Для чего нам так много вежливых слов с одинаковым смыслом
Конспект урока и презентация по русскому языку «Язык и речь. Формула вежливости» (4 класс)
Выбранный для просмотра документ Урок 2.doc
Урок 2. Язык и речь. Формулы вежливости
Цели: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью.
Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ сочинений.)
Прочитайте. Выпишите слова вежливости. Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Встречу, новый разговор
Мы со «здравствуйте» начнём.
Чтобы что-то попросить.
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим —
Будут все довольны нами.
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори «простите»
Или лучше «извините».
Если бабушка с утра
Ты возьми, скажи «спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «до свиданья».
Как можно проверить написанные вами слова? ( Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)
Запишите ещё три «вежливых» слова с непроверяемым написанием.
Самоопределение к деятельности
Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?
Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? ( Вежливым, воспитанным.)
Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)
Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.
Прочитайте группы слов.
В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких случаях — благодарю вас?
Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?
Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?
Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности?
Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?
Запишите слова группами по заданию учебника. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
Запишите в словарик слово пожалуйста, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На доске записаны предложения.)
Перезвоните, пожалуйста, через несколько минут.
Передай мне соль, пожалуйста.
Пожалуйста, оплатите проезд!
Как выделяется это слово в предложениях?
Составьте свои предложения с этим словом.
Продолжение работы по теме урока
Конкурс-аукцион «Кто больше знает «вежливых» слов?»
Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?
Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека
за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать, т. е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «снимите с меня вину».
Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии.
(На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)
3. Работа по учебнику
(Работа в парах. Учащиеся устно составляют тексты. Несколько пар выступают у доски. Учитель напоминает о правилах пунктуации при употреблении этих слов в письменной речи, затем учащиеся записывают свои тексты.)
Игра «Доскажи словечко»
Запишите «вежливые» слова, которыми нужно закончить стихотворные строки.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого. («спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. (« добрый день»).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече. (« здравствуйте»).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. («до свидания»),
(Проверка. Один ученик читает слова вслух, остальные проверяют.)
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
С какой целью мы употребляем в речи «вежливые» слова?
Какие формулы вежливости мы изобрели сегодня на уроке?
Упр. 3 (с. 7) — подготовить сообщение.
Язык и речь. Формулы вежливости
Просмотр содержимого документа
«Язык и речь. Формулы вежливости»
Конспект по русскому языку
Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости»
Предмет: русский язык.
Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости».
Тип урока: решение частных задач.
Система обучения: Школа России.
Цель: формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи; развивать умение соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью.
Предметные УУД: познакомятся с понятиями «язык» и «речь», с историей появления вежливых слов.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник, рефлексия.
Проверка готовности к уроку
— Прочитайте. Выпишите слова вежливости.
Встречу, новый разговор
Мы со «здравствуйте» начнём.
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим —
Будут все довольны нами.
Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори «простите»
Или лучше «извините».
Если бабушка с утра
Ты возьми, скажи «спасибо» —
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «до свиданья».
— Как можно проверить написанные вами слова? (Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)
Отвечают на вопрос
Самоопределение к деятельности
— Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?
— Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? (Вежливым, воспитанным.)
— Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком? (С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)
— Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить виды «вежливых» слов, узнать, какую роль они играют, научиться употреблять их в речи и правильно писать)
Отвечают на вопросы учителя
Работа по теме урока
— Прочитайте группы слов.
— В каких случаях вы употребите слово спасибо, а в каких случаях — благодарю вас!
— Какие ещё слова приветствия вы знаете? Какие слова вы скажете, здороваясь с друзьями, со взрослым человеком?
— Назовите слова извинения. Когда мы употребляем эти слова?
— Чем отличаются разные речевые формы приветствия, прощания, извинения, благодарности?
— Для чего нам так много «вежливых» слов с одинаковым смыслом?
— Запишите слова группами по заданию учебника.
— Что вы знаете о том, как появились «вежливые» слова?
Спасибо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»
Пожалуйста. Издавна слово жаловать означало «оказывать внимание, уважать, проявлять почтение». Отсюда и другое, родственное, слово — пожаловать, т. е. откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове пожалуйста выражены и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Извините. Если кто-нибудь причинял кому-то огорчение или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!», т. е. «снимите с меня вину».
Здравствуйте. Слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же как и «здравия желаю», повелось с древних времён и считалось жестом уважения при приветствии.
Вежливые слова: список вежливых слов для детей и взрослых
Поведение и манера речи играют важную роль в достижении успеха. Вежливые и воспитанные люди имеют больше шансов построить карьеру, полнее раскрыть свои способности. Они легче и быстрее находят общий язык с окружающими, пробуждают в людях симпатию и готовность помочь.
Значение слова «вежливость» – Что это такое?
Еще в средние века Владимир Мономах писал в своих «Поучениях»: «Не проходите мимо человека, не обратившись к нему с приветом и добрым словом».
Вежливость – это часть ежедневного, нормального поведения личности, независимо от того, что творится вокруг. Она подразумевает соблюдение речевого этикета, по которому обычно судят о человеке, а также умение тактично и учтиво обращаться с окружающими, проявлять уважение и чуткость.
Слово “вежливость” образовалось от русского слова «вежа». Так называли человека, который знал, как себя вести в той или иной ситуации. От него пошли слова «вежливо» и «вежливость».
Вежливые слова приветствия
Слова вежливого обращения к кому-либо
Благодарность вежливыми словами
Какими словами можно вежливо извиниться?
Слова для вежливого прощания (вежливое «до свидания»)
Простые слова вежливости для детей
Большинство родителей стараются с детства привить своим детям основы правильного поведения и правильной речи.
Взрослым важно следить за своей речью, использовать вежливые слова, изменить манеру собственного поведения. Ведь доказано, что ребенок во всем копирует своих родителей.
Стихотворение про вежливость
Если я буду вежливым или вежливой буду,
Все поймут, что я добр и что добрая я,
Будто словно добро растворяется в людях,
Оно словно теплом согревает тебя!
Синонимы слова “вежливость”
К синонимам слова “вежливость” относятся следующие имена существительные:
Противоположные по значению:
На нас со всех сторон обрушивается поток ненормативной лексики, оставляет желать лучшего обращение взрослых друг к другу и к детям. Подрастающие дети используют сленг, противостоять которому совершенно невозможно.
Проект «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Данная работа была представлена учащейся 2-ого класса на школьной ученической конференции «Шаг в будущее».
Просмотр содержимого документа
«Проект «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
научно – исследовательская работа
«Влияние вежливых слов
на взаимоотношения людей»
ученица 2 «Г» класса
учитель начальных классов
1.1.Этимология вежливых слов……………. 6
1.2. Вежливые слова – наши помощники в общении………………………. 14
1.3.Волшебные слова в повседневной жизни………………………………. 15
Глава II. Исследование
2.1. Условия проведения эксперимента…….………………………………….16
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Актуальность темы: с помощью слов и речи можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим. Однако не стоит забывать, что, словом можно обидеть и огорчить человека.
В последнее время многие считают, что быть вежливым, воспитанным человеком не модно, что это мешает добиться поставленных целей, занять достойное положение в обществе. Позволим не согласиться с такой точкой зрения и провести исследование.
Проблема: с раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Вот и заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Гипотеза исследования: употребление вежливых слов улучшает настроение и взаимоотношение.
Объект исследования: волшебные слова.
Предмет исследования: этимология вежливых слов и частота их употребления в речи учащимися.
Расскажем о вежливых словах. Можно ли совершить волшебство?
Почему нам нужно быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?
Какие существуют правила вежливости?
На эти и многие другие вопросы нам предстоит найти ответы.
изучить этимологию вежливых слов;
изучить вопрос об употреблении слов вежливости учащимися школы;
узнать, насколько воспитаны ученики нашего класса и всегда ли они вежливы.
Изучить и проанализировать литературу по выбранной теме.
Выяснить происхождение и значение слов вежливости.
Выделить несколько групп вежливых слов.
Познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов.
Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса».
Определить частотность употребления слов вежливости в речи учащихся.
Исследовать уровень овладения словами вежливости.
теоретические методы (изучение литературы);
методы опроса (беседа, анкетирование);
изучение литературы по теме;
использование компьютера для получения дополнительной информации;
проведение эксперимента и фиксирование результатов;
наблюдение за речью учащихся;
построение диаграмм по результатам наблюдения.
1.1. Этимология вежливых слов
Как много разных слов на свете. Хороших и плохих, добрых и злых. Но есть слова, которые нужно не только знать хорошо, но и уметь их произносить по-волшебному.
Что же это за волшебные слова?
Это вежливые слова: здравствуй, до свидания, извините, спасибо, будьте здоровы, пожалуйста, только после Вас, доброго пути, благодарю и т.д.
Они обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными и вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Элементарное требование культуры поведения включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположности вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительности к людям.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
Слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);
Слова благодарности («спасибо», «благодарю»);
Слова просьбы («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры»);
Слова извинения («извините», «простите», «извините, пожалуйста»);
Слова прощания («до свидания», «прощай», «до скорой встречи»);
Слова похвалы («молодец»,«умница»).
1). Слова приветствия
Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть в школе,
Не молчите, не стесняйтесь и немым не притворяйтесь.
Поздороваться спешите, громко: «Здравствуйте» скажите!
В словаре С. И. Ожегова слово «здравствуйте» имеет два значения.
1. Приветствие при встрече. Здравствуй, Иван Николаевич!
2. Выражает удивление, недовольство. Здравствуйте вам: я же и виноват.
С конца 17 века по иноземному образцу стали появляться у нас доброе утро, добрый день, добрый вечер. Только русские отличались от европейцев тем, что у них смысл приветствия заключался в пожелании радости и счастья, а у нас в пожелании здоровья.
В старину у знатных господ было принято снимать шляпу и кланяться. Количество шагов и взмахов шляпой, говорили о знатности и положении вельможи. Обычай здороваясь, снимать шляпу, пришел к нам еще из рыцарских времен, когда два рыцаря, приветствуя друг друга, поднимали забрало шлема, чтобы открыть лицо. Так они демонстрировали искренность и чистоту намерений. В Европе и Новой Гвинее приветствуют друг друга «взлетом бровей», когда обе брови одновременно поднимаются.
2). Слова благодарности
Когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: «Спаси вас Бог!» Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!» Теперь это новое слово, так как смысл его совершенно не тот, ведь вместо прежнего «спаси Вас бог», мы говорим: «спасибо – вам». Как таковое спасибо появилось уже в 16 веке. От тех времен до нас дошло «спасибо, сударь!» А в 17 веке известно только простое спасибо. В рукописной московской газете «Куранты» написано: «и на том-де спасибо!». Слово стало настолько самостоятельно, что его и склоняли, как существительное среднего рода, и так было до 20 века: «Из спасиба шубы не выкроишь! Или «Что мне в твоем спасибе?».
Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать: «Пожалуйста!».
1. Выражение вежливого обращения, просьбы, ответа на благодарность. Возьмите, пожалуйста, словарь. Спасибо. – Пожалуйста.
2. Выражение неожиданности наступления, появления чего-либо (обычно с оттенком неодобрения). Целый год не был и вдруг, пожалуйста, явился!
Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и речь. Формулы вежливости.» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Язык и речь. Формулы вежливости.
формировать представления о речи и языке, о формулах вежливой речи;
развивать умения соотносить высказывания с его темой и главной мыслью;
формировать положительное отношение к урокам русского языка.
Тип урока : изучение нового материала.
Познакомятся с понятиями «язык» и «речь», с историей появления вежливых слов; научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь.
Проявлять интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность сохранять чистоту языка.
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
— Запишите под диктовку слова.
Здравствуйте, пожалуйста, простите, извините, спасибо, до свиданья.
— Что это за слова? Как их называют? (Слова вежливости.)
— Подчеркните непроверяемые орфограммы. Как можно проверить написанные вами слова? (Написание этих слов проверить нельзя, их надо запомнить.)
— Какие еще вежливые слова вы знаете? Запишите по одному вежливому слову. (Проверка, зачитывают.)
— Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?
— Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? (Вежливым, воспитанным.)
— Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком?
— Как помогают эти слова в жизни? Приведите примеры.
— Как вы думаете, почему я заговорила про «вежливые» слова? Какая тема урока? Какие задачи поставим перед собой?
IV . Работа по теме урока
Работа по учебнику
VI . Продолжение работы по теме урока
VII . Подведение итогов урока
— С какой целью мы употребляем в речи вежливые слова?
— Оцените свою работу на уроке.
— Выберите одно предложение на доске и дополните его.