Для чего необходимо конструктивное общение

Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Что это такое?

Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Будьте спокойны

Тяжело быть спокойным, например, во время семейной ссоры, когда через край хлещут эмоции, льются взаимные упреки и претензии. Чтобы научиться успокаиваться посреди бурной ссоры, необходимо прежде научиться владеть собой и брать себя в руки. Вспомните о том, что человек, которого вы сейчас можете обидеть, ваш самый близкий и родной, что он сделал для вас много хорошего, даже в ущерб себе. Вспомните хорошие моменты из совместной жизни, и тогда внутренне вы сможете хотя бы немного успокоиться. Подумайте, что повышенный голос, взаимные претензии и обиды не помогут вам решить проблему, а только создадут новые сложности. Попросите вторую половинку закончить ссору, предложите присесть и поговорить по существу вопроса, исключая взаимные претензии и оскорбления.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Умение слышать собеседника

Первейший из навыков конструктивного общения — это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа.

Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять?».

Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания. Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового.

Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей. Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк.

Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой.

А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»?

Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения — исправление или дополнение картины мира собеседников, т. к. она может быть неполной или замусоренной ложными фактами и домыслами.

Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания.

Что еще препятствует конструктивному общению?

Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

Конструктивный разговор: значение слова

Зачастую мы общаемся с людьми для того, чтобы развлечься, приятно провести время и поделиться своими радостями и переживаниями. Но что делать в том случае, когда перед нами стоит сложная задача, требующая грамотного решения? В таких ситуациях на помощь приходит конструктивный разговор, который дает возможность найти взаимовыгодное решение и подсказывает направление для достижения той или иной цели. Многие ошибочно полагают, что конструктивное общение необходимо только в профессиональной деятельности. На самом деле, оно играет важную роль и в семейный отношениях. Вряд ли вы сможете решить проблему члена своей семьи, если будете прибегать к приемам деструктивного разговора.

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Решайте проблему

Многие семейные союзы распадаются потому, что люди предпочитают менять партнёров, а не решать проблемы. В результате каждый создает новую семью, в которой возникают старые сложности. Получается, что смена партнера никак не помогает избежать проблем. Конструктивный диалог и нужен именно для того, чтобы решить возникшую проблему. В его процессе необходимо обсудить причины возникшей ситуации и попытаться их устранить. Выясните в разговоре, почему супруг поступает так, а не иначе, и постарайтесь предложить альтернативное поведение.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

Уважение к партнеру, собеседнику

Уважение является ключевым составляющим надежных отношений. А проявление уважительности – важным компонентом конструктивного диалога. Да, вы можете не соглашаться с точкой зрения партнера, однако, расхождения во мнениях не должно стать поводом для утраты уважения в отношениях. Если даже заядлые соперники способны оценить мнения друг друга по достоинству, то и проявление уважение к противоположной точке зрения является возможным.

Также уважение подразумевает отсутствие оскорблений в диалоге. Когда оскорбления и колкости, злая ирония и сарказм становятся неотъемлемой частью коммуникации, уважение умирает, а вместе с ним погибает и теплота, расположение друг к другу.

Основные условия конструктивного общения

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Выслушивайте друг друга

Иногда перед тем, как начать конструктивное обсуждение проблемы, каждому необходимо высказаться, вылить свои эмоции. В этот момент важно, чтобы партнер выслушал вторую половинку, чтобы поддержал и показал, что понимает все ее чувства. Тот, кто изливает душу, в свою очередь должен помнить о том, что о чувствах следует говорить так, чтобы не оскорблять супруга или супругу. В речи не должно проскальзывать никакого пренебрежения и никаких упреков в сторону близкого человека, необходимо говорить только о собственных чувствах.

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

В чем разница между конструктивным диалогом и обычным разговором?

Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Но отсюда назревает другой вопрос: чем конструктивное общение отличается от общения обычного? Что же, давайте попытаемся разобраться.

