Для чего необходимо изучать психологию старения

Психологические аспекты старения

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Старение обусловлено не только физическими изменениями, но и глубоко психологическими. Они, в свою очередь, могут оказать серьезное влияние на образ жизни и внешность человека.

Старение как психосоматический процесс

Психосоматика – это наука, изучающая влияние эмоций на организм и развитие различных заболеваний. Природой заложено, что организм человека, начиная с 25 лет, физически начинает медленно, но верно угасать. Это естественный биологический процесс, однако индивидуальные особенности человека могут приблизить этот новый период.

Проявление хронических негативных эмоций, например, тревоги, стресса, подавленной невысказанной агрессии, оказывают серьёзное влияние на внутреннее и внешнее здоровье человека:

— появляются морщины, пигментные пятна;

— повреждается сердце и сосуды;

— увеличивается скорость появления седых волос;

— подавляются защитные механизмы организма;

— укорачиваются теломеры (участки хромосом, длина которых напрямую связана с продолжительностью жизни);

— увеличивается число свободных радикалов (и, как следствие, усиливается оксидативный стресс);

— снижается уровень гормона долголетия – Klotho (его сокращение прямым образом влияет на возникновение атеросклероза и остеопороза).

Условно можно выделить 3 вида старости: физическая (снижение активности и различные заболевания), социальная (ограничение контактов) и психосоматическая.

Если говорить более подробно о последнем аспекте, то к его ярким признакам относят:

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

— Нехватку положительных эмоций. Чтобы чувствовать себя комфортно, человеку периодически важно получать одобрение своих сильных качеств от окружающих. В науке этот термин называется «психологическими поглаживаниями». А подпитка новыми эмоциями и впечатлениями нужна человеку не меньше, чем витамины.

— Негативные разрушительные мысли;

— Чувство вины, неполноценности, нереализованности;

— Самовнушение, связанное с грядущими негативными событиями;

— Манипуляция окружающими с помощью несуществующей болезни;

Физическая, социальная и психосоматическая старость могут не совпадать между собой. Их большее или меньшее проявление зависит от образа жизни человека, уровня интеллекта, желания развиваться и не опускать руки.

Изучайте тонкости антивозрастной медицины из любой точки мира. Для удобства врачей мы создали обучающую онлайн-платформу Anti-Age Expert: Здесь последовательно выкладываются лекции наших образовательных программ, к которым открыт доступ 24/7. Врачи могут изучать материалы необходимое количество раз, задавать вопросы и обсуждать интересные клинические случаи с коллегами в специальных чатах

Эмоции

Эмоции – это одна из базовых психических функций, позволяющих человеку приспособиться к новым условиям окружающей среды. Они могут как придавать уверенности, так и быть причиной апатии. Так как период старения в большинстве случаев воспринимается как отрицательный этап, эмоциональная сфера тоже начинает деформироваться: новые знания и навыки тяжелее поддаются пониманию, снижается адаптивная способность, появляется больше свободного времени, происходит конфликт между желаниями человека и его возможностями.

Эмоциональное развитие даже на начальном этапе старения играет не менее важную функцию, нежели интеллектуальное. Мы можем говорить об эмоциональной деградации взрослого человека, когда он не способен:

— различать и выражать свои эмоции;

— регулировать эмоциональное состояние;

— осознавать влияние своих эмоций на других людей и наоборот;

— брать ответственность за свои эмоции (а вместо этого – перекладывает вину на других);

— уделять больше внимания положительным, нежели отрицательным эмоциям.

Научные исследования показывают, что вплоть до поздних этапов онтогенеза отделы мозга, ответственные за эмоции, не подвергаются критическим изменениям. Но, конечно, возраст корректирует их динамику. Так, например, стареющие люди стараются избегать ситуаций, связанных с негативными эмоциями, они менее усердно контролируют своё недовольство и гнев, нежели молодые люди, но в то же время склонны к более чувствительной для них оценке ситуации.

Влияние психических факторов на внешность

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Психические факторы в процессе старения оказывают на внешность прямое воздействие. Рассмотрим два типа личности – «борец за жизнь» и «хранитель».

«Борцы за жизнь» — это активные и жизнерадостные люди, они замотивированы достичь успеха и, несмотря ни на что, находят силы идти вперёд. Вследствие присутствия положительных эмоций, идёт процесс выработки эндорфина. Как правило, у таких людей нормализована работа иммунной, антиоксидантной, нервной системы, оксидативный стресс не зашкаливает, а процессы регенерации стабильно активны. Поэтому люди типа «борцы за жизнь» чаще всего выглядят моложе своих сверстников: этапы гравитационного птоза проходят медленно, кожа имеет здоровый цвет, она увлажненная и упругая, сеточка морщин заметная, но не глубокая. Поэтому, когда такой пациент приходит к врачу-косметологу, то скорректировать эстетические недочёты не составляет проблем.

«Хранители прошлого» — это люди, которые зациклены на прошлом, не хотят развиваться и узнавать что-то новое, они рефлексируют на тему старых воспоминаний и не хотят видеть перспективу в будущем. Сами того не подозревая, они начинают активизировать механизм биологического старения. Часто такие люди раздражительны, вспыльчивы, не контролируют поток негативных мыслей и слов, ограничивают социальные контакты и предпочитают быть наедине с самими собой. Из-за этого мышцы лица всегда напряжены, брови нахмурены, цвет лица приобретает сероватый оттенок и усталый вид, ярко выражены мимические морщины, а жировые пакеты истончены. Внутренний дисбаланс провоцирует нежелательные внешние изменения, и получается замкнутый круг, который могут разорвать общая работа психолога и косметолога.

Маркеры психологической старости

Психологический возраст включает в себя совокупность субъективных ощущений человека своего возраста, поведения и действий. Поэтому очень часто психологический возраст совершенно не совпадает с отметкой в паспорте. Одни и в 70 лет находят хобби, радуются жизни, исследуют неизвестное, а другие уже после 30 лет начинают стареть с невероятной силой.

Психологи выявили маркеры психологической старости, благодаря которым человек может понять, что его энергия направлена не в созидательную, а в разрушительную сторону.

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

· Отношения со временем.

Первый показатель – мысль о том, что все интересные события позади, и что в будущем нет ничего привлекательного. Психологически молодой человек не боится строить планы, а старый – живет лишь воспоминаниями, тормозя своё развитие.

· Отношение к своим ограничения.

Психологическая старость наступает, когда человек ставит жалость к себе и ограничения во главу угла («я уже никогда не…», «у меня уже нет сил», «надо было раньше»). Психологически молодой человек верит в свои силы и возможности в любом возрасте.

· Степень развития эмоциональной компетентности.

Эмоциональной компетентностью называют способность «переключаться» с себя на других людей, не осуждать, испытывать чувства благодарности. Доказано, что у добрых и жизнерадостных людей по-другому осуществляются гормональные и нейрохимические процессы, благодаря которым лицо долго не становится «старческим».

Получайте знания, основанные на доказательной медицине из первых уст ведущих мировых специалистов. В рамках Модульной Школы Anti-Age Expert каждый месяц проходят очные двухдневные семинары, где раскрываются тонкости anti-age медицины для врачей более 25 специальностей

Краткие выводы

Таким образом, главная психологическая проблема старения связана с личностным кризисом и определением своего места в жизни. Те, кто воспринимает старение не как конец, а как новый этап жизни, ведут активную жизнь, а их эмоциональный фон не подвергается серьезным катаклизмам. Но если вы или ваш родственник склонны к рефлексии о прошлом, то здесь важно подключить дополнительные уровни заботы со стороны близких людей, а иногда и профессиональную психологическую помощь.

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Список использованной литературы

Старость и психическое здоровье. В.С. Ястребов, Н.М. Михайлова, Ю.В. Сейку. Москва, 2008 год.

Психосоматика: самые опасные эмоции. П.В. Евдокименко. Москва, 2012 год.

Эмоции и старение: современные парадигмы и актуальные направления. О. Ю. Стрижицкая, Москва, 2009 год.

Психология старения. Ян-Стюарт Гамильтон, Питер, 2010 год.

Источник

Для чего необходимо изучать психологию старения

Человек стареющий: клинический психолог о том, что происходит с нами с возрастом

Что есть человек стареющий, а что — развивающийся? В лекции я сделаю акцент не на биохимических и морфологических аспектах, а именно на личности — на процессе индивидуального развития человека, потому что он никогда не останавливается. Не нужно думать, что после подросткового возраста человек выходит на плато, как называют ученые «акме», высшую точку развития, а после этого деградирует. Старение не есть деградация. Это процесс продолжения развития, очень своеобразный.

Почему? Если говорить довольно грубо, то вот ребенок. Как только он рождается, то сразу попадает в социум, где за ним ухаживают, но природа устроена так, что в генетику нового человека закладывается некая программа, которая дает ему минимальный диапазон, чтобы он выжил. Поэтому ранний онтогенез, то есть ранние индивидуальные различия от рождения до дошкольного возраста, достаточно запрограммированы. Мы знаем нормативы: когда ребенок должен уметь держать головку, сказать первое слово, какого рода должны быть эти слова, когда у него должна появиться фразовая речь, когда он должен начать ходить, ползать и так далее. Если есть отклонения в нормативах, мы говорим, что это ненормально, патологично, с этим нужно что-то делать — коррекция должна быть медицинская, потому что эти программы биологические. Во взрослом возрасте развитие уже более направленное, социальное: человек проявляет собственную активность и так далее. Он доходит до третьего возраста, то есть до возраста старения, с уже очень серьезным багажом — знаний, опыта, переживаний, психотравм, воззрений, смыслов, ценностей. Весь этот колоссальный багаж, конечно, очень сильно зашумляет естественную биологическую программу. Поэтому старение индивидуально именно в силу индивидуального опыта. Таким образом, у нас не очень хорошо получается находить биологические причины естественно-научными методами. Поэтому все данные по индивидуальным различиям, которые я приведу, клинические. То есть собранные не на больных, а путем длительного, многолетнего наблюдения — в том числе нашей кафедрой и мной.

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Во-первых, конечно, это замедление темпов деятельности. Латентность нарастает, люди в третьем возрасте начинают работать медленнее. Особенно эта замедленность становится очевидна на начальном этапе деятельности. Особенно трудно становится быстро извлекать информацию, связывать ее. Нужно уметь договариваться со своей памятью после 55 лет, чтобы она выдавала то, что нужно.

Во-вторых, человек начинает работать как одноканальная система. Если он читает газету, то телевизор уже не слышит и не думает о вещах, не связанных с этой газетой.

Что касается речевой сферы, то говорить пожилому человеку нужно не только медленно, но и низким голосом. Не обязательно громко, хотя возрастная тугоухость тоже может иметь место, но бархатный баритон или даже бас будет усвоен лучше, чем тенор и фальцет. Это чисто сенсорная вещь, доказанная научно.

В-четвертых, темповые характеристики. Речевая информация может усваиваться медленнее, чем не речевая. Происходит некий дисбаланс, обкрадывание правого полушария в пользу левого. Левое полушарие начинает работать более напряженно за счет того, что оно может терять какие-то правополушарные функции. Но тем не менее не всегда и достаточно фрагментарно, поэтому, например, музыка усваивается хорошо, а прослушивание песен молодости актуализирует глубинные пласты воспоминаний.

Тактильная сфера оживает буквально, поэтому люди так любят перебирать вещи, вытирать пыль, поэтому пожилым лучше дарить фактурные подарки, текстурированные — это тоже актуализирует пороги пластов памяти.

О памяти. Доступ к непосредственным воспоминаниям, что произошло сейчас, становится более закрытым. Открывается доступ к ранним воспоминаниям молодости, юности и даже детства. Они становятся более яркими, отчетливыми. Следы памяти не стираются: мы помним все, просто у нас не всегда открыт к этому доступ.

И наконец, это снижение способности к обучению новому и трудности с постановкой креативных задач. Не потому, что человек становится слабоумным, а потому что недостаточно энергии, чтобы поддерживать творческий процесс, который, как вы знаете из всех метафор, должен фонтанировать.

Источник

Почему отношение к возрасту делает человека старым?

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Старение и его спутники

Прежде всего нужно сформировать правильное отношение к процессу старения. Это не болезнь и не наказание. Старение — неизбежный и совершенно естественный процесс, которому подвержены все живые организмы. Старость совсем не обязательно должна нести с собой недуги и несчастья. Да, с организмом происходят определенные процессы негативного порядка, но свои сложности есть в любом возрасте. Стоит только вспомнить детские проблемы прорезывания зубов и юношеские прыщи и угри. Правильное отношение к «третьему возрасту» может превратить это время в увлекательный период, который при здоровом образе жизни может продолжаться очень долго и закончиться вполне мирным и спокойным уходом в мир иной.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Старость с точки зрения карьеры

Если рассматривать старость с позиции профессиональной карьеры, то это этап завершения. Как правило, в это время человек заканчивает свою трудовую деятельность, выходит на пенсию. Это, конечно же, существенно меняет весь уклад его жизни: происходит снижение социальных контактов, ухудшение материальных условий, изменяется привычный распорядок дня.

Многие люди боятся остаться без работы, боятся ухода на пенсию. Для них это пугающая перспектива утраты жизненных целей, ощущения, что жизнь прожита и впереди только немощность, скука и одиночество.

Для пожилого человека важно найти себе какое-либо увлечение или хобби, которое будет приносить удовольствие и радость

Нельзя оставить без внимания и неизбежно происходящие физиологические изменения, приводящие к ухудшению самочувствия человека и его физического состояния в целом. У человека снижаются его физические возможности, нарушается обмен веществ. Происходит, в том числе, ослабление сексуальных потенций и интересов.

Наблюдается усиление определённых качеств человека, в особенности негативных. К примеру, если личность в зрелом возрасте выделяли принципиальность и твёрдость взглядов, то в старости эти качества часто перерастают в нетерпимость к мнению других, порождают так называемую «войну поколений», приводят к конфликтам с окружающими, в том числе и с родственниками и незнакомыми людьми. Бережливость может перерасти в скупость и мелочность. Если раньше человек был эмоционально несдержан, то сейчас он может полностью терять контроль над своими эмоциями и проявлять агрессивность.

Полезно почитать: Так ли страшна одинокая старость?

Наряду с отрицательными сменами характера у большинства людей в старости могут наблюдаться и положительные изменения. Очень часто можно замечать у пожилых определённое спокойствие, отказ от мелочных интересов, бытовых склок и уравновешивание противоположных черт характера, эмоций и некоторых качеств. Переосмысление жизненных ценностей, собственных поступков довольно часто приводит человека к религии.

В силу происходящих процессов, связанных с замедлением высших психических функций, значительно снижается способность к обучению. Пожилые люди как раз поэтому с таким трудом осваивают технические новинки. Они становятся более консервативными и тяжело приспосабливаются даже к незначительным изменениям в быту.

Типы личности в старости

Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть фото Для чего необходимо изучать психологию старения. Смотреть картинку Для чего необходимо изучать психологию старения. Картинка про Для чего необходимо изучать психологию старения. Фото Для чего необходимо изучать психологию старения

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:

Как пережить кризис

Старость – период структурирования и передачи жизненного опыта, поиска хобби и увлеченности внуками. Общение в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, круг общения сужается.

В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности. Признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам субъект. Физиологическое старение долго не признается, так как происходит постепенно и остается незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником, другом детства (эффект зеркала). Осознание этого нередко шокирует.

Для успешного преодоления кризиса нужно осознать и признать изменения тела и составить цельный образ жизни и Эго: прошлое, настоящее и скорое будущее. Сохранить личностную цельность можно только приняв старение, новое «Я», мысль о смерти и найдя новое дело, поддерживая социальные контакты с молодым поколением. Старикам важно и интересно передавать свой жизненный опыт. Им нужно чувство причастности к жизни.

К психологическим задачам этого возраста относится:

Важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность. Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.

Например, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.

Психология старения

Екатерина Крюкова: Добрый день! Это канал «Медиадоктор», программа «Тайны психологии», я, ее ведущая Екатерина Крюкова и Гиоргий Грдзелидзе, здравствуйте!

Гиоргий Грдзелидзе: Добрый вечер!

Екатерина Крюкова: Наша тема сегодня «Психология старения», а попытаться разобраться в данном вопросе нам поможет Елена Соколинская, кандидат психологических наук, клинический психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги, здравствуйте.

Елена Соколинская: Здравствуйте, спасибо, что пригласили меня на эфир, надеюсь, что он получится интересным.

Гиоргий Грдзелидзе: Добрый вечер, Елена! Давайте приступим сразу к вопросам. Что такое старение, старость, помогите нам разобраться. Елена Соколинская: Cтарение – это генетически запрограммированный процесс, обусловленный постепенным ослаблением деятельности организма, но я здесь хочу сразу оговориться и сказать, что этот процесс очень постепенный, неравномерный, гетерохронный, здесь имеются большие индивидуальные различия.

Cтарение – это генетически запрограммированный процесс, обусловленный постепенным ослаблением деятельности организма

Гиоргий Грдзелидзе: Как выглядит старение?

Елена Соколинская: Старение, как процесс, характеризуется тем, что происходит замедление в разных сферах жизни человека. Замедляется время реакции, обработки информации, страдают сенсорные функции, то есть зрение, слух, обоняние, осязание и так далее. Также и по внутренним органам, но здесь важно отметить, что кроме замедления процессов, кроме инволюции, есть и процессы, противостоящие, витаукт – процесс, помогающий адаптироваться и продлевающий жизнь.

Гиоргий Грдзелидзе: И когда этот процесс запускается, в итоге он приводит к старости?

Елена Соколинская: Да, причем процесс старения запускается, как это ни странно, с рождения.

Гиоргий Грдзелидзе: Многие люди в нашем обществе боятся стареть и вообще боятся старости. Как Вы думаете, чем это обусловлено и почему так происходит?

Елена Соколинская: Обусловлено влиянием стереотипов в нашем обществе. Есть такой даже термин эйджизм, который означает пренебрежительное отношение к старости, основанные на страхе перед этим возрастом. Если мы посмотрим на экран телевизора, мы вряд ли там часто увидим старое лицо. В основном, у нас культ молодости, красоты, а старение – это естественный процесс, которому подвержены все. Если мы будем это отвергать, то этого не избежим, поэтому относиться надо более философски, созерцательно. В любом возрасте есть свои плюсы и свои хорошие стороны, человек и в 40, и в 50, и даже в 60 лет думает, что жизнь только начинается.

Гиоргий Грдзелидзе: С какого момента человек может считать себя старым или пожилым? Эти понятия часто путают.

Елена Соколинская: Можно и в 30 лет быть уже стариком с потухшим взором и согнутой спиной, и можно даже в 90 чувствовать себе вполне молодым человеком. Здесь зависит и от энергетики, и от образа жизни, и от эмоционального состояния.

Существует периодизация старения, возрастные периодизации. Я хочу привести для примера периодизацию Всемирной организации здравоохранения, в который считается так, что пожилой возраст наступает в 60 лет. С 60 до 74 – это пожилой возраст, с 75 до 80 лет – это старческий возраст и даже до 90, а старше 90 – это долгожители.

Гиоргий Грдзелидзе: В нашем обществе очень часто представляют, что старость – это болезнь. Ты стареешь, у тебя должны появиться заболевания. Можно ли сказать, что старость – это болезнь или это норма?

Елена Соколинская: Здесь я бы хотела привести слова известного геронтолога Давыдовского, который говорил так, что старость – не болезнь, но она болезненна. Надо признать, что как бы мы не считали себя в душе молодыми, но все-таки от природы не уйдешь, и происходят изменения по органам и системам. Для старости характерна полиморбидность – наличие 5-6 заболеваний, но они проходят хронически, и здесь очень важно следить за своим здоровьем, может быть, один-два раза в год ложиться на обследование. Не нужно уходить в ипохондрию, в болезни и думать только об ухудшающемся здоровье. Человек 60 и 90 лет друг от друга очень отличаются. Шестидесятилетний человек движим еще более молодыми эмоциями, стремится передавать свой опыт молодым, оставить духовное наследство. В старческом возрасте внимание уже больше переключается на ухудшающееся состояние здоровья. Семья, дети, внуки здесь очень важны, служат ему фундаментом.

Екатерина Крюкова: Что касается психологического качества жизни, эти аспекты меняются с возрастом или остаются такими же, как у тридцатилетнего человека?

Елена Соколинская: С выходом на пенсию у человека меняется смыслообразующий мотив, и здесь важно, как мотивирован человек на будущее, и пока мы еще работаем, нужно подумать, чем бы мы хотели заняться, выйдя на пенсию. Люди, которые очень вкладываются в работу, ничего не видят, кроме нее, очень тяжело переживают выход на пенсию, не могут найти себя, впадают в депрессию, начинает рушиться здоровье, падает иммунитет. Но если человек жил другими интересами, а кому-то работа была в тягость, и он жил интересами семьи, он воспринимает выход на пенсию, как освобождение. Наконец-то он может уйти в семью и заняться тем, что он любит: садом, огородом, рыбалкой и так далее. Если у человека есть настрой на творчество, вдохновение, то этот кризис он преодолевает гораздо легче, и качество жизни может не ухудшиться, а может даже и улучшиться.

Люди, которые очень вкладываются в работу, очень тяжело переживают выход на пенсию, не могут найти себя, впадают в депрессию

Екатерина Крюкова: Когда мы выходим на улицу в будний день, то видим пенсионеров, которые снуют между аптекой, магазином, поликлиникой. Как разбить эту систему? Может быть, есть службы социальной адаптации, кружки по интересам, самоорганизация таких пенсионеров?

Елена Соколинская: В каждом административном округе есть центры социального обслуживания, в которых есть кружки. Я знаю такой случай, что проходила женщина мимо такого центра и заинтересовалась, зашла, она преподаватель французского на пенсии, и предложила, если наберется группа, то будем заниматься. Набралась группа, и люди начали изучать французский язык.

Екатерина Крюкова: Бывают пенсионеры недружелюбные, явно неготовые впустить тебя в свой мир. Искажаются ли способности заводить дружеские и любовные контакты со старением?

Елена Соколинская: Тут велики индивидуальные различия, гендерные различия, но люди хотят общаться. Я часто на консультациях встречаюсь с людьми, которые страдают от одиночества и хотели бы завести контакты и общаться, дружить, а может быть, и более близких отношений. Существует такая статистика, что мужчины в пожилом возрасте в восемь раз чаще устраивают свою жизнь после потери супруги, чем женщины. Женщины остаются одинокими. Но есть выход: сейчас пожилые люди активно осваивают Интернет, на просторах Интернета у них есть свои сообщества, форумы. Пожилые люди сейчас гораздо более образованные, чем 30-40 лет назад, и они могут себе позволить заняться своими интересами. Я недавно слышала историю про 89-летнюю женщину, ветерана войны, которая начала путешествовать по миру четыре года назад, ездить по разным странам, пробует экзотическую кухню. Она прославилась, про нее написали заметку, то есть зависит от мотивации, от человека, от его настроенности.

Мужчины в пожилом возрасте в восемь раз чаще устраивают свою жизнь после потери супруги, чем женщины

Екатерина Крюкова: С возрастом люди теряют гендерную идентичность, чуть меньше проявляются женские и мужские качества. Как это объясняется, как выглядит на практике?

Елена Соколинская: Да, но они ни в коем случае не теряют гендерной идентичности, я бы сказала так: приобретают андрогенный тип гендерной идентичности. Это сочетание маскулинных и фемининных качеств, которые позволяют более гибко реагировать на требование окружающей среды, и это обусловлено гормональными изменениями. Мужчина с возрастом становится мягче, падает уровень тестостерона, у женщин падает уровень эстрогена, они становятся более властными, самостоятельными. Но, возможно, это и адаптивный механизм, потому что бывает и такое, что женщины остаются без мужа, который умирает. Женщинам нужно проявлять самостоятельность, как-то жить дальше. Не у всех есть дети и внуки, которые поддержат, либо дети далеко, приходится брать на себя самостоятельность. А если она останется мягкой, зависимой, женственной, ей будет это делать очень трудно.

Мужчина с возрастом становится мягче, падает уровень тестостерона. У женщин падает уровень эстрогена, они становятся более властными, самостоятельными

Екатерина Крюкова: Я знаю, что Вы работаете с пожилой категорией граждан. Расскажите о расхожих личных проблемах, с чем приходится работать?

Елена Соколинская: В основном, на прием обращаются люди с ситуацией острого горя при потере супруга или супруги.

Екатерина Крюкова: Теряется смысл жизни.

Елена Соколинская: Да, сниженное настроение, ощущение себя отработанным материалом. У людей падает настроение, интерес к жизни от того, что они чувствуют свою ненужность. Иногда бывает не только в той ситуации, когда дети, внуки не интересуются своими пожилыми родителями, а бывает и в более-менее благополучных семьях, когда дети и внуки пытаются оградить своего пожилого человека от проблем, но получается обратный эффект, и человек чувствует себя вычеркнутым из жизни. На этот нюанс я бы тоже хотела обратить внимание, может быть это кому-то пригодится.

Гиоргий Грдзелидзе: Как же человеку подготовиться к тому, что через некоторое время он станет пожилым? С какого возраста это делать или есть какие-то особенности в этом направлении, чтобы человек заранее подготовился к тому, что может постареть?

Елена Соколинская: Я думаю, чем раньше, тем лучше. Есть такое выражение: если старость питается мудростью, то в молодости нужно жить так, чтобы старость не осталась голодной». Здесь я бы хотела привести известную возрастную периодизацию Эрика Эриксона, которая состоит из восьми психосоциальных стадий. Переход со стадии на стадию совершается через кризис, и то, как прошел человек предыдущие семь кризисов, благополучно или нет, зависит восьмая стадия. Принял ли человек свою жизнь, оглядывается назад или нет. Здесь важны все периоды жизни, и либо здесь будет расколотая личность, либо целостная, благополучная, умиротворенная жизнь.

При благоприятном старении снижается память на текущие события, ее можно потренировать. Организм становится экономный, невостребованные функции начинают угасать. Иногда мы, выходя на пенсию, расслабляемся и перестаем делать усилия по тренировке памяти, вот этого делать ни в коем случае нельзя.

Выходя на пенсию, мы перестаем делать усилия по тренировке памяти. Этого делать ни в коем случае нельзя

Гиоргий Грдзелидзе: То есть чтобы в пожилом возрасте человек чувствовал себя хорошо с точки зрения памяти, ему необходимо в молодости ее тренировать.

Елена Соколинская: Читать, пересказывать, решать логические задачи. Также, при переходе к пожилому возрасту подумать: вот приближается пожилой возраст, болезни, гипертония, ишемическая болезнь сердца, подготовить квартиру, может, поменять ванную, которая уже не нужна и трудно будет в нее залезать. Подумать о состоянии зубов, пока есть деньги, можно отложить на черный день. Если трудно ходить, приобретать трость, потому что многие пожилые люди стесняются, говорят, что я сразу стану старенький. Можно это обыграть, сделать красивую, художественно оформленную. И, конечно, здоровый образ жизни, развиваться, душа обязана трудиться, нарабатывать внутренний мир, созерцательную позицию. Многие люди в старости приходят к вере, задумываются об экзистенциальных ценностях, о том, откуда и куда идем, это тоже очень важно и интересно для благополучного старения.

Гиоргий Грдзелидзе: Получается, пожилой возраст – это такой сбор того, что мы делали в течение всей жизни.

Елена Соколинская: Конечно, это плод жизни.

Гиоргий Грдзелидзе: То есть если человек в 70 лет начнет читать, эффекта будет намного меньше, чем если он начнет этим заниматься с 20 лет?

Елена Соколинская: Да. Если человек над собой не работал, если он был бережливым, то стал скупым. Если он не налаживал отношения с окружающими, то в старости он будет ворчать на молодежь, окружающий мир.

Гиоргий Грдзелидзе: В европейских странах пенсия ассоциируются со свободой, есть возможности куда-то съездить, заняться тем, чем человек давно хотел заниматься. Как в нашей стране люди представляют себе этот возраст с психологической точки зрения?

Елена Соколинская: Здесь действуют стереотипы, чаще всего негативные. Люди боятся стареть. Сейчас часто встречается то, что даже имея материальные возможности, люди не хотят, не заложено в них с советских времен посмотреть мир, поездить где-то. Хотя опять-таки велики индивидуальные различия. Есть люди, которые ездят и смотрят, у меня была одна пациентка, которая говорила: «Мы с подругой, с такой же пожилой, где только не были, мы смотрим, где появляются горящие путевки, и быстренько их берем». Поэтому это все возможно и зависит от самого человека.

Екатерина Крюкова: Мне кажется, что краеугольный камень нашей беседы – это социальность. Если к человеку приходят гости, если дом «полная чаша», то перечисленные когнитивные способности будут гораздо выше, чем в обычном случае. Но здесь мы натыкаемся на чувство вины и стыда за свою старость, за свою немощность и остервенение черт характера. Мы знаем, что пенсионеры бывают ворчливы, что они строже к другим, к себе, к своим ошибкам прошлого. Как переломить эту ситуацию, как не замыкаться в себе, в своем мире?

Елена Соколинская: Надо говорить о своих чувствах. Не предъявлять претензии к миру, а говорить о своих чувствах. Я сталкивалась с такой проблемой, что человек пожилого возраста лежит в больнице и не может попросить у дочери, чтобы она к нему приехала, говорит «не приезжай ко мне», а сам очень хочет, чтобы она к нему приехала. Она занята, а сам плачет и хочет, чтобы она не привезла ему что-то, а просто обняла, побыла с ним, просто дала ему тепло. Я говорю: » А почему Вы не попросите?» » Нет, она должна сама догадаться, она же должна догадаться», а люди часто не догадывается, поэтому надо о своих чувствах говорить, как пожилым людям, так и детям.

Екатерина Крюкова: А здоровому стареющему человеку стоит обращаться к соответствующим специалистам?

Елена Соколинская: Конечно.

Екатерина Крюкова: Просто в качестве профилактики и удачного переживания этого периода?

Елена Соколинская: Конечно, тот же выход на пенсию – это же кризис, можно прийти к специалисту и увидеть разные пути преодоления, что не так все плохо, что есть разные пути, ответвления, и можно очень интересно продолжать свою жизнь, и даже более продуктивно, чем раньше. Уже не давит забота о детях, как в более молодом возрасте, постаревших родителях, ты уже более свободен и можешь заняться тем, что ты любишь. И почему бы не обратиться к специалисту, не открыть эти пути и не начать этим заниматься.

Гиоргий Грдзелидзе: Старость, пожилой возраст ассоциируется с когнитивным снижением, слабоумием, деменцией. Когнитивное снижение – это неизбежный процесс при старении. Можно каким-то образом это преодолеть или не входить в это состояние?

Елена Соколинская: Что касается слабоумия, здесь проблема попадает под влияние стереотипов, сильно преувеличена. По статистике, у людей старше 60 лет процент слабоумия 10. Надо признать, что эта цифра увеличивается в силу того, что есть разные причины слабоумия, например, инсульты. После инсульта 60 % людей становятся подверженными этому недугу.

Что касается доброкачественного снижения памяти в пожилом возрасте, оно тоже есть. Может страдать память на текущие события, здесь обязательно нужно тренировать, делать такое упражнение: вспоминать каждый вечер прошедший день по порядку и в подробностях. Сесть вечером, вспомнить весь день, во сколько проснулся, что до завтрака делал, что на завтрак покушал, какие были дальше дела, с кем по телефону пообщался, что по телевизору посмотрел, если читаем книгу, перед тем, как продолжать чтение, вспомнили, на чем закончили вчера и так далее. Решать логические задачи, тренировать память.

Что касается слабоумия, то здесь идет снижение не только памяти, но и всех других когнитивных функций. Когда это видят родные, насторожиться и обратиться к врачу. То есть если вы увидели, что ваш родственник вдруг стал говорить одно и то же, повторяться, теряется способность к абстрактному мышлению, он вдруг забыл, какой сегодня день недели, какой месяц, какой год, вдруг потерялся в пространстве или перестал узнавать своих близких, это тревожный звоночек. Нужно обратиться к специалисту, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше.

Гиоргий Грдзелидзе: Это именно те особенности, те проявления, при которых необходимо обращаться за помощью, потому что это является не совсем нормой?

Елена Соколинская: Конечно, потому что я иногда спрашиваю на консультации пожилых людей, как дела с памятью, они говорят – как у всех. Считается, что это норма, что снижается память, когнитивная функция, внимание, мышление. На самом деле, здесь нужно дифференцированно подходить и смотреть. Если родные заметили что-то не то, можно провести простой тест: предложить ему нарисовать циферблат часов, расставить цифры и поставить время. Когда человек не выполняет этот простой тест, это уже серьезный звоночек обратиться к специалисту. И не бояться, что психиатр поставит на учет.

Я бы хотела обратить внимание родственников: чем раньше вы обратитесь, тем эффективнее будет оказана помощь. Кроме того, существуют и обратимые формы деменции, которые могут быть при гипотиреозе. Можно подкорректировать гормональный фон, и человек вернется.

Гиоргий Грдзелидзе: К каким именно специалистам обращаться, когда замечают у своего близкого человека такие проявления?

Елена Соколинская: Можно пойти к неврологу. Если есть поведенческие нарушения, то это уже к психиатру. Этим мы спасем человека от развития заболевания, затормозим, он уйдет в ремиссию, и спасем от психозов и так далее.

Екатерина Крюкова: Пожилые люди бывают довольно мнительные. Хочется узнать, как аккуратно их подвинуть на визит к врачу, психиатру, психологу, психотерапевту, чтобы они не подумали про себя плохо?

Елена Соколинская: Можно сказать: знаешь, папа, ты перенес инсульт, у тебя такой возраст, давай обратимся к врачу, чтобы проверить состояние здоровья. То есть здесь очень важно говорить конкретные шаги, что мы пойдем к такому-то врачу, в такой-то кабинет, пройдем такие-то анализы, сделаем такое-то обследование.

Екатерина Крюкова: Может даже превратить это в игру?

Екатерина Крюкова: Бывает совсем причудливое поведение, когда человек перестает мыться или собирает хлам из подъезда, все это хранит. Как быть родственникам в таком случае?

Елена Соколинская: Здесь нужно позаботиться о пожилом человеке и обратиться к специалисту. Если вы заметили, что человек за собой следил и вдруг стал неряшливым, это тоже говорит о том, что нужно обращаться к специалисту, или он вдруг стал убегать из дома.

Екатерина Крюкова: Специалист – это хорошо, но специалист не сможет мыть его каждый день. Как нам помочь, бывают люди упрямые.

Елена Соколинская: При деменции теряется критика у человека, человек не считает себя больным, всех вас будет читать больными, а себя здоровым. Чем больше стадия, тем больше снижена критика, здесь вплоть до помещения в специальные учреждения. Бывает, нужно юридически позаботиться о человеке, и может быть, ему будет лучше в таком месте, чем дома.

Екатерина Крюкова: А дома престарелых тоже вариант?

Елена Соколинская: Конечно, у нас в госпитале лежат люди. В Москве есть и социальные дома, где человек живет в своей квартире, но в доме только пожилые люди, есть дома престарелых для ветеранов. Многие говорят, что очень хорошо, особенно у кого дома была неблагоприятная обстановка, им там даже лучше.

Екатерина Крюкова: Тем более, там за ними ухаживают специально обученные люди.

Елена Соколинская: И ухаживают, и развлекают, и возят на экскурсии, и там всегда есть медицинский персонал.

Екатерина Крюкова: Все страшилки по поводу домов престарелых излишние и не всегда оправданы?

Елена Соколинская: Насколько я сталкивалась, так и есть.

Гиоргий Грдзелидзе: Я могу добавить, как человек, который работает с пожилыми людьми: велики индивидуальные различия. Для некоторых будет намного благоприятнее находиться дома.

Елена Соколинская: Конечно, если благополучная семья, однозначно.

Гиоргий Грдзелидзе: Если мы будем говорить про то, что может не быть критики, то это в самых запущенных стадиях. Обычно она может слегка снижаться, но тут можно подчеркнуть, что такие средние изменения, то есть если человек был аккуратным, а стал неряшливым, надо замечать. Если вовремя обратиться к неврологу, психиатру, то можно избежать таких проблем.

Екатерина Крюкова: Крайних каких-то мер, но если человеку плохо дома, если он одинок, если ему некому помочь, то это выход. Бывает, что ни детей, ни мужа, ни жены, идти просто некуда, Весь мир в его четырех стенах, я думаю, он сам может позвонить и сказать: «Елена, я тут погибаю», я хотел полечиться, полежать.

Елена Соколинская: Бывают алкоголизируются.

Гиоргий Грдзелидзе: Очень важно – это мотивация. Если у человека нет мотивации жить, нет стремления к жизни, тогда он начинает угасать.

Елена Соколинская: Это неизбежно. Я приведу один пример. Еще в советское время в один колхоз приехала комиссия, председателем была сорокалетняя женщина, у которой было трое детей. И вот они пришли к ней в избу, что-то там за ширмочкой, лампадочка светится, они туда заглянули, а там лежит умирающая старушка, мать этой женщины. На следующее утро случается несчастье: эта женщина попадает под машину насмерть. Члены комиссии вспоминают, там же дети, умирающая мама. Пошли опять к ней домой и встретили на пороге эту старушку с двумя полными ведрами воды. Она уже перестала умирать, надо заботиться о детях, и мотивация, действительно, великое дело.

Екатерина Крюкова: У нас внуками, в основном, интересуются?

Елена Соколинская: Конечно.

Екатерина Крюкова: Они становятся смыслом жизни.

Елена Соколинская: Бывает и так. Причем, иногда отношения с внуками бывают теплее, добрее, мягче, чем с родителями. Внучка бабушке поведает какие-то тайны, которые не скажет маме, родители даже иногда ревнуют.

Екатерина Крюкова: А почему это происходит?

Елена Соколинская: Здесь психологическая тайна: у матери с дочерью бывает, еще по дедушке Фрейду, комплекс Электры, бывает соперничество с бабушкой, бабушка – это другая фигура.

Екатерина Крюкова: Тем более, ей порционно выдаешь информацию, с ней встречаешься не каждый день, это позволяет говорить какие-то особые вещи друг другу. Мы устаем от людей, с которыми мы находимся.

Елена Соколинская: Бабушка больше понимает, пирожками накормит, внучка всегда хорошая, не поругает ее, какой-то мудрости научит, что-то подскажет.

Гиоргий Грдзелидзе: Что такое мудрость? Все ли становятся мудрыми при старении?

Елена Соколинская: Было бы хорошо, если бы все становились мудрыми к старости, но, к сожалению, это плод жизни: кто что посеял, тот то и пожинает. Опять стереотип, что все старики становятся мудрыми. Нет, над собой надо работать и готовиться к старости, чтобы эта мудрость пришла. Мудрость связана и с интеллектом, и с личностью человека. То есть если человек над собой трудился, развивался и становился мудрым, созерцательным, с философским взглядом на жизнь, к нему тянутся и молодые, и ровесники, и даже в одиночестве он не одинок, потому что ему интересно даже с самим собою. У него богатый внутренний мир, и к таким людям обычно тянутся другие люди, даже если они живут одни.

Гиоргий Грдзелидзе: Отчасти мудростью является философское отношение к жизни?

Елена Соколинская: Принятие жизни, понимание, что и это пройдет. Человек много пережил, много видел, здесь можно посоветовать написание мемуаров. Я один раз была на консультации у пожилой 90-летней женщины, и она мне сказала так, что в 70 лет начала писать стихи, а в 80 начала писать песни, причем она не имела музыкального образования. Она показала мне свою песню про любовь, смотрела альбом с фотографиями, увидела фотографию своей подруги, она знала ее историю жизни, ее любви, и написала песню на эту тему, вот вам и мудрость.

Гиоргий Грдзелидзе: То есть в пожилом возрасте все равно можно любить?

Елена Соколинская: Конечно, и нужно любить.

Екатерина Крюкова: А касательно домашних дел, важно ли сохранять распорядок дня, то есть подобие рабочего дня, который человек имел раньше? Или можно уйти в полный творческий отрыв и делать все, что ты боялся делать раньше?

Елена Соколинская: Очень важно сохранять распорядок и режим дня для того, чтобы организм не разбалансировался. Ложиться спать стараться в одно и то же время, просыпаться, соблюдать режим питания, кушать полезные продукты, у каждой вещи свое место, особенно важные вещи: ключи только на этом гвоздике, документы у меня здесь, деньги здесь.

Хорошо стареют военные, они привыкли, что у них всегда все по полочкам, и у них в старости так. Поэтому нужно заранее готовиться, потому что если был творческий беспорядок в молодости, то в старости это будет не творческий беспорядок, это будет хаос, который будет подвигать нас к слабоумию, а не спасать от него. Жить нужно больше порядком.

Хорошо стареют военные. Они привыкли, что всегда все по полочкам, и у них в старости так

Екатерина Крюкова: Мне кажется, самое главное в нашей беседе – заранее подготовить себя, в смысле создать семью, чтобы не остаться в одиночестве. Даже люди, которые были интроверты в юности, начинают переживать уже в процессе старения, что они остались совершенно одни, не завели детей и внуков, жену, мужа. И, наверное, важно об этом подумать заранее, что тебе придется столкнуться с самим собой в конце жизни, и руки, возможно, никто не протянет.

Елена Соколинская: Я опять-таки приведу пример. Моя коллега тоже ходила на консультацию к столетней женщине, и она ей сказала так: в свое время не родила ребенка и не усыновила, то есть прожила жизнь так, и она говорит: «Здоровье, в принципе, у меня есть, но вот это нерастраченное материнское чувство дает о себе знать даже в 100 лет». Поэтому здесь есть, о чем задуматься.

Екатерина Крюкова: А по поводу страха смерти? Какие мнения преобладают? Возможно, смирение лидирует в этом списке?

Елена Соколинская: Здесь я так скажу: страх смерти в старости ослабляется.

Екатерина Крюкова: Он, как будто, по капельке проживается.

Елена Соколинская: Может быть, он наполняется годами, возможно и такое, но есть другой страх – это страх беспомощности, то есть я буду лежать, и мне никто не поможет, будут никому не нужен. Страх смерти ослабляется отчасти потому, что когда человек вырабатывает эту созерцательную позицию, философский взгляд на жизнь, приходит к вере, по который здесь все не кончается, продолжается и в следующие жизни. И даже если человек атеист, он все равно думает, что я оставляю какой-то след после себя, какое-то наследство и буду жить в своих трудах, детях, внуках. Это тоже помогает снизить страх.

Екатерина Крюкова: Вот я вспомнила про одиноких людей, и мы могли бы дать совет – завести собачку или кошечку. Мне кажется, это лучшие друзья для пенсионеров.

Елена Соколинская: Я даже слышала, что в Америке животных прописывают, как лекарство, и даже разрешают брать их с собой в самолет, а не сдавать в багаж, если есть рецепт, можно даже так. Когда есть домашнее животное, чувство одиночества намного уменьшается.

Гиоргий Грдзелидзе: Спасибо за великолепное общение, беседу, я взял очень много того, что необходимо знать каждому человеку.

Екатерина Крюкова: Было очень интересно, с нами была Елена Соколинская, кандидат психологических наук, клинический психолог, действительный член профессиональной психотерапевтической лиги. Это была программа «Тайны психологии», мы говорили на тему «Психология старения». Я Екатерина Крюкова, со мной был Георгий Грдзелидзе, спасибо, до свидания!

Послесловие

Таким образом, чтобы пережить кризисы старости, нужно переоценить собственное «Я», выработать равнодушие к ухудшению здоровья и старению, принять мысль о смерти и избавиться от страха, связанного с этим.

Освобождение от работы дарит много свободного времени, но это не означает конец жизни. Нужно лишь найти то хобби и увлечение, которое будет теперь интересно. Появилось много времени для себя, заботы о себе. Да, здоровье ухудшается, тело стареет, но нужно принять это и рационально заботиться о своем здоровье. Чтобы проще это переживать, необходимо осознавать значимость своей жизни, чувствовать уважение и заинтересованность со стороны других людей.

Старческий кризис больше похож на внутриличностный, а не на возрастной кризис. Это период идентичности, экзистенциального кризиса. Принятие происходящих изменений (как и в подростковом возрасте) обуславливает легкость дальнейшей жизни и кризиса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *