Для чего на электровозах предназначены электропневматические контакторы
Электропневматический контактор.
Электропневматические контакторы предназначены для включения и отключения силовых цепей электровоза. Электропневматические контакторы всех типов одинаковы. Электропневматический контактор типа ПК-96 состоит из : изоляционного стержня, на котором в верхней части закреплён узел неподвижного контакта. Узел неподвижного контакта состоит из: кронштейна, дугогасительной катушки, главного и дугогасительного контакта. В средней части стержня закреплён узел подвижного контакта, состоящий, из кронштейна, на котором шарнирно установлен рычаг с контактодержателем главного и дугогасительного контакта. Рычаг через изоляционную тягу связан со штоком пневматического привода, который установлен в нижней части стержня. Пневмопривод состоит из: цилиндра, внутри которого установлен шток, поршень, возвратная пружина. На цилиндр устанавливается электромагнитный вентиль. Силовые контакты закрыты дугогасительной камерой выполненной в виде двух прессованных боковин из дугостойкого материала. На выходе камеры установлены пламягасительные решётки. На корпусе пневмопривода с электромагнитным вентилем установлены блокировочные контакты, которые получают привод от изоляционной тяги через поводок. Электропневматические контакторы могут иметь одну пару силовых контактов, а также могут не иметь системы дугогашения.
Дугогасительные контакты предназначены для коммутации силового тока.
Электропневматические контакторы подразделяются по назначению:
51…54 – ЛК для подключения ТЭД;
65…76 – контакторы шунтировки поля ТЭД;
|
46, 47 цепей реостатного тормоза.
Все эти контакторы имеют разновидности, т.е. применяются контакторы с двумя парами силовых контактов, с дугогашением и без дугогашения, с общим пневмоприводом.
Переключатель ПКД-142.
На электровозе ВЛ-80 с ПКД-142 применяются как реверсоры (63, 64 Р) и тормозные переключатели (49, 50 ТП).
Реверсор служит: для изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей с целью изменить направление движения электровоза.
Тормозной переключатель служит: для переключения схемы электровоза (силовой) из режима «тяга» в режим «тормоз» и наоборот.
Переключатель состоит из: каркаса, кулачкового вала, силовых контактов, узла блокировочных контактов и пневмопривода.
Каркас состоит из: двух стальных панелей стянутых четырьмя шпильками.
Кулачковый вал перемещается от пневмопривода и на нём посажены четыре текстолитовые кулачковые шайбы.
Неподвижные силовые контакты расположены на текстолитовых контактодержателях и закреплены в задней части переключателя.
Подвижные контакты расположены на коромыслах и переключаются при помощи кулачкового вала. От кулачкового вала через две текстолитовые шестерни передаётся привод на узел блокировочных контактов.
Пневмопривод состоит из двух электропневматических вентилей и пневмоцилиндра.
Вентили имеют следующие назначения:
для реверсоров – 63,64 – ВП; 63, 64 – НЗ;
для тормозных переключателей – 49, 50 – тяга; 49, 50 – тормоз.
Главный контроллер ЭКГ 8Ж.
Главный контроллер служит для переключения вторичных тяговых обмоток трансформатора с целью регулирования напряжения на ТЭД, а в конечном итоге для регулирования скорости движения электровоза.
а1-х1 не регулируемая обмотка, напряжение идёт только в одну сторону. 1-01 – регулируемая обмотка, напряжение с 1 по 17 позицию идёт встречно напряжению обмотки а1-х1, поэтому напряжение 1-01 отнимается от напряжения а1-х1. С 18 по 33 позицию напряжение 1-01 идёт одинаково напряжению а1-х1, поэтому напряжения плюсуются.
На первой позиции работают обе обмотки встречно, полностью на все секции, поэтому напряжения отнимаются, оно будет 58В (638-580=58).
С 5 по 17 позиции исключается из работы и только на ходовых позициях по одной секции 145В обмотки 1-01, напряжение будет 203В (580-145=435, 638-435=203).
На 17 позиции обмотка 1-01 полностью исключается из работы, поэтому напряжение будет 638В.
С 18 по 33 позицию напряжение в обмотке 1-01 идёт одинаково напряжению обмотки а1-х1 и в работу включается и только на ходовых позициях по одной секции 145В обмотки 1-01, поэтому напряжение на 21 позиции будет 783В (638+145=783). На каждой переходной позиции между ходовыми добавляется по 36В.
Ходовые.
П1- П5 – переходные.
Межходовые.
ЭКГ состоит: из корпуса, 34-х контакторов (силовых), 3-х кулачковых валов для привода контакторов, электродвигателя сервомотора (ССМ), редуктора закрытого и редукторов открытых, узла блокировочных контактов вместе со своими кулачковыми валами, 2-х электропневматических вентилей дутья воздуха. Контролируется установка ЭКГ на позициях по двум лимбам (спереди и сзади) и по указателю позиций на пульте, а также «0» и «ходовые позиции» по сигнальным лампам. Для указателя позиций на ЭКГ установлен сильсин-датчик (СД).
Силовые контакторы разбиты на 3 группы:
4 контактора с дугогашением;
30 контакторов без дугогашения: из них 18 – переключения ступеней, 12 – переключения обмоток.
Редуктор закрытого типа состоит: из корпуса, валов, шестерён, червячной пары, 2 мальтийских крестов. Червячная пара состоит из червяка и колеса. Мальтийские кресты: каждый работает со своим поводком. У первого поводка 2 запрессованных пальца, у второго 1 палец. Для того, чтобы набрать или сбросить одну позицию вал сервомотора делает 15 оборотов, а червячная пара уменьшает их в 10 раз, т.е. червячное колесо совершает 1,5 оборота. Разбиваем их на три этапа:
1 этап – поворачиваем на 180 º (пол-оборота): от червячного колеса через вал поворачивается поводок с 2-мя пальцами и приводит во вращение первый мальтийский крест. От него через вал и шестерни приводится во вращение кулачковый вал контакторов с дугогашением. При повороте этого вала один из контакторов размыкается. Второй мальтийский крест остаётся на этом этапе неподвижным, т.к. его поводок с одним пальцем не доходит до креста.
2 этап – следующие 180 º (пол-оборота): первый мальтийский крест вращается, также вращается вал контакторов с дугогашением, но никаких переключений не происходит. Второй мальтийский крест от своего поводка приводится во вращение и от него через вал и шестерни передаётся привод сначала на вал контакторов ступеней, а затем на вал контакторов обмоток. При этом один контакторов может замкнуться, а второй размыкается.
3 этап – следующие 180 º (пол-оборота): от первого мальтийского креста передаётся привод на вал контакторов с дугогашением и тот же контактор замыкается. Валы контакторов ступеней и обмоток на этом этапе неподвижны.
Работа ТЭД на позициях.
Позиция.
Включены: А, Б, В, Г, 11, 15, 32, 33, 36, 37.
I полупериод: +а1→ руб.81→ ВУ61→ цепи 1 и 2 ТЭД (ТП49→ руб. ОД2→ Р63→ К2(обмотка возбуждения) → Р63→ ТП49→ якорная обмотка 2-го ТЭД→ РП2→ ЛК52, и аналогично для цепи 1-го ТЭД) → СР55→ ВУ61→ руб.81→ ПР25→ конт. А, 11→ обмотка 1-01→ конт.32, 33→ обмотка – х1.
На этой позиции нерегулируемая и регулируемая обмотки включены встречно, поэтому напряжение, которое подводится к ТЭД, рассчитывается: 638 – 580 =58В.
Позиция.
Дополнительно включается контактор 22,который совместно с контактором 11 замыкают накоротко обмотку 1 – 2. Причём переключение происходит только с левой стороны, и вступает в работу переходной реактор ПР25, который имеет следующее назначение: ограничивает ток короткого замыкания в цепи секции 1 – 2; является делителем напряжения. В результате напряжение на ТЭД увеличивается ≈ 36В.
Позиция.
На правых обмотках дополнительно включается контактор 26, который совместно с контактором 15 закорачивает секцию 5 – 6. Напряжение на ТЭД увеличивается ещё ≈ 36В.
Позиция.
Отключается контактор 11, включается контактор 12 на левых обмотках и секция 1 – 2 из схемы выключается. Напряжение увеличивается ещё ≈ 36В.
Позиция.
Выключается контактор 15,включается контактор 16и из правой стороны выключается секция 5 – 6, и напряжение увеличивается ещё ≈ 36В, т.е. по сравнению с первой позицией напряжение увеличилось на 145В.
Позиция.
Отключаются дополнительно секции 2 – 3 с левой стороны, 6 – 7 с правой стороны. Напряжение увеличивается ещё на 145В.
Позиция.
Отключаются дополнительно секции 3 – 4 с левой стороны, 7 – 8 с правой стороны. Напряжение увеличивается ещё на 145В.
Позиция.
Дополнительно отключаются секции 4 – 01 с левой стороны, 8 – 02 с правой стороны, т.е. регулируемые обмотки, отключены полностью и к ТЭД подводится напряжение нерегулируемых обмоток, т.е. 638В.
После 17 позиции:
происходит переключение контакторов ЭКГ, которые нерегулируемые и регулируемые обмотки включают на согласованную работу, т.е. ток по этим обмоткам будет протекать в одном направлении, поэтому напряжение обмоток будет суммироваться.
Позиция.
Включаются секции 1 – 2 с левой стороны, 5 – 6 с правой стороны. Напряжение увеличивается на 145В.
Позиция.
Дополнительно включаются секции 2 – 3 с левой стороны, 6 – 7 с правой стороны. Напряжение увеличивается ещё на 145В.
Позиция.
Дополнительно включаются секции 3 – 4 с левой стороны, 7 – 8 с правой стороны. Напряжение увеличивается ещё на 145В.
Позиция.
Дополнительно включаются секции 4 – 01 с левой стороны, 8 – 02 с правой стороны, т.е. полностью включены регулируемые обмотки. Напряжение ещё увеличивается на 145В. Общее напряжение составляет: 638 + 580 = 1218В.
ЭКГ имеет позиции: фиксированные и нефиксированные.
К фиксированным позициям относятся те позиции, которые обозначены только цифрами. Из них позиции 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33 – ходовые, на них можно работать длительное время. Остальные позиции называются не ходовыми, потому что на них секции регулируемых обмоток закорачиваются накоротко, и длительное время на них работать нежелательно (до 30 минут).
К нефиксированным позициям относятся: П1, П2, П3, П4, П5 и их называют переходные. Они нужны для того, чтобы контакторы ЭКГ переключили нерегулируемые и регулируемые обмотки на встречную работу – П1 или согласованную работу П1…П5.
Контроллер машиниста.
Служит для дистанционного управления электровозом. Состоит из: каркаса, 3-х барабанов: главного, реверсивного и тормозного; задатчика тормозной силы и сельсин датчика цепей торможения. Каждый барабан состоит из кулачкового вала, контактов и рукоятки. Задатчик тормозной силы – это переключатель, рукоятка которого выведена на верхнюю панель.
Реверсивный вал.
Реверсивный вал поворачивается при помощи своей рукоятки, которая имеет следующие положения:
ПП – назад;
О– нулевое;
ПП – вперёд;
|
Главный вал.
Главный вал управляется своей рукояткой, которая имеет следующие положения:
БВ – быстрое выключение;
О – нейтральное;
АВ – автоматическое выключение;
РВ – ручное выключение;
ФВ –фиксация выключения;
ФП – фиксация пуска;
РП – ручной пуск;
АП –автоматический пуск.
Положения БВ и АП с самовозвратом, остальные положения фиксированные.
Тормозной вал.
Тормозной вал управляется своей рукояткой, которая имеет следующие положения:
О – нейтральное;
П – подготовка торможения;
ПТ – предварительное торможение;
Торможение – зона торможения;
Все положения фиксированные. В зоне торможения фиксированное только крайнее положение.
Все три вала между собой механически блокированы, чтобы исключить ошибочные действия машиниста.
На электровозах более поздних выпусков контроллер имеет следующие изменения:
1. снят сельсин датчик торможения.
2. вместо задатчика тормозной силы установлен барабан фиксации скорости, который управляется своей рукояткой, которая имеет положения:
О – нейтральное;
ФС – фиксация скорости.
Вал этого барабана установлен соосно с тормозным барабаном.
3. изменена конструкция тормозного барабана и его рукоятка имеет следующие положения:
О – нейтральное;
П – подготовка торможения;
ПТ – предварительное торможение;
1…15 – фиксированные положения в зоне торможения.
Переключатели.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Назначение, устройство и работа электропневматических контакторов
· Электропневматические контакторы предназначены для включения и отключения силовых цепей тяговых двигателей, работающих в различных режимах.
· Применение в таких контакторах пневматического привода с электрическим управлением обеспечивает большое контактное нажатие (15-60 кгс) и надежное соединение участков электрических цепей при токах 350-500 А.
· В зависимости от назначения контакторы называют линейными, мостовыми, тормозными, линейно-тормозными, переходными, ослабления возбуждения.
· Электропневматические контакторы подразделяются по типу:
· ПКУ-1 – в основном аналогичен контактору ПК-350В;
· 1КП-003; 1КП-005 (однополюсный) – модернизированный контактор ПКУ;
· ПК-12А, ПК-22А – устанавливают на электропоездах ЭТ2М.
· При подаче питания на катушку вентиля сжатый воздух поступает в цилиндр, изолятор с контактным держателем начинает движение вверх и замыкаются дугогасительные контакты.
· При дальнейшем движении изолятора контактный держатель поворачивается на оси и происходит замыкание главных контактов, размыкание дугогасительных контактов и сжатие контактной пружины, сжатие пружины внутри пневматического привода.
· При снятии питания с катушки эл.пневматического вентиля, под действием пружины поршень вместе с изолятором начинает движение вниз.
· В результате замыкаются дугогасительные контакты, включая соединенную с ними последовательно дугогасительную катушку.
· При дальнейшем движении изолятора вниз происходит размыкание дугогасительных контактов.
· Возникающая электрическая дуга растягивается, переходя на дугогасительные рога.
· Дуга, занимая все больший объем дугогасительной камеры, охлаждается, соприкасаясь с ее перегородками, и гаснет.
· В блокировочном устройстве могут быть применены герконы.
· При движении изолятора вверх, геркон оказывается в поле действия постоянного магнита и контакты его замыкаются.
Основные технические данные контактора 1ПК-005
Номинальное напряжение, В………………………..3000
Наибольшее напряжение, В………………………….4000
Номинальный ток в силовой цепи, А …………….400
Раствор главных контактов, мм ………………… 28-32
Раствор дугогасительных контактов, мм ………..7-9
Конечное нажатие, кгс
Главных контактов ………………………….14-18
Номинальное давление воздуха, кгс/см2 …………. 5
Электропневматические и электромагнитные контакторы
Электропневматические кот акторы ПК. Назначение и технические данные. Пневматические контакторы предназначены для замыкания и размыкания силовых цепей электровоза. Их основные технические данные следующие:
Номинальное напряжение Номинальный ток:
контакторов ПК-06-ПК-11, ПК-14-ПК-19
контакторов ПК-21-ПК-26, ПК-31-
ПК-36, ПК-41-ПК-46 Номинальное давление сжатого воздуха для работы пневматического привода Номинальное напряжение цепи управления Номинальный ток блокировочных пальцев Тип дугогасительной камеры:
Начальное контактное нажатие
Конечное контактное нажатие, не менее
Нажатие блокировочных пальцев
Наименьшее давление сжатого воздуха, при котором аппарат должен четко работать Испытательное давление сжатого воздуха для проверки привода на утечку Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин: силовой цени цепи управления
трехщелевая лабиринтно-ще-левая 24-27 мм 10-12 » 34-49 Н 265 » 9,8-24,5 Н
Конструкция и принцип действия. На изолированном стержне 1 (рис. 30-33) укреплен кронштейн неподвижного контакта, к которому присоединен один конец дугогасительной катушки (на рис. 31 изображен контактор без дугогашения) и закреплен неподвижный контакт 2. На том же стержне укреплен кронштейн подвижного контакта 3, который соединен шарнирно с рычагом, несущим подвижной контакт и его притирающую пружину. Рычаг соединен с изоляционной тягой, связанной со штоком пневматическо-
Рис. 30. Электропневматический контактор ПК-06 (ПК-07-ПК-П): 1-стержень; 2-контакт неподвижный; 3-контакт подвижной; 4-камера дугогасительная; 5-тяга изоляционная; б-блокировка; 7-привод пневматический; Я и 10-кронштейны подвижного и неподвижного контактов; 9-рычаг; 1/катушка дугогасительная
го привода. Внутри цилиндра помещены поршень и выключающая пружина.
На нижнем и верхнем кронштейнах укреплена дугогасительная камера. Различия в приводе и блокировочных устройствах электропневматических контакторов можно уяснить из рис. 34 и табл. 3 и 4.
Дугогасительная камера трехщелевого типа состоит из двух ас-бестоцементных стенок и двух внутренних асбестоцементных перегородок, скрепленных болтами. Внутри камеры имеется дугогаси-тельный рог. Снаружи камеры расположены полюсы для проведения магнитного потока в зону гашения дуги. Полюсы плотно прилегают к сердечнику дугогасительной катушки; от асбестоцементных стенок камеры полюсы изолированы текстолитовой изоляцией.
Дугогасительная камера лабиринтно-щелевого типа состоит из двух боковин, спрессованных из кремнийорганического изоляционного материала. Лучи обеих боковин камеры образуют лабиринт,
Рис. 32. Электропневматический контактор ПК-21 (ПК-22-ПК-26): 1-/1 то же, что и на рис. 30
создающий благоприятные условия для быстрейшего гашения дуги. В стенках камеры имеются углубления, где помещены стальные полюсы.
При возбуждении катушки электромагнитного вентиля или переключении клапанов вручную с помощью кнопки сжатый воздух поступает в цилиндр пневматического привода, перемещая подвижные детали контактора до полного включения силовых контактов. При этом переключаются блокировочные пальцы. При выключении питания катушки вентиля сжатый воздух выходит из цилиндра через корпус вентиля и подвижные детали контактора под действием выключающей пружины возвращаются в исходное положение.
Исполнение привода (см. рис. 34)
Исполнение привода (см. рис. 34)
Примечания. 1. Знак « + » означает наличие указанной особенности привода или принадлежность к исполнению.
2. Знак « — » означает отсутствие указанной особенности.
3. Контакторы с пневматическими приводами исполнения I и II применяются с блокировками согласно табл. 4
Тип Положение блокировки для Тип Положение блокировки для блокировки отключенного контактора блокировки отключенного контактора
Б-1Б-1 Б-1Б-3 Б-1Б-4 Б-1Б-5 Б-1Б-6 Б-1Б-7 Б-1Б-8
Б-1Б-14 Б-1Б-15 Б-1Б-19 Б-1Б-22 Б-1Б-23 Б-1Б-25 Б-1Б-29
Продолжение табл. 4
Положение блокировки для отключенного контактора
Тип Положение блокировки для блокировки отключенного контактора
Контакторы ПК-14-ПК-19 в отличие от остальных контакторов не имеют лугогасительных устройств (см. рис. 31).
Электромагнитный контактор МК-310Б. Назначение и технические данные. Контактор МК-310Б (рис. 35) предназначен для включения и выключения вспомогательных машин электровоза. Основные технические данные контактора следующие:
Номинальное напряжение силовой цени 3000 В Номинальный ток контактора МК-310Б-34
Номинальное напряжение цепи управления 50 В
Номинальный ток блокировочных контактов 5 А
То же включающей катушки 0,65 А
Разрыв контактов 30-34 мм
Провал контактов 7 9»
Начальное нажатие контактов 7,8-12,7 Н
Конечное нажатие контактов 17,6-26,5 »
Разрыв блокировочных контактов не менее 3 мм
Провал блокировочных контактов 3 мм
силовой цепи 9500 В цепи управления 1500 » Контактор должен нключаться при напряжении на зажимах включающей катушки 30 » Масса 28,4 К1
Конструкция и принцип действия. Все узлы контактора собраны па ярме включающей катушки 4, которое служит основанием. Между двумя стальными полюсами ярма включающей катушки шарнирно укреплен якорь 5 с изоляционным рычагом 6, на верхнем конце которого закреплен подвижной контакт 12 с притирающей пружиной 9. Выключающая пружина 8 одним концом
Дугогасительная камера состоит из двух боковых асбесто-цементных стенок и двух асбе-стоцементных перегородок, скрепленных болтами. По бокам камеры расположены полюсы для проведения магнитного потока в зону гашения дуги. Полюсы прилегают к сердечнику дугогасительной катушки. В камере закреплен второй дугогасительный рог. Камера закреплена на контакторе с помощью штыря и защелки.
Включение контактора происходит под действием электромагнитных сил включающей катушки при протекании по ней тока, выключение контактора происходит при размыкании цепи включающей катушки под действием усилия выключающей пружины.
Контакторы МК-310 изготовляют как без блокировок, так и с блокировками. Неподвижные контакты блокировок расположены между изоляционными стенками. Подвижные контакты крепят к якорю.
Электромагнитный контактор МК-15-01. Назначение и технические данные. Контактор МК-15-01 (рис. 36) предназначен для включения и выключения электрических печей отопления. Основные технические данные контактора следующие:
Номинальное напряжение силовой цепи Номинальный ток продолжительного режима Напряжение цепи управления Разрыв контактов Провал контактов Нажатие контактов
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания изоляции в течение 1 мин: силовой цепи цепи управления
Контактор должен надежно включаться при напряжении на зажимах включающей катушки
Конструкция и принцип действия. Контактор МК-15-01 рассчитан на меньший ток, чем МК-310Б, и конструктивно отличается от него контактной системой, обеспечивающей двукратный разрыв цепи тока, и отсутствием дугогасительного устройства. Для предотвращения перебросов дуги при разрыве тока контакты защищены асбестоцементными перегородками. Принцип действия аналогичен контактору МК-310Б.
Контакторы МКП-23А и МКП-23В. Назначение и технические данные. Контакторы МКП-23А и МКП-23В предназначены для автоматического закорачивания пусковых резисторов двигателя преобразователя и двигателя вентилятора при пуске.
Конструкция и принцип действия у контакторов МКП-23А и МКП-23В одинаковые. Однако они имеют разные по значению пусковые и рабочие токи. Соответственно этому и катушки контакторов отличаются своими техническими данными (приложение 3).
По внешнему виду контакторы МКП-23А и МКП-23В (рис. 37, а) отличить невозможно, поэтому, как правило, катушки контактора МКП-23А окрашивают черным глифталевым лаком, а МКП-23В-красной глифталевой эмалью.
Рис. 37. Контактор МКП-23А (МКП-23В) (а) и схема его включения (б)
Имеется различие и в схеме включения контакторов в цепь двигателей. Контактор МКП-23А подключают в цепь двигателя преобразователя (рис. 37, б) так, что его катушка 4 в этом случае будет удерживающей, а катушка 3-включающей. Контактор МКП-23В подключают к двигателю вентилятора так, чтобы у него катушка 3 была удерживающей, а 4-включающей. Основные технические данные контакторов следующие:
Ток замыкания контактов (уставка):
Ток отпадания контактов:
Нажатие контактов конечное
Напряжение переменного тока частотой 50 Гц
для испытания изоляции в течение 1 мин
Конструкция и принцип действия. Контактор (см. рис. 37, а) состоит из включающей 3 и удерживающей 4 катушек, магнитоировода 5 и якоря 2, который шарнирно связан с подвижным контактом. Неподвижный контакт и магнитопровод с катушками укреплены на асбестоцементной панели 1.
Сердечник удерживающей катушки контактора представляет собой тонкостенную втулку, в которую с одной стороны входит
4о якорь, а с другой ввертывают регулировочный винт; таким образом, в цепи магнитопровода образуются два воздушных зазора: рабочий А и регулировочный Б.
При прохождении тока через катушки на якорь действуют их магнитные потоки рабочего и регулировочного зазоров. При большом токе в катушках основная часть магнитного потока из-за насыщения полого сердечника замыкается через регулировочный зазор.
Усилие магнитного потока в рабочем зазоре при этом бывает недостаточным для замыкания контактов.
Когда ток в катушках снижается, электромагнитные усилия в регулировочном зазоре значительно уменьшаются, так как поток замыкается по пути наименьшего магнитного сопротивления через полый стальной сердечник удерживающей катушки; под действием притягивающих усилий магнитного потока в рабочем зазоре контакты замыкаются, шунтируя пусковой резистор и включающую катушку контактора. Контакты размыкаются при разрыве цепи удерживающей катушки или при снижении тока в ней до 7 А и ниже.
Для того чтобы контактор не включался при нарастании тока во время пуска при достижении уставки, поставлен короткозамк-нутый медный виток.
Быстродействующий контактор БК-2Б. Назначение и технические данные. Быстродействующий контактор (рис. 38) предназначен для защиты тяговых двигателей от коротких замыканий при рекуперативном режиме. Контактор изготовлен по чертежу 5852А-00-00, разработанному ПКБ ВНИИЖТ. Основные технические данные контактора следующие:
Собственное время отключения контактора,
Ток часового режима
Нажатие силовых контактов, не менее
Разрыв силовых контактов
Номинальный ток продолжительного режима
Ток отпадания якоря
Номинальный ток блокировочных контактов
Разрыв блокировочных контактов
Провал блокировочных контактов
Номинальное напряжение блокировочных
Напряжение неременного тока частотой 50 Гц
для испытания изоляции в течение 1 мин:
Конструкция и принцип действия. Для изготовления контактора БК-2Б применены отдельные узлы и детали контактора КВЦ-2А. Все узлы контактора крепят на изоляционном стержне 2 прямоугольного сечения с помощью двух кронштейнов 3 и 8. На оси 4, укрепленной в верхнем кронштейне, свободно вращаются подвижной контакт 5 и электромагнитный привод 6. Якорь 1 1 электромагнитного привода укреплен на оси в подвижном контакте. Подвижной контакт с якорем отжимается от электромагнитного привода пружиной 1 и опорной крестовиной 15 до упора в амортизатор 12. Электромагнитный привод в свою очередь опирается на изоляционный стержень. Для предохранения от повреждения изоляции и смягчения ударов при отключении привода на последнем предусмотрен амортизатор. Дугогасительная катушка 14 с полюсами укреплена в верхнем кронштейне.
В нижнем кронштейне укреплен неподвижный контакт 10. Для обеспечения нормального расстояния между контактами и положения контакта в дугогасительной камере предусмотрена возможность вертикального перемещения неподвижного контакта.
Дугогасительная камера 13 закреплена к верхнему кронштейну и неподвижному контакту. Под нижним кронштейном смонтированы контакты блокировки 9. При включении катушек электромагнитного привода якорь втягивается в магнитопровод и замыкает подвижной контакт с неподвижным. В то же время перемещающийся вниз шток со стержнем замкнет контакты блокировки. Для обеспечения надежного контакта при замыкании силовых контактов между якорем и магнитопроводом остается зазор 2,5-4 мм, который выбирается подтягиванием электромагнитного привода к якорю.
Усилие отключающих пружин регулируют болтами. Разрыв контактов 10-15 мм, а также расстояние между якорем и магнитопроводом 8_, мм регулируют изменением толщины амортизатора 12 и амортизатора на электромагнитном приводе. Концы силовой цепи подводят к специальным угольникам, укрепленным на неподвижном контакте, и центральной шине 7 электромагнитного привода. При замкнутых контактах силовой ток идет по следующей цепи: нижний кронштейн, неподвижный контакт, подвижной контакт, гибкий провод подвижного контакта, верхний кронштейн, дугогаси-тельная катушка, гибкий провод дугогасительной катушки, шины, проходящие через магнитопровод, выводная шина.
Отключение контактов силовой цепи осуществляется путем обе-сточивания катушек электромагнитного привода, при этом под действием отключающих пружин подвижной контакт отходит от неподвижного. Дуга гасится в дугогасительной камере.
Контактор вспомогательных цепей КВ1Д-2А. Назначение и т е х н и ч е с к и.е данные. Контактор КВЦ-2А (рис. 39) служит для включения и отключения вспомогательной цепи электровоза. Основные технические данные контактора следующие:
Номинальное напряжение 3 ООО В
Номинальный ток продолжительного режима 75 А Номинальное напряжение катушки привода с добавочным резистором 30 Ом 50 В
Номинальное напряжение блокировочных контактов 50 »
Номинальный ток блокировочных контактов 5 А
Разрыв силовых контактов 10-13 мм
Провал силовых контактов 4-6 »
Нажатие силовых контактов:
начальное 29,4 34,3 Н
Продолжительность включения катушки привода без добавочного резистора, не более 30 с Наименьшее напряжение для включения привода без добавочного резистора 30 В Время отключения при разрыве цепи катушек привода, находящихся под напряжением 50 В 0,043 с Контакты должны отключаться одновременно. Отставание одного контакта от другого, не более 0,5 мм
Разрыв блокировочных контактов, не менее 3 мм
Провал блокировочных контактов 2 3» Конечное контактное нажатие блокировочных контактов (на мостик) 1,47-1,96 Н Напряжение переменного тока частотой 50 Гц для испытания в течение 1 мин:
силовой цепи• 9 500 В
цепи управления 1 500 »
Конструкция и принцип действия. Контактор КВЦ-2А представляет собой электромагнитный контактор, имеющий двойной разрыв контактов для облегчения дугогашения. Контактор выполнен из двух контакторных элементов, соединенных последовательно, привода и дугогасительного устройства.
Контакторный элемент состоит из верхнего 1 (см. рис. 39) и нижнего 9 кронштейнов, собранных на изоляционном стержне 4. На верхнем кронштейне, выполняющем роль дугогасительного рога, укреплены неподвижный контакт 2 и дугогасительная катушка. Нижний кронштейн шарнирно связан с рычагом, несущим подвижной контакт 10 и его пружину. Подвижной рычаг соединен с приводом прессованной изоляционной тягой 8. Привод контактора электромагнитный, плунжерного типа, общий на оба контакторных элемента.
Каждый контакторный элемент имеет свою дугогасительную камеру 11 лабиринтно-щелевого типа, взаимозаменяемую с камерами электропневматических контакторов и контакторными элементами группового переключателя.
При возбуждении катушки привода якорь 5, преодолевая сопротивление выключающей пружины, вес подвижных частей и усилие контактных пружин, перемещается вверх до упора в электромагнитный привод 6, и контактор включается. При коротком замыкании во вспомогательной цепи электровоза цепь катушек привода разрывается контактами дифференциального реле вспомогательных машин, и контактор выключается. Контактор имеет низковольтную блокировку мостикового типа.