Для чего необходимы резервные офисы в информатике
резервный офис
резервный офис
Оборудованное и охраняемое помещение, позволяющее компании в течение нескольких часов после аварийного события полностью восстановить бизнес-операции своего персонала на новом месте.
[аутсорсингаhttp://www.outsourcing.ru/content/glossary/A/page-1.asp]
Тематики
Смотреть что такое «резервный офис» в других словарях:
резервный офис — Оборудованное и охраняемое помещение, позволяющее компании в течение нескольких часов после аварийного события полностью восстановить бизнес операции своего персонала на новом месте. [аутсорсингаhttp://www.outsourcing.ru/content/glossary/A/page 1 … Справочник технического переводчика
резервный центр — операций на случай чрезвычайных событий – площадка и средства для оказания технологических услуг DRC, имеет стационарную или мобильную реализацию и может включать в себя резервный офис (recovery office).… … Справочник технического переводчика
Резервный банк Малави — Расположение Лилонгве ( … Википедия
Федеральный резервный банк Атланты — (Federal Reserve Bank of Atlanta) Федеральный резервный банк Атланты это один из двенадцати банков Федеральной Резервной Системы Федеральный резервный банк Атланты: назначение и функции, руководство и совет директоров, региональные филиалы… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Бостона — (Federal Reserve Bank of Boston) Федеральный резервный банк Бостона это один из двенадцати банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Бостона: назначение и функции, история банка и хронология, Совет директоров и президенты… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Чикаго — (The Federal Reserve Bank of Chicago) Федеральный резервный банк Чикаго это один из банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Чикаго: назначение и обязанности, реководство банка, образовательные ресурсы и Музей денег… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Ричмонда — (Federal Reserve Bank of Richmond) Федеральный резервный банк Ричмонда это один из банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Ричмонда: назначение и услуги банка, филиалы и подчиненные банки, руководство и Совет директоров… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Сент-Луиса — (The Federal Reserve Bank of St. Louis) Федеральный резервный банк Сент Луиса это один из банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Сент Луиса: назначение и функции, обязанности банка, руководство и филиалы Содержание… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Канзас-Сити — (Federal reserve bank of Kansas City) Федеральный резервный банк Канзас Сити это один из двенадцати банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Канзас Сити: назначение и функции, совет директоров и председатель, филиалы и… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Кливленда — (Federal Reserve Bank of Cleveland) Федеральный резервный банк Кливленда это один из двенадцати банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Кливленда: назначение и функции, руководство и совет директоров, филиалы банка… … Энциклопедия инвестора
Федеральный резервный банк Нью-Йорка — (The Federal Reserve Bank of New York) Федеральный резервный банк Нью Йорка это один из банков Федеральной резервной системы Федеральный резервный банк Нью Йорка: назначение и функции, руководство банка, услуги и интервенции, акционеры Содержание … Энциклопедия инвестора
Резервный центр как инструмент обеспечения непрерывности бизнеса
Практически все крупные ведомства и корпорации имеют информационно-телекоммуникационные системы, обеспечивающие доступ к коллективным информационным ресурсам и коммуникационным сервисам. Для ряда таких систем вопросы надежности носят принципиальный характер. Однако резервирования важнейших узлов путем установки резервного комплекта рядом с основным не всегда достаточно для обеспечения непрерывности их работы.
Воздействие внешних факторов на ИТ-инфраструктуру компании, возникновение различных нештатных ситуаций несут в себе постоянную угрозу остановки бизнес-процессов компании. Поэтому тема управления непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management, BCM) имеет давнюю историю. Управление доступностью, непрерывностью и мощностями, оценка рисков остановки бизнес-процессов, планы обеспечения непрерывности деятельности компании и восстановления после аварии – эти и другие подобные мероприятия описываются международными, национальными стандартами и рекомендациями, включены в фирменные методики ведущих ИТ-компаний и даже в банковские нормативные акты. Однако ISO/IEC 20000, ITIL, COBIT, BS 25999 и аналогичные документы не отвечают на вопрос: как построить ИТ-инфраструктуру, гарантирующую необходимый уровень непрерывности бизнеса?
Обеспечение непрерывности бизнеса, как правило, тесно связано с резервированием. Но пока нет полной ясности, в каких случаях необходимы резервные компоненты, каковы требования к ним, как их классифицировать по степени отказоустойчивости. Как известно, «нельзя управлять тем, что нельзя измерить» – следовательно, при отсутствии методик количественной оценки непрерывности бизнеса как-то странно говорить о BCM. Даже обоснование коэффициента готовности отказоустойчивых систем сегодня остается скорее философским вопросом, нежели математической задачей (см. «Правда «пяти девяток», «ИКС» №6, с. 84). Ясно одно: если от простоя информационных (платежных, телекоммуникационных и т.д.) систем компания несет убытки, для защиты ее критически важных бизнес-процессов необходим резервный центр.
Катастрофоустойчивые ЦОДы
В обеспечении бизнес-процессов корпораций и государственных организаций фактор надежности корпоративной сети и информационных систем вносит основную долю рисков, связанных с потерей данных или недоступностью информационных сервисов. Чтобы обеспечить стабильность управления госструктурами или непрерывность бизнеса коммерческих организаций, помимо основных информационных систем предусматриваются резервные. Основу их составляют резервные центры обработки данных (ЦОДы), или дата-центры.
На резервный ЦОД возлагается основная задача обеспечения непрерывности вычислительного процесса при выходе из строя основных систем. Чтобы обеспечить толерантность базовых сервисов ИТ- и коммуникационных систем к различным аварийным ситуациям, на резервной площадке размещают дублирующий комплект серверов и телекоммуникационного оборудования; необходимы также механизмы переключения информационных нагрузок и механизмы репликаций для поддержания актуальной копии данных.
Централизация, повышение эффективности вычислений, рост объемов информации наряду с ужесточением требований к уровню ее сохранности и непрерывности процесса обработки – всё это обусловило сочетание двух подходов: консолидации информационных ресурсов в составе ЦОДа и структурного резервирования их аппаратно-программных комплексов. Повышенный интерес к резервным центрам объясняется, прежде всего, необходимостью обеспечить катастрофоустойчивость ядра ИТ-инфраструктуры организации. Типовое решение этой задачи – территориальное разнесение узлов обработки и хранения данных. Поэтому в целом наиболее эффективным будет резервирование совместно с территориальным разнесением ЦОДов. Это обеспечивает максимальный уровень живучести системы под воздействием как локальных деструктивных факторов (отказы аппаратуры, сбои программного обеспечения, случайные ошибки или злонамеренные действия пользователей), так и внешних угроз (террористический акт, пожар, затопление, авария в сетях энергоснабжения или сетях передачи данных провайдера, другие техногенные катастрофы и стихийные бедствия).
Таким образом, резервный центр, удаленный от основной площадки, обеспечивает не только отказо-, но и катастрофоустойчивость, определяющую максимальный уровень живучести ядра информационно-телекоммуникационной системы (ИТКС) и, следовательно, минимальный риск остановки бизнес-процессов организации.
Обеспечение катастрофоустойчивой конфигурации ИТКС организации (ведомства) – весьма непростая и затратная задача, поэтому такие конфигурации имеют смысл лишь для ответственных применений. Широкое распространение резервные центры получили в банковском секторе, где бизнес, включая вопросы репутации, находится в прямой зависимости от доступности информационной системы. В данном случае высокая цена простоя платежных систем способна оправдать строительство резервного центра.
Обычно серьезные проблемы в банковских ИТ-системах тщательно скрывают, поскольку они могут отразиться на лояльности клиентов и престиже банка в целом. Поэтому примеры зависимости эффективной работы финансовых учреждений от качества функционирования ИТ-систем приходится брать из практики крупнейших зарубежных бирж, где факты простоев в результате остановки информационных систем широко известны. В апреле 2000 г. в течение восьми часов (почти всю торговую сессию) были парализованы торги на Лондонской фондовой бирже (LSE) из-за ошибок в работе программного обеспечения. Заметим, что на бирже эксплуатировались наиболее надежные FT-системы того времени с коэффициентом готовности свыше 99,999%. Убытки составили несколько миллионов фунтов. В сентябре 2008 г. снова на LSE был зафиксирован сбой, повлекший за собой остановку ее работы на четыре часа. Кроме прямых потерь – а около 40% дохода биржи приходится на продажу информации о курсах акций в режиме реального времени, – сбои на LSE сыграли на руку ее конкурентам. Известны случаи крупных аварий, в результате которых были остановлены критически важные сервисы, на других торговых площадках, включая Токийскую фондовую биржу и NASDAQ.
В нашей стране резервные центры имеют Банк России, Альфа-Банк, Банк ВЕФК, Московский кредитный банк, подразделения Сбербанка и другие банки. Резервные центры широко распространены в Министерстве обороны и других силовых ведомствах; например, крупный резервный ЦОД внедряется в интересах пограничной службы для обработки данных биометрических загранпаспортов граждан России.
Структура основного и резервного центров
Чтобы создать системы, толерантные к серьезным авариям и катастрофам, используют территориальное разнесение вычислительных платформ и информационных хранилищ, организуя кампусные, метро- и континентальные кластеры. Для катастрофоустойчивых геокластеров разнесение узлов, как правило, составляет не менее 50 км. На рисунке представлена типовая структура основного и резервного центров, основанная на геокластерах. В ней выделены три основных элемента обеспечения катастрофоустойчивости:
• протяженная скоростная магистраль, соединяющая обе площадки (в данном случае в виде DWDM-кольца);
• вычислительный геокластер (с узлами кластера на основной и резервной площадках);
• геокластер систем хранения (Storage Area Network, SAN).
Чтобы обеспечить непрерывность вычислений, резервный центр обычно работает в режиме горячего резервирования. При этом подразумевается, что резервный узел всегда имеет актуальную информацию (путем репликации информации с основного узла) и готов незамедлительно переключиться на обслуживание задач.
Структура и элементы дата-центра на рисунке даны обобщенно, для каждого вертикального рынка можно подставить свои конкретные элементы. Например, для банковского сектора «шлюз в другие сети» может означать шлюз в международную сеть SWIFT.
Кроме ядра резервного центра – резервного ЦОДа, который обеспечивает основные операции автоматического обнаружения отказов, переконфигурирования системы для снятия нагрузки с неисправных комплексов и переключения ее на резервные, – важную роль играют и другие подсистемы. Даже в штатном режиме требуется постоянный детальный мониторинг всех систем (который обычно ведут системы управления телекоммуникационным оборудованием и вычислительными комплексами), например, в целях анализа сетей или вычислительных процессов для их оптимизации и прогнозирования нештатных ситуаций. Кроме того, при эскалации проблем необходим переход на автоматизированное или ручное управление; при этом требуется знание предаварийной обстановки и возможных сценариев устранения проблем. Заранее должны быть решены организационные задачи, предусматривающие ряд оперативных мероприятий для обнаружения и нейтрализации нештатных ситуаций, включая разработку аварийного плана действий (disaster recovery plan), в том числе для переключения информационных сервисов и восстановления работоспособности основного узла. Следует иметь в виду, что даже самая надежная вычислительная платформа, например, класса Permanent Availability, не сможет функционировать при отказе инженерной инфраструктуры, включая системы энергоснабжения и кондиционирования, а также системы их мониторинга и управления ими.
В задачи системы эксплуатации резервного центра входит контроль и поддержка работоспособности аппаратно-программных средств центра в зависимости от наличия нештатной ситуации или степени ее опасности. Для системы эксплуатации можно предусмотреть переменный количественный состав, который легко оперативно нарастить из штатного состава служб эксплуатации основной площадки.
При возникновении чрезвычайных ситуаций или длительного восстановления основной площадки может оказаться недостаточно переключения на аппаратно-программные резервные элементы. Для обеспечения непрерывного управления ИТ-системой организации, поддержания ее штатной функциональности силами резервного центра предусматривают заблаговременно подготовленные рабочие места для руководства и технического персонала, а также других структурных подразделений. Степень развертывания этих элементов увеличивается по мере эскалации проблем и деградации элементов основной площадки. Учитывая особенность работы резервного центра, целесообразно включать в его состав элементы, способствующие более эффективному решению управленческих задач в сложной обстановке и в условиях дефицита времени. Одним из таких элементов является ситуационный центр. Он позволяет повысить качество принимаемых решений путем визуализации информационного потока, а также результатов анализа, моделирования и прогнозирования развития нештатных ситуаций.
Развертывание перечисленных выше подсистем, на первый взгляд, может показаться излишним даже для крупного банка. Однако энергетический коллапс в Москве в мае 2005 г. показал уровень толерантности эксплуатируемых систем. Торги на биржах были остановлены, многие банки вынуждены были прекратить работу части офисов и филиалов. Некоторые даже выступили с официальным обращением к гражданам о «возможных временных затруднениях в обслуживании клиентов банка».
Учитывая, что сегодня банковские системы, как правило, ведут централизованную обработку платежной и другой информации, даже наличие автономных источников электроэнергии на основной площадке не гарантирует им связь с внешними объектами (филиалами, клиентами, другими платежными сетями). Нет гарантий работоспособности всей цепочки операторов связи в проблемном регионе. Кроме того, работа руководства и структурных подразделений организации на основной площадке в таких условиях будет затруднена дефицитом энергии из-за повышенного энергопотребления резервных источников. От способности безболезненно переносить подобные коллапсы и любые другие катаклизмы зависит, например, финансовая устойчивость и престиж банка. Поэтому все более широкое применение находят резервные центры, позволяющие нивелировать последствия не только технических аварий и ошибок обслуживающего персонала, но и крупных пожаров, обрушения зданий, заражения опасными программными вирусами, террористических актов (и ложных сообщений о них) и прочих чрезвычайных ситуаций. #999999″>икс
Резервное копирование: где, как и зачем?
Защита данных предполагает наличие бэкапа — резервных копий, из которых можно выполнить их восстановление. Для большинства компаний и организаций резервное копирование данных относится к числу наиболее важных приоритетов. Около половины компаний работают со своими данными как со стратегическим активом. И ценность хранимых данных постоянно растет. Их используют для повышения качества обслуживания клиентов, поддержки текущей деятельности, исследований и разработок, учета, они задействованы в системах автоматизации, интернета вещей, искусственного интеллекта и др. Поэтому задача защиты данных от аппаратных сбоев, человеческих ошибок, вирусов и кибератак становится крайне актуальной.
В мире наблюдается рост киберпреступности. В прошлом году более 70% компаний подверглись кибератакам. Компрометация персональных данных клиентов и конфиденциальных файлов может иметь серьёзные последствия и приводить к огромным убыткам.
Вместе с тем появляется культура работы с данными, понимание того, что данные – это ценный ресурс, с помощью которого компания может получать дополнительную прибыль или сокращать издержки, а вместе с этим — и желание обеспечить надежную защиту своих данных.
Вариантов резервирования несколько: локальное или удаленное хранение резервных копий на собственной площадке, облачное хранение или бэкапы у хостинг-провайдеров.
Хранить и защищать
Как показывают результаты опросов, примерно четверть респондентов выполняет резервирование данных ежемесячно, столько же – еженедельно, и более четверти – ежедневно. И это вполне оправдано: в результате такой предусмотрительности почти 70% организаций избежали в минувшем году простоев из-за потери данных. В этом им помогают совершенствующиеся программные инструменты и сервисы.
Согласно исследованию IDC мирового рынка программного обеспечения репликации защиты данных (Data Replication and Protection), его продажи в мире будут расти с 2018 по 2022 годы ежегодно на 4,7% и достигнут 8,7 млрд. долларов. Аналитики DecisionDatabases.com в своем отчете (Global Data Backup Software Market Growth 2019-2024) пришли к выводу, что в ближайшие пять лет среднегодовые темпы роста мирового рынка программного обеспечения резервного копирования данных будут составлять 7,6%, и в 2024 году его объем достигнет 2,456 млрд. долларов против 1,836 млрд. долларов в 2019 году.
В октябре 2019 года Gartner представила «магический квадрант» по программному обеспечению резервного копирования и восстановления ИТ-систем дата-центров. Ведущими вендорами этого ПО стали Commvault, Veeam, Veritas, Dell EMC и IBM.
При этом растет популярность облачного резервного копирования: продажи таких продуктов и сервисов, по прогнозам, будут расти более чем вдвое быстрее рынка программного обеспечения защиты данных в целом. По прогнозу Gartner, уже в этом году до 20% предприятий будут использовать резервное копирование в облако.
По прогнозам Marketintellica, мировой рынок ПО для создания и хранения резервных копий на своей (on premises) и на сторонней площадке (off-site) в ближайшей перспективе будет стабильно расти.
По информации IKS Consulting, в России сегмент «облачное резервное копирование как сервис» (BaaS) увеличивается в среднем на 20% в год. По данным опроса Acronis 2019 года, компании все чаще полагаются именно на облачное резервное копирование: его используют более 48% респондентов, а около 27% предпочитают комбинировать облачное и локальное резервное копирование.
Требования к системам резервного копирования
Тем временем требования к программному обеспечению резервного копирования и восстановления данных меняются. Чтобы успешнее решать задачи защиты данных и оптимизировать расходы, компании готовы приобретать более простые, гибкие и недорогие решения, считают аналитики Gartner. Привычные методы защиты данных не всегда соответствуют новым требованиям.
Системы резервного копирования и восстановления данных должны предусматривать простое развертывание и администрирование, удобное управление процессом резервирования и восстановления, оперативное восстановление данных. Современные решения нередко реализуют функции репликации данных, позволяют автоматизировать операции, предусматривают интеграцию с облаками, встроенные функции архивирования, поддерживают аппаратные снимки данных.
По прогнозу Gartner, в ближайшие два года до 40% компаний перейдут на новые решения резервного копирования, заменив имеющееся ПО, а многие будут использовать одновременно несколько продуктов или сервисов, оптимально защищающих те или иные системы. Чем же их не устраивают прежние решения резервного копирования и восстановления данных?
Все в одном
Аналитики полагают, что в результате такого перехода компании получают более гибкие, масштабируемые, простые и производительные системы, нередко представляющие собой унифицированное программное обеспечения для управления данными и их хранения. Усовершенствованные продукты резервного копирования и восстановления включают в себя инструменты эффективного управления данными, дают возможность перемещать данные туда, где их хранение наиболее эффективно (в том числе автоматически), управлять ими, защищать и восстанавливать.
С ростом разнообразия и объемов данных важным требованием становится комплексная защита и управление данными: файлами, базами данных, данными виртуальных и облачных сред, приложений, а также доступ к различным типам данных в первичных, вторичных и облачных хранилищах.
Комплексные решения управления данными обеспечивают единое управление ими в масштабе всей ИТ-инфраструктуры: их резервное копирование, восстановление, архивирование и управления моментальными снимками. Однако администраторы должны четко понимать, где, как долго и какие данные хранятся, какие к ним применяются политики. Быстрое восстановление приложений, виртуальных машин и рабочих нагрузок из локального или облачного хранилища данных минимизирует простои, а автоматизация позволяет свести к минимуму ошибки из-за человеческого фактора.
Крупные организации с комбинацией унаследованных, традиционных и современных приложений нередко выбирают системы резервного копирования, поддерживающие широкий спектр операционных систем, приложений, гипервизоров и реляционных баз данных, обладающие высокой масштабируемостью (до нескольких петабайт и тысяч клиентов), а также предусматривающих интеграцию с широким спектром систем хранения данных, публичных, частных и гибридных облаков и ленточных накопителей.
Как правило, это платформы с традиционной трехуровневой архитектурой из агентов, медиа-серверов и сервера управления. Они могут объединять функции резервного копирования и восстановления, архивирования, аварийного восстановления (DR) и облачного резервного копирования, оптимизировать производительность, используя алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения.
Как считают в компании Forrester, централизованное управление источниками данных, политиками, способность к надежному восстановлению данных и безопасность являются наиболее важными характеристиками решений резервного копирования.
Современные решения могут с любой периодичностью выполнять резервное копирование виртуальных машин на основе моментальных снимков практически без снижения производительности рабочих сред. Они ликвидируют разрыв между целевой точкой восстановления (Recovery Point Objective, RPO) и целевым временем восстановления (Recovery Time Objective, RTO), гарантируют доступность данных в любое время и обеспечивают непрерывность бизнеса.
Рост объемов данных
Тем временем в мире продолжается экспоненциальный рост объема создаваемых данных, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. По прогнозу IDC, объем создаваемых за год данных вырастет с 2018 до 2025 годы с 33 до 175 ЗБ. Среднегодовые темпы роста превысят 27%. На этот рост влияет и увеличение числа пользователей интернета. В прошлом году интернетом пользовались 53% населения Земли. Число пользователей интернета ежегодно увеличивается на 15-20%. Новые и развивающиеся технологии, такие как 5G, видео UHD, аналитика, IoT, искусственный интеллект, AR/VR, влекут за собой генерацию все больших объемов данных. Источниками роста объема данных также являются также развлекательный контент и видео с камер систем видеонаблюдения. Например, рынок хранения видео с камер наблюдения, по прогнозам MarketsandMarkets, будет расти на 22,4% в год и достигнет в этом году 18,28 млрд долларов.
Экспоненциальный рост объемов создаваемых данных.
За последние два-три года объемы корпоративных данных выросли примерно на порядок. Соответственно, усложнилась задача резервного копирования. Емкости хранилищ данных достигают сотен терабайт и продолжают увеличиваться по мере накопления данных. Потеря даже части этих данных может сказаться не только на бизнес-процессах, но и повлиять на репутацию бренда или на лояльность клиентов. Поэтому создание и хранение бэкапов в значительной мере влияет на весь бизнес.
Сориентироваться в предложениях вендоров, предлагающих свои варианты резервного копирования, бывает нелегко. Существуют разные варианты создания и хранения резервных копий, но наиболее популярными являются локальные системы резервного копирования и использования облачных сервисов. Резервное копирование в облако или в ЦОД провайдера обеспечивает надежную защиту данных и минимизирует риски, связанные с программными сбоями, техническими неисправностями оборудования и ошибками сотрудников.
Миграция в облака
Данные можно накапливать и хранить в собственных центрах обработки данных, но при этом придется обеспечить отказоустойчивость, кластеризацию и масштабирование емкости, иметь в штате квалифицированных специалистов по администрированию систем хранения. В этих условиях передача всех подобных вопросов на аутсорсинг провайдеру очень актуальна. Например, при размещении баз данных в ЦОД провайдера или в облаке можно возложить ответственность за хранение, резервирование данных, функционирование баз данных на профессионалов. Провайдер будет нести финансовую ответственность по соглашению об уровне обслуживания. Помимо прочего это позволяет быстро развернуть типовую конфигурацию для решения конкретной задачи, а также обеспечить высокую степень доступности за счёт резервирования вычислительных ресурсов и резервного копирования.
В 2019 году объем мирового рынка облачного резервного копирования составил 1834,3 млн. долл., и ожидается, что к концу 2026 года он достигнет 4229,3 млн. долл. при среднегодовом росте 12,5%.
При этом все больше данных будет храниться не в корпоративных сетях и не на конечных устройствах, а в облаке, причем, согласно IDC, доля данных в публичных облаках вырастет к 2025 году до 42%. Более того, организации переходят к использованию мультиоблачных инфраструктур и гибридных облаков. Такого подхода придерживаются уже 90% европейских компаний.
Облачное резервное копирование представляет собой стратегию резервного копирования данных, которая включает отправку копии данных по сети на сервер за пределами собственной площадки. Обычно это сервер сервис-провайдера, который взимает с клиента плату на основе выделенной емкости, пропускной способности или количестве пользователей.
Широкое внедрение облачных технологий и необходимость управления большими объемами данных способствуют росту популярности облачных решений для резервного копирования. Кроме того, с внедрением облачных решений резервного копирования связывают такие преимущества как простое управление и мониторинг, резервное копирование и восстановление в режиме реального времени, простая интеграция облачного резервного копирования с другими корпоративными приложениями, дедупликация данных и поддержка различных клиентов.
Ключевыми игроками данного рынка аналитики считают компании Acronis, Asigra, Barracuda Networks, Carbonite, Code42 Software, Datto, Druva Software, Efolder, IBM, Iron Mountain и Microsoft.
Мультиоблачные среды
Поставщики систем хранения данных делают все возможное, чтобы их продукты эффективно работали в мультиоблачной среде. Задача — упростить использование данных и перемещать их туда, где они необходимы, а их хранение — наиболее эффективно. Например, они применяют распределенные файловые системы следующего поколения, которые поддерживают единое пространство имен, обеспечивая доступ к данным в разных облачных средах, предлагают общие стратегии и политики управления в разных облаках и на локальном уровне. Конечная цель состоит в управлении, защите и эффективном использовании данных, где бы они ни находились.
Мониторинг — еще одна из проблем мультиоблачного хранения. Нужны инструменты мониторинга для отслеживания результатов в мультиоблачной среде. Независимый инструмент мониторинга, разработанный для нескольких облаков, позволит получить общую картину.
Прогноз роста мирового рынка систем управления мультиоблачными средами.
Совмещение периферийного и мультиоблачного хранения – также непростая задача. Чтобы эти системы эффективно работали вместе, нужно знать объемы и типы данных, где и как эти данные будут собираться, передаваться и сохраняться. Для планирования процесса потребуется также знать, как долго должны храниться данные каждого типа, где, когда и сколько данных нужно будет передавать между различными системами и облачными платформами, как осуществляется их резервное копирование и защита.
Все это поможет администраторам свести к минимуму сложности, связанные с объединением периферийного и мультиоблачного хранения.
Данные на периферии
Еще один тренд – периферийные вычисления. Как считают аналитики Gartner, в ближайшие годы около половины всех корпоративных данных будут обрабатываться за пределами традиционных ЦОД или облачной среды: все более значительная их доля размещается на периферии — для хранения и локальной аналитики. По прогнозу IDC, в регионе EMEA доля «периферийных» данных вырастет почти вдвое — с 11% до 21% от общего объема. Причины — распространение интернета вещей, перенос аналитики и обработки данных ближе к их источнику.
Переход от облачных и централизованных вычислений к периферийным вычислениям уже начался. Такие системы становятся все более востребованными. Затраты и сложность создания централизованной архитектуры для обработки большого объема данных чрезмерно велики, такая система может стать плохо управляемой по сравнению с распределением обработки данных по периферии или на соответствующем уровне сети. Кроме того, на периферии можно объединять или деперсонализировать данные перед отправкой в облако.
Данные за границей
Некоторые компании предпочитают хранить данные за рубежом, считая такой вариант надежной защитой данных от несанкционированного доступа и важным фактором снижения риска. Данные за границей – это гарантия защиты ценной информации. Размещенное за рубежом оборудование не находится под российской юрисдикцией. А благодаря шифрованию сотрудники ЦОД могут вообще не иметь доступа к вашим данным. В современных зарубежных дата-центрах используется высоконадежное оборудование, обеспечиваются высокие показатели надежности на уровне ЦОД в целом.
Использование иностранных ЦОД может иметь и ряд других преимуществ. Клиент застрахован от рисков, связанных с форс-мажорами или недобросовестной конкуренцией. Использование таких площадок для хранения и обработки данных позволит минимизировать подобные риски. Например, в случае изъятия серверов в России компания сможет сохранить копию своих систем и данных в зарубежных ЦОД.
Как правило, ИТ-инфраструктура зарубежных ЦОД – это стандарты качества, высокий уровень безопасности и контроля хранения данных. В них используются новейшие ИТ-решения, межсетевые экраны, технологии шифрования каналов связи, средства защиты от DDoS-атак. Энергообеспечение ЦОД также реализовано с высоким уровнем надежности (до TIER III и IV).
Резервное копирование в зарубежных ЦОД актуально для любого бизнеса в РФ, не работающего с персональными данными пользователей, хранение и обработка которых, согласно закону № 152-ФЗ «О персональных данных», должна осуществляться на территории России. Эти требования можно выполнить путем развертывания двух площадок: основной в России, где происходит первичная обработка данных, и зарубежной, где размещаются резервные копии.
Зарубежные площадки нередко используют и в качестве резервного ЦОД. Тем самым достигается максимальная безопасность и надежность, минимизируются риски. В ряде случаев они удобны для размещения данных и подключения к ним европейских клиентов. При этом достигается лучшее время отклика для европейских пользователей. Такие дата-центры имеют прямой доступ к европейским точкам обмена трафиком. Мы например предлагаем своим клиентам сразу 4 точки размещения данных в Европе — это Цюрих (Швейцария), Франкфурт (Германия), Лондон (Великобритания) и Амстердам (Нидерланды).
Что нужно учитывать при выборе дата-центра?
Используя услуги коммерческих ЦОД, помимо удобной структуры расходов, бизнес получает более гибкий сервис, который можно масштабировать в режиме реального времени, а оплачиваются только потребляемые ресурсы (pay-per-use). Услуги внешнего ЦОД также позволяют снизить риски, связанные с неопределенностью будущего, легко адаптировать ИТ к новым технологическим трендам, сосредоточиться на своих ключевых бизнес-процессах, а не на обслуживании ИТ-инфраструктуры.
Провайдеры учитывают при строительстве и эксплуатации своих площадок лучшие практики и международные стандарты, предъявляющие высокие требования к инженерным и ИТ-системам ЦОД, такие как ISO 27001:2013 Information Security Management (управление информационной безопасностью), ISO 50001:2011 Energy Management System (эффективное планирование систем энергоснабжения дата-центра), ISO 22301:2012 Business Continuity Management System (обеспечение непрерывности бизнес-процессов ЦОД), а также европейские стандарты EN 50600-x, стандарт PCI DSS, касающийся безопасности обработки и хранения данных пластиковых карт международных платежных систем.
В результате заказчик получает отказоустойчивый сервис, обеспечивающий надежный надежное хранение данных и непрерывность бизнес-процессов.