Главное отличие в этих понятиях заключается в цели, ради которой ведется беседа, и, конечно же, в стиле самого разговора. Суть конструктивной беседы заключается в упорядоченном нахождении истины, которая формирует мировоззрение человека. Разговор, в котором нет никакой цели, является обычной болтовней. Такая болтовня направлена только на обмен информацией между людьми. А это значит, что по итогу диалога у человека остаются одни только положительные или отрицательные эмоции.

Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса.

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Конфликты и ссоры: отличия и последствия

Отождествлять конфликт и ссору категорически нельзя – это совершенно разные ситуации, требующие разной манеры поведения.

Конфликт – это противоречие интересов, желаний, мнений. В семье, на работе, в транспорте, в магазине, везде повседневной жизни нас окружают люди с мировоззрением, отличным от нашего, и совершенно естественно, что одну и ту же ситуацию мы видим по-разному – возникает конфликт.

Умение конструктивно решать конфликты укрепляет близкие отношения, развивает их, дает толчок для личностного роста каждого партнера.

В семье грамотное решение конфликтов способствует более полному пониманию друг друга, усиливает взаимное уважение, позволяет стать более гибкими и лояльными. Эти качества затем распространяются и на другие сферы жизни, позволяя достичь гармонии не только в отношениях с партнером, но и с окружающими, с самим собой и с миром в целом.

Ссора, скандал – это следствие нерешенного конфликта. В этом случае стороны уже не ищут выход из конфликтной ситуации, а пытаются доказать свое мнение любой ценой, в том числе путем манипуляций, угроз и так далее.

В отличие от конфликтов, ссоры губительны для отношений: партнеры замыкаются в себе, зацикливаются на негативных переживаниях, закрепляют в своем подсознании, что партнер «не такой» и «не понимает».

Конфликты часто перерастают в ссоры по одной простой причине – участники не умеют вести конструктивный диалог.

Как обучить ребенка конструктивному общению

Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

Выбирайте подходящее время

Диалог может быть конструктивным только тогда, когда он актуален. Прежде чем высказывать претензии второй половинке за то, что вчера она не полила цветы или не выстирала рубашку, подумайте, к чему приведут ваши претензии. Вы никак не сможете решить возникшую проблему, поскольку все осталось во вчерашнем дне. Конструктивного диалога не получится, возможно возникновение лишь конфликта, потому что вторая сторона начнет искать оправдания либо выскажет взаимное недовольство. Прошлого изменить не получится. Говорить о произошедшем вчера или несколько дней назад стоит только тогда, когда вы ведете диалог по исправлению ошибок.

Источник

Приемы конструктивного и деструктивного взаимодействия в конфликте

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

В цели и стиле ведения беседы заключается отличие конструктивного диалога от обычного. Обычная беседа направлена на обмен информацией и эмоций. Конструктивный диалог направлен на упорядочение мысли и формирование мировоззрения. Главная цель — достижение понимания собеседников. Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора.

Слышать

Умение слышать, а не просто слушать, является главным правилом ведения конструктивного диалога. Даже если вы считаете, что досконально знаете этот вопрос. Потому что идея и суть мысли могут значительно отличаться от вашего видения проблемы. А перебивание собеседника из-за желания дать быстрый ответ приводит к тому, что человек замыкается в себе и уже не хочет продолжать диалог.

Даже после того, как убедились, что мысли собеседника вам знакомы, необходимо ознакомиться с видением его картины происходящего. Узнать все нюансы и прийти к единому мнению. И только после этого можно давать готовые ответы.

Умение слышать собеседника – это первый шаг на пути к взаимопониманию.

Умение слышать собеседника

Первейший из навыков конструктивного общения — это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа.

Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять?».

Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания

. Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового.

Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей. Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк.

Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой.

А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»?

Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения — исправление или дополнение картины мира собеседников, т. к. она может быть неполной или замусоренной ложными фактами и домыслами.

Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания.

Говорить

«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов за это умение платить больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» — так говорил Джон Рокфеллер.

Правильное общение — это умение говорить нужные слова в нужное время.

И чем выше занимаемая должность человека в бизнесе, тем дороже его время, потраченное на каждое конкретное слово.

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Для достижения своих целей необходимо выражать мысли конструктивно. Они должны вызывать необходимые вам эмоции и убеждения. Человек, занимающий руководящую должность, должен уметь воздействовать словами на подчиненных. Это необходимо для успешного бизнеса.

Убеждать

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации. Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите. Первый этап убеждения – вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений. После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы. Это называется замещение.

В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению.

Моделируйте дискуссию

Предложите ученикам стать друг против друга. Объявите им тему дискуссии. Когда один ученик начинает обсуждение, другой, в случае непонимания или несогласия должен задать вопрос: «Что ты имеешь в виду?» или «А ты можешь привести пример?»

Предложите ученикам самим придумать корректные возражения.

Аквариум

После того, как ученики ознакомились с ключевыми фразами, предложите группе из четырёх учеников тему для дискуссии. Остальная часть класса наблюдает, а затем комментирует, выделяет ключевые фразы, которые были использованы их товарищами.

Доска объявлений

Многим ученикам сложно устно выразить мысли. Организуйте длительное обсуждение важных тем, растянув дискуссию во времени. Ученики могут написать свои аргументы или прикрепить заполненный стикер на Доске объявлений, используя начало предложения

“Я не согласен с доводами _____, потому что ____».

Организация такой процедуры, возможно, отвлекает вас от других дел, но в долгосрочной перспективе это экономит время, привлекая учеников к обсуждению и содействуя более продуктивной дискуссии.

По мере того, как организовывались новые баталии, ученики не только при очной встрече доказывают другу другу правоту своего мнения, но и используют комментарии с Доски объявлений.

Принципы речевого общения

Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения. К ним относятся: количество, качество, отношение и способ.

К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия.

Такт относится к границам личных сфер. Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах.

Великодушие

Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения. Оппонент должен иметь возможность отказаться от него.

Одобрение

Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей.

Скромность

Необходимо пресекать излишнюю похвалу в свой адрес и обладать реалистичной, объективной самооценкой. Завышенная самооценка может негативно повлиять на достижение результата.

Согласие

Собеседники должны отказаться от конфликта для решения поставленной цели.

Симпатия

Обращение к оппоненту должно быть благожелательным. Отсутствие благожелательности делает конструктивный диалог невозможным.

Соблюдение правил и принципов не является абсолютным. Но они позволяют достичь позитивного коммуникативного климата, потому что эффективность передачи информации увеличивается в атмосфере доверия и благожелательности.

Уважение к собеседнику

Часто по самым разным причинам оживленная беседа прерывается, повисает долгая неловкая пауза. В такой ситуации бывало абсолютное большинство. Люди, интересующиеся вопросами общения, отмечают, что многие в таком случае начинают почти рефлекторно «нести околесицу» для того, чтобы заполнить коммуникативную пустоту. Это большая ошибка.

Зачем тратить время — и свое, и оппонента — на пустые, лишенные смысла речи, которые не могут приблизить к познанию истины? Выход из данной ситуации гораздо проще. Если обе стороны согласны с тем, что полемика окончена, и им обоим больше нечего сказать, то лучше попрощаться и разойтись, ибо цель достигнута. Беседа закончена.

В коротких паузах нет ничего плохого. Они помогают оппонентам «разложить по полочкам» усвоенную информацию, чужое мнение и его доказательства, а также подготовить свои контраргументы. Паузы позволяют собраться с мыслями. Вот почему от маленьких передышек обоим собеседникам бывает только польза.

Перечисленные выше правила — далеко не полный перечень законов, по которым мастера эристики ведут спор. Это искусство позволяет изучившему огромный свод его правил, законов и древнегреческих «лайфхаков» практически со стопроцентной вероятностью убеждать собеседника в чем угодно, подталкивать людей к каким угодно выводам и действиям.

Психологические нормы общения

Психологические нормы общения включают следующие принципы:

Принцип равной безопасности заключается во взаимном уважительном отношении собеседников друг к другу. Запрещается использовать оскорбления, ярлыки, грубые выражения, обидные слова, презрение и насмешки.

Принцип нецентрической направленности означает направление всех сил участников на решение проблем. Вместо защиты амбиций и эгоистических интересов.

Принцип адекватности основывается на правильном восприятии того, что сказано, а также на правильном озвучивании мысли.

При ведении конструктивного диалога главное, чтобы партнер по диалогу понимал то, что вы говорите. Потому что за понимание смысла ответственен отправитель сообщения.

Как сделать деловые отношения конструктивными

Применяя определенные правила и методы делового общения, члены коллектива будут взаимодействовать как единый организм. В прошлое уйдет столкновение мнений и такой конфликт, как деструктивный — это метод «танка», метод войны, приносящий разруху в умы, семьи и бизнес. Чтобы мирным путем найти продуктивное решение, обе стороны должны действовать следующим образом:

Строго соблюдая эти правила и придерживаясь рамок делового общения, всегда можно найти способ для выхода из ситуации. Если один из участников противостояния допустит грубое нарушение, весь процесс может выйти из-под контроля и превратиться в деструктивный. Это не принесет пользы ни одной из сторон, а противоречия могут только усилиться.

Конструктивный диалог в паре

– это залог долгих и крепких отношений в семье. Ее мир и согласие. Умеем ли мы выстраивать общение так, чтобы слышать друг друга? От чего зависит “слышимость” в паре? Неужели только от слуховых анализаторов?

– это всегда приглашение к размышлению. Это миролюбивая беседа двух участников легкого и ненавязчивого обмена мыслями. Это поиск точек соприкосновения и единения. Не доказывание собственного взгляда, а нахождение тех точек, которые объединят этот взгляд и позволят создать общий образ видения данной проблемы.

Первое и главное для конструктивной коммуникации, это понимание, для чего ведется беседа, с какой целью. Если целью является – найти общее в высказываемых мыслях, то диалог будет позитивным и конструктивным. А если важно отстоять свою точку зрения, то разговор превратится в спор.

Подумайте и ответьте себе на вопрос: Вам важны эти отношения или правота своего взгляда? От этого будет зависеть, сохраните ли Вы позитивный конструктивный стиль общения или перманентно будете находиться в конфликтно-доказывающей позиции.

Здесь на помощь приходит транзактный анализ, где нам предлагается посмотреть, с каких позиций ведется диалог. Для этого используются роли: Взрослый, Родитель, Ребенок. И коммуникации (транзакции) между этими ролями.

Позиция Взрослого означает ответственность и реалистичный взгляд на содержание данного общения. Взрослый придерживается ассертивного (уверенного) поведения, где он берет ответственность за свои слова и поступки, а также поддерживает оппонента, помогает ему справиться с данной проблемой и со своей ролью в коммуникативном процессе. Эта позиция самая бесконфликтная.

Роль Родителя обусловлена поучительными манерами в процессе коммуникации, желанием быть выше и ощущением, что этот человек лучше знает, как правильно для другого. Родитель не учитывает эмоциональное состояние собеседника, его потребности и желания. С точки зрения транзактного анализа эта позиция всегда порождает конфликт.

Положение Ребенка как роли в коммуникации означает проявление интенции “Я хочу”. Ребенок как роль в коммуникативном процессе однозначно конфликтной не является. Например, женщина в роли Ребенка может уладить ссору. Мужчина же в такой роли примет безответственное положение, что обязательно спровоцирует нагнетание нежелательного напряжения, так как гендерная роль Мужчины предполагает взятие ответственности на себя, а это роль Взрослого. Значит, мужчина, находясь в позиции Ребенка, слагает с себя полномочия ответственности в диалоге.

Возможные препятствия

Что еще может препятствовать конструктивному диалогу:

Как научиться вести конструктивный диалог?

С чего начать? Первое и главное: определить тему диалога и придерживаться ее на протяжении всего (!) разговора

. Чего греха таить, многие, начав с обсуждения фильма, переходят к упрекам в некультурности и вспоминают всех родственников, которые на свадьбе залили соусом скатерть. Забудьте об ассоциациях, они не имеют ничего общего с главной темой. Когда посреди спора о том, куда поехать летом, вы захотите сказать «А ты, как в прошлую среду, будешь просто валяться с банкой пива!», значит, у вас кончились аргументы и вы проиграли. Извинитесь и перенесите разговор на другое время.

Второе: научитесь грамотно формулировать свои мысли

. Сравните два высказывания: «Ты опять раскидал носки!» и «Носки не на месте лежат». В первом случае это обвинение, а во втором — констатация факта. Вот именно на факты и опирается конструктивный диалог. Эмоции минимизированы.

Третье правило такое же, как для научных дискуссий. Для подтверждения своей точки зрения используйте объективные аргументы

. В ходе разговора опирайтесь только на формальную логику. Как бы ни были вы уверены в своей правоте, допускайте, что ваш оппонент прав, оценивайте его точку зрения с позиции логики.

Эмоциональное напряжение при общении

Вести конструктивный диалог необходимо с холодным разумом, без чрезмерных эмоций и чувств. Излишние эмоции могут привести к потере контроля над ситуацией.

Для снятия эмоционального напряжения существуют следующие приемы:

Техника общения

Чтобы быть правильно понятым и полезным для собеседника, пользуйтесь правилами конструктивного общения:

Как выглядит конструктивное мышление?

Сама эта способность дана нам от природы. Но, как и все человеческие способности, она требует научения и развития. А мы ведь помним, что учиться никогда не поздно? Ведь конструктивное мышление — не более чем навык. И как любой навык, оно вырабатывается и входит в привычку.

Здесь же кроется и сложность. Если мы не мыслим конструктивно — значит, мыслим неконструктивно, так? И это неконструктивное, подверженное эмоциям и готовое по любому поводу отклониться в сторону мышление привычно настолько, что кажется естественным.

Давайте определимся с практическим «приложением» конструктивного мышления. То есть попробуем понять, зачем и когда оно применимо.

Как ни странно, конструктивное мышление не всегда и не везде уместно. Основанное на логике, оно эффективно при принятии решений в ситуациях, поддающихся логическому же анализу. Возможны ли исключения? Конечно! Например, когда решение должно диктоваться прежде всего сердцем, чувствами. Или интуицией. Главное и самое трудное здесь — ясно понимать, когда «отдаться чувствам», а когда «включить голову».

Конструктивному мышлению свойственны:

Не бывает ничего «в общем», «как всегда», «обычно» и пр. Мы всегда формулируем конкретную задачу. И чем конкретней, четче, определенней, тем лучше.

Определившись с темой, задачей, целью, не растекаемся мыслью по древу… то есть не уходим от темы. Как бы ни хотелось отклониться от основной задачи. Это касается и этапа формулировки задачи, и этапа ее решения. Поймали себя на том, что отвлеклись — немедленно вернитесь к основной задаче. Это сложно, но со временем превращается в устойчивый навык. Всегда помните: вы решаете конкретную и совершенно определенную задачу!

А когда она решена — можно вспомнить, что же еще интересного пришло нам на ум в процессе размышления над основной задачей. И может быть, сфокусироваться на новой достойной цели…

3. Отстраненность от эмоций.

Избавиться от эмоций невозможно. И не нужно — на то мы живые люди, чтобы чувствовать и переживать. Но временно абстрагироваться от эмоций, как бы отставить их в сторону, придется. Повторю: не избавляться, а отстраниться. Неплохо бы заодно проанализировать сами чувства/эмоции/переживания. Разумеется не все, а имеющие непосредственное отношение к данной конкретной задаче.

Увы, чувства слишком часто вмешиваются там, где стоило бы подумать. И мы принимаем не лучшие решения. Ведь чувства не всегда позитивны, как, например, симпатия, радость, удовольствие. Не реже (а может, чаще) наш выбор диктуется страхом, злостью, гневом. Никто не объявляет эти (да и любые другие) чувства лишними, но все хорошо к месту и вовремя!

Возьмем страх. Нет ничего глупее, чем пытаться от него избавиться. Ни в коем случае! Это наш охранитель… Вот только слишком часто он сигнализирует об опасности преждевременно и не к месту. Как любые другие эмоции. Так что выбор невелик: либо лелеять свои эмоции, либо целенаправленно мыслить.

Раз уж поставили задачу — не ищите причин ее не решать. Иначе зачем вообще было все это затевать? Чтобы не решить? Сосредоточьтесь не на препятствиях и трудностях, а на путях выхода из ситуации. В общем, думайте не о проблеме, а о решении!

Всегда помним о конечной цели. Это наш ориентир, на который нацелен весь процесс размышления. Тем не менее сразу рваться к реализации конечной цели не всегда стоит. Многие задачи куда лучше решаются поэтапно, а некоторые только так и решаются. «Путь» к цели разбивается на небольшие этапы. И постепенно, ступенька за ступенькой…

Главное здесь — не увлечься, не уйти в сторону. А для этого всегда помним о конечной цели, о том, для чего все это затеяли. И не увлекайтесь процессом, важен результат и только результат.

Наверное, есть еще немало черт, отличающих рациональное мышление. Но давайте попытаемся освоить хотя бы перечисленные пять. Это не так мало и потребует на первых порах серьезных усилий. Зато и результаты не замедлят сказаться! Пробуйте — и сами не заметите, как рациональное мышление станет для вас нормальным методом решения жизненных задач.

Теги: самовоспитание, мышление, целеустремленность, работа над собой, самоорганизация, рациональное мышление

Техника слушания

Для ведения диалога необходимо освоить техники слушания собеседника. К ним относятся: активная (рефлексивная), пассивная (нерефлексивная) и эмпатическая.

Активная

Активная техника заключается в отражении полученной информации. Это показывает собеседнику ваше внимание, заинтересованность и уважение, а также удерживает внимание, без потери нити разговора.

Пассивная

Пассивная техника отражает полную сосредоточенность внимания на полученной информации и поведении партнера. Для демонстрации того, что вам интересна тема, иногда делайте кивок головой, тем самым подтверждая, — вы внемлите собеседнику.

Эмпатическая

Эмпатическая техника основывается на сопереживании оппоненту. Необходимо не только понимать, но и разделять эмоции собеседника. Для ведения положительного конструктивного диалога советуют овладеть этой техникой. Необходимо настроиться на слушание оппонента, абстрагироваться от своих проблем, окружающих событий. Старайтесь уловить чувства партнера и передать их словами. Выдерживайте паузу после своих слов для обдумывания их собеседником. Не нужно объяснять причину этих переживаний.

Этапы переживания травматической ситуации

1.Фаза «отрицания и шока».

Этот этап начинается с момента возникновения стрессовой ситуации. Это самое первое столкновение человека с тем ужасом, который ему предстоит пережить. Человек отказывается воспринимать случившееся, пытаясь тем самым убежать от реальности и от болезненных для него переживаний. Может продолжаться до трех дней.

2.Фаза «агрессии и вины».

Этот этап длится от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (фаза агрессии). Начиная постепенно переживать о случившемся, человек может обвинять в происшедшем либо тех, кто прямо или косвенно связан или имел отношение к травматическому событию (фаза агрессии), либо себя (фаза вины): «если бы я поступил иначе, этого бы не произошло». Человек, тем самым, пытается найти справедливость в «несправедливом» мире. Именно на этой фазе человек начинает выходить из первой фазы, фазы отрицания и шока.

3.Фаза «депрессии».

Может длиться до 1 года. Наступает после осознания человеком, что обстоятельства сильнее его. Человек проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. Для данной фазы характерно чувство беспомощности, брошенности, одиночества, собственной бесполезности. Нет выхода из создавшегося положения, человеку кажется, что боль будет усиливаться день ото дня. В этот период нет ощущения цели, и жизнь становится бессмысленной. «Что бы я ни делал, ничего уже не изменишь». Часто бывает, что в попытках приобрести смысл, человек начинает заниматься благотворительностью («моя жизнь кончилась, буду жить для других»). Может «с головой» уйти в религию. Не редко в секты. Подобные решения действительно смягчают боль, но не избавляют от депрессии. В течение данной фазы человек, переживающий травматическую ситуацию, как никогда нуждается в поддержке близких. Однако достаточно часто межличностные отношения бывают осложнены, так как человек ощущает непонимание себя другими, теми, кто не столкнулся с данной ситуацией напрямую. Результатом подобного рода переживаний может стать потеря интереса к общению, а так же полностью его прекращение. Что касается близкого окружения человека, находящего в таком состоянии, то люди, часто не зная как себя вести, начинают сами избегать общения, что усиливает чувство одиночества пострадавшего.

4.Фаза «исцеления».

Начинается после первого года. Человек учится жить без потери.

Фаза характеризуется полным принятием (сознательным и эмоциональным) своего прошлого и приобретением нового смысла жизни. «Я могу жить, не смотря на травму, которая была в моей жизни». Человек учится извлекать из своего прошлого жизненный опыт.

Общение. Конструктивное и неконструктивное общение.

Бесконфликтное общение

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

Общение– это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.

2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Виды общения.

Приличном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.

Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Компоненты общения.

Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами — это словесное общение.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами), для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Чаще всего, в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

Восприятие информации

3/6 информациичеловек получает благодаря невербальным проявлениям
2/6 информациичеловек получает благодаря паравербальным проявлениям
1/6 информациичеловек получает благодаря вербальным проявлениям

Различные элементы невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а также выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным проявлениям. Впоследствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

В процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом. Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате неблагоприятных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).

Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.

Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют конструктивное и неконструктивное.

Конструктивное общение — это общение, при котором партнеры чувствуют себя комфортно, используя этически обоснованные формы общения (вежливый, приветливый тон, взгляд), могут договориться между собой и прийти к результату, который устраивает обе договаривающиеся стороны.

Виды конструктивного общения:

ü Рефлексивное (активное) слушание (см. приемы активного слушания)

Неконструктивное общение —это общение, в котором используется негативная лексика, авторитарный тон, задевается чувство достоинства партнеров, указываются какие-то личностные качества, результат общения не устраивает обе стороны, партнеры чувствуют себя неудовлетворенными процессом общения.

Виды неконструктивного общения:

«Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

«Немедленно успокойся». Запрет на переживания.

ü Невключённое слушание

. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»

ü Собственная интерпретация.

«На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.

«Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».

«Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

Бесконфликтное общение

Интенсивная работа в ЧС или ожидание выезда во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, приводящих к борьбе.

Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

при навешивании ярлыков

. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;

когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом.

Например, в ЧС, когда проведение аварийно — спасательных работ должно быть максимально эффективным и быстрым, конфликт между специалистами может резко снизить эффективность этой работы в связи с тем, что они концентрируют свое внимание не на проведении аварийно – спасательных работ, а на возникшем конфликте;

в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом

Таким образом, можно отметить, что навешивание «ярлыков», концентрация оппонентов не на самом результате, а на отношениях друг с другом, соперничество за обладание ограниченным ресурсом приводят к неконструктивному взаимодействию, а иногда и к конфликту.

Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.

Основные принципы бесконфликтного общения:

1. Не навешивать «ярлыки» на других.

2. Не позволять навешивать ярлыки на себя.

3. Ориентироваться на результат, а не на отношения.

Навешивание «ярлыков»

Сам по себе «ярлык», или стереотипное восприятие человека, – это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо. В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи. Но, с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя, возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.

Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей.

Обучение детей

Воспитывая ребенка, не забудьте научить его правильному умению слушать и уважать собеседника. Это обучение заключается в контроле за собственной речью. Дети все повторяют за окружающими их людьми. Старайтесь, чтобы ваше общение с ребенком было таким же, как и со взрослым человеком. Общаясь с родителями, дети должны научиться жить, умея аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Позволяйте им проявлять инициативу. Не перебивайте, несмотря на абсурдность высказывания. Выслушайте его до конца, аккуратно и обстоятельно объясните неправоту ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения.

Конструктивное общение с детьми

Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть фото Для чего необходимо конструктивное общение. Смотреть картинку Для чего необходимо конструктивное общение. Картинка про Для чего необходимо конструктивное общение. Фото Для чего необходимо конструктивное общение

Для того чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, используйте следующие правила:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *