Для чего мы изучаем историю кыргызстана
Студенты МГУ о том, почему они изучают кыргызский язык
Студенты Московского государственного университета имени В. Ломоносова, изучающие историю и политику государств Центральноазиатского региона, рассказали о своем видении кыргызско-российских отношений. Будущие дипломаты поделились, почему хотели бы продолжения президентства Атамбаева в КР и зачем россиянам изучать кыргызский.
Иван Соколовский, Дарья Сопрынская и Илья Бойцов учатся в институте стран Африки и Азии Московского государственного университета им. Ломоносова. Каждый год студенты изучают разные страны этих регионов. По словам гостей «Азаттыка», в этом году они осваивают кыргызский и казахский языки.
«Азаттык»: Почему вы выбрали этот институт?
Дарья Сопрынская: Мы выбрали востоковедение, потому что нам всегда были интересны история и культура Востока. Ваня, например, долгое время посвятил изучению Японии, я осваивала китайский язык. Илюша вообще любит восточные страны, интересуется музыкой. Когда мы поступили в институт, нас распределили на кафедру Центральной Азии и Кавказа, чему мы, на самом деле, очень обрадовались. Специалистов по Китаю или Японии очень много, а по странам СНГ очень мало. Так что у нас есть большой плюс в этом.
«Азаттык»: Как представлен Кыргызстан в учебной программе МГУ?
Илья Бойцов: Прежде всего, изучаем язык. Преподаватель сама кыргызка, живет в России с 2004 или 2005 года. Начиная со второго полугодия изучаем историю Кыргызстана, с самой древности. Но мы охватываем не только историю республики, но стран региона в целом.
«Азаттык»: Чем вы планируете в будущем заниматься? Кем видят себя в будущем абитуриенты, когда идут в этот институт?
Дарья Сопрынская: Мы востоковеды, нам очень трудно сказать, чем мы займемся после окончания учебы. На самом деле студенты позиционируют себя как будущие дипломаты, госчиновники и так далее. Песков [пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков], например, закончил наш факультет. Мы надеемся, что как-то реализуемся в научной среде.
«Азаттык»: Как будущие эксперты по региону что думаете о влиянии России в Кыргызстане и Казахстане?
Дарья Сопрынская: Оно, очевидно, остается прежним. Потому что существует экономический союз, и чем крепче будут экономические связи, тем теснее будет и культурный обмен.
«Азаттык»: Вы, наверняка, следите за политическими процессами в стране. Как вам кажется, кто может стать нашим следующим президентом?
Илья Бойцов: Жаль, что Атамбаев не хочет продолжить свою президентскую карьеру. У него же есть шанс на вторые выборы, да?
«Азаттык»: Нет. Пост президента можно занимать только один раз сроком на шесть лет. Вы, значит, поклонник Атамбаева.
Илья Бойцов: Мне просто нравится политика Атамбаева в отношении России. Именно с ним Кыргызстан вступил в ЕАЭС, более тепло стал относиться к России, и с Путиным они друзья. А что касается следующего президента, я уже обсуждал с друзьями, как бы Кыргызстан не повернулся к Китаю. Этого я немного боюсь.
Дарья Сопрынская: Да ты эгоист.
Илья Бойцов: Не хочу терять работу. На самом деле я рад, что кыргызский начинает развиваться.
«Азаттык»: В прошлом году в регионе отмечали столетие восстания 1916 года. Эта тема очень тонкая, может быть, руководствуясь этим, наши власти решили обойти острые углы и отметить дату скромно. У нас до сих пор в обществе не сформировалось окончательного мнения как реагировать на события столетней давности. Какой, по-вашему, должна быть реакция нынешнего поколения кыргызов к событиям?
Иван Соколовский: Мне кажется, что политика маневрирования в отношении темы колонизации немного неправильная. С одной стороны, понятно, что боятся обострения отношений, межгосударственного и межэтнического конфликта. Но мне кажется, это история, и к истории нужно относиться максимально нейтрально. Факт колонизации был? Был. Он был противоречивым? Был противоречивым. Но на современном этапе отношений нужно все-таки стараться смотреть в будущее. История – важная часть нашей жизни, ее нельзя забывать. Но делать из нее фетиш и устраивать танцы с бубнами вокруг острых тем тоже не правильно.
«Азаттык»: Руководители двух стран, как вы сказали, не заостряли на этом внимания, но обходить тему тоже не стали. Но некоторая часть общества убеждена, что Россия должна принести извинения за события тех лет.
Иван Соколовский: Мне кажется, что тема с коллективной виной может быть оправдана сразу после преступления, как в случае с немецкой коллективной виной. Здесь тема довольно скользкая, потому что колонизация – явление противоречивое. Любая колонизация – российская, английская, немецкая, голландская, какая угодно. В данном случае необходимо обратиться к опыту других государств. Например, Великобритании, у которой довольной большой опыт общения с уже независимыми государствами – бывшими колониями или сателлитами. Мне кажется, извиняться за события столетней давности немного странно. Кто перед кем должен извиняться? Дети не должны страдать за ошибки своих отцов в данном случае.
Полную версию интервью можно послушать здесь.
Для чего мы изучаем историю кыргызстана
В последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история – это и есть положительный имидж.
Из приведенных в данной статье исторических документов западных исследователей и ученых (хотел бы особо подчеркнуть, что не кыргызских) наглядно видно, что кыргызы имели свою государственность еще в I-IX веках н.э. в Урало-Алтайском регионе. К примеру, монголы появились в VIII веке н.э., Киевская Русь образовалась в IX веке. Это значит, что мы, кыргызы, самая древняя нация в Центральной Азии с древнейшей историей, культурой, обычаями и традициями.
После обретения суверенитета и независимости в 1991 году многие республики бывшего Союза, а ныне независимые государства кинулись изучать и восстанавливать историческую справедливость своих народов, поскольку во времена коммунизма этого нельзя было сделать, так как все архивы были засекречены, а мы все были одной исторической общностью под названием советский народ. Не явился исключением и кыргызский народ, который хотел знать свою историю и правду, а также родословную, поскольку, как говорил один известный философ, «у народа, который не знает своей истории, нет будущего». Кроме того, история как наука является одним из важнейших предметов в мире, и ее изучение, в особенности исторических ошибок в прошлом, помогает народам избежать их в будущем. Ведь не зря говорят, что на ошибках учатся.
Я не являюсь профессиональным историком, и занимаюсь по долгу службы больше дипломатией, но меня очень заинтересовала история моего народа после посещения Монголии в декабре прошлого года. Когда я работал консулом Кыргызстана в Южной Корее, посол Монголии в Южной Корее пригласил меня в город Улан-Батор на празднование 800-летия Чингизхана. В программе пребывания были запланированы конференции, приемы, поездки в монгольскую степь. Однако кроме официальной программы мне самому удалось посетить исторический музей Монголии, который находится вблизи площади Сухэ-Батора, и открыть для себя сенсационные факты из истории кыргызского народа.
Империя гуннов III в. до н.э. – I в.н.э.
Хотел бы особо подчеркнуть, что Монголия не была в составе СССР и имела возможности, в отличие от Кыргызстана, как суверенное государство беспристрастно изучать историю своего народа и собирать исторические документы. Войдя в исторический музей Монголии, уже с начала экспозиций я был шокирован историческими картами, датированными I-V веками нашей эры, на которых наглядно было видно, что наши предки, кыргызы, уже тогда проживали в Урало-Алтайском регионе на территории низовьев Енисея.
Далее меня уже поражали рунические надписи и стенды музея, на которых было упоминание о кыргызах. Я не знаю, знают ли наши историки-аксакалы о существовании этого музея в Монголии и исторических материалах, находящихся в нем. Но как мне видится, это одна из реальных версий истории кыргызского народа, причем написанная не самими кыргызами, а независимыми западными и китайскими учеными и подтвержденная русскими путешественниками. Кыргызы – один из древнейших народов в мире. Подтверждением этого являются исторические карты и рунические надписи на камнях, с которыми могут ознакомиться наши читатели и историки.
Одним из наглядных доказательств нашей древнейшей истории является кыргызский эпос «Манас», самая длинная поэма в стихах в мире, 1000-летие которого Кыргызстан и мировое сообщество отмечало в 1996 году. Несмотря на все перипетии истории – войны, победы и поражения, взлеты и падения, мы, кыргызы, смогли донести нашу государственность до сегодняшних дней, и наш национальный флаг реется перед зданием Организации Объединенных наций в Нью-Йорке. А ведь многие народности в историческом прошлом, такие как усуни, тюргеши, карлуки, найманы, просто растворились как нации. Даже уйгуры, татары, калмыки не смогли сохранить свои независимые государства, мы, кыргызы, смогли. Значит, можем, если сильно захотим.
Некоторые могут задаться логичным вопросом: «А почему нас так мало и на маленькой территории?». Ответ простой: это участь всех древних наций. Например, посмотрите на сегодняшнюю Грецию и греков, или сегодняшний Рим, или тех же монголов, которые завоевывали половину мира. И я не удивлюсь, если, согласно гипотезе и исследованиям наших историков, Чингисхан окажется кыргызских кровей. Поскольку мы близки с монголами – потомками чингизидов – не только исторически, но и генетически. Ведь у каждого кыргызского и монгольского новорожденного дитя на копчике имеется синее пятнышко, которое называется в народе «монгольским пятном или седлом». И ни одна наука и медицина до сегодняшних дней не может объяснить этот феномен, объединяющий наши народы.
В современных условиях нашим идеологам и государству необходима национальная идея, которая помогала бы реформировать наше современное общество, поднять дух нации, объединить наши регионы и политические партии. Древнейшая история кыргызского народа могла бы стать ею, а также быть опорой для дальнейшего экономического и культурного развития. Кроме того, древнейшая история кыргызов могла бы стать национальным брендом Кыргызстана для мирового сообщества. Ведь золотовалютные запасы государства, также как и нефтедоллары, сегодня могут быть, а завтра их нет, но история народа будет всегда.
Нашу историю необходимо распространять через средства массовой информации, телевидение, и это должно стать приоритетом государственной политики в сфере идеологии. Нужна правительственная концепция и программа развития духовной жизни нашего общества. Ведь для этого у нас есть все необходимое, и самое главное – наша древнейшая история, которую, к большому сожалению, мы сами, кыргызы, не очень знаем и почитаем. У нас в Кыргызстане должны издаваться современные книги и учебники о нашей древнейшей истории и культуре. Мы должны ее знать, изучать и распространять как свое наследие. Наша молодежь и дети должны гордиться, что они родились и живут в Кыргызстане и являются гражданами своей страны, даже несмотря на временные экономические проблемы, которые, я уверен, мы сможем решить и уже решаем. Ведь народ с такой древней историей и духом достоин лучшего будущего.
В заключение я хотел бы представить вашему вниманию один из исторических стендов из государственного исторического музея Монголии – «Тюркский период 6-9 век н.э.» и его перевод с монгольского и английского языков, а также приложить исторические карты из данного музея с упоминанием о кыргызах, из которых читатели поймут, что кыргызы – самая древняя нация в Центральной Азии.
Тюркский период (VI-IX в.н.э.)
Алфавит кок-тюрков и его расшифровка
Культурные окрестности Кок-Тюрк были обнаружены западными учеными и исследователями, проводимыми с XVII века. В то же время в период исследований Енисейских памятников, обусловленных теми же целями, Николай Михайлович Ядринцев, направленный в Монголию Российским географическим обществом в 1898 году, обнаружил памятники Кол-Тигин и Билге-Каган, находящиеся в 400 км от Улан-Батора и в 60 км от развалин Каракорума и Балгасума, расположенных около озера Кочо-Цайдам.
Георг фон дер Гобелент (1840-1893) сделал перевод с китайского языка Кол-Тигинских надписей, а Габриэль Деверия (1844-1899) перевел с китайского языка текст Билге-Каганских надписей.
После опубликования в Финско-российском атласе каменных надписей, найденных в Орхоне, и перевода данных находок было получено подтверждение, что эти памятники относятся к Тюрскому Кагану и Тигинам. Началось состязание ученых в этой области по расшифровке данного алфавита. Это состязание было выиграно датским лингвистом Вильгельмом Людвигом Петером Томсэном (1842-1927).
Томсэн догадывался, что это был Тюркский текст. Он пытался определить количество знаков, которые не повторяются в этих двух памятниках. Он обнаружил 38 разных знаков. После этого он определил, что строки написаны сверху вниз, а столбцы справа налево, подобно китайскому письму. В 1893 году Томсэн расшифровал систему алфавита Кок-Тюрк. Томсэн письменно проинформировал Рэдлоффа о прочтении данных надписей. После этого он направил ему экземпляр своего отчета. Рэдлофф тоже начал публиковать информацию, собранную по этим двум памятникам. В то же время известный археолог, историк и этнолог Дмитрий Александрович Клементс (1848-1914) обнаружил Тонюкукские надписи в районе Баин-Цокто, находящиеся в 66 км от Улан-Батора.
В период с 1894 по 1899 гг. Рэдлофф первым прочитал и перевел 40 Енисейских, 10 Хайту-Тамирских и 6 Монгольских (Кол-Тигинских, Билге-Каганских, Тонюкукских и т.д.) надписей – всего 56, и завершил составление словарей и грамматики этих языков и оценил находку в различных аспектах.
Государство кок-тюрков (V-VII века)
Государство Кок-Тюрк появилось на исторической сцене в первой половине 5-го столетия н.э. Это государство было основано в 552 году н.э. во времена правления Бумин Хана, а его брат Истеми Хан был назначен Он-Окским правителем на западе.
Государство сяньби I-III в.н.э.
После смерти Бумин Хана это государство переживало одно из своих сильных периодов во времена правления Мо-Хан Хана (552-572 гг.). Под предводительством Мо-Хан Хана процветали отношения с его южным соседом Китаем, и впервые в истории были установлены отношения с Византийской империей, являющейся далеким и не имеющим общих границ государством. Ввиду своей слабости последующие правители были вынуждены признать суверенитет Китая примерно в 630 году.
После 50-летнего рабства Кутлуг Тигин, являющийся членом имеющей глубокие корни и уважаемой тюркской семьи Берулер, вновь объединил тюрков и обеспечил им процветание. Кутлуг Тигин получил титул «Иттерис Хана», что означает «тот, кто объединяет провинции». Его министр Тонюкук сыграл важную роль в достижениях Иттерис Хана. После смерти Иттерис Хана в 691 году на трон взошел его брат Капган, т.к. его дети были слишком молоды. Период правления Капган Хана был золотым веком Кок-Тюрков. В этот период границы Кок-Тюркского государства простирались до Китайского моря на востоке, до Кавказа на западе, до Тибета на юге и до Сибири на севере. Ему удалось объединить тюрков, проживающих в этих границах, под единым флагом.
В 716 году Билге Хан возглавил государство Кок-Тюрк и правил им в мире и благополучии вместе со своим братом Кол-Тигином и знаменитым государственным деятелем Тонюкуком. После смерти Тонюкука и Кол-Тигина в государстве начался хаос. В 734 году, когда умер Билге Хан, последующим правителям уже не удалось вновь добиться стабильности, что привело к исчезновению Кок-Тюрков с исторической сцены.
Уйгурское государство (741-840 гг.)
Государство Кок-Тюрк пало в результате сражений с китайцами, с одной стороны, и тюркскими племенами внутри страны, такими как Догуз Огузлар, Карлук и Басмилс, с другой стороны. Уйгурские тюрки, представлявшие местные племена и проживающие в Орхунской и Селегинской долинах, основали третье великое Тюркское государство. Уйгуры представляли одну и ту же этническую группу, как и Кок-Тюрки. Таким образом, тюрки, которые в свое время объединились под знаменем Кок-Тюрков, расселились среди уйгуров и других племен. Уйгурское государство уделяло внимание торговле и продолжало поддерживать обычаи и традиции Кок-Тюрков. Торговля развивалась и Маникеанские храмы со временем превратились в подобие храмов из-за влияния официальной религии Маникенизма.
Со временем военные аспекты уйгурского государства постепенно отходили на второй план, в то время как культура и торговля развивались. Кыргызские тюрки, проживающие на северо-западе, воспользовались данной ситуацией и предприняли внезапное нападение на столицу уйгурского государства, которое закончилось войной и падением уйгурского государства. Благодаря уйгурам сельскохозяйственный бассейн стал известен как Туркестан. В 1229 году монголы положили конец уйгурскому суверенитету и стали их культурными и политическими менторами.
Государство жужаней 402-552 года н.э.
Мирбек Эшалиев – экс-консул Кыргызстана в Южной Корее, профессиональный дипломат. Работал в системе МИД Кыргызской Республики, Посольстве Кыргызстана в Малайзии, в международном отделе Администрации Президента Кыргызской Республики. Является автором монографии «Дипломатический протокол Кыргызской Республики».
Фото предоставлены автором.
Впервые статья была опубликована в журнале АКИpress (№ 10, 2008г.)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема:
Что изучает история?
Моя Родина – Кыргызстан.
Государственные символы Кыргызской Республики.
Описание слайда:
1. Что изучает история?
2. Что такое Родина?
3. Местоположение Кыргызстана
4. Основные сведения о Кыргызской Республике
5. Становление Независимой Кыргызской Республики
6. Государственные символы Кыргызской Республики
Описание слайда:
История
Начало истории
Войти в историю
История повторяется
Веселая история
Урок истории
История человечества
История показывает
На протяжении истории
История продолжается
Описание слайда:
Описание слайда:
«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Мигель де Сервантес
Описание слайда:
Когда? Где? Почему?
Уметь отвечать на вопросы
Уметь отвечать на вопросы
Знать историю
Описание слайда:
Описание слайда:
Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Сенека Младший
Любовь к Родине – превозможет все.
Вергилий
Описание слайда:
Родина – это священное для всех людей понятие.
Родина –это благословенная, священная земля, которую ни на что променять.
Родина – это земля, за её свободу и независимость боролись наши предки.
Родина – это неугасимая история наших предков.
Родина – это земля, на которой родился человек, это его село, город, государство.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
https://youtu.be/a-RIi8FoQDs
Автор: Mattia Bicchi KYRGYZSTAN | Time lapse 8K
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Иманалы Айдарбеков
Жусуп Абдрахманов
Абдыкерим Сыдыков
Абдыкадыр Орозбеков
Баялы Исакеев
Описание слайда:
31 августа 1991 года принята «Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан».
Описание слайда:
Описание слайда:
5 мая 1993 года была принята Конституция (Основной закон) Кыргызской Республики.
Описание слайда:
Вопросы
Как вы думаете, что значит словосочетание «государственные символы»?
Что вы представляете слыша эти слова?
Описание слайда:
Государственный флаг КР
Утвержден: 3 марта 1992 года.
Авторы флага:
Ученый: Сабыр Иптаров. Художники: Бекбосун Жайчыбеков, Жусуп Матаев.
Архитекторы: Маматбек Сыдыков, Эдиль Айдарбеков.
Описание слайда:
Герб Кыргызской Республики
Утвержден:
14 января 1994 года.
Авторы: художник Асеин Абдраев и генерал милиции Садырбек Дубанаев.
Описание слайда:
Государственный гимн Кыргызской Республики
Утвержден:
18 декабря 1992 года.
Авторы текста:
народный поэт КР Джалил Садыков и поэт Шабданбек Кулуев.
Авторы музыки: композиторы Калый Молдобасанов и Насыр Давлесов.
Перевод с кыргызского языка на русский:
поэты Казат Акматов и Михаил Рудов.
Описание слайда:
1. Что изучает история?
История – это наука о прошлом человечества. Она изучает жизнь и деятельность людей, исследует всевозможные события с древнейших времен, устанавливает как и почему происходили те или иные события.
2.Что такое Родина?
Родина – это священное для всех людей понятие, благодатная земля, которую нельзя променять ни на что. Наша Родина – это немеркнущая история наших предков. Родина – это земля, село, город, государство, где родился каждый из нас.
Описание слайда:
Описание слайда:
5. Когда была провозглашена независимость Кыргызской Республики?
31 августа 1991 года.
6. В каком году были утверждены флаг, гимн, герб Кыргызской Республики?
Государственный флаг утвержден 3 марта 1992 года.
Государственный гимн Кыргызской Республики был утвержден 18 декабря 1992 года.
Герб Кыргызской Республики утвержден 14 января 1994 года.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Музейный урок «История школьной формы»
Презентация по теме » Подготовка к ОГЭ 2021″. тестовое задание
Туристско-краеведческая работа в школе.
Коррекция координационных способностей у младших школьников
Сценарий посвящения детей в ЮИД
Туризм – как одно из направлений дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Статья «Тренды и проблемы электронного обучения».
Задачи на креативное мышление
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400805 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.