Для чего необходимо создавать запасы материальных ресурсов
«О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 апреля 2000 г. N 379
О НАКОПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ
И ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ,
МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,
от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113, от 07.02.2017 N 143)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Установить, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473)
от 27 апреля 2000 г. N 379
О НАКОПЛЕНИИ, ХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ЦЕЛЯХ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ,
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,
от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113, от 07.02.2017 N 143)
2. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)
3. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113, от 07.02.2017 N 143)
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)
4. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473, от 07.02.2017 N 143)
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются исходя из табелей их оснащения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 N 1113)
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.06.2009 N 473, от 07.02.2017 N 143)
5. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 N 473)
Требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 07.02.2017 N 143)
6. Создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются:
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)
6(1). Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
(п. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2017 N 143)
7. Информация о накопленных запасах представляется:
8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов;
б) создает запасы для оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2011 N 1113)
9. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что это за понятие — материальные запасы?
Что относится к товарно-материальным запасам и на какие разновидности они классифицируются в бухгалтерском учете
С 2021 года учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу.
Запасами, в частности, являются:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Чем отличаются основные средства от МПЗ — по существу и строкам в балансе
Рассматриваемые активы следует отличать от основных средств. Вторые представлены следующими активами (п. 4 ПБУ 6/01):
В целом основные средства — это ценности, которые используются как средства труда, которые применяются в целях переработки материальных запасов или их задействования в качестве готового прибавочного продукта.
МПЗ и основные средства отражаются в разных строках бухгалтерского баланса. Актив первого типа — в строке 1210, второго — в строке 1150.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утрачивает силу, а учет ОС будут регулировать два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Основные положения этих стандартов и их отличия от ПБУ 6/01 подробно рассмотрены экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Обзор.
Как материальные запасы учитываются на счете 10
Прочие МПЗ — что к ним относится
Термин «прочие МПЗ» главным образом характеризует бухучет бюджетных учреждений. В бюджетном учете — осуществляемом государственными и муниципальными организациями — к прочим материально-производственным запасам относятся (п. 118 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):
При этом он во многих случаях дополняется 3-значным аналитическим кодом КОСГУ. Например, отражающим увеличение стоимости материальных запасов.
В коммерческом учете к «прочим» в порядке, определенном локальными нормативами, как правило, относятся запасы с наименьшей степенью существенности с точки зрения применения в производственном процессе (исходя из критериев, установленных ответственными специалистами фирмы).
Увеличение стоимости материальных запасов (что входит в них по счету 340 бюджетного учета)
Термин «увеличение стоимости материальных запасов» может рассматриваться в нескольких аспектах. Так, в бюджетном учете под ним понимается факт отнесения на статью кода КОСГУ 340 расходов по оплате договоров на приобретение материальных запасов.
Соответствующий код по КОСГУ применяется казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, что имеют полномочия по получению бюджетных средств. На нем регистрируются расходы государственной или муниципальной организации на покупку или изготовление МПЗ. Они могут быть представлены такими объектами, как:
В коммерческом учете под увеличением стоимости МПЗ понимается факт списания тех или иных расходов, связанных с закупкой запасов, на увеличение их стоимости. Каждое подобное списание регистрируется отдельной проводкой.
Для чего применяется методика анализа состояния складских материальных ресурсов
Узнать больше об анализе материальных запасов вы можете в статье «Методика анализа материально-производственных запасов».
Оптимизация размера заказа предполагает определение потребности в материальных запасах
Данное направление анализа занимается расчетом нормативного показателя потребности фирмы в тех или иных материальных запасах — так, чтобы оптимизировать их закупки в нужном объеме при заказе у поставщиков. При этом задача ответственных специалистов сводится к нахождению такого количества запасов, которого, с одной стороны, достаточно для поддержания производственного процесса, с другой — не слишком много с точки зрения величины расходов на их приобретение и содержание.
Нормирование расхода запасов материальных ресурсов и факторы, влияющие на величину МПЗ
Запасы с точки зрения оценки потребности в них могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, распространен подход, по которому запасы делятся:
Для каждого из указанных запасов считается оптимальный и, как следствие, нормативный показатель длительности или объема исходя из таких факторов, как:
Итоги
Узнать больше об управлении материальными запасами на предприятии вы можете в статьях:
Как осуществляется управление запасами на предприятии
Правильное управление запасами позволяет поддерживать производственный процесс и своевременно обеспечивать нужды потребителей. В итоге при верной политике компания сможет извлекать максимальную прибыль.
Цели и задачи политики управления запасами
Основная цель управления запасами – обеспечение производственных процессов и снижение сопутствующих затрат. Конечной целью является извлечение прибыли, обеспечение стабильности работы. Рассмотрим задачи политики:
Под управлением понимается расчет норм запаса, контроль над фактическими объемами, своевременное пополнение запасов. Налаженная политика необходима для достижения следующих конкурентных преимуществ:
С 2021 г. на бухгалтерскую (финансовую) отчетность в обязательном порядке станет распространяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) 5/2019 «Запасы». Для правильного понимания новых нормативных требований, которые необходимо адаптировать к учетным системам уже сейчас, нужно проанализировать те изменения, которые носят концептуальный, системообразующий характер.
Посмотреть анализ
Рассмотрим пример. Пищевое предприятие занимается производством колбасы. Ингредиенты для ее производства хранятся на складе. Если запасов будет недостаточно, процесс производства будет приостановлен. Из-за этого потребители колбасы не получат тот продукт, который они желают приобрести. Следовательно, предприятие не сможет извлечь прибыль от реализации. Однако избыток запасов не менее опасен, чем недостаток. Если ингредиентов будет слишком много, их не удастся пустить в производство в полном объеме. Часть запасов будет испорчена в связи с истечением срока годности. Следовательно, фирма понесет убыток.
Порядок управления запасами
Управление запасами – это особая процедура, предполагающая следующий алгоритм:
К сведению! В рамках процедуры нужно пройти каждый из этапов. Оптимизация объема невозможна без предварительного анализа производства.
Управление оптимальным размеров запасов
Неверно выполненная оптимизация может привести к этим негативным моментам:
В каждом предприятии имеется страховой резерв. К примеру, для нормального производства нужно 1000 единиц. Однако на складе хранится 1050 единиц. Дополнительные 50 штук нужны для использования в критической ситуации. К примеру, произошло резкое повышение спроса на продукцию. В этом случае для удовлетворения спроса потребителей будет задействован страховой резерв.
При определении оптимального объема нужно руководствоваться этими критериями:
Нельзя допускать переизбытка запасов. Это может привести к следующим негативным последствиям:
Дефицит продукции, в свою очередь, влечет за собой эти последствия:
Главное последствие неправильной политики – это появление упущенной прибыли у предприятия.
Анализ данных
Оптимизация включает в себя анализ данных. Процедура эта объединяет следующие шаги:
Именно на основании собранной информации осуществляется управление запасами.
Стратегии управления формированием запасов
Существуют эти стратегии управления:
Не существует оптимальной стратегии. Подбирается она на основании конкретной специфики деятельности предприятия.
Модели управления
Выделяют множество моделей управления. Рассмотрим самые распространенные:
Модель определяется в зависимости от конкретной ситуации.
Методы оценки стоимости
Выделяют эти методы оценки:
Подбирать следует тот метод, который позволяет извлечь максимум прибыли при минимуме налоговых расходов.
Материально-производственный запас организации: что входит в его состав, классификация МПЗ
Производственные запасы – это основа для всего оборота компании. Именно эти предметы труда и позволяют осуществлять создания продукции. И с ними стоит познакомиться поближе, для того чтобы наладить бесперебойную работу.
В процессе производства большая часть материально-производственных запасов применяется в качестве предметов труда. В каждом производственном цикле (период с момента запуска производственного процесса до момента выхода готового продукта) они целиком потребляются.
Кстати, цикл – в данном случае является определяющим понятием. Ведь лишь те объекты, которые полностью утрачиваются, и относятся к обсуждаемой теме. Другими словами, это расходные ресурсы, сырье, катализаторы процедуры, которые тратятся.
В отличие от многоцикличных предметов, например, оборудования, станка. Ведь его срок жизни на предприятии определяется не циклом, а сроком годности, который теоретически и может быть равен или даже менее длителен, чем диапазон цикла, но все же в него не входит.
Понятие и классификация материально-производственных запасов
Чтобы понять суть этого термина, достаточно уяснить тот факт, что это расходники. То есть предметы, которые свою совокупную стоимость полностью теряют, отдают конечному продукту. Который и является товаром, итогом всего процесса. Выходит, именно эти элементы представляют собой основную строку расходов – а значит, себестоимости. Конечно, сюда еще следует добавить множество иных источников трат, как транспортировка, оформление, оплата пошлин и налогов за исключение НДС.
Второй аспект, который определяет термин – это однократность. Они участвуют в производстве лишь один раз. Даже если после цикла сохранились остатки, это всего лишь означает, что не все ресурсы были задействованы. Но после того как материал один раз участвует в создании изделия, он уже не может быть использован повторно.
Логично предположить, что это в первую очередь сырье. Из которого и создают товар. Но помимо него есть еще множество различных объектов, которые, так или иначе, задействованы в цикле. Если говорить о МПЗ, понятия и классификация существуют различные. Но главный способ группировки всегда один – деление на основные и вспомогательные. Далее можно классифицировать по роли в процессе, по техническим характеристикам и иным параметрам. Но всегда выделяют главные запасы, которые формируют будущий продукт, и вспомогательные. Далее можно классифицировать по роли в процессе, по техническим характеристикам и иным элементам. Но всегда выделяют основные запасы, которые и формируют будущий продукт, и вспомогательные. Они напрямую не становятся частью товара, но без них процедура все равно будет невозможна.
Что данная категория включает в себя
В первую очередь — основные резервы. Это сырье, которое становится частью продукта. Примечательно, что такое понятие чаще применяют, если речь идет о сельскохозяйственной продукции. В остальных случаях принято именовать основу – материалами. Источники могут быть разнообразные. Одни товары создаются буквально из парочки наименований, для других нужны десятки или даже сотни видов. Далее запчасти. То есть некоторые элементы, которые входят в его состав, но не создаются на производстве либо в принципе участвуют в ином цикле. Последний аспект – полуфабрикаты. Уже почти готовые изделия, которые закупаются у контрагента. И также применяются для производственного процесса.
Еще в состав материальных запасов включаются дополнительные объекты. Они необходимы для работы, но не из них создается изделие. Они могут напрямую влиять как вещества для нанесения маркеров, так и не затрагивать его в целом. Например, расходники для обслуживания имущества, содержания его, защиты от внешней среды, тара, упаковочные предметы, даже спецодежда. При этом стоит строго отделять упаковки, которые являются частью товара, и те, которые относятся к дополнительным элементам. Так, стеклянная тара, в которой содержатся корнишоны – это часть продукции. А вот картонная коробка, в которой производится транспортировка, а также скотч, с помощью которого ящики фиксируются – это уже дополнительные объекты.
Для чего необходимо создавать запасы материальных ресурсов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 10 августа 2018 г. N 2-4-71-18-14)
Методические рекомендации разработаны на основе нормативных правовых актов, руководящих, методических и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, с учетом накопленного в МЧС России опыта методического руководства созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС различного характера.
В Методических рекомендациях изложены научно обоснованные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также порядок отчетности об их состоянии.
В Приложениях к Методическим рекомендациям представлены:
примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС;
формы донесений по состоянию резервов материальных ресурсов, пояснения к ним и регламент представления донесений.
Методические рекомендации предназначены для обеспечения единого методического подхода к созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Введение
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера являются запасами материальных ценностей, создаваемыми заблаговременно и предназначенными для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС.
Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов) предназначены для совершенствования функционирования РСЧС (в части, касающейся создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера).
Методические рекомендации являются инструментом оказания практической помощи при решении комплекса организационных, правовых и экономических мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в процессе создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов.
1. Общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Создание и использование резервов материальных ресурсов основывается на следующих принципах:
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет:
МЧС России осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, местных и объектовых резервов материальных ресурсов).
2. Порядок создания резервов материальных ресурсов
Настоящие методические рекомендации устанавливают единый методический подход к созданию, хранению, использованию и восполнению следующих видов резервов:
резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы материальных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;
объектовые резервы материальных ресурсов.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов определяются с учетом:
прогнозируемых видов, масштабов и характера ЧС;
предполагаемого объема работ по ликвидации ЧС;
максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС;
продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам, установленным в ЧС;
природных, экономических и иных особенностей региона или объекта;
величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.
Ответственность за создание, накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию резервов материальных ресурсов возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Резервы материальных ресурсов создаются:
федеральными органами исполнительной власти. Для регламентирования порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов федеральный орган исполнительной власти издает нормативный правовой акт о порядке создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, утверждающий положение о резерве, объемам и номенклатуре резерва;
Примерная номенклатура резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представлена в приложении 1.
В указанных нормативных правовых документах необходимо предусмотреть ответственных за создание резервов материальных ресурсов, источники финансирования, порядок выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и использования.
Типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС представлены в приложении 2.
Исходя из классификации ЧС и предназначения резервов материальных ресурсов, рекомендуется:
федеральным органам исполнительной власти рассчитывать объемы создаваемых резервов в соответствии с предназначением и территориальным размещением резерва федерального органа исполнительной власти;
субъектам Российской Федерации рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения соответственно не менее 500 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС регионального (межмуниципального) характера;
муниципальным образованиям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения не менее 50 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС муниципального характера;
организациям рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом оснащения НАСФ и защиты сотрудников организации.
В расчетах рекомендуется принимать следующие продолжительности периода первоочередного жизнеобеспечения населения:
Нормы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в ЧС представлены в приложении 3.
Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, изолированные административно-территориальные единицы, не имеющие развитой транспортной сети, должны формировать резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС в большем объеме и в расширенной номенклатуре по сравнению с регионами, расположенными в центральной части Российской Федерации.
Учитывая, что по интенсивности протекания ряд ЧС классифицируется как ЧС с внезапно и быстро распространяющейся опасностью, и то, что они могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, наиболее целесообразно иметь максимальный объем заложенных в резерв материальных ресурсов. Такие ресурсы можно изъять с места хранения в любое время, обеспечить оперативную загрузку их в транспортные средства и доставку в зоны ЧС.
В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимо ежегодно планировать и выделять из соответствующих бюджетов средства для поддержания фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.
При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать экономические и производственные возможности территорий. В первоочередном порядке должны закупаться материальные ресурсы, не производимые в регионе, и материальные ресурсы, наиболее часто используемые по предназначению.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимо постоянно совершенствовать работу в области создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС по следующим направлениям:
оптимизация номенклатуры и объемов резерва материальных ресурсов;
принятие мер по реальному накоплению резервов материальных ресурсов, соблюдению правил хранения материальных средств резерва, своевременному восполнению, освежению и замене.
Созданные резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера могут быть использованы в целях гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок хранения резервов материальных ресурсов
3.1. Организация хранения резервов материальных ресурсов
При невозможности (нецелесообразности) организации хранения отдельных видов материальных ресурсов в организациях, подведомственных органам, создающим резервы, их хранение может быть организовано на договорной основе в других организациях при соблюдении условий хранения и оперативной доставки по назначению.
Основной задачей хранения резервов материальных ресурсов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.
Выполнение основной задачи обеспечивается:
правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов;
тщательным приемом поступающих материальных ресурсов и устранением выявленных недостатков;
подготовкой материальных ресурсов к хранению;
подготовкой мест хранения и поддержанием в них условий, снижающих влияние окружающей среды на материальные ресурсы;
созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (температура, относительная влажность воздуха, вентиляция) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых материальных ресурсов и своевременным проведением мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.);
проведением периодических проверок материальных ресурсов, условий и мест их хранения;
строгим соблюдением режима хранения материальных ресурсов в зависимости от их физических и химических свойств;
максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов;
правильным подбором и обучением работников складов, наличием штатной единицы начальника склада;
надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;
своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения;
поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток.
Руководители организаций, в которых размещаются резервы материальных ресурсов, несут ответственность за их сохранность.
На все виды резервов материальных ресурсов устанавливаются и доводятся в установленном порядке сроки хранения.
В случае утраты или порчи резервов материальных ресурсов в результате несоблюдения необходимых условий при хранении, их восполнение производится за счет средств объектов, осуществляющих хранение этих материальных ресурсов.
Руководители организаций, на которых размещены резервы материальных ресурсов, должны систематически проверять наличие, качественное состояние, условия хранения, учет и готовность к использованию материальных ресурсов резервов.
3.2. Склады и требования к ним
Склад для хранения материальных ресурсов является составной частью складского хозяйства организации. Его состав (количество и техническое устройство мест хранения) зависит от номенклатуры и объема хранящихся материальных ресурсов.
По техническому устройству места хранения могут быть открытыми, полузакрытыми и закрытыми.
По предназначению места хранения могут быть специализированными и универсальными.
Специализированные (холодильные камеры, резервуары и т.п.) предназначены для хранения определенных видов материалов, не допускаемых к совместному хранению с другими материалами или требующих специальных условий и режимов хранения, или для хранения больших объемов одной номенклатуры.
Универсальные предназначены для хранения широкой номенклатуры материалов, требующих одинаковых условий и режимов хранения. При необходимости для улучшения работы на таких складах могут быть выделены специализированные участки (секции) для одноименных материалов.
Основными требованиями, предъявляемыми к складу, являются:
соответствие емкости склада резерву хранимых материалов;
обеспечение сохранности количества и качества материалов;
рациональная организация складского оперативного процесса (приемка, внутрискладские работы, выдача).
Места хранения должны соответствовать общим требованиям строительных норм и правил, а также действующим нормам и правилам проектирования складов для материалов, требующих специальных условий и режимов хранения (ядовитые, легковоспламеняющиеся и т.п.).
Склад должен быть укомплектован противопожарным оборудованием, инвентарем, резервами песка (воды).
3.3. Организация приема материальных ценностей и контроля их состояния
Прием материалов является одной из основных операций общего технологического процесса работы склада и включает количественную и качественную проверку материалов и документальное оформление приема. Проверка количества поступивших материалов должна предшествовать проверке их качества.
Прием по количеству заключается в проверке соответствия количества поступивших материальных ресурсов данным, указанным в транспортных и сопроводительных документах поставщика (транспортная накладная, счет-фактура и т.п.).
Проверка количества должна производиться в единицах измерения, указанных в сопроводительных документах, а также способами и средствами, указанными в государственных стандартах и технических условиях на соответствующие материалы.
При несоответствии поступивших материалов по количеству и качеству, а также при отсутствии сопроводительных документов или неправильном их оформлении составляется рекламационный акт, который высылается в установленном порядке поставщику.
3.4. Порядок хранения продовольствия и пищевого сырья
При хранении продовольствия и пищевого сырья необходимо руководствоваться требованиями СанПин 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
Продукты, которые при соблюдении установленных правил хранения не нуждаются в специальных температурных режимах, считаются нескоропортящимися. К нескоропортящимся продуктам относятся: мука и сухие изделия из муки, крупы, сахар, соль, чай, засушенные овощи и фрукты, пряности, специи, отдельные виды консервированных продуктов, мясные и рыбные консервы, бутилированные и минеральные воды и пр. Их хранение осуществляется в закрытых отапливаемых и неотапливаемых складах.
Продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут нанести вред здоровью человека, считаются скоропортящимися и особо скоропортящимися и подлежат хранению в условиях холода. К таким продуктам относятся: мясо и рыба, сливочное масло и маргарин, колбасные и мясные изделия, полуфабрикаты из рыбы и мяса, молочные продукты и овощи, фрукты и пр. Их хранение осуществляется в морозильных камерах и холодильниках.
При хранении продуктов в холодильниках необходимо руководствоваться СанПиН от 29 сентября 1988 г. 4695-88 «Санитарные правила для холодильников».
Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
В помещениях холодильных систем с некруглосуточным присутствием обслуживающего персонала рекомендуется устанавливать сигнализаторы аварийной концентрации паров хладагента в воздухе рабочей зоны.
Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами.
3.5. Порядок хранения лекарственных средств и медицинских изделий
Лекарственные средства должны храниться в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
Требования к хранению медицинских изделий устанавливается производителем этих изделий и указывается в эксплуатационной документации на медицинское изделие (подраздел «Условия транспортирования и хранения») в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 19 января 2017 г. N 11н «Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия».
Хранение отдельных видов медицинских изделий (резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные средства и вспомогательные материалы, хирургические инструменты, металлические изделия из чугуна, железа, олова, латуни, серебряные и нейзильберные инструменты) необходимо осуществлять в соответствии с приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 377 «Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения», а также с приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
Хранение приборов, аппаратуры и медицинского оборудования необходимо осуществлять в соответствии с ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92 «Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия».
3.6. Порядок хранения транспортных средств
Выбор того или иного способа хранения транспортных средств должен базироваться на анализе требований к их хранению, возможностей организации, осуществляющей хранение (наличие помещений, стоянок, площадок и т.п.) и климатических особенностей территорий.
Хранение транспортных средств может быть организовано в помещениях (на закрытых стоянках) и на площадках (открытых и закрытых).
Устройство и оснащение помещений и стоянок, их планировка должны обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности, технической эксплуатации транспортных средств и их сохраняемости.
Независимо от способа хранения необходимо, чтобы стоянки обеспечивали свободный проход к подвижному составу, а также отвечали требованиям ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», СП 43.13330.2012 «Свод правил. Сооружения промышленных предприятий», СНиП 31-03-2001 «Свод правил. Производственные здания» и ПОТ РМ-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте».
3.7. Порядок хранения средств связи
Хранение средств связи необходимо осуществлять в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, установленными производителем этих средств.
В зависимости от технических условий по режиму хранения средства связи могут храниться в отапливаемых и неотапливаемых хранилищах (помещениях) и на открытых площадках.
Правила и порядок хранения средств связи определяются техническими условиями на них.
3.8. Порядок хранения строительных материалов
При организации хранения строительных материалов необходимо руководствоваться требованиями:
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных приказом Минтруда России от 17 сентября 2014 г. N 642н;
ВСН 212-85 Указания по приемке, складированию, хранению и транспортированию основных строительных материалов и изделий на базах трестов комплектации и УПТК строительных организаций Главмосстроя.
3.9. Порядок хранения нефтепродуктов
Хранение нефтепродуктов осуществляется в подземных, заглубленных и наземных резервуарах.
Резервуары и их оборудование (трубопроводы, насосные станции, сливно-наливные сооружения, устройства для подогрева вязких нефтепродуктов) должны отвечать следующим требованиям:
обеспечивать полную количественную и качественную сохранность нефтепродуктов при длительном хранении с выполнением требований ГОСТ 1510-84. «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»;
надежно изолировать хранящиеся нефтепродукты от атмосферы с помощью дыхательной аппаратуры, обеспечивать проектное давление и вакуум, а также иметь устройство для контроля за давлением и вакуумом;
наземные резервуары должны быть окрашены светлой краской, заглубленные резервуары заизолированы и засыпаны грунтом до проектной нормы в целях уменьшения суточного перепада температуры в газовом пространстве;
для контроля за уровнем и утечкой нефтепродуктов резервуары должны оборудоваться автоматизированными системами определения количества и контроля для своевременного обнаружения утечки при появлении неисправностей;
резервуары для хранения автомобильного и авиационного бензина оборудуются средствами для снижения потерь, плавающими крышами, газоуравнительными системами.
Резервуары, предназначенные для хранения вязких нефтепродуктов (моторные масла, дизельное топливо летних марок), должны иметь средства подогрева продуктов до температуры, обеспечивающей проведение технологических операций с соблюдением установленных нормативов по загрузке ж/д цистерны.
Резервуары для хранения бензина и топлива должны быть оборудованы гильзами для отделения газового пространства резервуара от атмосферы при вскрытии замерного люка и дисками-отражателями на патрубках дыхательной аппаратуры.
Хранение каждой марки нефтепродукта осуществляется раздельно с закреплением за ней отдельного технологического комплекса.
3.10. Порядок хранения средств индивидуальной защиты
Хранение средств индивидуальной защиты должно соответствовать требованиям:
приказа МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»;
приказа МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
Средства индивидуальной защиты в местах хранения размещаются отдельно от других материальных ресурсов и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий). Их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.
4. Освежение и замена резервов материальных ресурсов
По истечении сроков хранения резервов материальных ресурсов, установленных соответствующими стандартами и техническими условиями, проводится контроль их состояния с целью принятия решения продления срока хранения или освежения (замены) материальных ресурсов. При этом материальные ресурсы подвергаются анализам, физико-химическим и физико-механическим испытаниям. Контрольно-измерительный инструмент и другие средства измерения подлежат контролю технического состояния и проверке точности показаний в установленные сроки в специальных организациях.
В случае, когда по истечении срока хранения установлено, что в качественном состоянии материальных ресурсов не произошло изменений, приводящих к невозможности использования их по назначению, срок хранения может быть продлен, но не более чем на половину первоначально установленного срока.
Контролю за качественным состоянием материалов, срок хранения которых продлен, необходимо уделять особое внимание. При появлении признаков ухудшения качества этих материалов следует в кратчайшие сроки производить их освежение.
При невозможности принятия решения о продлении срока хранения материальных ресурсов проводится их освежение (замена).
Освежение резервов осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами и производится органами, их создавшими, из тех же источников финансирования, что и накопление.
Основанием для определения очередности освежения резервов являются дата изготовления и срок хранения.
Освежению в первую очередь подлежат материальные ресурсы, у которых при очередной проверке выявлено какое-либо отклонение от нормы (изменение основных технических показателей и т.д.), а также с продленными сроками годности.
Освежение резервов, находящихся в организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также замена их на продукцию аналогичного ассортимента и качества производится указанными организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств.
Для определенных видов материальных ресурсов может устанавливаться иной порядок их освежения и замены.
5. Использование резервов материальных ресурсов
Решение об использовании резерва материальных ресурсов принимается органом, создавшим этот резерв.
Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва должно сопровождаться письменным распоряжением указанного органа, в котором, кроме целевого назначения выделенных из резерва материальных ресурсов, необходимо указывать и источники восполнения израсходованных материальных средств резерва.
6. Восполнение резервов материальных ресурсов
Восполнение резервов материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется органом, создавшим эти резервы.
Объемы и номенклатура восполняемых материальных ресурсов резервов должны соответствовать объемам и номенклатуре израсходованных при ликвидации ЧС ресурсов, если нет иного решения органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резервов.
Восполнение материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации ЧС, осуществляется в соответствии с решением органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва и определившего источники их восполнения, или за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва.
7. Отчетность о состоянии резервов материальных ресурсов
Федеральные органы исполнительной власти представляют в МЧС России «Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по форме 1/РЕЗ ЧС один раз в год, к 15 января по состоянию на 1 января текущего года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации «Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по форме 1/РЕЗ ЧС по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Уполномоченные территориальные органы МЧС России организуют сбор, обобщение и представление в МЧС России соответствующих донесений за каждый субъект Российской Федерации к 11 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.
В объемы резервов материальных ресурсов субъекта Российской Федерации не должны включаться резервы, созданные органами местного самоуправления. Резервы, созданные организациями за счет своих средств, являются объектовыми резервами, и их использование осуществляется по решениям руководителей организаций. Информация об этих резервах в форму N 1/РЕЗ ЧС не включается.
Органы местного самоуправления представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации «Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органов местного самоуправления» по форме 2/РЕЗ ЧС два раза в год, по состоянию на 1 января и 1 июля, соответственно к 8 января и 8 июля.
Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации представляют в уполномоченные территориальные органы донесения соответственно к 11 января и 11 июля. Уполномоченные территориальные органы МЧС России организуют сбор, обобщение и представление в МЧС России соответствующих донесений к 15 января и 15 июля.
Формы донесений по состоянию резервов материальных ресурсов, пояснения к ним и регламент представления донесений представлены в Приложении 4.
Перечень нормативных правовых актов в области создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
6. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
12. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 «О сухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р «Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
22. Приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
23. Приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».
25. Приказ МЧС России от 25.10.2004 N 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
26. Приказ МЧС России от 04.11.2004 N 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
27. Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
28. Приказ МЧС России от 27.01.2014 N 27 «Об утверждении Положения о резерве материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
29. Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
30. Приказ МЧС России от 26.04.2016 N 218 «Об утверждении номенклатуры и объемов материальных ресурсов, подлежащих накоплению в резерве материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и перечня мест хранения резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
31. Приказ МЧС России от 14.06.2016 N 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
32. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
33. Приказ Минздрава России от 19 января 2017 г. N 11н «Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия».
34. Приказ Минтруда России от 17 сентября 2014 г. N 642н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»;
35. ГОСТ 1510-84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.
36. ГОСТ 20790-93/ГОСТ Р 50444-92 «Межгосударственный стандарт. Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия».
37. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
38. СанПиН от 29 сентября 1988 г. 4695-88 «Санитарные правила для холодильников».
39. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
40. ВСН 212-85 «Указания по приемке, складированию, хранению и транспортированию основных строительных материалов и изделий на базах трестов комплектации и УПТК строительных организаций Главмосстроя».
41. Методические рекомендации «МР 1.1.0093-14. 1.1. Общие вопросы. Условия организации и функционирования пунктов временного размещения и пунктов долговременного пребывания людей, прибывающих из зон чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации».
42. Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденные МЧС России 23.05.2017 N 2-4-71-24-11.
Типовые документы по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС
Примерная номенклатура
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Продовольствие и пищевое сырье
1. | Медикаменты: лекарственные средства общие, антибиотики | штук |
2. | Перевязочные средства: бинты (стерильные, нестерильные), вата, марля, салфетки | |
3. | Медимущество: инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование | компл. |
4. | Дезинфицирующие средства | тонн |
5. | Медицинские предметы (расходные) | штук |
1. | Цемент, смеси и др. | тонн |
2. | Кирпич | куб. м |
3. | Песок | куб. м |
4. | Стекло | кв. м |
5. | Кровельные материалы: шифер, рубероид, пленка, кровельное железо | усл. м |
6. | Пиломатериалы: доски, фанера, ДСП, ДВП, древесина деловая и др. | куб. м |
7. | Гвозди, уголки | кг |
8. | ЖБИ: плиты, фундаментные блоки, перекрытия и др. | куб. м |
9. | Арматура | тонн |
10. | Металлопрокат: черных металлов, листовой, сортовой, профили и др. | |
11. | Трубы стальные: нефтепроводные, катаные, тянутые, водопроводные, газопроводные и др. | м |
12. | Сантехника | компл. |
13. | Задвижки: краны и др. | штук |
14. | Кабельная продукция: кабели силовые, телефонные и др. | км |
15. | Провод разный | м |
16. | Скобяные изделия | штук |
1. | Бензин: разные марки | тонн |
2. | Керосин: разные марки | тонн |
3. | Дизельное топливо | тонн |
4. | Топливо авиационное | тонн |
5. | Масло: моторное, трансмиссионное | тонн |
6. | Мазут: топочный | тонн |
1. | Сварочное оборудование и имущество: аппараты, электроды, карбид, газ | штук |
2. | Мотопилы | штук |
3. | Инструмент: слесарный, шанцевый и др. | компл. |
4. | Насосы разные | штук |
1. | Одежда летняя: мужская, женская, детская | компл. |
2. | Одежда теплая: верхняя мужская, женская, детская; костюмы, халаты, телогрейки, брюки ватные | компл. |
3. | Одежда специальная: комплекты (брюки, куртки), халаты, комбинезоны, брюки, куртки | компл. |
4. | Обувь: утепленная мужская, женская, детская; легкая мужская, женская, детская; валенки, рабочие ботинки, сапоги кирзовые, сапоги резиновые | пар |
5. | Головные уборы: теплые, легкие | штук |
6. | Рукавицы: перчатки рабочие, утепленные | пар |
7. | Белье нательное: мужское, женское, детское | компл. |
1. | Палатки: разных типов, зимние, летние | компл. |
2. | Раскладушки | штук |
3. | Кровати | штук |
4. | Постельные принадлежности: одеяла, подушки, матрацы, спальные мешки, постельное белье (простыни, наволочки и др.) | штук |
5. | Полотенца | штук |
6. | Моющие средства: мыло хозяйственное, туалетное, стиральные порошки и др. | кг |
7. | Рукомойники | штук |
8. | Посуда | штук |
9. | Спички | короб. |
10. | Свечи | кг |
11. | Миникотельные, блочные котельные | штук |
12. | Арматура осветительная | штук |
13. | Отопительное оборудование: рефлекторы, радиаторы, печи на твердом и жидком топливе, в т.ч. длительного горения, тепловые пушки и др. | штук |
14. | Уголь, топливные брикеты | тонн |
15. | Табачные изделия: сигареты, папиросы | пачек |
1. | Электрооборудование: электродвигатели, трансформаторы, электростанции (передвижные, малогабаритные) и др. | штук |
1. | Простейшие средства защиты органов дыхания (марлевые повязки, респираторы) | штук |
2. | Средства индивидуальной защиты органов дыхания | компл. |
3. | Средства индивидуальной защиты кожи | компл. |
1. Федеральные органы исполнительной власти
ПРИКАЗ
N ____ от __________
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПОЛНЕНИЯ РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Утвердить прилагаемые номенклатуру и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях и организациях _ФОИВ_ Российской Федерации.
3. Установить, что создание, хранение и восполнение резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в учреждениях и организациях _ФОИВ_ Российской Федерации производится за счет средств бюджета _ФОИВ_ Российской Федерации.
4. Рекомендовать учреждениям и организациям:
4.1. Создать соответствующие резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4.2. Представлять информацию о создании, накоплении и использовании резервов материальных ресурсов в «уполномоченный орган» _ФОИВ_ Российской Федерации до ______________ срока.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на _(должностное лицо)_.
Утвержден
Приказом ФОИВ
Российской Федерации
от __________ N ________
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ
СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПОЛНЕНИЯ РЕЗЕРВА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ФОИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
3. Резерв включает продовольствие, вещевое имущество, предметы первой необходимости, строительные материалы, лекарственные средства и медицинские изделия, нефтепродукты, другие материальные ресурсы, необходимые.
4. Номенклатура и объемы материальных ресурсов Резерва утверждаются руководителем ФОИВ Российской Федерации и устанавливаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Создание, хранение и восполнение Резерва осуществляется за счет средств бюджета ФОИВ Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников.
6. Объем финансовых средств, необходимых для приобретения материальных ресурсов Резерва, определяется с учетом возможного изменения рыночных цен на материальные ресурсы, а также расходов, связанных с формированием, размещением, хранением и восполнением Резерва.
7. Бюджетная заявка для создания Резерва на планируемый год представляется в соответствующий орган до __________ текущего года.
8. Функции по созданию, размещению, хранению и восполнению Резерва возлагаются на _____________________________.
9. Уполномоченный орган, на который возложены функции по созданию Резерва:
разрабатывает предложения по номенклатуре и объемам материальных ресурсов в Резерве;
представляет на очередной год бюджетные заявки для закупки материальных ресурсов в Резерв;
определяет размеры расходов по хранению и содержанию материальных ресурсов в Резерве;
определяет места хранения материальных ресурсов областных резервов, отвечающие требованиям по условиям хранения и обеспечивающие возможность доставки в зоны чрезвычайных ситуаций;
в установленном порядке осуществляет отбор поставщиков материальных ресурсов в Резерв;
заключает в объеме выделенных ассигнований договоры (контракты) на поставку материальных ресурсов в Резерв, а также на ответственное хранение и содержание Резерва;
организует хранение, освежение, замену, обслуживание и выпуск материальных ресурсов, находящихся в Резерве;
организует доставку материальных ресурсов Резерва потребителям в районы чрезвычайных ситуаций;
ведет учет и отчетность по операциям с материальными ресурсами Резерва;
обеспечивает поддержание Резерва в постоянной готовности к использованию;
осуществляет контроль за наличием, качественным состоянием, соблюдением условий хранения и выполнением мероприятий по содержанию материальных ресурсов, находящихся на хранении в Резерве;
подготавливает проекты правовых актов по вопросам закладки, хранения, учета, обслуживания, освежения, замены, реализации, списания и выдачи материальных ресурсов Резерва.
10. Материальные ресурсы, входящие в состав Резерва, независимо от места их размещения, являются собственностью юридического лица, на чьи средства они созданы (приобретены).
11. Приобретение материальных ресурсов в Резерв осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
12. Хранение материальных ресурсов Резерва организуется как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и в соответствии с заключенными договорами на базах и складах промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых, торгово-посреднических и иных предприятий и организаций, независимо от формы собственности, и где гарантирована их безусловная сохранность и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
13. Уполномоченные органы, на которые возложены функции по созданию Резерва, осуществляют контроль за количеством, качеством и условиями хранения материальных ресурсов и устанавливают в договорах на их экстренную поставку (продажу) ответственность поставщика (продавца) за своевременность выдачи, количество и качество поставляемых материальных ресурсов.
Возмещение затрат организациям, осуществляющим на договорной основе ответственное хранение Резерва, производится за счет средств бюджета ФОИВ Российской Федерации.
14. Выпуск материальных ресурсов из Резерва осуществляется по решению руководителя ФОИВ Российской Федерации или лица, его замещающего, и оформляется письменным распоряжением. Решения готовятся «уполномоченным органом» на основании обращений учреждений и организаций.
15. Использование Резерва осуществляется на безвозмездной или возмездной основе.
16. Учреждения и организации ФОИВ Российской Федерации, обратившиеся за помощью и получившие материальные ресурсы из Резерва, организуют прием, хранение и целевое использование доставленных в зону чрезвычайной ситуации материальных ресурсов.
17. Отчет о целевом использовании выделенных из Резерва материальных ресурсов готовят уполномоченные органы учреждений и организаций, которым они выделены. Документы, подтверждающие целевое использование материальных ресурсов, представляются в уполномоченный орган ФОИВ Российской Федерации, на который возложены функции по созданию Резерва, в __________ срок.
18. Восполнение материальных ресурсов Резерва, израсходованных при ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств бюджета ФОИВ Российской Федерации, а также за счет внебюджетных источников средств.
19. По операциям с материальными ресурсами Резерва учреждения и организации несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и договорами.
Утверждено
приказом ФОИВ
Российской Федерации
от __________ N ________
Номенклатура и объем резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального органа исполнительной власти Российской Федерации
1. Продовольствие (из расчета снабжения ____ чел. на ____ суток)
Палатки 10-местные | шт. |
Палатки 30-местные | шт. |
Кровати раскладные | шт. |
Кровати металлические | шт. |
Одеяла | шт. |
Спальные мешки | шт. |
Матрасы | шт. |
Подушки | шт. |
Постельные принадлежности (простыни, наволочки, полотенца) | компл. |
Печи садовые | штук |
Печи длительного горения | штук |
Агрегаты отопительные | штук |
Уголь | тонн |
Тепловые пушки | шт. |
Одежда теплая, специальная | компл. |
Обувь резиновая | пар |
Обувь утепленная | пар |
Рукавицы брезентовые | пар |
Мешки бумажные | шт. |
Посуда | компл. |
Рукомойники | шт. |
Мыло и моющие средства | тонн |
Керосиновые лампы | штук |
Свечи | кор. |
Спички | шт. |
И другое |
Лес строительный | куб. м |
Пиломатериалы | куб. м |
Доска необрезная | куб. м |
Цемент | тонн |
Рубероид | кв. м |
Шифер | кв. м |
Стекло | кв. м |
Арматура | тонн |
Уголок | тонн |
Гвозди | тонн |
Скобы строительные | тонн |
Проволока крепежная | тонн |
Провода и кабели | км |
Лекарственные средства | компл. |
Медицинское оборудование | компл. |
И другое |
Автомобильный бензин АИ-76 | тонн |
Автомобильный бензин АИ-92 | тонн |
Дизельное топливо | тонн |
Масла и смазки | тонн |
И другое |
Мука | тонн |
Крупы | тонн |
Макаронные изделия | тонн |
Детское питание | тонн |
Мясные консервы | тонн |
Рыбные консервы | тонн |
Консервы молочные | тонн |
Масло растительное | тонн |
Индивидуальный рацион питания | компл. |
Соль | тонн |
Сахар | тонн |
Чай | кг |
Вода питьевая | упак. |
И другое |
Палатки | шт. |
Кровати раскладные | шт. |
Одеяла | шт. |
Спальные мешки | шт. |
Матрасы | шт. |
Подушки | шт. |
Постельные принадлежности (простыни, наволочки, полотенца) | компл. |
Печи длительного горения | шт. |
Печи садовые | шт. |
Агрегаты отопительные | шт. |
Тепловые пушки | шт. |
Блок-модульные котельные | шт. |
Мобильные осветительные комплексы | компл. |
Уголь | тонн |
Одежда теплая, специальная | компл. |
Обувь резиновая | пар |
Обувь утепленная | пар |
Рукавицы брезентовые | пар |
Мешки бумажные | шт. |
Посуда | компл. |
Рукомойники | шт. |
Мыло и моющие средства | тонн |
Керосиновые лампы | штук |
Свечи | кор. |
Спички | шт. |
Пилы поперечные | штук |
Фляги металлические | штук |
Лес строительный | куб. м |
Пиломатериалы | куб. м |
Доска необрезная | куб. м |
Цемент | тонн |
Рубероид | кв. м |
Шифер | кв. м |
Стекло | кв. м |
Арматура | тонн |
Уголок | тонн |
Гвозди | тонн |
Скобы строительные | тонн |
Проволока крепежная | тонн |
Провода и кабели | км |
И другое |
Медикаменты | компл. |
Медицинское имущество | компл. |
Медицинское оборудование | компл. |
И другое |
Автомобильный бензин АИ-76 | тонн |
Автомобильный бензин АИ-92 | тонн |
Дизельное топливо | тонн |
Масла и смазки | тонн |
И другое |