Для чего необходимы габариты на железной дороге

Габариты на железнодорожном транспорте

Для безопасности движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств или сооружений железнодорожного транспорта, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается соблюдением установленных Государственным стандартом габаритов приближения строений и габаритов подвижного состава.

Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления и др.).

Основным габаритом приближения строений на дорогах является габарит С, размеры (в мм) которого приведены на рис. 1.1

Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть фото Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть картинку Для чего необходимы габариты на железной дороге. Картинка про Для чего необходимы габариты на железной дороге. Фото Для чего необходимы габариты на железной дороге

Рисунок 1.1 Габарит приближения строений С

Для проверки соблюдения габаритов приближения строений применяется устанавливаемая на платформе специальная габаритная рама, представляющая собой деревянную конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита С. Свободный проход рамы около сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита С.

Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как порожний, так и груженый подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.

Основным габаритом подвижного состава является габарит Т, размеры (в мм) которого показаны на рис. 1.2. Для создаваемых новых вагонов повышенной вместимости применяется габарит Тпр.

Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть фото Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть картинку Для чего необходимы габариты на железной дороге. Картинка про Для чего необходимы габариты на железной дороге. Фото Для чего необходимы габариты на железной дороге

Пространство между основными очертаниями подвижного состава габарита Т, совмещенного с габаритом приближения строений С, а также между подвижным составом, находящимся на смежных путях, необходимо для того, чтобы подвижной состав не мог задеть за какие-либо части сооружений и устройств.

Погруженный на открытом подвижном составе груз должен размещаться в пределах габарита погрузки.

Габаритом погрузки (рис.1.3) называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть фото Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть картинку Для чего необходимы габариты на железной дороге. Картинка про Для чего необходимы габариты на железной дороге. Фото Для чего необходимы габариты на железной дороге

Рисунок 1.3 Габарит погрузки

Для проверки габарита погрузки используются габаритные ворота, которые представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не задевая планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет место негабаритности. Негабаритность может быть боковой, верхней и нижней, а также односторонней или двусторонней. В зависимости от размеров выхода за габарит погрузки различают шесть степеней негабаритности. При этом верхняя негабаритность может быть трех степеней, а боковая и нижняя — всех шести степеней. Установлены специальные условия перевозки грузов в зависимости от степени их негабаритности.

Основные законы и руководящие документы, действующие на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство. Для четкого решения его задач требуется наличие основных документов, регламентирующих его работу.

Развитие рыночных отношений в РФ оказывает большое воздействие на железнодорожный транспорт, где проходит процесс структурной реформы, программа которой утверждена в мае 2001 г. правительством РФ. Для реализации данной программы приняты следующие законы:

♦ Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях»;

♦ Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

♦ Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

♦ Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

Они отражают интересы всех участников перевозочного процесса и создают условия для развития конкуренции на железнодорожном транспорте.

Каковы же принципиальные положения новых законов?

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закрепляет основы нового подхода к организации перевозок на железнодорожном транспорте.

На рынке железнодорожных перевозок появляются три субъекта: перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, пользователь услугами железнодорожного транспорта (пассажир, грузоотправитель, грузополучатель).

Впервые в российском законодательстве дано определение инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как технологического комплекса, включающего в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Владелец инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающий услуги по ее использованию на основании лицензии и договора.

Сейчас перевозчиком на железнодорожном транспорте может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения и имеющий лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Пользователь услугами железнодорожного транспорта—это пассажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами, оказываемыми организациями железнодорожного транспорта.

Упомянутый Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает новый подход к системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте, обеспечивающий эффективное участие государства в функционировании отрасли в условиях ее реформирования.

Он расширяет сферу своего регулирования по обеспечению гармоничной работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования. Данный закон устанавливает требования к участникам перевозочного процесса, а также единые требования и подходы к техническому регулированию деятельности на железнодорожных путях необщего пользования. Наконец, им предусматривается пересмотр отношений собственников на железнодорожном транспорте с учетом проводимых структурных преобразований в отрасли, а также основы их финансово-экономических взаимоотношений, порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре и осуществления контроля правительством РФ.

Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, груза, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и, кроме того, порядок принципиально новой системы организации перевозок. Основной особенностью этой системы является разделение перевозочного процесса, ранее осуществляемого в рамках единой операции железными дорогами, на два самостоятельных спектра правоотношений — услуги инфраструктуры и перевозки.

В первоначальном Уставе (1836 г.) Царскосельской дороги, являвшейся собственностью акционерного общества, не содержалось никакого указания относительно правительственного надзора за ней, как нет и ни одного слова о том учреждении; которое в настоящее время называется Управлением дороги.. Со временем осуществляемая Департаментом железных дорог функция по надзору за частными дорогами была закреплена в Уставе Царскосельской дороги (1852 г.), была введена должность управляющего дорогой, назначаемого правительством: «Для обеспечения исправного и безопасного движения по железной дороге, а равно для управления технической частью и непосредственного заведывания всем, что относится до порядка и благочиния, назначается особый управляющий».

Для осуществления перевозок пассажиров, груза, багажа и грузо-багажа перевозчики и владельцы инфраструктуры заключают договор об оказании услуг на использование инфраструктуры. На основании договора перевозчику предоставляются права на использование инфраструктуры.

Законом установлены четкие требования в области взаимодействия железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, а также подробно определена взаимная ответственность всех участников перевозочного процесса: перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров.

Федеральный закон «О естественных монополиях» устанавливает тарифы, сборы и платы, связанные с выполнением работ (услуг) в местах как общего, так и необщего пользования, исходя из себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточную деятельность железнодорожного транспорта и частных предпринимателей. Остальные тарифы, сборы и плата устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках. Президентом РФ 27 февраля 2003 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях».

Федеральный закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества на федеральном железнодорожном транспорте, в ходе которой создается единый хозяйствующий субъект — ОАО «РЖД».

В отношении имущества инфраструктуры ввиду стратегической значимости железнодорожного транспорта для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства законом вводится режим ограничения оборота данного имущества.

Закон закрепляет принцип сохранения единства и централизованного управления производственной инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая может находиться только в собственности ОАО «РЖД» или в федеральной собственности.

Дополнительной гарантией стабильности работы железнодорожного транспорта является установленный законом запрет на продажу, а также залог акций ОАО «РЖД».

Подготовлены и приняты проекты постановлений правительства РФ, утверждающих «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».

Эти документы гарантируют перевозчикам независимо от их форм собственности равные права по использованию инфраструктуры. В дальнейшем по мере накопления опыта правила будут дорабатываться.

Четкая и бесперебойная работа железных дорог и безопасность достигаются неуклонным выполнением «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (ПТЭ), «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» и «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации».

Первые правила были введены на железной дороге Петербург — Москва в год ее открытия — 1851, а год спустя было издано «Положение о сигналах». Через 20 лет, когда железнодорожная сеть значительно увеличилась, были изданы единые для всех дорог «Правила движения» и «Правила охранения содержания и ремонта». Еще 20 лет спустя неторопливое путейское ведомство разработало «Правила содержания и употребления подвижного состава».

В 1898 г. три документа были объединены в «Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования». Этот документ просуществовал вплоть до 1921 г., когда наркомом путей сообщения были утверждены «Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР». По мере развития железных дорог этот документ дополняется и изменяется.

«Правила технической эксплуатации» устанавливают: основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Соблюдение ПТЭ обязательно для всех подразделений и работников железнодорожного транспорта.

«Инструкция по сигнализации» на железных дорогах устанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, с помощью которых эти сигналы подаются.

Лица, поступающие на железнодорожный транспорт на должности, связанные с движением поездов, допускаются к работе только после проверки знания ими ПТЭ, «Инструкции по сигнализации» и «Инструкции по движению поездов», а также должностных инструкций, инструкций по технике безопасности. Они должны пройти медицинское освидетельствование. Лица моложе 18 лет не могут занимать должности, связанные с движением поездов.

Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей среды, работник должен немедленно принимать меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

«Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации» в соответствии с основными положениями, установленными ПТЭ и «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации», конкретизирует правила:

♦ приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности этих устройств;

♦ приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях;

♦ производства маневров на станциях;

♦ выдачи предупреждений на поезда и другие положения, связанные с выполнением указанных операций.

Работники железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте рабочее место, а те, для кого установлена форма одежды и знаки различия, должны быть одеты в соответствии с «Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Важное значение для работы железнодорожного транспорта имеют высокая сознательность работников железных дорог и строгое соблюдение ими дисциплины. Нарушение дисциплины может повлечь за собой угрозу для жизни пассажиров и сохранности материальных ценностей. Требования к железнодорожникам определены в указанном положении.

Источник

Габариты на железнодорожном транспорте и их назначение

Для безопасности движения поездов требуется чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений у пути не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается соблюдением установленных габаритов:

Габариты были введены на железной дороги России в 1860 году. Эти габариты используются на железной дороге, имеющих ширину колеи 1520 мм.
Ширины колеи — это расстояние между внутренними гранями головок двух параллельно расположенных на шпалах рельсах.
Междупутье — это расстояние между осями соседних путей.

Габаритом приближения строения называется предельная поперечная перпендикулярная осей путей очертание, внутрь которого кроме подвижного состава не должны заходить никакие части зданий, сооружений и устройств, находящихся рядом с железнодорожным путем, кроме непосредственно взаимодействующих с подвижным составом. Обозначение – «С».

Сооружения и устройства находящиеся на территории и между территориями заводов, депо, и другим транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строения. Обозначение – «Сп».

Габариты. С и Сп должны соблюдаться при проектировании и реконструкции железной дороги, подъездных путей, сооружений и устройств на них, при электрификации и строительстве вторых путей, а также у всех эксплуатируемых сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
«С» бывает на станции и на перегоне.

В кривых участках пути увеличиваются горизонтальные расстояния габаритов приближения строений, а также расстояния до любых сооружений и устройств в зависимости от радиуса кривой.

Габаритом подвижного состава называется предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание внутри которого должен размещаться подвижной состав, как в груженом, так и в порожнем состоянии, находящиеся на прямом горизонтальном участке пути.

Относится ко всем типам вагонов и имеет восемь видов :

Грузы, размеры которых выходят за пределы габаритопогрузки, но не превышают определенной величины, позволяющей перевозить их при соблюдении специальных условий считаются не габаритными. В зависимости от поперечного очертания груза, его размеров и расположения на подвижном составе габарит бывает:

Габаритность различается по степени: от 0 до V.

Источник

ГАБАРИТЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Общие сведения о габарите

Соблюдение габаритов на железнодорожном транспорте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивы и вагоны должны свободно проходить по железнодорожному пути мимо различного рода путевых сооружений, станционных платформ, зданий и других устройств, а также не задевать подвижной состав, расположенный на смежных путях, и различные искусственные сооружения. Это требование обеспечивается соблюдением установленных государственным стандартом габаритов.

Габаритом называется предельное внешнее геометрическое очертание (в определенном сечении) сооружений и устройств, позволяющее установить занимаемое ими пространство и условия размещения соседних объектов.

На железнодорожном транспорте был введен ГОСТ 9238-83 на габариты приближения строений и подвижного состава для линий со скоростями движения не более 160 км/ч (для линий и участков со скоростями движения поездов свыше 160 км/ч габаритные нормы устанавливаются специальными указаниями ОАО «РЖД»). Этот ГОСТ распространяется на железные дороги общей сети колеи 1520 мм (для новых линий) и колеи 1524 мм (для существующих линий впредь до перевода их на колею 1520 мм), а также на подъездные пути железных дорог и промышленных предприятий.

На железных дорогах Российской Федерации установлены: габарит приближения строений, габарит подвижного состава и габарит погрузки.

Габариты приближения строений

Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть фото Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть картинку Для чего необходимы габариты на железной дороге. Картинка про Для чего необходимы габариты на железной дороге. Фото Для чего необходимы габариты на железной дороге

Для сооружений и устройств общей сети железных дорог и железнодорожных подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий установлен единый габарит приближения строений С, который учитывает использование электрической тяги, применение новых стрелочных переводов и вагонных замедлителей, средств механизации путевых работ и др.

Сооружения и устройства, находящиеся на территории и между территориями промышленных и транспортных предприятий, должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений Сп, отличающегося от габарита С некоторыми размерами (например, высотой). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых дворов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т.е. в местах, где скорости движения сравнительно невысоки и отсутствует контакная подвеска.

Для проверки соблюдения габаритов приближения строений применяется устанавливаемая на вагоне или дрезине специальная габаритная рама, представляющая собой конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита. Свободный проход рамы возле сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита приближения строений.

Места, где объекты расположены на расстоянии менее 3100 мм от оси пути, называются негабаритными. Они должны иметь специальную отличительную окраску в виде чередующихся наклонных желтых и черных полос и быть обозначены специальным знаком «Негабаритное место».

Габариты подвижного состава

Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть фото Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть картинку Для чего необходимы габариты на железной дороге. Картинка про Для чего необходимы габариты на железной дороге. Фото Для чего необходимы габариты на железной дороге

Габарит подвижного состава неразрывно связан с размерами колеи железных дорог: чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее. Подвижной состав, эксплуатируемый на общей сети железных дорог России, стран-бывших республик СССР, а также Финляндии и Монголии строится по габаритам, учитывающим ширину колеи 1520 +8 -4 мм. Для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи 1435 мм («западноевропейская колея»), а также на железнодорожных путях необщего пользования предусматриваются дополнительные габариты.

Для подвижного состава установлены следующие основные габариты подвижного состава:

Основные параметры габаритов подвижного состава:

ГабаритВысотаШиринаГабаритВысотаШирина
1-Т5300 мм3400 мм0-ВМ4650 мм3250 мм
Т5300 мм3750 мм02-ВМ4650 мм3150 мм
1-ВМ4700 мм3400 мм03-ВМ4280 мм3150 мм

В настоящее время на железнодорожном транспорте применяются дополнительные габариты для отдельных типов подвижного состава: Тц, Тпр и др.

Габарит погрузки

Габаритом погрузки называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном пути.

Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть фото Для чего необходимы габариты на железной дороге. Смотреть картинку Для чего необходимы габариты на железной дороге. Картинка про Для чего необходимы габариты на железной дороге. Фото Для чего необходимы габариты на железной дороге

Грузы, которые выходят за очертания габарита погрузки, считаются негабаритными. В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны негабаритности: нижней, боковой и верхней.

В зависимости от величины выхода груза за габарит погрузки в указанных зонах негабаритности выделяют степени негабаритности: 6 степеней нижней негабаритности, 6 степеней боковой негабаритности и 3 степени верхней негабаритности. Грузы, превышающие установленные пределы негабаритности, считаются сверхнегабариными. Степень негабаритности груза определяется не только при нахождении подвижного состава на прямом участке пути (когда груз может вписываться в габарит погрузки), но и с учетом прохождения кривых участков (расчетная негабаритность).

Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый подвижной состав, их пропускают через габаритные ворота, которые представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки, либо цепи. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок (цепей), то габарит не нарушен. Изменение положения планки (цепи) укажет на место, не соответствующее габариту.

Негабаритные грузы могут быть перевезены железнодорожным транспортом при принятии специальных мер предосторожности. Перевозка сверхнегабаритных грузов, а также грузов 3-й и более степени негабаритности производится с применением контрольной рамы, которая устанавливается на вагоне, следующем за локомотивом. Внешние размеры рамы должны соответствовать размерам негабаритного груза. Сам негабаритный груз размещается в середине поезда, но не ближе чем за 20 осей (5 вагонов) от вагона с контрольной рамой и не менее чем за 4 оси (1 вагон)от хвоста поезда. Перевозка осуществляется в светлое время суток со скоростью не более 15 км/ч на прямых участках пути и 5 км/ч на кривых участках и станционных путях. В задней кабине локомотива должен находиться представитель грузоотправителя, наблюдающий за прохождением контрольной рамы мимо сооружений и устройств, расположенных возле железнодорожного пути. Если происходит повреждение контрольной рамы, поезд немедленно останавливается и принимаются меры к устранению мест, препятствующих прохождению негабаритного груза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *