Для чего необходимо обучение цифровой трансформации
Семь задач цифровизации российского образования
Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.
Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.
Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.
Какие выгоды из обучения цифровой трансформации могут извлечь промышленники
Цифровая трансформация производства — сложный процесс для всех подразделений на предприятии. Опыт показывает, что даже самые успешные кейсы не обходятся без преодоления барьеров. Одним из них является отсутствие специальных навыков у персонала. Компания Factory5 (входит в ГК Ctrl2GO) выделила пять преимуществ для технических специалистов, которые даст обучение цифровой трансформации, чтобы повлиять на процессы изменений целого предприятия.
1. Умение оценить эффективность и пользу инноваций для производственных процессов
Процесс управления производством включает в себя множество сложных, но нередко однотипных и рутинных задач. Например, контроль выполнения производственных планов, оптимизацию режимов эксплуатации оборудования, контроль технического состояния и эффективности работы агрегатов, безопасность и надежность активов, вопросы экологии и охраны труда. Некоторые из них решаются персоналом до сих пор вручную или с использованием разрозненного программного обеспечения.
Глубинное понимание процессов цифровой трансформации и технологий Индустрии 4.0 позволяет обеспечить выполнение таких задач в автоматизированном режиме. Имея всю полноту знаний о производстве и дополняя их современными ИТ-системами, сотрудники предприятия могут усовершенствовать подходы к своей работе, принимать решения на основе реальных данных и исполнять их.
2. Решение проблемы непредвиденных простоев и дорогостоящих технических осмотров
Перед каждым подразделением стоят задачи и производственные планы. Для промышленного сектора их исполнение и повышение показателей зависит от надежности и эффективности оборудования. Непредвиденные простои, аварийные остановы оборудования влекут за собой высокие штрафы и экономические потери для предприятий.
Знание и умение использовать цифровые инструменты, которые сокращают незапланированные простои, оптимизируют техническое обслуживание, повышают общую эффективность оборудования, открывают перед промышленными службами возможность управлять рисками и выполнять плановые показатели.
3. Расширение опыта на примере кейсов других компаний
Сократить время и финансовые затраты на внедрение инноваций возможно, если предвидеть типичные ошибки и избежать их. Чтобы процесс цифровизации был более организованным, управляемым и, как следствие, более результативным, следует обращаться к опыту компаний, которые уже прошли этот путь, смогли сформировать среду, инфраструктуру и корпоративную культуру для трансформации.
Инновации уже успешно прижились в различных отраслях производственного сектора: машиностроении, сельском хозяйстве, транспорте, перевозках, нефтегазе и энергетике, поэтому разбор историй как успехов, так неудач помогает понять методологию изменений, сравнить стартовые ресурсы компаний, а также выстроить правильную цифровую стратегию с учетом установленных целей.
4. Получение комплексного представления о прогнозном обслуживании и методиках работы с такими системами
Прогнозное или предиктивное обслуживание — тренд, к которому стремятся многие промышленные предприятия. Современные системы технического обслуживания и ремонтов используют цифровые технологии анализа больших данных и более сложные прогностические методы, которые позволяют анализировать данные и выдавать прогноз о техническом состоянии оборудования с учетом многих факторов. Обучение подобных систем происходит исключительно с помощью технического персонала. Важно, чтобы сотрудники понимали основы работы подобных решений, а также были в одной команде для достижения лучших результатов.
Изучение и переход к прогнозному обслуживанию помогает добиться комплексных результатов: сократить потери от простоев оборудования, оптимизировать затраты на техническое обслуживание, мониторить, анализировать, прогнозировать состояние узлов и агрегатов, а также обеспечить прозрачность процессов ТОиР.
5. Повышение собственной ценности в качестве специалиста
Новые специальности и новые требования к ним в эпоху цифровой трансформации диктуют жесткие правила. Тот, кто быстрее обучится инновационным инструментам, специфике работы с современными ИТ-системами, станет лидером технологических перемен на собственном предприятия.
Большую роль в этом вопросе играют образовательные программы, которые призваны обучать представителей промышленных компаний работе в нынешних реалиях цифровой трансформации.
Factory5 (ГК Ctrl2GO) развивает подобные компетенции производственных предприятий через авторские образовательные инициативы. В частности, в сентябре 2020 года мы запускаем курс по технологиям прогнозного обслуживания для промышленных компаний.
По итогам его прохождения слушатели сформируют комплексный подход к цифровой трансформации ТОиР, выбору нужных технологий и ПО, получат выжимку из практического опыта реализованных проектов по модернизации ТОиР на предприятиях, знания по информационной безопасности, дооснащению датчиками для применения технологий прогнозного обслуживания.
В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.
Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.
Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.
С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.
В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:
С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.
19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.
Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.
Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.
Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:
В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.
Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.
Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.
В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.
Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.
За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.
Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:
Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.
Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!
Чему будут учить на новой программе «Цифровая трансформация и инновации» ИОМ РАНХиГС? Рассказывает Олег Гуров
Институт отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС запускает программу повышения квалификации «Цифровая трансформация и инновации». Научный руководитель программы, эксперт по цифровой этике, создатель и руководитель АНО «Центр развития деловых компетенций» Олег Гуров рассказал, почему новый курс это не «стендап практиков», как будет проходить обучение по программе и зачем вообще нужны знания в сфере цифровой трансформации.
— Олег Николаевич, скажите, пожалуйста, для кого ваша программа?
— Цифровая трансформация — это переход в новую реальность, неизбежный этап развития экономики и огромные возможности для тех, кто готов к ним. Поэтому наш курс будет полезен и тем, кто делает первые шаги в этом направлении, и тем, кто уже работает в этой сфере и нуждается в новых знаниях, навыках, опыте. Также этот курс перспективен и для тех, кто уже достиг определенных успехов, но понимает, что ему необходимо свои знания расширять. Словом, для всех, кто хочет расти или хотя бы оставаться на плаву.
— Есть ли какая-то отрасль, где можно обойтись без цифровизации?
— На все нужно смотреть в динамике, а динамика определяется моментом перелома. Когда 40% компаний или функций переходят в цифровую сферу, можно говорить о том, что перелом состоялся и все, кто не успели — это уже отстающие.
Десять лет назад казалось, что цифровая трансформация касается определенных сегментов бизнеса, а сейчас все, даже самые консервативные производства, включают в свою деятельность цифровые элементы. Более того, бизнес уже не может функционировать вне этой новой логики цифровой трансформации, которая подразумевает создание экосистем, конвергенцию различных технологий. Так, компании, которые традиционно занимались добычей нефти, активно инвестируют в зеленую энергетику, потому что понимают, что развитие технологий подразумевает необходимость таких изменений.
— Чему конкретно будут учить на программе «Цифровая трансформация и инновации»?
— Мы будем рассматривать все основные направления стратегического и тактического управления компании с точки зрения использования возможностей цифровых инструментов. Это и HR, и продажи, и маркетинг, и логистика, и многое другое.
С одной стороны, слушатели получат теоретическую базу, получат концептуальное понимание того, что происходит в мире, странах, отдельных индустриях и в конкретных компаниях. С другой — смогут прикоснуться и погрузиться в конкретные кейсы цифровой трансформации, о которых расскажут спикеры из бизнеса, и попрактиковаться в создании стратегии цифровой трансформации.
Особое внимание будет уделено правовым аспектам цифровизации, потому что эта сторона цифровой трансформации у нас пока очень недооценена. Возьмем, например, проблему персональных данных. Мы уже видим, что этот вопрос требует урегулирования и специальных бизнес-решений, так как его цена — это и конкретные суммы штрафов, измеряемые в сотнях миллионов долларов, и самое главное, это реакция клиента. По результатам опросов, и молодежь, и взрослые клиенты сейчас предпочитают не коммуницировать с компаниями, которые нарушают правила работы с персональными данными. И это только один из правовых элементов, многие из которых мы будем освещать на курсе.
— В ИОМ есть магистратура «Цифровая трансформация в бизнесе». Ее содержание как-то пересекается с вашей программой?
— Магистратура — это все-таки в первую очередь академическая программа. Она очень хорошая, но предназначена в большей степени для людей, которые пока не определились с конкретным местом работы. А наш курс ориентирован на тех, кто уже работает, кому нужны быстрые результаты прямо сейчас. Он более концентрированный, более практически-ориентированный, несмотря на то что в нем серьезный концептуальный блок. Задача нашей программы — дать инъекцию цифровой повестки, быстро сформировать у слушателей как концептуально понимание, так и практические навыки.
— Один из серьезных вызовов цифровой трансформации — это работа с кадрами. На программе будут учить тому, как справляться с сопротивлением сотрудников?
— Знаете, я читаю курс по управлению изменениями и иногда шучу, что сейчас управление изменениями можно читать вместо менеджмента или стратегического менеджмента. Все, что происходит сегодня — это управление изменениями по сути. А главный элемент управления изменениями — это как раз управление человеческим капиталом. И на нашем курсе будет блок, посвященный методикам адаптации персонала к изменениям, мотивации, борьбе с сопротивлением, повышению навыков сотрудников, и, собственно, достижению бизнес-целей, планированию в условиях постоянных изменений.
— Сейчас много говорят про цифровые навыки — что это такое и будет ли это тоже затронуто на программе?
— Тут есть некий парадокс. С одной стороны, цифровая трансформация должна выводить людей за скобки, потому что многие функции переходят к цифровым инструментам, но при этом главной проблемой остается человек. И раньше было сложно найти хорошего сотрудника, а сейчас это стало еще сложнее. Будущее за так называемыми T-shaped people, — специалистами, которые хорошо знают свою сферу, владеют основами цифровых инструментов в других отраслях и при этом еще хорошо коммуницируют, умеют формулировать свои мысли, сопереживать, взаимодействовать, договариваться с другими людьми. И у нас на программе эта тема идет сквозным направлением — мы ее изучаем и в рамках блока работы с кадрами, и сами формируем у слушателей новые навыки. Не важно, кто у нас учится — специалист, менеджер или собственник, — обучение будет способствовать тому, чтобы наши слушатели сами становились такими T-shaped людьми.
— Расскажите немного о преподавателях, которые будут проводить занятия.
— Мы пригласили на программу лучших экспертов, которые сами являются топ-менеджерами или предпринимателями. Они представляют крупные российские компании и банки — например, Сбербанк, АШАН, X5 Retail Group, Mail.ru, «Росгосстрах». Это наши соратники, люди с огромным интеллектуальным багажом, которые добились практических успехов и при этом они заинтересованы в том, чтобы учить других, выполнить социальную миссию в такой важной сфере как практическое образование.
— Как будет построено обучение?
— Обучение будет проходить в двух форматах по выбору слушателя: вечернем + день в субботу и полностью дистанционном. Мы планируем запустить пилотную группу в сентябре этого года.
Наш курс будет отличаться высокой степенью интерактивности. Будет много дискуссий, обсуждений. С одной стороны, как я уже говорил, на программе предполагается знакомство с конкретными практическими кейсами. Действующие менеджеры будут рассказывать, как была осуществлена цифровая трансформация в их компаниях. С другой, под руководством преподавателей слушатели будут реализовывать конкретные проекты, вместе обсуждать результаты, получать обратную связь.
В конце обучения студенты получат групповой кейс, который они должны будут отработать и предложить стратегию цифровой трансформации. Все кейсы будут защищаться перед комиссией, перед слушателями из других групп. По моему опыту, у тех, кто хорошо учится, получаются кейсы, которые дают фору консалтинговым компаниям.
— Олег Николаевич, спасибо за ответы. Давайте подытожим, что на ваш взгляд, является главными преимуществами программы «Цифровая трансформация и инновации»?
— Во-первых, программу реализует РАНХиГС — вуз, который является лидером по цифровой трансформации в России. Дело не только в том, что получить официальный диплом РАНХиГС — престижно, это еще и максимально полезно и для практического использования, и для общего уровня. Наш курс не является выжимкой из каких-то учебников и не является стендапом практиков, которые просто хотят самореализоваться или заработать, у нас сбалансированный верифицированный контент.
Во-вторых, хотя эта программа новая, но у нас есть большой опыт преподавания блока по цифровой трансформации на MBA. И мы уже убедились, что группы, которые активно прорабатывали вопросы и общались во время обучения, вышли на новый уровень, у них сложились новые совместные проекты. Это, конечно, трудно переоценить.
И в-третьих, мы сделали этот курс максимально демократичным по цене, потому что для нас важно быть социально ответственными. Уверены, что потраченные деньги окупятся сторицей — в том числе, материально для наших учащихся.
Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования
В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.
Катя Павловская для Skillbox Media
Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Зачем оцифровывать школы
В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:
С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?
Какие сервисы планируется разработать
В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.
В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.
1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.
2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.
3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.
4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.
5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.
6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.
Какого результата ждут от всего этого
Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.
Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:
В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».
Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.