Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Фазный ротор электродвигателя

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Широкое распространение асинхронного электродвигателя (АД) вызвано его надежностью и простотой конструкции. Статор такого двигателя стандартный, представляет собой изготовленный из пластин электростатической стали полый цилиндр с трехфазной обмоткой. Ротор же может быть короткозамкнутым и фазным. Последний вариант получил более широкое распространение по ряду причин, хотя его конструкция намного сложнее, чем у короткозамкнутого ротора.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Конструкция фазного ротора

Фазный ротор АД конструктивно напоминает его статор. Основа ротора набирается из пластин электростатической стали, которые насаживаются на вал. Конструкция имеет продольные пазы, в которые укладываются витки катушек фазной обмотки. Количество фаз ротора строго соответствует количеству фаз статора. Для подключения обмотки ротора к цепи, на валу последнего устанавливаются 3 контактных кольца, к которым подведены концы обмотки, находящиеся в соприкосновении с токопроводящими щетками. В свою очередь щетки имеют выходы в коробку корпуса, что позволят подключать внешнее дополнительное сопротивление.

В зависимости от напряжения сети, фазы обмотки соединяются “треугольником” или “звездой”. Оси катушек двухполюсного электродвигателя смещены на 120 градусов относительно друг друга.

Контактные кольца изготавливаются из латуни или стали. На вал они посажены с обязательной изоляцией между собой. Щетки расположены на щеткодержатле, изготовлены из металлографита, к кольцам прижимаются посредством пружин.

Зачем нужно добавочное сопротивление?

Добавочное сопротивление служит для запуска двигателя с нагрузкой на его валу. Как только достигаются номинальные обороты вала, сопротивление отключается за ненадобность, а кольца закорачиваются. В противном случае работа электродвигателя будет нестабильной, возникнут потери КПД.

Роль добавочного внешнего сопротивления, как правило, выполняет ступенчатый реостат. В этом случае двигатель будет разгонятся тоже ступенчато. Часто используются устройства, способные поднять КПД двигателя, при этом избавляя щетки от излишнего трения о кольца. После разгона устройство поднимает щетки и замыкает кольца.

Для реализации автоматического пуска электродвигателя используется подключенная индуктивность к обмотке ротора. Дело в том, что в тот момент, когда осуществляется пуск, в роторе показатели индуктивности и частоты тока максимальны. При разгоне двигателя эти показатели падают, а в конечном итоге двигатель выходит на нормальный рабочий режим.

Отличие короткозамкнутого ротора от фазного

Короткозамкнутый ротор приводится во вращение за счет наведения тока магнитным полем статора. Чтобы исключить пульсирование магнитного поля в роторе, стержни “беличьей клетки” располагаются параллельно между собой, но под наклоном относительно оси вращения. АД с короткозамкнутым ротором обладают высокой надежностью за счет отсутствия щеток, которые со временем перетираются. Кроме того, их стоимость меньше, чем у вариантов с фазным ротором.

Преимущества и недостатки электродвигателя с фазным ротором

Широкое распространение АД с фазным ротором получил за счет ряда серьезных преимуществ перед другими машинами подобного рода. Среди них следует отметить большой вращающий момент при запуске, а также относительно постоянную скорость вращения даже при высоких нагрузках. Такие электродвигатели для запуска требуют меньший пусковой ток, а конструкция позволяет использовать автоматические пусковые устройства. Кроме того, эти электрические машины хорошо переносят продолжительные перегрузки.

Как и любой электрический механизм, электродвигатели с фазным ротором имеют ряд недостатков:

Область применения электродвигателей с фазным ротором

Ад с фазным ротором, за счет высокого крутящего момента, низких пусковых токов и способности долговременно работать при повышенных нагрузках, используются там, где необходима большая мощность электродвигателя, но нет необходимости плавно регулировать скорость вращения в широких диапазонах. Кроме того, эти машины отлично приспособлены под пуск с нагрузкой на валу.

За счет высокой производительности, наиболее часто АД с фазным ротором используются на различном серьезном, тяжелом силовом оборудовании, например, подъемных кранах, лифтовых приводах, станках, различных подъемниках. Иными словами, эти двигатели используются там, где есть необходимость запуска под нагрузкой, а не на холостом ходу.

Проверка электродвигателя с фазным ротором

Для проверки обмоток статора трехфазного АД на целостность, необходимо добраться до клемм их подключения. Затем нужно произвести замеры сопротивлений между фазными клеммами по отдельности, предварительно сняв перемычки. Если сопротивление какой-либо обмотки меньше, чем у других, это свидетельствует о замыкании между ее витками. В этом случае двигатель отдается на перемотку.

Для проверки обмоток ротора, необходимо отыскать выводы от контактных колец. Затем нужно убедиться, что сопротивления обмоток совпадают. Если конструкция электродвигателя предусматривает наличие системы отключения обмоток ротора, отсутствие контакта может быть обусловлено именно поломкой данного механизма, а не обрывом витков.

О наличие какой-либо неисправности АД могут свидетельствовать следующие факторы:

Для самостоятельной диагностики и исправления неисправностей электродвигателя необходимыми являются хотя-бы минимальные познания в устройстве АД и электрических цепях в целом. Все же крайне не рекомендуется самостоятельно заниматься ремонтом электродвигателя с фазным ротором, так как это может привести к поражению электрическим током.

Источник

Особенности асинхронного двигателя с фазным ротором

Современный асинхронный двигатель с фазным ротором – это многофункциональная силовая электроустановка, регулировка работы которой осуществляется с помощью включенных в роторную цепь резисторов. В отличии от распространённых сейчас короткозамкнутых двигателей, моторы такого типа характеризуются повышенным пусковым моментом и более низкими стартовыми токами. Также они отличаются стойкостью к механическим перегрузкам без значительного уменьшения КПД.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Особенности запуска, параметры и функциональные возможности электромотора зависят от его типа, свойств и нюансов конструкции. Асинхронный двигатель с фазным ротором – это распространенная многозадачная силовая электроустановка, поддерживающая возможность регулировки посредством включения в роторную цепь дополнительных сопротивлений. От классического короткозамкнутого мотора она отличается повышенным пусковым моментом и более низкими стартовыми токами. Для лучшего понимания работы такого агрегата сначала нужно разобраться в особенностях его запуска.

Особенности пуска электромотора с фазным ротором

Во время включения установки фазный ротор асинхронного двигателя начинает медленно и равномерно вращаться. При этом сила сопротивления на ее валу уравновешивается. Чтобы преодолеть тормозной момент и компенсировать внутренние потери, мотор начинает активно потреблять энергоресурсы. Характеристики стартового пускового момента часто сильно отличаются от рекомендуемого значения, поэтому асинхронный электродвигатель с фазным ротором не может сразу переключится на режим полноценного функционирования. Данная особенность влечет за собой потерю ускорения и даже может вызвать критический перегрев внутренних частей конструкции.

Для решения этой проблемы частоту пусков электромотора ограничивают несколькими включениями. Если асинхронный двигатель с фазным ротором подключается от электросети малой мощности, то возможны потери общего напряжения и негативное воздействие на подсоединенные к той же линии электрические приборы. Включение в цепь фазного ротора асинхронного силового агрегата пусковых резисторов позволяет снизить токовые показатели, но одновременно повышает пусковой момент на старте вплоть до достижения им максимально допустимого порога.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Возможны следующие варианты запуска:

Здесь важно правильно подобрать резисторы с оптимальными параметрами. Если запуск асинхронного мотора прошел успешно, то далее необходимо обеспечить поддержку стабильного крутящего момента на всем этапе его разгона с целью снижения нагрева и уменьшения длительности переходного периода из спокойного до рабочего состояния. Это делается за счет уменьшения сопротивления резисторов, переключение между которыми происходит через подсоединенные последовательно контакторы. В таком случае отключать агрегат от электросети можно, только если роторную цепь замкнуть накоротко. В противном случае велика вероятность возникновения значительного перенапряжения в фазных обмотках статора.

Пусковой процесс поэтапно

Для лучшего понимания процесса, пуск асинхронного двигателя с фазным ротором можно разделить на несколько ключевых этапов:

Если при выключении рассматриваемого силового агрегата роторную цепь не замкнуть, то может возникнуть трехкратное, а то и четырехкратное напряжение по сравнению с номиналом.

Важные технические характеристики

Современные асинхронные двигатели с фазным ротором должны отвечать определенным параметрам, гарантирующим их качественную и безотказную работу в тех или иных условиях. Правильно подобранная механическая характеристика асинхронного двигателя с оптимальными электрическими показателями – залог успешной и эффективной работы всей электроустановки.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Среди основных технических характеристик электромотора можно выделить:

Это наиболее важные параметры, на которые необходимо обращать внимание при выборе и эксплуатации электрического двигателя. Но существует и другие характеристики, к примеру, определяющие специфические режимы работы и техническое обслуживание асинхронного электромотора. Как правило, все они подробно описываются в руководстве и технической документации к силовому агрегату или электроприводу.

Конструкционные особенности

Знание особенностей конструкции любого оборудования значительно облегчает покупку и последующую работу с ним, в том числе эксплуатацию и ремонт асинхронного двигателя с фазным ротором. Прежде всего, следует запомнить, что все электромоторы устроены по схожему принципу – они обязательно имеют неподвижный статор и подвижный ротор, осуществляющий вращательные движения внутри силового агрегата. Статор асинхронного двигателя с фазным ротором имеет подключаемые к электросети переменного тока обмотки, напряжение на которых взаимодействует с обмотками ротора. Данная связь объясняется принципами действия магнитного потока.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Обычная конструкция статора асинхронного двигателя представляет собой корпус электромотора с запрессованным внутрь сердечником. Обмотка сердечника разделена не несколько заключенных в катушки секторов. От этих обмоток отводятся кабеля с защитной изоляцией, предотвращающей их взаимное замыкание. Ротор устроен из вала и набранного пластинчатого сердечника. Обычно здесь применяются пластины с симметричными пазами стандартного размера, выполненные из высокотехнологичной стали. Во время работы роторного вала происходит передача крутящего момента приводу электроустановки.

Чертеж асинхронного двигателя с его основными составными частями выглядит так:

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Наиболее распространенными считаются роторы двух типов:

Первый вариант в составе своей конструкции имеет стержни из алюминия, проходящие сквозь сердечник и замкнутые торцевыми кольцами. Это так называемое «беличье колесо». Для повышения прочности пазов их также часто обрабатывают алюминиевым составом. Устройство фазного ротора несколько отличается от короткозамкнутого. Здесь количество установленных под определенным углом катушек напрямую зависит от числа парных полюсов, во многих случаях сопоставимых с парными полюсами, какие есть на статоре.

Принцип работы электромотора с фазным ротором

Теперь подробнее рассмотрим принцип действия асинхронного двигателя с ротором фазным и его подключение. Здесь можно выделить очередность из пяти важных этапов:

Далее управление асинхронным двигателем с ротором фазного типа осуществляется в штатном режиме. Принцип работы асинхронного двигателя с фазным ротором отличается от короткозамкнутого варианта еще и наличием полноценной трехфазной обмотки с аналогичной укладкой на статорной и роторной части.

Типовая схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором выглядит так:

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Схема управления асинхронным двигателем с фазным ротором показывает, что роторные обмоточные выводы соединены с контактными кольцами, установленными на вал электромотора. Эти кольца имеют защитную изоляцию, как между собой, так и в точках соприкосновения с валом. Для каждой из фаз, каких обычно насчитывается три, на роторе предусмотрена своя отдельная обмотка. Схема пуска этих обмоток чаще всего имеет вид «Звезды».

К роторной обмотке монтируется реостат управления, сопряженный со щетками и контактными кольцами. Несмотря на кажущуюся сложность такой конструкции и более тщательный расчет асинхронного мотора, возможностей регулировки рабочего момента на валу здесь на порядок больше, чем у двигателей с ротором короткозамкнутого типа, контроль и применение которых обычно связано с необходимостью использования частотного преобразователя или специального регулятора оборотов.

Статорная обмотка создается с учетом количества катушек и полюсов, которых на статоре и роторе должно быть одинаковое количество. Сдвиг катушек статора между собой происходит на определенное число градусов. Регулировка действия асинхронного двигателя с фазным ротором выполняется путем изменения тока в роторных обмотках. Это позволяет контролировать размер скольжения и рабочий момент электромотора. Чтобы снизить износ колец и щеток во время полного выведения реостата их обычно замыкают посредством специального устройства для поднимания щеток

Достоинства и недостатки электромоторов с фазным ротором

Сейчас асинхронные силовые агрегаты широко применяются как в быту, так и на производстве. Такая популярность обусловлена большим количеством преимуществ, расширяющих их функционал и назначение.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Среди основных достоинств асинхронных моторов с ротором фазного типа можно выделить:

Несмотря на все многочисленные плюсы, нельзя не отметить и недостатки асинхронного двигателя с такой конструкцией. Главный из них – это достаточно большие габаритные размеры агрегата, что усложняет процесс монтажа, дальнейшую эксплуатацию и ремонт асинхронного двигателя с фазным ротором. Кроме того, такие электромоторы часто уступают по продуктивности и КПД аналогичным по мощности силовым агрегатам с короткозамкнутым ротором.

Источник

Как вы знаете, асинхронные электродвигатели имеют трехфазную обмотку (три отдельные обмотки) статора, которая может формировать разное количество пар магнитных полюсов в зависимости от своей конструкции, что влияет в свою очередь на номинальные обороты двигателя при номинальной частоте питающего трехфазного напряжения. При этом роторы двигателей данного типа могут отличаться, и у асинхронных двигателей они бывают короткозамкнутыми или фазными. Чем отличается короткозамкнутый ротор от фазного ротора — об этом и пойдет речь в данной статье.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Короткозамкнутый ротор

Представления о явлении электромагнитной индукции подскажут нам, что произойдет с замкнутым витком проводника, помещенным во вращающееся магнитное поле, подобное магнитному полю статора асинхронного двигателя. Если поместить такой виток внутри статора, то когда ток на обмотку статора будет подан, в витке будет индуцироваться ЭДС, и появится ток, то есть картина примет вид: виток с током в магнитном поле. Тогда на такой виток (замкнутый контур) станет действовать пара сил Ампера, и виток начнет поворачиваться вслед за движением магнитного потока.

Так и работает асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, только вместо витка на его роторе расположены медные или алюминиевые стержни, замкнутые накоротко между собой кольцами с торцов сердечника ротора. Ротор с такими короткозамкнутыми стержнями и называют короткозамкнутым или ротором типа «беличья клетка» поскольку расположенные на роторе стержни напоминают беличье колесо.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Проходящий по обмоткам статора переменный ток, порождающий вращающееся магнитное поле, наводит ток в замкнутых контурах «беличьей клетки», и весь ротор приходит во вращение, поскольку в каждый момент времени разные пары стержней ротора будут иметь различные индуцируемые токи: какие-то стержни — большие токи, какие-то — меньшие, в зависимости от положения тех или иных стержней относительно поля. И моменты никогда не будут уравновешивать ротор, поэтому он и будет вращаться, пока по обмоткам статора течет переменный ток.

К тому же стержни «беличьей клетки» немного наклонены по отношению к оси вращения — они не параллельны валу. Наклон сделан для того, чтобы момент вращения сохранялся постоянным и не пульсировал, кроме того наклон стержней позволяет снизить действие высших гармоник индуцируемых в стержнях ЭДС. Будь стержни без наклона — магнитное поле в роторе пульсировало бы.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Скольжение s

Для асинхронных двигателей всегда характерно скольжение s, возникающее из-за того, что синхронная частота вращающегося магнитного поля n1 статора выше реальной частоты вращения ротора n2.

Скольжение возникает потому, что индуцируемая в стержнях ЭДС может иметь место только при движении стержней относительно магнитного поля, то есть ротор всегда вынужден хоть немного, но отставать по скорости от магнитного поля статора. Величина скольжения равна s = (n1-n2)/n1.

Если бы ротор вращался с синхронной частотой магнитного поля статора, то в стержнях ротора не индуцировался бы ток, и ротор бы просто не стал вращаться. Поэтому ротор в асинхронном двигателе никогда не достигает синхронной частоты вращения магнитного поля статора, и всегда хоть чуть-чуть (даже если нагрузка на валу критически мала), но отстает по частоте вращения от частоты синхронной.

Скольжение s измеряется в процентах, и на холостом ходу практически приближается к 0, когда момент противодействия со стороны ротора почти отсутствует. При коротком замыкании (ротор застопорен) скольжение равно 1.

Вообще скольжение у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором зависит от нагрузки и измеряется в процентах. Номинальное скольжение — это скольжение при номинальной механической нагрузке на валу в условиях, когда напряжение питания соответствует номиналу двигателя.

Другие статьи про асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором на Электрик Инфо:

Фазный ротор

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Асинхронные двигатели с фазным ротором, в отличие от асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, имеют на роторе полноценную трехфазную обмотку. Подобно тому, как на статоре уложена трехфазная обмотка, так же и в пазах фазного ротора уложена трехфазная обмотка.

Выводы обмотки фазного ротора присоединены к контактным кольцам, насаженным на вал, и изолированным друг от друга и от вала. Обмотка фазного ротора состоит из трех частей — каждая на свою фазу — которые чаще всего соединены по схеме «звезда».

К обмотке ротора через контактные кольца и щетки присоединяется регулировочный реостат. Краны и лифты, например, пускаются под нагрузкой, и здесь необходимо развивать существенный рабочий момент. Невзирая на усложненность конструкции, асинхронные двигатели с фазным ротором обладают лучшими регулировочными возможностями касательно рабочего момента на валу, чем асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, которым требуется промышленный частотный преобразователь.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Обмотка статора асинхронного двигателя с фазным ротором выполняется аналогично тому, как и на статорах асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, и аналогичным путем создает, в зависимости от количества катушек (три, шесть, девять или более катушек), два, четыре и т. д. полюсов. Катушки статора сдвинуты между собой на 120, 60, 40 и т. д. градусов. При этом на фазном роторе делается столько же полюсов, сколько и на статоре.

Регулируя ток в обмотках ротора, регулируют рабочий момент двигателя и величину скольжения. Когда регулировочный реостат полностью выведен, то для уменьшения износа щеток и колец их закорачивают при помощи специального приспособления для подъема щеток.

Источник

Асинхронный двигатель

Асинхронный двигатель – электрическая машина, работающая в двигательном режиме, у которой частота вращения ротора не равна частоте вращения магнитного поля статора и зависит также от нагрузки. Основа работы электродвигателя – преобразование электрической энергии в механическую. Трехфазный асинхронный электродвигатель был разработан и впервые создан в 1889 году русским ученым-электротехником М.О. Доливо-Добровольским. Совместно с разработкой двигателя Михаил Осипович разработал и осуществил впервые в мире в 1891 году систему передачи трехфазного тока на расстояние.

Строение асинхронного двигателя

Для того, чтобы разобраться в теории работы двигателя, нам надо рассмотреть из чего же он состоит.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

На самом же деле асинхронный двигатель состоит из трех частей (слева-направо): ротора, статора и корпуса, но главными частями считаются именно ротор и статор, о которых мы с вами и поговорим.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Статор асинхронного двигателя

Статор асинхронного двигателя представляет из себя сердечник, состоящий из пластин электротехнической стали и содержащий в себе медные обмотки, которые определенным образом уложены в пазах статора.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Как было упомянуто, сердечник статора состоит из пластин, которые изолированы друг от друга. С внутренней стороны статора есть пазы

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

в которые укладывается изоляция

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Далее в эти пазы наматывается медный лакированный провод определенным образом, который представляет из себя обмотки статора

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Асинхронный двигатель имеет три «куска» медного провода

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Которые определенным образом уложены в пазы статора под углом в 120 градусов друг относительно друга.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Все 6 концов обмоточных проводов выведены в клеммную коробку, которая находится на корпусе двигателя.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Статор двигателя, а точнее, размеры сердечника, количество катушек в каждой обмотке и толщина моточного провода из которого намотаны катушки определяют основные параметры двигателя. Например, от числа катушек в каждой обмотке зависит номинальное число оборотов двигателя, а от толщины провода, которым они намотаны, зависит номинальная мощность двигателя. Количество обмоток для трехфазного асинхронного двигателя всегда равно трем. А вот количество катушек в каждой из этих обмоток разное. Катушки могут наматывать в один или два провода. Учитывая, что номинальное число оборотов двигателя обратно пропорционально номинальной нагрузке, можно смело сказать, что скорость вращения вала асинхронного двигателя будет уменьшаться при увеличении нагрузки. Если при работе двигателя начнут уменьшаться его обороты из-за роста нагрузки, то не остановка этого процесса может привести к полной остановке двигателя. Двигатель начнет сильно гудеть, вал ротора не будет крутиться – возникнет сильный нагрев катушек, с последующим разрушением изоляции моточного провода, что приведет к короткому замыканию и возгоранию обмоток.

Реальное фото статора одного из асинхронного двигателя выглядит вот так.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Ротор асинхронного двигателя

Давайте более подробно рассмотрим, из чего же состоит ротор асинхронного двигателя.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Самая главная часть — это вал. Иначе, как бы происходило вращение?

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

На вал ротора с двух сторон надеваются подшипники, которые крепятся к передней и задней крышкам и центруют ротор ровно посередине статора.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Далее идет сердечник, набранный из листов специальной электротехнической стали, которые изолированы друг от друга. Кстати, сетевые трансформаторы собираются из такой же стали.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Как вы можете далее заметить, в сердечнике ротора есть специальные пазы

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

В них вставляются медные или алюминиевые стержни,

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

которые замыкаются на кольцо с обеих сторон, образуя так называемую «беличью клетку».

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

В общем виде полностью собранный ротор асинхронного двигателя выглядит вот так.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

А вот так он выглядит в реальном двигателе.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Всегда помните, что в асинхронном двигателе вращается ротор, а не статор. Статор — это неподвижная часть, а ротор — подвижная часть электродвигателя. В рабочем состоянии двигателя между ротором и статором всегда имеется воздушный зазор. При работе двигателя ротор ни в коем случае не должен задевать статор двигателя.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Информационная табличка на двигателе (шильдик)

Полную и достоверную информацию о двигателе можно узнать, если уметь «читать» шильдик. Точнее то, что на нем написано. Начнем описание шильдика рассматриваемого двигателя сверху вниз.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Способы подключения асинхронного двигателя

Как мы уже с вами узнали, асинхронный двигатель имеет три обмотки. На современный манер они обозначаются английскими буквами U,V,W. Начало каждой обмотки обозначается цифрой «1», а конец обмотки цифрой «2».

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Поэтому, есть два способа соединения обмоток: звездой и треугольником.

Способ соединения «звезда»

Способ «звезда» подразумевает соединение одинаковых выводов обмоток (начала или концы обмоток) в одну (нулевую) точку.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

В клеммной коробке двигателя это соединение будет иметь такой вид.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Как вы видите, в этом случае с помощью железных пластин мы закоротили концы обмоток в одну общую точку.

Соединение таким способом практикуется, в основном, на двигателях промышленного назначения. Часто завод-изготовитель, для таких двигателей, которые не будут реализовываться через розничную сеть, производит соединение «звездой» уже внутри статора. На корпус двигателя выводится не 6 клемм, а 3. В этом случае достаточно просто подать трехфазное напряжение. Поэтому, помните: если вы увидите, что у асинхронного двигателя только 3 провода, это значит, что его обмотки уже соединены по типу «звезда».

Способ соединения «треугольник»

Соединение «треугольник» выполняется по схеме: конец первой обмотки соединяется с началом второй, конец второй – с началом третьей, а конец третьей – с началом первой. В места соединения подается питающее трехфазное напряжение.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

В двигателе это будет выглядеть вот таким образом.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Восстановление маркировки обмоток

Если точнее, маркировка обмоток нужна только для определения направления намотки катушек обмотки. Конец и начало обмотки обозначают только с этой целью. Дело в том, что при включении обмотки в работу в ней начинают возникать вихревые токи, которые движутся по направлению «от начала к концу». Если обмотки включить по принципу «начало с началом, конец с концом», то токи суммируются, обмотки превратятся в один большой резистор и возникнет огромный суммарный ток. Двигатель начнет сильно гудеть и не будет вращаться. Очень быстро начнут нагреваться обмотки, и двигатель сгорит. Причем, вполне возможно, вспыхнет настоящее пламя оранжево-синего цвета с очень вредным и неприятным запахом.

Существует способ определения концов и начал обмоток.

Весь этот процесс очень хорошо показан на видео. Автор этого видео использовал для проверки сетевое напряжения в 220 Вольт, что я крайне не рекомендую делать. Используйте понижающие трансформаторы, либо автотрансформатор.

Подключение асинхронного двигателя к трехфазной сети

Остановимся более подробно на подключении двигателя. Завод-производитель, как правило, маркирует не только клеммы в клеммной коробке, но и концы проводов. В реальности это либо алюминиевые скобки, либо пластиковые или картонные бирки с номером провода. Обмотки в современных двигателях указывается, как U, V, W. Начало обмоток цифрой «1», а конец — цифрой «2». Как вы уже знаете, асинхронный двигатель может быть включен по схеме «звезда», а также по схеме «треугольник». В 90% случаев используется именно подключение «звезда».

Итак, у нас обмотки двигателя соединены по схеме «звезда». Куда же нам подать напряжение, чтобы двигатель начал свое вращение?

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Оказывается, все просто. Так как в трехфазной сети у нас в основном 4 провода ( Фаза A, Фаза B, Фаза C, Земля), то соответственно, мы должны задействовать все 4 провода.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Есть также небольшой нюанс при подключении асинхронного двигателя к трехфазной сети. Допустим, если мы подключили двигатель по схеме выше, то у нас вал будет вращаться в одну сторону, допустим, по часовой стрелке.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Но если мы поменяем две любые фазы местами, то двигатель начнется вращаться в противоположном направлении. Такой эффект называется реверсивным включением асинхронного двигателя.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Все то же самое касается и при подключении асинхронного двигателя по схеме «треугольник». Имейте ввиду, что при включении двигателя в этом режим, мы на шильдике должны посмотреть допустимое напряжение, на которое рассчитан этот двигатель по схеме соединения «треугольник». Если по схеме «звезда» мы можем подать на такой двигатель питание 380 Вольт, то по схеме «треугольник» только 220 Вольт.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Подключение асинхронного двигателя к однофазной сети

Обратимся к конструкции трехфазного асинхронного двигателя. Как мы знаем, рабочих фаз двигателя – 3, и клемм для их подключения тоже 3. А в однофазной бытовой сети 220 Вольт проводов всего два – фаза и ноль. Что подключить на третью клемму двигателя? Если на нее подключить ответвление от любого из этих двух проводов, то мы получим просто короткое замыкание со всеми вытекающими последствиями.

Выходом является подключение такого ответвления через конденсатор. Слово «конденсатор» переводится на русский язык как «накопитель». Как известно, работает он по принципу «заряд-разряд». То есть, включенный в сеть конденсатор, какое-то время накапливает заряд, а потом, разряжаясь, отдает его обратно в сеть. Времени, в течение которого конденсатор накапливает заряд, вполне достаточно для того, чтобы фаза, от которой он питается, «ушла» вперед, сдвинулась по времени. Сдвинувшись, фаза как бы «освобождает место» для того разряда, который выдаст конденсатор, и исключает возможность «короткого» замыкания. Из-за того, что своей работой конденсатор «сдвигает» фазы, он называется фазосдвигающим. Более подробно про работу конденсатора в цепи переменного тока можно прочитать в этой статье. Таким образом, создается третий провод необходимый для подключения двигателя.

Схемы подключения к однофазной сети

Здесь все достаточно просто. Мы должны соединить конденсатор между двумя фазами. В схеме со звездой это будет выглядеть вот так.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для того, чтобы поменять вращение двигателя, нам надо просто поменять местами фазу (L) и ноль (N) местами.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Ну и все то же самое касается и со схемой подключения «треугольник».

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Как выбрать конденсатор

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Вполне может быть так, что полученное значение окажется промежуточным. То есть таким, на которое конденсаторы не выпускаются. Например, для сети 220 В, по формуле получится 311,13 В. На такое напряжение конденсаторы не выпускались. Тогда конденсатор подбирается на ближайшее значение в большую сторону. В нашем случае можно взять конденсатор на 380 Вольт и больше.

Расчет емкости конденсатора

Расчет емкости конденсатора производится по формуле, в которой учитывается схема соединения обмоток двигателя. Дело в том, что при расчете емкости учитывается не только рабочее напряжение сети, но и ток, протекающий по обмоткам двигателя. Большую роль играет и тот факт, что во время запуска двигателя, в обмотках возникает так называемый пусковой ток, который намного больше рабочего тока двигателя. А так как рабочий ток двигателя зависит от схемы включения обмоток, то естественно, и пусковой ток будет тоже зависеть от этой схемы.

Итак, формула расчета конденсатора:

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

С – искомая емкость конденсатор, мкФ

К – коэффициент, зависящий от схемы подключения обмоток

IН – номинальный ток двигателя, Амперы

U – напряжение сети, Вольты

Коэффициент К будет равен 4800 при соединении обмоток «треугольником», и 2800 – при соединении «звездой». В качестве примера, можно рассчитать емкость для рассматриваемого здесь двигателя, взяв необходимые данные с его шильдика.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Соединение «треугольник»: С = 2,3 × 4800/220 = 50,2. Полученное значение оказалось дробным, поэтому округлим его до целого в большую сторону. Итак, нам нужен конденсатор емкостью 51 мкФ на напряжение 380 В.

Выбор типа конденсатора

Конденсатор, емкость и рабочее напряжение, которого мы определили, должен быть подходящего типа. Как известно, конденсаторы разделяются на два типа: полярные и неполярные. Полярные имеют обозначение «+» и «-» на выводах и применяются в цепях постоянного тока. Неполярные обозначений на выводах не имеют и работают в любых цепях. Кроме того, по способу изготовления они разделяются на электролитические и не электролитические. Электролитические конденсаторы применяются в основном, в радиотехнике и электронике, и чаще всего, бывают полярными. Они в качестве фазосдвигающих не годятся, даже если подходят по емкости и напряжению. Лучшие конденсаторы для работы с двигателями – металлобумажные. Это один из видов неполярных конденсаторов. Пригодные марки – МБГЧ, МБН, К42-19.

Итак, конденсатор подобран и подключен, обмотки собраны правильно, провода присоединены к клеммам – включаем двигатель в сеть и понимаем, что он не развивает ту мощность, которая указана на шильдике. Это – нормально. Таковы законы индуктивности и электродинамики – об этом нужно помнить. Трехфазный двигатель, подключенный к однофазной сети через конденсатор, развивает не более 60-65% от номинальной мощности.

Теория и подключение пускового конденсатора

Выше по тексту, уже было сказано, что во время запуска двигателя возникает пусковой ток, намного превышающий рабочий ток двигателя. Поэтому, если мы оставим только рассчитанный нами конденсатор, мы не учтем наличие пускового тока. Двигатель будет трогаться очень медленно, наращивая обороты понемногу.

Для устранения этого эффекта, параллельно рабочему конденсатору подключают пусковой конденсатор. Все его характеристики должны были быть такими же, как у рабочего конденсатора, кроме емкости. Его емкость равна емкости рабочего конденсатора, умноженной на 2,5.

Подключается пусковой конденсатор параллельно рабочему. Время его включения – краткосрочное, только до того момента, когда двигатель наберет стабильные обороты. Как правило, подключают пусковой конденсатор через кнопку без фиксации. То есть, пока кнопку удерживают в нажатом состоянии, пусковой конденсатор подключен к клеммам двигателя.

Как проверить двигатель перед запуском

Перед тем, как запустить асинхронный двигатель в работу, желательно его проверить на работоспособность. С чего же начать?

Внешний осмотр двигателя. Проверьте, нет ли сколов, вмятин, покрутите вал двигателя. Он должен крутиться плавно и без рывков в обе стороны. Этим действием вы проверяете подшипники, на которых держится ротор двигателя. Если вал двигателя подклинивает, то на это могут быть несколько причин: разбиты посадочные места под подшипники, убитые подшипники, либо ротор затирает статор. Для того, чтобы выяснить причину, нужно будет полностью разобрать двигатель и выяснить реальную проблему. Если все ок, то двигаемся к следующему шагу.

Проверяем обмотки двигателя. Для этого берем мультиметр, ставим его на измерение сопротивления и проверяем сопротивление обмоток. Если обмотки подключены по схеме «звезда», то нам будет достаточно замерять сопротивление между клеммами, куда подается напряжение питания. Делается это в три этапа.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

Во всех трех случаях сопротивление должно быть одинаково. Допускается отклонение в несколько Ом.

Этими тремя действиями мы проверили обмотки нашего двигателя и убедились, что они все целые.

И заключительный шаг. Проверяем, не звонятся ли обмотки на землю. Так как все обмотки так или иначе соединяются между собой, достаточно будет встать щупом мультиметра на любую из обмоток, а вторым щупом встать на корпус двигателя. Переключатель на мультиметре поставить на измерение МОм.

Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Смотреть картинку Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Картинка про Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором. Фото Для чего нужен асинхронный двигатель с фазным ротором

В идеале должно получиться бесконечно большое сопротивление, в реале от 100 МОм и выше. Если сопротивление очень маленькое, что то около 1-10 Ом, то это означает, что какая-то из обмоток двигателя звонится на землю, что категорически недопустимо. На практике если же сопротивление меньше 1 МОм, то надо выяснить причину и устранить ее. Скорее всего в двигатель попала влага, грязь, либо произошел пробой диэлектрика медного провода. В этом случае поможет только полная разборка и визуальное выяснение причины.

Все те же самые операции применяются и к двигателю со схемой подключения «треугольник».

Большинство материала для статьи «асинхронный двигатель» было взято из видео ниже. Обязательно к просмотру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *