Для чего наблюдатели на выборах

Для чего наблюдатели на выборах

Для чего наблюдатели на выборах. Смотреть фото Для чего наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Для чего наблюдатели на выборах. Картинка про Для чего наблюдатели на выборах. Фото Для чего наблюдатели на выборах

Для чего наблюдатели на выборах. Смотреть фото Для чего наблюдатели на выборах. Смотреть картинку Для чего наблюдатели на выборах. Картинка про Для чего наблюдатели на выборах. Фото Для чего наблюдатели на выборах

Права и обязанности наблюдателей

В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?

Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.

В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.

Какие действия вправе совершать наблюдатель?

Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:

знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;

присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.

Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?

При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).

Какие действия запрещено совершать наблюдателю?

Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:

выдавать избирателям бюллетени;

расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

совершать действия, препятствующие работе комиссии; проводить агитацию среди избирателей;

участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?

Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:

наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?

Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).

Жалоба может быть устной и письменной.

Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.

В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.

Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.

Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.

Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

Источник

Статья 33. Наблюдатели

Информация об изменениях:

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8

См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

6. Наблюдатель вправе:

Информация об изменениях:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

Информация об изменениях:

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Источник

Для чего наблюдатели на выборах

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Источник

Для чего наблюдатели на выборах

По прибытии на избирательный участок, наблюдатель регистрируется в УИК в качестве наблюдателя.

Наблюдатель доводит до сведения УИК то, что он будет работать строго в рамках Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Перед началом голосования необходимо:

1. При подходе к избирательному участку осмотреть территорию и убедиться в отсутствии вблизи УИК (в пределах 50 метров) агитационных материалов. В случае обнаружения подобных материалов обратить на это внимание председателя УИК и потребовать устранения нарушений.

2. Зарегистрироваться у секретаря УИК в качестве наблюдателя и познакомиться с комиссией. Проверить наличие на избирательном участке информационных стендов с выдвинутыми кандидатами и партиями.

3. Убедиться в отсутствии агитационных материалов в помещении УИК, а в случае их обнаружения предложить председателю УИК принять меры по их изъятию.

4. Лично убедиться в отсутствии бюллетеней или каких-либо предметов в ящиках для голосования (стационарных и переносных) перед их опечатыванием.

5. Проконтролировать факт гашения неиспользованных открепительных удостоверений. Совместно с членом комиссии с ПРГ (п.п.г п.23 ст.29 ФЗГ) проверить списки избирателей, которые должны быть прошиты, пронумерованы, опечатаны и подписаны членами комиссии. В них не должно содержаться никаких отметок, кроме отметки о выдачи открепительного удостоверения и о выбывших избирателях.

6. Напомнить членам комиссии о праве наблюдателя знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, открепительными удостоверениями и реестром заявлений о голосовании вне помещения (п.п. а п.9 ст. 30 ЗФГ)

(все записи в документации должны оформляться ручкой).

7. Проконтролировать доступность подхода избирателей к урнам для голосования внутри помещения и отсутствие возле них посторонних предметов ( музыкальных центров, тумбочек, булочных, агитбригад, средств пожаротушения, телефонов – всего того, что требует периодической проверки или контроля).

8. Проконтролировать качество опечатывания, сохранность избирательных бюллетеней до процедуры их получения членами УИК. В случае сомнений в целостности упаковок или печатей доложить в штаб, написать заявление и потребовать пересчёта избирательных бюллетеней, обращая внимание на:

— бюллетень по выборам депутата ГД должен иметь защитную марку, подписи 2-х членов УИК заверенные печатью.
— недопустимость наличия других пометок

С момента начала голосования необходимо:

1. Обеспечить контроль за работой УИК и ходом голосования. Регулярно брать у секретаря сведения о количестве проголосовавших и докладывать в штаб.

Данные на избирателей голосовавших по открепительным удостоверениям должны быть внесены в отдельный список, открепительные удостоверения при выдаче бюллетеней изъяты.

4. Следить чтобы не нарушалось требование закона о тайном голосовании.

5. Не допускать агитации в помещении избирательного участка и вблизи его (через председателя УИК), но при этом не покидать помещение и не отвлекаться на провокации.

6. Обеспечить контроль за действиями членов УИК и соблюдение ими закона о выборах:

— не дать возможности внесения в списки избирателей не прибывших для голосования по заранее заготовленным спискам или по телефонам.
— не допускать наличия на столах посторонних предметов (зап. книжки, платки и т.д.)
— регулярно визуально контролировать работу членов УИК работающих со списками избирателей в периоды пониженной явки
— без стеснения интересоваться заполнением списков избирателей в период выдачи бюллетеней
— не оказывать помощь избирателям, при необходимости направляя их к любому другому избирателю.

Порядок определения результатов голосования (подсчёта голосов)

1. Присутствовать при определении результатов голосования (подсчете голосов избирателей, поданных за тот или иной список или кандидата), начинающегося сразу после окончания голосования и продолжающегося без перерыва до окончания подсчета и составления протокола об итогах голосования.

2. Контролировать своевременность заполнения увеличенной формы протокола.

3. Обеспечить строгое соблюдение порядка подсчета голосов.

4. Подсчитываются и гасятся неиспользованные бюллетени для голосования, а также бюллетени испорченные избирателями и сданные в УИК в обмен на вновь выданные, с наличием акта на каждый испорченный бюллетень. В акте должна быть роспись избирателя получившего другой бюллетень.

5. По списку избирателей подсчитывается число проголосовавших, заполняются все позиции в списке избирателей только ручкой – каждая страница списка подписывается членом УИК выдававшим бюллетени для тайного голосования. Список избирателей в целом после подсчета суммарных данных заверяется подписью председателя, заместителя или секретаря и печатью УИК. Списки избирателей после этого убираются в сейф или в охраняемое помещение, всякая работа с ними без коллегиального решения УИК не допускается.

6. В случае сомнений в правильности подсчета голосов избирателей проголосовавших по спискам избирателей с помощью члена комиссии с ПРГ или доверенного лица произвести выборочный или тотальный пересчет количества проголосовавших по избирательным спискам (ПОЛИСТНО). Результаты проверки должны совпадать с количеством проголосовавших избирателей объявленных комиссией. При расхождении сообщить в штаб и написать заявление.

7. В первую очередь производится подсчет бюллетеней из переносных ящиков для голосования. Если число бюллетеней в переносном ящике оказалось больше чем заявлений от избирателей для голосования вне помещения то все бюллетени из этого ящика признаются недействительными.

8. К определению поданных голосов за тот или иной список кандидатов или партию допускаются только члены УИК с правом решающего голоса (ПРГ)

9. Не допустить вброса при «вываливании» на стол бюллетеней из стационарных урн и при их сортировке по стопкам.

10. Во время определения отданных голосов за те или иные списки кандидатов у членов УИК не должны находиться посторонние предметы (пакеты, сумки и т.д) они не имею права пользоваться пишущими принадлежностями.

11. Член УИК оглашает содержание каждого бюллетеня и предоставляет возможность лицам, присутствующим при подсчете голосов убедиться в правильности определения результата голосования. Задача наблюдателя в этот период не допустить перемещения бюллетеней из стопки в стопку или вброса дополнительных бюллетеней. В случае сомнений в правильности распределения бюллетеней наблюдатель с членом комиссии с ПРГ может произвести выборочную или полную проверку бюллетеней в стопках. Оглашение результатов голосования более чем одним членом УИК одновременно не допускается.

12. Результаты каждого последовательного действия УИК при подсчете голосов, начиная с подсчета и гашения неиспользованных бюллетеней, заносятся в увеличенную форму протокола.

По окончании работы комиссии необходимо:

1. Получить заверенные подписью председателя, заместителя или секретаря и печатью УИК копии протоколов с надписью «копия верна». Подписывать незаполненные бланки протоколов до окончания подсчета голосов запрещено.
2. Копия протокола должна содержать полные данные по всем позициям, а также регистрационный номер УИК. Несоответствие копии протокола оригиналу (отсутствие каких-либо данных или исправления в строках), делает эту копию недействительной и не дает возможности в случае необходимости оспаривать результаты голосования в суде. При возможности получить заверенную ксерокопию оригинала протокола.
3. Срочно передать устно, по телефону основные данные об итогах голосования в избирательный штаб.
4. Принять меры для доставки заверенных копий протоколов в избирательный штаб.
5. В случае возникновения необходимости составления повторных протоколов прибыть на избирательный участок и получить их заверенные копии.
6. Ни при каких обстоятельствах (залив, отключение света и т.д.) комиссия не имеет права покинуть помещение избирательного участка для продолжения своей работы. В этом случае надо срочно доложить в штаб, а комиссия доложить в ТИК и принять меры для устранения неисправностей и для сохранения документации в помещении для голосования

Краткий инструктаж по работе на УИК для наблюдателя

На основании Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25 июля 2011 г. № 263 –ФЗ (ФЗГ)

Для начала хочу вкратце остановиться на отдельных моментах выборного процесса.

Перед прибытием на избирательный участок произвести осмотр прилегающей территории на предмет наличия агитационных материалов.

Это ваше право согласно п.п. а п.1 ст.30 и п.1,5 ст. 29 ФЗГ.
В случае нарушений оповестить штаб и составить заявление.

Необходимо узнать составлен ли реестр заявок на голосование вне помещения и сколько избирателей в них внесено. Основанием для внесения в реестр является Заявление избирателя. В ходе голосования заявки могут поступать по телефону до 14-00 или через других избирателей с последующим оформлением заявления согласно п. 2 ст. 77 ФЗГ. При этом в списках избирателей должна быть сделана карандашом пометка «голосование на дому». Это не даст возможности гражданину голосовать дважды. Не составление реестра, не оформление выписки из реестра для членов комиссии убывающих с переносной урной является нарушением п.3,7 ст.77 ФЗГ.

По прибытию на избирательный участок обратить самое пристальное внимание на расположение и нахождение стационарных и переносных урн. Переносные урны должны находиться в поле зрения наблюдателей и быть проверены на предмет наличия посторонних предметов и опечатанными до момента их использования. Приемное окно должно быть заклеено скотчем. Стационарные урны должны располагаться так, чтобы рядом с ними не находились представители избирательной комиссии, стулья для пожилых граждан, тумбочки, противопожарный инвентарь, средства связи и сигнализации, а также аппаратура музыкального сопровождения или агитационной бригады. Эти урны тоже должны быть проверены на предмет отсутствия в них каких-то вложений ( урны старого образца проверить на наличие второго дна) и после проверки опечатаны.

До начала голосования комиссия должна погасить оставшиеся неиспользованные открепительные удостоверения и составить об этом Акт. При проведении досрочного голосования опечатанные конверты с избирательными бюллетенями за подписью двух членов ТИК (УИК) вскрываются в присутствии наблюдателей и бюллетени опускаются в избирательную урну. Количество досрочно проголосовавших должно соответствовать количеству росписей в списках избирателей. Проверить качество опечатывания, сохранность упаковок содержащих избирательные бюллетени до процедуры получения их членами УИК. В случае сомнений целостности упаковок или печатей доложить в штаб, написать заявление и потребовать пересчета избирательных бюллетеней. При этом обратить внимание на:

— бюллетень по выборам депутата ГД должен иметь защитную марку
— иметь подписи двух членов УИК, заверенные печатью

— не иметь никаких других пометок, определяющих волеизъявление гражданина или перевода бюллетеня в разряд недействительных.

На некоторых участках планируется проведение голосование с помощью КОИБ (комплексов обработки избирательных бюллетеней). При его использовании наблюдатель должен явиться к 7 час.00 мин. И присутствовать при проведении тестовых проверок функционирования КОИБ. После тестовых проверок и до выдачи КОИБом протоколов голосования он должен быть отключен от телефонной сети, связывающей его с системой ГАС «Выборы» (отключен от телефонной розетки).

Ведение так называемой «шахматки» нецелесообразно в связи с тем, что она не имеет юридической силы, но зато отвлекает наблюдателя от решения более важных проблем контроля за деятельностью членов УИК, работающих со списками избирателей, выборными представителями УИК способными пойти на нарушения (вброс, запись не пришедших граждан в списки проголосовавших избирателей, перекрытие обозрения наблюдателям избирательных урн и т.д.). Задача наблюдателя дышать в затылок члену комиссии при его голосовании на данном избирательном участке. Это будет нервировать комиссию и не даст возможности вброса. Ваши действия абсолютно законны т.к. вы не знакомитесь с волей избирателя, а только контролируете количество вброшенных бюллетеней.

Регулярно контролируйте деятельность членов избирательной комиссии, работающих со списками избирателей, не допуская выдачи нескольких бюллетеней в одни руки, выдачи бюллетеней без предъявления паспорта, военного билета, удостоверения личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина РФ, выданного на период оформления паспорта, паспорта моряка или заграничного паспорта гражданина РФ.

Если избиратель по каким-то причинам не внесен в списки, но зарегистрирован по месту проживания на данном участке, по предъявлению паспорта он вносится в дополнительный список и имеет право проголосовать. А вы имеете право удостовериться что он действительно зарегистрирован на территории данного избирательного участка. Лицо, получившее откр. удостоверение при наличии паспорта может голосовать на любом участке с внесением его в доп. Список голосующих по откр. удостоверению и изъятию откр. удостоверения.

Если проголосовавших по открепительным удостоверениям слишком много (более 20-25) то это должно насторожить наблюдателей и вместе с представителем штаба, имеющим на это право) от вашей партии вы имеете право ознакомиться с этим списком ( выписать ФИО, адреса этих избирателей и передать их в штаб для сверки по другим участкам.).

При голосовании вне помещения комиссия имеет право выдать избирательные бюллетени только на тех лиц которые внесены в реестр заявок на голосование вне помещения с возможностью увеличения этого количество на 5% от заявки, но не менее 2-х бюллетеней. Для голосования вне помещения выезжают два члена комиссии и наблюдатель от партии ли 1 член комиссии с ПРГ и 2 наблюдателя от разных партий (п.12 ст. 77 ФЗГ). В этом случае целесообразно отправить члена УИК с ПРГ т.к. его отсутствие даст дополнительную нагрузку на других членов комиссии и им будет не до нарушений. Члена комиссии с правом совещательного голоса (ПСГ) и наблюдателя никто не может заставить отправиться с выездной комиссией. Наблюдение на участке всегда важнее чем контроль за голосованием вне помещения., но не стоит выпускать из вида голосование вне помещения и пускать на самотек эту работу. По возвращении членов выездной комиссии они должны сдать неиспользованные изби рательные бюллетени, опечатать урну для голосования и в списках для голосования сделать отметку о проголосовавших вне помещения (карандашные пометки заменить на пометку ручкой). Наблюдатель в этот период должен визуально убедиться, что кто-то из избирателей, проголосовавших на дому не проголосовал вторично в помещении УИК.

При подведении итогов голосования очень важно чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в соответствии с законом о выборах на основании Ст. 79 ФЗГ:

— сначала происходит погашение неиспользованных бюллетеней
— затем подсчет проголосовавших граждан по данным избирательных списков. Включая доп. список граждан, не внесенных в списки избирателей и доп. Список проголосовавших по открепительным удостоверениям.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с ПРГ вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по каждой странице:

* число избирателей, вклюсченных в список избирателей на момент окончания голосования
* число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования
* число изб. бюллетеней выданных избирателям проголосовавшим вне помещения
* число избир., проголосовавших досрочно
* число открепительных удостоверений (ОУ), выданных на УИК
* число изб., проголосовавших по ОУ на участке
* число ОУ, выданных избирателям в ТИК

После внесения этих данных каждая страница списка избирателей подписывается членом УИК с ПРГ. Итоговые данные по каждому списку определяется как сумма по всем страницам списка избирателей. Суммарные данные по всем изб. спискам оглашаются председателем и вносятся в УФП.

После этого список избирателей на время сортировки и подсчета голосов убирается в сейф или иное приспособленное для хранения документов место п.8 ст. 79 ФЗГ.

— извлечение бюллетеней из ящиков для голосования и их подсчет
Результаты проверки должны совпасть с количеством проголосовавших избирателей, объявленных комиссией. При расхождении этих цифр немедленно сообщить в штаб и написать заявление.

Если по спискам проголосовало 2300 человек, а бюллетеней меньше это не является нарушением т.к. часть избирателей может взять свой бюллетень в качестве сувенира. А превышение количества бюллетеней над количеством проголосовавших граждан свидетельствует о вбросе и является основанием для признания выборов недействительными, а проведение повторных выборов должно осуществляться за счет членов комиссии по решению суда.

1. На основании акта погашения неиспользованных открепительных удостоверений, составленного еще утром, в строку № 11 г в увеличенную форму протокола заносится количество погашенных неиспользованных открепительных удостоверений.

2. На основании актов о получении комиссии избирательных бюллетеней ( их можете потребовать для предъявления) в строку № 2 увеличенной формы протокола заносится количество бюллетеней полученных комиссией.

3. При работе с избирательными бюллетенями количество погашенных бюллетеней
суммируется с количеством испорченных бюллетеней. (эти бюллетени должны храниться отдельно от неиспользованных и на каждый испорченный бюллетень должен составляться отдельный акт о его погашении). Итоговое количество заносится в строку №7 увеличенной формы протокола.

Работа со списками избирателей.

Это – один из важнейших этапов т.к. большинство председателей комиссий понимают, что именно на этом этапе они должны добиться выполнения главного контрольного соотношения:
Сумма строк 5,6 и 7 должна оказаться равной строке №2.
Вам необходимо контролировать цифры в этих строках:
— строка № 2 – выпишите утром для себя с увеличенной формы протокола эту цифру.
— строка № 7 будет известна сразу после подсчета погашенных бюллетеней
— строка № 6 заполняется согласно реестра заявок на голосование вне помещения, это число будет известно после того как вернется последняя группа с голосования вне помещения ( сумма избирательных бюллетеней во всех выносных урнах)
— строка № 5 заполняется на основании подсчета проголосовавших граждан по спискам избирателей (число проголосовавших в помещении)
Строка № 5 должна равняться разнице строки № 2 – строка № 6 – строка №7.
( 5=2-6-7)

Это показатель того, что вброса не было или он был проведен настолько профессионально, что вы не заметили ни вброса, ни работы над списками избирателей с внесением туда данных о якобы проголосовавших гражданах.

На каждой странице списков избирателей должны заполняться ручкой суммарные данные по данной странице и подписаны членом УИК ведущего этот список. Затем постраничные данные суммируются и вносятся в общий итог по книге списка избирателей, где расписываются член УИК и председатель (зам. или секретарь) и заверяют росписи печатью УИК. Суммарные данные по книгам списков избирателей, дополнительного списка избирателей оглашаются и заносятся в увеличенную форму протокола.

— строка № 1 – общее число избирателей без учета выбывших и получивших открепительные удостоверения
— строка № 2 – количество бюллетеней, полученный
— строка № 5 – число избирательных бюллетеней выданных в день голосования в помещении для голосования
— строка № 6 – число избирательных бюллетеней выданных в день голосования для голосования вне помещения
— строка № 7 – количество погашенных бюллетеней
— строка № 8 – суммарное количество извлеченных из переносных ящиков бюллетеней (учитывая недействительные)

— строка № 9 – количество бюллетеней содержащихся в стационарных ящиках для голосования
— строка № 10 – количество бюллетеней, признанных недействительными, с учетом бюллетеней, признанных недействительными при извлечении их из переносных урн.
— строка № 11- количество действительных бюллетеней:
11 а – число открепительных удостоверений, которые УИК получила от ТИК
11 б – число открепительных удостоверений, которые УИК выдала своим избира- телям до дня голосования
11 в – число избирателей которые проголосовали по открепительным удостоверениям на данном избирательном участке
11 г – количество погашенных неиспользованных открепительных удостоверений
— строка № 12 – количество голосов отданных за партии или изб. объединения.

Подсчёт голосов

Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК (п.10 ст. 79 ФЗГ)
Сначала извлекаются бюллетени из переносных ящиков. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель должен объявить сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному ящику.
Дать возможность наблюдателям убедиться в не поврежденности ящика и печати на нем.
Если количество бюллетеней превышает объявленное число избирателей (заявлений о голосовании на дому), то все бюллетени объявляются недействительными о чем составляется акт.
Затем извлекаются бюллетени из стационарных ящиков при этом надо не допустить вброса.
Далее согласно п.14,15 ст.79 ФЗГ производится сортировка бюллетеней в определенном порядке:
— предъявляется избирательный бюллетень с оглашением отметки избирателя.
— одновременное оглашение 2-х и более избирательных бюллетеней не допускается
— осмотренные бюллетени раскладываются по стопкам (за партии, недействительные и т.д.)
— у столов и на столах где работает комиссия по сортировке бюллетеней не должно быть посторонних предметов (сумок, пакетов, письменных принадлежностей и т.д.)
— подсчет голосов производится путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене
— одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается (п. 17 ст. 79 ФЗГ)
— если члены комиссии не соглашаются на подсчет голосов таким образом, то можно пойти на компромисс: когда члены УИК с правом решающего голоса (ПРГ) могут пересчитать и пересмотреть те стопки которые они посчитают нужным. Если компромисс не достигнут, то действуем по п.20,21 ст.79 ФЗГ.
— члены УИК с правом совещательного голоса (ПСГ) и наблюдатели ни в коем случае не должны соглашаться на участие в сортировке и подсчете бюллетеней вместе и наравне с членами УИК с ПРГ. Это является грубейшим нарушением и комиссия вправе будет удалить вас с участка.

— после подсчета голосов данные заносятся в увеличенную форму протокола.
Главное контрольное соотношение которое чаще всего не выполняется:
2 = 5+6+7

Если оно не выполнено закон требует пересчета бюллетеней и новых подсчетов по списку избирателей.

Если комиссией получено бюллетеней больше, чем сумма выданных и погашенных, то эта разница заполняется в строке: число утраченных.

Если сумма полученных комиссией бюллетеней меньше, чем количество выданных и погашенных, то эта разность заполняется в строку: число неучтенных, что говорит о вбросе. В данном случае немедленно сообщить в штаб для принятия решения.

Завершение работы комиссии

После окончания заполнения протокола комиссия обязана провести итоговое заседание на котором рассматриваются жалобы, заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов избирателей и подписывается членами УИК с ПРГ протокол об итогах голосования (обратите внимание на то, чтобы комиссия заполнила специальную строку протокола «сведения о количестве поступивших в УИК жалоб и заявлений»), к этому протоколу в обязательном случае должны быть приложены жалобы и заявления.
В соответствии с законом по заявке наблюдателя оформленной в момент прибытия на избирательный участок, он обязан получить копию протокола об итогах голосования
— копия заверяется словами «копия верна»
— подписью председателя, зам.председателя или секретаря
— эта подпись должна быть заверена печатью УИК (оригинал)
— указывается дата и время подписания копии с указанием ФИО лица, заверившего копию протокола с указанием № копии (согласна реестра выдачи копий)
— в реестре выдачи копий лицо, получившее ее ставит свою подпись
не допускается убытие членов комиссии в ТИК без выдачи копий.
При необходимости наблюдатель, член ПСГ или ПРГ когда при подсчете голосов были допущены существенные нарушения закона может оформить Особое мнение с перечислением всех недостатков, замечаний, нарушений в ходе подсчете голосов после чего пишется: «данные нарушения закона существенно исказили результаты голосования на избирательном участке №___, что является основанием для признания итогов выборов на этом участке недействительными». Ставится время, подпись, ФИО и статус составителя Особого мнения. (п.27 ст.79 ФЗГ)
— член УИК с ПРГ после подписания протокола внизу пишет: « прилагается Особое мнение члена комиссии ФИО на одном листе»
— о написании Особого мнения немедленно сообщить в штаб (представитель партии в ТИКе осуществит контроль за поступлением Особого мнения вместе с протоколом).
По завершении работы УИК производится упаковка избирательных документов и их опечатование,, с проставлением подписей на них согласно п.22 ст. 79 ФЗГ для передачи в ТИК. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены комиссии УИК с ПСГ, ПРГ, иные лица, указанные в п.5 ст.29 ФЗГ. Наблюдатель передает копию протокола в штаб для сверки данных протокола, поступившего в ТИК.
Закон предоставляет членам УИК и наблюдателям право присутствовать при передаче протокола от УИК в ТИК на основании п.27 ст.79 ФЗГ.

Федеральным законодательством предусмотрена возможность для политических партий направить на каждый избирательный участок своих представителей: члена УИК с правом решающего голоса, члена УИК с правом совещательного голоса и наблюдателя которые должны тесно взаимодействовать.

Чем больше представителей партии будет на участке тем лучше. Приоритетом здесь будет пользоваться правящая партия, которая в дополнение к этим членам в своем резерве имеет еще 10-12 членов избирательной комиссии в дополнении к этому в ее распоряжении находится административный ресурс.
В этом случае роль наблюдателя увеличивается многократно, что требует его обязательного обучения.

Вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация.

1. При развертывании избирательного участка комиссия пытается размещением элементов избирательного участка (урн для голосования) добиться преимущества: расположить рядом с ними средства пожаротушения, связи, музыкальное сопровождение, стулья, тумбочки и т.д. что бы дать себе возможность периодически подходить к этим объектам и незаметно сделать вброс или перекрыть зону наблюдения наблюдателям.

2. Закладка в избирательную урну под второе дно ящика (где еще пользуются старыми урнами) бюллетеней.

3. Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней отдельными доверенными гражданами.

4. Незаконное получение нескольких открепительных удостоверений одним гражданином и его голосование на разных участках. Группы формируются в количестве 15-20 человек. Должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным в течение короткого времени.

5. Члены комиссии, мотивируя тем, что нет наплыва избирателей и чтобы потом не отвлекаться дружными рядами идут голосовать, имея несколько бюллетеней и перекрывают обзор для наблюдателей.

6. В момент перемещения избирательных урн под разными предлогами также возможно произвести вброс.

7. Вброс возможен в момент высыпания избирательных бюллетеней из стационарных урн на столы для подсчета.

8. При голосовании вне помещения, когда выписка из реестра соответствующим образом не оформляется и набл. Не присутствует при выезде к голосующим вне помещения. В этом случае возможна замена одного реестра на другой.

8. В период раскладки бюллетеней по стопкам члены комиссии формируют стопки бюллетеней и производят незаметно вброс.

9. При объявлении волеизъявления гражданина бюллетени раскладываются по кандидатам или партиям с визуальным контролем содержащихся в бюллетене отметок. В этот период перебросить бюллетень одного кандидата к другому либо в недействительные, а также испорченные добавить в нужную стопку реально. При сортировке и раскладке бюллетени можно сделать недействительными внеся дополнительную отметку либо испачканным ногтем, либо кусочком стержня под забинтованным пальцем и т.д.

После окончания оглашения обычно никто пачки не перепроверяет, но если заставить подсчет бюллетеней в стопке осуществлять путем перекладывания их по одному таким образом чтобы наблюдатель мог увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене не взирая на протесты. (его право)
Не допускать одновременный подсчет бюллетеней по разным стопкам.

10. Для вброса необходимо предварительно в бюллетенях проставить отметку в нужном месте. Для этого можно использовать некоторых членов комиссии, работающих на выдаче избирательных бюллетеней или вынести часть бюллетеней из помещения для голосование в любое другое место где провести с ними нужные манипуляции. Например: для передачи каких-то документов в вышестоящую избирательную организацию одним из членов комиссии выносится папка в которой находятся бюллетени из помещения УИК. После обработки бюллетени возвращаются на участок разными способами.

11. Если сейф где хранятся избирательные бюллетени, в нарушение закона, находится в другом помещении избирательного участка даже в опечатанном виде, манипуляция с бюллетенями гораздо упрощается.

12. На некоторых участках голосование будет проводиться с помощью использования комплекса обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Задача наблюдателя присутствовать при тестировании с 7 ч.00 мин. И проконтролировать отсоединение КОИБ от телефонной сети связывающей его с системой ГАС «Выборы».

Это, естественно, не полный перечень возможных фальсификаций, но знание хотя бы этих способов и принципиальность в исполнении своих обязанностей наблюдателей, членов УИК с правом совещательного и решающего голоса позволит снизить вероятность фальсификации.

Вообще-то лучше предотвратить нарушения, чем их пытаться исправить. Для этого можно в первый час работы УИК положить на стол секретаря : краткий инструктаж по работе на УИК для наблюдателей, памятку наблюдателя и вероятные способы фальсификации итогов выборов и их нейтрализация. Прочитав их, секретарь тут же покажет председателю, а тот сообщит в ТИК. После прочтения ни пред., ни секретарь не захотят (по крайней мере до тех пор пока не увидят, что наблюдатель либо нейтрализован, либо на самом деле не знает куда и как смотреть) попасть под действие закона, где определено либо 500т.руб. штрафа, либо реальный срок – 4 года.
Но это не означает, что наблюдатель может расслабиться. Этого от него и ждут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *