Для чего необходимы витамины 5 класс технология кратко
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 21. Основы здорового питания
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Кулинария – искусство приготовления пищи.
Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
Рациональное питание (от лат. – разумный) – это питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека.
Пищевой рацион – набор пищевых продуктов, необходимый человеку на определённый период времени (на день, на неделю)
Режим питания – это время и число приёмов пищи.
Калорийность (энергетическая ценность) – количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Блюда из яиц: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.
3. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Бутерброды: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2011. – 224 с.
4. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Каши: Сборник кулинарных рецептов. – М.: Феникс, 2006. – 224 с.
5. Плотникова Т.В. Завтрак, обед, ужин за 5 минут.– М.: Феникс, 2011.– 219с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Мы живём не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить.» Все живые организмы нуждаются в пище. Человек употребляет в пищу продукты, которые в пищеварительной системе проходят сложные изменения и превращения. В результате этих преобразований часть пищи постепенно превращается в вещества самого организма, то есть усваивается, часть расходуется в виде энергии на осуществление процессов жизнедеятельности, а неусвоенные продукты выводятся из организма.
Чтобы сохранить своё здоровье, человеку нужно правильно питаться.
Научиться правильно готовить полноценную здоровую пищу помогает наука о питании – кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
Питание – процесс потребления и усвоения организмом питательных веществ, необходимых для роста, развития, поддержания жизнедеятельности и работоспособности.
Питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Человеку также необходимо получать минеральные соли, воду и витамины. Для правильной организации питания очень важно определить значение для человека питательных веществ.
Жиры и углеводы – это источники энергии для организма. Организму человека необходимы продукты питания, содержащие жиры как животного происхождения – например, сливочное масло, сало, сметана, сыр, так и растительного происхождения – это орехи, подсолнечное, оливковое масло. Жиры регулируют проникновение в клетки воды, солей и других важнейших веществ, предохраняют кожу от высыхания, защищают организм от переохлаждения.
Углеводы составляют главную часть рациона питания человека. Они содержатся в хлебе, кондитерских изделиях, сахаре, мёде, фруктах, крупах, картофеле, макаронных изделиях.
Витамины повышают сопротивляемость организма к болезням, влияют на состояние кожи, волос, зрения. В зависимости от того, в какой среде витамины лучше усваиваются организмом, их делят на водорастворимые – витамин С, витамины группы В, РР, и жирорастворимые – такие как А, D, Е, К. Витамины содержатся в продуктах животного и растительного происхождения. Для здоровья человека вредны как недостаток витаминов, так и их переизбыток. Недостаток витаминов называется гиповитаминозом, а их избыток – гипервитаминозом. Полное отсутствие витаминов носит название «авитаминоз». Витамины легко разрушаются в продуктах питания при неправильном режиме их обработки, долгом хранении. Поэтому, чтобы сохранить витамины важно соблюдать условия хранения продуктов питания и правильно выбирать способ их приготовления.
Минеральные вещества регулируют обмен веществ в организме. Потребность в минеральных веществах, например, в кальции, магнии, фосфоре, железе покрывается полностью, если пища состоит из разнообразных продуктов животного и растительного происхождения.
Вода составляет в среднем 65 % массы тела человека. Вода является средой для осуществления всех процессов, идущих в клетках организма. Потеря 20 % воды приводит к смерти организма. Воду мы потребляем в виде жидкостей, а также в составе пищи.
Питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека называют рациональным. Оно состоит из трёх принципов: соблюдение режима питания, умеренность в употреблении пищи и разнообразие.
Режим питания – это время и число приёмов пищи. Обратим внимание, что принимать пищу необходимо в одно и то же время! Тогда организм человека успевает подготовиться – вырабатывает слюну, желудочный сок и желчь, необходимые для переваривания и усвоения пищи.
Пищевой рацион человека должен покрывать энергетические затраты организма: переедание также вредно для организма, как и недоедание.
Калорийностью или энергетической ценностью называется количество энергии, которое содержится в питательных веществах, получаемых человеком с пищей. Эта энергия измеряется в калориях и килокалориях. Один грамм различных питательных веществ даёт организму определённое количество энергии: Так 1 грамм белков или 1 грамм углеводов содержит 4 килокалории, а 1 грамм жиров – 9 килокалорий.
Для детей и взрослых установлены нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии, которые зависят от физической и умственной нагрузки. Если суточную калорийность пищи принять за 100 %, то на завтрак должно приходиться примерно 30 % от общей калорийности суточного рациона, на обед – 45 %, на полдник – 10 % и на ужин – 15 %.
Пищевой рацион человека должен быть разнообразным. В ежедневном меню рекомендуется употреблять одинаковое количество белков и жиров – примерно 25– 30 %, и 40– 50 % углеводов.
Принципы здорового питания схематически изображаются в виде пирамиды питания. Продукты, помещённые в основании пирамиды, следует употреблять в пищу как можно чаще. Продукты, находящихся на вершине пирамиды, употреблять в ограниченных количествах или избегать их.
И конечно, очень важны условия приёма пищи. Они способствуют не только хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи, но и повышению настроения, а также развитию навыков общения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Подчеркните продукты животного происхождения.
Ответ: яйца, молоко, кефир, мёд, рыба, мясо, сыр.
Пояснение: Пища животного происхождения – это пища, которую человек получает непосредственно от животных или в процессе её дальнейшей переработки.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть принципы рационального питания.
1. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на завтрак?
2. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на обед?
3. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на полдник?
4. Сколько процентов от общей калорийности суточного рациона должно приходиться на ужин?
Презентация по технологии «Витамины»(5 класс-девочки)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Чтобы нормально расти и развиваться, школьникам требуются бесперебойные поставки минеральных веществ и витаминов.
Витамин А (ретинол) Источники: морковь, зелёный салат, персики, абрикосы, арбузы, кукуруза, бананы, тыква, печень, яйца, сливочное масло, сметана, молоко, рыба, шпинат. Функции: обеспечивает нормальный обмен белков и углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, достаточное количество гарантирует хорошую кожу, красивые волосы, крепкие ногти. Дефицит вызывает появление «гусиной кожи», сухость кожного покрова, трещины на пятках, ломкость ногтей, быструю утомляемость. Снижается острота зрения, может развиться «куриная слепота».
Витамин C (аскорбиновая кислота) Источники: цитрусовые, зелень петрушки, плоды шиповника, чёрная смородина, капуста, киви, брокколи, красный сладкий перец. Функции: незаменимый участник окислительно – восстановительных процессов в организме, стимулятор работы центральной нервной системы. Укрепляет кровеносные сосуды, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, участвует в заживлении ран. Дефицит: вызывает вялость, быструю утомляемость, снижается работоспособность, повышается восприимчивость к инфекциям, в том числе к гриппу и ОРВИ.
Витамин В1 (тиамин) Источники: чёрный хлеб, хлеб с отрубями, овсяные хлопья, печень, дрожжи, свинина, постное мясо, коровье молоко. Функции: регулирует процессы энергетического, углеводного и аминокислотного обмена, а также водный баланс. Дефицит может привести к повышенной раздражительности, бессоннице, расстройству сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, тахикардии, ослаблению памяти.
Источники: печень, яичный желток, петрушка, шпинат, лесные орехи, мука пшеничная и ржаная, апельсиновый сок, абрикосы, вишня, земляника Функции: способствует росту и развитию организма, регулирует кроветворные процессы. Дефицит угрожает возникновением заболеваний кроветворной системы, в том числе анемии, снижением иммунитета, болезнями желудочно-кишечного тракта. Витамин В9 (фолиевая кислота)
Источники: печень, почки, мясо, яичные желтки. Функции: нормализует работу нервной системы, энергетический обмен, способствует образованию красных кровяных телец. Дефицит вызывает снижение аппетита, одышку, слабость, головокружение, поражение нервной системы, развитие анемии. Витамин В12 (кобаламин)
Источники: дрожжи, печень, ржаной хлеб, хлебопродукты, картофель, мясо, рыба, бананы, фасоль, горох, соя. Функции: регулирует нормальную работу нервной системы, печени. Дефицит ведёт к нарушениям работы центральной нервной системы – сонливости, раздражительности, а также к дерматиту и конъюктевиту. Витамин В6 (пиридоксин)
Источники: миндаль, грецкие орехи, зелёный горошек, сельдерей, зелень петрушки, кукуруза, пшеничные зёрна, цитрусовые, кукурузное, оливковое, льняное, подсолнечное масло, персики, фасоль. Функции: стимулирует эндокринную систему, повышает работоспособность. Дефицит приводит к мышечной слабости, анемии. Витамин Е (токоферол)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сформировать общее представление о витаминах, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооружить обучающихся новыми знаниями, по иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как они питаются.
Поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности (Витаминами)
Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооружить обучающихся новыми знаниями, по иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как они питаются.
Поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. Витаминами
Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
Номер материала: 384882
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 22. Витамины, их значение в питании людей
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Витамины – органические вещества, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности. Большая часть витаминов должна поступать в организм из пищи.
Витаминология – наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
2. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В.И. Ермакова. – М: Просвещение, 2002. – 79 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Многие века люди, ничего не зная о витаминах, догадывались о взаимосвязи питания и здоровья человека.
Например, врачи, жившие в Древнем Египте, рекомендовали своим пациентам для избавления от куриной слепоты (снижения остроты зрения в сумерках) есть большое количество куриной печени. Современная наука подтвердила: в этом продукте содержится витамин А, который отвечает, в том числе, за сумеречное зрелище.
Известный древнегреческий врач Гиппократ говорил: «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»
Открытие витаминов спасло много человеческих жизней, особенно путешественников, моряков, полярников. Людей, которые долгое время долгое время не получают свежие овощи и фрукты.
В эпоху Великих географических открытий и позже моряки находились в дали от берегов многие месяцы. Они заготавливали продукты: солили и сушили мясо, брали крупу, муку. Однако долго сохранить свежими овощи или фрукты было невозможно.
Люди, получавшие калорийное питание почему-то заболевали страшной болезнью – цингой и умирали. С 1600 по 1800 год от болезни погибло миллион моряков.
Лишь в 1747 году врач Джеймс Линд, долго наблюдая за питанием моряков, обнаружил зависимость питания и развитием болезни: те, кто ел лимоны, не заболевали.
После его открытия английские моряки стали брать в долгое плавание много лимонов, за что их прозвали «лимонники».
Позже,в 1927 году, венгерский биохимик Альберт Сент-Дьери выделил вещество, которое, как впоследствии доказал Кинг, было необходимо организму для предупреждения цинги.
После пяти лет кропотливых исследований в 1932 году Кинг вывел из лимонного сока это вещество, которое назвали витамин C или аскорбиновая кислота, что означает: та, что действует против скорбут (цинга).
Российский ученый Н. И. Лунин в 1880 первым провел исследования и предположил, что в продуктах питания существуют неизвестные ранее вещества, содержащиеся в крайне малых дозах, но необходимые для жизни.
С развитием технических средств и технологий изучения веществ ученые открывают и другие витамины.
Открытие витаминов – одно из важнейших открытий 20 века. Благодаря этому знанию многих болезней удается избежать, а другие вылечить.
Воистину пища стала лекарством!
Сегодня на уроке вы познакомитесь с витаминами – особыми веществами, которые регулируют обмен веществ в организме, узнаете в каких продуктах они содержатся и какова суточная потребность человека в витаминах.
Современные ученые выделают 13 групп витаминов.
Витамины обозначаются прописными буквами латинского алфавита.
Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
Жирорастворимые (A, D, E, K) – усваиваются в присутствии жиров – масла, сметаны.
Ученые выяснили, какие продукты питания содержат те или иные витамины, сколько нужно человеку получать витаминов с пищей ежедневно, чтобы быть здоровым.
Большую часть витаминов человек получает с овощами, фруктами и ягодами, много витаминов содержится и в других продуктах питания: молочных, мясных, яйцах.
Суточная потребность человека в витаминах также разная: от десятой доли до нескольких миллиграмм.
Если витамины отсутствуют в пище, то развивается авитаминоз, при недостатке витаминов – гиповитаминоз, а при избытке – гипервитаминоз.
Потребность в витамине С увеличивается при болезни, стрессах, подверженности токсическим воздействиям. Витамин участвует в выработке жизненно необходимых химических веществ, помогает очищать организм от ядов. Также ученые пришли к выводу, что недостаток витамина С ускоряет старение организма.
Потребность в витамине С увеличивается при болезни, стрессах, подверженности токсическим воздействиям. Витамин участвует в выработке жизненно необходимых химических веществ, помогает очищать организм от ядов. Также ученые пришли к выводу, что недостаток витамина С ускоряет старение организма.
Организм человека не может вырабатывать этот витамин, поэтому должен получать с пищей в достаточном количестве
Витамин B1 является водорастворимым, влияет на поддержание в нормальном состоянии мышечной и нервной систем человека.
Хорошие источники: дрожжи, хлеб, субпродукты, мясо, желток яиц.
Витамин B2 является водорастворимым, влияет на поддержание тонуса организма, суточная норма потребления 1,3- 2,4 мг.
Хорошие источники: спаржа, бананы, хурма, творог, молоко, йогурт, мясо, яйца, рыба и стручковая фасоль.
Витамин D является жирорастворимым, принимает участие в формировании костной и зубной ткани.
Дефицит витамина D может приводить к рахиту и проблемам с костями.
Хорошие источники: ультрафиолетовые лучи, идущие от солнца или от других источников. Они вызывают синтез витамина D в коже. Также содержится в сливочном масле, жирной рыбе, яйцах, говяжьей печени и грибах.
Витамин E является жирорастворимым, участвует в работе желез внутренней секреции.
Суточная норма потребления: 12-15 мг
Хорошие источники: фрукты киви, миндаль, авокадо, яйца, молоко, орехи, листовые зелёные овощи, сырые растительные масла, цельнозерновые продукты и зародыши зерна пшеницы.
Витамин K является жирорастворимым.
Дефицит витамина K может вызывать кровоточащий диатез, повышенную восприимчивость к появлению кровотечений.
Хорошие источники: листовые зелёные овощи, авокадо, фрукты киви. Большое количество витамина K содержится в петрушке.
Сегодня вы узнали об основных группах витаминов, об остальных вы можете найти информацию самостоятельно.
В процессе кулинарной обработки продуктов наблюдается некоторая потеря и разрушение витаминов.
Для снижения потерь необходимо строго соблюдать условия хранения и правила механической и тепловой кулинарной обработки продуктов.
Все эти правила можно свести к такому перечню:
1. овощи нужно хранить в темном прохладном месте при температуре 1..3 градусаС, а квашеную капусту под слоем рассола.
2. мыть овощи можно не более 10-15 нинут, иначе водорастворимые витамины могут перейти в воду.
3.Железо разрушает витамин С, поэтому нельзя использовать посуду из этого металла.
4.Овощи при варе рекомендуется закладывать в кипящую подсоленную воду.
5. Овощи предназначенные для салат лучше варить в кожице
6. Отвары из овощей лучше использовать для варки супов или соусов, так как в них при варке переходит много витаминов.
7. Нарезанные лук, морковь, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром, при этом сохраняется витамин С.
Для витаминизации пищи первые и вторые блюда при подаче посыпают зеленью петрушки, укропа, кинзы.
Для лучшего усвоения жирорастворимых витаминов А, К салаты из моркови, шпината, капусты заправляют растительным маслом или сметаной.
Сделаем важный вывод: для жизни и развития человеку вместе с продуктами питания нужно получать достаточное количество витаминов, регулирующих обмен веществ и участвующих во всех жизненно важных процессах в организме человека.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как принято обозначать витамины?
Выберите один верный ответ.
1. Строчными буквами греческого алфавита
2. Прописными буквами греческого алфавита
3. Прописными буквами латинского алфавита
4. Прописными буквами арабского алфавита
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Прописными буквами латинского алфавита принято обозначать витамины А,В, С, D и т.д.
Задание 2. Выделите цветом верные утверждения.
А) Витамины – необходимые для организма человека питательные вещества.
Б) Витамины – участвуют в обмене веществ.
В) Все витамины вырабатываются в организме человека.
Г) Витамин С не вырабатывается в организме человека
Правильный вариант ответа: Б, Г
Пояснение: Витамины не относятся к питательным веществам, так как их содержание в продуктах питания чрезвычайно мало; не все витамины вырабатываются в организме человека, и не все вырабатываются в достаточном количестве, поэтому они должны поступать с пищей.
Урок технологии «Витаминная азбука» в 5-м классе
Разделы: Технология
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация по теме: “Витаминная азбука”, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1).
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы вами будем изучать витаминную азбуку. А пока послушаем стихотворение Сергея Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала” /слайд 4/
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супчик? Нет.
– Котлетку? Нет.
Стынет Юлечкин обед
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах.
Ребята, как вы думаете, что случилось с Юлечкой?
Юля, наверное, недавно болела.
Она мало бывает на свежем воздухе.
Юле не хватает витаминов. / слайд5/
Правильно, поэтому сегодня мы с вами поговорим о витаминах.
Вы все с детства слышали слово “витамины” /слайд 6/
А кто из вас знает, что значит это слово?
А знаете ли вы, что слово “витамин” придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ.
Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимо человеку.
Соединив латинское слово “vita” (жизнь) с “амин” (определенная группа химических соединений) получилось слово витамин.
И тогда возникают следующие вопросы: /слайд 7/
Для чего человеку необходимы витамины?
Как влияют витамины на здоровье человека?
А вы принимаете витамины?
Выслушиваю ответы учащихся. Обобщив ответы детей, делаю вывод: /слайд 8/
витамины – это особые вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека и хорошего самочувствия. Оказывается, без участия витаминов в нашем с вами организме не могут протекать процессы обмена веществ.
увеличивают работоспособность;
способствуют скорейшему выздоровлению.
И чтобы поближе познакомиться с этими, необходимыми нам веществами, давайте посмотрим устный журнал, который поведает много интересного из жизни витаминов и поможет нам с вами изучить витаминную азбуку.
А ведущими нашего журнала будут:
профессор института питания, девизом которого является изречение:
“Ешь правильно и лекарство не надобно”
и главный диетолог, который вспоминает пословицу:
“Лакомств тысяча, а здоровье одно”
Какие бывают витамины и где они живут? /слайд 11/
Профессор питания достает обычные детские кубики:
Дело в том, что в мире открыто и изучено достаточно много витаминов.
Все они обозначаются латинскими буквами. Сейчас мы познакомимся с “Витаминной азбукой” и постараемся изучить правила здорового питания.
Профессор института питания:
“И первой буквой как и в нашем алфавите стоит буква А – это главный витамин, потому что он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, помогает сопротивляться заболеваниям, а также помогает расти и развиваться нашему организму”
Врач диетолог замечает: /слайд13/
“Витамин А – содержится в животных продуктах, имеющих в своем составе жир: в масле, сыре, молоке, в рыбе, печени. Кроме того, морковь, плоды шиповника, салат, сладкий перец в большом количестве содержит провитамин А (ретинол), который в организме в сочетании с жиром превращается в витамин А.
Поэтому морковь рекомендуется употреблять с ложечкой сметаны, а если вы съели морковку прямо с грядки, то пользы от нее будет мало. /слайд 14/
Витамин В 1. /слайд 15/
У вас часто портится настроение? Вы плохо запомнили домашнее задание и, поэтому у вас куда-то пропал аппетит? Все ясно! Вам срочно необходим Витамин B1, который укрепит вашу нервную систему, освежит память, улучшит пищеварение. /слайд16/
Где искать витамин В 1? /слайд 17/
Немедленно налегайте на печеночные котлетки, куриные крылышки с рисовой кашкой и большим куском хлеба. Именно в этих продуктах находится витамин В1
Витамин В 2. /слайд 18/
У вас выпадают волосы и слоятся ногти, ваша энергия на нуле и вы не носитесь на перемене по коридорам? Значит вам не хватает витамина В2.
Продукты, которые содержат витамин В 2. /слайд 19/
Если его недостаточно в организме – это беда, вы просто прекратите расти, поэтому ешьте больше творога, сыра, яиц, не забывайте про фасоль и горох и с вашим ростом будет полный порядок!
Если не хватает в организме витамина В6, то у вас плохо растут волосы, а хуже всего – понижается гемоглобин в крови.
Продукты, содержащие витамин В 6. /слайд 21/
Вам это не грозит, если вы каждый день пьете молоко и едите хоть раз в неделю фасолевый супчик.
Витамин номер два по важности это витамин С.
Если вы часто простываете, быстро утомляетесь и у вас кровоточат десны, бегите срочно в аптеку за витамином С, потому что это один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья!
Этот витамин находится в следующих продуктах:
Но зачем же в аптеку. Этот витамин содержится практически во всех фруктах и овощах, ягодах, зелени, в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, капусте, особенно цветной, цитрусовых, луке, петрушке, укропе.
Так что – приятного вам аппетита! /слайд 23/
Витамин D – обеспечивает нормальное отложение кальция в костях.
Правда большая часть витамина D вырабатывается самим организмом человека – в коже, когда она подвергается действию солнечных лучей.
Где же содержится этот витамин?
Быстренько приготовьте салатик из яиц с печенью трески или съешьте бутерброд с красной икрой и тогда, ваши зубы будут блестеть белой эмалью, а кости будут крепкими и вас никогда не догонит такое страшное заболевание, как рахит!
Витамин Е очень важен для нас – девушек, потому что от него зависит наша кожа, на которую очень скоро будет накладываться макияж… Мальчикам он тоже полезен, потому что он необходим для укрепления мышц, чтобы им можно было весь день гонять в футбол и драться.
Что необходимо съесть? /слайд 27/
А найдете вы его в зерновых продуктах, орехах и растительных маслах.
Страшная история про печень белого медведя!
Первым полярным исследователям очень понравилась печень белого медведя. Пообедав этим деликатесом, многие из них отравились и вскоре умерли. Они ведь не знали, что в этом блюде содержится огромное количество витамина А. Взрослому человеку достаточно съесть всего 50 г этой печени, чтобы вызвать острое отравление.
Помни: всякий излишек противен природе! /слайд 29/
А кто из вас увлекается аптечными витаминами в красивой упаковке?
Помните: избыток любого витамина в организме опасен для вашего здоровья.
А для того, чтобы купить в аптеке какие-нибудь витамины, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.
Есть ли витамины в банке с вареньем? /слайд30/
Что же разрушает витамины? Детям дается возможность одному съесть варенье, а другому – яблоко. Ведущий говорит:
“Катя ест варенье из яблок, а Алина ест яблоко. В чей организм попало больше витаминов?”
Дело в том, что при тепловой обработке большая часть витаминов улетучивается, особенно нестойкий витамин С. Он может разрушиться при варке, резке и измельчении овощей и фруктов, более того в сырых продуктах содержание этого витамина со временем уменьшается. Так что ешьте овощи и фрукты свежими.
Фантастический репортаж с вполне реалистическими советами.
“Просим хранить нас правильно!”
Выходит ученик с фотоаппаратом и говорит:
“Я – корреспондент газеты “Здоровая пища”. Только что мне совершенно случайно удалось побывать на производственном совещании… продуктов! Да, да, тех самых продуктов, в которых содержатся вот эти полезные витамины – пока содержатся. Оказывается продукты обеспокоены тем, что многие из вас не умеют их хранить правильно даже в холодильнике”.
Храните нас правильно! /слайд32/
Редис с возмущением сказал: “Попрошу запомнить: меня необходимо вымыть, обрезать ботву, сложить влажным в целлофановый пакет и поместить на нижнюю полку холодильника!”
Перец промолвил: “Да, да – на нижнюю полку, меня можно и без целлофана”.
Помидоры, огурцы, кабачки согласились с этой просьбой, а вот цветная капуста прошептала: “А я – большая неженка, меня нужно хранить в темноте, иначе я быстро потемнею”.
Петрушка, укроп и шпинат хором попросили, чтобы их в холодильник не помещали, они там мерзнут. Лучше их хранить как букет в банке с водой.
Овощи и фрукты – музыка питания. /слайд 33/
Изучив, где находятся витамины, мы с уверенностью можем сказать, что больше всего их содержится в ягодах, фруктах и овощах. Ведь недаром в народе создано столько пословиц и поговорок об этих продуктах:
А вы знаете, что вам необходимо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов.
Овощи и фрукты – полезные продукты.
Чем же они полезны?
Давайте узнаем. Слышите, какой шум стоит?
Сейчас мы послушаем спор самих овощей и заодно узнаем, сколько витаминов находится в них.
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
В одной морковке содержится 9 мг провитамина А (ретинола).
Тут надулся помидор
И промолвил строго.
– Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
И действительно, по содержанию витамина С, помидоры могут сравниться с лимонами и апельсинами.
В одном помидоре содержится 20 мг витамина С.
От обиды покраснев,
свекла вдруг сказала:
дай сказать хоть слово
мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
и для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету!
В 100 гр. Свеклы содержится 10 мг витамина С
Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Капусту, правда, полезнее употреблять в сыром виде, потому что в ней находиться большое количество витамина С, (50 мг. в 100 гр. продукта), который начинает распадаться даже при нарезке, а уж при варке его совсем мало остается.
Кто ж из нас, овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомнения!
Назовите полезные и вредные продукты?
чипсы, пепси, фанта, торты, сникерсы, жирное мясо, шоколадные конфеты.
рыба, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, ягоды, орехи.
Недаром в народе говорят:
От сладкой еды жди беды.
От умеренной еды – сила, а от обильной – могила!
Итак, мы сегодня познакомились с очень полезными для нашего организма веществами – витаминами. Чтобы быть здоровыми, нужно знать витаминную азбуку и правильно питаться.
Ешьте больше салатов, а не чипсов и шоколада.
А когда будете готовить себе витаминный салат, бросьте в него немного любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности.
Эти витамины придадут необыкновенный вкус любому блюду и принесут вам здоровье.
И помните народную мудрость:
Какова еда и питье – таково и житье.
Будьте здоровы и приятного вам аппетита!
Ученицы раздают тарелки с нарезанными фруктами и стаканчики с соками.
Список цифровых методических ресурсов: