Для чего необходимо составление профессиограммы по выбранной специальности
Что такое профессиограмма?
Профессиограмма представляет собой список определенных требований к сотруднику. Он составляется для того, чтобы определить максимальное соответствие качеств того или иного кандидата профессии. Основной целью создания профессиограммы считается эффективный подбор сотрудников.
Что такое профессиограмма?
Это специальная инструкция, в ней описывают характеристики той или иной профессии. В обязательном порядке присутствует описание психологического портрета кандидата на должность.
Профессиограмма включает такие пункты:
Стоит отметить, что каждая компания имеет свой уникальный документ, который создается в индивидуальном порядке и может значительно отличаться от профессиограммы других организаций.
Виды профессиограмм
Специалисты делят профессиограммы на разные виды:
Подходить к разработке профессиограммы стоит максимально ответственно, ведь она играет очень важную роль в организации рабочего процесса той или иной компании. Кроме того, она помогает отыскать действительно опытных и ответственных сотрудников для той или иной должности. Заниматься разработкой профессиограммы должны также специалисты, которые хорошо разбираются в данной теме.
Полезным для руководителей организаций является курс «Эффективное общение. Онлайн-интенсив». Он позволяет получить необходимую информацию о том, как наладить благоприятную обстановку в коллективе.
Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.
Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.
Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.
Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.
Самая трудная профессия — быть человеком.
Описание
Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.
Внимание!
Документ уникален для каждой организации.
Как составлять?
Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:
Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.
Важно!
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.
Профессиограмма психолога
Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.
Примеры
Агроном
Содержание труда | Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель. |
---|---|
Знания и умения | Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая |
Профессиональные качества | Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом |
Медицинские противопоказания | Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм. |
Пути получения профессии | Сельскохозяйственные институты и техникумы. |
Экономист
Содержание труда | Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей |
---|---|
Знания и умения | Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями |
Профессиональные качества | Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость |
Медицинские противопоказания | Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха |
Квалификационные требования | Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы |
Водитель троллейбуса
Содержание деятельности | Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок |
---|---|
Знания и навыки | Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт |
Условия труда | Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию |
Личностные требования | Быстрота реакции, внимательность, ответственность |
Медицинские противопоказания | Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения |
Где можно приобрести специальность | ПТУ, курсы обучения водителей |
Профессиограмма — инструмент для подбора кадров
Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.
Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.
Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.
Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.
А вам приходилось иметь дело с профессиограммой? Помогла ли она вам при трудоустройстве? Просьба оставить свой комментарий.
Количество слов: 1260 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 25 834 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 1 комментарий и уже оценили статью 2 раз!
Профессиограмме. Её назначение и содержание
Подбор средств и разработка методики ППФП определяются рядом факторов, в основе которых лежат организационные, физические и психические особенности трудовой деятельности. Совокупность таких факторов для специалистов конкретного профиля представлена в профессиограмме. Таким образом, назначение профессиограммы состоит в описании профессии в целях ППФП.
При составлении профессиограммы применяется, как правило, комплекс методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций по технологам производственных процессов и материалов по эргономике, визуальные наблюдения на рабочем месте, хронометраж, анализ причин травматизма и заболеваемости, анкетный и личный опрос представителей данной профессии, выявление профессионально важных физических и психических качеств с помощью специальной аппаратуры и тестов и др. Если профессиограмма отсутствует, то отдельные её компоненты вполне могут быть получены самостоятельно с использованием простейших методов исследования.
Содержание профессиограммы включает описание следующих факторов, от которых зависит направление ППФП:
условий и режима труда;
Основными формами труда являются физический и умственный труд. Такое разделение носит условный характер, однако, оправдано, поскольку позволяет более целенаправленно подбирать средства ППФП. Условия и режим труда дают представление о комфортности трудовой деятельности, вредных воздействиях, продолжительности рабочего времени и ритме работы. Характер труда служит ведущим фактором, на котором строится методика ППФП. Под характером труда понимаются особенности моторных действий во время работы, нагрузка на отдельные органы и системы человека, эмоциональное состояние и т. п. Динамика работоспособности является интегральным показателем, содержащим информацию о том, как меняется производительность труда и развивается утомление за определенные периоды времени.
Формы труда при различных видах трудовой деятельности
Умственный и физический труд как основные формы труда редко представлены в «чистом» виде. Чаще имеет место смешанный труд с преобладанием того или другого. При этом соотношение умственного и физического труда даже в рамках одной профессии может меняться в зависимости от выполняемой функции, занимаемой должности, времени года. Например, представители многих инженерных профессий во время проектных работ, при монтаже и наладке заняты преимущественно умственным трудом, а при технологических осмотрах цехов, полевых испытаниях оборудования, ремонте испытывают значительные физические нагрузки.
Сами по себе формы труда также различаются по степени тяжести. С учетом преобладания умственного или физического труда и его тяжести разработана классификация профессий, в которой все виды трудовой деятельности разделены на четыре группы. Данная классификация находит применение при подборе средств ППФП.
Первая группа профессий включает однообразные, монотонные операции с небольшими физическими усилиями и малой подвижностью. Это в основном работа на поточно-конвейерных линиях, в области контроля автоматизированных процессов и обслуживания электронной техники.
Вторая группа профессий сочетает элементы умственного и физического труда. Работа сопровождается разнообразными движениями при умеренных физических усилиях. Многие трудовые операции выполняются стоя и в движении. К этой группе относится труд большинства инженерно- технических работников, специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, в частности, хирургов, преподавателей физической культуры и т. д. Данная группа профессий имеет особое значение, так как, во- первых, значительной части выпускников вузов предстоит заниматься именно умственным трудом с элементами физического, и, во-вторых, решение задач ППФП в каждом конкретном случае из-за разнообразия трудовой деятельности представляет определенную трудность.
Третья группа профессий объединяет работы, связанные преимущественно с физическим трудом, отличающимся большими физическими усилиями и высокой подвижностью. К этой группе относится большинство рабочих специальностей: строительные рабочие, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, горнорабочие и др.
Четвертая группа профессий предполагает умственный или преимущественно умственный труд. Такие профессии требуют, как правило, большого психического напряжения при отсутствии или незначительной величине физических усилий и малой подвижности. Работа выполняется в положении сидя. Умственным трудом занимаются работники науки, педагоги, отдельные категории инженерно-технических работников (экономисты, проектировщики, программисты), руководители предприятий и организаций и т. д.
Условия и режим труда при различных видах трудовой
Условия труда характеризуются перечисленными далее особенностями трудовой деятельности.
Микроклиматические условия’, работа в помещении, на открытом воздухе, под землей, под водой, на ограниченной опоре, на высоте, в замкнутом пространстве; работа в специальной одежде, респираторе, скафандре; температура, влажность, подвижность воздуха (ветер, сквозняки), атмосферное давление, освещённость.
Преимущественные рабочие позы: сидя, стоя, присев, со сменой положения; свободная поза (допускающая любые перемещения тела), вы
нужденная, ограниченная (стесненная), неудобная, напряженная.
Зоны рабочего места: оптимальная зона (обеспечивающая свободную рабочую позу), зона досягаемости.
Вредные воздействия: высокие и низкие значения температуры, недостаточная освещенность, вибрация, шум, запыленность, загазованность воздуха вредными химическими веществами, тепловые, электромагнитные и радиоактивные излучения, инфекции, постоянные вестибулярные раздражения.
По каждому из перечисленных условий дается качественная и, по возможности, количественная оценка (площадь помещения, скорость ветра, частота и амплитуда вибраций, концентрация вредных веществ в сравнении с предельно допустимыми нормами и пр.), а также указывается продолжительность работы в данных условиях в течение рабочего дня.
Режим труда затрагивает следующие показатели трудовой деятельности: работа в дневное время, сменная работа (в две, три смены), продолжительность рабочего дня и рабочей недели, строгая регламентация длительности труда и отдыха или свободный график.
Условия и режим труда у представителей разных профессий значительно отличаются. Например, трудовая деятельность специалистов химических предприятий нередко проходит в замкнутой рабочей зоне, при загазованности, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия работы инженеров атомных электростанций, металлургических производств, работников агропромышленного комплекса и ряда других профессий.
Характер труда при различных видах трудовой деятельности
Характер труда составляют перечисленные далее особенности трудовой деятельности.
Приём, хранение и переработка информации: преобладающие виды сигналов (оптические, звуковые, тактильные или осязательные и др.), ощущения и восприятия (различных цветов, громкости и высоты звука, положения тела и отдельных его частей в пространстве), пороги ощущений; свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение); наблюдения (исследующие, регулирующие, контролирующие); запоминание (непроизвольное, произвольное), наиболее значимые виды памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, кратковременная, оперативная); виды мышления (практическое, образное, теоретическое).
Принятие решений: виды задач, требующие принятия решения (простые, сложные, нерискованные, рискованные, вероятностные), стратегия выбора варианта решения (алгоритмическая, эвристическая), ситуация
принятия решения (нормальная, экстремальная).
Двигательные действия: наиболее важные моторные акты (простые и сложные двигательные реакции, воздействия на орудия труда, использование ходьбы, бега, лазания в качестве вспомогательных элементов работы); стабильность двигательных действий; звенья тела, преимущественно участвующие в двигательных действиях (пальцы, кисть, вся рука, обе руки, ноги, туловище); количество и длительность двигательных действий, характер движений (мелкие, крупные), структура движений (циклические, ациклические, смешанные), тип движений (ударные, нажимные, толкающие, подъемные, графические); пространственные, временные, пространственно-временные, силовые параметры движений (траектория, амплитуда, темп, ритм, скорость, величина мышечных усилий), требования к дифференцированию параметров движений с заданной точностью; основные физические качества, необходимые для выполнения двигательных действий.
Нагрузка на отдельные органы и функциональные системы: органы и системы, испытывающие при работе наибольшую нагрузку; основные группы мышц, вовлеченные в работу, режим работы мышц.
Эмоциональное состояние: возбуждение, напряжение, стресс, (связан с временным снижением внимания, памяти, ухудшением координации).
Психологические трудности: наличие риска, опасностей в работе; экстремальные ситуации, требующие выдержки и самообладания; физические и психические перенапряжения, сопровождаемые проявлением настойчивости и упорства.
Тяжесть работы: нагрузка адекватна физическим и психическим возможностям человека (показатели функционирования систем организма к концу работы не снижаются или снижаются незначительно, производительность труда высокая, травматизм отсутствует, профессиональные заболевания не отмечаются); нагрузка вызывает значительное утомление (физические показатели заметно меняются, производительность труда падает, встречаются случаи травматизма, заболеваемость с временной нетрудоспособностью превышает средний уровень); нагрузка превышает возможности человека (возникают предпатологические и патологические состояния, имеют место ошибки в работе и аварии, приводящие к травмам, с течением времени развиваются хронические и профессиональные заболевания).
Изучение характера труда при различных видах трудовой деятельности имеет свою специфику. В частности, для представителей умственного труда более существенны данные о приеме, хранении и переработке информации, принятии решений, эмоциональном состоянии. Для представителей физического и смешанного труда важны сведения о двигательных
действиях, нагрузке на отдельные органы и функциональные системы, о психологических трудностях. Совокупным показателем, характеризующим все профессии, служит тяжесть работы.
Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности
О динамике работоспособности можно судить по изменению физического и психического состояния человека, а также эффективности трудовой деятельности на протяжении рабочего дня, недели, года.
На протяжении рабочего дня фиксируются: скорость врабатывания и успешность трудовых операций в начале работы; степень утомления в течение дня (небольшая, средняя, большая), форма утомления (физическое, умственное, смешанное), вид утомления (локальное утомление отдельных групп мышц, анализаторов, общее утомление); наступление утомления и снижение эффективности труда по часам работы; скорость восстановления в перерывах и после работы; состояние перед началом работы на следующий день (хорошее, среднее, недостаточное восстановление).
На протяжении рабочей недели фиксируются: степень, форма и вид утомления; день недели, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективности труда; восстановление за выходные дни (полное, неполное).
На протяжении года фиксируются: степень, форма и вид утомления; месяц, на который падает наибольшее утомление и снижение эффективности труда; восстановление за время отдыха (отпуска).
Об утомлении во время работы свидетельствуют субъективные и объективные признаки. Одним из субъективных признаков является ощущение усталости, хотя оно ие всегда соответствует наступлению утомления как по времени, так и по степени его проявления. К внешним объективным признакам утомления относятся изменение окраски кожи, частоты дыхания, потливость и др. Например, при физическом труде средней степени утомления соответствует покраснение кожи, сильная потливость головы и туловища, учащение дыхание и периодическое дыхание ртом, неуверенные движения и усиленные колебания туловища при ходьбе, неточность и ошибки при выполнении трудовых операций, жалобы на сердцебиение и одышку. При умственном труде средней степени утомления соответствует рассеянное внимание и частые отвлечения, смеиа поз, повороты головы, облокачиваиие, поддержание головы руками, неуверенные и замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов. Объективными признаками утомления служат также изменение ЧСС, артериального давления и т.п.
С целью определения эффективности труда отмечается величина вы
работки, время, затрачиваемое на отдельные операции, качество работы.
Динамика работоспособности позволяет уточнить место тех или иных средств ППФП в режиме труда и отдыха.
Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств
Профессиограмма дает общее представление об особенностях трудовой деятельности, в частности, о профессионально-важных физических и психических качествах. Однако у каждого человека изначально свой уровень развития таких качеств, что накладывает отпечаток на содержание и объем применяемых средств ППФП. Из этого вытекает, что оценка профессионально-важных физических качеств является одной из задач при разработке методики ППФП.
Для оценки необходимых в работе физических качеств и связанного с ними состояния функциональных систем организма могут быть использованы описанные ранее методы. Наибольшее применение находят проба с приседаниями и расчётом индекса Руфье, Гарвардский степ-тест, проба Штанге, проба Ромберга, тест Купера, определение высоты прыжка по способу Абалакова, подтягивание на перекладине и поднимание туловища из положения лежа на спине, кистевая динамометрия, измерение точности воспроизведения усилия, «эстафетный» тест. Кроме перечисленных, большое значение для определения профессиональных возможностей человека имеют дополнительные методы оценки способности к сохранению равновесия, от которой зависит проявление ловкости, методы оценки свойств внимания и методы оценки отдельных волевых качеств.
Для оценки устойчивости внимания применяется тот же тест, но выполняемый несколько раз, причем каждый раз с новым вариантом чисел. Используется также обратный счет. Двигательные задержки (даже ес
ли они компенсируются последующим увеличением темпа), «беганье» глазами по квадрату указывают на снижение устойчивости внимания.
Оценка переключения внимания осуществляется в процессе следующего задания. Необходимо дважды пройти по рейкам перевернутых гимнастических скамеек, поставленных одна за другой, и вслух производить умножение на 6 чисел от 1 до 10 при прохождении в одну сторону и на 7 — в обратную. Поворот делается на полу. Под каждый счет из одной руки в другую перебрасывается баскетбольный мяч. Расстояние между кистями вытянутых рук 1 м. Измеряется время выполнения задания. За каждую ошибку в умножении или за потерю равновесия прибавляется 1 с. Если результат составляет менее 13 с, то переключение внимания отличное, 13-15-хорошее, 16-18-удовлетворительное.
Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля
Особенности трудовой деятельности и подбор средств ППФП могут быть рассмотрены на примере такой распространенной инженерной профессии, как инженер-электрик. Подготовка инженеров-электриков осуществляется по ряду специальностей, в том числе связанных с монтажом и эксплуатацией систем электроснабжения. В результате комплексных исследований, проведенных в технических и других вузах, в частности, Санкт-Петербургском государственном аграрном университете, получены данные, позволившие составить профессиограмму для специалистов выбранного профиля. Она содержит краткое описание формы, условий, режима, характера труда и динамики работоспособности.
По форме труд инженера-электрика, специализирующегося на мон
таже и эксплуатации систем электроснабжения, относится к смешанному труду с преобладанием умственного.
Динамика работоспособности при односменном режиме работы выражается в довольно длительном периоде врабатывания (около 2 ч), средней степени умственного утомления в течение дня, средней и большой степени общего физического утомления, снижении показателей труда к 4- 5 ч работы. Отдых на 5-й час работы пассивный, восстановление неполное. В первую половину недели работоспособность меняется мало, во вторую постепенно снижается.
Требованиям ППФП специалистов данного профиля отвечают ряд прикладных физических упражнений и элементов разных видов спорта.
Упражнения для развития общей выносливости: длительный бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля. Упражнения выполняются равномерным методом от 30 мин до 2 ч при ЧСС 130-150 уд/мин.
Упражнения для развития статической силовой выносливости основных мышечных групп и динамической силовой выносливости мышц туловища и верхних конечностей: приседы и полу-приседы на правой и левой ноге, равновесия на одной ноге, на колене, с наклонами; мост на правой и левой руке, ноге, на предплечьях; стойки на лопатках, груди, предплечьях, голове, руках; вис углом; поднимание туловища лежа на бедрах на гимнастическом коне лицом вниз; отжимание на брусьях; лазание по канату с помощью и без помощи ног; упражнения со скакалкой и гантелями (жим, разведение рук, тяга стоя, лежа и в наклоне), выполняемые с отягощением 30 % от максимального; борьба в стойке и партере.
Упражнения для развития ловкости с акцентированным воздействием на вестибулярный аппарат: жонглирование двумя мячами, стоя на набивных мячах; кувырки в сочетании с прыжками и поворотами вокруг вертикальной оси; приставные шаги с наклонами и поворотами налево и направо; ходьба и бег с дополнительными движениями на повышенной опоре (скамейке, столбиках); ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, со сменой направления движения, с закрытыми глазами.
Упражнения для развития быстроты: бег со стартом из различных положений по звуковому и световому сигналу; бег с рывками и остановками по сигналам разных цветов; ловля и передача мяча на месте и в движении, 2-3 мячей одновременно; броски теннисного мяча в стенку и ловля его пальцами рук; игра в баскетбол, волейбол, футбол, теннис по обычным и упрощенным правилам. Упражнения с мячом способствуют также совершенствованию объема, устойчивости и других свойств внимания.
В качестве прикладных видов спорта могут выступать гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры. Эти виды спорта обеспечивают не только развитие необходимых прикладных физических качеств, но и освоение прикладных умений и навыков, в частности, навыка быстрой ходьбы с минимальными затратами энергии при передвижении на большие расстояния.
Естественные силы природы и гигиенические факторы помогают противостоять таким имеющимся неблагоприятным воздействиям внешней среды, как резкие перепады температуры. В этом отношении эффективен так называемый метод интерменирующих температур: занятие физическими упражнениями начинается в зале при температуре 20-22°С с повышенной интенсивностью, затем быстро переносится на открытый воздух и проводится при температуре 5-10°С и ниже с небольшой интенсивностью. Возможно несколько переходов.
Приведенные средства ППФП следует использовать при подготовке к трудовой деятельности. Вместе с тем, специально подобранные физические упражнения должны быть включены непосредственно в режим труда и отдыха для ускорения процесса врабатывания, поддержания высокой работоспособности в середине рабочего дня и во второй половине недели.