Для чего необходима регистрация прав
Зачем нужна государственная регистрация прав на объекты недвижимости?
Для чего нужна регистрация прав на объекты недвижимости? Нельзя ли обойтись без неё? Данный вопрос является актуальным среди граждан, уверенных в том, что регистрация прав необходима для сбора налогов, подготовки отчетности.
Раскроем основные причины, по которым государственная регистрация прав на недвижимость является необходимой.
То есть регистрация прав на недвижимость необходима для того, чтобы стать полноценным «хозяином» имущества, в том числе, беспрепятственно совершать любые сделки (продавать, дарить, обменивать, передавать в аренду, в залог и т.д.).
В случае, если права на объекты недвижимости возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07. 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 года), они признаются юридически действительными.
Особенностью ранее возникших прав на объекты недвижимости является то, что на сегодняшний день сведения о них отсутствуют в ЕГРН.
Если это права на земельный участок, то документы, на основании которых они возникли, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи. Это могут быть, например, государственный акт, свидетельство на право собственности, решение о предоставлении земельного участка и др. Главное, чтобы эти документы были выданы надлежащим органом (как правило, это органы местного самоуправления или земельные комитеты).
Если это права на объекты капитального строительства (дом, квартира или иной), то права на такие объекты подлежали регистрации органом, осуществляющим регистрацию на тот период времени (как правило, это орган технической инвентаризации — БТИ).
На сегодняшний день, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. При этом, государственная пошлина не уплачивается. Осуществление государственной регистрации таких прав, помимо подтверждения их актуальности, также позволит защитить имущественные интересы правообладателей.
Также отмечаем, что действующее законодательство допускает возникновение прав на объекты недвижимости в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, т.е. не со дня государственной регистрации прав например, вступление в наследство, уплата полностью паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др.). Такие права также признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
Вместе с тем, для распоряжения такими объектами недвижимости, государственная регистрация прав в ЕГРН будет обязательной.
«Регистрация права в ЕГРН имеет большое практическое значение для правообладателя, именно с этого момента возникает полное право владения, пользования, распоряжения объектом недвижимости. Исключение составляют случаи возникновения прав на объекты недвижимости в силу закона или на основании прав, возникших до 31 января 1998 года» — отметила руководитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Татьяна Голдобина.
Для чего необходима регистрация прав
До настоящего времени у ряда граждан нашей страны есть незарегистрированная недвижимость. У кого-то с советских времен остался гараж, дача или домик в деревне, а кто-то, построив частный дом – не спешит его регистрировать, ведь многие уверены, что регистрация – это лишь лишние проблемы: увеличение налоговой нагрузки, куча бумаг и т.д. Партнер Московского областного БТИ, к.п.н., доцент, эксперт Национального центра финансовой грамотности, проектный директор Высшей школы современного образования Елена Бобкова попробовала разобраться в этом сложном вопросе.
На самом деле – все не так уж и просто. Незарегистрированную недвижимость нельзя продать, подарить или сдать в аренду.
Если Вы завещаете свою незарегистрированную недвижимость – Ваши наследники рискуют ее не получить.
Да ничего страшного – может подумать обыватель – ведь я и не собираюсь ничего делать с недвижимостью – просто пользуюсь, пока жив.
Но и здесь тоже есть опасный момент! Вы можете лишиться своей недвижимости в любой момент, ведь в судебном порядке доказать право на пользование недвижимостью можно только в том случае, если она зарегистрирована.
Если же случится пожар, наводнение или иное стихийное бедствие, и Ваша недвижимость будет уничтожена – компенсационные выплаты на нее так же – не положены, как и в случае, если земля будет зарезервирована государством для строительства социально-значимых объектов.
Если же Ваш земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 2015 года, но сведения о собственнике отсутствуют в Едином государственном центре недвижимости (ЕГРН), он может быть снят с учета. Сходная ситуация может быть и с гаражом и иным объектом капитального строительства – если в течение 5 лет с момента присвоения кадастрового номера объекту капитального строительства сведения о правообладателе в ЕГРН не появились – об этом ставится в известность орган местного самоуправления, который может отнести объекты к бесхозным.
Если с земельными участками вопросов у граждан практически не появляется, то вот с пониманием – а что, собственно, регистрировать в ЕГРН из построек – зачастую возникают проблемы: собирать ли документы на сарай и теплицу, или их не имеет смысла ставить на учет?
К некапитальным строениям и сооружениям относятся те, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения их основных характеристик. Cогласно Федеральному закону о государственной регистрации недвижимости, в ЕГРН вносятся сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, […] и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Проще говоря – если Ваша постройка не имеет фундамента, то есть не прочно связана с землей – на кадастровый учет ее ставить не нужно.
Когда на одной чаше весов риск потерять недвижимость, в которую вложено множество ресурсов и времени в любой момент, а на другой – бремя ежегодной уплаты налога в размере от 0,1% до 2% от кадастровой стоимости, стоит ли рисковать? Особенно, если в стране действует дачная амнистия, а с сентября 2021 года стартует и гаражная амнистия – и оформить регистрацию права на недвижимость можно в упрощенном порядке.
Регистрация права собственности на квартиру
Государственная регистрация прав подразумевает юридический акт, который признает права гражданина или юридического лица на конкретное имущество. Таким актом государство подтверждает возникновение прав на недвижимое имущество, в том числе и на квартиру. (раздел II Гражданского кодекса ГК РФ). Регистрацию проводят по месту нахождения имущества.
Регистрация права собственности обязательна: она является доказательством принадлежности имущества тому или иному человеку. Зарегистрированное право собственности может быть оспорено в судебном порядке. Процедуру регистрации осуществляет Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Раньше по итогам регистрации выдавалось свидетельство о государственной регистрации, сейчас это выписка из ЕГРН. Эти документы подтверждают имущественное право.
Кадастровый учет – внесение сведений о недвижимом имуществе в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сведения вносятся на основе существования этого имущества с определенными характеристиками или прекращения его существования.
Свидетельство о государственной регистрации и выписка из ЕГРН
Свидетельство о государственной регистрации права собственности выдавалось собственникам с 31 января 1998 года по 15 июля 2016 года.
У свидетельства имелся номер и серия выпуска (номер региона выдачи).
Пример: номер свидетельства на ценной бумаге (выдавались до 1 января 2015 года) – 72 НВ 890987
Расположен на титульной стороне.
Источник: https://exspertrieltor.ru/2017/08/22/svidetelstvo-o-gosudarstvennoy-registratsii-sobstvennosti/
Номер свидетельства на обычной бумаге (выдавались после 1 января 2015 года) располагается на оборотной стороне.
Выглядит примерно так: 096940.
Источник: https://exspertrieltor.ru/2017/08/22/svidetelstvo-o-gosudarstvennoy-registratsii-sobstvennosti/
Сейчас свидетельства о государственной регистрации права собственности не выдаются. Вместо них можно запросить выписку из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), заплатив госпошлину от 300 рублей для физлиц и от 950 для юридических. Выписка придет на почту в течение нескольких минут.
У выписки серии нет. Номер документа указан вверху перед кадастровым номером, пример 77/ИСХ/17-407175.
Иногда – внизу над подписью уполномоченного госрегистратора.
Источник: https://pravonedv.ru/dokumenty/vypiska-iz-egrn-seriya-i-nomer.html
Законодательная база регистрации права собственности
Сделки с квартирами подлежат государственной регистрации. Переход прав собственности от одного человека к другому должен отражаться в единой базе Росреестра ЕГРН.
Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ прекращает действовать 1 января 2020 года. Вместо него полноправно будет работать закон ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости». Единственным законным доказательством зарегистрированного права станет выписка из ЕГРН.
Права на недвижимость, которые возникли до вступления в силу нового закона, действительны.
Порядок процесса регистрации, документы, права и обязанности заявителей и регистраторов перечислены в Регламенте действий Росреестра для сделок с недвижимостью. Действует с 2018 года.
В каких случаях нужна регистрация права собственности
Самые распространенные случаи, когда требуется регистрация права собственности на квартиру: покупка (ст. 551, 558 ГК РФ), мена (обмен) (ст. 567 ГК РФ), дарение (п. 3 ст. 574 ГК РФ), наследование. В этих случаях совершается государственная регистрация и самой сделки, и прав по этой сделке.
Регистрации подлежат сделки с договорами:
по продаже жилого дома, квартиры или их частей, предприятия (п. 2 ст. 558 и п. 3 ст. 560 Гражданского кодекса);
дарения (п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса);
ренты (ст. 584 Гражданского кодекса);
пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 Гражданского кодекса);
аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса);
аренды предприятия и передаче недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 658 и п. 2 ст. 1017 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация не требуется при договорах:
найма жилого помещения – коммерческого или социального;
безвозмездного пользования недвижимостью (исключение – пользование земельными участками сроком более 1 года);
аренды зданий и сооружений сроком менее 1 года.
Документы для регистрации права собственности на квартиру
Для регистрации права собственности необходимы правоустанавливающие документы и кадастровый и технический паспорта квартиры.
Документы для регистрации при договоре дарения или купли-продажи:
чек, подтверждающий оплату госпошлины;
соответствующий договор в 2 экземплярах;
паспорта заявителей или представителей;
если регистрация через представителя, нужна доверенность;
заявление о регистрации права (от человека, которому дарят имущество, или покупателя);
заявление о регистрации перехода права (от человека, который дарит или продает имущество);
документ, который подтвердит право собственности того, кто дарит или продает имущество;
при необходимости согласие собственника государственного, муниципального имущества;
если у супруга нет прав на имущество, нужен документ для подтверждения (например, брачный договор, решение суда);
если собственников несколько, нужно их нотариально заверенное согласие на продажу или передачу по договору дарения;
если кто-то из собственников недееспособен или не достиг 14 лет, необходимо разрешение органа опеки и попечительства;
если была перепланировка помещения:
заявление о государственном кадастровом учете изменений, подписанное собственником;
любой стороной заполняется заявление о регистрации ипотеки;
закладная и те документы, которые перечислены в закладной в качестве приложений;
если одна из сторон – юридическое лицо:
документ для подтверждения полномочий представителя юрлица;
Регистрация прав собственности осуществляется только на готовую квартиру на первичном или вторичном рынке. На первичном рынке, когда дом сдан, пакет документов обычно формирует застройщик. Регистрацией прав собственности на новые квартиры может заниматься застройщик или покупатель.
На квартиру в строящемся доме может быть только регистрация прав требования. Регистрируется при оформлении договора долевого участия ДДУ или договора уступки прав требования по ДДУ. Этим занимается застройщик или дольщик.
Документы для регистрации при вступлении в наследство:
чек, подтверждающий оплату госпошлины;
заявление о регистрации права;
паспорт заявителя или его представителя;
если регистрация происходит через представителя, нужна доверенность;
свидетельство о праве на наследство;
если имеется, приложить соглашение о разделе наследства в 2 экземплярах;
если одна из сторон – юридическое лицо:
документ, подтверждающий полномочия представителя юрлица;
Росреестр может бесплатно уведомлять о результатах регистрационных действий (о возврате документов без рассмотрения, отказе, приостановлении или завершении регистрации). Для этого укажите в заявлении о регистрации электронную почту или номер мобильного. Прочие образцы документов можно посмотреть здесь.
Как зарегистрировать право собственности на квартиру
Оплатите госпошлину до подачи документов: 2 000 рублей для физического лица; 22 000 рублей – для юридического лица; 200 рублей – при регистрации доли в праве общей собственности на квартиру.
Подайте заявление и все сопутствующие документы:
лично в Росреестр или кадастровую палату
через Многофункциональный центр МФЦ своего региона. Документы можно подать в МФЦ даже в другом городе, необязательно по месту нахождения квартиры.
почтовым отправлением по адресу Росреестра или МФЦ.
заказав выездное обслуживание.
Сотрудник выдает расписку в получении документов на государственную регистрацию.
Ждете окончания регистрации. В расписке стоит срок регистрации (5-12 рабочих дней), номер регистрационного дела. По номеру можно узнать информацию о ходе прохождения регистрации. Срок регистрации может увеличиться на 2-4 дня, если вы подали документы через МФЦ (включается доставка документов в регистрирующий орган и обратно в МФЦ на выдачу).
Приходите в назначенный срок или когда пришло оповещение о готовности, забираете все свои документы. Дата государственной регистрации совпадает с датой внесения изменений в ЕГРП.
Приостановление государственной регистрации права
У регистратора есть законное право приостановить регистрацию, основания для этого прописаны в статье 26 ФЗ-218.
Самые распространенные причины для приостановки регистрации права:
представлены не все документы;
документы с недостоверными сведениями или не соответствуют закону;
квартира находится под арестом или есть запрет на совершение определенных действий;
противоречия между уже зарегистрированными и заявленными правами;
противоречия между сведениями о квартире в предоставленных документах и в ЕГРН;
Причины можно устранить и после этого возобновить регистрацию. Срок при этом начинают отсчитывать по новой. Если после приостановки в регистрации отказывают, сделку (например, купли-продажи квартиры) считают несостоявшейся.
Можно приостановить и вовсе прекратить регистрацию по заявлению участников сделки.
Граждане могут подать жалобу на действия Росреестра (пункты 314-324 Регламента). Отказ в регистрации можно попробовать обжаловать в суде.
На сайте Росреестра можно заказать выписку из ЕГРН, чтобы проверить документы на квартиру.
Кому и что доказывать правом собственности на квартиру
Свидетельства о государственной регистрации права сейчас не выдаются. Права подтверждаются только наличием записи об этом в ЕГРН. Запись подтверждается выпиской из реестра.
Кому и зачем такая выписка бывает нужна: если квартира не зарегистрирована, нельзя ее будет продать, завещать или подарить.
Право собственности на квартиру пригодится во всех случаях, когда нужно доказать, что собственность принадлежит именно вам. Например, его может запросить управляющая компания для заочного голосования на общем собрании – чтобы было подтверждение, что важные вопросы решает собственник.
Словарь по теме
ЕГРП (Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество) – электронная база данных, создана 31 января 1998 года, находится в ведении Росреестра. Раньше эту функцию выполняло БТИ Бюро технической инвентаризации. Содержит информацию о действительных и прекращенных правах на объекты недвижимости, данные о правообладателях и обременениях прав, административно-технические параметры об объектах недвижимости (адреса, площадь, назначение).
ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) – ЕГРП, объединенная с 2017 года с базой Государственного кадастра недвижимости ГКН. Тут можно подать одно заявление на две операции: на регистрацию прав и кадастровый учет.
Росреестр (Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии) – головная организация федерального значения. Имеет территориальные органы в субъектах России в виде Управлений «Росреестра» (УФРС) и офисов-филиалов Кадастровой Палаты (ФКП Росреестра).
УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) = Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии = Управление Росреестра (территориальное отделение). В таких организациях определяют порядок регистрации права собственности на квартиру, порядок учета технических данных о квартире в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).
ФКП (Федеральная Кадастровая Палата) – структурное подразделение УФРС. Занимается регистрацией прав и сделок с недвижимостью, ведет кадастровый учет, делает записи в ЕГРП и ГКН.
Ответы на часто задаваемые вопросы о регистрации прав на сайте Росреестра
Управляющим компаниям иногда требуется подтверждение того, что данный человек является собственником квартиры в управляемом доме. Этим подтверждением на данный момент выступает выписка из ЕГРН. В программе 1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК удобно работать с лицевыми счетами и собственниками, хранить характеристики зданий и помещений, проводить голосования. Можно выводить реквизиты документов, подтверждающих право собственности участников голосования. Подробнее о возможностях программ для ЖКХ читайте здесь.
Для чего необходима регистрация прав
Введите то, что Вы ищете
Кадастровый учет и (или) регистрация прав
Важная информация для правообладателей и заявителей!
Уважаемые заявители! Рекомендуем при подаче заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывать в нем адрес электронной почты заявителя, а также правообладателя объекта недвижимости в целях оперативного получения предусмотренного законодательством Российской Федерации уведомления, в том числе о ходе оказания государственной услуги, о поступлении заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением некоторых случаев, установленных Законом № 218-ФЗ от 13.07.2015. ПОДРОБНЕЕ
Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от 5 до 12 рабочих дней. ПОДРОБНЕЕ
Собственник недвижимости может обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записей: о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия правообладателя
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.
Для чего необходима регистрация прав
Всё, что нужно знать об оформлении недвижимости
Многие граждане имеют недвижимость – земельные участки и объекты капитального строительства, неразрывно связанные с землей: индивидуальные жилые дома, многоквартирные жилые дома, садовые домики, объекты незавершенного строительства, иные здания нежилого назначения. Зачастую владельцы, используя недвижимое имущество до момента распоряжения им (продажа, дарение, вступление в наследство), даже не подозревают о необходимости его документального оформления. О процедуре подготовки документов для постановки на кадастровый учёт и регистрации права собственности рассказывают заместитель руководителя Управления Росреестра по Саратовской области Наталья Алексеевна Сапега, заместитель директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Саратовской области (кадастровая палата) Татьяна Анатольевна Варакина.
В отношении каких объектов осуществляется
государственный кадастровый учет?
На первом этапе документального оформления недвижимости необходима постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. На втором этапе осуществляется уже государственная регистрация прав.
Процедуру постановки на кадастровый учет осуществляет орган кадастрового учета – кадастровая палата.
«Подлежат кадастровому учету здания, помещения в них, сооружения, объекты незавершенного строительства и земельные участки», – говорит Татьяна Анатольевна Варакина.
Кадастровый учет – признание государством вашей квартиры, дома, дачи или земельного участка недвижимостью и отражение сведений о них в государственном кадастре недвижимости (ГКН). В дальнейшем это позволит оформить в аренду или зарегистрировать на данную недвижимость право собственности, и распоряжаться ею в полной мере. Принцип кадастрового учета заявительный и осуществляется на безвозмездной основе.
Также законодательством предусмотрена процедура включения в ГКН о ранее учтенных объектах недвижимости. Возможно, что у старшего поколения на руках имеются какие-либо документы на недвижимость. В таком случае, при наличии правоустанавливающих и технических документов на объект, для включения сведений о них в кадастр недвижимости их может представить любое заинтересованное лицо.
Может возникнуть закономерный вопрос – как проверить, есть ли в ГКН и ЕГРП сведения о ваших объектах.
Где и как можно получить сведения из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним?
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в бумажном виде можно получить как в пунктах приема – выдачи документов офисов Росреестра по Саратовской области, так и в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Получение данной информации возможно о любом объекте недвижимости независимо от места нахождения недвижимости на территории РФ. Кроме того, для получения информации можно воспользоваться электронными сервисами на портале rosreestr.ru в любое удобное время.
В подтверждение наличия сведений об объекте (объектах) по вашим запросам будет представлена кадастровая выписка из ГКН и выписка из ЕГРП на недвижимое имущество. Предоставление сведений кадастра и Единого реестра прав осуществляется на платной основе.
В случае отсутствия сведений о ваших объектах в кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав Росреестр рекомендует оформить документы в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
Какие документы необходимы для кадастрового учета?
Недавно построенные или приобретенные неучтенные объекты недвижимости ставятся на кадастровый учет при обращении любого заинтересованного лица при наличии документа, описывающего вновь созданный объект недвижимого имущества.
Межевой план формируется кадастровым инженером при подготовке документов для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или учета части земельного участка.
Технический план формируется кадастровым инженером при подготовке документов для постановки на учет здания, сооружения, помещения или учета его части.
Акт обследования формируется кадастровым инженером при подготовке документов для снятия с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства в физической ликвидации.
Сколько времени потребуется, чтобы поставить объект на кадастровый учет?
В настоящее время сроки постановки на кадастровый учет составляют – до 7 рабочих дней при подаче документов в пунктах приема – выдачи документов и до 3 рабочих дней по заявлениям, представленным в кадастровую палату в форме электронных документов с использованием сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Можно ли получить услуги, не выходя из дома?
В рамках выездного обслуживания предоставляются следующие государственные услуги:
• прием и выдача документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
• предоставление сведений из ЕГРП и ГКН;
• постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
Документы, полученные при выездном приеме, обрабатываются специалистами органа кадастрового учета и специалистами Управления Росреестра по Саратовской области в сроки, сокращенные до 3-х дней.
Для того чтобы пригласить специалиста, необходимо обратиться по телефону: 8(8452) 37-28-60 или к с специалистам на площадках (пунктах) приема Росреестра по Саратовской области.
Опубликовано в газете «Московский Комсомолец в Саратове» № 52 (957) от 23 декабря 2015 г.