Для чего необходимо активное слушание

Активное слушание: техники и упражнения на развитие навыка

Активное слушание – полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов. Это сложное коммуникативное умение, иногда вызывающее недоумение. Для многих слушание – это пассивное восприятие информации от окружающих людей.

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Отношение к контакту с собеседником точно описал американский сатирик Марк Твен: «Большинство бесед представляет собой монолог в присутствии свидетелей». Но эта позиция становится ловушкой, попадая в которую мы неправильно интерпретируем смысл разговора. Диалог заканчивается недопониманием, неприятными ощущениями, проблемами во взаимоотношениях. Как этого избежать?

Активное слушание – что же это

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Беседуя с кем-либо, часто мысленно мы не вовлечены в процесс полностью. Наш мозг занят отвлеченными процессами:

Это привычные сценарии коммуникации, которые кажутся нормальными. Мы слушаем, но не слышим! Так выражается пассивный подход к контакту с людьми, становясь причиной многих сложностей. Активное слушание представляет собой полную противоположность привычной манеры общения. Это процесс осознанного взаимодействия, в котором внимание приковано к мыслям и чувствам собеседника. Фоновые шумы в голове отсутствуют, посторонние процессы (например, оценка внешности) тоже.

Мы поглощены моментом здесь и сейчас, поэтому направляем беседу в необходимое русло, получить массу полезной информации. Она не будет искажена нашими субъективными ментальными фильтрами. Кроме того, обучившись технике активного слушания, можно посылать сигналы о заинтересованности собеседнику. Они станут крепким фундаментом для плодотворных взаимоотношений в будущем.

Техника активного слушания: основные принципы

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Каким бы ни был красноречивым оратор, а взять максимум от изложенной информации мы сможем лишь в случае, если научимся правильно слушать. Как раз эту цель и преследует активное слушание. Основные факторы, способствующие его развитию:

Технику активного слушания применяют в психологии. Психологи описывают ее как восприятие информации «всем телом». Научно доказано, что активное слушание помогает лучше понимать состояние людей. Общаясь с клиентами, специалисты используют приемы участия в диалоге, помогающие точнее определять их состояние. Глубокое погружение, установление доверия, разбор состояния пациентов обеспечивают эффективную помощь. Эти моменты служат объяснением второго названия активного слушания – эмпатическое.

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Глубже изучить технику установления контакта активного слушания и аргументации поможет книга «Чудеса активного слушания». Автор – известный российский ученый, популяризатор науки, заслуженный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Она первая ввела в нашу культуру понятие активного слушания, описала, что оно включает, как многократно улучшает качество жизни.

Эффективные приемы активного слушания

Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Помимо вышеуказанных базовых факторов, выделяют еще три техники, с которыми также стоит ознакомиться. Они помогают быстро понять процесс.

Техника активного слушанияОсобенности
ЭхоЗаключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
ИнтерпретацияПодразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.
ПерефразированиеПредставляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.

Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).

Мощным усилителем всех техник и приемов активного слушания является эмпатия. Люди, умеющие чувствовать состояние других, способны быстрее установить положительный контакт, использовать любые методики уместно и деликатно. Поэтому для повышения эффективности применения выбранных приемов (из списка ниже) важно поработать над уровнем эмпатии.

Делаем паузу

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы. Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже.

Просим уточнения

Иногда собеседник упускает в своем рассказе много важных и интересных деталей. Проявление внимания к ним – отличный способ подчеркнуть ценность исходящей от него информации и искреннюю заинтересованность ею. Также этот прием активного слушания поможет избежать недомолвок и укрепить доверительные взаимоотношения, сформировать в воображении полноценную картину по теме беседы.

Развиваем мысль

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Порой человек отклоняется от сути беседы или не может подобрать точных слов для продолжения темы. В этом случае отличным помощником станет прием активного слушания по развитию основной мысли разговора. Необходимо вернуть говорящего к главной нити диалога и деликатно развивать ее вместе с ним.

Делаем сообщение

Прием, использование которого помогает деликатно дать обратную связь. В зависимости от ситуативных особенностей, может реализоваться в двух вариантах:

Какой бы посыл ни был заложен в сообщении (положительный или негативный), важно выражать его спокойным, дружеским тоном. Хамство, агрессивные обвинения и прочие отрицательные формы выражения чувств моментально сводят к нулю всю результативность активного слушания.

Говорим об эмоциях

Этот прием активного слушания предполагает открытое общение о внутреннем состоянии собеседника с высказыванием желания поддержать или помочь. Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно вам об этом говорить…». Помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.

Делаем замечания о ходе беседы

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Прием позволяет выразить конечный результат по успешному (или наоборот) развитию разговора. Представляет собой комментарий по поводу достижения общего понимания темы. Если оно не было достигнуто, замечание может отражать проблему недопонимания. Так формируется следующий этап эффективного его разрешения (после точной формулировки предмета спора или недоговоренности).

Методы активного слушания

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Методики активного слушания отличаются от приемов. В их основе лежит развитие навыка понимать смысл разговора глубже, чем это передают слова. Выше было упомянуто, что огромную роль в успешном внедрении техники активного слушания и аргументации играет способность к эмпатии. Именно она лежит в основе современных методов, проявляясь на трех базовых уровнях:

Использование методов – это путь к проникновению во внутренний мир другого человека, когда беседа не ограничивается словами. Она становится емкой и познавательной, но также требует больших психоэмоциональных затрат. Хотя они полностью окупаются последующим образованием крепких, доверительных взаимоотношений.

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Основные методы активного слушания сформулированы лидером и создателем гуманистической психологии – Карлом Рэнсом Роджерсом. Заключаются они в следующем:

Упражнения для развития навыка активного слушания

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Для развития этого полезного навыка используется тренировка в паре. Один из участников играет роль слушающего, а второй – говорящего. Затем меняются местами. В среднем продолжительность упражнений занимает 30-45 минут. В течение этого времени реализовываются следующие этапы:

Окончание первого круга занятий наступает после того, как говорящий из пары сможет точно сформулировать, в чем конкретно его поняли правильно, а где произошла ошибочная трактовка. После этого партнеры меняются ролями.

Примеры активного слушания на практике

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Примеры использования техники активного слушания встречаются везде. На работе они отражаются в виде улучшения взаимоотношений с коллективом. В семье помогают преодолеть кризисные и конфликтные периоды. При этом в любом взаимодействии активное слушание проявляется в двух плоскостях – невербальном и вербальном. Первое подразумевает мимику и жесты, делающие контакт глубже. Во втором – это правильно выстроенные в соответствии с выбранным приемом фразы. Например:

Также сюда относится вопрос о том, как случилось то, о чем говорит собеседник.

Заключение

Речь – главный способ общения между людьми, который часто реализовывается пренебрежительно. Во время беседы слушатели отвлекаются от сути разговора, не воспринимают подаваемую информацию или неправильно ее интерпретируют. Затем это негативно сказывается на взаимоотношениях. Техника активного слушания помогает устранить эти трудности, чтобы взаимодействие с людьми приносило удовлетворение и открывало новые перспективы для развития.

Источник

Техника активного слушания и ее преимущества

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Техника активного слушания — это целенаправленное выслушивание человека, с акцентом на понимание того, что он пытается нам сообщить. К сожалению, мы редко обучаемся этой технике. И даже те люди, которым нужно это для работы, либо для установления отношений, не прибегают к активному слушанию. Ведь для этого требуются некие усилия и работа над собой. А нам проще вернуться в пассивный режим, просто услышав слова человека, но не стремясь понять значение, которое он пытается донести.

Как выглядит активное слушание

Техника активного слушания имеет общие черты, в том числе:

Каковы результаты активного слушания

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Что происходит, когда мы не применяем технику активного слушания

Прежде чем мы обсудим, как правильно слушать человека, было бы полезно изучить наше стандартное поведение. Это печально, но в современном занятом обществе, мы редко уделяем должное внимание какой-либо отдельной деятельности. Мы стали одержимы практикой многозадачности. Мы настолько полны решимости быть продуктивными, что стараемся одновременно слушать и выполнять другие задачи. В результате чего мы не справляемся ни с чем. И даже когда мы не пытаемся выполнять много задач, мы часто отвлекаемся от работы и от общения с человеком. Мы не в состоянии поддерживать зрительный контакт, демонстрируя наше внимание. Короче говоря, многие люди вовсе не вовлечены в разговоры и не применяют активное слушание.

Мы также склонны концентрировать наше внимание на формулировании ответа для человека. И вместо того, чтобы концентрироваться на его словах, мы часто даже не позволяем человеку закончить выражать свои мысли. Мы прерываем его, и начинаем выражать наши собственные мнения и идеи. Мы можем даже заканчивать его предложения, лишь бы проявить свое эго. В таких ситуациях мы не столько слушаем, сколько готовимся продемонстрировать, что мы думаем или знаем о предмете разговора.

В то время как личные разговоры могут быть немного сложными. Разговоры по телефону предоставляют больше возможностей. Следовательно, больше соблазна выполнять сразу несколько задач. Сколько раз вы разговаривали с кем-то по телефону, слышали щелчок клавиатуры, и понимали, что другой человек отвлекается? Что он не обращает внимание на то, что вы ему говорите? Как вы себя чувствовали в этот момент, зная, что другой человек считает что-то более важным, чем разговор с вами?

Преимущества техники активного слушания

Итак, какая же польза, когда мы вкладываем дополнительные усилия, чтобы внимательно слушать человека? Если сказать вкратце, то техника активного слушания дает лучшее понимание беседы, и улучшает отношения с людьми. На самом базовом уровне более активное слушание означает, что вы действительно общаетесь с человеком. Когда обе стороны в разговоре практикуют активное слушание, тогда каждый человек услышит и поймет позицию другого человека. Вы не можете иметь хорошее общение, когда одна или обе стороны не уделяют должного внимания сказанным словам и значению стоящему за ними.

Хорошее общение также является основой для хороших отношений. Когда вы действительно слушаете, вы демонстрируете уважение к другому человеку. Это простое действие укрепляет доверие, и способствует сближению людей. Внимательное слушание заставляет людей открываться. Они чувствуют, что их слышат и понимают. А ваше внимание заставляет их чувствовать себя ценными и уважаемыми. Когда люди чувствуют, что кто-то действительно их слушает, они охотнее делятся своими настоящими чувствами и мыслями. Они становятся более искренними и открытыми.

Техника активного слушания может также помочь устранять конфликты и разногласия. Когда мы спокойно и с уважением обсуждаем области, в которых мы не согласны, то мы можем лучше понять точку зрения другого человека. Хотя мы можем не согласится с его мнением. Но, по крайней мере понимаем их аргументацию. Знание того, о чем на самом деле думает человек и чего он хочет. Помогает нам лучше понять его, и избавить от чувства гнева или обиды.

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Техника активного слушания и ее практика

1. Сосредоточьтесь на предмете разговора

Когда беседуете с человеком, либо когда общаетесь один на один в группе, полностью сосредоточьтесь на предмете, который обсуждаете. Если вы замечаете, что теряете фокус и начинаете думать о чем-то другом, тогда скажите себе: «не сейчас» или «я подумаю об этом позже». Затем верните свое внимание к говорящему. Вы можете записать одно или два ключевых слова на бумаге, о которых хотите сказать. И можете спокойно вернуться к разговору, не беспокоясь о том, что забудете свою мысль.

2. Не поддавайтесь соблазнам и отвлечением

Сосредоточьтесь на говорящем человеке, и на том, что он говорит. Зачастую наше внимание отвлекается на происходящее вокруг нас. На проходящего мимо человека, на другую беседу, либо на какую-то другую деятельность. Отвлекаются все люди. Но как только вы начинаете осознавать эту тенденцию. Вам становится легче распознать, когда ваше внимание начинает рассеиваться, и вы можете снова сосредоточиться на разговоре. Игнорирование отвлекающих факторов может показаться сложным, но вы можете добиться большего успеха благодаря практике. Если вы знаете, что вас легко отвлекать, вы также можете предпринять шаги, чтобы минимизировать эти факторы. Вы можете выбрать время и место для беседы подальше от окон. Либо же, сидеть спиной к любым потенциальным вещам, которые вас отвлекают.

3. Сосредоточьтесь на разговоре

Сконцентрируйте свое внимание на динамике разговора, а не на том, что нужно сказать. Не думайте заранее о своем ответе. Поддерживайте регулярный зрительный контакт, и пристально смотрите в глаза человеку. Будьте вовлечены в беседу, повернитесь лицом к говорящему. И используйте язык тела, чтобы показать, что вы слушаете. Вы можете наклониться вперед, кивнуть головой и улыбнуться. Либо же, сделать определенные жесты открытой ладонью для продолжения разговора.

4. Не спешите отвечать

Прежде чем начинать отвечать. Всегда давайте человеку время, чтобы закончить свое предложение. Сформируйте в себе привычку, молча считать до трех, прежде чем высказывать свои мысли.

5. Выражайте благодарность

Когда вы говорите, выражайте признательность за его точку зрения. Это не значит, что вы должны со всем соглашаться. Просто покажите, что вы цените точку зрения человека.

6. Задавайте больше вопросов

Наконец, научитесь задавать вопросы и интересоваться темой разговора. Только делайте это со спокойным тоном. Если вы будете задавать вопросы враждебным или насмешливым тоном. То другой человек начнет защищаться, и может даже разозлиться. А когда эмоции овладевают, нам может быть трудно обмениваться идеями, и понимание беседы становится невозможным. И хотя эти методы требуют определенных усилий, они становятся привычными с течением времени, и благодаря практике. Так что если вы хотите улучшить свои отношения дома, на работе, либо же в обществе, научитесь активно слушать. Это улучшит все аспекты вашей жизни.

Источник

Для чего нужно «активное слушание»

Для чего необходимо активное слушание. Смотреть фото Для чего необходимо активное слушание. Смотреть картинку Для чего необходимо активное слушание. Картинка про Для чего необходимо активное слушание. Фото Для чего необходимо активное слушание

Для чего нужно «активное слушание»

Как вы думаете, каждый ли человек умеет слушать? Казалось бы, в этом нет ничего сложного, но отчего тогда с какими-то людьми нам хочется общаться постоянно, а другим нет желания рассказывать даже о мелочах? Секрет прост – это способность дать собеседнику понять, что мы его не просто слушаем, но и слышим, понимаем его точку зрения, поддерживаем, разделяем чувства. Все эти преимущества даёт так называемое «активное» или эмпатическое слушание, подразумевающее применение специальных приёмов участия в беседе и выражения собственных переживаний и соображений.

В повседневной жизни даже такая простая задача, как слушать человека, не перебивая, зачастую становится невыполнимой. Между тем, умение быть активным участником диалога, а не пассивным слушателем, способно приносить немалую пользу. Например, при ведении деловых переговоров оно помогает склонить партнёра в свою сторону, а при решении конфликтов – снизить эмоциональное напряжение и выйти на уровень спокойной беседы. Кроме того, такой способ общения является оптимальным при взаимодействии с детьми и подростками. И, конечно же, все мы любим внимательных собеседников (понимающих и принимающих), с которыми так приятно делиться и сторонними новостями, и своими личными переживаниями.

Техника активного слушания – это серьёзный инструмент, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, однако это не значит, что её не способен использовать в своей жизни обычный человек. Давайте рассмотрим несколько самых простых приёмов эмпатического слушания.

Пауза.

Пауза даёт собеседнику возможность подумать. Нередко после неё он говорит что-то ещё, о чём в противном случае промолчал бы. Эффективная беседа не боится пауз, напротив, постоянное говорение и заполнение «пространства» пустопорожней болтовнёй обесценивают общение, которое становится поверхностным и пустым. Остановки же дают самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике. Говорящий также концентрируется на описываемой ситуации, может что-то переосмыслить, вспомнить, дополнить, раскрыть предмет беседы с новой стороны.

Уточнение или выяснение.

Просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного вовсе не является чем-то постыдным и сигнализирующим о вашей невнимательности. Напротив, стремление додумывать за собеседника «недосказанности» и неточности может сыграть с вами злую шутку. Особенно важными уточнения говорящего ставятся, если речь идёт о сложных, эмоционально значимых вещах. Без подсказок собеседника вы не сможете максимально точно понять его мыслей и чувств. Разумеется, уточняющий вопрос обязательно задаётся в любой ситуации, в которой есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты. Используйте нейтральные фразы, приглашающие собеседника, не обижая его, высказать свою мысль более конкретно, подбирая при этом другие слова («Извините, но я не совсем понял это», «Не могли ли вы объяснить это подробнее?», «Верно ли я понял, что…»). Помните: пользуясь приёмом выяснения, надо стараться не задавать вопросов, требующих односложного («да», «нет») ответа, так как это сбивает человека. Он начинает ощущать, что его допрашивают. Например, вместо вопроса: «Это что, трудно сделать?» полезно спросить: «А насколько трудно это сделать?».

Пересказ (парафраз).

Как ни странно, умение кратко, своими словами, изложить сказанное собеседником – также важная составляющая общения. Эта техника позволит вам выделить из общей массы слов те, в которых заложен основной смысл сообщения. Подчеркнув его в своём кратком пересказе можно убедиться, верно ли вы уловили информационный посыл собеседника. Другими словами, это способ установить контакт с человеком и глубже проникнуть в суть проблемы. Это «обратная связь» от вас, которая показывает собеседнику, что он был понят или, наоборот, сигнализирует о необходимости скорректировать свои слова. Кроме того, когда человек слышит пересказ собственных мыслей, он получает возможность посмотреть на свою проблему со стороны, что бывает непросто, особенно если трудности связаны со значительными эмоциональными переживаниями (от них у кого угодно образуется «каша в голове»). Плюс ко всему, парафраз используется как отличный способ подведения итогов беседы, в том числе и промежуточных. Это непростой приём, подразумевающий активную умственную работу и проникновение в самую суть сказанного. При этом нужно ориентироваться именно на смысл, содержание сообщения, а не на эмоции, которыми оно сопровождается.

Пример. На просторах Интернета мы нашли забавный пример диалога мужа и жены, иллюстрирующий достоинства техники парафраза.

Варианты диалога, ведущие к скандалу:
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Надо раньше выезжать! Муж: Может мне вообще спать не ложиться. (уходит)
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Я давно говорю – надо переехать ближе к центру. Муж: Вот заладила!
Муж: Ужасные пробки! Жена: Что ты все время ноешь? Иди ужинать! Муж: Не хочу!
Муж: Я ехал на работу три часа! Жена: Так вчера же передавали, что снегопад будет. А ты зачем-то на машине поехал!
Вариант беседы с конструктивным продолжением диалога:
Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах.
Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно.
Муж: Угу, и я опоздал на совещание…. Жена: Когда ты пришел, совещание уже началось.
Муж: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить (и так далее)

Повтор или эхо-парафраз.

Это банальный приём, который может пригодиться в том случае, если пауза в беседе слишком затянулась. Просто точно повторите последние слова собеседника (например, окончание фразы, после которой тот замолчал) и взгляните на него – это «заставит» человека продолжить рассказ.

Сообщения о восприятии.

Это как раз та группа приёмов, которая позволяет человеку выразить собственные переживания и соображения по поводу услышанного. Важно понимать, что речь здесь вовсе не идёт о категоричных и грубых фразах вроде «Ты не прав», «Это ерунда», «Я не желаю этого слышать» и тому подобного. Деликатность и желание поделиться собственной эмоцией – вот ваши лучшие друзья в деле освоения данной техники. Неплохими вариантами могут быть высказывания: «Я вижу, что это очень важно для тебя», «Мне больно это слышать», «Я взволнован этим сообщением».

Называние чувств.

Называть чувства своими именами очень полезно – это вносит в разговор ясность. Обозначая чувства собеседника, не бойтесь ошибиться. Используйте мягкие выражения («мне кажется», «похоже на то, что», «вы, кажется…», «скорее всего, это тебя…»), а категоричных формулировок избегайте. Если вдруг вы неверно истолкуете чувства говорящего, он сам вас исправит.

Кое-что о вашем поведении во время беседы. Активное слушание включает в себя гораздо большее количество приёмов, чем мы описали выше, однако нельзя забывать, что это также и комплекс невербальных проявлений в процессе общения. Поворот или наклон тела в сторону собеседника, кивки, «акценты» глазами, поддакивание в знак согласия, угукание – все эти мелкие элементы покажут человеку, что вы не просто слушаете, но и слышите его, понимаете его позицию и готовы к диалогу. Внимательно смотрите на говорящего, приготовьтесь фиксировать основные моменты беседы, если её формат к этому располагает (деловые переговоры, сфера продаж, обсуждение плана работы), и вы заметите, насколько такие несущественные, на первый взгляд, детали, облегчают понимание между людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *