Для чего на торцах заготовки бруска проводят диагонали
Тест по технологии Технология точения древесины на токарном станке 6 класс
Тест по технологии Технология точения древесины на токарном станке 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, каждый состоит из 6 заданий с выбором ответа.
1 вариант
1. Для чего применяется полукруглая стамеска?
а) для первоначальной грубой обточки и проточки криво линейных поверхностей
б) для первоначальной грубой обточки заготовки
в) для обработки деталей
2. На какие этапы делится точение древесины по качеству?
а) черновое и чистовое
б) качественное и некачественное
в) черновое и окончательное
г) чистовое и предварительное
3. Как подводят резец к вращающейся детали?
а) быстро
б) медленно
в) резец подводят к остановившейся детали
4. Для чего на торцах заготовки-бруска проводят диагонали?
а) для деления торца на четыре части
б) для нахождения геометрического центра
в) для построения центра окружности
5. Как проверить, надёжно ли закреплена заготовка и не ударится ли она о подручник?
а) сделать рукой несколько оборотов заготовки;
б) покачать заготовку рукой;
в) измерить расстояние между заготовкой и подручником
6. Чем крепится заготовка в планшайбе?
а) гвоздями через отверстие
б) шурупами через отверстие
в) дюбель — гвоздями через отверстие
г) болтами или винтами
2 вариант
1. Для чего применяется плоская стамеска (косяк)?
а) для гладкой чистовой обработки заготовки
б) для гладкой чистовой обточки заготовки, подрезания торцов, отрезания детали
в) для подрезания торцов и отрезания детали
2. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при работе на токарном станке?
а) работать в халате и защитных очках
б) работать в халате и берете
в) работать в защитных очках и халате
г) работать в халате, берете и защитных очках
3. Как производят измерения при работе на токарном станке по дереву?
а) на вращающейся детали
б) при снятой детали
в) при полной остановке станка
4. Какой должна быть деревянная заготовка, закрепляемая на станке?
а) влажной
б) с любыми трещинами
в) с любыми сучками
г) сухой, без пороков
5. Каким должен быть зазор между подручником и заготовкой?
а) 2-3 мм
б) 10 мм
в) 5-6 мм
г) 1 см
6. Что нужно сделать, чтобы закрепить заготовку в трезубце?
а) насадить заготовку пропилом на трезубец и нанести удары киянкой
б) заготовку насадить на трезубец и нанести удары киянкой
в) вставить трезубец в пропил на заготовке
Ответы на тест по технологии Технология точения древесины на токарном станке 6 класс
1 вариант
1-а
2-а
3-б
4-б
5-а
6-б
2 вариант
1-б
2-г
3-в
4-г
5-а
6-в
Работа на токарном станке по дереву: советы для начинающих
Работа на токарном станке по дереву, в принципе, несложная, но требует навыка и умения чувствовать обрабатываемую деталь. Рассказываем подробности.
Все о работе на токарном станке
Устройство и работа токарных станков
Токарный станок по дереву имеет одну ограниченную функцию: он только вращает деревянную заготовку. Столяр же из простого куска дерева постепенно вытачивает законченный предмет: ножки для мебели, корпус лампы, стойки перил, игрушки, коробочки, кубки, салатницы, вазы и т.д.
В отличие от прочих машин для обработки дерева, использующихся лишь на тех или иных промежуточных стадиях, токарный станок годится для всех операций: от черновой обработки до полирования. Требуемый инструмент — это желобчатые (цилиндрические или в форме буквы V) и плоские стамески, резцы, скребки различных размеров и форм. Станок вращает заготовку, а рука контролирует движение резца.
Устройство станка с электронным регулированием
Необходимый набор резцов для токарных работ
Принцип работы токарного станка
Поворачивающийся во все стороны подручник, располагающийся как можно ближе к заготовке, поддерживает и направляет резец.
На станках с ручной регулировкой скорость (частота) вращения может переключаться (от 450 до 2 000 об./мин) рычагом коробки передач, в которой расположены шкивы с подшипниками. В более сложных моделях станков коробка передач заменена электронным вариатором, позволяющим плавно регулировать скорость на ходу.
Техника безопасности при работе на токарном станке
Правила работы на токарном станке
Виды работ на токарном станке для начинающих
В зависимости от того, какой предмет надо изготовить, существует два способа крепления заготовки. В первом случае деревянная деталь зажимается горизонтально между центрами передней и задней бабок. Второй способ предусматривает установку исключительно в передней бабке с помощью патрона или планшайбы. Если вы новичок в работе на этом станке, будет логично начинать с первого способа.
1. Обработка заготовки, зажатой между центрами
Этот способ применяется для обработки деталей цилиндрической формы различной длины, укрепленных между центрами передней и задней бабок. Таким образом вы можете изготовить разнообразные детали: от миниатюрных шахматных фигур до ножек стола или стоек перил. Особенно опытным мастерам удается даже вытачивать бильярдные кии.
Как правильно зажать деталь
Первый шаг работы заключается в нахождении положения оси деревянной заготовки, чтобы зажать ее между поводковым центром и центром задней бабки.
Подведите подручник как можно ближе. Поворачивая ее рукой, убедитесь, что заготовка свободно вращается и ни за что не задевает. Опорная плоскость подручника должна располагаться примерно на 5 мм ниже оси вращения.
Как работать
Следующий состоит в том, чтобы сделать брусок дерева цилиндрическим. Это осуществляется на скорости 1 000-1 500 об./мин. При этом стружка снимается справа налево с помощью широкой вогнутой желобчатой стамески для черновой обработки — рейера. Если кусок дерева длинный, черновая обработка производится в несколько этапов; подручник придвигается к детали по мере ее обтачивания, не изменяя своего положения по высоте.
Для вытачивания деталей существуют инструменты разной формы: желобчатая стамеска для обработки фасонной поверхности, плоская стамеска, крючок, полукруглый резец, скошенная стамеска (косяк) и др.
В зависимости от типа используемого инструмента и стадии работы, следует периодически приближать подручник к заготовке. После завершения процесса, когда деталь уже выточена, производится окончательная отделка (шлифование, полирование, вощение, тонирование и др.) при снятом подручнике.
Черновая обработка
Для чернового точения цилиндра с помощью рейера установите частоту вращения 1 000 или 1 500 об./мин. Чем точнее должна быть форма цилиндра, тем большую скорость надо устанавливать. Бруски с малым припуском на обработку можно проточить с одного прохода по всей длине, с большим припуском — небольшими порциями, двигаясь от задней бабки к шпинделю.
Начинайте работу плавно, опираясь стержнем резца на подручник и держа лезвие так, чтобы пятка резца соприкасалась с деревом. Затем поднимайте ручку стамески до тех пор, пока кромка лезвия не начнет врезаться в дерево, снимая при этом ровную и хорошо скручивающуюся стружку. Ведите резец в направлении снятия стружки таким образом: одна рука, держащая ручку, задает движение, а другая — лишь поддерживает лезвие (не нажимая на него).
При черновой обработке квадратного бруска аккуратно срезайте стамеской углы, не слишком на нее налегая. Доведите деталь до цилиндрической формы наибольшего диаметра, придвигая по мере стачивания припуска подручник по направлению к оси вращения.
В зависимости от того, какую форму вам нужно придать детали, проведите карандашом основные линии разметки выпуклых и вогнутых частей, поворачивая заготовку рукой. Размечайте брусок так, чтобы наиболее широкие части детали всегда располагались со стороны передней бабки.
Начните с обтачивания стамеской двух краев заготовки. Опираясь на подручник, она должна плавно входить в дерево (без резких движений), оставаясь перпендикулярно оси вращения.
Проверка размера
Регулярно проверяйте размер штангенциркулем. Опытные столяры обычно прижимают резец локтем к бедру, чтобы освободить руку для измерительного инструмента. Как только штангенциркуль начинает вибрировать, уменьшите толщину стружки. Таким образом обточите прежде всего наибольшие диаметры, а затем переходите к точению шеек, торов, шаров, плеч и т.д.
Для того чтобы выточить полутор, воспользуйтесь желобчатой стамеской для обработки фасонной поверхности. Держа ее перпендикулярно оси, спускайте режущую кромку с внешней стороны внутрь бруска, поднимая и слегка поворачивая ручку. Чтобы получить целый тор, произведите ту же операцию с обеих сторон.
Шейка (свод) вытачивается таким же резцом, что и тор. После черновой обработки донышка посередине шейки проточите правую полушейку, на этот раз ведя инструмент снизу вверх и вправо. Никогда не переводите резец сразу с одной стороны шейки на другую — их нужно вытачивать по очереди.
Листели (маленькие ободки, часто оставляемые с обеих сторон шейки) вытачиваются мейсель-резцом. У него нет задних углов на боковых гранях стержня, как у стамески, но зато есть тонкая канавка для выхода стружек.
Галтель представляет собой плавный переход от одной поверхности к другой — по сути, комбинацию тора и шейки. Поэтому вначале точите шейку, а затем тор, примыкающий к ней.
Деталь, зажатую с двух сторон, никогда не отрезают полностью. Выточите с двух краев канавки, оставляя перемычки маленького диаметра, и отпилите концы ножовкой, предварительно остановив станок.
Чтобы завершить отделку детали, снимите резцедержатель и обработайте деталь снизу мелкой шкуркой (зернистостью от 16 до М63). Во время работы поворачивайте шкурку крест-накрест, чтобы избежать кольцевых царапин.
Для отделки детали во время вращения натрите ее куском воска и отполируйте плотной тканью или пробковым материалом.
2. Обработка заготовки, зажатой с одного конца
Эта работа требует немалого мастерства. Здесь надо проявить большую аккуратность при вытачивании уступа, чтобы диаметр не сделать меньше, чем нужно.
Точение древесины на токарном станке. 6 класс
Открытый урок учителя технологии МБОУ Гремячевской средней общеобразовательной школы Шпильковой Татьяны Николаевны.
Предмет: технология.
Тема: «Точение древесины на токарном станке»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, полученных по теме «Технология точения древесины на токарном станке».
Учебник: Самородский А.Е., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология.Трудовое обучение: учебник для 6 класса (вариант для мальчиков) образовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф.2011 год.
Предмет: технология.
Учебник: Самородский А.Е., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология.Трудовое обучение: учебник для 6 класса (вариант для мальчиков) образовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф.2011 год.
Тема: «Точение древесины на токарном станке»
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Форма организации занятия: эвристическая беседа, практическое занятие.
Методы:
Средства обучения: станок токарный для точения древесины ТД – 120 или СТД – 120М; разметочный инструмент; ножовки; киянки; стамески; заготовки для точения; технологическая карта на изготовление изделия точением; таблица «Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву»
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, творческая
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Форма организации занятия: эвристическая беседа, практическое занятие.
Методы:
Средства обучения: станок токарный для точения древесины ТД – 120 или СТД – 120М; разметочный инструмент; ножовки; киянки; стамески; заготовки для точения; технологическая карта на изготовление изделия точением; таблица «Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву»
Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, творческая
Тема урока: «Точение древесины на токарном станке»
План занятия.
1. Организационная часть.
проверка явки учащихся;
заполнение классного журнала;
проверка готовности к уроку;
доведение до учащихся план урока.
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”
Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение.
Способы закрепления заготовки;
Инструменты для точения деталей;
Способы контроля размеров заготовки;
Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?
Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?
Что называется технологической картой?
3.Формирование новых знаний.
Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.
Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.
После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.
Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. “Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60о. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.
В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Напоминаю некоторые из них
Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.
Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.
Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.
Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и справа налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.
4. Практическая работа
После объяснения в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.
Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:
Чтение надписей чертежа.
Определение общей формы детали.
Определение формы элементов детали и ее размеров.
5. Текущий инструктаж отдельно нуждающихся учеников.
Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же исправляются. После этого разрешается точения заготовок до заданных размеров. Благодаря этому усваиваются только правильные действия, и не допускается формирование ошибочных навыков. Учитель должен подходить на помощь лишь в том случае, если усилия ученика в преодолении трудности не увенчались успехом.
6. Уборка рабочих мест.
7. Подведение итогов урока
сообщаю о достижение цели урока;
делаю анализ допущенных ошибок, объясняю их причины и пути их устранения. В случае необходимости повторяю прием выполнения отдельных действий;
оцениваю результаты труда учащихся на уроке;
выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся.
Тест № 8 Технология точения древесины на токарном станке.
Вариант 1
А) для первоначальной грубой обточки и проточки криволинейных поверхностей.
Б) для первоначальной грубой обточки заготовки.
В) для обработки деталей.
2. На какие этапы делится точение древесины по качеству?
А) Черновое и чистовое.
Б) Качественное и некачественное.
В) Черновое и окончательное.
Г) чистовое и предварительное.
В) резец подводят к остановившейся детали.
4. Для чего на торцах заготовки – бруска проводят диагонали?
А) для деления торца на четыре части.
Б) для нахождения геометрического центра
В) для построения центра окружности.
5. Как проверить, надежна ли закреплена заготовка и не ударится ли она о подручник?
А) сделать рукой несколько оборотов заготовки.
Б) покачать заготовку рукой.
В) измерить расстояние между заготовкой и подручником.
6. Чем крепится заготовка в планшайбе?
А) гвоздями через отверстие.
Б) шурупами через отверстие.
Г) болтами или винтами.
Вариант 2
А) для гладкой чистовой обработки заготовки.
Б) для гладкой чистовой обточки заготовки, подрезания торцов, отрезания детали.
В) для подрезания торцов и отрезания детали.
2. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при работе на токарном станке?
А) работать в халате и в защитных очках.
Б) работать в халате и берете.
В) работать в защитных очках и халате.
Г) работать в халате, берете и защитных очках.
3.Как производятся измерения при работе на токарном станке по дереву?
А) на вращающейся детали.
Б) при снятой детали.
В) при полной остановке станка.
Б) С любыми трещинами;
В) С любыми сучками;
Г) Сухой, без пороков.
А) Насадить заготовку пропилом на трезубец и нанести удары киянкой;
Б) Заготовку насадить на трезубец и нанести удары киянкой;
В) Вставить трезубец в пропил на заготовке.
Ответы на тест № 8:
Вар 1: 1-а,2-а,3-б,4-б,5-а,6-б.
Вар 2: 1-б,2-г,3-в,4-г,5-а.6-в
Анализ урока технология в 6 классе по теме: «Точение древесины на токарном станке»
Урок состоит из следующих элементов:
На первом этапе предшествовала положительная динамика в классе, что свидетельствует о том, что дети готовы к работе.
На втором этапе мы провели устный опрос домашнего задания по карточке № 9, где вспомнили основные способы закрепления заготовки; инструменты для точения деталей; способы контроля размеров заготовки; правила безопасности при точении. Проводилась индивидуальная практическая работа (3 человека), для того, чтобы понять, правильно ли дети могут закрепить заготовки в патроне, заготовки в планшайбе и закрепление заготовки в двух центрах с помощью трезубца. Затем проводилась работа с классом. Тест №8. Проверка занятия в рабочей тетради. В проверке усвоения знаний учащимися темы я пыталась выявить глубину и понимание ими понятий. Для этого на уроке были созданы нестандартные ситуации, требующие от детей мыслительной деятельности, умение найти творческий подход к той или иной ситуации.
В конце занятия необходимо провести заключительный инструктаж. Сравниваю вместе с учащимися запланированный ход работы с фактическим, выявляю допущенные ошибки и отклонения от планируемого технологического процесса. Стараюсь установить их влияние на производительность труда, качество изделия.
В заключительном этапе мной указываются школьникам на успехи в работе и недостатки, объясняю их причины и пути преодоления. В случае необходимости повторяю показ приемов выполнения отдельных действий. Объявляю ученикам оценки и задаю задание на дом.
Для чего на торцах заготовки бруска проводят диагонали
Подготовка к точению
Подготовка к точению цилиндрических деталей на токарном станке
На токарном станке обтачивают в основном заготовки из древесины лиственных пород — березы, бука, клена, липы, ольхи, ясеня. Они должны быть сухие, без сучков, трещин и смоляных кармашек. Желательно использовать древесину с волнообразным расположением волокон (косослой): такие заготовки в процессе обработки меньше трескаются, не раскалываются.
При подборе заготовки (бруска квадратного сечения) учитывают припуск на точение и крепление в станочных приспособлениях: 5. 6 мм по диаметру и 40. 60 мм по длине. На торцах заготовки карандашом проводят диагонали; полученные в местах их пересечения центры накалывают шилом или наносят кернером. Рубанком сострагивают боковые грани бруска, придавая заготовке форму восьмигранника.
Длинные заготовки одним концом закрепляют в трезубце. Для этого в центре торца заготовки просверливают отверстие диаметром 4. 5 мм на глубину 8. 10 мм (см. рис. а). После этого через центр отверстия делают пропил ножовкой с мелкими зубьями на глубину 3. 5 мм (см. рис. 6). В центре другого торца заготовки кернером делают углубление (см. рис. слева в).
Короткие заготовки большого диаметра крепят в планшайбе(см. рис. справа г).
Закреплять заготовку в трезубце на станке нельзя, поэтому трезубец снимают, ставят на верстак и забивают заготовку киянкой до тех пор, пока боковые острия трезубца надежно не войдут в торец бруска. После этого трезубец с заготовкой устанавливают на станке, подводят заднюю бабку, зажимают заготовку центром и стопорят его с помощью зажима (см. рис. г).
Подручник устанавливают таким образом, чтобы его верхняя опорная поверхность была на 2. 3 мм выше уровня линии центров станка и отстояла от обрабатываемой детали не более чем на 3 мм (см. рис.). Для проверки зазора заготовку поворачивают вручную на один оборот.
Прежде чем подготавливать заготовку для токарной обработки, нужно определить способ ее крепления на станке.
Перед закреплением заготовки надо проверить, не имеет ли она трещин, особенно на торцах.
Перед включением станка следует проверить величину зазора между заготовкой и подручником, надежность крепления подручника и заготовки.
Светильник должен быть установлен так, чтобы была освещена только деталь.
До начала работы со станка надо убрать все посторонние предметы, разложить инструмент на установленные места.