Для чего необходима оценка технологической безопасности оборудования и рабочих мест
Сертификация технологических процессов по охране труда
Сертификация процессов по охране труда — это процедура, в ходе которой независимый орган удостоверяет, что технология, разработанная и внедренная в производство, соответствует требованиям нормативных документов в области ОТ и обеспечивает безопасность условий на рабочих местах. По результатам этой процедуры работодателю выдается сертификат установленого образца.
Сертификация в области охраны труда
Статья 215 действующего Трудового кодекса указывает, что все производственные процессы, реализуемые в организации, следует проверить на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность работников при выполнении их должностных обязанностей. При этом сертификация технологических процессов по охране труда по ст. 215 ТК РФ осуществляется на основании оценки соответствия требованиям систем управления ОТ на предприятии и нормам законодательства в области безопасности. Подтверждение соответствия требованиям безопасных условий осуществляется уполномоченным независимым органом.
Система добровольной сертификации в области охраны труда (СДСОТ)
В соответствии с нормами Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», посвященного установлению обязательных требований по отношению к продукции и связанным с ней этапам жизненного цикла, требование об обязательной оценке соответствия в Российской Федерации распространяется только на отдельные типы изделий. Согласно статье 215 ТК РФ оно действует для машин и оборудования, применяемых на производстве: они должны иметь сертификаты, подтверждающие их соответствие действующим техническим регламентам или другим нормативным документам.
А контроль процессов по охране труда носит добровольный характер и осуществляется по инициативе организации. Он выполняется в отношении следующих работ:
Кто сертифицирует безопасность производств
Сертификация технологий необходима организациям, которые заботятся о своей деловой репутации и хотят иметь официальное подтверждение того, что производство на их предприятии отвечает стандартам безопасности. Такой документ является значимым конкурентным преимуществом предприятия, в том числе при участии в конкурсах на заключении государственных контрактов или в крупных коммерческих тендерах.
Заявителями на выполнение работ по оценке соответствия в области ОТ выступают организации, осуществляющие разработку, внедрение и тиражирование технологий, способные контролировать их соответствие сертифицированному технологическому процессу, и организации, внедрившие у себя определенный способ производства. Организация-заявитель обязана иметь внедренную и действующую систему управления охраной труда.
Правила проведения сертификации
Правила подтверждения соответствия технологических процессов в области охраны труда устанавливают перечень регламентируемых стандартами и другими нормативными документами показателей безопасности условий и охраны труда. Они применяются при разработке, освоении, внедрении и использовании по назначению технологий, подтверждаемых при сертификации технологических процессов по охране труда в соответствии со ст. 215 ТК РФ.
Этапы проведения
Работа начинается с подачи заявки. Эксперты сертификационного органа анализируют ситуацию в компании и имеющиеся документы, после чего разрабатывают график работ. Подтверждение соответствия технологического процесса в области охраны труда включает в себя экспертизу и оценку соответствия требованиям соответствующих нормативных документов:
Результат сертификации
По результатам проведенного анализа производства и имеющейся документации принимается решение о сертификации и оформляется сертификат установленного образца. В дальнейшем в течение срока действия этого документа сертификационный орган проводит ежегодный инспекционный контроль, в ходе которого подтверждается соответствие техпроцессов установленным стандартам. По результатам такой работы принимается одно из следующих решений:
Сроки и стоимость
Продолжительность и стоимость работ по оценке производственных процессов зависит от многих факторов. Основными из них являются:
В среднем процедура занимает от 20 рабочих дней. Ее стоимость начинается от 40 тысяч рублей.
Заказать расчет стоимости
Скачать заявку на проведение сертификации процессов по охране труда
Преимущества АТТЭК
Орган по сертификации АТТЭК имеет необходимое оборудование и квалифицированный персонал, прошедший спецподготовку по проведению контроля технологических процессов. Все эксперты в заявленной области аккредитации имеют сертификаты.
Разработка программы экспертизы соответствия технологического процесса требованиям безопасных условий труда организации производится в строгом соответствии с установленными требованиям нормативных документов по охране труда. Она утверждается руководителем аккредитованного органа по согласованию с работодателем.
Аттестат аккредитации
Центр сертификации АТТЭК получил статус технически компетентного и независимого органа, что подтверждается действующим аттестатом аккредитации.
Отзывы
ООО «МТК-Сервис»
«Специалисты центра АТТЭК проводили для нашей компании работы по сертификации технологических процессов. Несмотря на то, что у нас большое производство, расположенное в нескольких локациях, специалисты компании оперативно осуществили выезды на объекты, провели обследования, проанализировали их результаты и оформили подтверждающие документы.»
ООО «Профилактика»
«Когда мы приняли решение о выходе на новый для себя рынок, стало понятно, что нам требуется прохождение сертификации технологических процессов. Мы были очень рады, когда выяснилось, что центр АТТЭК, с которым мы работаем по другим вопросам, предоставляет и такую услугу. Как и всегда, все необходимые работы были выполнены качественно и в срок. Мы оперативно получили нужные нам документы, которые позволили нам принять участие в значимом для компании тендере и выиграть его.»
Безопасность условий труда
Пренебрежение требованиями безопасности к условиям труда чревато как для работодателей, так и для работников. Какие требования безопасности к условиям труда? Как обеспечить безопасность условий труда?
Как шутят специалисты по технике безопасности, техника безопасности — это религия, в которую можно не верить, но обряды нужно соблюдать. Тем не менее, за нарушение требований охраны труда предусмотрена нешуточная ответственность.
Условия безопасности и охраны труда
Самым важным условием для работодателя является обеспечение работнику максимально комфортных и безопасных условий труда. На безопасность условий труда оказывают влияние факторы производственной среды, в которых трудится работник. Понятно, что есть ряд производств, где работодатель не может полностью обеспечить безопасность условий труда. Работник вынужден трудиться в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. И эти факторы зачастую ведут к профессиональным заболеваниям работников. Таким работникам должны быть предоставлены льготы.
Работодатель также обязан выполнять меры защиты от чрезвычайных ситуаций, принятых региональными властями или органами местного самоуправления. Например, в г. Москве работодателей обязали организовать обследование работников на коронавирус.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст.212 ТК РФ).
Техника безопасности условий труда
В обязанности работодателя входит обеспечение безопасных условий и охрана труда.
Первым делом, для работников на предприятиях должен проводиться инструктаж по технике безопасности. Но, зачастую инструктаж проводится формально. Да и сам лектор проводит инструктаж в полушуточном духе: при ядерном взрыве ни в коем случае не падайте на землю лицом вниз, ибо такое потрясающее зрелище вы увидите первый и последний раз в жизни.
А может ли работодатель не проводить первичный инструктаж по охране труда в отношении офисных работников?
Например, в отношении бухгалтера, секретаря, юриста, ведь они все время проводят в офисе.
Инструктаж по охране труда нужно проводить для работников, включая офисных, в связи с тем, что они работают с электроприборами, компьютерной техникой, принтерами, копировальной техникой. Незнание и несоблюдение работниками правил работы с таким оборудованием может привести к получению травм, в том числе к поражению электрическим током (п.2 ст.212 ТК РФ, письмо Минтруда РФ от 24.03.2015 г. № 15-2/ООГ-1551).
Работник офиса допускается к самостоятельной работе после прохождения вводного инструктажа по охране труда.
Что должны знать офисные работники в отношении соблюдения техники безопасности?
Требования к офисным работникам минимальны. Они должны знать:
Тем не менее, некоторых работников все же можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте. Прежде всего, это касается работников, деятельность которых не связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Работодатель должен утвердить своим приказом перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от первичного инструктажа (п.2.1.4 Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29).
Но все равно таких работников нельзя освободить от внепланового, целевого и других видов инструктажа.
Условия организации безопасности труда
Что должен сделать работодатель, чтобы обеспечить работнику безопасные условия труда?
Как говорил М. А. Булгаков — «кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».
Поэтому работодатель обязан обеспечить (ст.212 ТК РФ):
Все эти средства должны выдаваться согласно установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Причем работодатель должен обеспечить работников СИЗами не с местного китайского рынка, а сертифицированными.
Например, предоставление перерывов для кормления женщин с детьми до 1,5 лет.
Чтобы определить безопасные условия труда на рабочем месте, необходимо провести спецоценку.
Работодатель должен проводить определенный комплекс мероприятий для организации безопасности труда и делать это не от времени к времени, а непрерывно.
Специальная оценка условий труда: что должен знать работодатель
Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.
Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.
Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:
Назначение СОУТ
Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.
Цели и задачи спецоценки
Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.
Ответственность за нарушения в проведении СОУТ
Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.
В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.
Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.
Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.
В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.
Если эксперт СОУТ «попался» не впервые, и раньше уже был оштрафован по этой же статье, он может быть оштрафован на 40-50 тысяч рублей, но страшнее всего – что эксперт может быть дисквалифицирован от 1 до 3 лет, по решению суда. В этом случае экспертная организация будет оштрафована до двухсот тысяч рублей, или ее деятельность будет приостановлена на три месяца. Это большой срок, за который аккредитованная организация может потерять клиентов, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.
Требования к экспертной организации
Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.
Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.
Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.
Посмотреть аккредитованные организации нужно в реестре, размещенном на сайте Минтруда по ссылке http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations. Если будет выявлено, что работодатель ошибся в выборе экспертной организации, придется проводить СОУТ заново, при этом возможны штрафы за несвоевременное проведение, и дополнительные денежные затраты.
К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.
Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.
Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ
Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ
При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.
Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.
Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест
Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.
С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.
Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.
Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.
На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.
Шаг 3 Идентификация
После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).
Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.
Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.
Шаг 4. Декларирование
Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.
В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.
Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.
С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.
Декларация прекратит действие, если:
В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.
Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования
В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.
Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.
Шаг 6. Подписание отчета
Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.
После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.
Сводная ведомость не содержит персональных данных. План мероприятий перед опубликованием необходимо утвердить. Оба эти документа должны храниться на официальном сайте работодателя. Как правило, их размещают во вкладке «О компании».
Периодичность проведения СОУТ
В каких случаях проводить внеплановую СОУТ
Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.
Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.
В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ
Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.
Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.
Для чего необходима оценка технологической безопасности оборудования и рабочих мест
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ) от 29 октября 2021 г. N 774н “Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места”
В соответствии с частью седьмой статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.18 (1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:
1. Утвердить общие требования к организации безопасного рабочего места согласно приложению.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.
Министр | А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2021 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
29 октября 2021 г. N 774н
Общие требования
к организации безопасного рабочего места
I. Общие положения
3. На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.
4. Рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.
II. Требования к организации рабочего места
5. При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы занятыми на нем работниками.
6. В зависимости от особенностей выполняемой работы рабочая поза работника в положении «сидя» является более удобной, чем рабочая поза в положении «стоя». Если основной рабочей позой работника является положение «стоя», организация рабочего места должна обеспечивать возможность смены основной рабочей позы на положение «сидя», в том числе посредством организации места для сидения.
7. Удобство рабочей позы работника в положении «сидя» достигается регулированием взаимного положения места для сидения и рабочей поверхности, в том числе ее высоты и размеров, а также высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении.
8. При организации рабочего места (рабочей зоны) в соответствии с государственными требованиями охраны труда должно быть обеспечено безопасное выполнение трудовых операций во всех зонах досягаемости в зависимости от требуемой точности и частоты действий при осуществлении управления размещенными на данном рабочем месте (в рабочей зоне) машинами, оборудованием, инструментами и приспособлениями.
9. При организации рабочего места (рабочей зоны) должно быть обеспечено устойчивое положение и свобода движений занятого на нем работника, возможность контроля деятельности и безопасность выполнения трудовых операций при условии соблюдения государственных требований охраны труда.
11. При организации рабочего места (рабочей зоны) необходимо обеспечить обзор наблюдения с места выполнения работ, обеспечивающий восприятие визуальных средств отображения информации и знаков безопасности.
12. Средства отображения информации должны учитывать частоту и значимость поступающей информации, тип средства отображения информации, точность и скорость слежения и считывания, размещаться в зонах, обеспечивающих восприятие информации, содержащейся в средствах отображения.
13. Визуальные средства отображения информации должны иметь освещение, обеспечивающее восприятие отображаемой информации с места выполнения работ.
14. Размещение органов управления машинами и оборудованием на рабочем месте (в рабочей зоне) должно обеспечивать соблюдение государственных требований охраны труда, в том числе учитывать рабочую позу работника, функциональное назначение органа управления, частоту применения, последовательность использования, функциональную связь с соответствующими средствами отображения информации.
15. Расстояние между органами управления машинами и оборудованием должно исключать возможность произвольного изменения положения не задействованного органа управления при манипуляции с иным смежным органом управления.
16. Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, в соответствии с требованиями технических регламентов должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками, исключающими работу оборудования при снятии защитного ограждения, при нахождении человека или частей его тела в зоне работы травмирующих частей и агрегатов, эксплуатация таких машин, механизмов, производственного оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации и с соблюдением государственных требований охраны труда.
17. Участки и зоны, где работодателем по результатам проведенной им оценки профессиональных рисков определена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены разметкой сигнальной и/или знаками безопасности с учетом государственных требований охраны труда.
18. Применение знаков безопасности и разметки сигнальной дополняется информированием работника всеми доступными работодателю способами, предусмотренными системой управления охраной труда, в целях предупреждения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов при осуществлении ими трудовой деятельности.
19. Рабочее место (рабочая зона), при осуществлении на нем работ по подъему и перемещению людей и грузов оснащается вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием (средствами) с учетом государственных требований охраны труда.
20. При организации рабочих мест их взаимное расположение и компоновка должны обеспечивать безопасный доступ занятых на них работников на каждое рабочее место и возможность быстрой эвакуации работников при возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации в соответствии с государственными требованиями охраны труда. Пути эвакуации и проходы должны быть свободны для движения, обозначены соответствующими указателями и иметь освещенность, обеспечивающую их восприятие.
III. Требования к безопасному содержанию рабочего места
21. Рабочее место (рабочая зона) и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать содержание, техническое обслуживание, уборку и чистку используемых на рабочем месте машин и оборудования, инструментов и мебели с учетом государственных требований охраны труда.
22. Организация и содержание рабочих мест, а также расстояния между рабочими местами (рабочими зонами) должны обеспечивать безопасное передвижение работников и транспортных средств, безопасные действия с сырьем, материалами, заготовками, полуфабрикатами при соблюдении государственных требований охраны труда.
1 Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991).
2 Таблица 5 приложения N 20 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539), от 27 апреля 2020 г. N 213н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 августа 2020 г., регистрационный N 59378).
3 Таблица 5 приложения N 20 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N ЗЗн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный N 31689) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 г., регистрационный N 35927), от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539), от 27 апреля 2020 г. N 213н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 августа 2020 г., регистрационный N 59378).
Обзор документа
На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. установлены требования к организации безопасного рабочего места.
Так, если работать приходится в основном стоя, то обеспечивается возможность присесть во время работы. Использование рабочих поз в положениях «лежа», «на коленях», «на корточках» минимизируется.
Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками.