Для чего необходимо различать сильную и слабую позицию звука кратко
Сильные и слабые позиции фонем
Фонологические позиции — это условия употребления, реализации фонемы в речи: в разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Позиции могут быть сильные и слабые. В сильных позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции. В слабых позициях возможности выполнения фонемой своих функций ограничены.
Две основные функции фонемы
Понятие сильной и слабой фонемы
Степень различной функции фонем выражается в понятиях сильная фонема и слабая фонема.
Сильные фонемы выступают в том фонетическом положении, в котором различается наибольшее количество звуковых единиц, например гласные в положении под ударением. Такое фонетическое положение называется сильной позицией; ударные гласные являются сильными фонемами, а их фонетическое положение — сильной позицией.
Слабые фонемы выступают в тех позициях, в которых различается меньшее количество звуковых единиц. Такое фонетическое положение называется слабой позицией. Так, в безударном положении гласные выступают в меньшем количестве звуковых единиц (ср. совпадение в первом предударном слоге звуков [о] и [а]: вал — [вллы], вол — [вллы]). Безударные гласные являются слабыми фонемами, а их фонетическое положение — слабой позицией.
Одна и та же позиция для одних фонем может быть сильной, для других — слабой. Так, конец слова — позиция сильная для твердых и мягких согласных и слабая для глухих и звонких. Например, пло и пло различаются, а пло и пло — совпадают: пло[т].
Сильные и слабые фонемы обладают разной различительной способностью: различительная функция фонем в сильных позициях имеет наибольшую степень, в слабых позициях — меньшую.
Система гласных фонем современного русского языка
Фонологическая позиция – это благоприятные или неблагоприятные условия для выявления фонемы. Чтобы определить гласную фонему, нужно уяснить в какой морфеме она находится и поставить её в сильную позицию, т.е. под ударением.
Для фонемы все позиции — сильные.
В безударном положении гласные фонемы теряют свою смыслоразличительную функцию и нейтрализуются. Например: лес—лесной—лесовод: [лэс] — [ли сной] — [лъслвод]. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что гласные фонемы имеют три вида.
1. Основной вид сильных гласных фонем. Основным видом сильной гласной фонемы является разновидность данной фонемы, наименее зависимая от фонетических условий, т.е. находящаяся под ударением и не испытывающая на себе влияние соседних согласных (особенно в начале слова перед твердым согласным звуком: арка, окна, ехать, издали, урна). В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем — доминантой. По этому звуку фонема и называется: фонема по звуку [а], фонема по звуку [о].
2. Вариации сильных гласных фонем. Вариация фонемы – это разновидность данной фонемы, находящаяся под ударением, но изменяющая своё качество под влиянием соседних мягких согласных. Например: пять, пыль, мель, брюки или сон, смотр и т.д.
3. Варианты слабых гласных фонемы.К вариантам слабых гласных фонем относятся безударные гласные фонемы в редукции 1 и 2 степени.
Две слабые позиции гласных фонем:
— в первом предударном слоге после всех согласных и в начале слога.
— во втором, третьем предударном слоге и во всех заударных слогах.
Система согласных фонем современного русского литературного языка
Состав согласных фонем
Согласные фонемы, как и фонемы гласные, образуют закономерные ряды сильных и слабых фонем и их разновидностей. Сильными согласными фонемами являются все согласные фонемы русского литературного языка в абсолютно сильной позиции, т.е. перед гласными [а], [о], [у]; в этой позиции различаются все имеющиеся в современном русском литературном языке согласные фонемы.
Слабыми согласными фонемами являются согласные в слабых позициях, в которых выступает меньше согласных. Так, например, слабой позицией для согласных фонем оказывается положение в конце слова, где парные по глухости-звонкости согласные не различаются (ср.: рок — рог [рок]), а также положение перед гласными переднего ряда [э], [и], исключающее возможность в этой позиции твердых согласных, парных с мягкими (ср.: [п’эл’и] и [пал’цы] — [п’·а·л’цы]), [мыл] — [м’ил]. Наличие согласных фонем в слабых позициях объясняется действием фонетических законов, свойственных фонетической системе русского литературного языка.
Слабыми позициями являются:
1) положение на конце слова,
2) положение перед глухими согласными,
3) положение перед звонкими согласными. Например: [рот] — [рот], [лоткъ] — [латкъ], [здат’] —[здан’иjъ] (род — рот, лодка — латка, сдать — здание).
Согласные фонемы, парные по твердости-мягкости. Парные по мягкости-твердости выступают в качестве сильных согласных и различаются в следующих сильных позициях, где качество согласных не обусловлено и является независимым:
1) на конце слова: кров — кровь, угол — уголь и т.д.;
2) перед гласными, кроме [э]: мал — мял, пыл — пил, тук — тюк;
Во всех прочих позициях, кроме указанных, парные по твердости-мягкости согласные являются слабыми и не различаются, так как качество их оказывается обусловленным позицией. В этом случае происходит ассимиляция: твердость или мягкость данного слабого согласного оказывается зависимой от твердости или мягкости последующего согласного звука. Однако такая ассимиляция характеризуется непоследовательностью, так как твердость и мягкость согласных перед согласными в современном русском литературном языке четко не различается.
Указанные позиции для согласных, парных по твердости-мягкости, являются сильными, а выступающие в этих положениях согласные фонемы — сильные, так как их качество позицией не обусловлено и является независимым.
Фонема употребляется в двух разновидностях: — согласный средненёбный и — неслоговой гласный. Принято считать первую разновидность основным видом фонемы, а вторую — вариантом. Основной вид данной фонемы употребляется только перед ударными гласными, во всех прочих позициях выступает вариант фонемы (ср.: [j·ат] и [маі], [вліна] и [млj·у] — яд, май, война, мою).
Понятие фонемного ряда
Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд. Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд — — : [косы] — [клса] — [къслр’и], а согласная фонема морфемы став- начинает фонемный ряд — — — : [ус-тавы] — [устав’ит’] — [устаф] — [устаф’].
Нейтрализация фонем
Фонетические позиционные чередования могут быть двух типов:
1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов;
2) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены. Приведем схематическое изображение этих двух типов чередования в позициях Р1 и Р2.
1) Р1__________Р2 2) Р1 Р2
— смот[р]ы — смот[р°]у — смот[р]
— смыс[л]ы — смыс[л°]у — смыс[л]
Фонема представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р || р° || р]. Фонему представляет ряд [л || л° || л]. При этом в каждой позиции и представлены разными звуками, эти фонемы различаются во всех позициях.
ВОПРОС 12
Архифонема (слабая фонема)
Архифонема (слабая фонема) обладает меньшим набором дифференциальных признаков, чем соответствующие ей парные фонемы: признак, по которому противопоставлены нейтрализующиеся фонемы, у архифонемы (слабой фонемы) отсутствует. Так, фонема глухая, а звонкая; но архифонема не обладает этим признаком: в позиции нейтрализации отсутствует противопоставление — по глухости/звонкости.
Термин «архифонема» предложен Пражской фонологической школой, термин «слабая фонема» — Р. И. Аванесовым, одним из основателей Московской фонологической школы.
Гиперфонема
Гиперфонема — это архифонема (или слабая фонема) или часть ряда входящих в нее звуков, не приводимая в данных морфемах однозначно к одной из нейтрализованных фонем.
Фонологические школы
Учение о фонеме лежит в основе фонологии — раздела языкознания, изучающего функциональную значимость звуковой стороны языка. Фонология возникла в России в 70-х годах XIX в. Ее основоположник И. А. Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ.
В настоящее время в России ведущее положение в фонологии занимают два научных направления — Московская фонологическая школа [МФШ] и Петербургская (Ле-нинградская) фонологическая школа [П(Л)ФШ]. Обе школы рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции с одной и той же точки зрения — функциональной. Представители этих школ объединяют звуки сигнификативно сильных позиций в одну фонему не на основании их фонетического сходства, акустической или артикуляционной близости, а на основании способности этих звуков различать слова и морфемы. Так, в словосочетаниях печь побелили и печь затопили выступает одно и то же слово печь с одними тем же фонемным составом. Хотя фонема реализуется в первом случае глухим звуком [ч’], а во втором звонким [д’ж’], звуки эти объединяются в одну фонему, так как они выполняют одну и ту же смыслоразличительную функцию (они не способны различать слова и морфемы). Состав фонем определяется представителями МФШ и П(Л)ФШ по сильной позиции, позиции наибольшего различения.
Этот же функциональный критерий представители МФШ распространяют и на сигнификативно слабые позиции. Например, в словосочетаниях гусь пришёл и гусь зашёл слово гусь имеет один и тот же фонемный состав. Звук [с’] в первом случае и [з’] во втором объединяются в одну фонему на основании того, что они выполняют одну и ту же смыслоразличительную функцию. Они не различают данные словоупотребления: это одно и то же слово, а выбор [с’] или [з’] позиционно обусловлен. Отсюда следует вывод: фонема включает весь ряд позиционно обусловленных чередующихся звуков. При этом имеются в виду все позиции — сильные и слабые. Чтобы быть уверенным в том, что разница между звуками обусловлена только позицией, необходимо позиционно чередующиеся звуки рассматривать в одних и тех же морфемах. Множества позиционно чередующихся звуков могут пересекаться, в этом случае одни и те же звуки относятся к разным фонемам.
Представители П(Л)ФШ считают, что фонемы представляют собой непересекающиеся множества звуков, что каждая фонема имеет свой набор аллофонов, отличный от набора аллофонов любой другой фонемы. Нейтрализация фонем рассматривается как неупотребительность некоторых фонем в данных позициях. Для сигнификативно слабых позиций выдвигается иной критерий, чем для сильных, — фонетическое сходство звуков со звуками сильных позиций, проявляющееся в общности фонетических признаков, определяемых по сильной позиции как дифференциальные. По теории П(Л)ФШ в слове гусь в словосочетании гусь пришёл [с’] является представителем /с’/, а в словосочетании гусъ зашёл [з’] — представитель /з’/. Основанием для этого является то, что у звука [с’] в гусь пришёл те же фонетические признаки, что и у звука [с’] в словах гуси, сено и т. п., где [с’] выступает в сильной позиции, а у звука [з’] в гусь зашёл те же фонетические признаки, что и у звука [з’] в словах зима, взять и т. п., где [з’] вы-ступает в сильной позиции.
Звук [ъ], встречающийся только в сигнификативно слабой позиции, например в слове в[ъ]довоз, в равной степени отличен и от [ы] и от [а] и так же, как они, нелабиализованный. (Одни представители П(Л)ФШ относят его к фонеме /а/, другие — к выделяемой ими, в отличие от представителей МФШ, /ы/.) Для таких случаев вводится еще один критерий: надо посмотреть, на что похож звук при четком проговаривании слова. Так, на месте [ъ] в слове в[ъ]довоз в этом случае произносится [а]. Отсюда вывод: [ъ] относится к /а/. Однако на месте двух [ъ], обычно произносящихся в слове выпытать [выпътът’], при четком проговаривании звучит в одном случае [ы], в другом — [а]. Таким образом, оказывается, что один и тот же звук может относиться к разным фонемам, что противоречит теории П(Л)ФШ.
Пражскую фонологическую школу (ПФШ) и Московскую сближает идея нейтрализации фонем. Для ПФШ характерна детальная разработка теории оппозиции (противопоставления) фонем и теория дифференциальных признаков, тогда как МФШ основное внимание обращает на теорию позиций, в которых выступает фонема. В основе учения ПФШ — сигнификативная функция фонемы, в основе учения МФШ — перцептивная. Эти школы, описывая языковую реальность с разных сторон, дополняют друг друга. По ПФШ фонема — пучок, сумма дифференциальных признаков; архифонема, выступающая в позиции нейтрализации, состоит из дифференциальных признаков, общих для нейтрализованных фонем.
В нашем учебнике описание фонематической системы русского языка дается на основе теории Московской фонологической школы.
Для чего необходимо различать сильную и слабую позиции звука?
Для чего необходимо различать сильную и слабую позиции звука.
Сильную и слабую позицию звука нужно определять, чтобы не сделать ошибку.
В слабой позиции надо сделать проверку.
согласный в слабой позиции
Что такое сильная позиция и слабая позиция?
Что такое сильная позиция и слабая позиция?
Слабая и сильная позиции звуков с лове птицы?
Слабая и сильная позиции звуков с лове птицы.
Пять слов звонкие согласные в сильной и в слабой позиции?
Пять слов звонкие согласные в сильной и в слабой позиции.
Три слова в которых твердые мягкие согласные в сильной позиции и в слабой позиции.
Как понятно рассказать ребёнку 2 класс про слабую и сильную позицию звука в слове?
Как понятно рассказать ребёнку 2 класс про слабую и сильную позицию звука в слове?
Как определить сильную и слабую позицию слова?
Как определить сильную и слабую позицию слова.
Что такое чередование звуков в сильных и слабых позициях?
Что такое чередование звуков в сильных и слабых позициях.
Сильная и слабая позиция в корне у гласных, правило?
Сильная и слабая позиция в корне у гласных, правило.
Можно ли гласный звук в слабой позиции в корне слова (не) отворю проверить по сильной позиции звуку в словах варит, отвар?
Можно ли гласный звук в слабой позиции в корне слова (не) отворю проверить по сильной позиции звуку в словах варит, отвар?
Составить сказку про сильную и слабую позицию буквы?
Составить сказку про сильную и слабую позицию буквы.
Вот, держи. На счёт запятых, думаю, сам справиться сможешь.
Лекция № 3
Звуковой состав русского языка (4 часа)
1. Классификация звуков русского языка
2. Гласные звуки и их классификация
3. Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи
4. Согласные звуки и их классификация
5. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи
Все звуки речи в русском языке традиционно делятся на две группы: гласные и согласные, которые различаются акустическими и артикуляционными признаками:
1) гласные – это тональные звуки, согласные – это звуки, которые образуются с участием шума;
2) гласные – это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы, зубы – б, п);
3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации;
4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда;
5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, т.к. ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду;
6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовывать слог.
Гласных звуков в русском языке 6: и, ы, у, э, о, а. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд языка, участие губ.
По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к небу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема и, ы, у; среднего подъема – э, о; нижнего – а.
По ряду (движение языка по горизонтали – вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда – и, э, среднего ряда – ы, а, заднего ряда – у, о. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда образуются движением языка назад.
По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (labia – «губы»), и негубными, или нелабиализованными. Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда – у, о.
и у
В потоке речи гласные звуки подвергаются сильному изменению. Произнесение гласных звуков меняется в зависимости:
1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах);
1) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова);
2) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми) и от некоторых других условий.
Например, в словах вал и вода в первом слоге произносится звук а, но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением и поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо; а во втором слове гласный находится в безударной позиции, поэтому произносится менее отчетливо и с меньшей долготой. В словах мали мял гласный звук а находится под ударением, но он разный: во втором слове гласный стоит после мягкого согласного звука и получает более переднюю артикуляцию (при его образовании предшествующий мягкий согласный как бы скрадывает артикуляционные возможности гласного звука а / • а).
Чтобы объяснить характер изменения звуков в потоке речи, лингвисты прибегают к понятию сильной и слабой позиции. Понятие сильной и слабой позиции помогает лингвистам проанализировать «поведение» каждого конкретного звука в реальном потоке речи. Позиция звука – положение звука в слове (позиции бывают ударными и безударными – для гласных звуков, позиция абсолютного начала слова и абсолютного конца слова – для согласных звуков, выделяют позиции перед гласными или перед согласными звуками и т.д.). Позиции, в которые попадают звуки в речевом потоке, бывают сильными и слабыми.
Сильная позиция – это позиция, в которой звуки сохраняют свое качество, не совпадают с другими звуками, отличаются от них (конь, дом).
Слабая позиция – это позиция, в которой звуки теряют ряд или все свои отличительные признаки и начинают совпадать с другими звуками (пруд, ложь).
Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков в русском языке:
— Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге: вода, весна, переход и в абсолютном начале слова: огород, абрикос, эхолот. В других безударных положениях гласные занимают вторую слабую позицию: пятачок, стулом. В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных в слабой позиции также зависит от качества предшествующего согласного: твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: и, ы, у.
Согласных звуков в русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных звуков.
Во-первых, качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи. Характером преграды и определяется способ образования согласного звука.
По способу образованиясогласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты).
Согласные звуки в потоке речи подвергаются сильному изменению, которое вызвано:
1) положением согласного в конце слова;
2) тем звуком, который находится после согласного, то есть последующим за согласным звуком.
Сильную позицию занимают все согласные звуки, если находятся перед гласными звуками непереднего ряда – а, о, у, ы. Именно в этих фонетических условиях различают наибольшее количество согласных звуков – дом – том – кол – мол (пруда – прута). Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией для всех согласных звуков.
Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости.
Сильными позициями для шумных согласных, парных по глухости- звонкости, являются:
1) положение перед всеми гласными: суд – зуд;
Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают:
1) в конце слова – код [кот]- кот [кот];
В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставлены: на конце слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными – шумный звонкий.
Сильными позициями для согласных, парных по твердости / мягкости, являются:
1) положение перед гласными непереднего ряда: круг – крюк, мать – мять, нос – нес;
2) положение в конце слова – плот – плоть, трон – тронь, граб – грабь.
Слабую позицию по твердости/мягкости согласные занимают:
1) перед гласными переднего ряда – сено, синий;
2) перед всеми согласными – пастух – пасти, снасть – снять.
Слабые позиции звуков, то есть позиции, в которых звуки не различаются, в письменной речи являются орфограммами.
Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2024 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Сильные и слабые позиции гласных звуков
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
У гласных фонем сильной позицией является позиция под ударением. С первого класса школьников учат проверять безударные гласные ударными. Чем лучше ударные? Да тем, что представляют собой настоящую фонему. А без ударения многие гласные фонемы меняют свой облик. Особенно отличаются этим фонемы О и Е – так и норовят превратиться в А и И. Вместо л[о]вить мы говорим л[а]вить, хотя есть улов, вместо б[е]жать – б[и]жит, несмотря на наличие слова бег.
Такое чередование в лингвистике называется фонематическим чередованием.
Есть в русском языке только одна абсолютно сильная и независимая гласная фонема, никогда не скрывающая своего лица – У. Ей не с кем путаться. В предложение «Я люблю кукурузную кашу.» целых пять гласных – и все произносятся как [у].
ü искомый звук должен быть в сильной позиции;
ü входить в состав той же самой части слова.
Подыскивая проверочное слово, мы освобождаем звук от «порабощения» позицией.
ОРФОГРАММЫ – БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
не проверяемые правилами
травá
Слагать – сложить
растение – росли
отрасль – росток
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором проверяемая гласная была бы под ударением: