Для чего необходимо изучать социальные законы
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, в формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важным фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные земные и космические явления. Если к этому добавить влияние свойств характера и других качеств личности, то станет очевидным, что число барьеров и ограничений, изменяющих поведение человека, достаточно велико.
Что такое социальный закон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.» (74, с. 191).
Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так,
существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество как целое или же его части.
Наличие этих признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержания исследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа «индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы» не являются социальными законами, поскольку в них не оговорены условия их действия. В то же время утверждение типа «деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации» описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать в организации влияния внешних факторов и добиться, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались внутри организации. Но можно найти ситуацию, максимально приближенную к условиям действия закона в той или иной организации. Если деловой конфликт в организации после устранения его причины не разрешается, это означает только то, что не выполнены оговоренные в формулировке закона условия.
Другой пример социального закона приводит А. Зиновьев. Социальный закон содержится в следующем утверждении: «если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этих учреждениях не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором меньше платят, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.
Точно так же действуют научные законы во всех других науках. Например, в условия физических законов очень часто вводятся такие понятия, как равномерное и прямолинейное движение, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, которые в реальной жизни не существуют, и значит речь идет лишь о более или менее близком
приближении реальных условий к этим понятиям. Но, пожалуй, основным требованием к социальному закону должно быть то, что он обязательно выполняется при оговоренных условиях. В противном случае утверждение не отражает действующего закона.
С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным законам или протестуют против них. Но очевидно одно: открывая любой социальный закон,, социолог не приоткрывает завесу над еще неизвестными, никем не познанными явлениями. Наоборот, люди всегда видят в социальных законах черты своей повседневной жизни, всегда сопоставляют их проявления с собственным опытом.
Таким образом, принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит и действие социального закона, часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.
Для объяснения такого кажущегося несоответствия приведем простейший пример из физики. Когда тело двигается поступательно с определенной скоростью, то, строго говоря, далеко не псе его частицы
двигаются именно с такой скоростью. Вследствие перемещения внутри тела (например, из-за теплового движения) отдельные частицы могут двигаться даже против направления движения тела. Это объясняется тем, что они просто оказались в разных условиях. Конечно, движение тел в физическом мире существенно отличается от социальных движений и процессов. Но в данном случае нас интересует лишь принципиальный момент: отдельная часть целого может совершать движение не в направлении, оговоренном законом, и даже в противоположном направлении. Это обстоятельство не влияет на закон, описывающий поведение целого. Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Почему же он выпадает из общего движения? Да потому, что он оказывается в условиях, не оговоренных данным законом. Но его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не может предотвратить действия закона. Так, некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы.
Вместе с тем отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона (в силу условий, не соответствующих оговоренным) может ослабить проявление социального закона в данной конкретной группе. Несмотря на то что закон должен выполняться без каких-либо исключений, в связи с тем, что часть группы попадает в не оговоренные законом условия, его действие в данной группе осуществляется меньшим числом лиц и, естественно, ослабляется. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами (как материальными, так и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным.
Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами, неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов дают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов, и напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, в формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важным фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные земные и космические явления. Если к этому добавить влияние свойств характера и других качеств личности, то станет очевидным, что число барьеров и ограничений, изменяющих поведение человека, достаточно велико.
Что такое социальный закон? Г.В. Осипов определяет социальный закон как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.» (74, с. 191).
Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество как целое или же его части.
Наличие этих признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержания исследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа «индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы» не являются социальными законами, поскольку в них не оговорены условия их действия. В то же время утверждение типа «деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не произойдет перераспределения ресурсов внутри организации» описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать в организации влияния внешних факторов и добиться, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались внутри организации. Но можно найти ситуацию, максимально приближенную к условиям действия закона в той или иной организации. Если деловой конфликт в организации после устранения его причины не разрешается, это означает только то, что не выполнены оговоренные в формулировке закона условия.
Другой пример социального закона приводит А. Зиновьев. Социальный закон содержится в следующем утверждении: «если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этих учреждениях не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором меньше платят, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно.
Точно так же действуют научные законы во всех других науках. Например, в условия физических законов очень часто вводятся такие понятия, как равномерное и прямолинейное движение, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, которые в реальной жизни не существуют, и значит речь идет лишь о более или менее близком приближении реальных условий к этим понятиям. Но, пожалуй, основным требованием к социальному закону должно быть то, что он обязательно выполняется при оговоренных условиях. В противном случае утверждение не отражает действующего закона. С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным законам или протестуют против них. Но очевидно одно: открывая любой социальный закон, социолог не приоткрывает завесу над еще неизвестными, никем не познанными явлениями. Наоборот, люди всегда видят в социальных законах черты своей повседневной жизни, всегда сопоставляют их проявления с собственным опытом.
Таким образом, принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит и действие социального закона, часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.
Для объяснения такого кажущегося несоответствия приведем простейший пример из физики. Когда тело двигается поступательно с определенной скоростью, то, строго говоря, далеко не все его частицы двигаются именно с такой скоростью. Вследствие перемещения внутри тела (например, из-за теплового движения) отдельные частицы могут двигаться даже против направления движения тела. Это объясняется тем, что они просто оказались в разных условиях. Конечно, движение тел в физическом мире существенно отличается от социальных движений и процессов. Но в данном случае нас интересует лишь принципиальный момент: отдельная часть целого может совершать движение не в направлении, оговоренном законом, и даже в противоположном направлении. Это обстоятельство не влияет на закон, описывающий поведение целого. Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Почему же он выпадает из общего движения? Да потому, что он оказывается в условиях, не оговоренных данным законом. Но его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не может предотвратить действия закона. Так, некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы.
Вместе с тем отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона (в силу условий, не соответствующих оговоренным) может ослабить проявление социального закона в данной конкретной группе. Несмотря на то что закон должен выполняться без каких-либо исключений, в связи с тем, что часть группы попадает в не оговоренные законом условия, его действие в данной группе осуществляется меньшим числом лиц и, естественно, ослабляется. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами (как материальными, так и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным.
Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов дают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов, и напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.
Понятие социального закона
Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:
1. закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
2. при наличии этих условий закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;
3. условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
Отдельно взятый индивид, член социальной группы, не подчиняющийся социальному закону, не может повлиять на действие этого закона в социальной группе. Его индивидуальное отклонение и выпадение из сферы действия закона не могут предотвратить действие закона. Так некоторые индивиды могут на какой-то период отказаться от насущных потребностей, включая потребность в самосохранении, но закон, основанный на этих потребностях, будет продолжать действовать в масштабе данной социальной группы. Вместе с тем отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона может ослабить проявление закона в данной конкретной группе. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа разных сил и обладают разными ресурсами (материальными и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от действия социального закона. Однако закон всегда прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами исходя при этом из своих потребностей.
Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов; напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и общностях. В подтверждение приведем несколько примеров социальных законов.
Так, действует социальный закон возвышения потребностей, согласно которому по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, качественно новые, более развитые.
В социологии сформулирован закон культурного отставания. По У. Огборну, это закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры. Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды.
В качестве примера можно привести также социальные законы народонаселения, которые отражают воздействие социальных факторов на процессы воспроизводства населения. Демографическое поведение индивида формируется под воздействием классов и социальных групп (классовое сознание, духовно-нравственные качества), в которых личность занимает определенное положение, выполняет присущие ей социальные роли, воспринимает общие интересы, взгляды, идеалы, преломляя их через свою систему потребностей. Благодаря принадлежности к той или иной социальной группе у индивидов с ранних лет под воздействием воспитания формируются представления о правилах поведения, традициях, а также привычки, стремления, жизненные цели и т. д., выражающиеся в определенном типе демографического поведения.
Существуют классификации социальных законов. Так, они различаются по времени действия. Общие законы действуют во всех общественных системах, действие специфических ограничено одной или несколькими общественными системами. Социальные законы также различаются по степени общности. По способу проявления можно выделить законы динамические и статические (стохастические). Динамические определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях. Статистические отражают основные направления изменений, их тенденции при сохранении стабильности данного социального целого, то есть действуют с определенной степенью вероятности.
Динамические законы делятся на причинные и функциональные.
По формам связи выделяют пять категорий социальных законов:
1. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Согласно этим законам, если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б. Например, где есть тоталитарное управление, есть скрытая оппозиция.
2. Законы, отражающие тенденции развития, которые обусловливают динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому.
3. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями (например, чем выше активность участия людей в политических процессах, тем выше у них уровень политической культуры).
4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.
5. Законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями (например, рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).
Социальные законы обычно выступают как законы-тенденции. Тенденция выражает определенную направленность движения социального объекта к какому-то конкретному состоянию при наличии отклонений, вызванных противодействием конкретных фактов и условий. Если действие социального закона изобразить в виде прямой линии, то средние равнодействующие различных «индивидуальных величин» одного и того же вида будут представлять собой некий веер линий, отклоняющихся в разные стороны от прямой.
Во всем многообразии социальных явлений можно выделить два основных типа связи: устойчивые (повторяющиеся) и изменчивые (неповторяющиеся). Устойчивые отношения и называются закономерностями или регулярностями. Закономерность бывает двух видов: динамическая и вероятностная; формой выражения последней выступает систематическая закономерность, которая представляет собой отношение повторяемости поступления события в определенном проценте случаев.
Сущность социальных законов
Понятие и сущность социальных законов, их основные признаки, виды и группы. Механизм действия социальных законов. Особенность социальных законов, их принципиальное отличие от законов живой и не живой природы. Специфика социального анализа культуры.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.10.2016 |
Размер файла | 24,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. Чем принципиально отличаются социальные законы от законов живой и не живой природы?
2. В чем заключается специфика социального анализа культуры?
Список использованной литературы
1. Чем принципиально отличаются социальные законы от законов живой и не живой природы?
Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью.
Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: социальный закон культура
1)закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
Главное в характеристике социального закона состоит в том, что он:
1) выражает процесс объективирования человеческой деятельности в структуре определенного типа общественных отношений, связь этой деятельности с условиями ее определяющими и результатами, благодаря чему социальный закон раскрывает и саму человеческую деятельность, и характер данной системы общественных отношений;
2) имеет статистическую природу, обусловленную вероятностным характером проявления социальной причинности;
3) выполняет функцию стабилизации социального организма, обеспечения его целостности. Социальным законам присуще многообразие свойств, фиксируемых в следующих понятиях и терминах: вид, природа, содержание и структура закона; механизм, характер, сфера и направленность его действия; форма проявления, требования закона.
Механизм действия социальных законов представляет собой совокупность звеньев (явлений, процессов, отношений), через которые реализуется выражаемая ими объективная связь. Среди этих звеньев особое место занимают деятельность людей, институты, организации, в зависимости от которых могут изменяться механизм действия и форма проявления социальных законов. Сфера действия социальных законов охватывает область социальной действительности, в которой этот закон возникает и реализуется (действует), она способна расширяться и сужаться. Люди не могут отменить действие социальных законов, если имеются соответствующие условия для их возникновения. Они способны лишь использовать действие социальных законов в своих интересах.
Таким образом, принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит и действие социального закона, часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.
Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, прежде всего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальную группу, страту, социальный класс или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.
Особенность социальных законов, далее, состоит в том, в каком смысле они объективны. Тут мало признать объективность в том смысле, в каком мы признаем объективность законов и вообще явлений неживой и дочеловеческой живой природы, т.е. в смысле признания их существования вне сознания исследователей, независимо от воли и сознания исследователей. Проблема тут заключается в том, что социальные законы суть законы сознательной и волевой деятельности людей, но они при этом не зависят от сознания и воли людей.
С точки зрения логических свойств нет принципиальной разницы между суждениями о законах физической, химической, биологической и т.д. природы и суждениями о социальных законах.
Социальные законы имеют двойственную: объективную и субъективную природу, но их субъективизм выражается не в том, что они могут нарушаться, а в том, что они могут быть недостаточно точно сформулированы.
В своей основе социальные законы базируются на объективных физических, биологических и психических свойствах людей, отраженных, как правило, общественным сознанием.
Однако всем изучаемым законам присуща и известная доля субъективизма. Связи, описываемые законами, существуют объективно, но законы, как вербальное отражение этих связей, формулируются людьми не чуждыми современным им политическим и идеологическим заблуждениям. Так, современная отечественная социологическая литература стремится избегать упоминания многих постулатов, изучаемых ранее в качестве законов.
Следует различать две группы социальных законов.
Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).
Виды социальных законов
1) Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений: «Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано».
2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями: «Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».
3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции: «Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».
4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями: «Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».
2. В чем заключается специфика социального анализа культуры?
Культура в сочетании с предметом какой-либо из выделенных нами научных дисциплин становится лишь внешним условием для выделения тех или иных исторических, социологических закономерностей. В этом случае, используя понятие культуры в ходе разработки собственного предмета, «культурой» именуют особо выделяемые исторические факторы, социальные интересы, этнические особенности, традиции и обычаи, археологические находки и другие компоненты предметной области каждой из гуманитарных наук. Конечно, культура как явление, сопряженное со всеми процессами жизнетворчества человека, в той или иной степени соприкасается с предметной областью любой гуманитарной дисциплины. Но само по себе такое соприкосновение не характеризует культуру полностью, а лишь затрагивает определенное количество ее свойств и отличительных признаков. В связи с этим каждая из гуманитарных наук объявляет одним из своих объектов исследования культуру. Но ограниченность контакта (соприкосновения) не дает гуманитарным наукам возможность понять и увидеть культуру как целостность; представление о ней складывается в пределах каждой из них исключительно по результатам прямого соприкосновения с той группой свойств культуры, которые были проявлены в этом случае.
Находясь в пограничной ситуации между реальным и идеальным, бессознательным и сознанием, внешним и внутренним, культура как объект и предмет познания может быть определена или как нечто доступное восприятию (например, культура поведения, культура славян и т. д.), или как нечто доступное мысленному взору, воображению (духовная культура, культура мышления и т. д.). Эта изначальная сложность феномена культуры указывает на необходимость создания для ее исследования специальных методик и технологий, которые смогли бы отразить данное явление и, целостно выделив культуру как объект и предмет исследования, раскрыть диалектику ее существования в единстве противоположностей человека и окружающего его мира.
Социологию прежде всего интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.
Среди разнообразных функций социальной культуры в качестве основных выделяются следующие:
· гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);
· социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);
· коммуникативная (функция социального общения);
· образовательно-воспитательная (социализация личности (5.4), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);
· регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);
· интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).
В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.
Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
4) наличие ритуалов;
6) правила взаимодействия полов;
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.
Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.
Массовая культура. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры обусловлено определенными предпосылками:
1) прогрессирующим процессом демократизации (уничтожение сословий);
2) индустриализацией и связанной с ней урбанизацией (увеличивается плотность контактов);
3) прогрессирующим развитием средств коммуникации (потребностью совместной деятельности и отдыха).
Субкультуры. Это части культуры, присущие определенным социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в ее собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенидикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.
Список использованной литературы
8. Фролов С.С. Общая социология, учебник. М.: Проспект, 2009.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика основных категорий (понятий) в социологии. Классификация системы. Типологизация социальных законов по формам связей (пять категорий). Понятие социальной структуры общества, разновидности и уровни. Тенденции в развитии социальных отношений.
курсовая работа [36,9 K], добавлен 01.04.2011
Социология-интегративная наука о системном понимании общества. Предмет социологии, специфические законы развития. Функционирование социальных систем. Конкретные формы и проявления законов в деятельности общества, классов, социальных групп, человека.
реферат [34,6 K], добавлен 29.07.2008
Понятие и типы социальных законов, их функциональные особенности и значение в современном обществе. Сущность и специфические особенности социальной деятельности, ее структура и взаимосвязь отдельных компонентов, исследование главных целей и задач.
презентация [350,2 K], добавлен 17.05.2014
Изучение сущности социального проектирования, построения социальных качеств, процессов, отношений. Характеристика категориального (понятийного) аппарата и структуры социального проектирования. Отличительные черты социальных технологий и социальных служб.
реферат [20,5 K], добавлен 02.02.2010
Основное понятие, сущность, виды, особенности и структура культуры, как социального явления. Особенности социальных функций культуры. Компоненты и формы проявления культуры в общественной жизни. Социокультурный процесс, его развитие и динамика.
курсовая работа [52,4 K], добавлен 28.11.2008