Для чего необходимо соблюдать нравственные законы

Нравственный закон

Нра́вственный зако́н — уста­нов­лен­ный Богом закон, опре­де­ля­ю­щий нормы и пра­вила мыслей, жела­ний, дей­ствий и пове­де­ния чело­века, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих воз­мож­ность их нрав­ствен­ной оценки, соот­вет­ству­ю­щих выс­шему при­зва­нию и пред­на­зна­че­нию чело­века.

Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон — есте­ствен­ный закон, обу­слов­ли­ва­ю­щий чело­ве­че­ское есте­ство, при­су­щий каж­дому чело­веку как лич­но­сти, про­яв­ля­ю­щийся во внут­рен­нем нрав­ствен­ном чув­стве (голос сове­сти), обна­ру­жи­ва­е­мый во врож­дён­ной для чело­века спо­соб­но­сти знать добро и зло, отли­чать первое от вто­рого и направ­лять себя в сто­рону добра.

Сверхъ­есте­ствен­ный (откро­вен­ный) нрав­ствен­ный закон — данный Богом в Откро­ве­нии закон, кото­рый был сооб­щен людям в разное время через избран­ных пат­ри­ар­хов и святых мужей- про­ро­ков в Ветхом Завете и через Самого Гос­пода нашего Иисуса Христа и Его апо­сто­лов в Новом Завете. В соот­вет­ствии с двумя раз­лич­ными пери­о­дами в рас­кры­тии этого закона он раз­де­ля­ется на вет­хо­за­вет­ный, или Мои­сеев, закон и ново­за­вет­ный, или еван­гель­ский.

Если греш­ник спо­со­бен нару­шать тре­бо­ва­ния Боже­ствен­ного нрав­ствен­ного закона, то не сле­дует ли из этого, что в стро­гом зна­че­нии слова нрав­ствен­ный закон — не закон?

Как и любое тво­ре­ние Божье чело­век обу­слов­лен рядом утвер­жден­ных Богом зако­нов: физи­че­ских, хими­че­ских и др. Кроме того, как суще­ству лич­ност­ному чело­веку дан нрав­ствен­ный закон. В соот­вет­ствии с этим зако­ном все люди явля­ются нрав­ственно ответ­ствен­ными перед Созда­те­лем, ближ­ними и самими собой.

Явля­ясь бого­учре­жден­ным зако­ном, нрав­ствен­ный закон под­ра­зу­ме­вает необ­хо­ди­мость под­чи­не­ния ему всех без исклю­че­ния людей. Однако, в отли­чие от физи­че­ских зако­нов, дей­ству­ю­щих на чело­века с без­услов­ной необ­хо­ди­мо­стью, вне зави­си­мо­сти от того, хочет он под­чи­няться этим зако­нам или не хочет, к испол­не­нию норм нрав­ствен­ного закона люди обя­зы­ва­ются, но не непре­одо­лимо.

Согласно учению Церкви, нрав­ствен­ный закон есте­ствен­ным обра­зом про­яв­ля­ется в чело­веке в связи с его нрав­ствен­ным чув­ством; тре­бо­ва­ния этого закона регу­лярно звучат в голосе его сове­сти ( Рим.2:14-15 ); однако чело­век волен не при­слу­ши­ваться к этому голосу.

Тре­бо­ва­ния «есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона» (выра­зи­тель­ни­цей кото­рого и явля­ется совесть) под­креп­лены тре­бо­ва­ни­ями «откро­вен­ного нрав­ствен­ного закона» (по сути речь здесь идёт не о двух разных зако­нах, но о двух формах сооб­ще­ния чело­веку Боже­ствен­ной воли отно­си­тельно его нрав­ствен­ной жизни). Отча­сти поло­же­ния «откро­вен­ного закона» были пере­даны людям во вре­мена Вет­хого Завета, но с боль­шей пол­но­той — Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом во время Его зем­ного слу­же­ния.

Видя, что без­за­кон­ники могут сво­бодно игно­ри­ро­вать тре­бо­ва­ния нрав­ствен­ного закона, многие даже не при­знают этот закон за закон. Мол, что же это за бого­учре­жден­ный закон, если его можно не соблю­дать? Коль скоро, счи­тают они, этот «так назы­ва­е­мый закон» дей­ствует лишь на тех, кто сам желает его соблю­дать, то он и не должен вос­при­ни­маться как объ­ек­тивно суще­ству­ю­щий закон, но в лучшем случае — как субъ­ек­тив­ное пред­став­ле­ние опре­де­лен­ных людей о морали, о том, что такое зло и что такое добро.

Между тем это не так. Нрав­ствен­ный закон — именно закон, и как закон дей­стве­нен в отно­ше­нии всех людей вообще, однако его дей­ствие про­яв­ля­ется не в форме фаталь­ной, непре­одо­ли­мой силы, вле­ку­щей чело­века к Добру, а иначе: побуж­дая к добру, но не наси­луя волю; при этом чело­век имеет воз­мож­ность сле­до­вать напе­ре­кор дан­ному побуж­де­нию.

Однако, ска­зан­ное вовсе не озна­чает, что фактом невы­пол­не­ния греш­ни­ками нрав­ствен­ного закона отри­ца­ется и сама его дей­ствен­ность: если греш­ники не испол­няют тре­бо­ва­ний нрав­ствен­ного закона, тогда его дей­ствие про­явится по отно­ше­нию к ним в соот­вет­ству­ю­щем их гре­хов­но­сти воз­да­я­нии, в том числе в посмерт­ном, на Част­ном суде, и в окон­ча­тель­ном, на Страш­ном Суде.

Источник

Право и мораль

Марат солгал своему другу Николаю, нарушив норму морали, в этом случае он заслуживает только общественного осуждения, порицания, государство в этот процесс не вмешивается. Но если Марат не выполнил условий договора купли-продажи аудиокассеты (получил деньги, но кассету не передал), то он уже нарушил требования Гражданского кодекса, общеобязательного дли всех участников гражданского оборота в стране, а это влечет применение гражданско-правовой ответственности. Правда, и в этом случае Марат достоин морального осуждения за противозаконные действия.

Нормы права в основном построены на морали и выражают народную мудрость, требования наиболее целесообразного поведения в трудовой деятельности, в быту, определяют способы борьбы со злом, несправедливостью, преступностью и т. д. В демократическом государстве все правовые правила поведения имеют в своей основе моральную основу. Все, что запрещено законом, запрещено и моралью. Хулиганство, воровство, наркомания запрещены законом. И мы не одобряем людей, которые их совершают. Наша мораль тоже несовместима с такими поступками.

Кроме того, нормы морали по своей природе расплывчаты, Неконкретны. Даже члены одной семьи оценивают одни и те же поступки по-разному.

Право отличается четкостью, определенностью. Нормы права регулируют не чувства и настроения людей, а их поведение, действия. Чтобы уяснить себе различия между нормами права и нормами морали, внимательно изучите эту схему.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам правонарушений в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Для чего необходимо соблюдать нравственные законы. Смотреть фото Для чего необходимо соблюдать нравственные законы. Смотреть картинку Для чего необходимо соблюдать нравственные законы. Картинка про Для чего необходимо соблюдать нравственные законы. Фото Для чего необходимо соблюдать нравственные законы

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Закон об оскорблении общественной нравственности

Вчера в новостные ленты пестрили сообщениями о том, что в Госдуму внесли законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/954048-7, который предлагает внести ответственность чиновников за оскорбление граждан, путем внесения изменений в ст. 5.62 КоАП РФ. Но, если читать весь законопроект, то там оказывается есть ещё одна интересная новелла – новая редакция ч. 1 ст. 5.62 КоАП РФ, которая будет звучать так: Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица или унижение достоинства группы лиц, выраженное в неприличной или иной, оскорбляющей общественную нравственность форме.

В пояснительной записке законотворцы поясняют, что анализ правоприменительной практики показывает, что существующий механизм защиты чести и достоинства граждан от унижения, в том числе содержащегося в публично демонстрирующемся произведении и СМИ, не является достаточно эффективным. В соответствии с диспозицией статьи 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), обязательным квалифицирующим признаком данного деяния является неприличная форма. Между тем, унижение чести и достоинства человека, особенно посредством СМИ, не обязательно должно выражаться в неприличной форме. Представляется, что такая новелла окончательно и бесповоротно искажает изначальную сущность такого правонарушения как оскорбление. Либо демонстрирует его непонимание. Традиционно считается, что данное деяние посягает на личные, неимущественные блага человека, такие как честь и достоинство, но при этом забывается тот факт, что государственное преследование такого деяние призвано также сделать месть гуманной, защитив обидчика от чрезмерной мести. Поскольку оскорбление порождает обиду, а обида порождает жажду мести, которая может иметь крайне суровую форму и опасные последствия, то именно регулирование мести лежит в основе правового регулирования оскорбления.

Поясним данный тезис. Месть является древнейшей эмоцией, воспитанной в нас эволюцией в качестве одного из моральных регуляторов. Она коренится, по существу, в чувстве власти и превосходства. Она возникает в ответ на переживание ущерба, вызванного обидой, и имеет целью улучшить «самочувствие» приниженное или ухудшенное пережитым ущербом. Месть выступает реакцией на чувство неполноценности, которое агрессор внушает своей жертве. Ущемленный человек естественным образом не желает чувствовать себя ниже другого человека и, следовательно, стремится, мстя за агрессию, показать, что он равен агрессору или даже превосходит его. Лучше всего месть отвечает цели восполнения чувства неполноценности и обиды тогда, когда направлена на самого агрессора, однако принятие какого-то определенного направления несущественно для нее, поскольку она изначально – является «ненаправленной» и неограниченной.

Первая стадия, через которую прошла месть в истории человеческого рода, говорит он, характеризовалась полной или почти полной неразборчивостью. Целью обиженного человека было всего лишь поднять свое ущемленное «самочувствие», причинив страдания кому-нибудь другому, и его дикое желание удовлетворялось независимо от того, был ли человек, на которого изливался его гнев, виновным или невинным. Так индейцы навахо, ревнуя своих жен, склонны обрушивать раздражительность и злобу на первого, кто попадется им на пути, австралийский отец, маленький ребенок которого случайно получил травму, атакует ни в чем не повинных соседей, веря, что тем самым он распределяет боль между ними и, следовательно, смягчает страдания ребенка. Действие этой стадии до сих пор осталось в нас, его можно видеть, когда обиженный на работе/дома супруг(а) начинает вымещать злобу в виде мести на семье/подчинённых.

На следующей стадии месть становится несколько менее неразборчивой. Ищется подходящая жертва, даже в тех случаях, которые мы назвали бы естественной смертью, ибо дикарь обычно приписывает ее злокозненности какого-то врага, искусного в колдовстве. У читральцев (Памир), если у кого-то соседский пес крал мясо, этот человек в приступе гнева не только убивал провинившегося пса, но вдобавок к этому еще и пинал собственного. И это наследство до сих пор сидит в нас, когда мы в гневе бьем посуду, бросаем телефон или пинаем какой-нибудь предмет.

Далее следовала стадия разборчивой и целенаправленной мести, когда она преследовала конкретного обидчика или его группу (племя, семью). Финальной стадией эволюции мести стала концепция наказания конкретного виновника и никого другого. Так разум человека рационализировал механику мести, поняв, что месть, направленная против обидчика, особенно пригодна для устранения чувства приниженности, поскольку она действенно унижает врага, упивавшегося до этого своим триумфом. На этих стадии человеческого развития начали появляться номы традиционного права, именуемые обычаями. То есть мораль, как средство регулирования отношений общественных в традиционных обществах, состоит и выражается в подобных обычаях. Речи о свободе поведения в таком обществе практически не идет: то, как следует поступать, определяется религией, общиной и родственниками, которые охраняют обычаи.

Вся история мести, как реакции на обиду, строилась исключительно на личной обиде. Признавая оскорбление правонарушение, государство всегда стремилось защитить исключительно отдельную личность, потому что достоинство не может быть коллективным. В противном случае можно предположить, что за оскорбление одной группы лиц может нести ответственность другая группа лиц, ведь если есть коллективная обида, то почему не может быть коллективных обидчиков. Но именно такая порочная логика лежит в основе геноцидов, войн и репрессий. В их основах всегда есть коллективный враг, посягнувший на уклады и обычаи.

И тут мы подходит к другому критерию, предложенному законодателем – оскорбляющей общественную нравственность. Как уже было, сказано любая мораль и нравственность как набор правил служит интересам сохранения группы. Мораль как механизм контроля нельзя оскорбить, как любое правило ее можно только нарушить, получив за это соответствующее наказание. Но с распадом традиционного общества и перехода к правовому государству, мораль превратилась из средства в цель. Сторонники подобного интеграция морали в правовое регулирования, исходят из того, что мораль ценна тем, что она обеспечивает сохранение общества от анархии. При этом, угрозы видятся теперь не во всеобщем насилии, а не тех словах, не тех фильмах, не той одежде. Т.е. суть морали заменятся формой. Но такая логика свойственна исключительно традиционному обществу, где нет никакой свободы. Современное общество, построенное на идеях прав и свобод, не может сосуществовать с нормой, призванной защищать общественную нравственность от оскорблений. Сама практика введения наказания за аморльное поведение явлется архаикой. Ведь подобное требование оставляет свободу делать только то, что никого не задевает, но такой свободе грош цена. Она попросту пропадает. Поэтому такие инициативы абсолютно недопустимы в государстве, в Конституции которого есть еще упоминания свободы.

Источник

Нравственность и нравственный закон

Внутренние, духовные качества человека, основанные на идеалах добра, которые проявляются в отношении к другим людям, называются нравственностью.

Нравственность

В современном обществе зачастую высоко ценятся такие человеческие качества, как внешняя красота, ум, мудрость, знания, сообразительность, различные таланты, физическая сила, ловкость.

Но без нравственности самые добрые, на первый взгляд, качества и таланты могут принести самому человеку вред, а окружающим людям — зло.

Могу привести часто встречающийся в жизни простой пример, когда умного, талантливого и образованного человека посещает такая страсть, как «гордость и надменность». Находясь во власти этих страстей, он очень во многом навредит себе и людям. А если при этом данный человек не будет иметь подлинно духовных нравственных качеств и простейших знаний духовной жизни, то долго будет разбираться в последствиях.

Итак, нравственность человека — это лучшее его украшение. Ведь именно состояние души раскрывает человеческую мимику, взгляд, голос.

Нравственная жизнь доставляет человеку истинное счастье, поскольку наличие нравственности в душе человека указывает на существование нравственных законов.

Истинные христиане имеют идеальный образ человека, нравственности и любви в лице Господа нашего Иисуса Христа. Вся Его земная жизнь прошла в благодеяниях, служении ближним, и к этому совершенству он призывает людей: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный (МФ. 5, 48).

Нравственный Закон — это внутренний закон, присущий нашей душе, который указывает человеку, что такое добро и что такое зло. Как поступать следует, а как нет.

Каждый человек имеет способность с младенческого возраста различать добро и зло. И по умолчанию каждый человек имеет устойчивое влечение к добру, оно дано человеку при рождении от Бога, и это есть Дар Божий. Образ Божий в душе человека и вызывает в нем потребность поступать нравственно.

Источником нравственного закона является сам Творец — Бог.

Рамки нравственного закона определены Богом в виде заповедей.

Заповеди — это правила жизни, данные Богом человеку. Человек имеет полную свободу, которую даровал ему Бог, и человек сам решает, исполнять их или нет. Смысл заповедей заключается в ограждении человека от опасных и вредных для него поступков.

Так же, как всеобщие и неизменные физические законы действуют в природе для всех, так и всеобщий и неизменный нравственный закон действует в человеческом обществе, он един для всех людей и распространяется на все обстоятельства жизни: личной, семейной, общественной.

Там, где нарушаются Законы Божии, неизбежны различные нестроения, ссоры, вражда, зависть, ненависть, злоба.

Источник

Конспект по нравственному богословию. 1. Нравственный закон

Действия нравственные и безнравственные. — Совесть, три ее функции. — Условия нравственного вменения. — Прирожденность нравственного закона

На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши, или дурны, или добры, или злы, нравственно-положительны или нравственно-отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек неизмеримо отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но они не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их поступки нельзя рассматривать с точки зрения понятий о нравственности.

Как же различить нравственно-доброе от нравственно-дурного? Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности. Человека, который никогда не слушал своей совести и усыпил ее, заглушил ее голос ложью и мраком упорного греха, часто называют бессовестным. Слово Божие таких упорных грешников называет людьми с сожженною совестью (см.: 1 Тим 4, 2); их душевное состояние крайне опасно и может оказаться гибельным для души.

Когда человек прислушивается к голосу своей совести, он видит, что эта совесть в нем говорит прежде всего как судия, строгий и неподкупный, оценивающий все поступки и переживания человека. И часто бывает так, что какой-либо данный поступок выгоден человеку или же вызвал одобрение у других людей, а в глубине души этот человек слышит голос совести: «Это — нехорошо, это — грех. »

В тесной связи с этим совесть в душе человека действует еще как законодатель. Все те нравственные требования, которые стоят пред душой человека при всех его сознательных действиях (например: делай добро, будь правдив, не кради и т.д.), являются именно нормами, требованиями, предписаниями этой самой совести. И голос ее учит нас, как нужно и как не нужно поступать. Наконец, совесть еще действует в человеке как мздовоздаятель. Это бывает тогда, когда мы, поступив хорошо, испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести иногда переходят в страшные душевные терзания и муки и могут довести человека до отчаяния или до потери душевного равновесия, если он не восстановит мир и спокойствие в совести чрез глубокое и искреннее покаяние (ср. у Пушкина монолог Скупого рыцаря и Бориса Годунова, а также «Преступление и наказание» Достоевского).

Само собой понятно, что человек несет нравственную ответственность только за те поступки, которые он совершает, во-первых, в сознательном состоянии и, во-вторых, будучи свободен при совершении этих поступков. Только тогда к этим поступкам применяется нравственное вменение, и только тогда они, как говорят, человеку вменяются в вину, в похвалу или в осуждение. В противоположность этому люди, не сознающие характера своих поступков (младенцы, лишенные рассудка, и т.д.) или же насильно вынужденные совершать их против своей воли, считаются невменяемыми и ответственности за эти поступки не несут. В эпоху гонений на христианство язычники-мучители клали мученикам на руку ладан и держали ее над огнем своего пылающего жертвенника. Мучители рассчитывали на то, что мученик не выдержит огня, пошевелит пальцами (или отдернет руку) и ладан упадет на огонь. Правда, обычно исповедники веры были настолько тверды духом, что предпочитали сжечь пальцы, но ладан не роняли; но если бы и уронили, кто мог бы утверждать то, что они принесли жертву идолу? Само собой понятно, что пьяных нельзя признать невменяемыми, так как они начинали свое пьянство в нормальном и трезвом состоянии, прекрасно зная о последствиях опьянения. Поэтому в некоторых государствах Северной Европы человек за совершение преступления в пьяном состоянии наказывается вдвойне: 1) за то, что напился, и 2) за самое преступление. Несомненно то, что нравственный закон должен быть признан для людей врожденным, то есть вложенным в самую природу человека. За это говорит несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности. Конечно, прирожденною может быть признана только сама нравственная потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые и ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание и влияние предшествовавших поколений, наиболее же всего на основе религиозного чувства. Поэтому у грубых язычников нравственные нормы ниже, грубее, уродливее, чем у нас, христиан, знающих и верующих в Истинного Бога, Того, Который вложил в душу человека нравственный закон и через этот закон руководит всею его жизнью и деятельностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *