Для чего мы изучаем краеведение
Краеведение
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.
Содержание
Краеведение как наука
Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. [1]
В начале XX века под краеведением понимали изучение природных условий и «изыскание дополнительных местных ресурсов» того или иного края. [3] В середине XX века в советской России главный акцент был смещён на историческое краеведение. Советское правительство в директивном порядке поставило задачу — выявлять и охранять памятники истории и культуры, которые могли быть утрачены при строительных работах. [4]
С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей «Организация, методика и содержание краеведческой работы». [4]
Краеведение для детей
Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью. [1]
Краеведение в России
Краеведение на Украине
Краеведение в Германии
В Германии активную краеведческую работу ведет геоклуб «Глобус» (Развивающий центр Кин-Топ), Дюссельдорф. Члены клуба совершают пешеходные и велосипедные поездки в различные регионы Северного Рейна — Вестфалии и создают на русском языке подробные краеведческие описания небольших территорий.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Краеведение» в других словарях:
краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник
КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова
краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии
КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия
Краеведение — (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно просветительской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия
краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь
Значение краеведения в формировании личности обучающегося
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют в качестве цели и требований к результатам образования формирующуюся личность, освоение ею универсальных учебных действий, накопление базовых компетенций, необходимых для адаптации в социуме.
Результатом школьного образования должен стать не всепланетарный, космополитический индивид, а национально ориентированная личность, духовно связанная с прошлыми и современным поколениями, с базовыми ценностями и традициями нашей родины.
Эти задачи определены и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3], ориентирующей нас, педагогов, на формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотического сознания у подрастающего поколения, на становление будущего гражданина и патриота России.
В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал, который будет способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности. Границы краеведения, как правило, совпадают с границами исторических субъектов Российской Федерации.
Согласно Примерной программы по предмету «История» в 5-9-х классах, изучение региональной истории предлагается во взаимосвязи с отечественной историей, что «способствует многоуровневому рассмотрению истории, включающему историю России, историю региона, города, села, семьи» [5, с. 9-10]. Возможно также изучение региональной истории как самостоятельного курса синхронно-параллельно с курсом отечественной истории в 6—9-х классах. Этот курс рекомендуется вводить за счет части учебного плана и ООП образовательной организации школы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая актуальные задачи воспитания и интересы самих обучающихся.
В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции». Этому также способствует и краеведение, которое имеет огромное значение для развития личности обучающегося, формирования его гражданско-патриотических качеств.
Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.
Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое прошлое региона, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию различных граней личности, происходит духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и других. Изучение истории родного края позволяют учителю на основе краеведческого материала показать ученикам значение этих ценностей для наших предков и важность их сохранения в наше время.
Существует достаточно много краеведческих тем, формирующих общеправовую культуру обучающегося: деятельность региональных государственных органов, местного самоуправления, судебных структур и их взаимодействие с различными социальными группами населения; деятельность партийных, общественных организаций; проведение избирательных кампаний и участие в них беловчан и кузбассовцев в разные эпохи; возникновение и развитие местной и региональной символики; изучение прав и обязанностей школьников и многие другие темы. Изучение истории края в таком ракурсе поможет школьнику усвоить важные установки: совместная жизнь людей, малых и больших социумов невозможна без законов и правовых норм, ответственности и обязанности со стороны отдельной личности, что свидетельствует о политико-правовом воспитании обучающихся.
Краеведению принадлежит особая роль и в патриотическом воспитании. Уже в самом краеведческом материале – занимательных фактах и исторических событиях города, области, в деятельности известных кузбассовцев, которые обустраивали и прославляли выдающимися ратными, трудовыми и духовными подвигами Кузбасскую землю, в памятниках старины – от Томской писаницы до рукотворных реликвий в школьном музее – заложен колоссальный воспитательный потенциал.
Сегодня учитель – организатор учебного занятия, координатор образовательного процесса, наставник, помощник, формирующий благоприятное диалоговое и деятельностное пространство в классе. Первостепенная педагогическая задача его заключается в том, чтобы учить учиться, то есть прививать ребятам навыки самостоятельной постановки цели и задач, формировать умения организовывать и планировать процесс поиска информации, осуществлять контроль за своими действиями, оценивать свою деятельность.
Ведущие представители отечественной психологии А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и другие отмечали, что человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Человек учится для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать [1; 4]. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий, то есть в основе учения и обучения должны быть различные способы деятельности, которые могут формироваться на основе деятельностного похода, в условиях широкого применения современных образовательных технологий.
Основу современного учебного процесса составляет технология проблемного обучения, где обучающийся становится субъектом, овладевает новыми способами действия, приобретает новые знания. Для возникновения проблемной ситуации учитель использует разные приемы. Например, учитель раскрывает разные точки зрения на один и тот же вопрос из истории Кузбасса, предлагая классу рассмотреть явление с разных позиций (закрытие шахт, перенос памятников и др.), или побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из конкретной исторической ситуации, ставит задачи с недостаточными, ошибочными данными.
Важные учебные задачи могут быть решены с помощью игровых технологий. По мнению методистов [9], игра в жизни школьника кроме развлекательной выполняет другие важнейшие функции:
При изучении истории России и нашего края есть аспекты, при изучении которых может быть использован метод «погружения» в конкретную историческую среду и применения игровых технологий: «Основание Кузнецкого острога при Михаиле Федоровиче Романове», «Этническая карта Кузбасской земли», «Одежда, быт и нравы коренных жителей Кузбасса», «Кузбасс в начале XX века» и другие.
Требованием современности стало использование информационно-коммуникационных технологий на уроках. Умелое использование ИКТ помогает оптимизировать процесс обучения, расширить документальную базу изучения краеведческого материала с привлечением интернет-ресурсов. Так, обращение к экономическим и социальным проблемам города Белово и Кемеровсой области, памятникам Беловской и Кузбасской архитектуры, прикладного искусства и другим аспектам истории края с использованием компьютерной презентации позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Однако, информационно-коммуникационная технология является лишь одним из средств обучения.
В изучении истории родного края важное место отводится методу проектов, суть которого – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и умение практически применять полученные знания, а также развитие мышления обучающихся. При выполнении проекта, на каждом этапе решаются конкретные учебные задачи: поиск и обоснование проблемы, планированием действий по разрешению проблемы, поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Затем – подготовка конкретного «продукта», результата, готового к использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершает работу над проектом – представление готового «продукта» в виде презентации, защиты самого проекта.
Метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности обучающихся, что немаловажно при изучении родного края. Особенностью является то, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, веб страницы, сайта, альманаха, выставка работ, организация музейного уголка и другие. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную деятельность учащихся. Итогом проектной деятельности обучающихся становится защита проекта.
Так, на уроках истории, посвященным юбилею Кемеровской области, города Белово обучающиеся гимназии выполняли проекты «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны», «Семь чудес Кузбасса», «Любимые места родного города», «Парки города Белово», «История одной улицы», «Электронный календарь памятных дат города Белово», «Подвиги моих прадедов» и другие, «продуктами» которых стали презентации, альманах «Они сражались за Родину…», веб страница памятных дат города Белово.
Важный фактор стимулирования познавательной активности обучающихся, формирования любви и уважения к родной земле – внеурочная работа по краеведению. Наиболее оптимальные формы для включения обучающихся во внеурочную деятельность – исследовательский проект, экскурсии, заочные путешествия, создание и просмотр кинофильмов, тематические вечера и др. Включение ребят в различные виды внеурочной деятельности обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к разным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий принимают участие не только педагоги и школьники, но и родители (шьют костюмы, собирают информацию, изучают документы), а также представители других учреждений и организаций (школ города, Дворца творчества детей и молодежи города Белово, МВЦ «Вернисаж»).
Таким образом, значение краеведения для формирования личности обучающегося трудно переоценить. Русский писатель Л.М.Леонов отмечал, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь».
Литература
2. Колесникова, М.Е. Региональная история и историческое краеведение: соотношение понятий и опыт теоретической интерпретации /М.Е. Колесникова // Региональная история, локальная история, историческое краеведение: объект, предмет, методы изучения: сборник статей /сост., ред.: A.Е.Загребин, О.М.Мельникова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2012. – С. 23-30.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание /А.Л.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
4. Леонтьев А.II. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975.
6. Репина Л.П. Историческая паука па рубеже XX—XXI вв.: социальные теории и историографическая практика / Л. Н. Репина. – М.: Круп., 2011.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
8. Шмаков С.Л. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмаков. – М.: Новая школа, 2004.
9. Шмидт С.О. Краеведение и региональная история в современной России / С.О.Шмидт // Методология региональных исторических исследований: материалы международного семинара, 19-20 июня 2000 г. – СПб., 2000. – С. 11–15.
Конспект занятия. «Что изучает краеведение?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
1 год обучения (7-10 лет)
Тема № 1.1: « Что изучает краеведение.»
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Кванториум
2021 г.
1. Пояснительная записка……………………………………………3
2. Перечень оборудования и материалов…………………………. 3
3. Основная часть. Ход занятия……………………………………..4
4. Рефлексия. Подведение итогов …………………………………..9
5. Список используемой литературы………………………………..9
Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры своей «малой Родины».
Перечень оборудования и материалов:
1. Компьютер с проектором.
2. Листы для рисования.
3. Цветные Карандаши или фломастеры.
« Что изучает краеведение.»
Цель: Сформировать понятие о краеведении как о комплексном изучении Хабаровского края на основе географической компоненты.
— обеспечить в ходе занятия усвоение следующих основных понятий: что изучает краеведенье и чем занимаются краеведы;
— познакомить с достопримечательностями Хабаровского края;
— познакомить учащихся с геральдикой своего края.
— развитие умений анализировать;
— выявлять причинно-следственные связи;
— создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
— формировать научное мировоззрение.
— повысить интерес к изучению малой Родины;
— содействовать формированию у учащихся патриотических чувств к своей Родине;
— способствовать любви к родному краю.
1. Организационный момент (5-10 мин.).
2. Актуализация знаний (7-10 мин.).
3. Объяснение нового материала (30-45 мин.).
4. Динамические паузы (2-5 мин.)
5. Закрепление материала (10-15 мин.)
6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
1. Организационная часть.
На наших занятиях мы будем изучать наш Хабаровский край. Мы все очень любим свой родной край. Все ли вы наблюдали за тем, как меняется природа в разное время года? Какие животные и растения есть в Хабаровском крае?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Педагог : сегодня мы начинаем изучение нового для вас понятия «Краеведение». Познакомимся с объектами, задачами и направлениями данной науки!
2. Изучение нового материала. Актуализация знаний и умений:
Педагог : Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.
Краеведение, это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города).
А кто такие краеведы? (слайд 2)
Учащиеся: Большое, красивое, бескрайнее, зелёное и т.д.
Педагог : Все большие молодцы, мне очень захотелось побывать на вашей планете и в вашем городе. Сейчас мы отдохнем и продолжим.
3. Динамическая пауза
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
Педагог: Цвета флага Хабаровского края означают:
Белый — символ чистоты, добра, скромности, безоблачного мирного неба и чистоты помыслов жителей Хабаровского края;
голубой — символ красоты, мягкости, величия, обширных водных ресурсов Хабаровского края;
зелёный — символ надежды, радости, изобилия, уникальной флоры и фауны Хабаровского края, «бескрайнего моря тайги».
При исполнении герба применены три геральдических цвета и два цвета металла (драгоценного и благородного):
• красный символизирует храбрость, мужество, неустрашимость;
• голубой — символ красоты, мягкости, величия;
• черный символизирует благоразумие, смирение, печаль;
• золото — символ богатства, справедливости, великодушия;
• серебро — символ чистоты, добра, независимости.
Герб Хабаровского края является своеобразным памятником истории и культуры края, отражает природно-климатическую особенность края и основную направленность традиций населения дальневосточного региона. Медведь изображён «вооруженным», о чем говорят раскрытая пасть, червленые глаза и язык, и символизирует мощь и неприкосновенность дальневосточных рубежей России.
А теперь взгляните на флаг и герб нашего города Комсомольска-на-Амуре (слайд 4).
Что вы думаете о них? Почему такие цвета и кто изображён гербе?
· жёлтый — цвет солнца, энергии, богатства. Символизирует процветание города Комсомольска-на-Амуре, в том числе спортивные достижения жителей, а также успехи в области науки, культуры и искусства;
· голубой (небесный) — символ красоты, мягкости, величия. В данном случае символизирует воды могучей реки Амур, а также развитую структуру воздушного и водного транспорта.
· зелёный (зелень) — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует вечно молодой дух города, а также необъятные таёжные просторы. Район Комсомольска-на-Амуре славится лесными ресурсами, богатыми запасами реликтовых растений.
В центральной части голубого цвета размещаются элементы герба города Комсомольска-на-Амуре. В центре щита фигура молодого человека. Он в рабочей одежде строителя. Лицо юноши открыто всем ветрам. Мощным размахом сильных рук юноша-строитель раздвигает вековую тайгу. У ног юноши — синь и белые барашки волн таёжной реки Амур. Над синей гладью восходит золотое (жёлтое) солнце, устремляясь лучами ввысь. Герб является памятником первым строителям города, прибывшим на дикий берег Амура 10 мая 1932 г. и символизирует вечно молодой дух города.
А теперь, давайте обратим свое внимание на достопримечательности нашего края. (Слайд 5) Амурские столбы– памятник природы местного значения, расположенный в нижнем течении реки Амур, в 400 км от Хабаровска и по праву считаются первым чудом Хабаровского края. До сих пор не утихают споры о происхождении Амурских столбов. Их человекоподобные формы, огромные размеры и ровные углы заставляют задуматься о многом.
Памятник природы краевого значения «Силинский лес» был основан в 1997 году в самом центре Комсомольска-на-Амуре. Первостроители специально оставили часть нетронутой уссурийской тайги, чтобы каждый горожанин мог по-настоящему окунуться в ее чарующую атмосферу, не покидая пределов города.
Дети, а кто знает название нашей самой большой и знаменитой реки?
Учащиеся: отвечают (путают с кувшинками)
Педагог : Разница между кувшинкой и лотосом в том, что:
· У большинства видов пестик не выступает высоко
· Пестик выступающий, бочонковидный
· Листья с белесоватым налетом
Лотосовые озера. Находятся в разных районах края. Самые популярные озёра: Цветочное, Бархатное, Лончаково. Всего несколько дней в конце июля и в начале августа можно увидеть, как цветут лотосы Комарова. Водная гладь покрывается цветками, создавая неповторимое природное полотно. С этим явлением связано немало легенд и преданий. Якобы, если посмотреть на лотос в период распускания бутонов – будешь удачлив весь год.
Еще в нашем крае есть очень красивое место, горный хребет Дуссе-Алинь (слайд 8) Горный хребет протяжённостью 150 км. Наивысшая точка – 2,1 тысячи метров. Поскольку большая часть территории удалена от цивилизации, здесь сохранилась первозданная природа. В 1987 году был образован Буреинский заповедник, где имеется образцовый участок горной тайги. Помимо Дуссе-Алинь украшением этих мест является озеро Медвежье, расположившееся на склонах хребта. Оно не только горное, но и ледниковое. Водоём как будто запечатан с трёх сторон в каменном мешке. Водная гладь голубая и чистая. Туристы могут посещать территорию только в группах с сопровождением работников заповедника.
5. Самостоятельная работа учащихся «рисунок».
Педагог : Ребята, а каким видите наш Хабаровский край? Давайте вы изобразите (нарисуете) его на листке бумаги. Возможно, кому-то из вас больше всего нравятся наши красивые сопки, а кто-то захочет нарисовать реку или деревья.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Делаем мини-выставку готовых работ.
Педагог: Какие замечательные у вас получились рисунки! Как вы разнообразно видите свой родной край. Сегодня, ребята, на занятии вы узнали, что изучает краеведенье и наглядно показали каким вы сами видите свой родной Хабаровский край! Мне очень с вами понравилось заниматься. А вам понравилось?
Педагог : Я уже с нетерпением жду следующих занятий, на них вы узнаете еще больше о наших местных красотах, реках, озерах, лесов и их обитателей!