Для чего мы изучаем былины

Русские былины как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.

В этой ситуации в работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Особая роль в познании культуры предков принадлежит былинам. Именно это национальное богатство является базой для изучения традиций своей Родины, своего края. Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, ее защищать, как готовить себя ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

В программе «приобщения к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой собран богатейший фольклорный материал, предложен годовой план работы, освещены приемы и способы деятельности педагогов по приобщению детей к народной культуре. Нами была сделана попытка разработать это направление применительно к условиям своей группы, к своим детям, имеющим общее недоразвитие речи.

Цель работы – развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским былинам как источнику народной мудрости, формирование у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Реализовать поставленную цель помогли задачи:

— формировать первоначальные представления об особенностях русской былины как о жанре русского фольклора;

— дать детям элементарные исторические сведения о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства;

— развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию былин, учить улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность русских былин;

— воспитывать в детях лучшие качества, присущие русскому народу: доброту, великодушие, справедливость, скромность, трудолюбие, патриотизм.

Учитывая возраст т возможности детей с общим недоразвитием речи, мы сами определили объем текста былины, который будем читать детям. На первоначальном этапе воспользовались лишь отрывками из каждого варианта былины.

Используем самые разнообразные методы и приемы, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к былинам: рассказ с использованием иллюстраций, вопросы к детям по содержанию произведений, элементы инсценировки, показ презентаций и видеофильмов, прослушивание аудиозаписи и т. д. Дети в нашей группе хорошо знают содержание былины, узнают на иллюстрациях былинных героев: «Алеше Попович и Татарин Змеевич»,»Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула».

Одним из направлений нашей работы является изобразительная деятельность, где дети имеют возможность отразить свои впечатления о былинах, раскрыть собственные творческие замыслы в работах «Три богатыря», «Богатырская наша сила» (рисование, «Богатыри земли Русской» (лепка, «Украсим богатырскую рубаху узором вышивки» (аппликация).

Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям,желание подражать им в своих поступках помогают игры: «Собери богатыря в дорогу», «Путешествие по былинам», «русские богатыри», «Герои былин» и. т. д. Провели интерактивную игру, посвященную творчеству известного художника «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри». После изучения проводим развлечения ярмарки,конкурсы: «В народе говорят», «Былину читай, да на ус мотай» и др. Через подобные праздники ребенок «проживает» события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные в предварительной работе.

Подводя итоги,можно говорить об эффективности проведенной работы: у детей расширен запас знаний об особенностях русской былины, у них сформированы представления о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства, у детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. 6 Детство – Пресс. 2015.-304с.

3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М. : ЦГЛ, 2005.-128с.

4. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошколного возраста. –М. : Аркти, 2004.-72с.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныФотоотчет: «Приобщения детей к чтению» Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению». В сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания. Как показывает практика,.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге «Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге». Элизабет.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былины

Значение былин в русской литературе

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныВо времена седой старины появились особые песни. Они рассказывали о том, что было. За ними закрепилось слово «былины», а ещё «старины» и «старинки». В допетровскую эпоху по Руси разгуливали толпы певцов и потешных людей, своих и заезжих, среди которых были ряженые музыканты и скоморохи в коротких туниках с разрезными полами. В их репертуаре чередовались весёлые песни с серьёзными былинами о важных событиях и исторических лицах. В былинах имели место подлинные исторические факты, отражались думы и чувства народа, черты древности, которые давно забылись.

Исполнялись былины особым образом. Сказитель, певец былин, вводил слушателей своим «зачином» в соответствующее настроение степенной и мирной беседы. Он пробегал по струнам, вызывал вдохновение в себе и в слушателях, создавал особое настроение перед исполнением былины. Во всех этих «зачинах» сказывался не столько словесно-поэтический, сколько музыкальный приём. Но вот «зачин» исполнен, и певец приступает к содержанию былины.

Былины – это отголосок прошлого, того самого, которое мы изучаем, к которому бережно относимся. На основе прошлого строится будущее.

Каково же значение былин для русской литературы?

Былины исторические, героические, богатырские, социально-бытовые обогатили русскую литературу. Это произведения, лишенные всего искусственного, ненастоящего донесли до нас черты древних эпох, особенности столь милой старины.

Былины, этот бесценный опыт народного творчества, помогли распутать сложнейшие узлы истории, бескомпромиссно изобразив жизнь во всех её острейших конфликтах, перипетиях, событиях.

Былины явились базой для появления в литературе произведений героической и исторической направленности.

Каково значение былин для нас?

Былины пришли к нам вместе с теми заповедями, традициями и обрядами, которые были на Руси тысячи лет назад. Они имеют документальную ценность. Мир и борьба, обычаи и быт повседневной жизни составили основу былинного творчества. Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, русичи, как крестьянствовали, что их заботило и волновало.

Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.

Именно из песенных рассказов-былин мы можем почерпнуть сведения о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа ко всему незаурядному, исключительному, красочному.

Из былин узнаём мы о старой Руси, об устройстве городов, о русском богатырстве.

О сказителях былин

Сказители былин – люди особенные. Было замечено, что некоторые поющие ими былины они не знают наизусть, то есть не могут повторить старую былину слово в слово. В каждое новое повторение уже спетой ими раз былины они вносят новые приемы исполнения: то вводя ту или иную подробность, то опуская её, то видоизменяя отдельные стихи, то растягивая, то сжимая. При этом былина не теряет своего общего характера, она не является только заученной, окаменевшей в памяти певца, напротив, его роль в былине – роль свободного импровизатора на подробно разработанную, но уже готовую тему. Наблюдения над составом былины ведут ещё дальше в тайны этой импровизации, где наши сказители являются до известной степени и творцами былин.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Не перевелись богатыри на Руси, или зачем нашим детям былины?

Кто он, рус­ский наци­о­наль­ный герой, кото­рого можно поста­вить детям в при­мер? А не поис­кать ли его в про­шлом, в рус­ском народ­ном эпосе? Бла­го­даря муль­ти­пли­ка­то­рам наши чада узнали, что бога­тыри на Руси крепко сто­яли в вере и правде. Давайте вер­нем в дет­ское чте­ние былины, обо­га­щен­ные духов­ными смыс­лами пра­во­слав­ного христианства.

Средневековое «фэнтези»

Были­нами зачи­ты­ва­лись юные чита­тели ещё в XVII-XVIII веках, но с появ­ле­нием худо­же­ствен­ной лите­ра­туры и жур­на­лов для детей увле­че­ние геро­и­че­ским эпо­сом пошло на спад, а к ХХI веку инте­рес вовсе сошел на нет. Былину начали неза­слу­женно забывать.

В отли­чие от сказки, кото­рая «…ложь – а в ней намек», по умол­ча­нию вымыш­лен­ной, былина пре­тен­дует на правду из пер­вых рук, на то, что дей­стви­тельно было.

Но если было, то когда? Досто­верно никто не знает. Одни иссле­до­ва­тели счи­тают – сразу после Кре­ще­ния Руси, дру­гие – в рус­ском Сред­не­ве­ко­вье. Наши предки на Севере при­ду­мали былине уни­вер­саль­ное назва­ние, при­ми­рив сразу обе тео­рии – это «ста­рина».

Куда лучше и точ­нее? Было когда-то – в ста­рин­ные годы.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былины

Былина – жанр поэ­ти­че­ский. Особо рит­ми­че­ски орга­ни­зо­ван­ный. И здесь сра­ба­ты­вает роди­тель­ский аргу­мент – нет, вме­сте с детьми дома читать мы не будем, сложно вос­при­ни­мать текст. Пусть лучше в школе на уро­ках разбирают.

Тони­че­ский народ­ный стих дей­стви­тельно необы­чен – он осно­ван на соот­но­ше­нии уда­ре­ний. Обычно ста­но­вятся удар­ными тре­тий слог от начала и тре­тий слог от конца, что при­дает тек­стам осо­бую напев­ность. Цифра «три» и трое­крат­ность дей­ствия для былины вообще неслу­чайны (об этом пого­во­рим чуть позже).

Былины ска­зы­вали или пели, точ­нее, про­из­но­сили нарас­пев – их можно было услы­шать от жите­лей рус­ской глу­бинки в начале про­шлого века, о чем с дет­ской радо­стью сооб­щают иссле­до­ва­тели – соби­ра­тели фольк­лора. Увы, сего­дня народ­ный стиль испол­не­ния былин прак­ти­че­ски утрачен.

На самом деле, зву­ча­ние былины есте­ственно и сво­бодно, так что, читая своим чадам, можно добиться кра­си­вого и ясного слова – если дове­риться сти­хо­твор­ной ткани и идти вслед за рит­мом. Тор­же­ствен­ный, пол­ный геро­и­че­ской пате­тики слог и инто­на­цию ста­рин­ной легенды дети оце­нят по достоинству.

Один в поле воин

Дет­ству и юно­сти нужны иде­алы. В былине иде­аль­ный мир созда­ется гипер­бо­лой. Именно здесь оби­тают необыч­ные кра­си­вые люди, наде­лен­ные пре­уве­ли­чен­ной силой и бла­го­род­ством, выде­ля­ю­щи­еся из боль­шин­ства. Спо­соб­ные на силь­ные чув­ства, дея­ния, поступки, подвиги и свер­ше­ния. Уме­ю­щие защи­тить свою землю и тех, кого любят. Одним сло­вом, герои с боль­шой буквы.

И нужны они не только маль­чи­ше­ской, но и дев­чо­ни­чьей поло­вине чело­ве­че­ства, потому как идеал муж­чины под угро­зой – из бру­таль­ного пер­со­нажа, спо­соб­ного защи­тить свою семью и Родину, пре­вра­ща­ется в изне­жен­ного веч­ного маль­чика в науш­ни­ках на диване. Итак, вме­сте с под­рас­та­ю­щими чита­те­лями – «впе­ред в про­шлое»! К богатырям.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былины

А кто такие бога­тыри? Нака­чан­ные без про­те­и­но­вых кок­тей­лей румя­ные молодцы с дуби­нами? Нет, не так про­сто. Слово «бога­тырь» имеет не один смыс­ло­вой пласт.

Проще всего опре­де­лить его как заим­ство­ван­ное слово вре­мен ига и дословно пере­ве­сти с тюрк­ского: «бага­тур» ­– храб­рый воин.

Но по закону ана­ло­гии «бога­тырь» чем-то напо­ми­нает нам «бога­тый» и «богат­ство» – сла­вян­ские поня­тия, про­ис­шед­шие от слова Бог. «Бога­тый – это когда Бога много», – счи­тали наши предки. Ода­рён Богом свыше – вот и благополучен.

При­ни­мая такое объ­яс­не­ние, взгля­нем по дру­гому и на «бога­тыря», про­из­ведя слово от сло­во­со­че­та­ния «Бога тырить». «Тырить» – это вовсе не тюрем­ное арго, а ста­рин­ное рус­ское слово, и озна­чает оно не воро­вать, а копить, соби­рать, при­об­ре­тать, накоплять.

А как можно соби­рать Бога? На ум при­хо­дит при­зыв свя­того Сера­фима Саров­ского – стя­жать Духа Свя­того через бого­об­ще­ние, а оно – одна из целей хри­сти­ан­ской жизни.

Воз­можно, язы­че­ское зна­че­ние слова «бога­тырь» не сразу, но со вре­ме­нем напол­ни­лось хри­сти­ан­ским смыс­лом, также как и сама былина, изна­чально язы­че­ская, напи­та­лась пра­во­сла­вием. И такие чудеса и пре­вра­ще­ния – вполне в духе этого жанра.

Герой былины бога­тырь мону­мен­та­лен, бес­стра­шен, бла­го­ро­ден, силен, но его сила – это еще и сила духа. Неда­ром он спо­со­бен высту­пить один про­тив всех вра­же­ских сил, опро­вер­гая рус­скую пого­ворку “Один в поле не воин”.

Поэт Андрей Воз­не­сен­ский одна­жды напи­сал такие строки:

«Един­ствен­ной спич­кой гре­мит коробок.

Один в поле воин, один в небе Бог».

Вари­ан­тов былин много, но бога­тыри повсюду узна­ва­емы. Харак­тер каж­дого опре­де­ляет одна черта и ино­гда одна про­фес­сия, напри­мер, Свя­то­гор – самый мощ­ный и бога­тырь, никому не под­чи­ня­ю­щийся – «сво­бод­ный худож­ник», Микула Селя­ни­но­вич – спо­кой­ный и урав­но­ве­шен­ный пахарь, Илья Муро­мец – силь­ный и креп­кий в вере, Доб­рыня – дипло­ма­тич­ный испол­ни­тель самых слож­ных зада­ний князя, Алеша Попо­вич – хит­рый, наход­чи­вый хва­сту­нишка. Всех их объ­еди­няет одно – когда Родина в опас­но­сти, они без лиш­них раз­ду­мий выхо­дят про­тив пога­ных полчищ.

Илья, Доб­рыня и Алеша – млад­шее, юное поко­ле­ние былин­ных бога­ты­рей родом из киев­ского былин­ного цикла. Их стар­шие бра­тья Свя­то­гор, Дунай, Волхв и про­чие пер­со­нажи ближе к язы­че­ской Руси, к легенде, к мифу.

Уроки истории

По были­нам легко создать исто­ри­че­ски точ­ную рекон­струк­цию, будь то спек­такль, фильм или муль­тик – так много там досто­вер­ных дета­лей древ­него времени.

За что ни возь­мись – будь то бога­тыр­ские доспехи или кони, города или герои, повсе­днев­ный быт и его коло­рит­ные при­меты – все опи­сано подробно и обстоятельно.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныВстре­ча­ются в были­нах даже реаль­ные исто­ри­че­ские лич­но­сти – напри­мер, князь Вла­ди­мир Моно­мах, но боль­шин­ство кня­зей вымыш­лены и являют соби­ра­тель­ный образ. И, что неслу­чайно, выс­ший идеал пра­ви­теля из былин­ного мира – это свя­той князь, кото­рый кре­стил Русь – Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко.

При­сут­ствуют и дру­гие реа­лии сла­вян­ской исто­рии – ран­ние набеги Дикого Поля (полов­цев и пече­не­гов) на Русь и всё то, что они с собой при­несли – горе, плен, разо­ре­ние, запу­сте­ние. Мон­голо-татар­ское иго тоже оста­вило в были­нах горь­кий след и отзвук дале­ких битв. С при­хо­дом Батыя Русь стала все глубже про­ни­каться пра­во­слав­ным хри­сти­ан­ством, что отра­зи­лось и в былине.

В былин­ном мире при­сут­ствует и своя гео­гра­фия, кото­рая поз­во­ляет под­раз­де­лять былины на южные и север­ные, сто­лич­ные и про­чие. Москва и Белое море, Киев и Нов­го­род, Печоры и онеж­ские земли – перед нами пред­стаёт вся Древ­няя Русь, через кото­рую дети могут узна­вать совре­мен­ную им Россию.

Христианское и языческое

Начи­тан­ные мамы и папы могут воз­ра­зить: где вы обна­ру­жили в были­нах хри­сти­ан­ские мотивы и смыслы, когда этот жанр – геро­и­че­ский эпос Древ­ней Руси, где, что ни слово, про­сту­пает сла­вян­ское язы­че­ство?

И с этим трудно поспо­рить. Но мы все-таки поспо­рим, ведь хри­сти­ан­ство вошло в былин­ные тек­сты, оду­хо­тво­рило их и может послу­жить к пользе юных читателей.

Былины раз­де­ляют на дохри­сти­ан­ские и хри­сти­ан­ские, но и ран­ние былины позд­нее были хри­сти­а­ни­зи­ро­ваны, ведь пере­да­ва­лись они устно. Когда и как это про­изо­шло? У иссле­до­ва­те­лей нет еди­ного мне­ния – оче­видно, не за один день.

Но что инте­ресно – герои стран­ствуют и совер­шают свои дея­ния не на Руси – на Свя­той Руси, и за эту свя­то­рус­скую землю готовы кровь про­ли­вать и головы сложить.

В позд­них были­нах добро и зло при­об­ре­тают черты хри­сти­ан­ства и язы­че­ства, и, как поло­жено добру и злу, про­ти­во­бор­ствуют, а добро неиз­менно побеждает.

Здесь при­сут­ствуют хри­сти­ан­ские сим­волы – напри­мер, Пре­свя­тая Троица.

Трое­крат­ность дей­ствий, героев, собы­тий, про­из­не­сен­ных слов часто встре­ча­ется в рус­ском фольк­лоре, осо­бенно в сказ­ках. В были­нах она – излюб­лен­ный прием.

Стоит вспом­нить сим­вол былин­ной мощи – зна­ме­ни­тых вас­не­цов­ских трех бога­ты­рей у заставы, и потя­нется ниточка: три подвига или три бога­тыр­ских путе­ше­ствия, три­жды бро­шен­ный жре­бий Садко, кото­рого три раза не при­гла­сили пиро­вать. Сви­де­тель­ство, про­из­не­сен­ное три­жды, обре­тает осо­бую силу и зна­чи­мость, неслу­чайно во мно­гих таин­ствах Церкви воз­но­сятся трое­крат­ные молит­вен­ные обра­ще­ния к Богу.

Число «два» для былины тоже имеет значение.

Иссле­до­ва­тели нахо­дят сход­ство между парами бога­ты­рей и парами свя­тых, напри­мер, Ильей Муром­цем и Свя­то­го­ром – и Печер­скими свя­тыми – пре­по­доб­ными Анто­нием и Фео­до­сием. На эту мысль их навела похо­жесть обра­зов, а также отно­ше­ний и харак­те­ров при сопо­став­ле­нии былин­ных и бого­слу­жеб­ных текстов.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былиныКроме внеш­ней сим­во­лики, в были­нах нам явля­ются нрав­ствен­ные цен­но­сти хри­сти­ан­ства. Сво­ими подви­гами бога­тыри утвер­ждают правду само­от­ре­че­ния и нес­тя­жа­тель­ства во имя блага дру­гих. Появ­ля­ется совер­шенно новый герой – не гроз­ный и мощ­ный, а неза­мет­ный, силь­ный духовно более чем физи­че­ски, то есть калика пере­хо­жий – юро­ди­вый нищен­ству­ю­щий бога­тырь – стран­ству­ю­щий рыцарь рус­ского Сред­не­ве­ко­вья. Подвиги такого бога­тыря про­дик­то­ваны не жела­нием славы и богат­ства, а его сове­стью и верой – не коры­сти, а правды ради. Оттого у нового бога­тыр­ского поко­ле­ния зача­стую нет пони­ма­ния с власть иму­щими – князьями.

Мно­гие бога­тыри нахо­дят себе спут­ниц жизни и берут бла­го­сло­ве­ние у роди­те­лей на брак, бла­го­слов­ляют тра­пезу, охра­няют себя крест­ным зна­ме­нем от злых сил, почи­тают иконы. Овдо­вев и совер­шив подвиги, при­хо­дят к аскезе и при­ни­мают постриг. Бога­тыри совер­шают кре­сто­вое бра­та­ние, пере­дают друг другу силы. Свя­то­гор в бук­валь­ном смысле вды­хает свой дух в Илью Муромца перед кон­чи­ной. Так пере­да­ется мысль о пре­ем­ствен­но­сти бога­ты­рей дохри­сти­ан­ского мира и хри­сти­ан­ской Руси.

Нет, новые хри­сти­ан­ские бога­тыри не осла­бели – ско­рее, обрели духов­ные силы. Их воин­ская уда­лая силушка по-преж­нему на высоте. Перед каж­дой бит­вой они воз­но­сят молитвы Гос­поду и свя­тым. Их молит­вен­ные обра­ще­ния не оста­ются без­от­вет­ными – они «доходны» к Богу.

Святой богатырь Илья

Кстати, Илью Муромца не нужно и сопо­став­лять со свя­тыми, потому как он реаль­ный исто­ри­че­ский пер­со­наж и сам истин­ный святой.

Как гла­сит народ­ное пре­да­ние, пре­по­доб­ный Илия Муро­мец имел про­звище Чобо­ток. Житие его отсут­ствует в пате­рике Лавры, из чего можно заклю­чить, что в мона­стыре он про­жил недолго, ско­рее всего, уме­рев там от ран. Изуст­ная исто­рия о нем содер­жит очень мало кон­крет­ных исто­ри­че­ских све­де­ний. Известно только, что, завер­шив подвиги, он при­нял мона­ше­ство и почил в Киево-Печер­ской Лавре при­мерно в 1188 году. Там в Анто­ни­е­вой пещере мона­стыря до сих пор обре­та­ются его свя­тые мощи. Они дают нам пред­став­ле­ния и о бога­тыр­ском тело­сло­же­нии инока, и, по резуль­та­там иссле­до­ва­ний, о его болезни, из-за кото­рой он был много лет при­ко­ван к постели.

Свя­тые мощи несут на себе и следы тяже­лых бое­вых ран. Леон­тий, рус­ский палом­ник XVIII века, сви­де­тель­ствует: «Виде­хом храб­рого воина Илию Муромца, в нетле­нии под покро­вом зла­тым; ростом яко нынеш­ние круп­ные люди; рука у него левая про­бита копьем, язва вся знать; а пра­вая изоб­ра­жена крест­ным знамением».

Исто­рики при­пи­сы­вают Илье Муромцу духов­ника – его совре­мен­ника Поли­карпа Киево-Печер­ского (1164–1182), правда, факт невоз­можно ни под­твер­дить, ни опро­верг­нуть – «за дав­но­стию лет».

Из былины же мы узнаем, что кре­стьян­ский сын Илья много лет про­ле­жал непо­движно, пока не при­шли стран­ники, «калики пере­хо­жие», в кото­рых уга­ды­ва­ются Хри­стос и два апо­стола, и не совер­шили над ним чудо исце­ле­ния. Про­слы­шав о его небы­ва­лой силе, князь взял его в свою дру­жину, там он и про­сла­вился сво­ими воин­скими доблестями.

Ока­зы­ва­ется, нашего свя­того про­слав­ляют не только рус­ские былины, но и гер­ман­ский геро­и­че­ский эпос Сред­не­ве­ко­вья, в кото­ром дей­ствует герой по про­звищу Илья Рус­ский.

Реше­ние при­нять мона­ше­ство для вои­нов того вре­мени – не ред­кость, согласно лето­пи­сям и дру­гим источ­ни­кам, и в древ­ней Руси, и гораздо позд­нее была такая тра­ди­ция. Ослябя и Пере­свет, Алек­сандр Нев­ский – наи­бо­лее яркие примеры.

О побе­дах и стран­ствиях свя­того Илии рас­ска­зы­вают почти два десятка былин. В одной из них он даже совер­шает палом­ни­че­ство из Киева на Свя­тую Землю в виде убо­гого стран­ника. Среди его повер­жен­ных про­тив­ни­ков – Идо­лище Пога­ное, что гово­рит нам о борьбе пра­во­слав­ного воина с язычеством.

Чудеса: сказочные и духовные

У былин – своя поэ­ти­че­ская правда. И ничего уди­ви­тель­ного в том, что в мире, где реаль­ное и при­ду­ман­ное тесно пере­пле­тены, посто­янно слу­ча­ются чудеса.

Само назва­ние жанра – былина – то, что было – ста­но­вится для нас как бы гаран­том того, что опи­сан­ное там чудо на самом деле про­изо­шло. И чита­те­лям былины ничего не оста­ется, как без­условно при­нять всё на веру.

Былин­ные чудеса – это чудеса ска­зоч­ные и чудеса хри­сти­ан­ские. Со ска­зоч­ными – всё понятно: это народ­ные пред­став­ле­ния о том, как пере­во­пло­ща­ются герои и пред­меты, про­яв­ляют себя явле­ния природы.

С хри­сти­ан­скими чуде­сами всё иначе – ожив­ле­ние мерт­вых, исце­ле­ние боля­щих, осво­бож­де­ние от чар и иску­ше­ний, чудеса во время стран­ни­честв и палом­ни­честв – это не древ­не­рус­ская фан­та­стика, а житий­ная быль и реаль­ность, и вме­сте с тем – та мисти­че­ская состав­ля­ю­щая, без кото­рой невоз­можна вера.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былины

И с ними дядька… Святогор

И это про­ник­но­ве­ние уди­ви­тельно, потому что даже язы­че­ское имя бога­тыря зазву­чало иначе. «Свято-гор» напря­мую адре­сует нас к хри­сти­ан­ству и свя­то­сти. Одни иссле­до­ва­тели рас­слы­шали в нём «Свят Егор» (при­хо­дит на память свя­той Геор­гий Побе­до­но­сец, борю­щий змия), дру­гие – что-то от Свя­той Горы Афон или назван­ного похоже места Свя­той Руси (Свя­то­го­рье, Свя­то­горск и прочее).

О связи бога­тыря со Свя­той Горой гово­рят сами тек­сты былин. В одной из них рас­ска­зы­ва­ется, как Свя­то­гор зовет Илью Муромца в палом­ни­че­ство по свя­тым горам. А в дру­гом тек­сте Илья даже хоро­нит сво­его настав­ника на Еле­он­ской горе Свя­той Земли.

Кстати, и поло­же­ние Свя­то­гора во гроб имеет хри­сти­ан­скую сим­во­лику. В пра­во­слав­ном мире оно зву­чит как сим­вол постри­же­ния в мона­ше­ство. Сим­во­личны и неслу­чайны и три обруча, кото­рыми оби­вают гроб Свя­то­гора (в чине посвя­ще­ния в монахи есть фор­мула трое­крат­ного отре­че­ния от мира).

Читая эти подроб­но­сти о гро­бах, воз­можно, дети и роди­тели вздрог­нут. Но, если они не чужды пра­во­слав­ной куль­туре, то вспом­нят, что мно­гие иноки ста­вили в кельях домо­вины, а свя­тые спали в гробах.

Нераскаянный грешник наказан

Правда, далеко не все бога­тыр­ские герои былин дости­гают духов­ных высот. Те, кто укло­ня­ется с пути пра­вед­ной жизни, бывают нака­заны и полу­чают урок.

Яркий при­мер – Васи­лий Буслаев, кото­рого высо­кий язык былины наре­кает Вась­кой. Такое сни­же­ние пафоса и геро­ики неслу­чайно – это язы­ко­вая оценка героя.

В одной былине «бога­тырь» активно участ­вует в поли­ти­че­ских дряз­гах и борется про­тив сво­бо­до­лю­би­вых нов­го­род­цев, устра­и­вает бунт среди посад­ских жите­лей и натрав­ли­вает на них дру­жину, обла­гая народ сво­его рода данью.

Герой ссо­рится на пирах с бога­тыми куп­цами – в общем, ведет себя вызы­ва­юще. Его эпа­таж­ные выпады закан­чи­ва­ются тем, что он пере­хо­дит все гра­ницы с точки зре­ния рус­ского сред­не­ве­ко­вого созна­ния, а именно – бьется с чело­ве­ком духов­ным, со стар­цем Пилигримом.

Фауст по-былинному

Чем больше хри­сти­ан­ского в былине, тем силь­нее меня­ется облик бога­тыря – от бру­таль­но­сти – к оду­хо­тво­рен­но­сти, от мощи кулака – к силе духа.

Герои в шле­мах на конях сме­ня­ются менее геро­и­че­скими с виду пер­со­на­жами, их Бог – не в силе, а в правде. Они не совер­шают подви­гов на поле брани. Глав­ное боре­ние про­ис­хо­дит в душе.

Нов­го­род­ская былина «Садко» – яркий тому пример.

Бед­ный нов­го­род­ский музы­кант Садко – словно герой бро­дя­чих сюже­тов миро­вой лите­ра­туры, он напо­ми­нает и гре­че­ского Орфея, схо­дя­щего в самый ад, и гётев­ского Фау­ста, кото­рый про­дает бес­смерт­ную душу.

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былины

Музыка в древ­нем Ново­го­роде не ценится высоко, удел гения – играть на пирах на потребу пуб­лике за мел­кие гроши и едва сво­дить концы с кон­цами. Несколько дней без пиров – и кар­ман совсем пустеет. Садко роп­щет, и его насти­гает иску­ше­ние.

Бесов­ские силы в былине – это Мор­ской царь, кото­рый вкрад­чиво пред­ла­гает помощь и при­творно забо­тится о даро­ви­том гус­ляре, а на самом деле потвор­ствует гре­хам среб­ро­лю­бия, стя­жа­ния, гор­дыни, чтобы забрать душу человека.

Царь «про­дви­гает» непрак­тич­ного гения, помо­гает непра­ведно раз­бо­га­теть в заклад­ном споре с нов­го­род­ским тор­го­вым людом и нажи­ваться дальше. Он дает ему при­зрач­ное зем­ное сча­стье и улав­ли­вает в сети греха. Но как только талант­ли­вый гус­ляр полу­чает жела­е­мое, мор­ской царь тре­бует своё.

Про­сто­душ­ный музы­кант нако­нец-то пони­мает, что наде­лал – душу отдал дья­волу. Как рас­пла­титься по сче­там? Раз­ве­се­лить бесов­ское сбо­рище до упада, что и делает Садко. Поми­рать – так с музы­кой… Но перед смер­тью неплохо и о веч­ном поду­мать. Гений заве­щает свое иму­ще­ство «нищей бра­тии» и на постройку храма.

Но для Бога нет ничего невоз­мож­ного, в том числе спа­сти поги­ба­ю­щего. На сто­роне Бога и «свет­лых сил» в былине – свя­той Нико­лай, место его сра­же­ния с Мор­ским царем – душа заблуд­шего Садко и море (вспом­ним житей­ское море из бого­слу­жеб­ных тек­стов – емкий образ). Буря на море гро­зит гибе­лью не только одной душе, но и всему Нов­го­роду с его оби­та­те­лями. Тра­ге­дия одного чело­века ста­но­вится все­об­щей. Грех про­ни­кает в мир. Но добро тор­же­ствует – Садко избав­лен от духов­ной и физи­че­ской смерти, и он, и город спа­сены заступ­ни­че­ством свя­того Николы. На несмет­ное богат­ство Мор­ского царя стро­ится собор в честь свя­того Нико­лая Можайского.

Самый русский святой

Почему именно Никола-угод­ник воз­ни­кает в былине?

Свя­того Нико­лая назы­вают самым рус­ским свя­тым, и наши предки счи­тали его именно тако­вым. И не муд­рено, что они «при­сво­или» свя­ти­теля – он был одним из пер­вых свя­тых, при­не­сен­ных на Русь после её Крещения.

Полю­бив­шись нашим пред­ками, он вскоре стал героем фольк­лора. В сбор­нике Даля есть посло­вицы: «Нет за нас побор­ника супро­тив Николы», «Никола на море спа­сает, Никола мужику воз поды­мает». «Лучше брани: Никола с нами».

Как образ свя­того Нико­лая, так при­бли­жен­ный к житию, ока­зался в былине? Свя­той явля­ется не только вои­нам, но и всем, кто нуж­да­ется в нём, во сне и наяву.

Неслу­чайно в были­нах о Садко свя­ти­тель напо­ми­нает нам образ, чти­мый как «Никола Можай­ский» и горячо люби­мый веру­ю­щими в Вели­ком Нов­го­роде, во вто­ром после Киева «огла­шен­ном» хри­сти­ан­ском городе (там же, кстати, нахо­дится древ­ней­ший рус­ский Николь­ский храм).

На рез­ной дере­вян­ной иконе (Можай­ский образ) свя­той сам похож на вои­теля, в его руках – меч и ста­рин­ный град. Меч здесь – не только бога­тыр­ское ору­жие, но и ору­жие духов­ное, кото­рое, по сло­вам свя­того апо­стола Павла, «есть Слово Божие», и цель этого меча – иссе­кать грехи. Душа про­сто­душ­ного куп­чины Садко гиб­нет на море, и свя­той Нико­лай как помощ­ник пла­ва­ю­щих и путе­ше­ству­ю­щих вовремя при­хо­дит на помощь. Исто­рики счи­тают, что былина опи­ра­ется на житийно-исто­ри­че­ский факт: свя­ти­тель Никола явился в 1108 году к боля­щему князю Мсти­славу, сыну Вла­ди­мира Моно­маха, и исце­лил его. Чудо было свя­зано с бурей на Иль­мень-озере, по опи­са­нию ничуть не менее страш­ной, чем буря на море у Ново­го­рода. Так что спа­се­ние Садко, несо­мненно, имеет связь с исто­рией, а глав­ное – духов­ную основу и осмыс­ле­ние нашими пред­ками с точки зре­ния их веры.

Осторожно, подделка!

Для чего мы изучаем былины. Смотреть фото Для чего мы изучаем былины. Смотреть картинку Для чего мы изучаем былины. Картинка про Для чего мы изучаем былины. Фото Для чего мы изучаем былины

В соц­се­тях роди­тели сетуют, что не могут найти в книж­ных мага­зи­нах… насто­я­щих былин. Адап­ти­ро­ван­ные для детей совре­мен­ные тек­сты в погоне изда­те­лей за доступ­но­стью и «про­да­ва­е­мо­стью» так далеко ухо­дят от ори­ги­нала, что узнать в них пер­во­ис­точ­ник прак­ти­че­ски невозможно.

По сло­вам мам малень­ких чита­те­лей, издан­ных во вре­мена их дет­ства книг в мага­зи­нах не найти. А вот героев новых былин­ных ска­за­ний инте­ре­суют исклю­чи­тельно нажива, набеги, гра­бежи, «рей­дер­ские» захваты двор­цов и палат, обман врага любой ценой, сло­вом, почти совре­мен­ные ком­мер­че­ско-дело­вые отно­ше­ния с действительностью.

В общем, бога­тыри на новый лад не бле­щут нрав­ствен­ными каче­ствами: сме­ло­стью, бла­го­род­ством, чест­но­стью и душев­ной чисто­той. А о любви к Родине и вовсе не при­хо­дится гово­рить – «новых» бога­ты­рей вол­нуют только лич­ные инте­ресы.

При­ве­дём одно из выска­зы­ва­ний в соц­се­тях: «…Вольга сде­лал карьеру – из бога­ты­рей в загра­нич­ные цари выбился. И бла­го­даря чему? Бла­го­даря гра­мотно постав­лен­ной цели, «поехал… добы­вать себе славы и богат­ства!» В ста­ром вари­анте всё иначе: он уже в 5 лет отка­зался от игр и сел за книги, а в 15 ска­зал: «При­шла пора послу­жить род­ной земле». Новый Свя­то­гор решает свои про­блемы с помо­щью кошелька, а от суже­ной вообще избав­ля­ется: «…да убью свою суже­ную; тогда не надо будет и жениться».

Дунай Ива­но­вич, добы­вая для князя неве­сту в чужом цар­стве «…при­хва­тил с собой и слуг коро­лев­ских, и золо­той казны» – тоже парень не про­мах. Поза­ви­до­вав жене, что та стре­ляет лучше, бога­тырь «…пустил стрелу Наста­сье прямо в темечко», а потом и себя заре­зал. Илья Муро­мец, вра­щая Идо­лище за ноги, поби­вая им татар, при­го­ва­ри­вает: «Это ору­жье по мне: кре­пок тата­рин, не рвётся, не раз­би­ва­ется». В каче­стве воз­на­граж­де­ния князь ему отсы­пал серебра и жем­чуга, и Илья в ответ вос­кли­цает: «Это я все зара­бо­тал!» Доб­рыня с Алё­шей тоже не отстают – то с жен­щи­нами дерутся, то от страху трясутся.

Пере­пи­сы­ва­ние былин и све­де­ние их к потре­би­тель­скому уровню и эго­и­стич­ным потреб­но­стям уни­что­жают связь с выстра­дан­ной веками народ­ной муд­ро­стью, делают чело­века мел­ким и поверх­ност­ным, лжи­вым, нена­дёж­ным. Читая детям сего­дняш­ние изло­же­ния изуро­до­ван­ных былин, какого резуль­тата можно ожидать?»

Тре­воги мамы, поже­лав­шей остаться инког­нито, вполне понятны. При­об­ре­сти «кота в мешке» под глян­це­вой яркой облож­кой наряд­ной дет­ской книги сего­дня можно запро­сто… и – задорого.

Выход, похоже, есть – глу­боко изу­чать вопрос и поку­пать только про­ве­рен­ные новые изда­ния, либо идти в дет­скую биб­лио­теку и нахо­дить там изда­ния былин совет­ских лет, над кото­рыми кро­пот­ливо и любовно (под нелиш­ним кон­тро­лем печат­ных орга­нов) рабо­тали иссле­до­ва­тели фольк­лора, соста­ви­тели и редактора.

Вален­тина Киденко

В ста­тье исполь­зо­ваны мате­ри­алы интернет-СМИ

Илл. из откры­тых источ­ни­ков ( в том числе рисунки И. Билибина)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *