Для чего нужен аэропорт
Аэропорт
Как устроен наземный транспорт в аэропорту
Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.
Обычно система наземного транспорта включает:
Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.
Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.
Значение термина аэропорт
Само слово пришло в русский язык из французского. Там оно в свою очередь образовалось от слияния двух греческих слов — “воздушный” и “гавань”. Отсюда можно сделать вывод, что аэропорт — это воздушная гавань или “воздушные ворота” той или иной страны/города/региона.
В словаре дается определение этого термина, как несколько зданий, которые предназначаются для приема, отправки и обслуживания воздушных судов. Он состоит из аэродрома или аэровокзала. Крупные комплексы могут включать несколько аэровокзалов.
Что такое airport? Это слово на английском языке, которое обозначает аэропорт. Именно его помещают на здании аэровокзала в любой стране мира. Некоторым из них присваивают названия. Обычно, по наименованиям близлежащих поселков или маленьких городков.
Сегодня аэропорты — это целые комплексы из зданий и служб, обеспечивающих безопасность и комфорт для пассажиров.
Первые из них начали появляться в Европе и в начале прошлого века. В 20-30х годах были построены первые терминальные комплексы. До этого времени существовали только аэропланы, а они не требовали разгона для взлета. С появлением многомоторных воздушных судов появилась необходимость в проектировании аэродромов и взлетно-посадочных полос.
Класс аэропорта Править
Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).
Классификация аэропортов в зависимости от годового объема пассажирских перевозок:
Аэропорты с годовым объемом перевозок более 10000 тыс.чел. относятся к внеклассным, а с годовым объемом перевозок менее 100 тыс.чел. — к неклассифицированным.
Как устроен аэропорт терминалы
В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины. Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.
Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги — от полировки ботинок до подключения к интернету.
Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.
Система безопасности
Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.
Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга— компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела. Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.
Функции ас.
1.
Эксплуатация, содержание и ремонт
элементов ЛП а/д.
2.
Систематический контроль за исправностью
и техническим состоянием элементов и
сооружений ЛП и обеспечение его постоянной
эксплуатационной готовности для
производства полетов ВС, а именно:
–
систематический контроль (инспектирование);
–
детальный осмотр, контроль, в том числе
инструментальный;
–
выполнение работ по содержанию аэродромных
покрытий;
–
выполнение ремонтных работ.
3.
Контроль за соответствием требованиям
НГЭА элементов и сооружений ЛП, а именно:
–
дневной маркировки покрытий;
–
заземлительных устройств на перронах
и МС;
–
грунтовых элементов летного поля.
4.
Работы по маркировке искусственных
аэродромных покрытий.
5.
Текущий оперативный и аварийный ремонт
искусственных аэродромных покрытий.
6.
Разработка схем расстановки и движения
ВС, спецтранспорта и средств механизации
на ЛП.
7.
Участие в расследовании авиационных
происшествий и инцидентов, связанных
с деятельностью АС, разработка и
осуществление мероприятий по их
предупреждению.
8.
Участие в разработке положений, внесения
поправок в «Инструкцию по производству
полетов в районе а/д» (ИПП) в части а/д
обеспечения.
9.
Мероприятия по орнитологическому
обеспечению полетов.
10.
Контроль за строительством ЗиС на
приаэродромной территории и подготовка
заключений для согласования объектов
строительства. Учет и оценка высотных
препятствий в районе а/д.
11.
Взаимодействие с подразделениями
организации, обеспечивающими полеты,
обеспечение безопасности при выполнении
подрядных работ по ремонту элементов
а/д сторонними организациями с
осуществлением технадзора.
12.
Участие в подготовке документов для
продления сроков государственной
регистрации и сертификации элементов
а/д.
13
Своевременное представление средств
измерения коэффициента сцепления на
ИВПП для контрольных поверок в организации,
имеющие соответствующие лицензии и
сертификаты на предоставление услуг
по калибровке и проверке указанных
средств измерений.
Аэропорт основное определение
Слово «Аэропорт» с греческого языка переводится как воздушная гавань (пристань). Формулировка современного определения выглядит немного иначе и является расширенной.
Аэропорт — это совокупность зданий и сооружений, основное предназначение которых заключается в приеме и отправке воздушных судов, их базирования и обслуживания пассажиров.
Для некоторых объектов такого плана дано немного другое название – аэродром. Несмотря на схожесть, разница между двумя понятиями и предприятиями есть. Аэродром с греческого языка как «воздушная дорога». Другими словами, это участок воды или суши, где имеется воздушное пространство и все необходимые сооружения для обслуживания и управления воздушными судами: самолетами, вертолетами, аэропланами и другими.
Разница заключается в том, что аэропорт способен принимать и обслуживать пассажиров, а аэродром только воздушные суда. Аэродром может быть военным или запасным. Причем аэропорт способен выполнять функции аэродрома, но последний заменить аэропорт не может.
Чикагский Международный аэропорт О’ХАРА.
Строительство аэропорта
Строительство нового аэропорта – это очень серьезное и ответственное мероприятие, которое требует большого количества участвующих специалистов. Перед тем. Как начинается возведение объектов, тщательно изучается территория, на которой планируется строительство. Основными критериями выбора являются:
После того как найден участок местности, отвечающий всем требованиям, начинается планирование и проектирование будущего аэропорта. Для этого эксперты начинают изучать потенциальный уровень развития региона, который предположительно и будет обслуживаться. Здесь в обязательном порядке учитывается ряд факторов, среди которых есть: пассажиропоток, количество авиарейсов, экономический рост региона и некоторые другие.
Наиболее важным показателем является количество пассажирских перевозок, осуществляемых за 12 календарных месяцев. На основании этой величины выводятся параметры, которым будет соответствовать аэропорт. На этом этапе составляется план того, как пассажиры будут добираться до здания аэровокзала и обратно, какими услугами будут пользоваться. Кроме того, рассчитывается время работы служб аэропорта, например, таможенников.
Суть следующего этапа строительства заключается в выявлении потенциальных проблем, которые могут возникнуть в работе. Происходит урегулирование таких вопросов, как:
Исследованию подвергается близлежащая местность в радиусе до 60 км. Кроме того, рассматриваются варианты работы диспетчеров, которые будут управлять воздушным движением в радиусе 80 км.
Обязательным мероприятием является изучение воздействия на окружающую среду. Исследованию подвергается близлежащая местность в радиусе до 60 км. Кроме того, рассматриваются варианты работы диспетчеров, которые будут управлять воздушным движением в радиусе 80 км.
Когда все предыдущие вопросы урегулированы, экспертная комиссия приступает к разработке и утверждению генерального плана. Этот этап является наиболее важным во всей подготовке к строительству. Именно на этой стадии разрабатывается планирование пассажирских и грузовых аэровокзалов, проектирование подъездных дорог и зданий. Завершается этот этап увязкой взаимодействия всех составляющих строящегося аэропорта.
Строительство аэропорта
Правила поведения пассажиров
Даже если пассажиры знают, что такое airport, далеко не все знакомы с основными правилами поведения на территории аэровокзала. Несмотря на это, с правилами должен быть ознакомлен каждый человек, прибывающий в аэропорт. Если человек хочет избежать разного рода недоразумений и конфликтов с сотрудниками аэропорта, ему необходимо знать следующее:
Следует помнить, что неправильное поведение или вступление в безосновательный конфликт с сотрудниками, может закончиться обращением последних к стражам правопорядка.
Регистрация в аэропорту
Аэродром Править
Аэродром обычно включает в себя:
Лётное поле Править
1. Взлётно-посадочная полоса (ВПП) с примыкающими грунтовыми участками.
2. Рулёжные дорожки (РД), соединяющие ВПП с перроном и концы ВПП.
3. Перрон — место для стоянки летательных аппаратов и выполнения с ними различных погрузочно-разгрузочных операций.
4. Места стоянки (МС) и обслуживания ЛА.
Иногда перрон и места стоянки совмещены, в там случае это также называется перроном.
6. Служба автоспецтранспорта.
7. Вспомогательные службы.
Комплекс управления воздушным движением Править
1. Рабочие места персонала (диспетчеров управления воздушным движением), оснащённые тем или иным оборудованием (от бинокля и радиостанции до автоматизированных рабочих мест на базе быстродействующих вычислительных комплексов). На небольших аэродромах рабочие места диспетчеров находятся в здании командно-диспетчерского пункта (КДП), который обычно расположен вблизи перрона в точке с хорошим обзором всего лётного поля, взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек и мест стоянок, а на крупных аэродромах – дополнительно в зданиях стартовых диспетчерских пунктов (СДП), расположенных вблизи торцов ВПП.
2. Радио- и свето- технические комплексы, позволяющие экипажам ЛА вести связь с землёй, определять своё местонахождения в той или иной системе координат и выдерживать заданные траектории маневрирования в районе данного аэродрома, а также заход на посадку, посадку, взлёт и выход из района аэродрома.
Обычно включает в себя:
— Радиостанции различных мощностей и диапазонов;
— Наземные компоненты навигационных систем;
— Радиооборудование для захода на посадку;
— Световое оборудование ВПП и рулёжных дорожек.
3. Метеорологическое оборудование для наблюдения за фактической погодой на аэродроме с последующей передачей этих данных экипажам ЛА, производящих взлёт или посадку на аэродроме, и авиадиспетчерам. На небольших аэродромах метеорологическое оборудование (датчики для измерения параметров ветра, горизонтальной видимости, облачности, температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и т.д.) располагаются на метеоплощадке вблизи КДП, а на крупных аэродромах – в нескольких точках лётного поля (у торцов ВПП, вблизи середины ВПП и т.п.).
1. Состав основных подразделений аэропорта
3.1.1.
Для реализации сформулированных в
разделе 1 целей и задач аэропорт создает
следующие основные подразделения,
отделы, службы <типовые), перечень которых
приведен ниже:
— информационно-аналитические,
коммерческие, планово-экономические,
юридические и другие
административно-управленческие;
— инспекция
по безопасности полетов;
— организации
и развития перевозок (по видам перевозок);
— движения
и соответствующие подразделения,
обеспечивающие эксплуатацию объектов
радиотехнического оборудования и связи
(до выделения соответствующих подразделений
в самостоятельные предприятия или
учреждения);
— электро-
и светотехнического обеспечения;
— теплотехнического
и санитарно-технического обеспечения;
— эксплуатации
наземных сооружений;
— охраны
окружающей среды;
— обслуживания
гостиницы, профилактория;
— ВОХР
(в составе службы авиационной безопасности);
— другие
подразделения, обеспечивающие
производственную и коммерческую
деятельность аэропорта, включая
неавиационные виды деятельности
(питание, торговля, развлечения, различные
виды услуг для юридических и физических
лиц и т.д.) при условии создания
соответствующей материально-технической
базы и получения лицензий
для
выполнения указанных работ.
Аэропорт
может создавать собственные службы для
технического обслуживания воздушных
судов (инженерно-авиационная служба).
3.1.2.
Конкретный перечень, названия и состав
служб и подразделений устанавливаются
аэропортом самостоятельно (кроме служб,
обеспечивающих безопасность полетов
и авиационную безопасность) в зависимости
от объема и структуры перевозок в
аэропорту, состава находящихся на
балансе аэропорта зданий и сооружений,
особенностей организации управления
в аэропорту, распределения ответственности
между службами аэропорта и арендаторами,
концессионерам по реализации отдельных
видов работ, услуг в аэропорту.
Полномочия сотрудников
В работе аэропортов задействованы сотрудники нескольких служб. Их усилия в основном направлены на обеспечение безопасности пассажиров.
Руководство несет прямую ответственность за обеспечение безопасности на территории аэровокзала, а также заботится о том, чтобы пребывание пассажиров в здании было максимально комфортным.
В полномочия сотрудников, которые напрямую контактируют с пассажирами, входит регистрация авиабилетов, прием и выдача багажа, осуществление контроля за перемещением пассажиров. Сотрудники таможенного контроля вправе проводить детальный досмотр пассажиров и их личных вещей перед посадкой на борт самолета.
Прохождение досмотра
Если по каким-то причинам между работниками аэропорта и пассажирами складывается конфликтная ситуация как одни, так и другие вправе предъявить претензию или обратиться в правоохранительные органы. Общение служащих с пассажирами основывается на взаимном уважении. Более детально о правилах поведения и полномочиях сотрудников можно узнать у администрации аэропорта.
Когда появились аэропорты и как дела обстоят сейчас
Первые аэропорты в мире стали появляться в начале 1900-х. До этого в них не было необходимости. Существующие аэропланы не требовали разгона и, следовательно, строительства взлетно-посадочных полос, а о регулярных пассажироперевозках речи и вовсе не шло.
Ранее создавались лишь далекие предки современных узлов. Так, в 1885 в районе Волкова поля в Петербурге открылась база команды воздухоплавателей. Сначала с полигона в небо взмывали воздушные шары, а чуть позже – аэростаты.
В 1908 во французском городке Исси-ле-Мулино ко взлетно-посадочной полосе пристроили самолетные ангары. С этого началось развитие современных комплексов. Первое же подобие аэровокзала в мире появилось Санкт-Петербурге. Но не в нашем, а американском. В 1914 компания St. Petersburg Tampa Airboat Line разработала расписание рейсов между соседними городками и тем самым дала старт регулярным пассажирским перевозкам.
Основной набор помещений и служб для первых терминалов включал залы ожидания, пункты связи и неотложной помощи, багажную и торговую зоны. Обязательным также было наличие гостиничных номеров и кафетериев. Поскольку самолеты редко вылетали вовремя, люди всегда нуждались в отдыхе и питании.
Старейший аэропорт на территории России во время создания принадлежал Германии. Открывшийся в 1919, Кенигсберг-Девау стал одним из первопроходцев среди гражданских аэропортов в Европе. А у появившегося здесь в 1922 году аэровокзала в этой части света и вовсе не было аналогов. Именно в Девау прибывали самолеты первой международной авиалинии СССР.
Сейчас старейший узел из-за плотной городской застройки и невозможности использовать его по прямому назначению находится во владении местного ДОСААФ. Роль главного аэропорта бывшего Кенигсберга Девау уступил Калининграду-Храброво.
За 100 лет авиаузлы из маленьких аэродромов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами разрослись до огромных, оборудованных по всем современным стандартам, комплексов. По количеству аэропортов на территории страны в наши дни лидирует США – тут их 13500 штук. России же похвастаться практически нечем. На огромной площади государства функционируют лишь 228 узлов.
О количестве аэропортов во всем мире судить трудно. Слишком часто закрываются старые и появляются новые. По примерным подсчетам, земной шар опутывает сеть из более чем 40000 подобных объектов.
Несмотря на повышенные требования к безопасности, соответствуют им не все авиаузлы. Посмотрите это видео о 10 самых опасных воздушных портах в мире, чтобы по возможности приземлиться в другом месте.
Обывателей в устройстве аэропорта интересуют прежде всего работа и инфраструктура пассажирского терминала, но здесь и без него довольно много удивительных моментов. Изучить стоит хотя бы общую историю развития аэродромов и аэровокзалов, чтобы в ожидании рейса объект не казался скучным и непривлекательным. Знания позволят увидеть, какой рывок в развитии свершился за последнюю сотню лет, и помогут проникнуться изменениями, которые еще ждут нас в ближайшем будущем.
Вам понравилось?
Пассажирские авиаперевозки мигрируют из аналога в цифру
Количество авиапассажиров через 20 лет вырастет вдвое. Чтобы привлечь авиаперевозчиков клиентоориентированностью, аэропорты по всему миру внедряют роботов, искусственный интеллект, самоуправляемый транспорт. Но если в мире драйверы инноваций в отрасли пассажирских авиаперевозок – аэропорты, то в России роль технологических лидеров примеряют авиакомпании.
Туристы в стиле хай-тек
Эксперты связывают рост числа авиаперелетов с развитием мировой экономики, популярностью новых прямых маршрутов, увеличением объема региональных перевозок. Предполагается, что пассажиропоток вырастет вдвое через 20 лет и парк коммерческих самолетов также увеличится вдвое к 2034 году. Поэтому и самолеты, и пассажиров необходимо обслуживать быстрее, не забывая о качестве сервиса и удобстве, и внедрение технологичных решений в аэропортах – насущная необходимость.
Прогнозы аналитиков
Аналитика компании | Сейчас | Прогноз |
SITA | 22 тыс. самолетов по итогам 2018 года | 43 тыс. самолетов к 2034 году |
IATA | 4,4 млрд пассажиров по итогам 2018 года | 8,2 млрд пассажиров к 2037 году |
Зачастую спрос на технологии диктуют пассажиры, и авиаперевозчики, чтобы угодить клиентам, предпочитают «продвинутые» аэропорты. Во многих международных хабах туристы уже могут отследить онлайн статус рейса, воспользоваться навигацией по зданию в мобильном приложении аэропорта, онлайн-регистрацией на рейс и оформить багаж без очереди через киоск самообслуживания. К 2025 году 68% пассажиров станут «цифровыми путешественниками».
Как быстро будут меняться аэропорты
Источник: Reports&Data, 2019
Региональные инвестиции в умные технологии по направлениям в 2018 году
Источник: Reports&Data, 2019
Ключевые игроки на рынке: Honeywell Corporation, Collins Aerospace, ITA, Siemens, IBM, Cisco Systems, Raytheon Company, Kiewit, Larsen & Toubro, Amadeus IT Group.
Умный вход-выход
В 2018 году киоски для самостоятельной регистрации пассажиров установлены в 41% аэропортов мира, говорится в отчете SITA. Это направление – одно из самых востребованных. Суммарно идентификация в ручном режиме от момента входа в аэропорт до момента посадки на борт может занимать до часа, не считая стояния в очередях. Автоматизация помогает сократить процесс до нескольких минут, однако, внедрение всегда происходит поэтапно. Поэтому эффективность от проектов нарастает постепенно.
Например, в 2017 году в аэропорте Дубая установили лицевую биометрию на выходах на посадку. Датчики сканирую лицо, система сравнивает образ с биометрическим паспортом и идентификатором от авиакомпании Emirates (электронная карточка или QR-код из мобильного приложения). Специальные индикаторы подсказывают туристам действия для завершения процесса. Процедура доступна всем, кто ранее просканировал сетчатку глаза на стойке миграционной службы. На человека система тратит 7-10 секунд. 22,3% пассажиров аэропорта прошли на посадку через умные выходы в 2018 году, это 10,7 млн человек.
Умный туннель аэропорта Дубаи
Источник: Аэропорт Дубаи
На следующем этапе в октябре 2018 года аэропорт Дубая открыл «умный туннель», который ускоряет пограничный контроль. Система также распознает лица пассажиров. Процедура сократилась с нескольких минут до 15 секунд на человека. Неудивительно, что 74% воздушных гаваней планируют к 2021 году инсталлировать аналогичные решения.
Поэтапное внедрение биометрии в аэропортах
Этапы | 2018 год | 2021 год | Не планируют |
1. Проверка документов, по которым удостоверяется личность сотрудника | 77% | 13% | 10% |
2. Вход на посадку по биометрии и паспортам | 5% | 58% | 37% |
3. Вход на посадку только по биометрии | 5% | 43% | 52% |
Биометрия, которая служит пропуском при проходе через умные турникеты, стала драйвером трансформации. В 2021 году инвестировать в крупные проекты или провести научные изыскания в этой области намерены 77% аэропортов и 71% авиакомпаний. Турникеты для самостоятельной посадки станут стандартом буквально через пару лет – большинство аэропортов (59%) и авиакомпаний (63%) намерены внедрить подобное оборудование к 2021 году.
Переосмысление сервиса
Искусственный интеллект (ИИ, AI) помогает оптимизировать большое число различных процессов. 84% авиакомпаний и 61% аэропортов инвестируют в эти проекты. Самый популярный сценарий применения – виртуальные помощники и чат-боты. К примеру, сервис работает в аэропорту Милана. Виртуальный помощник ответит на самые частые вопросы на итальянском и английском языках 24/7. Сервис расскажет о ресторанах в воздушной гавани, об особенностях процедур, поможет людям с ограниченной мобильностью. Если туристу будет недостаточно ответа виртуального оператора, его переведут на чат с оператором справочной службы.
Помимо виртуальных ассистентов есть и физические. Например, летом 2017 года, незадолго до Олимпиады-2018, в южнокорейском международном аэропорту Инчхон протестировали робота-гида. Он понимает четыре языка: корейский, английский, китайский и японский. Робот предоставляет туристам информацию о магазинах поблизости, времени и статусах рейсов, подключаясь к центральному серверу аэропорта. Помощник выручает опаздывающих пассажиров – сканирует посадочный талон и подсказывает направление до выходов на посадку.
Робот-гид аэропорта Инчхон
Источник: LG
А следующие Олимпийские игры, которые пройдут в 2020 году, примет Япония. К этому событию в январе 2019 года в аэропорту Токио запустили самоуправляемый шаттл, курсирующий между терминалами. Самоуправляемый автобус движется со скоростью 30 км/час и вмещает десять человек. Машина ориентируется в пространстве с помощью GPS и магнитных маркеров в дорожном полотне, поэтому интеллектуальным решением в полном смысле слова шаттл пока не является.
В аэропортах Германии планируют убирать снег с помощью самоуправляемого транспорта. В Европе зимой снег выпадает нерегулярно, держать для его уборки штат сотрудников нерационально. Поэтому концерн Daimler реализует проект «Автоматизированное наземное обслуживание аэродромов» (AAGM). Конвой с дистанционным управлением протестировал работу четырех тракторов Mercedes-Benz Arocs, задачей которых была очистка взлетно-посадочных полос от снега. Максимальное количество снегоуборщиков в автономном конвое достигает 14-ти.
В трех странах Евросоюза – Венгрии, Греции и Латвии – тестируют проект iBorderCtrl на базе ИИ. По согласию пассажира детектор задает вопросы и анализирует его мимику. Технология должна выявлять людей, которые скрывают настоящую цель визита, лгут о возрасте, пытаются провезти запрещенные или незадекларированные предметы или скрывают источники финансирования поездки. На этапе тестирования в ноябре 2018 года точность выявления нарушителей достигала 76%. В планах разработчиков «нарастить» эффективность выявления 85%.
Одно из новых применений ИИ касается досмотра багажа. Путешественники ограничены в перевозке жидкости в ручной клади. Как правило, разрешается провозить несколько пузырьков до 100 мл в прозрачных емкостях. Эксперты полагают, что ИИ благодаря достижениям в сфере компьютерной томографии сможет выявлять опасные жидкости даже по изображениям.
Однозначность распределенных реестров
На третье место по объему инновационных инвестиций аналитики поставили блокчейн. О работе с технологией сообщили 40% авиакомпаний и 36% аэропортов. Аэропорты пока присматриваются к возможностям блокчейна, коммерческих решений немного. Один из крупных проектов реализован в аэропорту Брюсселя, речь идет о грузоперевозках. Все участники логистической цепочки координируют свою работу с помощью блокчейна. Достаточно одной компании внести данные в систему, как информация становится доступна всем участникам процесса, и не требуется отсылать массу документов.
Блокчейн интересен тем, что может исключить задвоение операций, тем самым сократить количество проверок и ускорить предполетный контроль. 34% аэропортов планируют к 2021 году начать исследование технологии или разработать блокчейн-решение.
От обратного
Пассажиропоток в российских аэропортах растет медленнее, чем в мире. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), отечественные авиакомпании перевезли в 2018 году 115,5 млн человек, что на 10% больше, чем в 2017 году. Доля страны на мировом рынке пассажирских авиаперевозок составляет 2,6%. Соответственно, гонка за инновациями сосредоточилась в московских аэропортах и лидерах пассажирской авиаперевозки. К примеру, технологии биометрии и блокчейна внедряются крупными перевозчиками в нескольких аэропортах страны. Роботами обзавелась пара аэропортов.
«Газпром нефть» и S7 Airlines
В августе 2018 года в аэропорте Толмачево (Новосибирск) «Газпром нефть-Аэро» и S7 Airlines первыми на российском авиарынке начали использовать систему смарт-контрактов для заправки самолетов. Скорость взаиморасчетов заметно выросла, планировать заправку стало удобнее, отпала необходимость в банковских гарантиях и предоплатах.