Для чего необходим план высказывания
Выберите правильное утверждение : Для чего необходим план высказывания?
Выберите правильное утверждение : Для чего необходим план высказывания?
1) Для определения последовательности изложения 2) Для определения темы 3) Для определения основной мысли 4) Для доказательства основной мысли ЗАРАНЕЕ СПАСИБО ; ).
Напишите рассуждение на тему «Почему диалектные слова все реже встречаются в нашей речи?
Напишите рассуждение на тему «Почему диалектные слова все реже встречаются в нашей речи?
Прочитайте высказывание и определение его основную мысль Выпишите словосочетания с выделенными словами?
Прочитайте высказывание и определение его основную мысль Выпишите словосочетания с выделенными словами.
Основная мысль текста обычно передает отношения автора к тому, о чем сообщается в тексте.
В заголовке основная мысль не может быть выражена.
Помогите восстановить определение понятия » текст», используя предложенные слова (слова даны в начальной форме)?
Помогите восстановить определение понятия » текст», используя предложенные слова (слова даны в начальной форме).
(предложение, тема, целое, мысль, несколько, и, абзац, связанный, и, или, основной).
Как оределить тему и основную мысль текста?
Как оределить тему и основную мысль текста?
Текст?
Тема и основная мысль текста.
Нипишите только основную мысль высказывание?
Нипишите только основную мысль высказывание.
Если лицо не названо, но мыслится определенно?
Если лицо не названо, но мыслится определенно.
Текст и его особенности?
Текст и его особенности.
Тема и основная мысль.
Скажите пожалуйста тему и основную мысль?
Скажите пожалуйста тему и основную мысль.
Маленькая тарелочка с загнутыми вверх краями. Обычно используется, как подставка под чашку.
Что делает сказуемое выраженное глаголом, кто существительное выраженное подлежащим.
Огоньков пришёл в наш класс в конце четверти. Маленький, худощавый, он остановился в дверях. До звонка оставалась минуты четыре. Мальчик совсем не знал, что делать и на какой урок идти – еще не запомнил расписание. Мне внезапно стало жалко его, в..
В полдень вдруг подул, засвистел сильный ветер. (однородные сказуемые) закружилась, завертелась водяная мельница ( однородные сказуемые = = = = ) ливень смыл пыль с дорого, умыл школьный сад( однородные сказуемые) встала над ним нарядная, пестрая ра..
Урок 2. План выступления
Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.
По этому поводу Артур Шопенгауэр писал: «… единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план и продумал все до мельчайших деталей, большинство же, наоборот…». Если вы хотите быть хорошим архитектором своего выступления, позаботьтесь о его качественной и продуманной структуре. Скорее всего, после того как вы принялись собирать материал и поставили главную цель вашей речи, вы наверняка начали строить у себя в голове примерный план выступления. Если это так, значит вы на правильном пути. Старайтесь постоянно стремиться к улучшению этой структуры в рамках выбранной цели.
Схемы, которая подходила бы для всех речей, не существует, но можно выделить некоторые ключевые принципы и правила, которые можно использовать в любом случае, вне зависимости от темы выступления.
Во-первых, это логичность. В структуре речи должна быть определенная логика изложения материала, на основе которой оратор достигает поставленной цели и доносит свою позицию до аудитории.
Во-вторых, это обозримость плана речи и удержание внимания. План должен помочь сократить материал до необходимого минимума. Ведь настоящее красноречие состоит в том, чтобы сказать все самое важное, не перегружая внимание слушателя ненужными деталями и отступлениями. Нужно уметь сказать самые главные вещи в момент максимальной концентрации внимания аудитории.
И, в-третьих, введение и заключение. В структуре любой речи должны быть введение и заключение, которые обрамляют основную часть выступления.
Содержание:
Теперь обо всем подробнее.
Логика речи
Логика речи – это основа убеждающей функции любого выступления.
Логике написания текстов посвящено множество теорий и правил в риторике и филологии, здесь будет сказано лишь о некоторых, наиболее действенных из них.
Например, чтобы добиться логичности структуры выступления можно использовать декомпозицию поставленной цели, а также учитывать актуальное членение предложений и абзацев.
Декомпозиция
Декомпозиция – это метод, позволяющий заменить достижение одной общей цели решением серии меньших взаимосвязанных задач.
Например, если ваша речь имеет целью показать пользу изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно эту общую цель разделить на несколько вспомогательных задач: показать важность знания навыков риторики для каждого отдельного человека, рассказать о преимуществе дистанционных технологий обучения и т.д. Так декомпозиция позволяет добиться логичности структуры ораторской речи, упрощения ее понимания слушателями.
Однако не стоит злоупотреблять декомпозицией и искать слишком много второстепенных задач. Лишние поставленные проблемы могут навредить логике изложения или, по меньшей мере, восприятию слушателями этой логики. Здесь можно ориентироваться на правило 7 ± 2 («кошелёк Миллера»), которое утверждает, что во внимании нельзя держать одновременно больше 7 объектов с погрешностью ± 2. Поэтому старайтесь делить речь не более чем на 7 частей, а лучше не более чем на 5, чтобы понять смогли все слушатели.
Актуальное членение
В русском языке (в отличие, например, от английского) не фиксированный порядок слов в речи(то есть не субъект-предикат-объект), расположение слов в русской фразе зависит от смысла предложения, от контекста. Актуальное членение позволяет независимо от грамматического порядка слов проследить логику изложения: так сначала говорится о том, что уже известно или может быть легко понято – тема (старая, известная информация), а потом о чем-то новом – рема (новая, ранее неизвестная информация). Тема и рема помогают добиться последовательности и логики изложения, они вычленяются не только на уровне предложений, но и на уровне больших смысловых единиц – абзацев.
Например, если мы продолжаем говорить о пользе изучения риторики на сайте 4brain.ru, то можно обратить внимание, что риторику (тема) преподают далеко не в каждом городе (рема). Но зато в каждом городе (тема) есть интернет (рема). А доступ к интернету (тема) позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain.ru (рема). И так далее.
Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев (тема-рема), а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения.
Обозримость плана речи и удержание внимания
При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно. Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты.
Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо. Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей.
Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи (кульминации). Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы.
Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи.
Введение, главная часть и заключение
В плане абсолютно любого выступления должны отчетливо вычленяться введение и заключение. Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного.
Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: введение, главная часть и заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно.
Введение
Как же начать выступление? Есть несколько типовых способов:
1. Способ подкрепления. Этот метод связан с установлением со слушателями личных отношений, благодаря которым между участниками мероприятия возникает доверие и теплый контакт. Этот способ эффективен, но подходит далеко не всегда, так как в малознакомой аудитории он может сойти за панибратство и испортить все впечатление. Лучше используйте данный прием только в тех случая, когда вы уверены в неподдельном дружественном к вам отношении аудитории.
2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.
3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.
4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.
Главная часть
Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:
Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:
И, наконец, последний элемент.
Заключение
Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:
Как же можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?
Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.
Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.
Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке.
Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Далее самое время познакомиться с ораторскими приемами.
Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество.
Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного
План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов.
У цитатного же имеется несколько особенностей:
Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.
Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
пропущенные слова заменяются многоточием.
Пример готового цитатного плана
В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:
«Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».
«Была не была, сделаю, как она велела».
«…приковали Степана на … цепь…».
«Ну, … пойдём смотреть моё приданое».
«…я человек рабочий, простой».
«Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».
«Сперва вольную пиши, потом стараться буду. ».
«Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».
«… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».
«А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».
Урок № 54 СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА И ПРОСТОЙ ПЛАН СОБСТВЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
СЛОЖНЫЙ ПЛАН ГОТОВОГО ТЕКСТА И ПРОСТОЙ
ПЛАН СОБСТВЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Цель: познакомить шестиклассников с основными источниками ма теріалу для произведения и его систематизацией, выработать с мин ния и навыки подбирать и систематизировать для самостоятельных
высказываний материал на основе различных источников; с помо щью мовленнєво-коммуникативного дидактического матери алу расширить знания учащихся о прекрасные уголки нашей
государства; сформировать у учащихся понятие о сложном плане
готового текста; усовершенствовать умение составлять простой
план собственного высказывания.
Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков.
И. Организационный момент
ИИ. Сообщение темы, цели и задач урока
III. Развитие поисковой познавательной активности
учащихся в процессе выполнения практических заданий
Творческое наблюдение с элементами анализа
Прочитать ученическое сочинение. Определить, что отображает заголовок —
тему или основную мысль. Которые, на ваш взгляд, источники использовал
ученик для написания сочинения?
ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК УКРАИНЫ
Самым любимым местом отдыха стал дендропарк»Софиевка»,
который располагаемый в городе Умань Черкасской области. Это один из шедевров садово-паркового искусства. Его называют жемчужиной Украины.
Правописание существительных 217
К сожалению, не сохранились имена тех, кто своими руками создал «Со фіївку». Лишь недавно удалось обнаружить фамилии трех строителей.
Это крепостные крестьяне-Иван Вдовиченко, Илья Вдовиченко и корней Кузь менко.
Парк назван именем Софии Витт, которой сделал свадебный подарок
магнат Станислав Потоцкий.
Создание парка началось осенью 1796 года. Были выполнены став ки, из огромных каменных глыб сооружены гроты, видовые площадки
над Нижним прудом, большой водопад. Не оставляет равнодушным внимание
каждого посетителя парка канал, проложенный под землей от Сладкого
моря. Он символизирует мифическую реку Стикс, которой Хорон перевозит души
умерших в подземное царство Аида. На берегу Нижнего пруда неподалеку
от Большого фонтана возвышается так называемая Левкарская скала.
Если собрать до кучи все мифы, с которыми связаны основные сооружения
и скульптуры парка, они станут своеобразными иллюстрациями к произведениям
Гомера «Илиада» и «Одиссея» в образах паркового искусства.
Уманский парк великолепен во все времена года. Он является своеобразной зоной
отдыха (из сочинения ученицы).
К каждому абзацу подобрать и записать несколько вопросов. Можно ли их
считать пунктами плана?
Комментарий учителя. Составление плана готового текста-это один
из самых необходимых компонентов работы над текстом. Сложный план
помогает передать содержание текста полнее.
Сложный план имеет три части. Введение-Предыстория рассказа,
развивающийся в основной части. Вступление должно подготовить к восприятию изложения. Здесь целесообразно рассказать об исторических событиях изображу мых в основной части событий; жизненную основу конфликта, что будет
решен; факты из биографии писателя, которые глубоко раскрывают
перипетии произведения и т.
Основная часть сформулирована в виде заголовка тезис, который тре ба доказать. Она расчленяется на несколько пунктов, которые, в свою очередь,
могут разделяться на подпункты, детализирующие мнение.
Вывод-итог написанного, вытекающий из основной части.
Здесь уместно подчеркнуть значение художественного произведения или образа, висло вить свое отношение к изображаемых событий.
Основными источниками материала для произведения являются художественная, научная, на уково-популярная литература, периодические издания, случаи из жизни.
218 все уроки украинского языка в 6 классе
Проработка памятника подбору и систематизации материала к произведению
КАК ПОДБИРАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
1. Вдумайтесь в содержание темы, поймите ее сущность и цель.
2. Выберите тексты тематически созвучных художественных произведений, публицистических
или научных статей.
3. Выделите и перечитайте отдельные места подобранных источников. Оформите тезаурус:
афористические изречения, интересные мысли, описания и т.
4. Выберите из тезауруса те мысли, которые действительно таки будут подтверждать (роз выватимуть, уточнять или объяснять) высказанное мнение.
Исследование-восстановление Связного высказывания
Прочитать высказывание. Можно ли его назвать текстом? Почему?
Расставить абзацы так, чтобы содержание текста отвечал поданном плана.
Вижницу называют воротами Карпат. Широко распахнуты они для
тех, кто стремится примкнуть к первозданной горной красоте. Целебный гор ское воздух, настоянный на хвойных ароматах, живописные пейзажи, что мы лують зрение и создают хорошее настроение, радушие местных жителей —
все это привлекает сюда на отдых сотни жителей нашей страны.
А еще в этом селе есть тесаный храм, сооруженный буковинскими май страмы без единого гвоздя. Внимание туристов привлекает также небольшая ка плица, стоящая у дороги. Присмотритесь внимательнее к старославянскому кружеву, вырезанному на стенах часовни, и вы прочтете
печальный летопись о тяжелые годы крепостного права, горку минувшую судьбу этого не величкого карпатского села.
Сегодняшняя Вижница — буковинский центр деревообрабатывающей про мышленности, город жизнерадостных тружеников, народных мастеров и умельцев,
художественные произведения которых неоднократно были украшением международных выставок.
В письменных документах Вижница впервые упоминается в 1501 г. На
начала XVIII века здесь восстал против угнетателей народа легендарный
Олекса Довбуш со своими опрышками.
В широкой долине, где непокорный Черемош вырывается из плена
отвесных вершин и несет свои воды навстречу Пруту, раскинулся город Виж ниця. Все в нем неотделимо связано с горами. Они наделили его
неповторимой красотой и привлекательностью (по В. Демченко, Е. Друкмани).
1. Местоположение Вижнице.
2. Первое упоминание и историческое прошлое Поселка.
3. Современная жизнь Вижнице.
Правописание существительных 219
4. Вижница-ворота Карпат.
5. Достопримечательности небольшого карпатского села.
Подумать и дать ответы на вопросы:
1. Нужен простой план при составлении связного выраже ния?
2. Почему именно надо составлять планы?
Комментарий учителя. План должен направить не только содержание письменной
работы, но и ее композицию. Он придает произведению четкости, стройности, полноты и совершенства, является контурным произведением.
Лексическая работа: объяснение значения слова опришки, Верховина.
Сопоставить восстановленный текст с планом.
Составить простой план для рассказа о самый красивый уголок
IV. Обобщение проделанной на уроке
V. Домашнее задание
Составить простой план к сочинению-рассказу по теме » Аскания-Нова —
волшебный уголок юга». По плану подготовить устное сочинение рассказ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.