Для чего на крыше машины плавник
Зачем автомобилю нужен «плавник» на крыше
В последнее время плавник на крыше разных марок автомобилей встречается достаточно часто. Впервые с его помощью было украшено авто еще в момент создания первых моделей.
Считалось, что с помощью такого своеобразного украшения получится добиться хорошей аэродинамичности и устойчивости транспортного средства.
«Плавник» на крыше: зачем его крепят?
На сегодняшний день плавник на крыше достаточно распространенный элемент, который используют в дизайнерском оформлении автомобиля. Особой популярностью, он пользовался в середине прошлого века. На многих моделях «плавник» устанавливается и по сей день. Но многие автовладельцы даже не задумываются об истинном предназначении данного элемента и не редко задаются вопросом: а для чего он нужен?
Важно! «Плавники» на крыше автомобилей изначально крепились для того, чтобы улучшить аэродинамические показатели и предотвратить разбалансировку во время движения.
Впервые подобные детали стали появляться на транспортных средствах еще в 30х годах прошлого века. Самыми первыми моделями были чешские «Татры». С самого начала своего создания плавник был не только своеобразным украшением, но и выполнял определенные функции. Например, в чешских марках автомобилей он в значительной степени улучшал аэродинамические свойства, а так же обеспечивал устойчивость задней части машины, не давая ей «гулять» во время поездки. Причина возникновения разбалансировки крылась в том, что мотор устанавливался в задней части.
Однако особая популярность «плавника» пришла в середине прошлого века, в США. Помимо того, что он улучшал аэродинамические показатели, деталь еще и украшала, делая машину более стильной и спортивной. Тренд на такой декор продержалась аж до 70х годов прошлого века, пока постепенно не отошел в сторону, а популярность «плавников» не стала сходить на нет.
Важно! Плавники стали использоваться инженерами немецкой компании ВМW, чтобы спрятать там радиотехническое оборудование. Данная конструкция также защищала его от неблагоприятных погодных условий.
Но очередное перерождение элемента произошло в конце 20 века. Известная немецкая компания ВМW додумалась до того, чтобы спрятать в «плавнике» выступающее радиотехническое оборудование. Они так же стали выполнять защитную функцию, которая позволяла водителям не отвлекаться на техническое обслуживание антенны.
Сегодня же водители прячут в таких небольших конструкциях антенны сотовой и радиосвязи, а так же некоторые приемники, которые принимают сигналы от спутников GPS. Все это стало возможным благодаря развитию радиотехники.
Если есть желание прикрепить к крыше своего автомобиля подобный предмет, то его запросто можно приобрести на любом рынке, специализирующемся на автомобильных деталях. Широкий ассортимент порадует своими разными формами, цветовой гаммой и размерами – все это позволяет клиентам подобрать для себя оптимальный вариант.
Зачем нужен «плавник» на крыше машины
В привычном виде «акулий плавник» (Shark Fin) появился на премиальных моделях, а сейчас такая роскошь стала обычным делом и на наших «Ладах». Однако нечто подобное можно было видеть еще в тридцатые годы прошлого века на старых спорткарах — например, советском ГАЗ-А-Спорт или чешских Tatra Т77 и Т85. По мнению конструкторов такой элемент на крыше автомобиля служил аэродинамическим килем и способствовал обретению машиной дополнительной устойчивости. Да и выглядело это по тем временам впечатляюще.
Уже в середине 1950-х мировой автопром захлестнула волна автомобильного дизайна, известного как «детройтское барокко» или «плавниковый стиль». Ветер дул из-за океана, где новые модели стремительно обрастали остроконечными хвостовыми килями, напоминающими авиационное оперение. Автомобили растягивались в длину и превращались в ракеты. Мода на плавники просочилась через железный занавес, и в 1958 году в СССР выпустили знаменитый ГАЗ-13 «Чайка», а в 1959 — ЗИЛ-111 с характерным оформлением экстерьера.
К середине 1960-х мода на «аэростиль» в мировом автопроме практически сошла на нет, но у нас он свирепствовал еще десятилетия.
В настоящее время штатный «акулий плавник» на крыше автомобиля стал жизненно важным «органом», выполняющим функцию полноценной комбинированной антенны, которая принимает не только радиоволны, но также GPS, GSM и ТВ-сигналы. Внутри кожуха спрятаны антенный кабель и плата с усилителем. В отличие от других внешних антенн, «плавник» менее подвержен повреждению во время портальной мойки, а также не так сильно привлекает внимание вандалов, как, например, штыревая или телескопическая разновидности.
Кроме того, он настолько приглянулся автолюбителям, что его готовы устанавливать на автомобиль просто в качестве декоративного элемента. В настоящее время в продаже можно выбрать плавник-пустышку любой формы и размера, а также самых разнообразных цветов. Устанавливается деталь примитивно просто — с помощью двустороннего скотча. Если речь не идет о споркарах, то о ее аэродинамических функциях вряд ли уместно говорить всерьез.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще не так давно «Shark Fin» или «акулий плавник» был только на премиальных моделях автомобилей. Сегодня данный элемент уже совсем не роскошь, а неотъемлемая часть дизайна многих авто. Увидеть его можно почти на каждой машине. В 30-е годы XX века «плавник» можно было созерцать на спорткарах, например на чешских Tatra Т77 и Т85 или отечественном ГАЗ-А-Спорт. Кроме того, что плавник выглядел впечатляюще, конструкторы заявляли, будто бы «Shark Fin» работает аэродинамическим килем, улучшая характеристики авто.
Настоящую популярность «плавники» приобрели в 50-е годы XX века, когда на мир понеслась волна автомобильного дизайна нового поколения. Некоторые прозвали его «детройтское барокко» или «плавниковый стиль». В то время на Западе многие модели машин обросли плавниками разных форм и размеров. Просочилась мода на данный элемент и в СССР. Чтобы поверить в это, достаточно взглянуть на ГАЗ-13 «Чайка» 1958 года или ЗИЛ-111 от 1959 года. Однако, уже к середине 60-х годов прошлого столетия о плавниках позабыли.
Сегодня Shark Fin снова популярны среди конструкторов и дизайнеров. Они стали выполнять строго отведенные для них функции. Дело в том, что в «плавники» прячут комбинированные антенны, которые принимают не только радиоволны, но и GPS, GSM и ТВ сигналы. Такая антенна хороша сразу по нескольким причинам. Во-первых, с ней нет никаких проблем при мойке авто. Во-вторых, она не привлекает внимания тех, у кого «руки чешутся» не по делу. Ну и конечно же, даже сегодня «плавник» все еще отличный декоративный элемент!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Для чего на крыше современных автомобилей ставят загадочный плавник
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Впервые плавники на автомобилях появились еще в 1930-е годы. Сегодня принято считать, что первой машинами с данным дизайнерским элементом были чешские «Татры» с индексами Т85 и Т87. С самого начала акулий плавник был не просто украшением, а важным конструкционным элементом. В частности, в чешских автомобилях он улучшал аэродинамические свойства и не давал задней части машины «гулять» во время поездки из-за разбалансировки, которая неизбежно происходила по причине заднего расположения мотора.
Однако, настоящая популярность к «плавникам» пришла в США в середине прошлого века. Помимо улучшения аэродинамических качеств кузова автомобиля, плавники помогали сделать машину более красивой, стильной, придавали ей спортивный вид. Мода на данный элемент держалась вплоть до 1970-х годов, пока наконец не начала сходить на нет.
Очередное перерождение «акульих плавников» в автопроме произошло уже в конце XX века благодаря немецкой компании BMW, инженеры которой додумались, что такие «плавнички» являются идеальным способом маскировки выступающего радиотехнического оборудования (антенн). Кроме того, плавники выполняют защитную функцию, позволяя водителю лишний раз не отвлекаться на обслуживание антенны.
Сегодня в «акульих плавниках» на крыше автомобиля прячут антенны радио и сотовой связи GMS, а также приемники спутникового сигнала GPS. Возможным такое стало благодаря развитию радиотехнического оборудования и возможности уменьшения габаритов активных антенн в 7-8 раз относительно тех, что использовались в автомобилях еще в 1980-е годы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Плавник акулы на крыше машины — что это и зачем нужно?
Какое устройство скрывается под накладкой в виде акульего плавника?
Что за пластиковый «акулий плавник» установлен на крыше многих современных автомобилей? Это декоративная деталь, или она несет какую-то конкретную функциональную пользу?
И то, и другое. Если «акульего плавника» на крыше нет, а украсить им машину очень хочется, то его можно запросто купить на любом автомобильном рынке или в магазине автозапчастей. Это будет пустая пластиковая накладка, предназначенная просто «для красоты».
Но вообще, настоящий «акулий плавник» – это не «обманка», а полноценная антенна, которая ловит сигналы радио, телевидения, мобильной связи GSM и спутниковой связи GPS. Внутри пластикового корпуса «плавника» расположены туго скрученная в спираль проволока и электроусилители со встроенной платой, питающейся от бортовой электрической сети автомобиля.
Источник изображения: a.d-cd.net
Все мы помним те времена, когда радиоантенны торчали из корпуса автомашины как штыри и были телескопическими – выдвигающимися. Да что там помнить – множество таких автомобилей еще разъезжает по улицам и дорогам.
Потом компания BMW первой начала прятать антенну в пластиковом корпусе аэродинамической формы. Из-за своего вида такая антенна и получила неофициальное наименование Shark Fin – плавник акулы. Она компактная, хорошо защищенная от дождя, снега и ветра.
Но как в небольшом пластмассовом корпусе разместилась антенна, которую раньше надо было телескопически выдвигать на полтора метра вверх? В идеале, антенна должна быть очень большой: равной по размеру длине волны радиосигнала. Тогда она будет принимать его на больших расстояниях и совсем без помех. Например, рации диапазона СВ работают на частоте 27 МГц, где длина волны составляет 11 метров.
Но все популярные FM-радиостанции вещают на коротковолновых частотах: в диапазоне 87,5–108 МГц,и длина их волн составляет порядка 3-х метров. Разумеется, таких длинных конструкций к машине не прикрепить, поэтому радиотехники нашли другое решение. Они установили, что антенна сохраняет уверенный прием, если ее длину сократить ровно в 2 или в 4 раза. Опытным путем было доказано, что длина антенны для автораций должна быть 2,7 м, а для магнитол – 1,5 м. А проволоку такой длины можно свернуть в плотную спираль, чтобы намного сократить размеры антенны.
Источник изображения: drive2.ru
Скрученная проволока в «акульем плавнике» уступает по дальности и качеству приема обыкновенным телескопическим антеннам. Поэтому, в целях компенсации этого недостатка, в дополнение к ней применяется электрический усилитель сигнала со встроенной в него платой, запитанной от автомобильной бортовой электросети. Под «плавником» в крыше машины имеется отверстие для проводов, присоединяющихся к штатной электрике. Приемников-усилителей может быть и несколько: по отдельности для радио, ТВ, GPS и GSM.
В целом, такое техническое решение для антенны получилось очень удачным. Антенны типа «Акулий плавник» ни за что не цепляются, не мешаются при мойке автомашины, не влияют на ее аэродинамику и не привлекают внимания вандалов.
Первые такие устройства еще уступали классическим телескопическим антеннам по дальности и качеству приема волн. Но потом, благодаря современным электроусилителям, они догнали и перегнали их по всем показателям. Поэтому такие антенны и получили заслуженное признание. «Акульи плавники» теперь используют на своих машинах почти все автопроизводители.