композитор Жан Батист Люлли во многих своих произведениях требует от оркестрантов «не снимать сурдин раньше, чем это обозначено» – ведь к тембровой стороне звука он относился очень трепетно.

Существуют сурдины для разных музыкальных инструментов, особенностями которых определяется их конструкция. Сурдина для струнно-смычковых инструментов напоминает гребешок с тремя зубцами (маленький для скрипки или альта, более крупный для виолончели), который надевают на подставку. Сурдину изготавливают из дерева, кости или даже легких металлов, а в современном мире сурдина может быть пластмассовой. По-иному выглядит сурдина для медных духовых – это втулка, которую вставляют в раструб. Изготавливают такие втулки из дерева, папье-маше, пластмассы или алюминия, снабжая пробковыми накладками. У кларнетистов, гобоистов и фаготистов нет специального приспособления такого рода, но при необходимости сурдину им с успехом заменяет… обычный платок, который музыкант складывает в несколько раз и помещает в раструб (правда, такой прием несколько ограничивает диапазон инструмента.

Изначальная функция сурдины – уменьшать громкость звука, иногда композиторы даже требуют от музыкантов целиком исполнять пьесу с сурдиной, если музыкальный образ требует приглушенного звучания (так поступил, например, Морис Равель в «Колыбельной на имя Габриеля Форе» – ведь колыбельные песни никогда не звучат громко). Но это приспособление изменяет не только громкость, но и тембр – и примерно с 1830-х гг. композиторы словно «открыли» эту возможность и стали широко использовать ее. Одним из первых применил сурдину в такой ипостаси Гектор Берлиоз. В начале заключительной части его «Фантастической симфонии», живописующей картину шабаша ведьм, тромбоны и валторны не звучали бы так призрачно-зловеще, если бы не играли с сурдиной. Более того – с сурдиной можно играть не только тихо, и тогда возникают особые тембровые эффекты. Например, в пьесе «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига именно использование сурдин создает тот «матовый» тембр у струнных, который передает всю трагичность происходящего. В «Уральском напеве» из сюиты «Время, вперед!» Георгия Васильевича Свиридова медные духовые с сурдинами подражают звучанию азиатских народных инструментов.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Период

Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]

Думка

Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]

Генерал-бас (Basso continuo)

«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]

Источник

Сурдина

Сурдинка (франц. sourdine, от лат. surdus — глухой, глухо звучащий; итал. sordina, нем. Dдmpfer) — приспособление у муз. инструмента, служащее для уменьшения силы звука и его смягчения, а также для изменения тембра. Применяется при игре на инструментах разл. групп. С. у струнных — двойная трёхзубая гребёнка, к-рая своей продольной щелью надевается на подставку; делается из кости, твёрдого дерева, пластмассы или лёгкого металла. С. у медных духовых (валторн, труб, корнетов, тромбонов, туб) — спец. полая внутри втулка грушевидной формы, вставляемая в раструб, приглушающая звук и придающая тембру несколько носовой оттенок; изготовляется из дерева или папье-маше, алюминия, пластмассы, имеет пробковые накладки по краям. В орк. музыку введена в нач. 17 в. (опера «Орфей» Монтеверди, оперы Ж. Б. Люлли); первоначально использовалась гл. обр. для уменьшения силы и яркости звука; до 1820-х гг. применялась только при игре на инструментах, к-рым поручены ведущие мелодич. голоса (у 2 солирующих виолончелей для ослабления силы звучания низких фигураций в «Сцене у ручья» из 6-й симфонии, во 2-й части 5-го концерта для фп. с оркестром Л. Бетховена). С 30-х гг. 19 в. С. стала широко применяться как средство особой тембровой характеристики (в произв. композиторов-романтиков — Дж. Мейербера, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера); её начали использовать не только при звучании piano, но и при звучании forte («Смерть Озе» Грига, 2-е д. оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, «Фантастическая симфония» Берлиоза; 6-я симфония, 4-я картина из оперы «Пиковая дама», «Элегия» из «Струнной серенады» Чайковского, 3-я часть 5-й симфонии Шостаковича). В звучании piano С. придаёт музыке таинственный, туманный характер, в forte — резко звенящий, пронзительный. На валторнах вместо С. используются т. н. закрытые звуки, к-рые получают, прикрывая раструб правой рукой. Сначала в эстр. оркестре, затем и в симфоническом (по его образцу) были введены С. для трубы — конич., с отверстием в середине, к-рые придают звучанию напряжённый, «сдавленный» характер. Для исполнения лирич., певучих мелодий на грушевидную, «резкую» С. надевают небольшую металлич. чашку («грибок»), смягчающую звук. Прикрывая отверстие С., можно во время игры менять тембр, получая, т. о., «мяукающий», «квакающий» эффект («вау-вау»; используется гл. обр. в эстр. оркестре). У деревянных духовых С. может служить платок, сложенный в неск. раз и вкладываемый в раструб фагота, кларнета и гобоя. Приём смягчает звучность, но не даёт возможности взять самый низкий звук инструмента. На фп. роль С. выполняет левая педаль.

Литература: Eichborn H., Die Dдmpfung beim Horn, Lpz., 1897; Оsthоff W., Trombe Sordine, «AfMw», 1956, Jahrg. 13, No 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *