Для чего нормирование труда
Основные методы нормирования труда
Любой труд должен адекватно оплачиваться – это аксиома. Однако, для того чтобы установить адекватную меру оплаты, нужно правильно соотносить трудовые характеристики с различными режимами вознаграждения за труд. Иными словами, необходима мера, которой нужно пользоваться при оценке труда, подлежащего оплате. Такое корректное соотношение может быть достигнуто только путем нормирования труда. Это обязательный элемент управления предприятием.
В статье мы рассмотрим, для чего применяется нормирование, проанализируем основные методы для его производства, охарактеризуем принцип выбора наиболее подходящего метода.
Факты из истории нормирования
В течение долгого времени, когда работодателями использовалась наемная рабочая сила, нормы труда устанавливались отдельно для каждого конкретного предприятия путем практического опыта.
Научный подход к нормированию начался только в 19 столетии. Ф. Тейлор разработал методы временного учета труда и создал базу способов осуществления основных трудовых операций. Разложение операций на более мелкие действия с целью учета и анализа впервые применил Ф. Джильберт.
С того времени теория нормирования труда – полноправная сфера экономической теории, она постоянно развивается и совершенствуется с учетом развития общества.
Вопрос: Обязан ли работодатель принимать локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда? Возможно ли привлечение к ответственности за неустановление норм труда для работников?
Посмотреть ответ
Задачи нормирования труда
Установление меры между трудом и его оплатой носит комплексный характер. Во внимание принимаются различные трудовые характеристики, поддающиеся формализации:
Экономическая роль нормирования состоит в том, что оно помогает в проектировании, регистрации и изучении результативности труда, помогает оптимизировать затраты и расходы как обращения, так и производства.
Дополнительно нормирование позволяет решить следующие вопросы:
Нормы и нормативы
Эти понятия несколько различаются по значению.
Норма труда – затраты на единицу труда, учитываемые на единицу персонала (группу или 1 работника).
Норматив – тот или иной показатель по трудовым затратам, отражающий конкретное воплощение нормы на отдельном предприятии.
СПРАВКА! Можно сказать, что норматив – это комплекс «местных» норм.
Какие могут быть трудовые нормы
ВАЖНО! Образец Положения о нормировании труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке
В зависимости от того, какая трудовая характеристика приводится к учету, различают:
Более подробный материал про виды норм труда.
Два подхода к методам нормирования труда
ВАЖНО! Образец должностной инструкции инженера по нормированию труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Все методы установления норм можно разделить на 2 группы в зависимости от того, дробятся ли трудовые характеристики на более мелкие составляющие или, наоборот, объединяются.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый глубокий анализ, обеспечивающий самую высокую точность нормирования, с учетом всей специфики характера производства, рабочих мест, персонала, для однотипных повторяющихся трудовых операций называется микроэлементным нормированием.
Основные способы учета трудовых норм
Трудовые операции могут учитываться разными способами. Характер получаемых данных и их особенности их фиксации определяют тот или иной способ, выбранный для нормирования.
Нормировщик
Сотрудник, отвечающий на предприятии за установление и соблюдение трудовых норм, должен быть специально подготовленным специалистом – инженером по нормированию. Его квалификация требует высшего экономического или технического образования, ответственности, умения командной работы, знания реалий «своего» предприятия (режимов рабочего времени и оплаты труда, графиков работы, ориентирование в тарифных разрядах).
Некоторые организации, которым не нужно ежедневное присутствие нормировщика, отдают эту должность на аутсорсинг, что позволяет сконцентрировать силы на производственных процессах.
Для чего нормирование труда
Проблемы нормирования труда в последние годы объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это прежде всего с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и современной корректировкой требований к персоналу исходя из условий рынка.
Цель нормирования труда — обеспечить эффективное использование производственного и трудового потенциала компании, конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе проведения целенаправленной работы по снижению трудозатрат в результате внедрения новых технологий и передового опыта, своевременного их отражения в нормах.
Эффективность потенциала работника. Это достигается распространением сферы нормирования на все категории работников, обеспечения выполнения работы с оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при высоком качестве работы (продукции, оборота, услуг).
Повышение значимости экономического аспекта в трудовых отношениях. Обе стороны — и работодатель, и наемный работник — экономически заинтересованы в применении обоснованных норм трудозатрат и рациональном использовании рабочего времени.
Отражение в мере трудозатрат изменений технологических процессов, оборудования и оснастки. Для этого необходима связь нормирования труда с планированием и организацией производства, что наиболее эффективно достигается при микроэлементном нормировании труда, участвующем в комплексе автоматизированных систем производства.
Установление нормального уровня интенсивности труда. Для обеих сторон трудовых отношений важно, чтобы заложенная в нормировании интенсивность труда обеспечивала долговременный рост производительности труда и прибыли при рациональных затратах на персонал.
Для этого нормирование труда должно учитывать интенсивность труда, а также уровень нервно-психологических и интеллектуальных нагрузок, существенно возрастающих при использовании новейшей техники, технологии и прогрессивных производственных процессов;
Взаимосвязь нормирования и стимулирования труда. Норма труда может рассматриваться как средство стимулирования персонала, так как стимулирует эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, высокое качество работы (продукции, оборота, услуг). Хорошо устанавливается связь нормирования труда с премиальными системами, когда размер премий зависит от величины норм трудозатрат, степени их напряженности и выполнения.
Для предприятия важны точный учет и контроль издержек производства, в том числе на трудовые ресурсы, а также повышение производительности труда всех категорий работающих, прежде всего, за счет максимально рационального использования рабочего времени. Это цели достигаются при помощи нормирования труда.
Наличие взаимосвязи между эффективностью использования труда и общими экономическими результатами деятельности предприятия, в первую очередь, себестоимости продукции, вызывает необходимость систематического снижения удельного веса трудовых затрат, повышение роли и значимости работы по организации нормирования труда на предприятиях.
Нормирование труда: что это такое и почему особенно интересно бизнесу сегодня
Термин «нормирование труда» у многих из нас неизбежно вызывает ассоциации с плановой экономикой и огромными, «неповоротливыми» машиностроительными предприятиями. Однако полагать, что нормирование труда — это пережиток советского прошлого, не стоит; оно по-прежнему остается одним из важнейших инструментов управления издержками производства в части регулирования их «мобильной» составляющей, связанной с оплатой труда персонала.
Кризисные явления в экономике лишь усиливают потребность в нормировании. В гонку за минимизацией издержек включаются абсолютно все предприятия, желающие не только остаться на плаву, но и подняться на новую ступень своего развития, используя все конкурентные преимущества, которые вдруг появляются у них в непростое время.
Расширение сферы прикладного нормирования труда демонстрирует не только отечественный, но и иностранный опыт, распространяющийся и на материальное производство, и на непроизводственный сектор. Специалисты считают целесообразным нормировать труд уже тогда, когда численность работающих в данной организации превышает полсотни человек. Иначе говоря, «подвластная» нормированию область почти безгранична, и пренебрегать им, особенно в ситуации нестабильности, просто нерационально.
Нормирование труда необходимо рассматривать, как минимум, в двух аспектах:
Средства нормирования труда включают в себя:
Говоря о методах нормирования труда, имеют в виду специфические технологии установления и использования норм в практических целях.
Сущность нормирования и виды норм
Нормирование труда — это процесс определения меры труда, иными словами — затрат рабочего времени (ЗРВ) на какие-либо работы, осуществляемые в заданных организационно-технических условиях. Искомую меру называют нормой труда.
Нормы труда представляют большой интерес, так как позволяют планировать, учитывать, анализировать трудозатраты, являющиеся частью издержек производства.
Нормы имеют место повсеместно:
Выражать меру затрат труда можно по-разному: временными, объемными показателями, численностью исполнителей или обслуживаемых объектов.
Нормой времени называют необходимые временные затраты на выполнение единицы работ исполнителем или их группой. Пример: норма времени на сборку одного вакуумного выключателя бригадой сборщиков составляют 2 ч.
Обратная ей величина — норма выработки. Это количество единиц работы, выполнить которое требуется за определенный отрезок времени (рабочую смену, час и пр.). Так, та же бригада сборщиков должна собрать 4 выключателя за смену.
Норма обслуживания показывает, сколько объектов нужно обслужить исполнителю/исполнителям в единицу времени. Наладчику оборудования нужно произвести за рабочую смену переналадку 7 станков.
И напротив, норма численности определяет, сколько работников требуется для выполнения заданного объема работ либо обслуживания того или иного объекта в единицу времени. Норма численности сотрудников лаборатории участка по приемке молока составляет 4 человека в смену.
Норма управляемости отражает количество работников, которые должны находиться в непосредственном подчинении у одного руководителя. Иногда данную норму называют нормой числа подчиненных. Норма числа подчиненных мастера инструментального участка — 35 человек.
Норма времени обслуживания — другая норма, она отражает затраты времени на обслуживание одного объекта. Причем им может быть не только производственное оборудование, но также клиент страховой компании, банка или покупатель в магазине. Норма времени обслуживания посетителя в МФЦ составляет 15 минут.
Часто в непрофессиональной среде происходит путаница по поводу понятий «норма» и «норматив». При всей кажущейся их близости между ними существуют строгие различия:
Методы нормирования труда
Нормирование труда — это обособленная отрасль науки о труде, имеющая в распоряжении собственный инструментарий и методологию.
Все методы нормирования труда делятся на две группы: суммарные и аналитические.
Суммарные не предполагают разбиения операции на составные элементы; не проводится анализ трудового процесса и не оценивается рациональность выполнения приемов. В этом случае определение нормы происходит при помощи данных оперативного и статистического учета ЗРВ, происходящих по факту. Велико влияние «человеческого фактора»: многое зависит от компетентности нормировщика.
Аналитические методы предусматривают глубокий анализ трудового процесса с разбиением его на части, построением рациональных приемов работы исполнителей и режимов работы оборудования. Всегда учитывается специфика производств и конкретных рабочих мест.
К группе аналитических относят следующие методы: исследовательский, расчетный и математико-статистический.
Исследовательский метод подразумевает анализ ЗРВ на основе данных, собранных в ходе осуществления хронометражных наблюдений, а также проведения фотографии рабочего времени.
Хронометражем называют такой метод изучения ЗРВ, при котором производятся замеры многократно повторяющихся элементов операций (машинно-ручных и ручных). Цель хронометража — установить основное и вспомогательное время или ЗРВ в целом на отдельные трудовые приемы. Хронометраж используют как непосредственно для нормирования, так и для проверки норм, установленных расчетным способом. Наблюдения могут быть сплошными и выборочными.
Фотография рабочего времени помогает изучить все затраты времени в течение смены или ее части. Метод используется для выявления потерь рабочего времени и выяснения их причин, а также разработки способов их устранения. Также фотография частично применяется для нормирования численности сотрудников. Фотографии рабочего времени могут быть индивидуальными, бригадными, групповыми; могут проводиться сторонним наблюдателем или самим работником (самофотография).
Особый метод — метод моментных наблюдений, он дает возможность оценить величину ЗРВ без их непосредственного измерения. В основе метода лежит теория вероятностей. Непрерывная фиксация времени не требуется, в процессе наблюдения ведется учет количества моментов. Метод удобен тем, что позволяет охватить одновременно очень много объектов.
Нормирование труда на предприятии
Главная цель нормирования труда на предприятии — создание необходимых условий для максимально эффективного использования производственного и трудового потенциала, повышения конкурентоспособности продукции и улучшения позиций на рынке благодаря снижению затрат труда, использованию лучшего мирового опыта и активному внедрению на производстве последних достижений науки, техники и технологии.
Нормирование труда на уровне предприятия призвано решать следующие основные задачи:
Система нормирования труда — это совокупность стратегических мер по организации процесса нормирования труда на предприятии и управлению им. Сюда следует отнести:
Все перечисленное необходимо для того, чтобы нормирование труда было эффективным и позволило рационализировать использование ресурсов и сокращать издержки.
Менеджеры заинтересованы в постоянном улучшении качественной оценки норм. Качественная норма — это норма обоснованная, прогрессивная, напряженная, учитывающая особенности рабочих мест и интенсивность трудовых процессов.
Когда допустимо признать нормирование труда на предприятии совершенным? Лишь тогда, когда им охвачено подавляющее большинство трудовых процессов и категорий персонала, а нормы разрабатываются и внедряются оперативно, пересматриваются своевременно.
Функции нормирования на предприятии:
Обобщив все вышесказанное, можно заключить следующее: функции нормирования на предприятии в условиях современной экономической модели формируют высокоорганизованную и строго упорядоченную систему взаимоотношений работодателей и работников, максимально широко определяя главные задачи, стоящие перед нормированием труда в настоящее время.
Перспективы аутсорсингового нормирования
Необходимо понимать, что нормирование труда — это не разовое мероприятие, а вид деятельности. На то, каким будет ее размах, оказывают влияние сразу несколько факторов: масштаб и тип производства, особенности выпускаемой продукции, стратегические и оперативные цели и задачи предприятия. Не стоит забывать и о кадровом вопросе — нормировать труд должны только компетентные в данной области специалисты.
В последнее время, пытаясь управлять организацией максимально эффективно, собственники стремятся выносить за пределы предприятия все непрофильные бизнес-процессы, освобождая ресурсы для основной хозяйственной деятельности. Мы уже успели привыкнуть не только к уборке своих помещений сотрудниками клининговых компаний и перевозке наших грузов логистическими фирмами, но также к IT-аутсорсингу, ведению бухгалтерских операций, кадрового делопроизводства, осуществлению юридического сопровождения работниками сторонних фирм.
Целесообразен ли аутсорсинг в нормировании труда? Этот вопрос требует отдельного рассмотрения для каждого предприятия. Если масштабы бизнеса не требуют ежедневной титанической работы нормировщика и постоянного его присутствия на своем рабочем месте (а именно такие случаи в большинстве), то преимущества аут-услуг очевидны. Во-первых, снижается стоимость данной функции путем экономии на фонде зарплаты, в том числе за счет уменьшения налоговой нагрузки. Во-вторых, меньше риски «простоя» из-за болезни работника и иных причин подобного плана. В-третьих, стороннего специалиста проще контролировать (по сути — это задача куратора от его фирмы) и легче заменить в случае возникновения каких-то проблем. То есть специалист, отвечающий за нормирование труда на предприятии, гарантированно будет профессионалом в своем деле.
Расширение развития аутсорсинга зачастую тормозит боязнь топ-менеджеров допустить утечку информации, хотя и существует возможность защиты корпоративных секретов путем подписания дополнительного соглашения о неразглашении информации с компанией, предоставляющей аут-услугу.
Только ли владельцы бизнеса заинтересованы в нормировании труда?
В современных реалиях нормирование труда — это инструмент менеджмента, который способен и должен помочь стабильному развитию организации.
Все процессы в экономике взаимозависимы и взаимосвязаны. Значение экономического фактора в складывании трудовых отношений в кризисный период возрастает. Собственники бизнеса желают получить максимум прибыли при минимуме затрат. Это заставляет их стремиться обходиться наименьшим штатом сотрудников, рационально использовать имеющиеся трудовые ресурсы, экономить рабочее время и любыми возможными способами устранять его потери, при этом ни в коем случае не должно ухудшатся качество выпускаемой продукции/оказываемых услуг.
Регулировать численность современные управленцы предпочитают грамотно: в штате останутся наиболее эффективные, ценные сотрудники, качественно выполняющие свои функции и ответственно подходящие к работе. Цена рабочей силы таких специалистов неизбежно будет расти на рынке, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию.
Сами работники тоже нацелены использовать свое время наиболее эффективно, при этом им важно трудиться на безопасном производстве, в нормальных условиях и с приемлемой интенсивностью.
В итоге оказывается, что качественное, «правильное», обоснованное с научной позиции нормирование труда — это то, в чем в равной мере заинтересованы все стороны трудовых отношений.
Справочная информация: «Нормы труда» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Для определения количества выполняемой работы служат нормы труда. Нормы труда служат также для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804.
Основными видами норм труда являются: нормы времени, нормы выработки и нормы обслуживания.
Помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Принципиальные различия между ними заключаются в следующем. Нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса для определенных значений факторов. Нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий. Нормы труда устанавливаются для конкретной работы и систематически пересматриваются. Нормативы по труду многократно используются для расчета норм труда и действуют без пересмотра длительное время, т.к. изменения организационно-технических и других условий по совокупности работ происходят медленнее, чем на конкретных рабочих местах.
Существуют следующие нормативы: нормативы по труду, нормативы времени, нормативы численности.
В настоящей справочной информации представлены документы, которые могут быть использованы работодателем в качестве основы для разработки систем нормирования труда в организациях. Классификация указанных актов приведена в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Некоторые акты одновременно представлены в нескольких разделах в связи с тем, что устанавливают нормы труда в различных отраслях хозяйства.
Справочная информация состоит из двух разделов: нормы труда и штатные нормативы.
Сущность нормирования труда
Сущность нормирования труда заключается в процессе установления меры труда, то есть обоснованных норм затрат рабочего времени на выполнение различных работ.
Общие положения
Нормирование труда позволяет:
Нормирование труда охватывает основное и вспомогательное производства, труд живой и совокупный и применяется для всех категорий работников.
Требования к нормированию труда:
Этапы нормирования труда:
Семь принципов нормирования труда
Нормирование труда на предприятии должно устанавливаться на основе следующих принципов:
Одним из важных моментов нормирования труда является формирование принципа положительного отношения работников к предприятию, то есть создания такой системы организации, нормировании и оплаты труда, при которой обеспечивается общее положительное отношение работающих к выполняемым функциям, социальной среде и предприятию в целом.
Заключение
Нормирование труда на предприятии служит для установления единых норм времени на выполнение различных видов работ, а так же оптимизации управления технологическими процессами.
В целом нормирование труда должно иметь достаточную степень дифференциации, логичность построения, простоту и удобство применения, как при ручных, так и при автоматизированных расчетах и, при этом, быть понятным для производственного персонала.
Последнее обновление: 28 мая 2015 г., 14:09