Для чего мы изучаем историю пятый класс
План урока «Для чего и как мы изучаем историю»
Урок по истории древнего мира в 5 классе № 1 Дата 2.09.2014
Тема: Введение. Для чего и как мы изучаем историю.
формирование знаний и представлений об истории как науке;
знакомство с типами исторических источников;
формирование представления для чего и как изучают историю;
воспитание усидчивости, воображения;
воспитание исторического самосознания.
Методы и приёмы: работа с презентацией и фильмом, понятийный, проблемно-поисковый,
Оборудование: учебник, презентация, видеоролик «Сцена из жизни африканского племени»
Основные понятия: история, источники.
Цель этапа: психологический настрой, знакомство с классом, проверка отсутствующих.
Изучение нового материала.
Цель этапа: формирование представления об истории-как науки.
Работа с презентацией.
Работа с понятиями
История—это наука изучающая прошлое, то, что было до настоящего времени.
Человек, знающий историю, любит Родину и с уважением относится к народам. Запомните: история воспитывает достойных людей, создателей лучшей жизни и ее защитников.
Ученые-историки ничего не имеют против людей, верящих в бога. Однако они не могут согласиться с религиозными вымыслами, когда искажаются знания о прошлых веках.
История открывает прекрасный мир искусства, учит понимать красоту старинных ваз, картин и скульптур.
В охотничьих танцах юноши подражали повадкам зверей, которых считали своими предками. В песнях пели о давних подвигах богатырей, охотников и воинов, о славных предводителях.
Работа с видеороликом.
Видеоролик « Сцена из жизни африканского племени.
Это были интересные и увлекательные рассказы. Некоторые из древних сказаний и легенд дошли наших дней и очень дороги современному человеку.
Устные истории со временем забывали, искажали. Правдивые воспоминания сменялись выдумками о богах, чудовищах.
Потом появились и другие книги о прошлом. Их стали собирать и образовались целые библиотеки. В городе Александрия, например, было хранилище с десятками тысяч сочинений.
Не каждый в древности мог научиться читать и писать. Для женщин это считалось необязательным. Не учились дети бедных крестьян. Ведь учеба требовала денег для уплаты учителям, свободного времени для занятий. А дети простых тружеников с утра до вечера помогали родителям в их труде. Лишь богатые и образованные люди писали и читали исторические сочинения.
Работа историка очень увлекательна и сложна. Он не только восстанавливает прошлое, но и рассказывает другим о прошлом. Все начинается с изучения документов и восстановления вещей, созданных предками.
Как могучая река сливается из вод тысяч родников и источников, так и в наших знаниях о прошлом слиты знания из тысяч исторических источников.
5 причин учить историю в школе – кроме подготовки к ЕГЭ
Изучение истории не для ЕГЭ. А для чего?
Когда ЕГЭ по истории станет обязательным (и станет ли) — пока неизвестно. Но в результате «волны», поднятой министром образования Васильевой по поводу ЕГЭ по истории и ОГЭ по географии, предметы, считавшиеся в последние годы неважными на фоне математики и физики, стали заметно популярнее. И, возможно, историю все же стоит учить — чтобы не пришлось в экстренном порядке «поднимать» все материалы начиная с 5-го класса?
В начале учебного года я всегда спрашиваю своих учеников: «Для чего мы изучаем историю?» и в ответ слышу знакомое всем: «Чтобы помнить прошлое и не совершать ошибок!». Хитро прищуриваюсь и задаю коварный вопрос: «А ещё?».
Ребята удивлённо смотрят на меня, затем начинают искать другие варианты:
Ребята замолкают и поглядывают с удивлением — варианты закончились, а преподаватель упорно настаивает на том, что осталось что-то не названное. И тогда я открываю им несколько секретов.
История учит тому, что все люди разные
И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.
Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
История учит критически мыслить
Понимая, что прошедшие события не могли свершиться как-то иначе, что они стали историческим фактом, ученики детально разбирают их. Определяют причины, находят повод для тех или иных действий, устанавливают причинно-следственные связи. Уже в тот момент, когда я рассказываю об усилении крепостного гнёта в XVIII веке и о бесправном положении крестьян, ребята могут высказать верное предположение о том, что это приведёт к конфликту между социумом и властью.
Также учащиеся могут отличать причины и повод к началу военных действий, давать разноплановую оценку тому или иному периоду. Я часто повторяю, что у многих исторических событий две стороны, и мы стараемся рассмотреть изучаемый период с разных позиций.
История учит сопереживать
Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом
Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.
Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.
И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!
Знания истории пригодятся при чтении книг и просмотре фильмов
Для людей, далёких от этого предмета, фильм может так и остаться красивой картинкой в рамках традиционных жанров — приключения или боевика. Но если зритель разбирается в истории, он может лучше понять поведение героя, связать те или иные повороты сюжета с предшествующими событиями, поэтому фильм будет восприниматься иначе.
Зная особенности периода раздробленности на Руси, можно понять, почему соседи не пришли на помощь рязанцам в фильме «Легенда о Коловрате». Понимая, что такое «холодная война», не удивляешься спешке в ремонте станции в фильме «Салют-7», даже наоборот, переживаешь, что американцы успеют первыми к ней подлететь.
Такая же ситуация с книгами. Когда я читала «На Западном фронте без перемен», мне очень живо представлялись описываемые события, их масштаб. Я знала, что привело к войне, как сказалась позиционная война на армиях противников, что было после окончания боевых действий. Это была не просто история одного солдата, а отражение мыслей и чувств целого поколения людей, их трагедия и боль. Многие произведения представляются совершенно в другом свете, если «выйти за рамки» сюжета, понять, что это всего лишь отдельный эпизод в колесе истории.
Разработка урока «История как наука. Зачем мы изучаем историю?»
УНСПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 27»
«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ
НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО.
НЕ УВАЖАТЬ ОНОЙ ЕСТЬ ПОСТЫДНОЕ МАЛОДУШИЕ».
ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ?
Данная разработка предназначена для образовательных учреждений системы НПО и СПО при изучении темы «История как наука» в рамках программы по предмету «История» для групп с получением полного (среднего) образования.
Актуальность: необходимость повышения мотивации в изучении предмета у обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.
Этапы урока. Деятельность педагога и обучающихся.
1. История как наука.
Актуальность изучения темы. Выделение проблемы. История как наука. «Отцы истории».
Деятельность педагога : задает вопросы, корректирует ответы обучающихся.
Деятельность обучающихся : слушают педагога, принимают участие в выделении проблем, которые будут решены в ходе урока отвечают на вопросы педагога.
2 Исторические науки.
Знакомство с историческими науками.
Деятельность педагога : объясняет предложенное обучающимся задание.
Деятельность обучающихся : работают с текстом учебника, выбирают исторические науки, оформляют их на листах и представляют результаты своей работы, формируют на классной доске коллаж из исторических наук.
3. «Первый наш историк и последний летописец». Н.М.Карамзин.
Знакомство с личностью и деятельностью Карамзина. Представление его «Истории государства Российского». Работа с отрывком из работы Карамзина. «История государства Российского». Выдержки из Предисловия.
Деятельность педагога : рассказывает, объясняет предложенное обучающимся задание.
Деятельность обучающихся: работают с историческим текстом, выполняют задания по тексту и представляют результаты работы.
4. Зачем мы изучаем историю?
Обобщение и выводы урока. Оценивание работы обучающихся.
Деятельность педагога : задает вопросы и корректирует ответы обучающихся
Деятельность обучающихся : отвечают на вопросы педагога, предлагают свои варианты ответа на вопрос «Зачем мы изучаем историю». Рефлексия.
Главные «киты» данного урока: использование разнообразных исторических источников, наглядность, доступность, мотивация, педагог организатор процесса познания.
Урок способствует: развитию внимательности, памяти, умению работать с историческими источниками, умению сформулировать ответ, умению презентации своей работы, умению быть внимательным слушателем.
Методика урока: использование интерактивных методов обучения: дети активные участники образовательного процесса, педагог – организатор процесса познания.
— условия необходимые в начале
1. наличие учебного кабинета и учебной группы с исходным уровнем знаний
2. наличие методически разработанного урока
3. наличие материально-дидактического оснащения
4. желание ребят работать творчески
— условия необходимые по ходу: повышения уровня обученности, повышения уровня мотивации к обучению, овладение умениями и навыками работы с различными историческими источниками, овладение исторической культуры.
Список использованной литературы.
1. Н.М.Карамзин. История государства Российского. Книга первая. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1995г.
2.Л.А.Кацва. А.Л.Юрганов. История России 8-15 вв. Учебное пособие. Москва: «Мирос-Аргус»; 1996г.
3. С.Г.Горяйнов. А.А.Егоров. История России 9-18 вв. Учебное пособие для школ, лицеев, гимназий и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996г.
4. Н.А.ЗАгладин. Н.А.Симония. История. История России и мира. Учебное пособие 10 кл. Москава: «Русское слово»; 2008г.
5. Материалы (Википедия) и иллюстрации сети Интернет.
Тема программы: История как наука.
Тема урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю?
Тип урока: комбинированный.
Цели урока, его воспитательные и обучающие задачи:
1. Концу урока обучающиеся должны знать:
— что изучает наука «история»;
— «отцов» всемирной и отечественной истории;
— зачем мы изучаем историю.
2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:
— уважительного отношения к кабинету истории, исторической литературе;
— уважения к истории своего государства, города, историческим памятникам;
— формирование исторической культуры.
3. В ходе урока способствовать развитию:
— умений и навыков самостоятельной работы с исторической информацией;
— умения грамотно пользоваться историческими терминами;
— умения представить итоги своей работы;
Материально-дидактическое оснащение урока.
2. Иллюстрации по теме
3. Листы с историческим материалом.
4. Листы формата А-4.
Методическая цель: показать возможность проблемного изучения истории с использованием интерактивных методов обучения.
Ведение в тему. Педагог: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Ребята я не случайно начала наш урок словами великого русского поэта, истинного патриота своей Родины А.С.Пушкина, так как эти слова очень точно соответствуют теме нашего урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю? Ребята скажите, а что вы хотите узнать сегодня на уроке. Варианты ответов обучающихся: что такое история, ученых историков, зачем нам история нужна. Давайте посмотрим программу по истории и выясним, что нам нужно узнать. В программе написано тема: История как наука. Знать что изучает история, исторические науки, исторические источники. Давайте вместе выделим проблемы, которые мы должны на уроке решить. Что изучает история. Зачем мы ее изучаем? А поможет нам решить наши проблемы работа по следующим вопросам.
1. История как наука.
2. Исторические науки.
4. Зачем мы изучаем историю.
1. История как наука.
Педагог: ребята с историй вы уже знакомы с курса основной школы, скажите что изучает история? Варианты ответов: исторические даты, личности, достижения культуры, все что было в прошлом.
Педагог: история – это наука которая изучает прошлое настоящее человечества.
Педагог: ребята скажите, а на какие части делиться история? Ответ: Всеобщая (Всемирная) и отечественная история.
Педагог: ребята слово история древнегреческое в переводе означает рассказ, повествование. Скажите, а кто считается основателем науки истории? Ответ: древнегреческий историк 6 века до н. э. Геродот.
Педагог: ребята, а кто знает, кого считают основателем истории России. Ответ: Нестор. А автором какого исторического труда он был? Ответ: он написал летопись «Повесть Временных лет». А что такое летопись? Ответ: записи исторических событий по годам.
Педагог: показывает изображения Нестора и дополняет. Монах Киево-Печерского монастыря в 12 веке создал «Повесть Временных лет», это произведение считается первым историческим трудом по истории Отечества, в котором описаны события о восточных славянах: их происхождении и быте, образовании государственности, религии, русских князьях.
2. Исторические науки.
Педагог: демонстрирует обучающимся учебники по истории. Ребята вы видите разные учебники – они результат работы многих наук, которые считаются историческими. И наша задача с ними познакомиться. У вас на партах листы формата А4. У кого то на листах название науки, у кого то определение науки. Листы у всех разные. Ваша задача просмотреть предложенный исторический текст и выполнить задание: либо по названию науки – определить, что она изучает, либо по определению науки определить ее название. Дооформить с помощью маркера листы и представить результаты работы.
Обучающиеся: работают с текстом, оформляют листы, затем выстраиваются у классной доски, представляют свои науки и формируют на доске коллаж из исторических наук.
Об истории, предшествующей созданию государства у восточных славян, мы судим на основании различных источников – сочинений древних авторов, данные этнографии – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира; лингвистики – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ. Широко используется наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия и т.д. Их изучением занимается археология.
Очень интересны лингвистические источники. Например имена собственные изучает ономастика. Один из ее разделов топонимика – наука о географических названиях.
Большую помощь оказывают историку геральдика (наука о гербах), сфрагистика (наука о печатях) метрология (наука о мерах веса, длины, объема и площади), хронология (наука о системах счисления времени), генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Археология – наука, изучающая вещественные памятники: орудия труда, остатки жилища, ремесленные изделия, украшения, предметы быта.
Этнография – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира.
Лингвистика – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ.
Метрология – наука о мерах веса, длины, объема и площади.
Ономастика – изучает имена собственные.
Топонимика – изучает географические названия.
Геральдика – наука о гербах.
Сфрагистика – наука о печатях.
Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Хронология- наука о системах счисления времени.
Педагог: сейчас вы будете самостоятельно работать с историческим текстом. Перед вами карта-задание «История государства Российского». (Выдержки из предисловия). Необходимо ознакомиться с данным отрывком и ответить на вопросы после текста. Правильные ответы отмечаются в тексте. Каждый обучающийся подписывает на своей карте фамилию и по просьбе педагога сдает на проверку для выставления оценки. После работы, ребята по своему желанию представляют свои ответы на учебную группу, после этого все карты сдаются педагогу.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
«История государства Российского»
(выдержки из предисловия)
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, законодатели, смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как раньше мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие.
Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в 11 веке, одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества.
Мы любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»
Задание 1. Какое определение дал Карамзин истории?
Задание 2. Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?
Задание 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?
Задание 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?
Задание 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?
Ответы на карту-задание.
Задание1. «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Задание 2. «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает его в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственные чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие».
Задание 3. Нестор, инок Киевопечерского монастыря
Задание 4. «изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные».
Задание 5. Благоденствия, славы, мудрой власти, святой веры, процветания.
4. Зачем мы изучаем историю?
Педагог: дорогие ребята, мы подошли с вами к заключительному этапу урока: мы познакомились с вами, что изучает наука история, узнали исторические науки, познакомились с Н.М.Карамзиным, работали с историческими текстами и сейчас пришло время ответить на вопрос: зачем мы изучаем историю. Пожалуйста, ваши версии.
Версии, представленные обучающимися: чтобы знать прошлое, чтобы не допускать ошибок в будущем, быть достойными гражданами своей страны.
Педагог подводит итоги и открывает на классной доске свои варианты ответа:
— уважения к прошлому
— учиться на уроках истории
— быть достойными гражданами своей страны
— получить документ об образовании
Педагог: ребята а закончить наш урок я хотела бы посланием ребят выпускников прошлого года. Стилистика и орфография сохранены.
Нашему педагогу Елене Николаевне. «Зачем нужна история. История нужна для того, чтобы знать прошлое, узнавать какая была Россия, кто и когда ей правил, как она развивалась. Зачем мы изучаем историю? История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира. А в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами стран Европы и Азии. Знакомясь с историей вообще и с историей Отечества, в частности, мы очень быстро обнаруживаем, что много из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня уже было и не раз в нашей прошлой жизни. Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, свои приобретения, но и свои промахи, просчеты т горести. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история это учитель жизни».
С уважением ваши ученики.
В заключении ребята оценивают свою работу на уроке, выбирают самых активных участников и вместе с педагогом выставляют оценки за работу на уроке. Выставляются оценки за работу с картой-заданием.
Критерии оценивания устных ответов на уроке:
Мини-сочинение на тему «Зачем нужно знать историю»
Виртуальная машина времени
Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.
Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.
Вариант 2
Как-бы ни было любой ученик, изучающий те или иные предметы, задается таким вопросом «а для чего нужна математика, литература или история?». И приходит момент, когда ответить все же надо самому себе. Поэтому и я решил узнать и понять, а для чего же мне и обществу нужно изучение отечественной и всемирной истории.
Как известно курс школьной истории начинается из 5-го класса. И начинается он со сложной терминологии и огромного количества дат, поэтому детям не всегда нравится этот предмет, ведь напоминает обычную зубрежку материала. Если не зазубришь – отрицательная оценка.
Но как оказалось есть множество причин для изучения такой полезной науки как история.
История, процессы и события в ней часто и циклично повторяются. Вспомните, сколько раз Франция ставала то Республикой, то монархией.
И поэтому на наш век припадает множество таких повторений в происшествиях. А с известного прошлого мы можем узнать, чем все сбылось, какие выводы были сделаны, и какие ошибки допущены. И при этом понимании ситуации много раз исторические прошлое спасало людей от повторения тех же самых ошибок, что очень драгоценно. Потому что, если рассуждать молодежным понятием, история – не фантастика, история – сериалити.
Второе и не менее важное – память. Память про все, что вызывает гордость за собственный народ, и не без исключения то, что вызывает печаль и трагедию. К примеру, Вторая Отечественная Война, ее конец, подвиги бойцов Красной Армии, их жизненная философия – все это мы как наследники этой чаши победы обязаны знать наизусть, ведь положены души наших предков.
Вспоминаются слова Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий свое прошлое, не имеет будущего».
И это факт. Современное поколение народа, не знающего свою историю, не будет понимать, где ложь, а где истина, не будет знать по какому течению ему плыть.
Учимся на ошибках
В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:
Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.
История учит тому, что все люди разные
И не стоит судить о ком-то только по одному поступку. Знакомясь с биографией исторических личностей, анализируя их поступки, ученики открывают для себя «мир других людей», среди которых нет ни абсолютно плохих, ни абсолютно хороших.
Например, Александр Невский поддерживал дружественные отношения с Золотой Ордой, в то время как большинство других князей оказывали ей сопротивление. Жестокий и мнительный Иван Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, расширял территории государства и выделял деньги на освоение новых земель. Реформатор Пётр I преобразил страну, но спровоцировал ряд восстаний.
Перенимаем опыт
Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.
Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.
Общее развитие
История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.
История учит сопереживать
Современный ритм жизни делает людей скупыми на эмоции, но ведь эмпатия — это уникальная способность человека, её нельзя терять. И пусть события, о которых мы говорим на уроке, произошли давно, они отзываются в нашем сердце. Мы сочувствуем людским потерям в войнах, бедствиям народа в сложные для государства времена. Но мы так же можем радоваться и восхищаться победам и достижениям во всех сферах жизни. Голос Юрия Левитана до сих пор заставляет замирать — будь то сообщение о нападении Германии на Советский Союз или о первом в мире полёте человека в космическое пространство.
Воспитать патриотов
Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.
Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами — задача истории.
Познание прошлого история
Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.
Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.
Зачем нужно изучать историю?
Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.
Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.
Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.
Для чего нужна история? Ведь все те события, о которых она рассказывает, уже давно прошли, и, скорее всего, никогда больше не повторятся. Так почему же нужно читать про то, что нас не касается? Потому что история – это очень важная для человека наука. Она содержит в себе ответы на миллионы вопросов.
История является основным хранилищем информации. Все даты, события и знания прошлых веков заботливо собраны и записаны учеными историками. Благодаря этому мы в любой момент можем узнать о том, что происходило на нашей планете. Например, о том, кто и как изобрел велосипед, когда была основана Москва или почему Америка так называется. Без подобных записей люди бы постоянно забывали свои открытия, и им бы приходилось придумывать все заново.
Кроме того, история – это еще и бесценный опыт, приобретенный человечеством за века. Различные законы, проверенные временем, культура разных стран, развитие цивилизаций – все это показывает современным людям, как нужно и как не следует поступать, какое дело будет успешным, а какое закончится провалом. Без этого опыта мы бы снова и снова совершали одни и те же ошибки, развязывали войны и ничему не учились.
А еще история – это очень интересно, ведь не всегда люди жили так, как сейчас. Иногда так хочется знать, как они работали, как одевались, в каких домах жили и чем развлекались. Можно прочесть биографии знаменитых людей и понять, как они добивались успеха, что интересного было в их жизни, и, может быть, сравнить себя с этими людьми из прошлого.
История невероятно важна для общего развития человека, а в некоторых профессиях и вовсе незаменима. Каждый образованный человек должен знать историю, если не целиком, то хотя бы то, что касается его страны. История учит нас не повторять ошибок прошлого, и ее знание – это залог светлого будущего.
Посмотрите эти сочинения
Сама суть
Историческое знание — не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.
Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….
Знать историю — это значит путешествовать с удвоенным интересом
Памятник «Тысячелетие России» вызывает ещё больше эмоций, когда можешь рассмотреть известных исторических деятелей, зная их вклад в развитие государства, а Рюриково городище на берегу реки Волхов представляется не просто каменными развалинами — воображение рисует картины прошлого со знаменательными событиями.
Прогулка по Петербургу превращается в приключение — ведь мы не просто любуемся красотой города, мы видим каменных актёров, рассказывающих о той или иной истории, произошедшей здесь. Это очень увлекательно, чувствуешь себя избранным, которому открыто чуть больше тайн, чем остальным туристам!
Например, в Эрмитаже часть оконных стёкол не меняли более ста лет — они пережили две революции, войну и блокаду. И на одном стекле есть нацарапанная перстнем надпись, которую сделала императрица Александра Фёдоровна, глядя на своего супруга, проводящего на Дворцовой площади смотр гусарских полков.
И конечно, знать историю — это мечтать о новых путешествиях!