Для чего необходимо изучать физику краткий ответ
Зачем учить физику в школе?
Зачем мне эта дурацкая физика? А вот зачем!
Самая распространенная жалоба школьника на трудность предмета звучит так: “Зачем мне эта дурацкая …. (тут можно поставить что угодно – физику, математику, историю, биологию), если я не собираюсь заниматься ей после школы?!”
Действительно, а нужно ли бедному ребеночку зубрить формулы и разбираться с законами Ньютона и Фарадея? Может, ну ее, эту пакость, займемся лучше чем-то интересным? Удивительно, но многие взрослые и сами не понимают, зачем учили физику в школе и искренне не видят связи между этой занимательной наукой и повседневной жизнью. Давайте же найдем эту связь!
Представьте себе свой обычный день. Вот вы встали с кровати, потянулись и посмотрели в зеркало. И законы физики заработали прямо с началом вашего дня!
Обратите внимание на лифт, легко и быстро поднимающий вас на нужный этаж, автомобиль или другой транспорт, компьютеры, планшеты и телефоны. Без физики все это никуда бы не поехало, не включилось и не заработало.
Развитие физики можно приравнять к прогрессу.
Хорошо, скажете вы. Но ведь для всего перечисленного, для всех этих открытий и разработок существуют физики. То есть люди, сознательно выбравшие именно эту науку своей основной профессией. Причем же здесь остальные, да еще и гуманитарии? Им-то на что эти знания, если можно просто прочитать инструкцию к своему телефону и этого будет достаточно для его использования?
Движение, скорость, ускорение.
Итак, все во Вселенной постоянно двигается, включая нашу планету и землю, по которой мы ходим. А ходим мы почти ежедневно в разные места. Значит, мы постоянно рассчитываем, насколько быстро доберемся до театра, работы, друзей, чтобы не опоздать. Задачи на скорость мы решаем в средней школе в рамках курса математики, но на самом деле это базовая физика.
Когда вы начинаете (и продолжаете) водить машину, кое-что из базового курса физики вам очень пригодится. Например, вы сами поймете, что резко тормозить на трассе при скорости 120 км/ч только потому, что вам внезапно захотелось полюбоваться красивым видом, пожалуй, не стоит.
Даже если за вами не едет на такой же скорости еще несколько автомобилей, водители которых могут не успеть среагировать. Просто при торможении ускорение отрицательное, поэтому всех, кто сидит в машине, резко бросает вперед. Поверьте, впивающиеся в тело ремни и растянутые шейные мышцы – это неприятно. Просто имейте в виду такое понятие из физики, как ускорение.
Сила тяготения, импульс и другие полезности.
Поэтому, зная об этих законах, можно понять, что происходит, если человек прыгает с парашютом. Связана ли площадь парашюта связана с замедлением скорости падения? Может, стоит просить парашют побольше? Как действует импульс на коленки парашютиста, и почему нельзя приземляться на прямые ноги?
А как выбрать горные лыжи? Вы отлично катаетесь или только начинаете? Подумайте о трении, уточните именно эти параметры своих новых лыж. Если вы новичок, не знающий физики, то очень вероятна ошибка в выборе. Успеете ли вы остановиться?
Окей, вы не собираетесь прыгать с парашютом и ничего не хотите знать про горные лыжи.
Вернемся к повседневности. Вот перед вами гайка и гаечный ключ. За какую часть ключа нужно взяться, чтобы приложить к гайке максимальную силу? Те, кто изучал физику, возьмутся за ключ как можно дальше от гайки. Чтобы открыть тяжеленную дверь в старое здание, нужно давить на нее с самого краю, подальше от петель. Нужно ли рассказывать про рычаг и точку опоры, которой так не хватало Галилею?
Наверное, этих примеров пока достаточно для иллюстрации ежедневного присутствия физики в нашей жизни. И это была только механика! А ведь есть еще оптика, которую мы упоминали в начале статьи, и электричество с магнитными полями. И это мы скромно молчим про теорию относительности.
Поверьте, физика на базовом уровне необходима каждому, чтобы не выглядеть глупо и смешно в самых обычных ситуациях.
Зачем нужно изучать физику
Источник
Зачем нужно изучать физику в школе?
Часто школьники (и особенно школьницы) задают вопрос: «А зачем мне учить физику, если она мне не интересна и в жизни мне не пригодится совсем?».
Вот простой вариант ответа. Ведь мотивация при изучении того или иного предмета – очень важная вещь. Действительно, как объяснить подростку, которому физика не интересна, который не собирается связывать с ней профессию, что ему надо учить все эти формулы, законы и теории?
Знание физических закономерностей устройства нашего мира так или иначе пригодится любому человеку. Это такая же часть общекультурного базиса, как и знание основных правил русского языка, как ориентация в географии или в истории, как умение считать деньги, как знакомство с общими принципами биологической эволюции…
Зная основы физики, мы понимаем кучу вещей: как устроен двигатель автомобиля, почему летит ракета в космосе, почему не тонет железный корабль, зачем парашютисту парашют, что такое управляемый термоядерный синтез, как работает насос или электрочайник… Да, без этих знаний вполне можно прожить. Но все же…
И есть еще важный момент. Почти все нынешние старшеклассники и старшеклассницы через какое-то время станут родителями, папами и мамами. И их маленькие детишки будут задавать миллион вопросов: почему едет троллейбус? почему бывает радуга? почему водомерка легко бегает по поверхности воды, а не тонет? почему гремит гром? почему в космосе невесомость? почему нельзя совать пальцы в розетку, а штепсель от настольной лампы можно? почему светит лампочка? почему снежинки все такие разные?…
На все эти детские вопросы придется отвечать. Если вы когда-то в школе достаточно хорошо поняли суть дела, то даже через 10-20 лет легко сумеете объяснить ребенку дошкольного или младшего школьного возраста все такие штуки – кратко и с учетом его уровня понимания.
Конечно, изучение всех этих физических формул, задач и экспериментов, которые входят в стандартную школьную программу, представляет гораздо более углубленный уровень изучения физики, чем это пригодится в будущем большинству учеников. Но фишка в том, что лишь таким путем можно хорошо понять суть физических законов. Ну как понять закон Архимеда или закон всемирного тяготения, если не порешать хотя бы чуть-чуть соответствующих задачек?
Ясно, что далеко не всех старшеклассников воодушевят мысли, высказанные в данной статье… Но может быть, кого-то и воодушевят. Или, по крайней мере, дадут силы и терпение изучать физику чуть более старательно, без избыточного отвращения.
А также физика необходима, чтобы знать, как функционирует наш мир!
И все же, что такое физика?
Физика – это наука о явлениях окружающего нас мира. Чтобы понимать процессы, которые вы наблюдаете каждый день и нужно знать физику. Физика показывает фундаментальную взаимосвязь процессов и явлений в природе в качественной и количественной форме. Она позволяет глубоко понимать то, что происходит вокруг тебя и в содружестве с математикой позволяет прогнозировать события. В конце концов именно физики должны дать совершенный ответ на вопрос, как же все-таки на самом деле возникла Вселенная.Физика отвечает на такие вопросы как: почему зрачок вашего глаза кажется черным? Или почему обычно батареи устанавливают под окном? Оглянись вокруг и засунь руку в карман – сотовый, компьютер, и все остальное – как бы все это существовало без физики? А дальше включай соображение и немного – воображение.Человеку в основном нужно изучать физику, чтобы иметь доступ к новым источникам энергии, совершенствовать власть человека над природой!Потому что она повсюду. Без физики можно сразу в гроб ложиться. Потому что не проживешь.
Тебе – это не надо. Тогда, можешь тупо тыкать в кнопки компа или мобильника, который для тебя сделают умные, изучившие физику. Или еще: каждому действию равно противодействие – тебя толкнули, но ты в ответ так толкнул, что упал обидчик. В одном месте убыло – в другом прибыло – закон сообщающихся сосудов. Правило буравчика совсем святое – знаем, в какую сторону крутить болт и шурупы. Золотое правило механики – тише едешь дальше будешь или чем больше плечо, тем меньше сопротивление. Да много чего интересного в физике вспомнить хотя бы Архимеда – тело, погруженное в воду и т.д. Чтобы знать, что противоположности притягиваются. Для жизни – каждый день с ней сталкиваемся, даже развлекаясь – тот же бильярд.
Зачем человеку нужно изучать физику в школе?
Физика – это наука, создавшая современный мир. Благодаря открытию законов физики, наши дома оснащены разнообразной техникой, а быт упрощен коммунальными благами. Поэтому, задавая вопрос касательно актуальности изучения физики, стоит заглянуть в корень этой науки и понять, с чего все начиналось.
Закономерности окружающего мира
Множество природных закономерностей было замечено еще первыми людьми. Тогда эти явления были необъяснимыми и поэтому оставались бесполезными или даже опасными. Постепенно, решая задачи и проводя эксперименты, ученые собирали информацию о том, как устроен мир. Накопленный опыт и дальнейшие открытия привели к тому, что человек подчинил себе множество стихий и сделал свою жизнь безопасной и комфортной.
Даже те, кто не увлекается наукой, пользуются знанием физических законов в быту и обычной жизни. Эксплуатация электрических приборов, использование горячей воды и отопления – все это требует знания базовых физических законов. Компьютеры, телефоны, телевизоры и все домашнее оборудование появилось в результате изучения и применения физики.
Практическая польза физики
Благодаря физике нам известно происхождение почти всех природных явлений. С годами решение задач по физике открыло перед учеными огромные перспективы. Человек научился получать энергию и использовать ее в собственных целях. Физические формулы необходимы для широкомасштабного строительства, развития промышленности и производства.
Говоря о теории, стоит упомянуть, что физика полезна для развития логического мышления. Занимаясь этой наукой, человек совершенствуется во многих сферах, учится правильно рассчитывать силы и использовать весь свой умственный потенциал. В процессе решения физических задач, устанавливается связь между причиной и следствием, находится решение для важных вопросов и проводится анализ текущих условий.
Расширение кругозора
Законы физики лежат в основе астрономии и изучения небесных тел. Знание физики позволило человечеству достичь ощутимых результатов в покорении космического пространства. Благодаря этому спутниковая связь и глобальное прогнозирование стали реальностью для большинства людей.
Физические расчеты лежат в основе изобретения всех видов транспорта, включая летательные аппараты и космические корабли. Связь между людьми также обеспечивается благодаря знанию физики – радио, телевидение и интернет полностью зависят от правильного использования волн и сигналов.
Физика позволила человеку выйти за рамки привычного мира и открыть для себя новые горизонты. С ней жизнь стала богаче, насыщеннее и интереснее. Поэтому, задаваясь вопросом о необходимости физики, стоит помнить о том, что почти весь известный нам мир создан на основе этой удивительной науки.
Роль физики в жизни человека
Ты когда-нибудь задумывался, насколько на Земле, в нашей Солнечной системе, Галактике и мире вообще все взаимосвязано и взаимодействует? Какая наука занимается исследованием этих взаимосвязей, явлений природы, движения и взаимного влияния одних тел на другие? Эта наука — физика!
Помогает строить дома
Знание законов физики помогает создать такой проект здания, благодаря которому оно будет надежно стоять на земле и не падать. Знание природных явлений позволяет выбрать строительные материалы, которые наименее подвержены пагубному воздействию тепла, света и воды. Изучение вибрации помогает создавать специальные конструкции, которые в состоянии противостоять таким природным катаклизмам, как землетрясения и ураганы.
Помогает перемещаться
Благодаря знанию физических законов стало возможным не только перемещение на различных видах транспорта, но и постоянное увеличение их скорости и повышение безопасности. Создавая скоростные спортивные машины или сверхскоростные пассажирские экспрессы, инженеры максимально учитывают все физические явления и силы взаимодействия между объектами.
Помогает общаться
Физика помогает нам общаться друг с другом. Телевидение, телефоны, компьютеры и Интернет были бы просто невозможны без знания физических явлений. Если бы не физика, нам бы до сих пор пришлось писать письма на бумаге и отправлять их наземной почтой, при этом подолгу дожидаясь ответа.
Помогает следить за состоянием здоровья
Физика внесла огромный вклад в развитие медицины. Благодаря открытию рентгеновских лучей появилась возможность выявления различных заболеваний внутренних органов человека и обнаружения переломов костей.
Измерение давления крови, ультразвуковые исследования, электрокардиограмма, лечение электрическими токами и магнитными полями, использование лазеров и оптических приборов — вот далеко не полный список применения величайших достижений физики в медицине.
На самом деле переоценить важность физики в повседневной жизни практически невозможно. Ведь физика везде: начиная с жилища и телефона и заканчивая реактивными лайнерами и полетами в космос. Вещи, которые нас окружают, — компьютеры, автомобили, бытовая техника, Интернет — настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы не обращаем на них никакого внимания. А все-таки следует помнить, что все блага цивилизации стали возможными благодаря научным открытиям, в том числе и в области физики.
«Если человеку хочется понять, как устроен мир — ему нужно заниматься физикой»
В 2020 году в Питерской Вышке открылась базовая кафедра Физико-технического института им. Иоффе. Ее сотрудники умеют объяснять сложные вещи простым языком и интересуются не только наукой. Заместитель заведующего базовой кафедрой член-корреспондент РАН Михаил Михайлович Глазов рассказывает в интервью для портала, почему интересно изучать полупроводники, чем физикам нравится «Теория большого взрыва» и сложно ли защитить докторскую в 30 лет.
— Когда вы заинтересовались физикой?
Математикой и физикой я начал интересоваться с детства. Родители давали мне научно-популярные книги — например, «Занимательную физику» Якова Исидоровича Перельмана. Эти книги подтолкнули меня к размышлениям об устройстве самых простых вещей, которые нас окружают. Я понял, что природа и техника подчиняются порой сложным, но вполне определенным законам. И что это можно и нужно изучать.
Когда я учился в обычной общеобразовательной школе, я стал ходить на олимпиады. Затем мне предложили попробовать поступить в лицей «Физико-техническая школа» [далее — ФТШ] при Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе [далее — ФТИ]. В тот момент я ходил в кружок по математике и решил посоветоваться о поступлении с преподавателями. Мне сказали: «Если вас от физики не тошнит, можете пробовать». И я поступил в лицей, хотя это было непросто.
Думаю, что интерес именно к физике у меня начал формироваться после поступления в лицей. Тогда я начал понимать, что хочу ею заниматься как наукой. В этом желании меня поддержали ФТШ и мой учитель физики в школе, а теперь и ее директор, Михаил Георгиевич Иванов.
— Как дальше строилась ваша научная карьера?
— В старших классах в ФТШ у нас была обязательная научная практика, и мы работали в научных лабораториях. В моем случае это была одна из лабораторий ФТИ, тогда там занимались ростом наноструктур. В лаборатории я довольно быстро понял, что хочу заниматься не экспериментальной, а теоретической физикой.
После школы я поступил на физико-технический факультет Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Я учился на кафедре физики конденсированных сред и одновременно с этим сдал неформальный экзамен по теоретическому минимуму. Его предлагали сдавать молодым людям, которые хотели заниматься теоретической физикой. В результате я попал в один из теоретических секторов ФТИ — Сектор теории квантовых когерентных явлений в твердом теле. С тех пор я в нем работаю. После Политеха я поступил в аспирантуру ФТИ, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации.
— Почему, на ваш взгляд, физика — это увлекательная наука?
— Здесь мне сразу хочется спросить в ответ: «А как может быть иначе?» Я думаю, для меня интерес к физике заключается в двух вещах.
На мой взгляд, физика — главная естественная наука, потому что она изучает фундаментальные процессы, которые происходят во вселенной, на Земле и даже в наших организмах. Если человеку хочется понять, как устроен мир, — ему нужно заниматься физикой.
Физика — это экспериментальная наука. Большинство задач, которые перед собой ставят ученые, так или иначе связаны с экспериментом и практикой. Но в физике также есть место для абстрактного мышления, анализа и построения теоретической модели. Такая модель не описывает все детали явления, но она ухватывает основные его черты и позволяет построить эскиз того, что происходит на самом деле. Эта возможность для меня очень важна — она позволяет увидеть общую картину происходящего.
— Расскажите о ваших научных интересах. Что именно вы изучаете?
— Я заканчивал кафедру физики конденсированных сред, когда учился в бакалавриате и магистратуре Политеха. Конденсированные среды — это почти все, что нас окружает: стол, чай в кружке, кристаллы самые разные — даже тот, что находится в процессоре компьютера. Круг моих интересов — это теория конденсированного состояния, если говорить конкретнее — теория полупроводников. Среди разных материалов и систем выделяют два класса объектов с разными свойствами. Это металлы — например, золото или железо, которые хорошо проводят электрический ток. Есть и другие — их называют изоляторами и диэлектриками. Они ток не проводят.
Между этими двумя предельными случаями проводимости и непроводимости есть широкий набор материалов и сред. Как правило, они кристаллические. Их называют полупроводниками: при определенных условиях они проводят ток, а при других — ведут себя как изоляторы.
Изучать эти системы с теоретической точки зрения для меня — самое интересное.
Исследования в области физики полупроводников и полупроводниковых наноструктур — то есть систем которые обладают масштабами нанометра — имеют отражение на практике. Наши смартфоны и планшеты работают на полупроводниках, и именно из полупроводников создаются транзисторы, которые позволяют обрабатывать информацию в компьютерах.
Я занимаюсь еще одной фундаментальной областью — спиновой физикой в полупроводниках. Многие элементарные частицы — в частности электроны — обладают спином. Это слово произошло от английского слова «вращение». Если объяснять на простом языке, то электрон — это облачко, которое еще и вращается в ту или иную сторону из-за его спинового движения. Это релятивистский эффект, он описывается теорией относительности, созданной Эйнштейном. Спиновое движение связано и с тем, как движется сам электрон в кристалле, поэтому можно изучать релятивистские эффекты в твердых телах, это очень увлекательно. Кроме того, в последние годы есть интерес к тому, чтобы попробовать использовать спин электрона для обработки информации — спин в одну сторону единица, в другую сторону ноль. Так может появиться возможность создавать более быстрые компьютеры, которые обрабатывают единицу и ноль одновременно.
— Сложно ли стать доктором наук в 30 лет? Какие советы вы можете дать студентам, которые хотят такую же яркую карьеру?
— Конечно, в какой-то мере сложно. Я не ставил перед собой цель защитить докторскую диссертацию в 30 лет, это получилось само собой. Я много работал, а еще мне помогали мои коллеги и учителя. Они давали мне востребованные и актуальные задачи, которые я дальше мог развивать самостоятельно.
Занятия теоретической физикой, с одной стороны, требуют усидчивости. Нужно писать формулы или делать расчеты на компьютере. Однако другая ее важная часть — это размышления и попытки понять то явление, которое хочется описать или изучать. Такая работа требует не меньших усилий, чем техническая часть.
Мне повезло, что, когда я еще был студентом, мой научный руководитель Евгений Львович Ивченко дал мне задачу, которая была связана со спиновой физикой. Эта задача оказалась очень востребована. Потом у меня завязались контакты с другими учеными, в том числе физиками-экспериментаторами. Некоторые задачи, которые возникли в результате обсуждения и с теоретиками, и с экспериментаторами, оказались очень актуальными. Я смог их решить и относительно рано защитить докторскую диссертацию. Впрочем, это не предел, и есть физики, которые защищались в более молодом возрасте.
— Почему так здорово быть исследователем? Как вам кажется, какие преимущества у этой профессии?
— Мне кажется, занятие наукой позволяет человеку чувствовать себя по-настоящему свободным.
Наука помогает искать ответы на вопросы, которые волнуют ученого в первую очередь, а также позволяет понять, как устроена природа. Не важно какой областью науки вы занимаетесь: мы все пытаемся узнать что-то о нашем мире.
Еще один плюс науки — это интернациональность. Она дает возможность общаться с разными людьми и узнавать мир и культуру. Для меня это очень важно. Есть и то, что называется научным туризмом — поездки, сотрудничества и конференции. Можно попробовать найти интересное для себя мероприятие, которое проходит в каком-нибудь необычном месте, чтобы, с одной стороны, привлечь интерес зарубежных коллег к своей работе, а с другой — чтобы расширить свой кругозор и культурный опыт. Это увлекательная часть работы, но не стоит на ней зацикливаться. В первую очередь важно качество научных работ. Чтобы куда-то ехать, нужно, чтобы было что представлять.
— Любите ли вы работать со студентами? Расскажите о вашем опыте.
— Я начал преподавать еще в студенческие годы — вел занятия для школьников в кружках ФТШ. В аспирантуре я вел занятия уже для студентов — сначала это были семинары по высшей математике, а потом еще и по физике и тем областям, которыми занимаюсь.
Я понял, что преподавание — это тоже важная часть научной работы. Студенты владеют достаточными математическими знаниями, но все-таки не столь квалифицированы, чтобы сразу понять все детали современных научных исследований. Поэтому материал для них нужно прорабатывать и немного упрощать. Это дает возможность взглянуть на научные вопросы с новой стороны и лучше понять то, чем я сам занимаюсь. Кроме того, со студентами нужно общаться, рассказывать им, как развивается наука в последние годы. В этом смысле подготовка к занятиям еще и помогает мне лучше понять, какое место я и мои исследования занимают в мировой науке.
Мне нравится работать со студентами. Я стараюсь получать от них обратную связь, стремлюсь понять, что им интересно, а что — нет. Еще в преподавании есть прагматическая составляющая. Несмотря на то что теоретическая физика — это наука довольно индивидуальная и многие вещи можно сделать самому, все равно захочется работать с кем-то. Один из вариантов — это работа со студентами и аспирантами. На занятиях можно заметить способных учеников и привлечь их к работе в лаборатории, где они смогут начать свои научные карьеры.
— Вы являетесь членом Комиссии по популяризации науки Российской академии наук. Чем вы занимаетесь в рамках этой должности?
— В целом комиссия занимается продвижением науки в широкие массы. Популярное научное знание сейчас востребовано в обществе. Но при этом существует очень много информации по разным областям знаний и обычному человеку сложно разобраться, что из этого является научным знанием, а что нет. Нам важно, чтобы человек вне зависимости от рода занятий имел доступ к достоверному научному знанию и понимал, что происходит в мире.
Комиссия поддерживает популяризаторов, которые пишут хорошие материалы. Пока что эта поддержка скорее информационная. Например, в прошлом году мы проводили отбор лучших работ по популяризации науки. Мы с членами комиссии рассмотрели много материалов и отобрали те, в которых материал изложен понятно, научно и в полной мере. Это позволяет поставить своего рода «знак качества», который поможет дальше продвигать работу. Я надеюсь, что моя деятельность в комиссии продолжится и дальше.
— Сложно ли популяризировать физику? Кажется, что в этой науке много терминологии и законов, которые сложно понять тем, кто не погружен в исследования.
— Я не занимаюсь популяризацией физики как таковой и за свою жизнь прочитал лишь пару научно-популярных лекций. Подготовиться к ним куда тяжелее, чем к обычным лекциям и выступлениям на конференциях и симпозиумах.
Есть люди, которые преподносят материал очень хорошо. Это требует таланта: нужно суметь распознать, что из твоей области работы может быть интересно другим.
В физике многих интересует космология, об этом рассказывают многие специалисты. Книги про космос тоже легко и интересно читать.
В области полупроводников тоже можно найти вещи, которые могут заинтересовать широкую аудиторию, но сделать это, как мне кажется, сложнее. Хотя бы потому что гораздо меньше людей не из науки интересует эта область.
— Можете ли вы посоветовать две-три научно-популярных книги по физике для тех, кто не очень хорошо ее понимает?
— Для школьного уровня я бы советовал книги И. Я. Перельмана. Я уже упоминал его «Занимательную физику», есть и другие работы из этой серии — например, про геометрию и математику. Несмотря на то что они были написаны в прошлом веке, они хорошо читаются и вполне актуальны.
Очень интересны книги Стивена Хокинга про вселенную и историю времени, про самые фундаментальные вещи в физике. Тем, кому нравится тема космоса, можно почитать научно-популярную книгу астрофизика Сергея Борисовича Попова «Суперобъекты: звезды размером с город». В ней он увлекательно рассказывает про нейтронные звезды.
Также рекомендую почитать серию «Библиотечка «Квант». В ней есть книги «Знакомство с полупроводниками» и «Барьеры» Михаила Ефимовича Левинштейна и Григория Соломоновича Симина. Они будут полезны тем, кто хочет познакомиться с темой полупроводников.
— Какую художественную литературу вам нравится читать?
— Я очень люблю читать. Чтение — это основной вид отдыха для меня. С удовольствием берусь за классическую прозу, а также короткие рассказы русских и зарубежных писателей. Люблю произведения Уильяма Фолкнера, недавно с удовольствием снова прочел «Севастопольские рассказы» Льва Толстого.
Иногда я читаю детективы, в основном зарубежные. Они помогают мне расслабиться и в то же время позволяют поразмышлять над сюжетной загадкой. Из классических детективов я люблю книги Артура Конан-Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. Из современных — произведения Элизабет Джордж. Детективы я стараюсь читать на английском или французском языке. Это помогает прочувствовать устройство языка и понять не только его научную терминологию, но житейскую.
— Любят ли физики сериал «Теория большого взрыва»?
— Целиком я этот сериал не смотрел. Видел несколько эпизодов, кое-что мне показали друзья и коллеги. Многие мои коллеги любят этот сериал за хороший юмор и за моменты, в которых проскакивают научные вещи, которые физики понимают и знают.
Благодаря сериалу зрители могут узнать больше о недавних открытиях науки, заинтересоваться некоторыми вещами, почитать что-то про них в Интернете и обогатить свои знания о физике. Так что хорошо и здорово, что такой сериал популярен!
— Что вы посоветуете тем, кто хочет заниматься физикой?
— Прежде всего, важно находить интересные для себя задачи: ведь когда дело интересно тебе самому, им можно увлечь других. Во-вторых, не надо не бояться того, что нужно много и усердно работать. Занятие наукой поглощает почти все свободное время, потому что приходится постоянно размышлять об изучаемом эффекте. Третье — нужно стараться доносить до коллег имеющиеся научные результаты на семинарах, конференциях, в научных публикациях. Всегда есть неуверенность в своем труде: кажется, что предложенная модель неверна или не применима к изучаемой ситуации. Однако общение с коллегами очень помогает. Иногда важно поделиться своими предварительными результатами и посмотреть, какая будет обратная связь. Это позволяет избегать ошибок и часто открывает перспективы для исследований.