Для чего на съемках хлопушка

Суета на площадке, или Для чего во время съемок кинофильмов используется «хлопушка»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Итак, для чего перед каждым дублем во время съемок кино делается заветный хлопок? Быть может все это просто какая-то диковинная традиция? На самом деле нет. Использование хлопушки-нумератора – это обязательное и крайне важное, в первую очередь техническое, действие, без которого нельзя обойтись при производстве фильмов. Хлопушка помогает выполнить несколько важных задач.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Как правило, с хлопушкой работает или помощник режиссера, или второй ассистент оператора. Перед каждой сценой на хлопушку-нумератор наносятся данные о снимаемой сцене и номере дубля, а также некоторая другая служебная информация. Необходимо все это для последующей систематизации отснятого материала и удобства его монтажа. Так как дублей будет скорее всего много, творческому коллективу на монтаже необходимо понимать, какой из них был сделан первым, а какой последним, чтобы выбрать лучший (указанный режиссером).

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Помимо этого хлопушка выполняет еще одну важную функцию. Она помогает съемочной команде в последующем накладывании звуковой дорожки на видеоряд. После заветного хлопка и команды «Мотор!», снимающее видео оборудование и записывающее звук оборудование – полностью синхронизировано. Нужны соответствующие команды и для людей, занимающихся обслуживанием этого самого оборудования на этапе съемки.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Примечательно то, что хлопушка-нумератор появилась вместе с первым звуковым кино и с тех самых пор почти не поменялась. Правда, современные технологии уже позволяют снимать без использования данного приспособления. Поэтому в некотором роде хлопушка действительно остается еще и специфической традицией среди людей данного ремесла.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Чем занимается «хлопушка» в киноиндустрии

В киноиндустрии множество профессий, порой на площадке находятся свыше 100 профессионалов различных сфер. Но самый важный предмет на съемках — это кинохлопушка. Именно с нее начинаются съемки.

Почему же эта профессия так важна и какие функции она выполняет? Начнем с самого предмета — это белая доска с разметкой для записей, сверху расположены две деревянные стыковки с магнитом, которые позволяют открывать и закрывать детали, издавая при этом звонкий хлопок. Данный хлопок обозначает дубль или кадр. За одну сцену можно издать свыше 100 хлопков.

На белой доске располагаются очень важные записи: кадр, дубль, номер сцены, объективы камер, настройки съемки, флеш-накопитель, фильтр, дата съемки и многое другое.

Как вы могли понять, помощник режиссера ведет еще и подсчёт времени сцены, дабы сообщить режиссеру о перехроне или недохроне, что очень важно при съемках.

Так почему же все-таки ассистент? В чем заключается еще ассистирование режиссеру? Все просто! Помощь режиссеру происходит на протяжении всего проекта. Помимо всех записей, работник носит чай, кофе, обеды режиссёру-постановщику, ну и поддерживает хорошее настроение. Раньше это не входило в должность, но сейчас такое есть на каждом проекте. Зачастую помощник режиссера — девушка, что вдвойне приятно главному на площадке.

И это еще не все! Ассистент режиссера находится всегда на площадке у камеры и ставит метки актерам. Это своеобразные черточки на полу из разноцветных тейпов, что помогает актерам попадать и стоять четко в нужном месте в кадре.

Вот такая эта профессия «хлопушки» в киноиндустрии: она требует максимальной активности, внимательности и общительности!

Источник

cinematographua

Записки продюсера

1) Хлопушка в кадре должна быть крупной. У вас не прибавится друзей, если вы будете держать её на расстоянии 3 метров при съёмке на широкоугольную оптику. Золотое правило – это держать хлопушку на расстоянии в 30см на каждые 10мм фокусного расстояния.

2) Пишите крупно и разборчиво. Кто-то будет читать, то что вы написали через превью, возможно на ноутбуке. Имейте это ввиду.

3) Убедитесь, что хлопушка в кадре на начало съёмки. Превью в монтажном софте создаётся по первому кадру, так что если там была хлопушка, то монтажёр сразу получит всю необходимую информацию. Когда-то это было оригинальной находкой, сейчас же это стандарт. Если вы не сделаете это, то вам позвонят из монтажной. Поверьте это не то, чего вы хотите.

*(В английском языке хлопушка это clapper-board, где clapper – это именно та часть, что хлопает, а board сама доска. А в русском варианте такого разделения нет и я использовал слово “ударник”. Тут с терминами вообще беда. Пфф. Здесь и далее италиком – Прим. переводчика.)

5) Держите хлопушку одной рукой, а хлопайте второй. Это позволяет сохранять стабильность хлопушки во время удара. Набравшись опыта вы сможете хлопать одной рукой. (Ну просто буддизм!)

6) Хлопайте громко при съёмки с расстояния и тихо на крупных планах. Вам незачем оглушать актёра хлопая со всей силы у него перед лицом. На крупных планах микрофон обычно близко, так что вам просто нужно только слегка хлопнуть.

7) Найдите верную позицию для хлопушки на крупных планах. Иногда это не просто, часто советуют провести линию от объектива до глаз актёра и выставить хлопушку по этой линии.

8) Найдите верную позицию для хлопушки на длиннофокусной съёмке. Иногда полезно прислонить хлопушку к компендиуму и быстро отбежать на нужную дистанцию сохраняя позиционирование хлопушки. Поверьте – вы не хотите, что бы оператор поправлял ваше местоположение перед съёмкой, если режиссёр захочет немедленно начать съёмку, то они потеряют дубль и виноваты будете вы.

9) Помещайте хлопушку в кадр после команды режиссёра*. Обычно он кричит “Мотор!” и тогда вы должны выставить хлопушку в кадр, в тот промежуток, когда камера ещё не снимает.

*(В США это кричит ассистент режиссёра, но я здесь и далее заменил его на “режиссёр”, чтобы соответствовать суровой Российской действительности.)

10) Знайте, когда камера начала снимать. Первый ассистент оператора сообщит вам когда камера набрала нужную скорость*, так же некоторые камеры дают это понять определённым звуком. Если режиссёр говорит “Мотор! Камера! Начали!”, то он неопытен. Профессионалы говорят только “Мотор!” и ожидают, что всё остальное самом собой разумеется.

*(Речь идёт о плёнке. Хотя для цифровых камер тоже актуально.)

13) Хлопушка должна быть в кадре ещё секунду после удара, но не больше. Монтажёр может остановить изображение, что бы прочесть её, так что необходимости держать её долго нет. Хлопнули, посчитали до одного и отходите.

14) Пишите следующий дубль сразу же, ещё во время съёмки предыдущего. Вы быстро обучитесь мастерству бесшумного снятия колпачка с маркера. Если предыдущий дубль не удался и режиссёр захочет следующий немедленно, то последняя вещь которую он хотел бы ждать – это пока вы обновите дубль на хлопушке.

15) Обычно вы получаете всю информацию о сценах и дублях от супервайзера сценария, но вам следует знать, как всё это работает (по крайней мере в США)

Чаще всего вы просто нумеруете каждый дубль каждого кадра, например “кадр 17, дубль 1″. Но иногда требуется дополнительные маркировки, например если делается альтернативный дубль, то вы пишете 17А, 17B и тд. Некоторые буквы, такие как O и I не используются, так как похожи на цифры. Если у вас закончились уникальные буквы(да, такое бывает), то маркируйте двойными, например 17АА, 17BB и тд. Если у вас есть сомнение – спросите у супервайзера сценария.

Иногда вас могут попросить написать “Дубль 2, p/u”*, если актёр облажался в диалоге, но режиссёр решил не переснимать целиком весь дубль, а доснять только неудачную часть. Мне кажется это глупо, так как “p/u” трудно прочитать. А так же, что делать если актёр облажается и на досъмке? Назовём следующий дубль “p/u p/u”? Правильней всего использовать буквы, но это решать супервайзеру сценария.

*(p/u = pickup. То есть досъёмка.)

Так же нужно помнить, что супервайзер сценария – это член отдела монтажа. Что они говорят писать на хлопушке, то и нужно писать. Они дают вам информацию напрямую, минуя монтажёра. Не спорьте с ними. Если они ошибутся – это их ошибка, а не ваша.

Ранее в моей карьере был случай, когда я работал на телевидении, один сценарный супервайзер был заменён на другого и у него была своя собственная “система” маркировки дублей. Она отличалась от всего, что я и вся команда, когда либо видела и я помню как звукомонтажёр проговаривая дубль добавил: “и это самая еба****я система нумеровки сцен из всех что я видел”. На следующий день супервайзеру позвонили, во время разговора он побледнел, но сразу же начал использовать стандартную разметку.

Кинопроизводство и так очень сложное занятие – не надо его ещё больше усложнять. Держатся стандартов значит тратить меньше времени на процесс и больше на творчество.

На съёмках рекламы всё немного по другому. Когда вы снимаете несколько роликов за один день, то нумерация начинается с 101 для первого ролика, 201 для второго и тд. Буквы используются редко.

16) Если в этом дубле звук не пишется, то хлопушка в кадре должна быть закрытой. Если она открыта, то монтажёр решит, что к этой сцене есть звук и будет его искать.

17) Иногда хлопушка должна быть в конце дубля, а не в начале. Что бы указать на это, переверните хлопушку вверх ногами. После того как режиссёр крикнет “Снято!”, очень правильно выкрикнуть “Хлопушка в конце!”(Tail Slate!), что бы напомнить оператору, что камеру ещё рано выключать.

18) Убедитесь, что хлопушка хорошо освещена. Съёмки в темноте не извиняют затемнённую хлопушку. Попросите осветителей дать небольшой свет на неё или имейте с собой фонарик для освещения.

19) Если съёмка идёт в очень стеснённых условиях, есть пара вещей, которые могут вам помочь:

Если места хватает, просто держите доску* в кадре, когда камера начнёт снимать, выждите секунду, потом уведите её вниз кадра, что бы был виден ударник, крикните “Маркер!” и хлопните.

*(Тут и далее говоря “доску” я имею ввиду часть хлопушки, на которой находятся надписи)

Если места почти нет, и в кадр не вмещается номер сцены и дубля, то держите хлопушку так, что бы в кадре сначала была сцена. После запуска камеры, выждите секунду и сдвиньте доску горизонтально, так что бы в кадре был дубль, потом выждите ещё секунду и опустите её в низ, что бы был виден ударник. Крикните “Маркер!” и хлопните.

Используйте миниатюрные доски для особо тесных мест. Чаще всего они идут без ударника, так что если вам нужно хлопнуть, то вы можете снять ударник с обычной хлопушки и использовать его отдельно.

Используя миниатюрные доски вы можете соединить сцену и дубль в одном поле, например “17А/1″. Отметить как можно больше информации на доске – это хорошая идея, но на монтаже людей интересует только номер сцены и дубль. Поверьте они знают кто оператор и режиссёр.

20) Работать с несколькими плёночными камерами достаточно просто – достаточно записать пару секунд хлопушки на каждую отдельную камеру по очереди, а потом когда начнётся съёмка выкрикнуть “Камера А и B – единая отметка!” и хлопнуть. Это укажет монтажёру, что съёмка идёт на две камеры и отметка одна на всех. Это не работает для цифровых камер, так как там остановка создаёт отдельный файл.

Решение простое – хлопать каждой камере отдельно. Крикните “Маркер для камеры А!” или “Маркер для камеры Б!” и тд. Надеюсь у вас хватает для этого людей, если же нет, то ассистент оператора камеры “А” может сделать это сам.

При работе с несколькими камерами всегда держите хлопушку в кадре вначале съёмки. Не только из-за превью, но и что бы скрыть из кадра другие хлопушки и избежать проблем на монтаже со случайной синхронизацией по другой хлопушке.

Каждая камера должна иметь собственную хлопушку с большой буквой “A”, “B”, “C” или подобной. Буквы обычно разных цветов – красный для камеры “А”, синий для “B” и тд. Это помогает быстрей различать их.

21) Периодически вас будут просить писать странные обозначения на хлопушке, вроде R17A, имея ввиду, что вы переснимаете(R – reshoot) сцену 17А. 17А-TV означает, что вы снимаете “чистую” версию сцены для TV и тд. Если вы работаете с компьютерной графикой при съёмке, то у них есть совершенно безумные обозначения различных эффектов в сцене. Супервайзер сценария или супервайзер спецэффектов скажут как их использовать.

22) Номер плёнки или карты очень часто игнорируется. Я не до конца понимаю почему, но ассистенты зачастую покупают хлопушки без места под номер плёнки\карты, а монтажёры не спрашивают эту информацию.

23) Убедитесь, что вы пишите имя режиссёра и оператора без ошибок. Если вы хотите всех впечатлить, купите трафарет и сделайте аккуратные надписи для каждой съёмки. Это выглядит очень профессионально и это производит долгоиграющее впечатление на команду. Аккуратность много значит. На высокобюджетных проектах обычно заказывают хлопушки с гравировкой имени режиссёра и оператора.

Ошибки всех новичков, которые стоит избегать:

24) Не уносите хлопушку далеко от камеры. Есть тенденция у новичков таскать хлопушку у себя на поясе перемещаясь по площадке. Это бессмысленно и раздражает, так как если вы не у камеры, когда начинается съёмка, кое-кто серьёзно будет на вас зол.

Всегда оставляйте хлопушку возле ассистента камеры, что бы он смог быстро её найти и нанести маркировки, если вас не окажется рядом. Хлопушка всегда должна быть в пределах досягаемости ассистента камеры.

25) Не надо хлопать на репетициях. Репетиции чаще всего не записываются, а хлопушка нужна как идентификатор для монтажа.

Источник

Для чего на съемках хлопушка

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Профессионалы киноиндустрии запись закреплена

25 СОВЕТОВ ПО РАБОТЕ С ХЛОПУШКОЙ, которые облегчат жизнь оператору и специалистам постпродакшна. Cтатья взята с англоязычного источника, написана под западные реалии кинопроизводства, что впрочем не умаляет ее полезность и для наших киношников. Распечатать и раздать помрежам!

1) Хлопушка в кадре должна быть крупной. У вас не прибавится друзей, если вы будете держать её на расстоянии 3 метров при съёмке на широкоугольную оптику. Золотое правило — держать хлопушку на расстоянии в 30см на каждые 10мм фокусного расстояния.

2) Пишите крупно и разборчиво. Кто-то будет читать то, что вы написали, через превью, возможно на ноутбуке. Имейте это в виду.

3) Убедитесь, что хлопушка в кадре на начало съёмки. Превью в монтажном софте создаётся по первому кадру, так что, если там была хлопушка, то монтажёр сразу получит всю необходимую информацию. Когда-то это было оригинальной находкой, сейчас же это стандарт. Если вы не сделаете это, то вам позвонят из монтажной. Поверьте это не то, чего вы хотите.

5) Держите хлопушку одной рукой, а хлопайте второй. Это позволяет сохранять стабильность хлопушки во время удара. Набравшись опыта, вы сможете хлопать одной рукой.

6) Хлопайте громко при съёмке с расстояния и тихо на крупных планах. Вам не за чем оглушать актёра, хлопая со всей силы у него перед лицом. Помните, актер находится в образе, а громкий хлопок может вывести его из нужного состояния. На крупных планах микрофон обычно близко, так что вам просто нужно только слегка хлопнуть.

7) Найдите верную позицию для хлопушки на крупных планах. Иногда это не просто, часто советуют провести линию от объектива до глаз актёра и выставить хлопушку по этой линии.

8) Найдите верную позицию для хлопушки на длиннофокусной съёмке. Иногда полезно прислонить хлопушку к компендиуму и быстро отбежать на нужную дистанцию, сохраняя позиционирование хлопушки. Поверьте — вам это не понравится, если оператор начнет сам поправлять ваше местоположение перед съёмкой.

9) Помещайте хлопушку в кадр после команды второго режиссера. Обычно он кричит «Мотор!», и тогда вы должны выставить хлопушку в кадр в тот промежуток, когда камера ещё не снимает.

10) Знайте, когда камера начала снимать. Большинство камер дают это понять характерным звуком. Если режиссёр говорит «Звук! Камера! Мотор!», то он неопытен. Профессионалы говорят только «Мотор!», и по этой команде все члены группы приступают к съемке.

13) Хлопушка должна быть в кадре ещё секунду после удара, но не больше. Монтажёр может остановить изображение, чтобы прочесть её, так что необходимости держать её долго нет. Хлопнули, посчитали до одного и отходите.

14) Пишите следующий дубль сразу же, ещё во время съёмки предыдущего. Вы быстро обучитесь мастерству бесшумного снятия колпачка с маркера. Если предыдущий дубль не удался и режиссёр захочет следующий немедленно, то последняя вещь которую он хотел бы ждать — это пока вы обновите дубль на хлопушке.

15) Обычно вы получаете всю информацию о сценах и дублях от скрипт-супервайзера, но вам следует знать, как всё это работает.

Чаще всего вы просто нумеруете каждый дубль каждого кадра, например «кадр 17, дубль 1». Но иногда требуются дополнительные маркировки, например, если делается альтернативный дубль, то вы пишете 17А, 17B и т.д. Некоторые буквы, такие как O и I не используются, так как похожи на цифры. Если у вас закончились уникальные буквы (да, такое бывает), то маркируйте двойными, например 17АА, 17BB и т.д. Если у вас есть сомнение — спросите у скрипт-супервайзера.
Иногда вас могут попросить написать «Дубль 2, p/u» (pick-up), если актёр облажался в диалоге, но режиссёр решил не переснимать целиком весь дубль, а доснять только неудачную часть. Мне кажется это глупо, так как «p/u» трудно прочитать. А так же, что делать если актёр облажается и на досъёмке? Назовём следующий дубль «p/u p/u»? Правильней всего использовать буквы, но это решать скрипт-супервайзеру.
Также нужно помнить, что скрипт-супервайзер — это член отдела монтажа. Что он говорит писать на хлопушке, то и нужно писать. Он дает вам информацию напрямую, минуя монтажёра. Не спорьте с ним. Если он ошибётся — это его ошибка, а не ваша.
Ранее в моей карьере был случай, когда я работал на телевидении, один скрипт-супервайзер был заменён на другого и у него была своя собственная система маркировки дублей. Она отличалась от всего, что я и вся команда когда-либо видела, и я помню как звукомонтажёр, проговаривая дубль, добавил: «Это самая ё#аная система нумеровки сцен из всех, что я видел». На следующий день скрипту позвонили, во время разговора он побледнел и сразу же начал использовать стандартную разметку. Кинопроизводство и так очень сложное занятие — не надо его ещё больше усложнять. Держаться стандартов — значит тратить меньше времени на процесс и больше на творчество.

На съёмках рекламы всё немного по-другому. Когда вы снимаете несколько роликов за один день, то нумерация начинается с 101 для первого ролика, 201 для второго и тд. Буквы используются редко.
16) Если в этом дубле звук не пишется, то хлопушка в кадре должна быть закрытой. Если она открыта, то монтажёр решит, что к этой сцене есть звук и будет его искать.

17) Иногда хлопушка должна быть в конце дубля, а не в начале. Чтобы указать на это, переверните хлопушку вверх ногами. После того, как режиссёр крикнет «Снято!», очень правильно выкрикнуть «Хлопушка в конце!» (Tail Slate!), чтобы напомнить оператору, что камеру ещё рано выключать.

18) Убедитесь, что хлопушка хорошо освещена. Съёмки в темноте не оправдывают затемнённую хлопушку. Попросите осветителей дать небольшой свет на неё или имейте с собой фонарик для освещения.

19) Если съёмка идёт в очень стеснённых условиях, есть пара вещей, которые могут вам помочь:

Если места хватает, просто держите доску* в кадре, когда камера начнёт снимать, выждите секунду, потом уведите её вниз, чтобы был виден ударник, крикните «Маркер!» и хлопните.
Если места почти нет, и в кадр не вмещаются номера сцены и дубля, то держите хлопушку так, чтобы в кадре сначала была сцена. После запуска камеры, выждите секунду и сдвиньте доску горизонтально так, чтобы в кадре был дубль, потом выждите ещё секунду и опустите её вниз, чтобы был виден ударник. Крикните «Маркер!» и хлопните.
20) Работать с несколькими плёночными камерами достаточно просто — достаточно записать пару секунд хлопушки на каждую отдельную камеру по очереди, а потом, когда начнётся съёмка, выкрикнуть «Камера А и B — единая отметка!» и хлопнуть. Это укажет монтажёру, что съёмка идёт на две камеры и отметка одна на всех. Это не работает для цифровых камер, так как там остановка создаёт отдельный файл.

Решение простое — хлопать каждой камере отдельно. Крикните «Маркер для камеры А!» или «Маркер для камеры Б!» и т.д. Надеюсь у вас хватает для этого людей, если же нет, то ассистент оператора камеры «А» может сделать это сам.

При работе с несколькими камерами всегда держите хлопушку в кадре в начале съёмки. Не только из-за превью, но и чтобы скрыть из кадра другие хлопушки и избежать проблем на монтаже со случайной синхронизацией по другой хлопушке.

Каждая камера должна иметь собственную хлопушку с большой буквой «A», «B», «C» или подобной. Буквы обычно разных цветов — красный для камеры «А», синий для «B» и т.д. Это помогает быстрей различать их.

21) Периодически вас будут просить писать странные обозначения на хлопушке, вроде R17A, имея в виду, что вы переснимаете (R — reshoot) сцену 17А. 17А-TV означает, что вы снимаете «чистую» версию сцены для TV и т.д. Если вы работаете с компьютерной графикой при съёмке, то у них есть совершенно безумные обозначения различных эффектов в сцене. Скрипт-супервайзер или супервайзер спецэффектов скажут вам, что написать на хлопушке.

22) Номер плёнки или карты очень часто игнорируется. Я не до конца понимаю почему, но ассистенты зачастую покупают хлопушки без места под номер плёнки/карты, а монтажёры не спрашивают эту информацию.

23) Убедитесь, что вы пишете имя режиссёра и оператора без ошибок. Если вы хотите всех впечатлить, купите трафарет и сделайте аккуратные надписи для каждой съёмки. Это выглядит очень профессионально и производит долгоиграющее впечатление на команду. Аккуратность много значит. На высокобюджетных проектах обычно заказывают хлопушки с гравировкой имени режиссёра и оператора.

Ошибки всех новичков, которые стоит избегать:

24) Не уносите хлопушку далеко от камеры. Есть тенденция у новичков таскать хлопушку у себя на поясе, перемещаясь по площадке. Это бессмысленно и раздражает, так как если вы не у камеры, когда начинается съёмка, кое-кто серьёзно будет на вас зол.

Всегда оставляйте хлопушку возле ассистента камеры, что бы он смог быстро её найти и нанести маркировки, если вас не окажется рядом. Хлопушка всегда должна быть в пределах досягаемости ассистента камеры.

25) Не надо хлопать на репетициях. Репетиции чаще всего не записываются, а хлопушка нужна как идентификатор для монтажа.

*Прим. переводчика:
1. В английском языке хлопушка это clapper-board, где clapper — это именно та часть, что хлопает, а board сама доска. В русском варианте такого разделения нет, и я использовал слово «ударник».
2. Тут и далее говоря «доску» я имею в виду ту часть хлопушки, на которой находятся надписи.

Источник

По ком щелкает хлопушка

Полосатая дощечка из двух половинок давно превратилась в один из самых узнаваемых символов кинематографа, при этом далеко не каждый зритель сегодня назовет хотя бы одну из ее функций

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Пленочные кинокамеры записывают изображение и звук на разные ленты, что с самого появления звукового кино создавало для режиссеров определенные трудности технического характера. Как правильно синхронизировать речь персонажей с шевелением их губ? Очень просто: чтобы не мучиться на сборке фильма, фильммейкеры приноровились в начале каждого дубля щелкать двумя деревянными брусками, соединенными шарниром, друг об друга – после такой процедуры на монтаже оставалось только совместить кадр, на котором створки закрыты, с отрывистым звуком хлопка, и дело было в шляпе.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Другим техническим приспособлением, позволяющим не запутаться в отснятом материале, являлась черная дощечка, на которую мелом наносились рабочие пометки: название фильма, номер сцены, дубля и т.д. (любой фильм состоит из мизансцен, которые чаще всего снимаются не в хронологическом порядке, поэтому их приходится нумеровать). Пока один человек вносил дощечку в кадр, другой громко произносил вслух то, что на ней написано, и щелкал деревянными брусками – благодаря этой процедуре монтажеры, сличив звуковые маркеры с визуальными, уже не перепутали бы, какую звуковую дорожку склеивать с каким куском кинопленки. Беда была в том, что людей на съемочной площадке зачастую не хватало, и ответственность за хлопанье и надписи на доске старались возложить на одного человека, что удлиняло процесс.

Леон М. Леон

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

На студии Universal таким человеком в 30-е годы был Леон М. Леон – известнейший впоследствии иллюзионист, а в то время просто молодой парень, не гнушавшийся никакой работы. Начав как автор шуток и реквизитор, с приходом звука в кино он переквалифицировался в одного из первых звукоинженеров и некоторое время занимался тем, что подносил к камере доску и щелкал палками. Согласно воспоминаниям Леона, чтобы освободить руки для щелчка, тяжелую доску приходилось совать под мышку, откуда она часто вываливалась, и однажды, устав прижимать ее локтем, он сказал студийному плотнику: «Ты можешь приколотить эти бруски прямо к доске?» Так родилась современная хлопушка (сlapperboard) – дощечка, к которой сверху прикреплен деревянный брусок-щелкун, выкрашенный диагональными черно-белыми полосками (раскраска может быть и цветной, лишь бы она была хорошо различима при плохом освещении и оставалась такой же заметной на негативах). Изобретение быстро распространилось по всему миру; в итоге киноиндустрия признала его столь важной и удобной вещью, что в начале 90-х имя Леона, придумавшего еще микрофон-удочку и много других полезных приспособлений, было внесено в Зал голливудской славы.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

В наши дни кинематограф без хлопушки уже невозможно представить – даже на съемках 30-секундного рекламного ролика без нее не обойтись. Кроме монтажера отметки на дощечке необходимы для работы звукомонтажерам, специалистам по цветокоррекции, авторам CGI-эффектов. Сегодня хлопушкой на любом кинопроекте, как правило, щелкает конкретное лицо в чине второго ассистента оператора (secons assistant camera, часто называемого для краткости просто 2AC). Когда появились цифровые камеры, ориентироваться в отснятом материале стало проще, чем когда-либо: поскольку современный видеософт делает превью по первому кадру видеофайла, для нахождения нужного дубля требуется лишь открыть папку и пролистать сохраненные в ней ролики. Горе тому ассистенту оператора, который на съемочной площадке «тормозит» и не успевает поднести хлопушку к объективу в тот момент, когда камера начинает снимать – в подобном случае информация о дубле, конечно, на превью не отразится, и если второй ассистент будет злить монтажера такими выходками достаточно часто, его могут уволить.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Любопытно, что к основным функциям изобретения Леона М. Леона с течением времени добавилась еще и дисциплинирующая: сегодня к хлопушке, как к предмету, разделяющему обычное пространство и кинематографическое, все относятся с уважением, по ее щелчку не только актеры, но и прочие члены команды, присутствующие на съемочной площадке, разом мобилизуются. Хотя сам щелчок нужен не всегда. Если звук в какой-то сцене не требуется записывать, а все эффекты планируется добавить на стадии постпродакшена, то хлопушку демонстрируют камере в закрытом виде (либо с пальцами, просунутыми между ее полуоткрытыми «лезвиями»). Это делается для того, чтобы уведомить монтажера, что к сцене нет звуковой дорожки, иначе он будет безуспешно ее искать среди имеющихся пленок. Бывают и другие исключительные случаи – например, если хлопушку технически невозможно вставить в кадр в начале дубля, то это делают в конце, перед криком «снято!» (в такой ситуации доску с надписями принято переворачивать сверху вниз).

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Какую информацию пишут на хлопушке кроме заголовка ленты, номера сцены и дубля? Если там есть место (дощечки бывают разных размеров), указываются фамилии режиссера, оператора и – иногда – продюсера. Часто также вписывается дата, вид светофильтра, номер объектива и номер пленочной катушки либо карты памяти. Если камера снимает беззвучный кадр – т.н. motor only shot, или просто MOS – это также может быть отмечено на доске, равно как и время суток, и выбранный вид локации, которая бывает «в помещении» либо «на открытом воздухе». Что писать, а что нет, решает супервайзер сценария (script superviser, помощник режиссера по сценарию), задача которого в числе прочего – не допустить никакой путаницы и разночтений при переносе авторских идей с бумаги на пленку: кому-то ведь это все потом монтировать, сверяясь со сценарной нумерацией сцен.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Сцены обычно отмечаются простыми цифрами: «сцена такая-то, дубль такой-то». Но в специальных случаях хлопушку могут украсить дополнительные знаки – 8А (8В, 8С и т.д.), к примеру, обозначает, что вы снимаете альтернативные дубли к сцене 8, а R8А говорит о пересъемке (reshoot) этой сцены. Если требуется снять вариант сцены специально для телеверсии, после номера сцены приписываются буквы TV. При работе с несколькими камерами под каждую обычно отводится отдельная хлопушка, маркированная большой буквой. Чаще всего эти буквы еще и разноцветные (красный цвет для камеры А, синий для В и т.д.). Буквы, слишком похожие на цифры, такие как О и I, в качестве маркеров не используются, дабы избежать путаницы на превью. Едва режиссер прокричал «мотор!» и дощечка побывала в кадре, номер дубля тут же стирается и на освободившееся место вписывается новый: никто не знает, как быстро хлопушка может понадобиться снова, и лучше, чтобы она все время была наготове.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

По буквам на хлопушке можно многое сказать о готовящейся картине: несложно заметить, что на качественных проектах даже технические записи, которые в фильм заведомо не попадут, делаются без грамматических ошибок, аккуратно, зачастую под трафарет либо с помощью виниловых букв-накладок. Под дорогостоящие проекты, если только их снимают не в режиме повышенной секретности, заказываются «эксклюзивные» хлопушки, на которых основные надписи (имена режиссера, оператора и название ленты, а иной раз даже логотип) выгравированы заранее. Но чем выше бюджет, тем больше режиссеры опасаются зевак и папарацци, разносящих спойлеры, поэтому в качестве «рабочего» тайтла на дощечке может быть написано что угодно – хоть «Новый секретный проект Никиты Михалкова». Главное – при отправке в кинотеатры не забыть поменять фейковое название на правильное.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

Несмотря на то что художники всегда изображают хлопушку одинаково, она не всегда была компактной. На заре кинематографа, когда пленка выпускалась не лучшего качества и плохо схватывала мелкие детали, стандартная деревянная доска была плакатного размера. В 30-е годы к «информационной» основе добавилась ударная часть, а сама дощечка была впоследствии уменьшена. Недостаток черной доски заключался в том, что без яркого дневного света надписи на ней читались с трудом и требовалась подсветка (зачастую крепившаяся на саму хлопушку). Поэтому с появлением цифровых камер, не требовавших проявки пленки и сразу писавших изображение в «позитиве», многие кинематографисты с радостью сменили черную доску на белую, из акрилового стекла, надписи на котором можно делать черным маркером. Последняя на сегодня модификация хлопушки появилась в начале девяностых годов: она получает с камеры информацию о временном коде (timecode – цифровой спецсигнал, сопровождающий запись и помогающий синхронизовать звук и изображение с нескольких камер) и отражает ее на специальном светодиодном табло.

Для чего на съемках хлопушка. Смотреть фото Для чего на съемках хлопушка. Смотреть картинку Для чего на съемках хлопушка. Картинка про Для чего на съемках хлопушка. Фото Для чего на съемках хлопушка

В принципе, с тех пор как стала возможной синхронизация цифрового изображения и звука по стартовым отметкам или временному коду SMPTE, щелкать полосатыми брусками уже не обязательно – но как обойтись без доски с буквенно-цифровыми маркерами при систематизации отнятого материала, индустрия так и не придумала, поэтому от хлопушки не спешат отказываться. Может быть, когда-то она и исчезнет со съемочных площадок, но чтобы заменить хлопушку чем-то другим, вероятно, нужен не менее талантливый изобретатель, чем Леон М. Леон. Последний, кстати, прожил 95 лет – почти весь ХХ век, – породил династию фокусников и не только поучаствовал в рождении немого, звукового и цветного кино, но также и застал трехмерное и цифровое. Кто бросит вызов великому иллюзионисту?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *