Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки

Вопросы происхождения государства и права

Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки

Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки

Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1. Предмет теории государства и права:

a) история государства и права в России и за рубежом;

b) закономерности развития государства и права, иных государственно-правовых явлений, а также неюридических феноменов, связанных с политико-правовой реальностью; (*)

c) закономерности конституционно-правового развития государства.

1.2. Наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины тем, что:

a) наука изучает все закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина – только те, которые являются необходимыми для дальнейшего изучения юриспруденции;

b) наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина – только свой предмет;

c) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще познается, а к учебной дисциплине – только то, что уже познано; (*)

d) Наука развивается учеными-юристами, а учебная дисциплина – только преподавателями юридических вузов.

1.3. Основное отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук состоит в том, что:

a) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства – все предметы отраслевых наук;

b) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства – все законодательство в целом;

c) теория права и государства изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки – конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права; (*)

d) Содержание отраслевых наук всегда связано с юридической практикой, а теория права и государства развивается независимо, изолированно.

1.4. Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки:

— история политических и правовых учений (ж),

— судебная бухгалтерия (з),

— история государства и права (и),

— гражданское право (к),

— международное публичное право (л),

a) историко-теоретические: в, ж, и;

b) отраслевые: а, к, м, б, г;

d) международные: е, л.

1.5. Общая теория права и государства выполняет следующие функции:

a) регулятивную, охранительную, социального контроля;

b) воспитательную, историческую, политическую;

c) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;(*)

d) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономическую.

1.6. Специальные научные методы – это:

a) методы, которые используются во всех конкретных науках;

b) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;

c) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений; (*)

d) методы, разрабатывающиеся в рамках различных философских школ и направлений, для познания окружающего мира.

1.7. Методологический подход, в рамках которого раскрывается содержание основных политико-правовых ценностей, например, таких, как правопорядок, законность, легитимность и др. называется:

1.8. Предмет и метод теории права и государства соотносятся следующим образом:

a) предмет определяет методы его исследования; (*)

b) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;

c) предмет и метод существуют независимо друг от друга;

d) ориентируясь на соответствующие методы, ученые определяют предмет теории государства и права.

1.9. Систему средств, набор способов изучения возникновения, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет:

1.10. Определите, какие из перечисленных методов – (диалектика (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), герменевтика (ж), статистический (ж), системный (з), феноменология (и), прогностический (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и конкретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетический (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т)) – относятся:

Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Смотреть картинку Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Картинка про Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки. Фото Для чего необходим правовой эксперимент для развития юридической науки

a) к всеобщим: а, ж, н;

b) к общенаучным: в, г, е, з, н, р, о;

c) к частнонаучным: ж, к, л, м, п, с, б;

d) к специальным: т, д.

1.11. Правовой эксперимент необходим:

a) для развития юридической науки;

b) для того чтобы определить эффективность правовой нормы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства; (*)

c) для совершенствования правоприменительной деятельности;

d) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.

1.12. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых систем плодотворно применяется:

a) метод анализа и синтеза;

b) кибернетический метод;

c) статистический метод;

d) сравнительно-правовой (компаративистский) метод. (*)

a) историческая школа;

1.14. В государствах древности (раннеклассовых) формируются три центра управления:

a) законодательная, исполнительная и судебная власть;

b) городская община, дворец, храм; (*)

c) государство – гражданское общество – население;

d) народное собрание – сенат – магистратуры.

1.15. Первичные государства были:

d) чаще всего городами-государствами. (*)

1.16. Признаком государства, отличающим его от социальной организации первобытного общества, является:

a) деление населения по территории; (*)

b) наличие добровольных пожертвований старейшинам;

c) наличие аппарата управления; (*)

d) система налогов и сборов; (*)

e) наличие социальной власти.

1.17. Признаком государства, отличающим его от других организа­ций современного общества, является:

a) система налогов и сборов;

b) государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного представителя всех своих граждан; (*)

c) территориальное деление населения;

d) то, что государство – это организация, которая располагает правоприменительными органами и вооруженными силами; (*)

e) то, что государство издает законы и иные акты, обладающие юридической силой. (*)

1.18. Социальные нормы периода присваивающей экономики находили свое выражение в:

d) ритуалах и обрядах; (*)

f) брачно-семейных нормах. (*)

1.19. Санкциями как важнейшим элементом регулятивной системы присваивающих обществ являлись:

a) смертная казнь и нанесение телесных повреждений; (*)

c) изгнание из общины; (*)

d) тюремное заключение;

e) ничего из вышеназванного.

1.20. Правила в доклассовом обществе – это в основном:

c) социальные нормы;

e) религиозные нормы.

1.21. Огромное влияние на процесс возникновения права в древних земледельческих культурах имели:

1.22. Вопросы происхождения и сущности права рассматриваются в:

a) марксистской (классовой) теории; (*)

b) ирригационной теории;

c) патриархальной теории;

d) естественно-правовой (договорной) теории; (*)

e) регулятивной и примирительной теориях. (*)

1.24. По своему предмету ТГиП входит в блок:

a) отраслевых юридических наук;

b) исторических и общетеоретических юридических наук; (*)

c) прикладных юридических наук;

d) наук, изучающих структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов;

e) или во все вышеперечисленные блоки.

1.25. Род характеризуют следующие признаки:

b) члены рода ведут совместное хозяйство;

c) все вышеперечисленное плюс наличие общей собственности; (*)

d) общность людей, проживающих на определенной территории.

1.26. Неолитическая революция – это:

a) переход от классового общества к бесклассовой структуре;

b) переход от вождизма к государству;

c) переход от присваивающего хозяйства к производящему; (*)

d) одно из общественных разделений труда.

1.27. “Способность и возможность оказывать определяющее воздей­ствие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, насилия, права, воли – это:”

a) социальные нормы;

1.28. Выделите особенности власти в первобытном обществе:

a) власть принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, традициях и обычаях; (*)

b) принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров;

c) осуществлялась определенной группой людей, не принимавших участие в производственной (присваивающей) деятельности.

1.29. Ф. Энгельс в работе »Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства» выделял три крупных разделения труда:

a) отделение ремесла от земледелия; (*)

b) разделение мужского труда и женского;

c) выделение пастушеских племён; (*)

d) выделение интеллигенции;

e) выделение класса купцов. (*)

1.30. Органами управления в первобытном обществе были:

a) совет военных предводителей; (*)

e) собрание взрослых членов общины; (*)

1.31. Первые государства возникли:

a) на Ближнем Востоке и в Древнем Египте;

b) на Американском континенте;

d) в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек мира. (*)

1.32. Фактором, определившим переход к производящей экономике, является:

1.33. Представители договорной теории происхождения государства – это:

a) Маркс, Энгельс, Ленин;

b) Гумплович, Каутский, Дюринг;

c) Руссо, Локк, Гоббс; (*)

d) Спенсер, Петражицкий;

e) Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жак Маритен.

1.34. Мононормы регулируют общественные отношения в:

a) буржуазном обществе;

b) рабовладельческом обществе;

c) первобытном обществе; (*)

d) феодальном обществе.

1.35. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

a) обычаев, норм права, политических норм, норм морали;

b) обычаев, религиозных норм, мифов, табу; (*)

Источник

Тема 11. Основные методы юридической науки

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

§ 1. Этапы становления методологии юридической науки. Методы научного познания

Становление методологии юридической науки исторически обусловлено развитием практической деятельности общества, накоплением им опыта правовой жизни в различных сферах жизни и как результат — развитием общественного сознания, его правового способа мышления. История представлений о праве, его осмысления, толкования и познания прошла примерно тот же путь, что и история науки как система знаний в целом. В ней, как правило, выделяют следующие этапы: философско-практический, теоретико-эмпирический и рефлексивно-практический. Первый период охватывает правовую мысль древности, Средних веков и значительную часть Нового времени, тогда как второй и третий периоды в основном приходятся на конец XVIII и XX век.

В целом, эволюционное (постепенное) развитие права, совершенствование правовой деятельности, правотворчества и юридической техники, а вместе с тем критического осмысления созданного и функционирующего права ознаменовалось появлением особого вида социальной деятельности — научно-доктринального, направленного на познание общих закономерностей правовой жизни и эволюции права. Это обстоятельство в свою очередь дало непосредственный импульс к появлению основ методологии юридической науки как раздела юридического знания, занимающегося разработкой и применением тех или иных способов исследования права и правовой действительности.

Под методом традиционно понимают путь к цели, дорогу к познанию. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. В юридической науке также принято подразделять методы на четыре уровня: философский (мировоззренческий), общенаучный (для всех наук), частнонаучный (для некоторых наук) и специальный (для отдельных наук).

Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания.

Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики:

Общенаучные методы — это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся субстратный (содержательный), структурный, функциональный и системный подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Именно с помощью этой группы методов осуществляется основной процесс научной познавательной деятельности — это исследование свойств и качеств изучаемого объекта познания.

На уровне общенаучного познания используются также традиционные методы познания реальности: системный метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод историзма, функциональный, герменевтический, синергетический и др. Они не охватывают всего научного познания, как философские методы, а применяются лишь на отдельных его стадиях.

В этой группе методы делятся на эмпирические и теоретические. Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент – метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

Согласно историческому методу познания к государству и праву надо подходить как изменяющейся во времени и пространстве социальной действительности. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению.

Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их существования как целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов. Чаще всего государство рассматривается в виде совокупности таких составных частей, как народ, власть и территория, а право — как система права, состоящая из сфер, отраслей, институтов и норм права.

С системным методом тесно связан структурно-функциональный метод, который заключается в познании функций государства и права, их составных элементов (функции государства, функции права, функции юридической ответственности и т. д.).

В юридической науке есть ряд положений, категорий, конструкций и направлений (научных школ), которые являются догмой, т. е. общепринятыми и признанными для всех юристов и правоведов. Например, такие понятия и юридические конструкции, как система права, норма права, система законодательства, форма права, источник права, действие права, форма реализации права, механизм правового регулирования, право в объективном смысле, право в субъективном смысле, правоотношение, субъективные юридические права и обязанности и т. д., являются общепринятыми и интерпретируются для всех, в основном, одинаково.

Юридико-догматический (формально-догматический) подход позволяет рассматривать право как социокультурный феномен и понимать как систему фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности и т. п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством.

Герменевтический метод, используемый в правовых науках, исходит из того, что право, правовые акты, норма права есть феномены особого мировоззрения. Поэтому они нуждаются в истолковании своей «жизненной целостности» на основе «внутреннего опыта» человека, его непосредственного восприятия и интуиции. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения ее собственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далеком прошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержание вкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.

Синергетический метод представляет собой взгляд на явления как на самоорганизующиеся системы. Из созидательного потенциала хаоса появляется новая реальность, новый порядок. В правовой науке синергетика рассматривает государство и право как случайные и нелинейные, т. е. конкретно-исторические и вариативные социальные явления. Государство и право постоянно изменяются, так как обусловлены множеством различных причин, факторов и вариантов возможной событийности.

Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, которые позволяют получить конкретное знание по вопросам государства и права. Это методы конкретно-социологических исследований, математический, кибернетический, сравнительно-правовой и т. д.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает сбор, анализ и обработку правовой информации (официальных документов, материалов практики правоохранительных органов, материалов анкетирования, опроса и интервьюирования). Он направлен на установление социальной обусловленности права и правовых норм, выявление необходимости права в обществе и эффективности правового регулирования.

Математический метод основан на анализе количественных показателей, которые отражают состояние и динамику изменения того или иного социально-правового явления (например, уровень преступности, информированности общества об основных нормативных правовых актах

и т. д.). Он включает наблюдение за социально-правовыми явлениями, количественную обработку данных, их анализ и применяется в процессе изучения явлений, характеризующихся массовостью, повторяемостью и масштабностью.

Метод моделирования – это мысленное создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция ими в предполагаемых условиях. Этот метод направлен на поиски оптимальных вариантов решения конкретных проблем.

Метод социально-правового эксперимента заключается в создании эксперимента с использованием правовых и государственных явлений. Например, внедрение института суда присяжных, правовых актов или отдельных правовых норм и проверке их действия в конкретных, реальных социальных условиях.

Кибернетический метод – это способ, связанный с использованием понятий («вход-выход», «информация», «управление», «обратная связь») и технических средств электроники и компьютерных технологий. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска и передачи правовой информации.

Специальные методы позволяют детализировать знание о правовых и государственных явлениях. К числу специально-научных методов следует отнести и такие способы, которые позволяют вырабатывать новые знания о праве и государстве (например, толкование правовых текстов и норм). Методология толкования представляет собой отдельное направление юридического знания и понимается как учение о толковании или как иногда говорят — герменевтика.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, религиозных памятников и т. п.), учение о принципах их интерпретации.

Юридическая наука в своем непрерывном развитии находится в постоянном взаимодействии с различными отраслями гуманитарного знания. Современная юридическая герменевтика как направление современного правоведения активно разрабатывает вопросы интерпретации, проблемы теории языка права, в том числе и в связи с фундаментальными проблемами понимания смысла юридических текстов. Она исследует практику истолкования разнообразных правовых смыслов, содержащихся в официальных письменных документах и устной речи, в знаках и символах, в суждениях юристов по поводу правовых ситуаций. Необходимо отметить, что герменевтический подход к изучению и интерпретации правозначимых текстов представляет собой правовое направление в сфере гуманитарного знания.

До недавнего времени юридические исследования, как правило, ограничивались формально-логическими операциями, призванными произвести максимально глубокий анализ правового материала для его практического использования в процессе реализации того или иного закона. Обоснованием такого подхода служило общее убеждение в исконном предназначении юриспруденции отвечать требованиям юридической практики и процесса обучения и повышения квалификации юристов-профессионалов.

На протяжении многих веков предпринимались многочисленные попытки интерпретации правовых текстов, имеющих знаково-символическую природу. Необходимость толкования этих текстов вызвана следующими причинами:

Предназначение современной юридической герменевтики заключается, в конце концов, в поиске и реализации смысла правового текста, изучении проблем множественности смыслов и толкования. В современных условиях форма права не может выступать иначе как знаковая форма, источником и воплощением которой служит язык. Правовое регулирование и его элементы выступают как идеальные объекты, внешняя форма выражения общественного сознания, которая подлежит уяснению и применению.

Обозначенные методы, как правило, используются не порознь, а в тех или иных сочетаниях. Выбор методов исследования связан с различными причинами. Прежде всего, он обусловлен характером изучаемой проблемы, объектом исследования. К примеру, при изучении особенностей конкретного государства, организующего социальную жизнь в данном обществе, можно использовать системный или структурно-функциональный метод. Это позволит исследователю понять, что лежит в основе жизнедеятельности данного общества, какие органы осуществляют управление им, по каким направлениям, кто осуществляет его и т. д.

Выбор методов находится в непосредственной зависимости от мировоззренческой и теоретической позиции исследователя. Так, правовед-идеолог при исследовании сущности государства и общества, их развития, скорее всего, будет акцентировать внимание на движущих факторах их эволюции, позитивных идеях созидательной деятельности общества, а правовед-социолог – будет анализировать эффективность влияния тех или иных идей, норм и правовых актов на развитие государства и общественного сознания.

§ 2. Диалектические принципы научного познания в правоведении

В науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Наиболее применимой к разнообразным изменениям окружающего мира считается диалектика. В Древней Греции это понятие обозначало спор, столкновение противоположных взглядов, противоречие. Позже этим понятием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе, а также в общественном (правовом) развитии. Целостную диалектическую концепцию развития разработал немецкий философ XIX в. Г. Гегель. В настоящее время под диалектикой подразумевают теорию развития сознания (мышления), которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений. Это направление философского знания называется объективным идеализмом.

Содержанием научных теорий выступают ее принципы и законы. Принципами называют основополагающие идеи, определяющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают принцип всеобщей связи и принцип развития во всех формах бытия. Первый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый человек связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими Галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных линиями (связями), то увидим, что каждый человек стоит в связке со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле. Смысл второго принципа был рассмотрен выше.

Особое значение имеет понятие «закон». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют и другие законы.

Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными явлениями в природе носят объективный характер. Не зависимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые связи называют законы реальности.

Если человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удается открыть причины тех или иных событий, условия осуществления тех или иных связей, то эти знания формулируются как законы науки. Это субъективное описание природных связей человеком. Совершенно очевидно, что законы науки описывают природные связи приблизительно, ведь человек всего не знает. Только в исключительных случаях законы науки точно соответствуют законам природы. Поэтому люди часто терпят неудачу, когда слишком полагаются на свои знания, даже, если считают их научными.

Для того чтобы в обществе сохранялся хоть какой-нибудь порядок, в нем приходится устанавливать правила отношений и связей между людьми. Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведения, регулирующие многообразные общественные отношения в различных сферах жезнедеятельности. В этом смысле юридические законы – это предписываемые людям связи с другими объектами.

В последующем изложении подразумевается философский смысл понятия «закон», который относится ко всем формам бытия, а не только к правовым отношениям. В диалектике как теории развития сформулированы три закона: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений», «закон отрицание отрицания».

Первый закон: единства и борьбы противоположностей.

Формула его в следующем: в сущности каждой вещи имеются противоположные стороны (свойства), находящиеся в состоянии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет к все более острому противоречию и заканчивается исчезновением старого и возникновением нового состояния вещи.

Важнейшие понятия закона: тождество – одинаковость, совпадение, равенство; различие – неодинаковость, несовпадение, неравенство; противоположность – крайняя степень различия. Согласно данному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит в себе элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например, знание и незнание отдельного человека – что-то запоминается, но что-то и забывается. Противоречие – кульминация борьбы противоположностей. Уход из этой кипящей точки, конец борьбы и есть развитие. Например, студенту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, с другой – знаний нет (или мало). Это противоречие можно решить двумя путями:

Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, свойств, зависимостей развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми есть не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозированию их последствий, умения управлять собой.

Второй закон: взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Формула его заключается в следующем: развитие вещи происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную критическую меру и вызывают качественные изменения, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

Основные понятия и характеристики данного закона таковы:

исходным понятием данного закона служит понятие «свойство». Это понятие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которые проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств:

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. Если люди хотят добиться качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменения, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, личная тренировка и упорный труд. А для достижения высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развития. Например, хочешь быстро бегать – научись сначала ходить; хочешь накопить научные знания – научись сначала читать и писать. Развитие – это выход на новый качественный уровень, иначе – это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

Третий закон: отрицание отрицания.

Формула его заключается в следующем: развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т. е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются другие свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет качественный скачок.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление, превращается в свое отрицание, но потом опять происходит отрицание; в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии развития к похожему состоянию объект возвращается на другом уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение. Всякое возникающее новое рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себя, никуда не деться от отказа (отрицания) от каких-то старых свойств, связей, состояний и приобретении прямо противоположных, новых свойств, связей, состояний. Старое – это разрушающиеся элементы и связи, они влекут разрушение всей системы, снижение ее функциональных возможностей. Новое – это совершенствующиеся элементы и связи, они совершенствуют систему в целом, увеличивают ее функциональные возможности.

Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга в описании развития. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

Рассмотрим проявление данных законов как смену этапов развития политико-правовой сферы общества.

Государственно-правовая сфера представляет собой совокупность отношений социальных субъектов, которые призваны обеспечить им коллективную устойчивость и управляемость на основе права как социального регулятора поведения. В первобытном обществе устойчивость и управляемость обеспечивалась коллективным властным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запреты, основанные на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). На следующем этапе функция обеспечения целостности закрепляется за постоянными правителями (вождями). Следующим шагом в развитии политической сферы является появление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества и права как официально установленной системы взаимоотношений, нарушение которой влечет принудительное наказание со стороны государства. Диалектическим возвратом к коллективному участию в обеспечении единства и жизнеспособности общества является развитие организаций гражданского общества, стремящихся к участию в управлении общественными процессами. К ним относятся институты культуры, науки, политические партии, корпорации и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *