Для чего нужен административный контроль в школе

Положение об административном контроле знаний обучающихся 2-4 классов

об административном контроле знаний обучающихся 1-4 классов

Положение об административном контроле знаний обучающихся определяет формы и порядок входного и итогового контроля знаний обучающихся 2-4 классов.

Цель административного контроля знаний обучающихся 2-4 классов школы:

определение фактического уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предметам учебного плана;

установление соответствия этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.5.Административный контроль должен проводиться с учетом реальной загруженности учащихся в рамках всех видов аттестаций. Контроль и согласование проведения административных аттестаций осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

2. Формы и виды контроля

Административный контроль успеваемости обучающихся в школе может осуществляться в следующих формах: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.

2.1. Входной контроль как правило проводится в сентябре, октябре с целью выявления глубины и прочности полученных обучающимися знаний в предыдущем классе.

Входной контроль может проводиться: учителем, ведущим данный предмет, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем методического объединения учителей по заданию администрации школы.

Входной контроль проводится в форме и по материалам итогового контроля по данному предмету за предыдущий год.

2.1.3. Администрация вправе воспользоваться имеющимися методическими рекомендациями и печатными изданиями, соответствующими государственным
образовательным стандартам.

2.2. Промежуточный контроль.

2.2.1. Под промежуточным контролем понимаются различные виды контрольных и проверочных работ (устных, письменных, и др.), которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить уровень и качество усвоения учеником всего комплекса учебных задач по изучению темы (раздела).

2.2.2. Промежуточный контроль проводится в декабре учителем, ведущим данный предмет, или заместителем директора по учебной работе, или руководителем методического объединения учителей по заданию администрации школы.

2.2.3. Оценка выставляется в классный журнал и учитывается при выведении среднего балла за четверть, полугодие. Форма проведения промежуточного контроля определяется учителем.

2.2.3. С учетом реальной загруженности обучающегося может проводиться не более двух Промежуточных контролей в день по разным предметам.

2.3. Итоговый контроль.

2.3.1. Задачи итогового контроля во 2-4 классах:

провести достоверное оценивание знаний обучающихся;

определить перспективы индивидуальной работы с обучающимися в следующем учебном году, при необходимости произвести корректировку форм и методов обучения, избранных учителем;

— получить объективную информацию, необходимую для подготовки решения педагогического совета школы о переводе обучающихся в следующий класс.

2.3.2. Под итоговым контролем понимается проведение контрольных работ по всему изучаемому курсу в течение года.

2.3.3. Итоговый контроль проводится в апреле, мае.

2.3.4. Итоговый контроль может проводиться членами школьной администрации, руководителями методических объединений по поручению администрации в формах: текстовые контрольные работы, зачеты по учебным предметам, тестов.

2.3.5. Сроки проведения итогового контроля должны быть доведены до учителей и обучающихся не позднее, чем за две недели до проведения.

2.3.6. Итоговому контролю могут быть подвергнуты все изучаемые в переводных классах предметы.

2.3.7. От итогового контроля могут быть освобождены следующие категории обучающихся:

имеющие отличные оценки по всем предметам учебного плана данного года обучения, за исключением предметов, по которым они освобождены по состоянию здоровья;

призеры муниципальных, региональных, всероссийских этапов предметных олимпиад и конкурсов;

прошедшие длительное санаторное лечение в течение текущего учебного года или направляющиеся на такое лечение;

находящиеся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья;

2.3.8. Результаты итогового контроля как правило должны быть обсуждены на заседаниях методических объединений.

3. Методическое сопровождение контроля в переводных классах.

3.1. Методическое сопровождение административного (итогового) контроля обучающихся осуществляется заместителем директора по учебно работе, руководителем методического объединения в соответствии с планом внутришкольного контроля.

Заместитель директора по учебной работе:

— координирует работу по проведению всех видов и форм контроля;

-оказывает методическую помощь учителям в разработке тем, форм и видов проверочных работ, привлекая руководителей методических объединений;

ведет учет контрольных работ по графику, утвержденному директором школы;

оформляет результаты контроля справкой.

— контролирует регулярность рассмотрения результатов итогового контроля на совещаниях при директоре и заседаниях методических объединений;

ведет отслеживание результатов успеваемости учеников, испытывающих серьезные затруднения в учении, с целью оказания своевременной помощи и планирования коррекционной работы.

Источник

Локальные акты школы: содержание и структура

Статьи Федерального закона № 273-ФЗ, которые необходимо приять во внимание при составлении локальных актов

№ 25 «Устав образовательной организации». Требования к уставу в последнее время претерпели изменения, многие аспекты учебной деятельности были перенесены в образовательную программу. Согласно приказу Рособрнадзора № 785, на сайте школы теперь должны быть представлены, помимо устава, и другие локальные акты.

№ 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». Согласно первой части статьи, школа имеет право на автономию при разработке локальных актов, не противоречащих законодательству (что особенно важно при решении спорных вопросов).

№ 30 «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения».

№№ 34, 43, 44, 47. Статьи затрагивают права обучающихся и родителей, помогают школе урегулировать взаимоотношения с законными представителями учеников в случае сложных ситуаций.

№ 89-93. Данные статьи также касаются определенных прав, с которыми следует ознакомиться при составлении локальных актов.

Положения статьи № 30 о локальных нормативных актах

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Согласно статье № 26 закона «Об образовании», утверждение любых локальных актов образовательной организации осуществляется директором и педагогическим советом.

Для чего нужен административный контроль в школе. Смотреть фото Для чего нужен административный контроль в школе. Смотреть картинку Для чего нужен административный контроль в школе. Картинка про Для чего нужен административный контроль в школе. Фото Для чего нужен административный контроль в школе

Возможные локальные акты на основе статей Федерального закона № 273-ФЗ

Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Статья: № 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Регламент: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Положение об организации сетевых форм реализации образовательных программ. Статья: № 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ». Регламент: Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).

Внеурочная деятельность. Статья: № 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования». Оформление зависит от ресурсов и видов реализации внеурочной деятельности.

Положение о структурном подразделении. Статьи: № 27 «Структура образовательной организации» (пункты 2 и 4) и № 25 «Устав образовательной организации» (подпункт 4 пункта 2).

Порядок оказания платных образовательных услуг. Статьи: № 29 «Информационная открытость образовательной организации» (подпункт 4 пункта 2) и № 54 «Договор об образовании» (пункты 5 и 9). Регламент: Письмо Минобрнауки России от 21.01.2016 № АП-78/18 «Об оказании платных образовательных услуг».

Помните, что важно не количество локальных актов, а их качество.

Обязательные локальные нормативные акты и их содержание

Режим занятий обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).

Правила приема обучающихся в образовательную организацию (на обучение по основным общеобразовательным программам и дополнительным образовательным программам). Статьи: № 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность» и № 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам». Регламент: Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся. Статьи: № 30 (пункт 2) и № 62 «Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (пункт 2). Регламент: Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».

Правила внутреннего трудового распорядка. Статья: № 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» (подпункт 1 пункта 3).

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Статья: № 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).

Правила внутреннего распорядка обучающихся. Статья: № 28 (подпункт 1 пункта 3).

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Статьи: № 28 (подпункт 10 пункта 3) и № 30 (пункт 2).

Календарный учебный график (как выписка из ООП). Статья: № 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» (пункт 9).

ООП для каждого уровня образования (на основании лицензии). Статья: № 28 (подпункт 6 пункта 3).

Учебный план (как выписка из ООП). Статья: № 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» (пункты 9, 22).

Кроме того, локальных актов требует статья № 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» — ее обязательно нужно рассмотреть на педагогическом совете, поскольку от родителей и других законных представителей сейчас поступает много жалоб по вопросам академических прав.

Если обязательные локальные акты называются несколько иначе — в этом нет ничего страшного, однако отразить в них нужно все, что требуется. Руководителям следует учитывать, что локальные акты, не входящие в обязательный перечень, но опубликованные на сайте, также подлежат проверке контролирующих органов.

Источник

Субъекты ВШК

Для чего нужен административный контроль в школе. Смотреть фото Для чего нужен административный контроль в школе. Смотреть картинку Для чего нужен административный контроль в школе. Картинка про Для чего нужен административный контроль в школе. Фото Для чего нужен административный контроль в школе

Субъекты внутришкольного контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в ОУ различают:

Административный контроль, осуществляется руководством ОУ. Как правило, директор ОУ основной объем функций контроля делегирует своим заместителям, оставляя в большинстве случаев за собой контроль работы административно-управленческого персонала, выполнения Закона РФ «Об образовании», состояния санитарно-гигиенических условий, соблюдения правил охраны труда и техники безопасности, сохранности материально-технической базы и зданий школы, ведения документации строгой отчетности (трудовых книжек педагогов, журналов и личных дел учащихся, финансовой документации и т. д.).

В ведении заместителей директора школы находятся определенные процессы функционирования и их непосредственные исполнители, а также органы управления этими процессами. Они контролируют: выполнение учебных программ, выполнение режима учебных занятий и посещаемость учащихся, работу классных руководителей, а также ведение школьной документации (классных журналов, планов работы учителей и др.), работу методических объединений, проблемных групп, работу школьной библиотеки и т. д., состояние воспитательного процесса, качество работы обслуживающего персонала, состояние и сохранность материально-технической базы школы.

Конкретное распределение функций контроля между директором и его заместителями может существенно варьироваться в разных ОУ.

Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярен. Однако, он может быть недостаточно компетентным, так как в подчинении одного руководителя обычно находятся учителя, преподающие разные предметы и ведущие разнообразную учебно-воспитательную деятельность.

Коллективный контроль и взаимный контроль учителей

Контроль, осуществляемый учительским коллективом — коллективный контроль, имеет не столь жесткие формы, как административный — это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Работа учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в процессе работы коллегиальных органов управления. Коллеги могут оценить эффективность внедрения новых методов преподавания, проверить исполнение индивидуального плана развития учителя и участие в выполнении коллективно принятых решений. Его цель — оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения компетентных специалистов и одновременно коллег, решающих с педагогом общие задачи. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.

Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Передавая свой опыт, каждый из коллег изучает, как идет его освоение другими. Взаимоконтроль может быть между специалистами равной квалификации, а также между руководителями, имеющими в коллективе одинаковый статус, например, руководителями методических объединений.

Контроль деятельности учителя со стороны коллег обладает большой силой воздействия на сотрудников. Его результаты непосредственно влияют на статус педагога в коллективе. Поэтому при организации коллективного контроля и взаимоконтроля важно учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, личные симпатии-антипатии педагогов. В противном случае может возрасти число конфликтов.

Самоконтроль означает работу учителя на доверии Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Очевидно, что педагог может быть переведен на самоконтроль по истечении определенного времени работы в данной школе. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности. Поэтому учитель, работающий на доверии, должен иметь четкие внешние требования для оценки собственных результатов. Работать на самоконтроле должны зрелые специалисты, способные к объективной оценке своей деятельности и имеющие высокий уровень мотивации.

Эффективность перевода педагогов на самоконтроль в значительной мере зависит от зрелости педагогического коллектива школы. Работа в режиме самоконтроля отдельных педагогов в условиях низкого уровня развития всего коллектива может стать источником конфликтов, поддерживать отчужденность между коллегами.

Виды и формы контроля

Для контроля за различными объектами и участками работы школы используются разнообразные формы и методы. Можно выделить две основные группы форм контроля. К первой относятся предварительный, текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы, а ко второй — специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

Предварительный, текущий и итоговый контроль

В зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется работа, различают предваритель­ный, текущий и итоговый (заключительный) контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля являются материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей. Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер, его смысл состоит в предупреждении возможных сбоев еще до начала процесса и обеспечении условий для успешного выполнения намеченного. Например, в августе проводится проверка готовности к началу учебного года: проверяется календарно-тематическое планирование, оборудование кабинетов, документация. Предварительный контроль полезен для предупреждения ошибок в работе учителей при переходе к изучению особо сложных для усвоения тем.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля являются промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше. оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы и предотвратить в будущем возможные ошибки.

Виды и формы контроля учебно-воспитательного процесса

Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах. Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь, например, при переходе учащихся из начальной школы в среднюю и из средней — в старшую.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму наиболее целесообразно использовать в случаях, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Персональный контроль — это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например. может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Все перечисленные виды контроля состояния учебно-воспитательного процесса могут осуществляться как предварительные, текущие и итоговые.

Принципы и методы контроля

Девять принципов эффективного контроля

Чтобы быть эффективным, контроль должен отвечать следующим общим принципам.

1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный контроль должен отражать и поддерживать общие цели школы.

2.Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

3.Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач. Поскольку контроль осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личностных факторов. Фактическое положение дел может восприниматься в самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, следовательно, необходимо разработать четкие и объективные критерии проверки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых.

4.Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует особого внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана. Как правило, руководителю нет необ­ходимости проверять все до мелочей — необходимо убедиться лишь, что планы выполняются. Следовательно, внимание сосредотачивается лишь на узловых моментах деятельности, по которым можно определить, имеются ли отклонения от планов.

5.Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредотачивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных. Более мелкими можно пренебречь. Руководители должны заниматься лишь существенными отклонениями в лучшую или худшую сторону

6.Принцип действия. Контроль оправдан только тогда, когда отклонения от планов подвергаются затем корректировке.

7.Принцип своевременности контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала определяется с учетом содержания основного плана, времени, в течение которого протекают мероприятия по контролю, затрат на проведение проверки и распространение полученных результатов.

8.Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначался, — это наиболее эффективный способ контроля. Простейшие методы требуют меньше усилий и более экономичны. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

9.Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.

Методы внутришкольного контроля

Используемые в школе методы контроля делятся на две группы — методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.

Методы контроля результатов. Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено разнообразием процессов в школе, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.

Результаты многих процессов, и прежде всего образовательного, сложно выявить и измерить.

Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности: полноты, прочности, обобщенности, системности и т. д. знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно сложнее обстоит дело с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо. Для оценки уровня интеллектуального развития используют школьный тест умственного развития (ШТУР). Используют также экспертные оценки по показателям сформированности мотива обучения, уровню развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации, и др.

Методы контроля состояния процессов. Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение школьной документации.

Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты либо выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение работы учителя на уроке.

В школах широко практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно — его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычно наблюдение и анализ осуществляются по главным результатам, фиксируемым педагогом в качестве основной цели. В качестве требуемых результатов выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом школы, а также цели устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущего контроля.

Однако, метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим, он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и, прежде всего, планов. Это могут быть планы работы школы, ее структурных подразделений, органов управления школой (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и т. п. Ход образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся, отчетах учителей, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и личных делах учащихся, протоколах и решениях органов управления школой, в тетради замены заболевших учителей и другой школьной документации. Для фиксирования хода других процессов также используются специальные документы: планы самообразования учителей, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечному обслуживанию школьников, медицинские карты детей, содержащие информацию о состоянии их здоровья и результатах профилактики заболеваемости (прививках, диспансеризации) и т. д.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью за короткие сроки можно проверить большой участок работы школы. Однако, данный метод не позволяет установить, насколько фиксируемое в документах действительно соответствует реальному, и установить возможные искажения.

В последнее время все более широкое распространение получают социологические методы изучения состояния процессов: опросы, беседы, интервью. Их применение требует специальной подготовки проверяющим

Правила мотивирующего контроля

Процесс контроля связан не только с выявлением результатов и состояния процессов жизнедеятельности школы, но и с оценкой работы тех людей, которые осуществляют эти процессы. Одной из основных задач контроля является мотивация работников школы к улучшению результатов трудовой деятельности. Контроль призван побуждать к устранению существующих недостатков или использованию новых возможностей. Однако, сама процедура контроля может приводить к сильным напряжениям и вызывать чувство сопротивления. В этих случаях контроль может сыграть демотивирующую роль. Чтобы этого не происходило, при его осуществлении нужно соблюдать общие условия мотивации.

Оценка работы сотрудника будет для него значимой и привлекательной, если он уверен в ее справедливости и реалистичности требований, предъявляемых проверяющим. Слишком высокие стандарты воспринимаются как недостижимые, а слишком низкие не порождают чувства успеха.

Оценка, высказываемая проверяющим, будет восприниматься как справедливая, если:

♦ все сотрудники, достигшие равных результатов, оцениваются одинаково;

♦ стандарты или нормативы, с позиции которых проводится оценка работы, достаточно обоснованны и объективны.

Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом; обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе кон­троля; предоставлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда; уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.

Контроль должен завершаться формулированием предложений по устранению выявленных недостатков. Очень важно, чтобы они соответствовали реальным возможностям контролируемых, помогали решать действительно насущные проблемы его деятельности, рождали чувство уверенности в достижимости желаемых результатов.

Наименее эффективны с точки зрения мотивации: нерегулярный контроль, имеющий характер единичного инцидента; тотальный контроль, при котором сотрудники освобождаются от личной ответственности; скрытый контроль (он вызывает досаду, так как служит выражением недоверия); контроль для проформы (в этом случае руководитель демонстрирует, что не интересуется достижениями своих сотрудников); замалчивание выводов контроля (негативные результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом обсуждения).

Чтобы контроль побуждал сотрудников к эффективной работе, при проведении проверок от руководителя требуется использование специальных методов и приемов. Решение задачи мотивации облегчается, если в процессе организации и проведения контроля руководствоваться следующими правилами:

♦ добиваться того, чтобы контроль проводился уважаемыми для сотрудников людьми;

♦ оценивая работу, значимую для организации, подчеркивать ее смысл для контролируемого;

♦ контролируя, стараться выявлять не только недостатки, но и успехи;

♦ оценивать результаты по согласованным с коллективом стандартам;

♦ сотрудников, имеющих одинаковые результаты, оценивать одинаково;

♦ уважать личное мнение и проявлять доброжелательность к сотрудникам в процессе контроля; беседа по его итогам не должна быть «разборкой», она должна быть выдержана в конструктивном и уважительном духе, несмотря ни на что;

♦ создавать у учителя положительный эмоциональный настрой, уходить от нежелательного в общении эмоционального напряжения: испуга, обиды, раздражения и т. д.;

♦ обсуждать новые цели и необходимые изменения вместе с контролируемым, предлагать, но не навязывать помощь;

♦ добиваться того, чтобы подчиненный действительно (а не формально) согласился и принял выводы из контроля и знал, как можно исправить положение;

♦ внушать сотруднику уверенность в своих силах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *