Для чего необходимо составление отчетности экономического субъекта

Тема 12. Основы бухгалтерской отчетности

Цель и задачи темы

Цель – раскрыть значение отчетности для управления и контроля.

Задачи:

Оглавление

12.1. Понятие и виды отчетности

Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта является завершающим этапом учетной работы, в ходе которого получают информацию, используемую как внутренними, так и внешними пользователями.

Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.

Составляемая организациями отчетность классифицируется по следующим признакам.

По срокам составления и представления

По степени обобщения информации

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени с целью выявления типичных и массовых явлений, процессов и их результатов. С ее помощью осуществляется контроль над объемом и качеством произведенной продукции, над движением производственных, финансовых и трудовых показателей в рамках отрасли или административного региона (района, города, области, региона, страны, региона стран).

При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля над хозяйственной деятельностью организации, осуществляемого руководством. Оперативная отчетность содержит минимально необходимое количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Такая отчетность является способом текущего наблюдения за ходом хозяйственной деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) представляет собой совокупность показателей, характеризующих правильность и полноту исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов в рамках так называемого налогового учета.

Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) «бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль над выполнением конкретных показателей работы (величиной финансового результата деятельности организации за отчетный период) и имущественным положением организации в стоимостном выражении на отчетную дату.

К отчетности как элементу метода бухгалтерского учета предъявляется целый ряд требований:

Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации, и обычно по содержанию совпадает со статистической отчетностью.

Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, организации составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларацию о налоге на имущество и др.

Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т. д.

Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал.

Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью.

Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относится квартальная и полугодовая.

В состав промежуточной отчетности включают:

В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.

Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.

Годовая бухгалтерская отчетность, кроме бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), включает также:

Индивидуальная отчетность составляется хозяйствующими субъектами- юридическими лицами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.

Консолидированная отчетность составляется группой компаний, холдингом, головной организацией в концерне, которые имеют в своем составе дочерние и зависимые организации. Такую отчетность формирует и представляет материнская компания Группы.

Сводную отчетность составляют вышестоящие организации.

Промежуточная и годовая отчетность направляется:

Годовую бухгалтерскую отчетность представляют заинтересованным пользователям до 1 апреля следующего за отчетным года, а промежуточную — не позднее 30 дней после окончания отчетного периода.

Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей (публикуется в журналах, газетах и т. д.).

12.2. Содержание бухгалтерской отчетности

Для получения достоверных показателей отчетности и своевременного ее составления необходимо провести определенную подготовительную работу, которая осуществляется в соответствии с графиком работы подразделений бухгалтерии хозяйствующего субъекта.

Подготовительная работа состоит из ряда взаимосвязанных этапов.

Первый этап — проверяется полнота сдачи в бухгалтерию хозяйствующего субъекта первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т. д.

Второй этап — включаются в затраты на производство расходы за декабрь, поскольку регистры по затратам на производство построены по принципу накапливания итогов.

Третий этап — рассчитываются и включаются в затраты на производство амортизация основных средств, нематериальных активов и резерв на оплату отпусков работников и другие цели.

Четвертый этап – исчисляется средний процент транспортно-заготовительных расходов (отклонений фактической себестоимости от плановой) по материалам; рассчитывается фактическая себестоимость использованных в производстве материалов и списывается на соответствующие счета затрат.

Пятый этап –в установленные сроки проводится инвентаризация всех активов и обязательств хозяйствующего субъекта, результаты которой отражаются в установленном порядке.

Шестой этап заключается в расчете стоимости взаимных услуг цехов вспомогательных производств и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) цехов вспомогательных производств, после чего производится ее списание на счета затрат потребителей услуг (цехи основного производства, сторонние потребители).

Седьмой этап связан с закрытием собирательно-распределительных счетов цехов основного производства (счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).

Восьмой этап – затраты, собранные на счете 20 «Основное производство», распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. На этом этапе калькулируется себестоимость произведенной готовой продукции и рассчитывается фактическая производственная себестоимость проданной продукции (работ, услуг).

Девятый этап заключается в списании внепроизводственных расходов (расходов на продажу) с целью включения их в полную фактическую себестоимость проданной продукции. Одновременно рассчитываются (начисляются) НДС и другие налоги и определяется результат по продаже продукции (работ, услуг).

Десятый этап завершает цикл учетных работ. На этом этапе производятся заключительные записи в учетные регистры, и они закрываются, так как рассчитанные в них показатели переносятся в Главную книгу.

На основе записей Главной книги составляется бухгалтерский баланс.

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1).

Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние. Например, по данным баланса определяются обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др.

По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. На основе информации, содержащейся в балансе, можно разработать мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Особое значение приобретает баланс в деле контроля и изучения производственно-финансовой деятельности организации.

При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.

Действующими нормативными актами определены единые принципы и правила составления баланса для всех хозяйствующих субъектов. Структура бухгалтерского баланса отвечает в целом требованиям международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, разделы актива баланса расположены в нем в порядке возрастания ликвидности, разделы пассива сформированы по степени срочности погашения обязательств (собственный капитал, обязательства со сроком погашения более одного года, обязательства со сроком погашения менее одного года). Отчетная форма баланса – это баланс-нетто.

Действующая форма баланса содержит основные показатели, характеризующие работу организации, ее финансовое положение. На результаты работы оказывает влияние целый ряд факторов, влияние которых раскрывается в других формах отчетности.

Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйственного органа, являются прибыль и убытки. Данные о порядке формирования финансового результата работы содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2).

Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:

В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.

Показатели о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в отчете о движении капитала (форма № 3). В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и использовании.

Отчет состоит из нескольких разделов.

В первом разделе раскрываются состав и движение собственного капитала (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, целевое финансирование).

Во втором разделе содержится информация об остатках и движении резервов организации, создаваемых за счет себестоимости продукции (резервы на оплату отпусков работников, резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год, резерв на ремонт основных средств и другие, предусмотренные законодательством РФ и нормативными актами Минфина РФ).

В третий раздел включены показатели, характеризующие наличие и движение резервов, созданных за счет прибыли организации (резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги).

Четвертый раздел данного отчета заполняют хозяйственные общества и товарищества. В нем приведены показатели, отражающие изменения капитала отчетного года в сравнении с предыдущим.

В отчете о движении капитала представлены показатели стоимости чистых активов, используемые для оценки ликвидности организации. Под чистыми активами понимают разницу между суммой активов хозяйствующего субъекта, принимаемых к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету.

Наличие и движение (поступление и расходование) денежных средств в отчете о движении денежных средств (форма № 4) представлено по видам деятельности:

В отчете содержатся данные о поступлении наличных денежных средств, что позволяет контролировать правомерность осуществления наличных расчетов хозяйствующим субъектом. По данным отчета пользователи могут оценить возможность предприятия погашать обязательства и осуществлять инвестиции.

Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, характеризующих качественную работу организации, приводится в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др.

Составной частью годовой бухгалтерской отчетности является пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Вся информация, содержащаяся в пояснительной записке, подразделяется на обязательную и рекомендательную. К первой группе относится информация, раскрывающая структуру хозяйствующего субъекта, объем деятельности и достижения в его развитии (объем продаж, состав прочих активов и пассивов, показатели финансового состояния, техническая, социальная и экономическая политика, информация о налоговых платежах, распределении прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, и др.).

Рекомендательный характер носит информация, раскрывающая тенденции изменению основных показателей деятельности организации.

Между отчетной датой и датой подписания годовой отчетности существует большой временной разрыв. В течение этого периода в деятельности хозяйствующего субъекта могут произойти события, существенно влияющие на показатели отчетности. Организации обязаны информировать пользователей отчетности о таких событиях. Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) и «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/2001) определяют порядок отражения в отчетности таких явлений.

К событиям после отчетной даты относят благоприятные и неблагоприятные существенные факты хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на финансовое состояние организации, результаты деятельности, движение денежных средств и другие факты.

События после отчетной даты делятся на две группы.

К первой группе относятся факты, подтверждающие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация осуществляла свою хозяйственную деятельность:

Ко второй группе относятся факты хозяйственной деятельности, возникшие после отчетной даты:

События после отчетной даты отражаются в отчетности посредством уточнения соответствующих данных об активах, капитале, обязательствах, доходах и расходах в денежном выражении на основе специальных расчетов.

К условным фактам хозяйственной деятельности относят такие, в отношении последствий которых по состоянию на отчетную дату существует неопределенность:

Все условные факты оцениваются в стоимостном выражении на основе специальных расчетов и отражаются в бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Выводы

В современных условиях бухгалтерская (финансовая) отчетность служит одним из основных источников информации не столько для менеджмента различного уровня самой организации, сколько для внешних пользователей.

Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1).

Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Он отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние.

Источник

Бухгалтерская отчетность организации в 2021-2022 годах

Бухгалтерская отчетность — итоговый результат работы специалистов бухгалтерии и обобщенная информация о финансовом состоянии предприятия. О том, какие бывают формы отчетности, какие данные используются при ее подготовке и в какой срок нужно представить бухгалтерскую отчетность в 2021-2022 годах в госорганы, читайте в материалах нашей специальной рубрики.

Формы и виды бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность — это совокупность данных, отражающих результаты деятельности предприятия за конкретный период. Отчетность строится на основе данных бухгалтерского учета. Цель бухгалтерской отчетности — предоставление информации собственникам компании, инвесторам и государственным органам. Для бухгалтерской отчетности установлены определенные требования. Подробнее о них вы узнаете из статьи «Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность».

Выделяют следующие виды бухгалтерской отчетности:

Регламентирует порядок составления и формы бухгалтерской отчетности приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Кроме того, при составлении отчетности бухгалтеры опираются на ПБУ и нормативно-правовые акты Росстата.

Формы бухгалтерской отчетности в 2019 году следующие:

ВАЖНО! С 01.06.2019 действуют новые бланки бухотчетности в редакции, утвержденной приказом Минфина от 19.04.2019 №61н.

Подробнее об изменениях читайте здесь.

Состав бухгалтерской финансовой отчетности

Состав предоставляемых форм бухгалтерской отчетности организации 2019 года зависит от размера фирмы, ее организационно-правовой формы и осуществляемой деятельности. Самым важным отчетом является бухгалтерский баланс. Подробнее о нем вы можете прочесть в этой статье.

Баланс составляется за отчетный период и содержит данные еще за 2 предыдущих года. Для чего это делается, читайте в статье «Бухгалтерский баланс предприятия за 3 года (нюансы)».

Раньше компании были обязаны прикладывать к бухгалтерскому балансу пояснительную записку. Согласно закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в 2019 году пояснительная записка в состав обязательной бухгалтерской отчетности не входит, однако в некоторых случаях данные нуждаются в комментариях. Рекомендуем вам изучить статью «Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)», которая при необходимости поможет составить грамотное пояснение к бухгалтерской отчетности.

Еще одним документом, позволяющим проанализировать бухгалтерскую отчетность, является приложение к бухгалтерскому балансу. Здесь вы узнаете, как правильно его составить.

Некоторые организации (кредитные, страховые компании, фирмы, размер активов у которых больше 60 млн руб. или сумма выручки свыше 400 млн руб., и ряд других компаний) должны включать в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Узнать, должны ли вы проводить процедуру обязательного аудита, можно здесь.

А вот для акционерных обществ аудит бухгалтерской отчетности обязателен. Читайте об этом в статье «Под обязательный аудит теперь подпадают все АО».

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности и на какие показатели следует обратить внимание, читайте в статье «Аудит учета финансовых результатов (нюансы)».

Подготовка бухгалтерской отчетности

Формирование отчетности по итогам периода пройдет быстро, если в течение всего отчетного периода факты хозяйственной жизни на предприятии фиксировались правильно, вовремя и в полном объеме. Подготовка бухгалтерской отчетности — этап, на котором бухгалтер проверяет правильность отражения в учете хозяйственных операций.

Рассмотрим, как отражаются в бухгалтерской отчетности отдельные участки учета на предприятии:

После тщательной проверки всех участков учета бухгалтер приступает непосредственно к оформлению бухгалтерской отчетности.

Заполнение бухгалтерской отчетности

Мы подготовили для вас статьи-инструкции по заполнению всех форм бухгалтерской отчетности организации:

Отчетный период для бухотчетности

Для бухгалтерской отчетности в настоящее время установлен отчетный период, равный 1 календарному году. Бухгалтерская отчетность в ФНС и органы статистики сдается в сроки, установленные НК РФ и законом № 402-ФЗ. Подробнее о сроках сдачи отчетности читайте в статье «Когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы)».

Основной из государственных органов пользователь бухгалтерской отчетности — налоговая инспекция. Сдать отчетность можно не только лично или «Почтой России», но и через сайт ФНС. Как это сделать, расскажет вам эта публикация.

Особенности составления бух.отчетности разными компаниями

Нюансы составления бухгалтерской отчетности зависят от организационно-правовой формы компании, применяемого режима налогообложения, масштаба ее деятельности.

Рассмотрим наиболее распространенные случаи:

ВАЖНО! Предприниматели не обязаны вести учет и сдавать бухгалтерскую отчетность. Однако мы рекомендуем каждый год составлять для себя как минимум баланс, поскольку он дает наглядную информацию об используемом в предпринимательской деятельности имуществе, финансовых результатах и размерах дебиторской и кредиторской задолженности. Какие еще сведения можно почерпнуть из баланса, расскажет публикация «Как читать бухгалтерский баланс (практические примеры)».

Составление бухгалтерской отчетности компании — ответственная и сложная работа, которой обычно занимаются главные бухгалтеры. Если вы хотите научиться заполнять и сдавать отчетность, а также разобраться в нюансах составления отчетности для различных видов компаний, читайте материалы нашей рубрики «Бухгалтерская отчетность».

Источник

Порядок составления бухгалтерской отчетности в 2021-2022 годах

Составление бухгалтерской отчетности — одна из основных задач, стоящих перед бухгалтером по окончании календарного года. Основные этапы и правила ее оформления рассмотрены в нашей рубрике «Составление бухгалтерской отчетности».

Основные этапы составления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние организации или ИП. В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов.

Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:

Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия

Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:

О порядке заполнения отчета о финрезультатах читайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».

Использование бухгалтерской отчетности предприятиями и ИП в упрощенном виде

П. 4 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ предусмотрено формирование субъектами малого бизнеса упрощенного баланса. Для этого важно соблюсти условия отнесения к СМП, а именно:

Если указанные условия выполняются, порядок составления бухгалтерской отчетности может быть упрощен. В ее составе будут только 2 основных отчета: баланс и отчет о финрезультатах. При этом могут быть представлены дополнительные отчеты, о которых идет речь в статье «Упрощенная отчетность малого бизнеса».

При этом упрощенный бухбаланс будет включать:

Правильно заполнить упрощенный баланс вам поможет эта публикация.

Отчет о финрезультатах также заполняется малыми предприятиями в упрощенной форме, которая отражает:

При этом при составлении бухгалтерской отчетности информация в отчете о финрезультатах указывается за 2 года.

Кроме того, правила составления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме требуют наличия в документе строгих граф. В связи с этим, если малому предприятию при составлении бухгалтерской отчетности понадобилось внести какие-то дополнительные расшифровки, упрощенную форму уже использовать нельзя (подробности — здесь).

Законодательство предусматривает 2 формата составления бухгалтерской отчетности: по стандартной и упрощенной форме. Определиться, можно ли вам применять нужный формат, а также правильно заполнить отчеты вам поможет наша рубрика «Составление бухгалтерской отчетности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *