Для чего необходимо изучение биологических объектов 5 класс вывод
Конспект урока по биологии 5 класс Сонин Н.И. «Науки о живой природе»
Урок 2. НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований
Создать условия для ознакомления с лабораторным оборудованием и методами работы, правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук
Образовательная: познакомить с различными видами проборов, применяемых для научных исследований, и использованием
их в практической деятельности человека; научить пользоваться увеличительными приборами и лабораторным оборудованием; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, выбирать необходимые приборы для измерений.
Развивающая: развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, осуществлять самоконтроль
в учебно-познавательной деятельности.
Воспитательная: формировать мировоззрение и расширять кругозор учащихся за счет знакомства с оборудованием для научных исследований; вызвать осознание необходимости соблюдения правил техники безопасности в обращении с лабораторным оборудованием и санитарно-гигиенических условий труда; содействовать трудовому воспитанию учащихся; воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум
Планируемые
результаты
(предметные)
Учащийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний; определять основные методы биологических исследований; будет знать основные свойства живых организмов; признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ
Будут сформированы : навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой
на функциональность; выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Познавательные – научится : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения
Методы: наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, работа с оборудованием, оформление лабораторной работы)
Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия
Увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба
Презентация по теме «Наука биология». – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentaciya-nauka-biologiya
Организационная структура урока
I. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Организует беседу
по уточнению и конкретизации первичных знаний:
– Что изучает наука биология? (Живые организмы.)
– В каких областях жизни человека могут использоваться знания биологии? (Медицина, сельское хозяйство и т. д.)
– Какие средства использует человек, для того, чтобы изучать биологические объекты? (Оборудование. микроскоп, лупу, медицинские инструменты, ЭКГ, рентген и др.)
– Для чего необходимо знать и изучать биологию? Живые объекты? (Знание строения человека применяются в медицине; строения растений и живот-
ных – в сельском хозяйстве, для создания лекарств, продуктов питания.)
На этапе актуализации также можно использовать тест по теме «Что такое живой организм» [1].
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения однокласс-
ников
Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации
и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Мотивирование к определению темы
и постановке задач урока
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Вы уже знаете, где применяются биологические знания. Для того чтобы вылечить человека, необходимо сначала определить больной орган и причину болезни. А для этого врач должен знать строение человека, его органов и тканей. Еще издревле люди применяли свои знания о живых объектах на практике. Используя знания о строении семени, первобытные люди правильно хранили семена и использовали их для посадки на следующий год и получения урожая. Можно приводить огромное количество примеров, но суть всех знаний о живых объектах сводится к тому, что для получения знаний человек сначала наблюдал и изучал объект, описывал его, собирал различные сведения. А уже потом, систематизировав данные, применял их на практике. О методах изучения природы и ее объектах мы поговорим на следующем уроке, а сегодня познакомимся с оборудованием, при помощи которого эти объекты могут быть изучены.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
– Сегодня мы рассмотрим, какие науки относят к ес-тественным, многообразие биологических наук и пред-меты их изучения. Также познакомимся с лабораторным оборудованием и различными видами проборов, применяемых для научных исследований. Узнаем, как их используют в практической деятельности человека; научимся пользоваться увеличительными приборами и лабораторным оборудованием
Отвечают на вопросы учителя. Слушают
мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.
Урок биологии 5 класс «Наука о живой природе. Лабораторная работа №1»
Урок 2. «Наука о живой природе. Лабораторная работа №1».
Тема: Раздел 1. «Живой организм. Строение и изучение». (8 часов), тема «Наука о живой природе».
Цели и задачи урока: Цели: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека; познакомить с лабораторным оборудованием и методами работы; изучить правила поведения в кабинете биологии, правила техники безопасности.
— воспитывающая: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде;
— развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу;
— обучающая: выявить представление о многообразии живых организмов, области распространения жизни и роли биологических знаний в жизни человека.
Необходимое техническое оборудование: : учебник, рабочая тетрадь, увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
Метапредметные и личностные результаты:
1. Сформировать навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы.
2.Понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
1 . Научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.
2.Выполнять лабораторную работу.
1.Н аучится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию.
2. Сформировать умение работать с информацией, применять приемы работы с информацией.
1. Научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости.
2.Получить возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
3. Получить возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.
I . Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Рассматривание организмов, находящихся в классе. Выбор ответов, используя текст учебника:
— какие признаки подтверждают, что они живые?
— как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?
— как об этом сказано в учебнике?
II . Мотивация учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Вы уже знаете, где применяются биологические знания. Для того чтобы вылечить человека, необходимо сначала определить больной орган и причину болезни. А для этого врач должен знать строение человека, его органов и тканей. Еще издревле люди применяли свои знания о живых объектах на практике. Используя знания о строении семени, первобытные люди правильно хранили семена и использовали их для посадки на следующий год и получения урожая. Можно приводить огромное количество примеров, но суть всех знаний о живых объектах сводится к тому, что для получения знаний человек сначала наблюдал и изучал объект, описывал его, собирал различные сведения. А уже потом, систематизировав данные, применял их на практике. О методах изучения природы и ее объектах мы поговорим на следующем уроке, а сегодня познакомимся с оборудованием, при помощи которого эти объекты могут быть изучены.
III . Изучение нового содержания: «Наука о живой природе».
Беседа о семье биологических наук, определение значения слова биология, определение целей урока учащимися:
— для чего необходимо изучать биологию?
— над решением каких задач, важных для всего человечества, трудятся ученые- биологи?
Работа по стр.12-13 учебника.
Работа в рабочей тетради стр. 8
IV. Проведение лабораторной работы.
Выполнение лабораторной работы. Используя инструкцию, оформите правильно лабораторную работу.
Лабораторная работа № 1. Знакомство с оборудованием
для научных исследований
Цель: познакомиться с лабораторным оборудованием, правилами поведения и техники безопасности в кабинете биологии.
Оборудование: увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
1. Познакомьтесь с правилами поведения в кабинете биологии:
1) Приходить на урок за 5 минут до звонка, заходить в кабинет с разрешения учителя. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.
2) Садиться на закрепленное за тобой место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем. Приготовить к уроку свое рабочее место, проверить наличие учебника, письменных принадлежностей.
3) Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным, аккуратным и дисциплинированным, точно выполнять указания учителя.
4) Соблюдать порядок на своем рабочем месте. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
5) При выполнении практических и лабораторных работ необходимо следовать инструкциям, выполнять работу под руководством учителя.
6) Порядок действий при возникновении пожара: а) эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации кабинета; б) при выходе из класса соблюдать спокойствие.
2. Изучите технику безопасности на уроках биологии при проведении лабораторных и практических работ:
1) Приведите в порядок рабочее место. Не загромождайте проход портфелями и сумками.
2) Перед началом работы внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
3) Точно выполняйте все указания учителя биологии.
4) Соблюдайте осторожность при работе с препаровальными иглами, предметными и покровными стеклами, колющими предметами и предметами из стекла.
5) По окончании работы приведите свое рабочее место в порядок, обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
3. Рассмотрите строение увеличительных приборов. Зарисуйте лупу. На чем основан принцип действия увеличительных приборов? С помощью подготовленного для вас учителем микроскопа рассмотрите объект. В учебнике более подробно ознакомьтесь со строением микроскопа и правилами работы с ним.
4. Зарисуйте лабораторное оборудование. Используя рассказ учителя, текст параграфа в учебнике, запишите, для чего необходимо это оборудование.
Вывод: Для чего необходимо изучение биологических объектов? Какое оборудование человек использует при изучении природы?
IV . Рефлексивно – оценочная работа.
Работа в рабочей тетради стр. 9, № 12, № 14.
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 2. Методы изучения биологии
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Биология, научный метод, наблюдение, эксперимент
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).
Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.
Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.
Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.
Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.
Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.
Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Добавление подписей к изображениям;
Текст вопроса: Подпишите приборы.
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: Теоретические методы исследования
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 5 Описание результатов исследований
Стр. 37. Вопросы в начале параграфа
№ 1. С какой целью проводятся научные исследования?
Основная цель проведения научных исследований заключается в изучении, описании и пояснении какого-то явления, либо предложении нового метода для решения той или иной актуальной задачи, ради которой начиналось проведение научного исследования.
№ 2. От чего зависит выбор методов исследования в биологии?
Выбор методов исследования в биологии зависит от того, каковы цели поставлены перед процедурой исследования и какие результаты планируется получить. Например, если требуется узнать о поведении животных в течение определённого периода, то выбирается метод наблюдения. Наблюдать можно при помощи специальных приборов измерения: замеры веса в течение этого времени – весы, снятие кардиограммы в течение суток, нескольких дней и т.д.
Стр. 40. Вопросы после параграфа
№ 1. С какой целью проводятся описания в ходе биологических исследований?
Описания в ходе биологических исследований проводятся для фиксирования данных, их дальнейшего анализа и сравнения с другими данными, а также для нахождения закономерностей в существовании самого объекта исследования.
№ 2. Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?
Таблицы, схемы, диаграммы и графики используются в научных исследованиях для упорядочивания полученных результатов. Благодаря им удается сопоставить характеристики исследуемых объектов, сравнить полученные данные и проанализировать их, выявить какие-то закономерности и сделать предварительные прогнозы.
№ 3. Какие требования предъявляются к научному описанию?
Основными требованиями, которые предъявляются к научному описанию, являются: ясность и четкость, полнота и точность описания предмета исследования. Только на основании этого удастся извлечь больше информации об объекте.
Стр. 40. Задание
Рассмотрев график, представленный на рисунке 22, опишите, как зависит температура воздуха от времени суток. Ответ обоснуйте.
На графике мы видим, что в три часа ночи температура воздуха составляла 5 ℃. На таком уровне она держалась до 6 часов утра. К девяти часам температура воздуха поднялась до 8 ℃ и продолжала плавно подниматься. К 15 часам дня температура воздуха была на отметке 18 ℃. Далее она стала постепенно опускаться: в 18 часов вечера составляла около 16 ℃, в 21 час – 14 ℃, а в 24 часа – 12 ℃. С наступлением дня, солнце начинает прогревать землю, прогревается и воздух, из-за чего его температура растет. Когда солнце начинает заходить, воздух постепенно остывает, его температура снижается.
Стр. 40. Задание для любознательных
Сравните научное и художественное описание биологического объекта. Сделайте вывод, в чём заключается их разница.
Научное описание биологического объекта сильно отличается от художественного не только по своему назначению, но и по стилю.
Цель научного описания заключается в том, чтобы донести максимум информации до читателя, используя только «сухие» факты, их анализ. Для этого в описании применены научные термины, цифры, соблюдена последовательность. Каждый факт обоснован и доказан.
В художественном описании используются большое количество эпитетов, метафор, которые оказывают определенное воздействие на читателя, передают ему настроение эмоции, образы.
Таким образом, задача научного описания – сообщить читателю точные сведения, проанализировать, обобщить, установить причинно-наследственную связь факторов и пояснить их роль. Задача художественного описания – изобразить объект, как можно ярче, передать эмоции и впечатления.