Для чего необходимо изучение истории становления и развития правоохранительных органов

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Вопросы лекции:

1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета.

2. Методология курса.

3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структуры.

Вопрос 1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета

В настоящее время российское государство и общество переживает непростой исторический период. От того, как мы сумеем ответить на исторический вызов, насколько успешно разрешить наши социальные проблемы, зависит место нашей страны в будущем. Сумеем ли мы закрепить свой статус великой державы, создать процветающее общество или нас ждет историческое забвение?

Многое зависит от успеха проводимых властью реформ. И в их ряду трудно переоценить значение полицейской реформы. Практически каждого российского гражданина волнуют вопросы обеспечения жизни, здоровья, сохранения собственности, эффективной борьбы с наркобизнесом и организованной преступностью.

Как отмечают ученые, «историей и культурой России накоплены огромные ресурсы, которые позволяют, как сформулировать задачу по формированию национальной идеологии, так и наметить пути её практической реализации» [1]. Одним из приоритетов государственных преобразований, несомненно, является обеспечение безопасности государства, общества и личности в России.

Без общественной поддержки любой закон, любые реформы будут обречены на неудачу. Необходимо получить доверие народа. Не стоит излишне надеяться на обеспечение правопорядка исключительно силами полиции. Представляют интерес наблюдения чиновника Эриванской губернии, изложенной им в докладной записке в 1902 году: «Говоря о разбоях на Кавказе, необходимо иметь в виду, что в населении еще не остыл военный пыл, а зачатки гражданственности едва пустили самые малые ростки в слои общества. Всякое беззаконие исчезнет только с воспитанием народа в духе гражданственности и уважения к закону, праву и справедливости» [2]. Права человека основываются: на нравственных категориях, на представлениях о чести и справедливости, на духовных идеалах общества.

Историческая память объединяет российское общество. В прошлом заключен огромный опыт, позволяющий решать насущные государственные и общественные проблемы.

Современное развитие правоохранительных органов, проведение полицейской реформы является неотъемлемой частью исторического процесса модернизации российского государства, права и общества. Изучение историко-правового закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его полицейской системы.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт создания и развития органов внутренних дел, который является составной частью опыта реформирования российского государства. Творческое использование накопленного правоохранительного опыта является важным условием повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в современный период.

«История органов внутренних дел России», как и «История государства и права России», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. Они имеют прямое отношение, как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве, а поэтому входят в число основных учебных курсов, изучаемых в Санкт-Петербургском университете МВД России, являясь необходимым элементом высшего юридического образования.

История органов внутренних дел России находится в тесной связи и с такими науками, как уголовное право, уголовный процесс, административная деятельность органов внутренних дел, управление в ОВД и рядом других наук.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

— изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение организационной структуры и деятельности таких ключевых звеньев системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплектования и обучения;

— изучение основных закономерностей становления и развития органов внутренних дел советского государства, системы управления ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в решении важнейших государственных задач;

— анализ исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются конкретные экономические, социальные и духовные условия, воздействующие на правопорядок, развитие государственных структур и правовых институтов, ориентированных на борьбу с преступностью в России. Основное внимание уделяется изучению устройства органов внутренних дел, их структуре и функциям.

Внимание слушателей и курсантов сосредоточивается на изучении конкретных правовых источников, актов и кодексов, определявших организационную структуру, состав и функциональную деятельность органов внутренних дел. При этом анализируются вопросы эффективности наиболее значимых правовых норм, особенности их реализации в практике деятельности органов внутренних дел России.

Среди наиболее важных проблем курса находятся проблемы возникновения и развития регулярной полиции, её различных подразделений, принципы ее деятельности, вопросы полицейского права, опыт взаимодействия подразделений и служб органов милиции и внутренних войск, особенности их работы в чрезвычайных условиях и ряд других.

История – наставница жизни, как говорили древние мыслители. Общество и государство, воспринимающее исторические уроки – развивается и процветает.

Усвоение основных закономерностей исторического процесса в области государства и права, мирового и отечественного опыта государственного строительства, правовой деятельности дает возможность правильно оценивать современные процессы, принимать правильные решения в правоохранительной работе.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт. В этом опыте содержатся как положительные, так и негативные моменты, которые необходимо учитывать в современных условиях.

Как отмечается в монографической литературе: «Состояние законности в стране взаимосвязано с гармонизацией интересов личности, общества и государства, выступает в качестве индикатора легитимности и легальности власти, издающей общеобязательные нормативные акты» [3].

Полицейское законодательство должно быть кодифицировано, не содержать коллизий и пробелов, быть легко доступно для понимания и однозначно трактоваться, отражать потребности общественной жизни. Но принципиально важно, чтобы при условии строжайшего судебного и прокурорского надзора структура правоохранительных органов была единой, управлялась централизованно и их деятельность была направлена на обеспечение безопасности общества, личности и государства.

Для проведения любой государственно-правовой реформы необходимо достаточно продолжительный срок. Следует в большей мере, обращать внимание на вопросы стратегического планирования, долговременного развития государственных органов, и в частности полицейских, с учетом степени важности решаемых ими социальных и криминогенных проблем, величины обслуживаемой территории и количества населения.

Вопрос 2. Методология курса

Слово «метод» в переводе с древнегреческого буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь наш правильный, мы сможем достигнуть нашей цели.

Метод позволяет искать новое знание, создавать науку, как систему знаний, способную к обогащению новыми принципами, идеями и видами[4].

Успешное решение задач, стоящих перед историко-правовыми науками, возможно только на основе подлинно научной методологии. Такой методологией является диалектический материализм, являющийся общефилософской базой для объяснения государственно-правовых явле­ний и процессов, их всестороннего изучения. Адекватной и полезной будет такая методология, которая позволит исследовать предмет и выразит его существенные признаки и элементы.

Методологию составляют различные подходы и методы.

Диалектико-материалистический подход к изучению государства и права отвергает их божественный, непознаваемый характер, видит первопричину возникновения и развития государства и права в экономическом базисе, в социально-экономическом строе общества. В то же время он требует учитывать географические, биологические, демографические, личностно-психологические и другие факторы, влияющие на исторический процесс.

Диалектико-материалистический метод раскрывает наиболее общие закономерно­сти движения человеческой мысли к истине, концентрируя все наиболее важное и существенное, что содержится в других методах, включает в себя их богатство, так же как всеобщее впитывает особенное и единичное.[5]

Его использование помогает более глубокому пониманию сущности правоохранительной деятельности, полицейских органов, за­кономерностей развития полицейских подразделений.

Диалектический метод требует рассмотрения всех исторических явлений не изолированно, а в органической связи со всеми фактора­ми и условиями, требует их всемерного выявления и анализа.

Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, пе­рехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использова­нию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, можно правильно осмыслить и проанализировать роль полиции в обществе, ход развития органов внутренних дел.

Диалектико-материалистическому методу в истории (историческому материализму) противостоят религиозно-идеалистический и схоластический (догматиче­ский) методы. Они исходят из божественного происхождения государства и права, божественной предопределенности всех происходящих в них из­менений, отрицают зависимость развития государства и права от экономического базиса.

Диалектико-материалистический метод, составляя основу историко-правовых наук, предполагает использование и других специально-научных методов исследования.

Для изучения «Истории органов внутренних дел России» важное значение имеют такие методы и подходы, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и системный.

Курс Истории органов внутренних дел строится в соответствии с требованиями принципа историзма. Это означает, что все развитие органов внутренних дел, как дореволюционной России, так и советского государства рассматривается в тесной неразрывной связи с теми общественными процессами, в которых происходила их деятельность.

Методология отражает познание, выясняет возможности познавательных механизмов. Историческое толкование права означает как учет политической и криминогенной ситуации, состояния духовной и материальной культуры российского общества, состояние экономики, степень защищенности права собственности, так и само официальное толкование норм полицейского права того времени. Историческое толкование норм полицейского права неизбежно включает в себя «оценочные понятия…язык права того времени, характерные для него средства и приемы юридической техники». [6]

Под методологией права понимается применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, катего­рий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений[7].

Причем юридическому методу присущ правовой взгляд на мир[8].

При рассмотрении истории органов внутренних дел нужно связывать анализ с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в стране в указанные исторические периоды, особенно когда возникали общественные, государственные, социально-экономические кризисы.

В ходе обучения используются примеры из юридической практики, проводятся воспитательные примеры, когда сотрудник полиции проявляет героизм, спасая людей.

Сотрудник полиции не должен быть равнодушен: к чужой боли, к чужим страданиям, к чужой беде. Чужой беды не бывает.

Сотрудник полиции должен думать, прежде чем совершать следственные и оперативно-розыскные мероприятия, не нарушать прав человека и гражданина, выполнять предписания закона.

При исследовании данного комплекса вопросов активно применяется системный метод. Современная полицейская система представляет собой социально-правовую ценность, является итогом многовекового развития цивилизации. Вместе с развитием общества происходят изменения в правоохранительной сфере и в методах правового воздействия, принимаются законы, призванные регулировать новые общественные отношения, отменяются устаревшие ограничения и запреты.

Системный подход к полицейской деятельности предполагает укрепление и развитие форм и методов взаимодействия ее субъектов, учет разнообразных общественных факторов, воздействующих на режим законности.

Например, обоснованно предлагается «смягчать негативные последствия резкого социального расслоения, более эффективно и адресно организовывать социальную помощь».[9]

Следует искать и внедрять новые формы обеспечение правопорядка новые способы урегулирования конфликтов.

Содержание «полицейская система» не может быть раскрыто вне связанности данного понятия с понятием «полицейский орган» «полицейская деятельность». Поскольку связь элементов в системе подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого, постольку и анализ структуры начинается с выявления компонентного состава системы. Являясь единым целостным образованием, правоохранительная система имеет присущую ей структуру. Возникает потребность в структурном анализе.

Его необходимость вытекает из специфики системного и функционального методов, сходных тем, что посредством каждого из них, так или иначе выясняются и анализируются структурные элементы системы.

Функциональный подход к правовым явлениям предполагает не только установление составляющих их элементов, но и изучение этих элементов в изменении, движении, развитии. Функциональный анализ возможен только в динамичных системах, способ­ных к изменениям. Таковой и является полицейская система.

Рас­крыть процесс правового регулирования полицейской системы невозможно без выяснения внутренних компонентов регулирования, установления элементов, ее составляющих.

Формально-юридический метод активно используют при толковании и применении права. Право как формально определенное правило поведения нередко предполагает строго определенную формализованную процедуру толкования и правореализации.

Ценность математического, кибернетического метода состоит в возможности с его помощью проводить работу по сбору и хранению информации о деятельности правоохранительных органов. Это допустимо в тех случаях, когда то или иное качество или явление можно подверг­нуть количественному анализу, выразить относительно простыми элементами, под­дающимися количественным измерениям. С помощью математического метода можно успешно проверить, например, эффективность воздействия норм полицейского права на различные группы населения, оценить количество совершенных на определенном временном отрезке преступлений, а затем на основе этих исследований уже сделать соответствующие выводы об эффективности либо неэффективности полиции в конкретном регионе.

Социальные исследования показывают, как реализуется назначение полицейских органов, как они решают стоящие перед ними задачи, какова их эффективность и какие нужны меры для того, чтобы найти более оптимальные организационные формы их функционирования. Социально-правовые исследования ведутся на основе социологических приемов, а именно изучение практики применения закона, анкетиро­вание, интервьюирование самих полицейских, различных групп населения. Невозможно оценить социальную эффективность полицейской деятельности, не проводя соответствующих социально-правовых исследований.

В связи с большим объемом учебного материала основным учебным методом работы учащихся по овладению знаниями является самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы и других источников, в том числе диссертационных исследований, осуществляемая в соответствии с методическими заданиями.

В учебном процессе большую роль играют также лекции и семинарские занятия, на которых слушатели и курсанты не только пассивно усваивают преподносимый преподавателями материал, но и сами активно участвуют на семинарах и практических занятиях в обсуждении поставленных вопросов, совместно обсуждают наиболее трудные разделы.

Учитывая важность курса «История органов внутренних дел» в деле подготовки грамотных специалистов для органов внутренних дел, повышения их правовой культуры, воспитания гордости за выбранную профессию в рамках курса курсантам и слушателям предлагается по желанию написание реферата по предлагаемой тематике.

В учебно-методическом кабинете кафедры Истории государства и права слушатели и курсанты могут воспользоваться литературой и другими пособиями по данному курсу, получить необходимые консультации у дежурного преподавателя.

На кафедре функционирует научный кружок, в рамках которого курсанты и слушатели встречаются с ветеранами и практическими сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел, а также самостоятельно проводят научные изыскания по интересующей их проблематике.

В учебном процессе используются возможности проводимых научных конференций, в которых слушатели и курсанты при­нимают активное участие путем подготовки выступлений по тем или иным проблемам становления и деятельности органов внутренних дел.

Комплексное применение всей совокупности методов изучения Истории органов внутренних дел позволит слушателям и курсантам успешно усво­ить программный материал данного курса.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение истории органов правоохраны традиционно находится среди постоянных задач историко-правовой науки. Актуальность таких историко-правовых исследований существенно возрастает на современном этапе развития общества и государства в России, когда обращение к наследию прошлого обусловлено еще и приближением 300-летнего юбилея создания в нашей стране регулярной полиции.

Полиция оказывает сдерживающее влияние на рост криминальных явлений и нейтрализует внеправовые политические акции, позволяет поддерживать на надлежащем уровне общественный порядок и внутреннюю безопасность государства. При осложнении внутриполитического и экономического положения страны роль полиции неуклонно возрастает и усиливается. Таким образом, безотказно действует веками проверенный принцип: «чем сильнее полиция, тем сильнее государство».

Современная обстановка в органах внутренних дел предъявляет повышенные требования к овладению руководителями всех уровней теорией, наукой и практикой управления профессиональными способностями, возможностями как каждого сотрудника, так и органа, подразделения в целом. Злободневным остается формирование у сотрудников полиции высоких гражданских, нравственных и духовных качеств.

В этой связи особый интерес в решении этих и других важнейших вопросов совершенствования работы с кадрами представляет историческое наследие в отдельных аспектах данной деятельности в полиции Российской империи.

Исследование этой проблемы дает богатый материал не только для научных обобщений, но и для определения направления усилий по совершенствованию работы с кадрами полиции России, функционирования правоохранительных органов.

Степень разработанности темы. В отечественной науке современного периода имеется достаточно большое число исследований организации и деятельности полиции Российской империи. Несмотря на это, ощущается явный недостаток историко-правовых исследований в области работы с кадрами полиции Российской империи.

Важное место в проекте заняло положение о том, что управление полицией необходимо передать на места при сохранении за центром права определять лишь общие направления деятельности. Реформу полиции А. А. Лопухин считал невозможной без принципиального изменения правового регулирования ее деятельности. Мелкая регламентация деятельности не только сковывала инициативу полицейских, но и распространялась на все сферы жизни граждан, размывало границы полномочий полиции.

Рассматривая нормативные акты об увеличении личного состава, И. Т. Тарасов отмечал, что «знакомство с ними позволяет дойти до безошибочного вывода о неудовлетворительном состоянии городской полиции, поскольку именно хорошая полиция требует наименьшее количество служащих, между которыми полицейские функции специализируются настолько правильно, что возможно:

а) с наименьшими затратами иметь на службе наиболее способных лиц;

Ценность работ дореволюционных авторов определяется тем, что в них с исключительной тщательностью был проведен анализ нормативно-правового материала. Показательно, что досоветская историография не оставила сколько- нибудь значительных исследований по кадровой политике в органах полиции. Ее организационно-правовое закрепление, как правило, в трудах дореволюционных ученых оставалось в тени вопросов ее компетенции и деятельности.

В 20-40-х гг. XX в. достаточно серьезных юридических работ по исследуемой теме практически не было. Это время в исследовании полицейских учреждений Российской империи характеризовалось, как правило, идеологически предвзятым подходом к проблематике, показом реакционного характера политической и частично общей полиции, классовой предвзятостью этого ведущего карательно-охранительного института царизма. Только в послевоенный период вопросы функционирования административно-полицейского аппарата Российской империи начали рассматриваться в историографии более основательно.

Однако следует отметить, что ученые советского периода исследовали преимущественно правовые основы организации и деятельности общей и политической полиции самодержавия, кадровая политика же в отношении полицейских органов, система работа с ее кадрами оставались вне поля зрения ученых.

В историко-правовой литературе трех последних десятилетий значительно вырос интерес к исследованию истории органов внутренних дел Российской империи со стороны специалистов системы МВД. Ряд проблем в организации полицейских органов России, в функционировании отдельных полицейских структур, а также центральных и местных органов, в том числе и работе с кадрами полиции содержатся в трудах таких юристов, как Л. И. Беляева, А. В. Борисов, А. Н. Дугин,

В кандидатских диссертациях таких юристов, как С. Е. Бойкеева, Ю. А. Ершов, А. О. Костылев, А. Д. Тимошевская, И. Л. Ченкова, В. А. Якушев и др. и докторских исследованиях Ю. А. Реента, Ю. В. Тота, К. Л. Яковлева содержится множество неизвестных ранее материалов, вводимых в научный оборот, раскрываются механизмы подготовки и проведения реформ полиции, затрагиваются проблемы в развитии отдельных элементов системы работы с кадрами полиции Российской империи.

Таким образом, полицейской системе Российской империи посвящено немало работ. Однако в историко-правовой литературе рассматривались преимущественно вопросы, связанные с организационно-правовыми основами деятельности общей полиции самодержавия. Количества же обобщающих научных работ по комплексному исследованию проблем работы с кадрами полиции Российской империи со времени ее учреждения в начале XVIII в. и до ликвидации в марте 1917 г. в целом недостаточно.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывавшиеся в процессе развития системы работы с кадрами полицейских органов в Российской империи.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, а также иные документальные источники, в которых характеризуются процессы организации и деятельности органов общей полиции Российской империи в части регламентации работы с ее кадрами в исследуемый период.

Исходным рубежом первого этапа исследования является учреждение должности генерал-полицмейстера в 1718 г. и начало комплектования регулярной полиции кадрами вплоть до губернской реформы 1775 г. Завершается этот этап изданием в 1782 г. «Устава благочиния или Полицейского». Данный этап характеризуется поиском и совершенствованием первоначальных форм организации полицейских органов с привлечением зарубежного опыта в практически полностью военизированном русле развития. В этот период происходит зарождение и становление элементов системы работы с кадрами полиции как разновидности государственной службы, приравненной к военной, с акцентом на обеспечение внутреннего порядка и безопасности.

Второй этап начинается с издания «Устава благочиния или Полицейского» в 1782 г. и получает свое развитие с учреждением Министерств в 1802 г. Данные события фактически положили начало развитию процесса отделения полицейской деятельности от военной службы и признанию службы в полиции отдельным направлением государственной службы. Все более отчетливо выступало осознание необходимости коренных изменений в работе с кадрами полиции, в разработке качественно новых подходов по комплектованию полиции в соответствие с требованиями полицейской службы.

Третий этап начинается с эпохой «великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. Этот этап характеризуется существенными сдвигами в работе с кадрами полиции, связанными как с коренными преобразованиями в самом общественном устройстве Российской империи, так и последовавшими вслед за ними изменениями в принципах государственной службы. Введение «вольного найма» в 1873 г. и освобождение военного ведомства от обязанности направлять в полицию нижних чинов, привело помимо прочих причин к подготовке назревших реформ в полиции начала XX в. Завершается исследование упразднением полиции в России в результате Февральской революции 1917 г.

Географические рамки исследования ограничены территориями губерний Российской империи «по общему учреждению управлявшихся», так как подобные губернии, области и земли являются предметом специального исследования и в данной работе не рассматривались.

Цель диссертации заключается в создании комплексной работы, где в совокупности были бы рассмотрены организационно-правовые основы развития системы работы с кадрами органов общей полиции Российской империи, а также восполнены пробелы в историко-правовом освещении данного вопроса.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

— определить теоретические основы историко-правового исследования развития системы работы с кадрами общей полиции Российской империи путем уточнения общего понятийного аппарата применительно к рассматриваемому периоду;

— выявить особенности нормативно-правового регулирования прохождения службы чинами общей полиции Российской империи и работы с ее кадрами;

— раскрыть тенденции кадровой политики в органах общей полиции Российской империи;

— проанализировать систему материального обеспечения и социальных преимуществ чинов общей полиции Российской империи,

— исследовать организацию и содержание профессиональной подготовки и воспитания кадров общей полиции Российской империи;

— оценить влияние реформ полиции Российской империи на работу с ее кадрами;

— предложить практические рекомендации по учету положительного опыта работы с кадрами в полиции Российской империи.

Методологическую базу исследования составляет совокупность общих и специальных методов научного познания. В основу работы положен общенаучный диалектический метод, а также системный, формально-юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и статистический методы научного познания.

Источниковая база включает в себя:

1. Нормативно-правовые акты Российской империи: законы, указы и положения, помещенные в Полное Собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи и Собрание узаконений и распоряжений Правительства Российской империи, а также проекты таких актов.

3. Ведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел, опубликованные в тематических сборниках, издававшихся в дореволюционный период.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней на основе привлечения и анализа обширного круга источников впервые осуществлено историко-правовое исследование организационно-правовых основ становления и развития системы работы с кадрами органов общей полиции Российской империи. Отдельные архивные материалы ранее не рассматривались в полном объеме, а значительная их часть впервые вводится в научный оборот. Более углубленно исследуется работа с кадрами полиции на различных этапах ее существования, ее штатная структура, комплектование, профессиональная подготовка, материальное обеспечение и социальные преимущества чинов полиции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В течение исследуемого периода получила свое развитие система работы с кадрами полиции как совокупность взаимосвязанных между собой элементов работы с кадрами по определению штатной структуры, комплектованию, обучению и оценке кадров полиции, направленных на формирование, совершенствование и плодотворное использование полицейских кадров в интересах укрепления общественного порядка и безопасности.

2. Нормативно-правовое регулирование прохождения службы чинами общей полиции Российской империи и работы с ее кадрами было неупорядоченным и регламентировалось нормативными актами гражданской службы без учета элементов военизации, присущих полиции по самой ее природе. Отсутствовало законодательное закрепление объективно обусловленного специфическим характером выполняемых задач особого статуса полицейского.

3. Негативное влияние на проведение эффективной кадровой политики оказывали сословные ограничения при наборе, расстановке, назначении и дальнейших перемещениях по службе, отражавшиеся в существенных отличиях в подходах к работе с кадрами офицерского состава (классными чинами) и нижними чинами полиции. Кроме того, значительные различия в подходах к работе с кадрами обусловливались многообразием видов полиции в Российской империи и децентрализацией ее управления, продуцированием избыточного массива подзаконных нормативно-правовых актов. Проблемы в кадровой политике правительство пыталось решать путем увеличения штатной численности аппарата полиции при крайне редком улучшении материального обеспечения полицейских чинов. Как следствие, недостаточность этих мер консервировала негативные тенденции кадровой политики в органах общей полиции Российской империи.

5. В императорской России профессиональная подготовка и воспитание служащих полиции проводились в разрозненном и децентрализованном виде, зачастую в порядке личной инициативы отдельных полицейских руководителей. В первую очередь это было вызвано проблемами финансирования и непоследовательной позицией руководства Министерства внутренних дел в данном вопросе, а также сохранением традиции комплектования полиции за счет кадрового состава армии.

6. Несмотря на периодические крупные изменения в государственном механизме Российской империи, реформирование полиции носило паллиативный характер с ориентацией на локальную ситуацию и зачастую не успевало за государственными и общественными преобразованиями. Эффект от таких реформ не соответствовал насущным потребностям в работе с кадрами полиции.

Теоретическая база исследования состоит из трудов по теории государства и права, раскрывающих принципы деятельности как в целом государственного механизма, так и правоохранительных органов, в том числе в кадровой сфере, а также труды в области истории отечественного государства и права. К ним относятся работы Ю. Е. Аврутина, П. В. Анисимова, Л. И. Антоновой,

B. С. Афанасьева, В. В. Бородина, А. Б. Венгерова, С. Б. Глушаченко, Н. Л. Гранат,

C. Ф. Зыбина, И. А. Исаева, Л. М. Колодкина, Г. Д. Ковалева, В. В. Лазарева, Х. Х. Лойта, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, И. И. Мушкета, В. С. Нерсесянца, М. И. Сизикова, О. И. Чистякова.

Практическая значимость исследования складывается из возможности учета опыта работы с кадрами полиции в Российской империи в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, совершенствования деятельности ведомственных высших учебных заведений системы МВД России, научно-методического обеспечения работы с кадрами органов внутренних дел, использования материалов диссертации для преподавания историко-правовых дисциплин, в том числе «Истории государственного управления» и «Истории органов внутренних дел», а также в организации патриотической и воспитательной работы в органах внутренних дел.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, а также докладывались на научнопрактических конференциях:

— Всероссийская конференция «Роль России в формировании системы международной безопасности: История и современность (к 200-летию Венского конгресса)», прошедшая 14 апреля 2015 г. в Академии управления МВД России; доклад на тему: «Работа с кадрами Министерства полиции после Отечественной войны 1812 года»;

— XII Международная научно-практическая конференция «Современные взгляды на систему права», прошедшая 31 мая 2016 г. в Московском центре правовых исследований; доклад на тему: «К вопросу о развитии системы работы с кадрами полиции Российской империи в первой половине XIX века»;

— LI Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции», прошедшая 6 июня 2016 г. в г. Москве; доклад на тему: «Полицейская реформа последней четверти XVIII века в контексте формирования системы работы с кадрами полиции Российской империи».

— LIV Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции», прошедшая 13 октября 2016 г. в г. Москве; доклад на тему: «Кадровый аспект подготовки реформ в полиции в начале XX века».

Статья на тему «К вопросу о мерах стимулирования служебной деятельности полицейских Российской империи в пореформенный период» опубликована в сборнике статей «К 300-летию российской полиции» ФГКОУ ВО «Московский университет МВД РФ имени В. Я. Кикотя».

Основные положения и выводы диссертации изложены автором в четырех статьях, опубликованных в профессиональных изданиях по юридическим наукам, признанных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Особенности работы с кадрами полиции и армии Российской империи в первой четверти XVIII века // Вестник Орловского государственного университета. 2015. № 4.

2. К вопросу о комплектовании полиции Российской империи в первой половине XVIII века // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2.

4. Развитие системы преимуществ социального характера для полицейских Российской империи в последней трети XIX века // Государственная служба и кадры. 2017. № 1.

Материалы диссертационного исследования внедрены и используются в учебном процессе ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», Мордовского гуманитарного института, а также в практической деятельности ОМВД России по Ленинскому району Республики Крым и ФГКУ ОВО МВД по Республике Мордовия в рамках профессиональной служебной подготовки.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы. Работа подготовлена в объеме, соответствующем требованиям, предъявленным к диссертационным исследованиям на соискание степени кандидата наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *