Для чего необходимо использовать чек лист воз
Что такое чек-лист и для чего он нужен
(англ. checklist — «проверочный список») — это перечень того, что нужно сделать или проверить. К относится и список покупок для магазина, и список дел на день, и даже кулинарный рецепт:
Для чего нужны
появились в годах прошлого века и сегодня используются фактически во всех областях человеческой жизни. Их можно встретить и в госучреждениях, и в коммерческих организациях, и даже в быту. Такая популярность связана с тем, что очень упрощают выполнение многих задач и в разы снижают количество ошибок. Вот только некоторые их преимущества:
1. Компенсировать ограничения памяти. Мы не компьютеры: наша способность к запоминанию информации сильно ограничена. Нам порою очень трудно удерживать в голове все свои повседневные дела или все этапы сложного процесса.
Ниже приведен канцелярских товаров для подготовки ребенка к школе. Он относительно небольшой: всего на 12 пунктов. Однако обычный человек вряд ли сможет запомнить этот перечень с первого раза, а потом удерживать его в голове во время похода по магазинам.
помогает преодолеть ограничение нашей памяти. Мы можем работать с любым количеством информации, не боясь о забыть.
2. Компенсировать недостаток внимания. Наш уровень внимания легко снижается усталости, недосыпания, стрессов и различных заболеваний. А это, в свою очередь, приводит к ошибкам в работе.
Последствия этих ошибок могут быть очень разными. Если мы, например, забыли поставить печать на документ или не посолили суп, это плохо, но не опасно. Однако в некоторых областях невнимательность в работе обходится очень дорого. Ниже приведен фрагмент чек-листа хирургической операции (с сайта ВОЗ). Пропуск некоторых пунктов может стоить пациенту жизни.
3. Повышать самодисциплину. Человек — это существо во многом иррациональное. Он склонен совершать импульсивные поступки и поддаваться сиюминутным желаниям. Например, он знает, что должен сейчас работать, но вместо этого отправляется читать новости или раскладывать пасьянсы.
С мы начинаем действовать более рационально: любые отклонения от первоначального плана сразу становятся очевидными. постоянно напоминают нам о работе и заставляют двигаться вперед.
4. Экономить время. С нам не нужно тратить время на планирование и постоянные размышления (что делать дальше, куда двигаться, а все ли сделано ). Мы можем сосредоточиться непосредственно на самой работе, а не на ее организации.
Где могут использоваться
Область применения гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Ниже мы рассмотрим некоторые варианты их использования: как популярные, так и малоизвестные.
1. Списки дел
Как ни странно, но самый популярный сегодня вариант — это обычный список дел. Например:
Здесь все просто: мы записываем дела, которые собираемся выполнить, а потом вычеркиваем их по мере выполнения. Об особенностях работы с такими списками у нас есть отдельная статья.
2. Выполнение сложных задач
Вот еще примеры задач, для выполнения которых пригодится :
Есть два способа работы с такими :
3. Проверка и контроль
Иногда нам нужно проверить объект или процесс на соответствие неким требованиям. Допустим, мы владельцы магазина и хотим убедиться, что он соответствует требованиям пожарной безопасности. Этих требований довольно много, поэтому для проверки нам лучше взять уже готовый :
Все просто: мы читаем список требований и проверяем, действительно ли они соблюдаются. Если мы проверяем сами себя, то можем при этом сразу же исправлять все несоответствия.
Вот еще несколько ситуаций, где может применяться такой подход:
Этот вид сегодня массово используется в государственных и коммерческих организациях для проведения всевозможных проверок и аудитов.
4. Организация работы
Некоторые виды работ состоят из множества этапов, которые нельзя пропускать, и множества нюансов, о которых нужно помнить. Чтобы избежать ошибок, для таких работ полезно использовать рабочие и пошаговые инструкции.
Для примера возьмем простую бытовую ситуацию: испечь белый хлеб в хлебопечке. Сама технология очень простая, однако в суматохе легко можно забыть о мелочи: не положить дрожжей, не установить лопатку («тестомес»), не установить вес буханки Для профилактики таких недоразумений можно держать под рукой вот такой :
Рабочие могут быть полезны в следующих ситуациях:
Рабочие полезны везде, где есть риск о забыть или допустить ошибку. Кроме того, они отлично помогают на первых порах, когда человек еще не запомнил все этапы рабочего процесса.
5. Диагностика
Возьмем, к примеру, такую ситуацию: у нас внезапно перестал работать на ноутбуке. Почему? Не известно. Может быть, «слетел драйвер», а может, мы просто нечаянно включили режим «в самолете».
В таких ситуациях помогает не блуждать впотьмах, а целенаправленно перебирать и проверить различные гипотезы:
Вот еще примеры для диагностики:
Желательно, чтобы такие были заранее составлены опытными специалистами. Для удобства в них можно указывать не только возможные причины проблем, но и способы проверки гипотез.
6. Поиск идей
Предположим, что перед нами стоит задача: увеличить посещаемость продовольственного магазина. В такой ситуации можно, конечно, устроить мозговой штурм или посоветоваться с опытными специалистами. А можно просто взять список уже готовых решений и попробовать применить их к своей ситуации:
Вот еще примеры таких списков:
Пользоваться такими очень просто: просматриваем список и берем на вооружение те варианты, которые нам подходят. Но опять же: такие списки должен для нас составить заранее.
История
Место крушения бомбардировщика Boeing B-17 ( 30 октября 1935 )
Остальные летчики, принимавшие участие в испытаниях, предложили оригинальное решение проблемы. Они составили несколько проверочных списков (для подготовки к взлету, для подготовки к приземлению ), которыми должны были бы пользоваться все испытатели новой модели. Благодаря этой находке, дальнейшие испытания бомбардировщика прошли без серьезных инцидентов.
Вскоре стали общепринятым стандартом в авиации, а затем начали массово использоваться и в других областях.
Тест «Профилактика ошибок идентификации пациента»
Проверь свои знания в тесте «Профилактика ошибок идентификации пациента»
1. В каких материалах ВОЗ содержится рекомендация проводить идентификацию пациентов перед оперативным вмешательством?
1) в контрольном списке вопросов по обеспечению хирургической безопасности
2) в постановлении ВОЗ, касающемся вопросов хирургической безопасности
3) в руководстве ВОЗ по медицинской этике
4) в уставе ВОЗ
5) таких материалов нет
2. Идентификация — это
1) название
2) описание
3) регистрация
4) указание
5) установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков распознание
3. Идентификация новорожденных проводится по
1) двум идентификационным признакам
2) количеству признаков, используемых при идентификации новорожденных, зависит от ситуации и колеблется от одного до пяти
3) одному идентификационному признаку
4) трем идентификационным признакам
5) числу признаков, по которым проводится идентификация новорожденных, не определено
4. Идентификация пациента
1) не входит в обязанности медицинских работников
2) не входит в обязанности медицинских сестер
3) необязательная процедура
4) обязательное подтверждение личности пациента перед медицинскими вмешательствами, осуществляемое всеми медицинскими работниками (врачами, медицинскими сестрами, младшим медицинским персоналом)
5) осуществляется один раз, в момент обращения пациента в медицинскую организацию
5. К кому следует обращаться при разговоре со слабослышащим пациентом в ходе подготовки к проведению медицинского вмешательства?
1) в таких случаях нет необходимости разговаривать с пациентом, тем более, если он плохо слышит
2) к самому пациенту, даже если рядом с ним сопровождающие лица или сурдопереводчик
3) к сопровождающим лицам
4) к сурдопереводчику
5) не имеет значения, можно обращаться и к пациенту, и к сопровождающим его лицам
6. Как коротко называют контрольный список вопросов по обеспечению хирургической безопасности, рекомендуемый ВОЗ?
1) вопросы для самоконтроля
2) контрольный алгоритм
3) проверочный алгоритм
4) чек-лист по хирургической безопасности
7. Как следует вести разговор со слабослышащим пациентом?
1) говорить громко, четко, использовать жесты
2) говорить на высоких тонах
3) громко кричать на ухо
4) не рекомендовано переспрашивать пациента, как он понял сказанное — это травмирует пациента
5) не смотреть в глаза — это отвлекает пациента
8. Какие вопросы следует задавать при идентификации пациентов?
1) закрытые
2) однозначные
3) открытые
9. Какие вопросы, касающиеся проведения идентификации больных, часто включают в проверочные листы сотрудники Росздравнадзора, выходящие на проверки медицинских организаций?
1) имеется ли приказ главного врача о проведении идентификации больных
2) проводится ли обучение персонала по вопросам идентификации больных
3) разработан ли алгоритм идентификации больных, находящихся в коме
4) разработан ли алгоритм идентификации больных-иностранцев, не понимающих русского языка
10. Какие документы федерального уровня впервые ввели в России обязательную процедуру идентификации пациента перед медицинским вмешательством?
1) ГОСТы Р серии 52623, регламентирующие сестринский уход
2) Постановление Росздравнадзора
3) Приказ Минздрава России
4) Федеральные клинические рекомендации по идентификации пациентов
11. Какие из перечисленных ниже признаков запрещено использовать при идентификации пациента?
1) адрес прописки
2) дату рождения
3) номер истории болезни
4) номер палаты и номер койки
5) фамилию и имя
12. Каким методом обычно получают информацию, необходимую для идентификации пациента перед медицинским вмешательством?
1) достаточно прочитать надпись, прикрепленную к кровати больного
2) любым методом
3) методом активного опроса пациента
4) методом опроса с помощью закрытых вопросов
5) необходимо назвать фамилию пациента и попросить его подтвердить ее правильность (словом или простым кивком)
13. Какой из перечисленных ниже вопросов является открытым?
14. Кто должен проводить идентификацию пациента?
1) все группы медицинского персонала, предоставляющие пациенту медицинские услуги
2) работники регистратуры и приемных отделений
3) старшие медицинские сестры отделений
4) только врачи
5) только медицинские сестры
15. Кто при ответах на контрольные вопросы по обеспечению хирургической безопасности имеет право перед началом операции подтвердить имя ребенка или другого недееспособного пациента, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?
1) заведующий оперблоком
2) лечащий врач
3) опекуны (попечители), родители
4) перед началом операции это не требуется
5) только родители ребенка
16. Мнение экспертов ВОЗ о природе ошибок идентификации пациента
1) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов встречаются не часто и не представляют угрозы безопасности пациентов
2) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не предотвратимы
3) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не случайны, а являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций
4) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций
5) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов случайны
17. По каким признакам идентифицируют новорожденных?
1) в случае двойни/тройни, дополнительно указывается порядковый номер (1, 2, 3)
2) пол новорожденного (мальчик/девочка)
3) фамилия матери новорождённого
4) число, месяц и год рождения новорождённого
18. По каким признакам следует проводить идентификацию пациентов перед проведением медицинских вмешательств?
1) по двум признакам — номеру палаты и койки
2) по двум признакам — по фамилии и имени пациента, или по фамилии и дате рождения, или по фамилии и адресу)
3) по одному признаку — по номеру истории болезни
4) по одному признаку — по номеру палаты или номеру койки
5) по одному признаку — по фамилии больного
19. Порядок идентификации дезориентированного пациента, поступившего без документов и сопроводительных лиц
20. Почему при заборе крови на исследование не рекомендуется заранее производить маркировку пробирок?
1) в целях безопасности, так как, если не получится использовать промаркированную пробирку, она может быть ошибочно использована для взятия образца крови у другого пациента
2) из экономии, так как заранее промаркированная пробирка будет испорчена, если ее не удастся использовать у данного пациента
3) рекомендовано маркировать пробирки заранее, так как их маркировка в присутствии пациента повышает риск ошибок
21. Почему при идентификации пациента рекомендовано использовать открытые вопросы?
1) напротив, использование открытых вопросов не рекомендуется, так как занимает слишком много времени
2) открытые вопросы практически исключают ошибки идентификации пациентов
3) открытые вопросы являются более вежливыми по форме
22. Почему при идентификации пациентов запрещено задавать закрытые вопросы?
1) закрытые вопросы не вежливы по форме
2) закрытые вопросы не обеспечивают гарантий ошибочного понимания ответа
3) наоборот, рекомендовано использовать именно закрытые вопросы
23. Правило маркировки емкостей для биологических материалов, взятых на исследование в операционной, соблюдение которого исключает ошибки при идентификации биологических материалов
1) медсестра зачитывает надпись на емкости, куда помещен образец, вслух, чтобы правильность надписи могли подтвердить члены операционной бригады
2) медсестра маркирует все емкости заранее, до операции
3) медсестра маркирует емкость после помещения туда взятого на операции материала и сразу отправляет на исследование
4) медсестра маркирует емкость после помещения туда взятого на операции материала и тщательно проверяет правильность маркировки, внимательно прочитав «про себя», после чего — отправляет на исследование
24. Правило маркировки емкостей с биологическими материалами, взятыми для исследования, которое позволяет снизить риски их ошибочной идентификации
1) емкость маркируется в присутствии пациента
2) емкость маркируется заранее и проверяется перед забором материала
3) емкость маркируется заранее, в спокойной обстановке
4) емкость маркируется после забора материала
25. Правильная формулировка вопроса при идентификации пациента пред медицинским вмешательством
1) Ваша фамилия Иванов?
2) Вы Иванов Иван Иванович?
3) Вы Иванов?
4) Назовите, пожалуйста, свои фамилию и имя
26. Правильное суждение о масштабе неблагоприятных инцидентов, случившихся в медицинских организациях, в результате которых здоровью пациента может быть причинен вред
1) пациенты редко становятся жертвами медицинских ошибок
2) по данным ВОЗ, каждый 10-й госпитализированный пациент становится жертвой неблагоприятного инцидента, в результате которого его здоровью наносится легкий, средний или тяжелый вред, вплоть до смертельного исхода
3) по данным ВОЗ, один из 100 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента
4) по данным ВОЗ, один из 1000 госпитализированных пациентовстановится жертвой неблагоприятного инцидента с причинением вреда его здоровью и даже смерти
5) по данным ВОЗ, один из 10000 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента
27. Правильное суждение о проблеме безопасности пациента
1) безопасность пациента — в рамках полномочий зона ответственности всего медицинского персонала
2) безопасность пациента — зона исключительной ответственности администрации медицинской организации
3) безопасность пациента — зона исключительной ответственности его лечащего врача
4) безопасность пациента — зона исключительной ответственности заведующего отделением
5) безопасность пациента — зона ответственности службы безопасности медицинской организации
28. Правильное суждение об ошибках идентификации пациента
1) ошибка идентификации пациента — это случайность и ее нельзя избежать, так как людям свойственно ошибаться — это в природе человека
2) ошибка идентификации пациента — это случайность, однако ее можно избежать, если ввести строгие наказания
3) ошибка идентификации пациента имеет системную природу, однако изменить систему и предотвратить ее повторение невозможно
4) ошибка идентификации пациента имеет системную природу, следует изменить систему и тем самым предотвратить ее повторение
5) ошибок идентификации пациента не бывает
29. Рекомендация ВОЗ относительно выполнения хирургической операции, если пациент по состоянию не способен перед началом операции подтвердить свое имя, а также — какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?
1) в операционную приглашают заведующего оперблоком
2) всей операционной бригаде сообщают о том, что пациент перед операцией не смог подтвердить свое имя, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее. Каждый член бригады должен дать согласие на участие в операции в этих условиях
3) информацию сообщают оперирующему хирургу
4) информацию сообщают оперирующему хирургу и анестезиологу
30. Рекомендуется ли будить спящего пациента, если вы пришли, чтобы взять кровь на исследование (сделать инъекцию, измерить артериальное давление)?
1) врач принимает решение на свое усмотрение, медсестре следует поступать согласно указаниям врача
2) зависит от правил, принятых в конкретной медицинской организации
3) не имеет значения, зависит от предпочтений медицинского работника
4) не следует лишний раз беспокоить пациента, покой — прежде всего
5) разбудить, и по всем правилам провести идентификацию пациента, получить информированное согласие и, если будет введено лекарство, опросить аллергологический анамнез
31. С чего, согласно ГОСТам Р серии 52623, должен начинаться подготовительный этап медицинского вмешательства (например, внутривенной инъекции)?
1) с гигиены рук
2) с идентификации пациента
3) с получения информированного согласия
4) со сбора аллергологического анамнеза
32. Суждение об идентификации больных перед проведением медицинского вмешательства
1) идентификация пациента завершается записью в истории болезни
2) идентификация пациента завершается после того, как медицинский работник узнал его фамилию и имя
3) идентификация пациента завершается после того, как медицинский работник узнал его фамилию и имя, а также дату рождения или адрес
4) идентификация пациента может считаться завершенной после того, как медицинский работник сравнил идентификационные признаки, полученные при опросе пациента с теми, что имеются на истории болезни, в листе назначений, направлении на исследовании и т.п.
5) идентификация пациента считается завершенной после того, как медицинский работник познакомился с паспортом пациента
33. Суждение об идентификации пациента и этических проблемах взаимоотношений медицинского работника и пациента
1) в отношениях врача и пациента не существует проблемы доверия, и потому вопрос не имеет смысла
2) идентификация больных — требует затрат времени и отвлекает медицинского работника от лечебного процесса
3) идентификация пациента не имеет отношения к вопросам формирования доверия пациентов к врачам и медицинским сестрам
4) идентификация пациента, как формальная, бюрократическая процедура, мешает установлению отношений доверия между врачом и пациентом
5) идентификация пациента, облегчающая обращение к нему по имени, является важным элементом установления доброжелательных и доверительных отношений между медицинским работником и пациентом
34. Требования к процедуре идентификации пациента
1) идентификация пациента проводится минимум по двум идентификационным признакам (кроме новорожденных)
2) идентификация пациента проводится минимум по трем идентификационным признакам
3) идентификация пациента проводится по одному идентификационному признаку
4) количество признаков, используемых при идентификации пациента, зависит от ситуации и колеблется от одного до пяти
5) число признаков, по которым проводится идентификация пациента, не определено
35. Частые причины ошибок идентификации пациентов
1) больные-однофамильцы
2) одновременное оказание помощи двум или более пациентам, особенно в экстренных ситуациях
3) плохое закрепление бирок (браслетов)
4) фамилии некоторых больных имеют близкое написание или звучание
36. Что требуется идентифицировать при выполнении лекарственных вмешательств?
1) дозу, путь и время введения (по листу назначений)
2) идентификация не требуется
3) лекарство (по надписи на упаковке и ампуле)
4) пациента
37. Что, согласно стандартам Объединенной комиссии по аккредитации медицинских организаций, должна сделать медицинская сестра, если врач отделения интенсивной терапии одновременно сделал несколько устных назначений разным больным?
1) записать назначения в историю болезни и попросить врача поставить свою подпись
2) записать назначения врача на листок и, прочитав написанное вслух, получить подтверждение врача, что его назначения поняты правильно. В последующем напомнить врачу, чтобы он оформил назначения должным образом
3) не выполнять назначение, пока врач не сделает записи в истории болезни
4) немедленно выполнить назначения
5) повторить сказанное врачом и получить подтверждение
Что такое чек лист
Чек-лист – это список действий, проверок, мероприятий, который помогает проконтролировать практически любой процесс: будь то запуск какой-то машины или проверка работы дизайнера. Он помогает избежать ошибок в повторяющихся циклах действий, избавляет голову от лишней нагрузки, экономит время и помогает помнить обо всем. С чек-листом у вас всегда будет руководство, которое поможет сделать все правильно и максимально эффективно. Мы подготовили развернутую статью о чек-листах, в которой рассказываем как использовать такую форму самомотивации и контроля персонала.
Виды чек-листов
1. Сделай и проверь
Do-confirm используется для проверки своей или чужой работы опытными исполнителями.
2. Прочитай и сделай
Read-do – для новичков, которым пока не знаком такой инструмент.
Правила составления чек-листов
Чтобы составить грамотный чек-лист, важно соблюдать три правила:
Простота – важная составляющая успеха чек-листа. Одно действие – один пункт. Так проходить по списку задач проще.
Написать текст, вычитать на ошибки, разместить на сайте – это три отдельных действия и в чек-листе они будут в разных пунктах:
Не компануйте разные задачи в один пункт, даже если помимо работы с текстом есть дополнительные задачи.
Формат зависит от вида чек-листа: Do-confirm (сделай и проверь) или read-do (прочитай и сделай).
Пример сделай и проверь:
Пример прочитай и сделай:
Если нужно больше пунктов, значит, задача сложная и многосоставная, разбейте ее на мелкие подзадачи и для каждой из них сделайте свой чек-лист.
2-5 слов на один пункт.
На упрощенном примере:
Можно указать основные моменты, для крупных задач лучше создавать свои чек-листы.
Для одной важной задачи свой цвет.
Так чек-лист становится более понятным и логичным
Так выполнение задач будет точно попадать в дедлайны.
Функции чек-листов
Чек-листы могут использовать при решении любых задач: бытовых или рабочих.
Область применения
Чек-лист для сборов в отпуск (что взять и ничего не забыть):
Чек-лист для ежедневного выхода из дома:
Порядок действий по установки приложений
Подобный чек-лист очень актуально использовать для обучения пожилых родителей использованию компьютера. Желательно подкрепить его изображениями.
Используя чек-листы в быту вы станете более организованным.
Проверить работу подрядчиков:
Примеры для жизни и работы:
Правила наоборот для проверки выполнения работы. Такой перечень поможет вспомнить о часто встречающихся ошибках. Его можно использовать для проверки работы подрядчиков.
Полезно использовать и в работе, и дома. Список приемов можно расширять, а заглядывая в такой чек-лист, вы будете черпать вдохновение, ничего не забудете и будете выполнять работу по дому или в офисе быстрее и качественнее.
Актуально использовать при выборе какого-то продукта или услуги. Этот чек-лист поможет при общении с менеджером по продажам, вы найдете лучший продукт, отвечающий важнейшим запросам.
Назначение чек-листов
Чек-листы применяются для трех целей:
Ситуативное использование
Чек-листы пригодятся для:
Любой чек-лист полезен, особенно в тех случаях, когда задач непочатый край и нужно избавить себя от лишних мыслей. Последовательный список задач освободит оперативную память мозга для более важных задач.
Преимущества использования
Используя чек-листы, вы:
Автоматизация и алгоритмизация рабочих процессов – путь к повышению эффективности и качества выполнения работ.
Коротко о главном
Чек-листы – полезный инструмент для любого человека в быту и на работе. Они упрощают работу, помогают систематизировать процессы и не забыть о важном. Берите на вооружение полезные техники и учитесь применять. Увидите, через несколько недель, без чек-листов жизнь будет не та.