Для чего мы изучаем историю казахстана
История Казахстана как часть всемирной истории
История любой страны — очень важна не только для ее граждан, но и для всего мира. В экономике, политике и многих других направлениях нет процессов, которые происходили бы изолированно. Какие-то страны влияли друг на друга непосредственно, а другие были связаны через цепочку событий. Но это никак не отменяет того факта, что появление, развитие и перспективы любого государства важны для мировых процессов.
Не стал исключением и Казахстан. Его история повлияла не только на соседей, но и на другие страны, которые находятся очень далеко, даже на других континентах. Чем дальше, тем сильнее это влияние, потому что все мы вступили в эпоху глобализации, когда даже самые отдаленные уголки мира связаны друг с другом виртуально.
Если вас интересует эта тема, то история Казахстана на портале e-history.kz — направление, которое будет любопытно поизучать.
Портал Qazaqstan Tarihy: кому он будет полезен
Эта площадка создана для всех, кто хочет изучать историю Казахстана, знать больше о своей стране, ее традициях и текущем положении дел. Ее рекомендуется посещать:
Сайт доступен на трех языках: казахском, русском и английском. А еще у него есть версия для слабовидящих людей, поэтому пожилые посетители или читатели, имеющие некоторые проблемы со здоровьем, могут беспрепятственно пользоваться порталом.
Какую информацию можно найти на площадке
«Казахстан тарихы» объединяет информацию по нескольким направлениям:
О проектах расскажем чуть подробнее: на площадке есть целый раздел, где описываются значимые места или события, о которых полезно знать всем жителям страны и многим ее гостям. Среди них есть такой проект, как «Сакральный Казахстан» — он посвящен особенно ценным местам, историческому наследию страны, которое важно сохранить для потомков.
На сайте Qazaqstan Tarihy постоянно проводятся опросы, чтобы авторы больше понимали читателей и могли адаптировать материалы под широкую аудиторию. Вся история Казахстана подается в простом, лаконичном и понятном виде, поэтому любой человек получит для себя много полезной информации без лишних усилий. Если вас интересует эта тема, обязательно загляните на сайт, изучите его материалы и узнайте что-то новое. И не забудьте показать этот полезный портал своим близким людям и друзьям.
Современная история Казахстана:
для чего и как её учить
Современная история Казахстана – это период развития страны начиная с 1991 года и до наших дней. Для большинства молодых людей это единственный отрезок времени, в который они жили и продолжают жить.
Почему так важно изучать современную историю страны
Нельзя сказать, что современный период нужно изучать как-то отдельно. Скорее, он является важной частью общей истории. И если вы посмотрите, как освещается история Казахстана на сайте https://e-history.kz/, то обратите внимание, что современные факты тесно переплетаются с тем, что было много лет назад. Это лишний раз подтверждает, что к вопросу нужно подходить комплексно.
А изучать этот предмет нужно по ряду причин:
Вся история Казахстана – это огромный пласт полезной информации, которую тем или иным способом мы можем применить в своей жизни. И современная история не является исключением. Те события, которые произошли относительно недавно, тоже многому нас учат. А ещё они объясняют сложные вещи – вплоть до того, почему мы имеем определённые привычки или боимся конкретных вещей. Если человек за свою жизнь пережил много кризисов, для него становятся очень важными критериями стабильность и безопасность. То есть знание причинно-следственных связей помогает нам ещё и понимать психологию окружающих.
Где учить историю Казахстана
Портал Qazaqstan Tarihy предлагает большое количество специализированных материалов, благодаря чему история Казахстана онлайн доступна каждому желающему. На сайте вы найдёте: статьи, обучающие видео, информацию о важных проектах страны, тесты для учащихся, которые хотят подготовиться к экзамену.
Для удобства сайт e-history работает на трёх языках: казахском, русском и английском. Изучать, какой путь прошёл Казахстан, могут не только его граждане, но и жители других стран, которые интересуются этой прекрасной и многогранной страной.
Любой период истории – неотъемлемая часть нашей жизни: как современной, так и будущей. Вот почему так важно понимать, что привело нас в эту точку. Каждый, кто изучает современную историю Казахстана или более ранние периоды, делает правильный вклад в своё образование и личное развитие.
Познавательный час «Зачем мы изучаем историю?»
Мероприятие должно вызвать интерес учащихся к страницам истории становления Независимости Республики Казахстан.
Содержимое разработки
Зачем мы изучаем историю?
(урок к 25-летию Независимости Республики Казахстан)
Образовательная: формировать представления у школьников о предмете истории, объектах и субъектах ее изучения, целях и задачах науки, инструментарии историка.
Развивающая: формировать направленность учащихся на применение полученных знаний и умений в конкретной учебной ситуации. Формировать умение работать с дополнительной литературой, развивать познавательный интерес.
Воспитательная: мотивировать учащихся к изучению предмета и созданию в их воображении образа истории человечества. Воспитывать гражданственность, любовь и уважение к Родине.
1.Решение познавательных задач:
А) образных – обучение видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей;
Б) логических – активизация абстрактно-логического мышления, формирование умений осмысливать сущность фактического материала;
В) проблемных – овладение опытом творческой деятельности, то есть способностью при решении задачи находить свой оригинальный способ.
4. Составление устного эссе.
— Оформить выставку книг, посвященных истории Казахстана.
— на интерактивной доске слова:
«Если изъять из истории объяснение того, почему, каким образом, ради чего совершено что-либо, достигнута ли была предположительная цель, то от нее останется одна забава, лишенная поучительности; такая история скоропреходящее удовольствие, но для будущего окажется совершенно бесполезной». (Полибий)
Вступительное слово учителя:
Историческая страница становления нашей Республики Казахстан уходит глубокими корнями в прошлое, но мы должны, обязаны помнить все события и факты, для этого мы и изучаем историю.
И начнем первую страницу XX века с памяти жертв «Великого Джута».
Джут – это страшное слово для казаха, так как оно означает не только массовую гибель скота, но и верную гибель людей. Это 1931 – 1933 годы, годы коллективизации, годы голода, унесшие миллионы жизней в Казахстане. Были уничтожены все документы, свидетельствующие о голоде в Казахстане, но сохранилась живая память народа.
15 съезд Коммунистической партии провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства, планировалось ее завершить в Казахстане в 1932 году.
Эти строки воспринимались как планка, которую во что бы то ни стало нужно «перепрыгнуть».
Над Великой степью нависла беда…
В 1930 году от голода погибли более 313 тыс.человек, в 1931 году смертность достигла 755 тыс. В 1932 году погибли или откочевали более 769 тыс.человек
За пределы республики мигрировали свыше 1 миллиона казахов, из них
616 тыс.- безвозвратно и 414 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан.
В 1931-1933 года из 6,2 млн.жителей республики погибли от голода около
2,1 млн., в том числе потери некоренного населения составили 0,4 млн.чел.
Ученики читают отрывок из поэмы «Я – казах»
Горечь жизни вкусил я с пеленок.
Умирал и рождался я тысячу раз.
Я смеялся – и свет возникал из потемок.
Плакал – слезы лились и у солнца из глаз.
Умирал я и тысячу раз
Воскресал, чтоб о жизни продолжить рассказ.
Если плакал я, солнце на небе темнело,
А смеялся – и тьма отступала от глаз.
В ранах все мое тело, доселе больных.
Кровь живая еще не просохла на них.
Это летопись горькая, память былого,
След отчаянных бед и страданий моих.
Был растоптан и стерт я с земли.
Молодой стебелек, распростертый в пыли,
Ненасытным песком поглощенная капля,
Вновь, как дуб, разрастался я где-то вдали.
В Казахстане, в результате проведения насильственной коллективизации от голода погибли 40% жителей, в основном коренное население.
(из воспоминаний Г.Мусрепова)
В то же самое время в Алма-Ате праздновалось двенадцатилетие Казахстана.
Накануне годовщины провели торжественное собрание, зачитали телеграммы Президиума в адрес т.Сталина и т.Голощекина «Да здравствует вождь нашей партии и мирового пролетариата товарищ Сталин!»
«Да здравствует испытанный ленинец товарищ Голощекин!»
Как же появился Голощекин в Казахстане – и сразу же в первой роли?
С НЭПом было покончено, разверстка все более вытесняла продналог, народ потащили к «светлому будущему» коллективного труда, не спрашивая ни у кого согласия.
2.Логическое задание. (из заявления политических ссыльных)
«Считая себя более не вправе оставаться безмолвными и безучастными зрителями голода, постигшего население Павлодарского округа, мы вынуждены обратиться в центральные органы Правительства СССР.
В Павлодар стекаются из районов голодные, опухшие и одетые в лохмотья люди, в основном казахи. Город наводнен ими. Это молодые, старые, дети. Свалочные места усеяны голодными людьми, поедающими отбросы. Голод вызвал эпидемию. Под городом и в самом городе постоянно находят трупы замерзших, бесприютных, голодных людей. По городу ежедневно встречаются десятки покинутые, опухшие от голода дети всех возрастов. Обычный их ответ: «Отец умер, мать умерла, дома нет, хлеба нет».
Галыму Ахмедову. В 1932 году он трижды участвовал в комиссиях, разбиравших случай каннибализма (людоедства). Вот какие случаи разбирались (рассказ ученика)
Ожидаемый ответ : Субъекты истории – люди, объективны их поступки, смысл происходящего в стране не оставил их равнодушными, за себя говорит их заявление, а также их желание остановить этот процесс как можно быстрее и навсегда. (Свободная форма высказывания размышления).
Просмотр слайда №2. Хроникальный фильм.
Газеты 30-х годов молчали о голоде, молчали по всему союзу.
Не могла молчать и 19 летняя русская девушка Татьяна. Она жила вместе с ссыльным отцом – профессором в ауле, в предгорьях Заилийского Алатау. Она написала стихи «Казахская трагедия». Автор Татьяна Невадовская.
В природе март – пришла весна хмельная…
А все забыть – не помнить не могу…
Замерзшие фигуры на снегу.
Убожество и грязь я их не замечаю,
Не замечаю ни заплат, ни вшей,
И беспредельно, искренне страдаю
За этих обездоленных людей.
Их косит голод… Я не голодаю,
Обутая, а тот казах босой.
Безумную старуху вспоминаю
И женщину с протянутой рукой.
Не содрогаюсь я от отвращенья,
Но и смотреть спокойно не могу,
Как люди падая от истощенья,
Перебирают колоски в стогу.
Под проливным дождем, под ветром, под снегами
Стога соломы здесь в степи стоят.
Колосья прелые, изъедены мышами,
Беспомощные детские ручонки
Находят полусгнивший колосок,
И слышится надтреснутый и тонкий
Болезненный ребячий голосок.
Так в чем же их вина? За что такие муки?
Здесь, на своей земле, в краю родном?
Ах, эти худенькие пальчики и руки,
И девочка больная под стогом.
Под кожей ребра и торчат лопатки…
Раздутые ребячьи животы…
Нет оправдания и нет разгадки
Причины этой жуткой нищеты……
Учитель: Что это было? Это был геноцид. Сознательное физическое истребление народа. Пусть наша память будет вечным памятником людям, умиравшим в годы джута.
Следующая историческая страница – Декабрьские события 1986 года.
Восстание молодежи в декабре 1986 года не было проявлением национализма. Оно не было проявлением национализма. Оно не было направлено против других народов, в том числе русского. Это было выражением протеста против проводившейся социально-экономической политики. Декабрьские события в Алма-Ате, по сути, стали первым столкновением двух противоборствующих сил – неокрепший демократизм и еще сильной в тот период командно – административной системы.
— Что должен знать старшеклассник о характере и историческом значение Декабрьских событий?
Презентация ученика на тему: Декабрьские события 1986 г.в Алма-Ате.
Коллективное обсуждение в форме «Мозгового штурма».
Так для чего же мы изучаем историю?
Независимость Казахстана! Как долго к этому шел казахский народ. Эта долгая дорога была тернистой, были радости, были печали, была победа.
Правильно сказаны слова: «У народа, не знающего свое прошлое – нет будущего»
… Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Одноцветие флага – символ единства Казахстана.
Уважение к флагу – это уважение к стране, народу, его истории.
… Обязательным атрибутом любого суверенного государства являются его флаг, герб, гимн. В этом отношении 4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственной символики Казахстана.
Сегодняшний Герб независимого Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов; Ж.Малибекова и
Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Любовь и уважение к государственному Гербу – долг каждого гражданина суверенного независимого Казахстана.
Для чего мы изучаем историю казахстана
Процесс созидания демократического общества длительный и сложный, он не ограничивается перестройкой его политической и экономической систем. Во всей своей многомерности, актуальности данная проблема неразрывно связана с культурно-духовной сферой, необходимостью освоения национальных и общечеловеческих ценностей. В Стратегии «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в числе других приоритетных целей были определены знания и профессиональные навыки как ключевые задачи современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, новый казахстанский патриотизм как основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества, традиции и культура как генетический код нации [1, с. 29, с. 38, с. 41]. То есть были четко обозначены на длительную перспективу не только политические и экономические ориентиры, но и духовные, идеологические. В контексте конкретизации этих стратегических задач в программной статье главы государства Нурсултана Абишевича «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко акцентировано, что комплексное преобразование духовной сферы «не просто дополнит политические и экономические процессы, а выступит их сердцевиной» [2, с. 1]. Речь идет, прежде всего, о значимости исторического знания (сознания) и роли национально-культурных корней на фоне непростых условий XXI века, объективно обуславливающих необходимость обновления модели общественного мышления. Конкретные положения статьи легли в основу ныне действующей республиканской программы «Рухани жаңғыру» («Духовное возрождение») – это и перевод государственного казахского языка на латиницу, и новое гуманитарное знание, и специальные проекты – «Туған жер» («Родная земля»), «Духовные святыни Казахстана», «100 новых лиц Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Реализация поставленных задач – огромная работа, эффективность которой возможна в результате взаимосвязи многих факторов, звеньев – социально-экономических условий, жизненной среды, семьи, школы, вуза и т.д. Наиважнейшая роль в данном контексте принадлежит социально-гуманитарным дисциплинам образовательной сферы в целом и в частности ее вузовской ступени. И это касается будущих специалистов самых разных профилей, а инженерно-технических кадров, возможно, даже в большей степени, нежели гуманитариев. Ведь большинство из ИТР в последующем становятся руководителями производственных коллективов, решают задачи государственного масштаба в различных сферах. Убедительным подтверждением тому является наш Карагандинский государственный индустриальный университет (ранее завод-втуз при Казахстанской Магнитке) – уникальное высшее учебное заведение, где обучаются кадры для ведущих отраслей экономики Казахстана. Среди выпускников университета видные политические, государственные, общественные деятели, а особой гордостью для коллектива преподавателей и студентов является тот факт, что наше высшее учебное заведение по специальности «инженер-металлург» закончил президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Цель исследования – показать роль вузовского курса истории Казахстана в духовно-нравственном и гражданском становлении студента в свете предстоящих крупномасштабных преобразований в РК в общественном сознании.
Материалы и методы исследования – законы о высшем образовании республики, государственный образовательный стандарт РК, послания президента страны народу Казахстана, выступления руководства страны, публикации по проблеме; методы – исторический, сравнительный, обобщения, прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
История Казахстана в цикле ныне изучаемых гуманитарных дисциплин в вузах республики (философия, политология, основы права, социология, религиоведение, основы антикоррупционной культуры) преподается одной из первых, а с 1995 г. завершающей формой контроля ее изучения является государственный экзамен. Если абстрагироваться от метаморфоз в преподавании предмета «История Казахстана» (неважно, в системе школьного образования или вузовского), то можно со всей ответственностью акцентировать особую значимость, актуальность отечественной истории как отрасли знания, воспитания, формирования гармоничной личности, гражданина, патриота своей страны. Ведь история – это память народа, память нации. Как гласит неопровержимая истина, для гибели народа совсем не нужно его полное физическое уничтожение, довольно лишь отнять у него память, мысль и слово, и душа народа будет убита. История – и это главное, – уникальная область знания с точки зрения формирования исторического сознания, ей принадлежит консолидирующая роль в данном процессе. «Историческое сознание казахстанцев, – отметил в своем выступлении на юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана президент страны Н.А. Назарбаев, – должно работать на сплочение, на формирование патриотического отношения к своему прошлому, настоящему и будущему [3, с. 2]. Освоение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры, родной язык, пробуждающий людей в духовном плане, возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа, гражданская сопричастность к настоящему – это и есть путь формирования исторического само(сознания), составляющего духовную платформу независимости. Хотелось бы акцентировать еще и такой факт. История как наука предельно конкретна, не терпит бездоказательности. Когда общественным дисциплинам противопоставляют естественные, технические, то к истории такое противопоставление относиться никак не может. История органически (когда?, где?, почему?) стремится к точности характеристик и выводов.
История через призму судеб конкретных людей может также образно и лаконично показать целые периоды в развитии общества, государства, как самые светлые, так и самые мрачные его страницы. Знания о деяниях, вкладе выдающихся исторических личностей прошлого, равно как и современников, в успешное развитие и процветание государства – огромный потенциал для формирования духовных, нравственных качеств студента, стремления равняться на лучших, достойных. Великий историк древности Тацит говорил: «Главной обязанностью истории считаю то, чтобы не замалчивались добродетели и чтобы дурные слова и дела боялись потомства и позора». В данном контексте большое значение будет иметь использование как имеющегося исторического багажа по предмету, так и проекта «100 новых лиц Казахстана», т.е. знакомства со своими современниками. Хотелось бы подчеркнуть, что об уникальности, актуальности и интереса к новому проекту говорит следующее. Из 302-х биографий выдающихся современников, представленных различными структурами, организациями, учреждениями республики (на первом этапе было более 3000 кандидатов), 100 лучших будут отобраны по результатам народного голосования с 18 октября по 10 ноября 2017 года. Для этого нужно будет зарегистрироваться на специальном республиканском сайте.
Помнить и знать свое прошлое – значит иметь еще и возможность предотвратить трагедии, ошибки в настоящем. Незнание порождает страх, питает апатию и бездействие. Неравнодушие, боль и гордость за прошлое и настоящее своей страны – именно с этого начинается рождение гражданина. Выдающийся российский историк В.О. Ключевский подчеркивал, что история учит только тех, кто ее изучает; за пренебрежение же ее уроками она может жестоко покарать. Проблемы формирования гражданской позиции, чувства патриотизма напрямую связаны и с понятием национальной идеи. С уходом в прошлое коммунистической идеологии сознание постсоветского человека нуждается в универсальных ценностях общества, в котором он живет и активно реализует себя. Что есть национальная идея, цементирующая гражданское общество, каковы ее составляющие – это сегодня одна из самых животрепещущих тем в современном государственном строительстве, истории, философии, политологии. Национальная идея в самом кратком определении есть средство самопроявления и самораскрытия народа. Первая ступень, первый уровень национальной идеи есть встреча с самим собой – кто мы?, откуда идем?, каково наше прошлое?, чего мы хотим и каковы наши цели? Постановка этих вопросов и поиск ответов на них – главное предназначение национальной, отечественной истории. И в данном аспекте в широком смысле национальная идея – это история казахского народа, представляющего собой государствообразующую нацию Республики Казахстан и одновременно это история становления страны как многонационального государства, стремящегося к мировому признанию и занятию своего достойного места в международном сообществе. Уважение себя, своего национального достоинства, равно как и других, сопереживание и соучастие в судьбе своей страны, помноженные на знания, на верховенство закона, и есть базовые составляющие гражданственности, патриотизма, демократических ценностей.
Все вышеобозначенные позитивные моменты потенциала национальной истории, ее уникальные возможности отнюдь не тождественны автоматической высокой результативности, эффективности в образовательном процессе. К сожалению, у многих студентов имеет место сегодня пренебрежительное отношение к общественным дисциплинам и к истории в том числе – «Зачем нам это нужно?» В данном контексте 5 июня 2013 г. в Астане прошло очень важное, в буквальном смысле историческое мероприятие – расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан под председательством государственного секретаря РК Марата Мухамбетказиевича Тажина с присутствием ведущих ученых, представителей министерств и ведомств, Ассамблеи народа Казахстана, областных акиматов. В выступлении М.М. Тажиным был четко и аргументированно дан утвердительный ответ на вопрос – нужно или не нужно изучать в вузах историю Казахстана «технарям» и студентам других специальностей негуманитарного профиля (как известно, такие вопросы дискутируются время от времени). Особо отмечалось в докладе, что «роль национальной истории уникальна с точки зрения становления гражданина, формирования гражданской позиции, патриотизма, и это признается во всем цивилизованном мире» [4, с. 2]. Знание истории своей родины является естественной потребностью мыслящей части общества, интеллигенции как социального слоя. Другое дело – методология, методика, формы преподавания, качество учебников, объемы часов. И в этом направлении предстоит огромная работа. По сути речь идет о выработке на качественно новом уровне общей концепции истории Казахстана, тесно увязанной со всемирной историей и четко показывающей место Казахстана в глобальных исторических процессах, в системе их взаимосвязи и научной периодизации. Во-вторых, госсекретарь РК, не умаляя значения всего вузовского комплекса социально-гуманитарных наук, обосновал приоритет истории Казахстана в данном цикле. История является цементирующим, связующим звеном в формировании новой мировоззренческой модели, в определении и продвижении главных ценностей и ориентиров, призванных укреплять национальную идентичность, обеспечить сохранение культурного кода нации. Особый статус истории РК обусловлен и идеологической составляющей, ибо идеология – основа любой системы. Она включает в себя и политические, и экономические, и общественные, и национальные отношения [4, с. 2]. По итогам заслушанного выступления М.М. Тажина, прозвучавших мнений в ходе обсуждения проблемы был подготовлен развернутый доклад на имя главы государства, а также в Министерство образования и науки РК.
Качество преподавания истории Казахстана, способность и желание студентов воспринимать предоставляемые знания и использовать их в дальнейшем можно обозначить сегодня как большую проблему, которая весьма многогранна и ее решение сопряжено со многими трудностями – кадрами, повышением их квалификации и омоложением, подготовкой новой учебно-методической литературы, обновлением технического оснащения кабинетов истории и т.д. В вузовской системе Казахстана в 2016–2017 учебном году был сделан важный шаг по углублению интереса к историческим процессам – введен новый формат предмета «Современная история Казахстана» в объеме трех кредитов, завершающийся сдачей государственного экзамена. Практика преподавания показывает позитивное отношение и интерес к дисциплине, которая в данном варианте позволяет уделить значительно больше времени актуальным проблемам современного Казахстана и исключает во многом дублирование со школьной программой. Вместе с тем хотелось бы отметить еще и следующее. Современная история не может не сотрудничать активно со многими смежными гуманитарными научными дисциплинами – социологией, политологией, правоведением, философией и др. С целью дальнейшей активизации учебного процесса курса истории, его углубления, учета особой роли в гражданском, личностном становлении студента могло бы стать актуальным и интересным для обучающихся в вузе выделение отдельных спецкурсов на стыке дисциплин. Например, «Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан», «Духовное наследие и духовные преобразования», «Выдающиеся деятели советского и независимого Казахстана», «Особенности этнодемографической истории суверенного Казахстана» и т.д. Это, во-первых, в значительной степени может усилить в цикле гуманитарных наук фактор преемственности, целостности, повысить их потенциал в плане прогнозируемости и ориентированности в настоящем и будущем. Во-вторых, такая форма – практика смежных спецкурсов – способствовала бы активному участию, сопричастности студентов к реализации программы «Рухани Жаңғыру», органично, в рамках учебного процесса. О комплексном подходе гуманитаризации современного вузовского образования говорится и на самом высоком уровне: «Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее», – подчеркнул Нурсултан Абишевич в своей программной статье [2, с. 3].
С 2019 г. Министерством образования и науки РК планируется еще и такое новшество – преподавание истории Казахстана только на казахском языке, а всемирной истории – только на русском (независимо от языка обучения в конкретном учебном заведении).
История Казахстана – молодая отрасль исторической науки. В условиях прошлого многие исторические факты не могли не интерпретироваться вне определенных идеологических канонов, что весьма ограничивало возможности дисциплины в воспитании молодежи. Вместе с развитием и упрочением демократических процессов будет расти и потенциал истории Казахстана как предмета, ее роль в становлении молодого поколения. Ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации, само время перемен, в котором мы живем, определяет значимость, актуальность изучения общественных наук в целом и национальной истории в частности на этапе вузовского образования. Молодые люди, обучающиеся на гуманитарных факультетах, в дальнейшем в силу своей специальности будут совершенствовать познание законов общественного развития, уровень политической культуры, мышления, речи и т.д. Те же, кто выбрал технические специальности, именно в годы обучения в вузе получают возможность сформировать и закрепить навыки к саморазвитию, дальнейшему интересу к исторической судьбе страны, сопереживания за ее будущее, реализовать свой потенциал гражданина и патриота, потребность в расширении кругозора. Именно вузовский комплекс общественных дисциплин раскрывает неразрывную органическую связь социально-экономических, политических, духовных процессов, в значительной степени дает возможность использовать полученные знания и приобрести реальный опыт социализации. Не знать своей истории, своих корней, жить в обществе и не участвовать в решении его проблем – это путь в никуда. «Гордиться славою предков не только можно, но и должно. Неуважение к ним есть первый признак дикости и безнравственности», – писал выдающийся русский историк, писатель Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» [5, с. 426].
Объективная реальность такова, что каждое новое поколение заново проходит процесс восприятия и использования накопленных знаний, процесс политической социализации, принятия или непринятия универсальных общечеловеческих и национальных ценностей. Вуз же – ведущий политико-социализирующий агент, а вузовской молодежи, нашей будущей интеллигенции, принадлежит исключительно важная роль в демократическом созидании, в реализации политических и гражданских прав и свобод.