Для чего носили монокль

Как монокль стал главным атрибутом европейского мужчины и почему вышел из моды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Так почему же именно монокль? Потому что очки носить было непринято даже среди тех, кто мог их себе позволить. Монокль же был крайне удобен: его без каких-либо проблем и лишнего неудобства можно было носить в одежде и использовать для коррекции зрения при необходимости прочесть или рассмотреть что-то. В отличие от очков монокль не нуждался в удерживающих дужках. Для каждого отдельного человека данный аксессуар изготавливался по заказу после снятия мерки с глазницы. Монокль вставлялся в костную щель и удерживался ей при чтении. Проблема была лишь в том, что изготовление таких корректирующих зрение приборов все еще было очень дорогим.

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Именно поэтому первые монокли были неразрывно связаны с высшим обществом. При этом к середине XIX века ортопедия добилась значительных успехов в вопросе коррекции зрения, а производство позволило выпускать линзы лучшего качества. Производство линз становилось все более эффективным, а потому сначала монокли заполонили высший свет. Постепенно производство и медицина развились до того уровня, что можно было без особых проблем делать нормальные, привычные всем современным людям очки. К этому моменту корректирующее зрение изделие стало уже достаточно дешевым и технологичным для того, чтобы хлынуть в народные массы. Очки были просто практичнее, а потом уже в начала XX века они почти полностью вытеснили причудливый аксессуар Викторианской эпохи.

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Видео с нашего канала расскажет о том, почему советские солдаты летом таскали на себе скрученные шинели:

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему королева Британии не расстается с сумочкой и какие знаки с ее помощью подает.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Монокль и другие аристократические гаджеты прошлого

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

М онокль — это что еще за штуковина? А пенсне? А лорнет? Сегодня их используют разве что в стилизованных под старину фотосессиях. Только подумайте — около века назад они были популярнее очков и делали весь образ. Рассматриваем фото самых аристократических гаджетов прошлого и выясняем, кто и когда ими пользовался.

Содержание:

Монокль

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Его придумали в 14 веке. Сначала монокль держали перед текстом на ручке, а после стало модным зажимать приспособление мышцами лица.

Особую популярность монокль обрел в 19 веке. Европейские мужчины носили его в кармане, при необходимости доставали, зажимали между бровью и щекой, от чего лицо перекашивалось и приобретало циничное выражение с нотками брезгливого отношения к миру. А если к такой снобисткой мине добавить ухоженную бороду, манишку и идеальный пробор, получим классический портрет надменного аристократа.

Интересность от «Паштета»: самым известным почитателем этого оптического прибора мы можем считать Михаила Булгакова. В пору, когда почти никто уже не носил монокли, писатель приобрел себе отличный образчик на барахолке, сфотографировался с ним и стал чем-то вроде символа эпатирующей буржуазии. А если проще — абсолютным протестом советской действительности.

Пенсне

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Его популярность была, пожалуй, не менее высока, чем популярность родственника-монокля. Очки без дужек, держащиеся на носу с помощью пружины, изобрели в 16 веке. Они быстро проникли в светскую среду, ибо было принято считать, что носить такой аксессуар могут только интеллигентные и образованные люди.

Именно поэтому следующие несколько столетий мода на пенсне не падала. В доказательство вам портреты российского князя Константина Николаевича (1860 г.), великого герцога Люксембургского Вильгельма IV, незабвенного Антона Павловича Чехова и Льва Троцкого в пенсне. К слову, пенсне наравне с мужчинами носили и дамы.

Обыкновенные очки в то время болтались где-то позади всех существующих модных тенденций, хоть и появились гораздо раньше — аж в 12 веке благодаря усилиям древних китайцев.

Лорнет

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Еще один ушедший в историю гаджет. В конце XVIII века его придумал оптик Джордж Адамс как вариант аристократических очков. Особенно популярен лорнет был у женщин, потому как, помимо практической, нес еще и функцию украшательства и создавал вокруг своей обладательницы атмосферу загадочности и возвышенной утонченности.

Даже само умение им изысканно пользоваться вскоре обзавелось личным определением «лорнировать». Носили этот аксессуар и княжна Лобанова-Ростовская (по ее заказу ювелир Луи Франсуа Картье изготовил экземпляр, украшенный драгоценными камнями), и князь Феликс Юсупов, чей лорнет украшали 442 бриллианта.

А потом все закончилось, и прочные позиции в модном мире заняли очки, которые практически сразу стали не только способом улучшить зрение, но и стильным аксессуаром, добавляющим недостающих ноток серьезности в наш образ.

Источник

Неоднозначная история монокля

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Пожалуй, сложно найти более неоднозначный символ ретроградства, чем монокль. Он оставил яркий след не только в литературе, но и в изобразительном искусстве (в первую очередь в карикатуре и прочих средствах наглядной агитации). Поскольку монокль удерживался на месте с помощью лицевых мышц, «перекошенное» из-за мускульных усилий лицо приобретало особенное, брезгливо-высокомерное выражение и очень узнаваемое выражение. Презрительная «мина» великосветского сноба в сочетании с безупречно выбритым подбородком, идеально ровным пробором, белоснежной манишкой и бриллиантовой булавкой в галстуке на долгие годы стала карикатурным образом аристократа.

Едва ли не с самого своего появления монокль приобрел исключительную популярность в литературной и богемной среде. Одним из первых приверженцев новой моды был известный писатель Эмиль де Жирарден (1806-1884). Князь де Саган ввел в моду лорнет в черепаховой оправе с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон носил монокль на полях своей шляпы. Французский журналист и писатель Орелльен Шолль (1833-1902) использовал простой монокль безо всякой оправы. Знаменитая романистка Жорж Санд (1804-1876) вопреки всем правилам приличия изящно наводила монокль на незнакомых мужчин, что их одновременно восхищало и шокировало.

Монокль носил французский поэт-символист Жан Морреас (1856-1910) и французский поэт и романист, хозяин знаменитого декадентского салона Жан Лоррен (1855-1906). Писатель Жорис-Карл Гюисманс (1848-1907) предпочитал пенсне, но существуют и его портреты с моноклем.

В XX веке своим моноклем прославился английский министр Невилл Чемберлен, хотя современники считали, что претенциозный монокль не очень подходил к его гладко выбритому лицу, ничем не отличающемуся от типичного облика актера.

Монокль до сих пор «носит» вымышленный персонаж Юстас Тилли, настоящий денди и талисман самого известного литературного журнала на английском языке The New Yorker. На обложке первого номера журнала, вышедшего в 1925 году, был изображен денди, разглядывающий бабочку через монокль. Тилли «одет» в высокую шляпу, изящное пальто, а в глаз вставлен монокль, выполненный на заказ лично для него и висящий на дорогой цепочке, обвивающей шею.

Этот рисунок художника Ри Ирвина стал символом журнала и до сих пор воспроизводится на обложке каждого юбилейного номера. Другой автор, Кори Форд, дал этому денди имя «Юстас Тилли». Юстас считается талисманом журнала и в некотором смысле напоминает «Чайку» Чехова, ставшую символом Московского художественного театра.

В 1925 г., когда Тилли впервые появился на обложке, монокль уже был поводом для высмеивания владельца. Впрочем, это не помешало журнальному талисману благополучно прожить и до сегодняшнего дня.

Образ «джентльмена с моноклем» стал стереотипным для изображения гротескных богачей в социальной литературе еще в середине XIX века. Это заслуга Чарльза Диккенса, создавшего образ молодого мистера Барнакля и его бессменного увеличительного стекла в романе «Крошка Доррит». В США карикатурный образ возник благодаря игре Эдварда Сотерна, популярного актера, который изображал глупого и напыщенного английского аристократа лорда Дандрери в пьесе «Наш американский кузен». Пьеса впервые была поставлена на американских театральных подмостках в 1858 году.

Как утверждала статья, опубликованная в 1950 г. в «Журнале оптики» (Optical Journal), с самого начала эта вызывающая одиночная линза несла в себе «дух самоуверенной элегантности», что в конечном итоге и повлекло за собой насмешки: «Создавалось впечатление, что человек, носящий этот предмет, был слегка придурковатым – мнение, к которому приходили в какой-то степени из-за того, что монокли довольно часто не держались, а постоянно выпадали из зафиксированного положения».

В дореволюционной России монокли были в ходу у представителей самых разных литературных течений. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно. Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Однако в то же время аристократический монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка!

После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах, на плакатах и карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».

В России одним из последних и самых известных ценителей монокля стал Михаил Афанасьевич Булгаков. Уже в советское время, получив свой первый гонорар в газете «Гудок», он приобрел на «толкучке» сей претенциозный оптический прибор и немедленно с ним сфотографировался. Эти вызывающе-эффектные фотографии автор «Мастера и Маргариты» любил раздавать друзьям и знакомым. Для него, находившегося в сложных отношениях с советской властью, монокль стал эпатирующим символом буржуазности, то есть скрытой (но достаточно легко «считываемой») оппозицией.

«Потомственный русский интеллигент, – писал о Булгакове Арон Эрлих, – бывший врач и нынешний литератор… скромный труженик… и вдруг эта карикатурная стекляшка с тесемкой. В предательскую минуту, слишком упоенный собственным успехом, он потерял чувство юмора, так глубоко ему свойственное… Как могло случиться, что он не заметил, не почувствовал всей смехотворности своей негаданной барственной претензии?»

Источник

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Тем не менее, в Европе средневековья и Возрождения отдавали предпочтение очкам. Так во Франции сохранилось захоронение со следующей надписью на надгробной плите: «Здесь покоится Сальвино Армати из Флоренции, изобретатель очков. Бог да простит ему прегрешения. 1317год».

Более поздний монокль –линза, которая корректирует зрение. Первоначально стекло крепилось на длинной рукояти. Поэтому монокль просто подносили к глазу, как и лорнет. Возрождение монокля связано с распространением луп, с помощью которых читали мелкий шрифт в книгах и первых газетах, а также рассматривали иллюстрации. Англичане и немцы оспаривают друг у друга право считаться изобретателями монокля. Одни утверждают, что распространение он получил в туманном Альбионе в 1800-х годах, другие указывают на ранние образцы середины XVIII века из Германии.

Так или иначе, на Континенте монокли получили большее распространение, чем на Острове. Австриец Й.Ф.Фойгтландер в 1814 году привез первые образцы из Лондона в Вену и вскоре мода на монокли распространилась и была перенесена в Россию.

Однако наиболее изящные образцы встречаются во Франции наполеоновской эпохи.

Поскольку при ношении первых моноклей руки были заняты, появился особый снобизм демонстрировать таким образом свою принадлежность к высшим праздным классам.

Со временем монокли упростились: они стали большей частью линзами в тонкой оправе на цепочке, либо без нее. Эта идея восходит к Италии XV века, где за оправу из дерева зацепляли шнурок и закрепляли за ухом.

Ношение монокля женщиной иногда воспринималось как признак эмансипированности и вызова условностям общества. Так знаменитая романистка Жорж Санд одинарный монокль наводила на незнакомых мужчин. Чем их соблазняла или шокировала.

К концу века монокли на цепочке распространились либо среди военных и чиновников, либо среди богемы.

Про богему стоит упомянуть особо. Монокль стал для денди Серебряного века тем же, чем был лорнет для денди Золотого. Безусловно, лорнеты тоже оставались в ходу, но считались более экстравагантным увлечением, чем монокль. Прищуренный взгляд, с пренебрежением оглядывающий обывателей, сколько в этом ощущения собственной избранности! Не случайно еще ранее Салтыков-Щедрин писал: «В одном глазу был вставлен монокль, другой- прищуривался с легким оттенком презрения».

В увлечении моноклями декадентов сыграло роль и увлечение упадком Римской империи и образом императора-артиста Нерона в частности. Вспомним, что Оскар Уайльд в молодости стригся «под Нерона».

Монокль носили французские поэты Жан Морреас, хозяин декадентского салона Жан Лоррен. Гюисманс предпочитал пенсне, но, есть и его портреты с моноклем.

В России монокли были в ходу как у любителей прошлого, так и у футуристов. Эрудит, искусствовед и денди начала ХХ века барон Николай Николаевич Врангель, брат знаменитого белогвардейского генерала, носил монокль постоянно.
Вот как вспоминает о нем Георгий Иванов: «Барон Н.Н. Врангель, то вкидивая в глаз, то роняя (с поразительной ловкостью) свой монокль, явно не слушает птичьей болтовни своей спутницы, знаменитой Паллады Богдановой-Бельской, закутанной в какие-то фантастические шелка и перья». Но монокль был и атрибутом скандального футуриста Бурлюка! Алексей Стахович, законодатель хороших манер, аристократ, гвардейский офицер и попечитель художественного театра носил то монокль, то пенсне.

После революции монокль стал в Советском Союзе признаком старорежимности и/или буржуазности. Акулам капитализма в фильмах и на карикатурах часто вкладывалось в глаз пресловутое стеклышко. Артисты носили монокль в пьесах про «прошлую жизнь».

Но в период НЭПа его носили еще и недобитые советские денди и представители богемы. Не берусь утверждать, но вероятно, что монокль одно время выбрали поэты Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев, друзья Есенина и Мариенгофа. В этом была определенная провокация. Каноническим стало фото Булгакова с моноклем.

Кстати, Михаил Афанасьевич наградил моноклем и беса-гаера Коровьева в «Мастере и Маргарите».

В прусской и австро-венгерской армии многие офицеры носили монокль и это несколько подпортило его репутацию. В Первую Мировую пруссак в остроконечной каске и с моноклем стал героем ядовитых карикатур. Привычка к моноклю сохранилась и в вермахте среди офицеров старой имперской школы. На знаменитом фото 1945 года фельдмаршал Кейтль подписывает капитуляцию фашистской Германии в монокле.

После войны монокль казалось отошел в небытие, и лишь причуда модника могла возродить его в чьем-то отдельном личном стиле. Однако в 1980 вместе со стилем «эксцентричный денди» и во время возрождения интереса к денди-стилю (в том числе в женской моде) в середине 1990-х было и увеличение интереса к моноклям. В наши дни они могут стать превосходным аксессуаром для любителей стиля винтаж.

Источник

Как называется линза на цепочке для глаза — кто ее носил

Забавная мода или вынужденное решение для улучшения зрения? Как называется одна линза на цепочке для глаза. Если это не очки, то что? Почему этот аксессуар любили даже те, у кого было превосходное зрение и почему его больше не используют в современном мире?

Линза с цепочкой для глаза, которая была так популярна в 19 веке — называется монокль. Поразительно, но многие не знают, что такой аксессуар вообще существовал, хотя история моды на него крайне интересная.

Что представляет собой монокль – зачем он был нужен

Задавая вопрос: как называется линза с цепочкой для глаза – мы сами отвечаем на вопрос «что такое монокль». Очевидно, что этот аксессуар представлял собой обрамленное по краям стекло – линзу, прилепленную к цепочке, с одной стороны. Цепь, в свою очередь, крепилась к нагрудному карману или шлейке на брюках.

В зависимости от размеров лица потенциального обладателя монокля, размер линзы варьировался в пределах 3-7 см.

Первостепенно, монокль выполнял необходимую потребность – кратковременно улучшить зрение. Наравне с современными очками или линзами, монокль являлся линзой, помогающей скорректировать зрение до необходимого минимума. Этот необходимый аксессуар вставляли в углубление возле глаза, зажимая его бровью и верхней частью щеки. После завершения действия, монокль «выбрасывали» из глаза, оставляя его висеть на цепочке, либо спрятав в карман.

Кто носил монокль – почему это было модно

Сразу стоит отметить, что в эру популярности монокля можно было легко отследить богатого и образованного человека от бедного рабочего. К чему человеку прибор для улучшения зрения, если он работает на полях и вовсе не умеет читать?

Для чего носили монокль. Смотреть фото Для чего носили монокль. Смотреть картинку Для чего носили монокль. Картинка про Для чего носили монокль. Фото Для чего носили монокль

Вменяя это, монокль стал аксессуаром богатых, образованных людей. Разумеется, богатство напрямую ассоциировалось с модой. Ведь обеспеченный человек не может носить одежду крестьян и выглядеть, как обыкновенный рабочий.

Также, многие хотели заполучить эту линзу на цепочке, хотя бы потому, что она придавала солидности. При систематическом зажиме линзы между щекой и глазом, мышцы лица приобретали неестественную позу, ассоциирующуюся с величием, усмешкой и легким брезгливо-высокомерным взглядом. Для многих, такие эмоции на лице являлись желаемой, недосягаемой мечтой.

Самые дорогие модели – как носили монокль

В далеком 19 веке, на вопрос: как называется цепочка для глаза, отвечали – богатство. Как уже говорилось ранее, этот аксессуар могли себе позволить только состоятельные люди. Разумеется, в борьбе «у кого лучше», создавались целые коллекции моноклей ручной работы. Кто во что горазд: делали толстые цепочки из чистейшего золота, обрамляли линзу камнями, утяжеляли зажимы.

Конечно, самые дорогие модели носили правители и люди, стоящие у власти. Драгоценные монокли имели и певцы, поэты и знаменитые люди. Ювелиры, создающие этот аксессуар, тоже не оставались в стороне – за качественную работу им хорошо платили, порой, теми же самыми, пресловутыми моноклями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *